Домой

Храм Христа Спасителя Собор Василия Блаженного Глава Храм моей малой родины Заключение литература




Скачать 243.05 Kb.
НазваниеХрам Христа Спасителя Собор Василия Блаженного Глава Храм моей малой родины Заключение литература
Дата22.02.2013
Размер243.05 Kb.
ТипЛитература
Содержание
Глава 1. История возникновения храма.
Глава 2. Особенности храмовой архитектуры.
Шатровые каменные храмы
2.1. Внутреннее устройство храма.
2.2. Внешнее устройство храма.
3.1. Храм Христа Спасителя.
3.2. Собор Василия Блаженного.
Глава 4. Храм моей малой родины.
Подобные работы:

Красноармейский отдел образования. Приход в честь Архангела Михаила.

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения.


Православные храмы отечественной истории и культуры.


Автор: Ускова Екатерина, учащаяся ГБОУ СОШ пос. Кировский.

Руководитель: Елисеева С.Ю., учитель ГБОУ СОШ пос. Кировский. по МХК.

.


2012.


Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………........... 3 2. Глава 1. История возникновения храма…….……………………………………5 3. Глава 2. Особенности храмовой архитектуры......................................................7 2.1. Внутреннее устройство храма…………………………………………………10

2.2. Внешнее устройство храма………..…………………………………………...11

4. Глава 3. Самые известные храмы России….…………………………................12

3.1. Храм Христа Спасителя……………………………………………...12

3.2. Собор Василия Блаженного………………………………………….13

5. Глава 4. Храм моей малой родины…………………………….………………..14

6. Заключение………………………………………………………………………..16

7. Литература………………………………………………………………………..17

8. Приложение 1. Жертвенник всесожжений храма Соломона. ………………..18

9. Приложение 2. Скиния и схема её построения. ……………………………….19-20

10. Приложение 3. Катакомба.……………………………………………………..21

11. Приложение 4. Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Богословка………………………………………………...22

12. Приложение 5. Шатровый каменный храм Покрова Пресвятой Богоридицы в Медведко……………………………………………...23

13. Приложение 6. Церковь Александра Невского построенная в готическом стиле…………………………………………………………………..24

14. Приложение 7. Свято-Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре……...25

15. Приложение 8. Схема внутреннего устройства храма........................……......26 16. Приложение 9. Храм Христа Спасителя………………………………………27

17. Приложение 10. Собор Василия Блаженного………………………………….28 18. Приложение 11. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Волчанка.....29


«… В храмах есть особенное присутствие бога, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях»

Свт. Филарет, митрополит Московский

ВВЕДЕНИЕ.

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни. Православные храмы – это отражение культурной жизни народа, это летопись отечественной истории, которая может говорить тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ни что не говорит о погибшем народе. Православные храмы – это отражение культурной жизни народа, это летопись отечественной истории, которая может говорить тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ни что не говорит о погибшем народе.

Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По наименованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор и многие другие храмы России. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа.


^ Глава 1. История возникновения храма.

Слово «храм» (от «храмина») означает «здание», «дом». Название «церковь»- греческое, переводится как «дом Божий». Храм называется церковью, т.е. домом Божиим, потому что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живёт в своём доме. Название церкви дано храму ещё и потому что в него для молитвы собирается Церковь, т.е. верующие общество которых называют Церковью.

В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная, по повелению Божию, Моисеем за 1495 лет до Рождества Христово. Тем не менее, евреи совершали богослужение до Моисея, когда ещё не было скинии, и делали это на жертвеннике. Жертвенники строились из земли и камня под открытым небом, но преимущественно на таких местах, где бог являлся человеку: например, Иаков поставил жертвенник в Вефиле после того, как он видел там лестницу, вершиной своей касавшуюся Небес. Или жертвенники строились там, где Бог являл человеку какое- либо особое благодеяние; например, Ной по окончанию потопа и по выходе из ковчега построил жертвенник близ Арарата. Наконец, в таких местах, которые особенно располагали человеку в молитве, например на горах и в рощах. Так, Авраам устроил жертвенник в дубраве Мамврийской и на горе Мориа.( Приложение 1).

После Моисея евреи служили Богу в скинии, а со временем Соломона – в храме. Скиния Моисея и храм Соломона послужили прообразом и наших храмов. Скиния была похожа на современный походный храм или палатку и состояла из трёх частей: двора, святилища и Святого Святых. ( Приложение 2). Двор был обнесён протянутыми по столпам покровами. Вход в него был с востока и закрывался завесой. Внутри двора помещались жертвенник и умывальница. В святилище было три священных предмета: Светильник, стол, или трапеза, и алтарь кадильный. В святилище могли входить только священники. В Святом Святых стоял Ковчег Завета. Это был небольшой ящик, сделанный из акации и внутри обитый золотом. Золотая крышка его называлась чистилищем. В Ковчеге находились три священных предмета: скрижали, или каменные доски, на которых Господом были записаны Десять заповедей (Десятословие); золотой сосуд с манной и чудесный жезл Ааронов. В Святое Святых могли входить только первосвященники, и то однажды в год – в праздник очищения, когда он кропил очистилище жертвенной кровью. Храм Соломона по устройству своему был похож на скинию, но имел и свои особенности. Он был вдвое больше скинии, двор был огорожён зданиями в три этажа. Во дворе было Медное море – огромный медный сосуд стоявший на двенадцати медных волах. Что касается Святого Святых, то там было всё так же, как и в сикнии.

В апостольские времена храмы тоже не были похожи на наши церкви. Для них в обыкновенном здании отделялась для богослужения особая комната, и притом большей частью наверху, а не внизу, оттого и называлась она горница – от слов «горе», «гора». Так, например, сам Иисус Христос совершил Тайную вечерю в сионской горнице. Когда же христиан стали преследовать иудеи и язычники, то христиане начали отправлять своё богослужение в домах и пещерах – катакомбах.(Приложение 3). В катакомбы спускались по ступенькам крутой лестницы. Они состояли из трёх частей: галереи, комнаты и церкви. Галереи – это узкие и длинные коридоры, высеченные в скале, стены которых сверху донизу заняты гробницами в виде ниш. Комнаты назывались кубикулами(спальнями). В стене на против входа в кубикулу обычно была гробница мученика. В потолке делались небольшие отверстия для света и вентиляции. Церкви в катакомбах – это те же кубикулы, но большие по размерам. В каждой церкви непременно была одна или несколько гробниц святых мучеников. Каждая церковь разделялась на две половины: алтарь отделялся от пространства, где стояли молящиеся, двумя колоннами, заложенными в стену. С IV века, когда царь Константин объявил христианскую веру господствующей. С 988 года началось крещение Руси, христианская вера начла утверждаться, появились у христиан и храмы.


В нашей стране существует несколько видов храмов: это просто церковь, или храм, собор и собор кафедральный. Различие между ними вот какое: собор – это главный храм среди приходских храмов; в соборе служит не один священник, как это может быть в приходской церкви, а несколько; к собору не причисляется какой- нибудь определённый приход, как в приходской церкви, а в него собираются для молитвы из всех приходов. Кафедральный собор – главный среди соборов; это храм архиерейский: в нём обыкновенно совершаются все торжественные архиерейские службы. В каждом крупном центре может быть несколько соборов, но кафедральный собор - только один.

Первые храмы по внешнему виду были такие же, как и современные, но по внутреннему устройству немного отличались. Форма их была не везде одинакова: строились храмы то продолговатые – в виде корабля, то восьмиугольные – в виде звезды, то круглые, то крестообразные. Если строили храм в виде корабля, то это означало, что мир – это житейское море, а Церковь – корабль, на котором только и можно безопасно переплыть это море, чтобы достигнуть мирной пристани – Царства Небесного. Если строили храм в виде звезды, то этим хотели сказать, что мир – это пустыня, а храм – путеводная звезда в этом мире. Крестообразный храм строился в утверждение того, что в основание Церкви положен Крест Христов. Все храмы с давних пор увенчиваются куполом, или главой. Купол напоминает нам о Небе, куда должны стремиться наши мысли и желания. Он же символизирует и Главу Церкви – Иисуса Христа, а меньшие главы – апостолов. Таких глав иногда бывает более пяти.

^ Глава 2. Особенности храмовой архитектуры.

Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: Киевский Софийский собор, София Новгородская, Владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию Константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части. Князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь в организм христианства.

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов. Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура.(Приложение 4). Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

^ Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. (Приложение 5). Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло, во-первых, от деревянного, а во-вторых, от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г. Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.

Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей. Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.

Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне etc. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм. В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. (Приложение 6). Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой.

Храмы «под звоном», или «иже под колоколы» − это столпообразные храмы, у которых ярус звона помещен на основном объеме, под главой. Замечательные образцы древнерусской архитектуры этого типа появились на Руси в XIV веке – предположительно, первым из них был храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле, построенный еще при Иване Калите в 1329 году и не дошедший до наших дней. Известно, что это было столпообразное здание девяти метров в диаметре, в форме неправильного восьмигранника в плане. Замечательный образец несколько более позднего времени – Свято-Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре.(Приложение 7).Ряд превосходных храмов «под звоном» дало русской архитектуре московское (нарышкинское) барокко. Это касается тех храмов, авторство которых принадлежит (или приписывается) зодчему Якову Бухвостову: Покрова в Филях, Бориса и Глеба в Зюзино, Троицкая в Троице-Лыково, Спаса в Уборах, Знамения на Шереметевом дворе. Стройные, высокие барочные храмы становятся еще выше благодаря дополнительному ярусу звона – пирамидальные строения, похожие на свечи, великолепно смотрятся издалека. В Москве из барочных церквей «под звоном», кроме Нарышкинских, есть современная им знаменитая Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила), украшенная в стиле западного барокко и близкая по архитектуре не только к культовым, но и к светским постройкам.

В конце XVIII − XIX веках, в эпоху классицизма, архитекторы также обращались к типу храма «под звоном». На ажурные барочные церкви их произведения уже не были похожи; они композиционно ближе к древним образцам: звонница на массивном четверике. Таковы церкви в Наро-Фоминске, в Ершово (восстановлена), в Воздвиженском. Среди новопостроенных храмов тоже встречаются церкви «иже под колоколы»; они представляют собой контаминацию различных стилей или стилизации под древнерусские храмы.

^ 2.1. Внутреннее устройство храма.

Православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. (Приложение 8). Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма. При входе в храм снаружи устраивается паперть - площадка, крыльцо. Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат - икона Божией Матери. Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм. На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа. Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху - всегда помещается крест. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.


^ 2.2. Внешнее устройство храма.

Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи. Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест" (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется "трезвон". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон".


Глава 3. Самые известные храмы России.

^ 3.1. Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. (Приложение 9). 

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал  Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. Идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. На всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий. 

В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти . 5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории.

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Христа Спасителя. И вот в наше время вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик  -  Храм Христа Спасителя. 


^ 3.2. Собор Василия Блаженного.

 Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера. (Приложение 10).

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название. Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый - самый высокий - храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного; центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца 17 века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. В середине 20-х годов 20 века собор Василия Блаженного получил статус музея. С 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея.

^ Глава 4. Храм моей малой родины.

В моём районе есть храм. Это Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Волчанка. (Приложение 11). История села Волчанка восходит к временам «старины далекой». Именно тогда, по одной из версий старожилов, в наших местах появились переселенцы с Украины. 20 июня 1830 г., судя по архивным данным администрации Красноармейского района, была отведена земля под строительство Церкви в Вольском уезде, в деревне Волчанка. Строительство завершилось в 1850 г. На средства прихожан была построена деревянная Церковь с колокольней на каменном фундаменте. Не смотря на революцию 1917 г. Храм был сохранён и в 1947 году богослужения в храме были возобновлены. Так же был организован церковный хор, началась работа по восстановлению зимнего прихода в храме. В 2005 г. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы включен в «Список вновь выявленных объектов, представляющих художественную, историческую, научную или иную культурную ценность».

Трудно сказать, чем объяснить сей факт, но деревянный храм в Волчанке за все годы своего существования не закрывался и не пережил крупных пожаров. Старожилы Красноармейского района уверяют, что он принимал прихожан и в ураганные тридцатые годы XX века, когда все остальные церкви были разрушены или были отданы под зернохранилища, клубы и даже конюшни. Волчанский храм тогда оставался, чуть ли не единственным, действующим на всю районную округу. Хотя стоял, но был брошен большой храм в селе Дергачи. Сегодня, увы, на его восстановление сил нет. Храм Покрова Пресвятой Богородицы – это один из последних, деревянных, старинных храмов. Это редчайший исторический памятник зодчества, иконописи. Здесь хранятся, по сей день редчайшие, старинные книги. Храм Покрова Пресвятой Богородицы – это душа села.


Заключение.

В архитектуре храма имеют отражение национальные вековые традиции храмового зодчества. Христианство дало миру замечательные творения архитектуры, живописи, иконописи и церковной музыки, Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других и потому ставящее в единый ряд шедевров. Как неповторим по своей внешности каждый человек, также неповторим и каждый храм. Бесконечное разнообразие модификаций архитектуры православных храмов не мешает узнаваемости в каждом из них, к какому бы веку или стране они ни принадлежали, православного начала. Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры. Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Это памятники былого, нити, связывающие нас с родной землей и предшествующими поколениями. В истории нашей Родины был семидесятилетний вынужденный перерыв храмостроительства и утрата значительного числа древних храмов и монастырей. Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались. И сейчас стоит задача не только воссоздания утраченных святынь, но и строительства новых храмов. В настоящее время искусствоведческой наукой и реставрационными силами страны производится массовое изучение и реставрация храмового строительства, позволяющее открыть новые страницы древнего русского храмового зодчества и восстановить образы многих храмов. И это правильно, так как это наша история, наши «корни», это духовность нашего народа. Понятие «православие» и «Россия» всегда были неразделимы.

Литература.

  1. Анакшевич М. А. Храмы России. – М.: АСТ, Астрель, 2008г.

  2. Вагнер Г. К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 22-38.

  3. Губарёва М. В., Низовский А. Ю. С 81. 100 великих храмов мира. – М.: Вече, 2000.

  4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. — М.: Высш. шк., 2003.

  5. Канаев И.П. Архитектура современных православных малых храмов и часовен: Автореф. дисс. - М., 2002.

  6. Матрынов А. И. Археология. — М.: Высш. шк., 2000.

  7. МДС 31-9.2003. Православные храмы. Т. 2. Православные храмы и комплексы: Пособие по проектированию и строительству. - М.: АРХХРАМ, 2003.

  8. Минаков. С. Храмы великой России. – М.: Эксмо. 2009 г.

  9. Михайлов Б. Современная иконопись: тенденция развития // Церковный вестник. 2002. Июнь. № 12-13.

  10. Москва златоглавая. Монастыри, храмы, святыни: Путеводитель. - М.: УКИНО "Духовное преображение", 2007.

  11. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. – М.: Вече, 2002.

  12. Пантилееева А. И. Самые знаменитые православные храмы Москвы. – М.: Белый город, 2010 г.

  13. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  14. Православные храмы Смоленска. — Смоленск, ООО "Русь"; ООО "Кантилена", 2003.

  15. Сокольникова Н. М., Крейн В. Н. История стилей в искусстве. — М.: Гардарики, 2006.

  16. Цветков С. Э. Русская история. Кн. 3 — 4. М.: Центрполиграф, 2006 — 2008.



Приложение 1. Жертвенник всесожжений храма Соломона.





Приложение 2. Скиния и схема её построения.







Приложение 3. Катакомба.


Приложение4. Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Богословка.





Приложение 5. Шатровый каменный храм Покрова Пресвятой Богоридицы в Медведко.




Приложение 6. Церковь Александра Невского построенная в готическом стиле.




Приложение 7. Свято-Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре.





Приложение 8. Схема внутреннего устройства храма.





Приложение 9. Храм Христа Спасителя.




Приложение 10. Собор Василия Блаженного.




Приложение 11. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Волчанка.





Скачать 243.05 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты