Домой

Программа дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология» томск 2008 Цели и задачи дисциплины




Скачать 379.76 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология» томск 2008 Цели и задачи дисциплины
страница1/3
Дата22.02.2013
Размер379.76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
1.2. Задачи преподавания дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объем дисциплины в виде учебной работы
4. Содержание дисциплины
Форма аудиторных занятий
Раздел V. Хозяйственная, социальная и политическая организация традиционного общества
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.2. Основные направления и школы в культурной антропологии.
4.2.4. Язык и этногенез.
4.2.5. Хозяйственная, социальная и политическая организация традиционного общества.
4.2.6. Формы обмена, общения и культурной традиции.
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6.1.2. Дополнительная литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.
Подобные работы:
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе (декан факультета)


«___» ______________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.08 «Культурная антропология»


ТОМСК 2008


1. Цели и задачи дисциплины:


1.1. Целью преподавания дисциплины «Культурная антропология» является формирование у студентов-культурологов системы знаний о человеке, как родовом существе, прошедшего историко-культурную эволюцию.


^ 1.2. Задачи преподавания дисциплины.

Важнейшими задачами изучения данного курса являются освоение, формирование и расширение обширнейшего диапазона знаний:

о месте культурной антропологии в системе научного знания, предмете, объекте и методах культурной антропологии;

о ведущих направлениях и школах в культурной антропологии, а также ученых внесших значительный вклад в культурно-антропологическое знание;

о теории и эмпирических данных антропогенеза (происхождения человека) и социогенеза (возникновения и эволюции общества);

о типологии и исторических этапах развития традиционного общества (общества охотников и собирателей, общества скотоводов, общества земледельцев);

о теории этноса, языка и этнолингвистической классификации народов;

о человеке в социальных структурах (генезисе родства, брака, семьи).

о теоретических закономерностях происхождения власти и исторических типах политической организации;

о социокультурной среде человека, культуре как системе человеческих отношений, социокультурной коммуникации;

о регулятивных образованиях (нормах и ценностях) в культуре,

об универсальных потребностях и интересах человека и культурном обмене;

о культурном разнообразии человечества;

о культурной традиции и инновации в культуре, типах культурно-исторического наследия.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения курса студенты должны:

  • владеть всем объемом знаний по курсу;

  • уметь работать с научной и учебной литературой по курсу;

  • владеть понятийным и фактическим материалом;

  • анализировать и обобщать фактический материал;

  • выступать с сообщениями и докладами, писать рефераты, курсовые работы;

  • уметь использовать полученные знания в своей будущей профессиональной (научной и педагогической) деятельности.



^ 3. Объем дисциплины в виде учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

380

3

4

Аудиторные занятия

180

90

90

Лекции

108

54

54

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)

72

36

36

Лабораторные работы (ЛР)










И (или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

200

100

100

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Два экзамена

Экзамен

Экзамен



^ 4. Содержание дисциплины:


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий («Тематический план»):



п/п


Раздел дисциплины


Всего часов

^ Форма аудиторных занятий

Сам. раб.

Всего

Лекц.

Сем.

1.

Раздел I. Методологические основы культурной антропологии

30

14

8

6

16

2.

Предмет и объект культурной антропологии

6

2

2

-

4

3.

Место культурной антропологии в системе научного знания

6

2

2

-

4

4.

Методы культурной антропологии

18

10

4

6

8

5.

Раздел II. Основные направления и школы в культурной антропологии

102

48

26

22

54

6.

Классический эволюционизм в культурной антропологии

12

6

4

2

6

7.

Диффузионизм в культурной антропологии

8

4

2

2

4

8.

Социологическая и культурно-историческая школы в культурной антропологии

8

4

2

2

4

9.

Биологизаторские направления в культурной антропологии

4

2

2

-

2

10.

Психологические направления в культурной антропологии

8

4

2

2

4

11.

Психоаналитическое направление в культурной антропологии

10

4

2

2

6

12.

Функционализм, структурализм и символизм в культурной антропологии

18

8

4

4

10

13.

Когнитивное и релятивистское направления в культурной антропологии

8

4

2

2

4

14.

Современная западная культурная антропология

18

8

4

4

10

15.

Этнография (Этнология) в России и СССР.

8

4

2

2

4

16.

Раздел III. Антропосоциогенез

58

28

20

8

30

17.

Шкала антропогенеза

4

2

2

-

2

18.

Древний человек: вехи антропогенеза

18

8

6

2

10

19.

Социогенез: развитие доисторического общества

12

6

4

2

6

20.

Возникновение мышления и речи

12

6

4

2

6

21.

Типология и эволюция обществ

12

6

4

2

6

22.

Раздел IV. Язык и этногенез

62

28

16

12

34

23.

Теория этноса

18

8

4

4

10

24.

Эволюция этноса и этнические процессы

8

4

2

2

4

25.

Классификация языков и народов

6

2

2

-

4

26.

Этнолингвистическая классификация

12

6

4

2

6

27.

Язык как этнический фактор

8

4

2

2

4

28.

Этническое самосознание и взаимодействие

10

4

2

2

6

29.

^ Раздел V. Хозяйственная, социальная и политическая организация традиционного общества

48

22

14

8

26

30.

Общество охотников и собирателей

4

2

2

-

2

31.

Общество скотоводов

4

2

2

-

2

32.

Общество земледельцев

4

2

2

-

2

33.

Система семейно-родственной организации

10

4

2

2

6

34.

Родовая структура общества

8

4

2

2

4

35.

Происхождение власти

10

4

2

2

6

36.

Вождество: начало социально-политической эволюции

8

4

2

2

4

37.

Раздел VI. Формы обмена, общения и культурной традиции

80

40

24

16

40

38.

Человек и социокультурная среда: общение, обмен, культурная традиция

4

2

2

-

2

39.

Культура как система человеческих отношений

8

4

2

2

4

40.

Социокультурная коммуникация

8

4

2

2

4

41.

Регулятивные образования в культуре

8

4

2

2

4

42.

Интересы и потребности как основы социальной активности человека

8

4

2

2

4

43.

Культурный обмен и выживание

12

6

4

2

6

44.

Культурное разнообразие

4

2

2

-

2

45.

Преемственность культурной традиции: механизмы трансляции социокультурного опыта

8

4

2

2

4

46.

Соотношения традиции и инновации в культуре

4

2

2

-

2

47.

Типы культурно-исторического наследия

8

4

2

2

4

48.

Конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и понимания «своей» и «чужой» культур

8

4

2

2

4

49.

Итого:

380

180

108

72

200



^ 4.2. Содержание разделов дисциплины:


4.2.1. Методологические основы культурной антропологии.

Введение в культурную антропологию. Предмет и объект культурной антропологии. Характеристика предмета и объекта культурной антропологии. Функции культурной антропологии как науки (онтологическая, гносеологическая (познавательная), методологическая, эвристическая и историко-кумулятивная, аксиологическая).

Методы культурной антропологии. Значение методологии и научных определений в познании человека и культуры. Общенаучные (теоретические) методы. Диалектический метод. Исторический метод. Системный метод. Специальные и частнонаучные (прикладные) методы. Сбор данных. Наблюдение. Биографический метод. Метод интервью. Методы визуальной антропологии. Анализ письменных источников и документов.

Место культурной антропологии в системе научного знания. Структура культурной антропологии. Физическая антропология. Социальная антропология. Философская антропология. Прикладные (психологическая, экономическая, политическая, юридическая, педагогическая, историческая, экологическая и др.) антропологии. Культурная антропология в системе гуманитарных наук. Функции культурной антропологии как учебной дисциплины (экспликации (выявления) универсалий, коммуникативная, профессионально-творческая).

  1   2   3

Скачать 379.76 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты