Домой

Программа дисциплины для специальности 35. 05. 00 «Социальная работа» дневной формы обучения




НазваниеПрограмма дисциплины для специальности 35. 05. 00 «Социальная работа» дневной формы обучения
страница1/14
Дата22.02.2013
Размер0.74 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Юридический институт
Одобрено на заседании кафедры теории и методики социальной работы.
УДК 361.3 Составитель В.И. Рузанов
Требования к обязательному минимуму содержания
История социальной работы.
I. организационно-методический отдел
Формы и методы проведения занятий
Распределение часов по темам и видам работ
Распределение часов по темам и видам работ
Тема I. Теоретические проблемы истории социальной работы
План семинарского занятия
План семинарского занятия
План семинарского занятия
План семинарского занятия
Тема VII. Развитие социальной помощи в средневековой Европе
План семинарского занятия
План семинарского занятия
План семинарского занятия
План семинарского занятия
План семинарского занятия
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Рабочая программа дисциплины

для специальности 35.05.00

«Социальная работа»

дневной формы обучения


Красноярск 2003


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

^ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Рабочая программа дисциплины

для специальности 35.05.00

«Социальная работа»

дневной формы обучения


Красноярск 2003


^

Одобрено на заседании кафедры теории и методики социальной работы.


Зав. кафедрой Е.В. Жижко


11 сентября 2002 г.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 35.05.00 «Социальная работа»

^

УДК 361.3



Составитель В.И. Рузанов




История социальной работы: для студентов специальности «Социальная работа»: Рабочая программа / Сост. В.И. Рузанов Краснояр. гос. ун-т; Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2003. 58 с.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского госуниверситета


© Красноярский

государственный

университет,

2003

© В.И. Рузанов,

2003


^ Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки специалиста

по специальности 35.05.00 - Социальная работа

ОПД.Ф08


^ История социальной работы.

Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества.

Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы.

Международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России.

Международный опыт социальной работы.


135



^

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ



Программа курса имеет целью изучение этапов, форм и моделей становления социальной работы в России и за рубежом как общественного института, формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации.

В рамках данного курса рассматриваются проблемы периодизации развития социальной работы, выделяются основные модели социальной работы в разные периоды развития человеческого общества.

Программа нацелена на углубленное изучение возникновения и развития форм социальной помощи и благотворительности в России, закономерностей становления отечественного института социальной работы. Достижение обозначенной цели составляет существенный момент подготовки специалистов по социальной работе, поскольку позволяет рассмотреть её развитие в исторической перспективе; глубже понять причины, приводящие к возникновению и распространению в обществе феномена социальной поддержки и взаимопомощи; познакомиться с отечественными традициями общественного призрения и благотворительности и помогает оценить их роль в жизни как российского, так и современного общества вообще. В этой связи определенное внимание уделяется рассмотрению социальной работы как феномена современного общества, основным современным концепциям и моделям социальной работы.

Курс истории социальной работы предполагает выполнение следующих задач:

  • дать студентам представление об общих исторических закономерностях и особенностях развития социальной работы в России и за рубежом;

  • сформировать целостное видение и активно-ценностное отношение к российскому историческому прошлому, традициям в области социальной поддержки и взаимопомощи;

  • познакомить с различными моделями и парадигмами социальной помощи, сложившимися в России и в мире за несколько столетий;

  • выявить критерии и возможные способы исторической периодизации основных этапов развития социальной работы;

  • проанализировать место отечественной парадигмы социальной помощи в контексте развития мировой цивилизации, складывающихся в различных регионах моделей практики социальной помощи, социального регулирования и контроля (на примере архаических обществ, государств Древнего Востока, Египта и Античности, стран средневековой Европы, государств современного мира);

  • сформировать целостное представление о социальной работе как феномене современного мира, проанализировать международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

На практических занятиях предполагается проведение сравнительного анализа различных моделей социальной помощи в контексте их исторического развития и сменяемости, изменения субъектов и объектов, институтов поддержки, идеологии и направленности помощи, понятийного языка, связанных со сменой политического строя и идеологии, разрушением социокультурного пространства, влиянием природных и социальных факторов.

Предусматривается углубленная проработка некоторых тем и представление их в виде докладов; написание рефератов и курсовых работ; проработка вопросов и заданий для самоконтроля.

Дипломированный специалист в области истории социальной работы должен:

  • знать основные этапы становления социальной работы в России и за рубежом как общественного института;

  • иметь четкие представления об основных институтах, формах и направлениях социальной работы в разные периоды развития человеческого общества;

  • понимать главные закономерности и исторические особенности возникновения и развития форм социальной помощи и благотворительности в России, знать содержание основных этапов становления отечественного института социальной работы;

  • знать коренные социально-экономические и культурно-исторические предпосылки институционализации социальной работы;

  • уметь проводить сравнительный анализ различных моделей социальной работы, получивших распространение в современном мире;

  • быть в состоянии выделять и анализировать преимущества и недостатки той или иной модели социальной работы, в частности, с точки зрения ее соответствия потребностям определенного уровня исторического развития общества;

  • владеть критериями периодизации исторического развития социальной работы, понимать социокультурную обусловленность критериев оценки уровня и содержания социальной работы;

  • уметь выделять общее и особенное в сложившихся моделях социальной работы в разных странах мира, видеть и понимать их связь с историческими особенностями развития и культурными традициями данной страны.

^ Формы и методы проведения занятий: лекции, семинары, контрольные работы.


Распределение часов по темам и видам работ

для студентов дневного отделения







Всего

Аудит. занятия

Сам.



Наименование тем и разделов

часов

лекции

семинары

работа

1

Теоретические проблемы истории социальной работы

4

1




3

2

Зарождение феномена общественной помощи и взаимопомощи в архаический период

8

2

2

4

3

Социальная работа в контексте исторического развития общества

8

2

2

4

4

Особенности становления института социальной работы в России в контексте мирового цивилизационного процесса

3

1




2

5

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах

8

2

2

4

6

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

8

2

2

4

7

Развитие социальной помощи в средневековой Европе

8

2

2

4

8

Церковно-государственная помощь в XIV – первой половине XVII в. в России

8

2

2

4

9

Развитие общественного призрения как области государственного управления в России XVII в.

7

2

2

3

10

Становление государственной системы общественного призрения в России (вторая половина XVII – первая половина XIX в.)

10

2

4

4

11

Европейская государственная практика помощи и поддержки нуждающихся в XVII-XIX вв.

8

2

2

4

12

Североамериканская практика обеспечения и защиты социально уязвимых слоев населения в XVII-XIX вв.

8

2

2

4

13

Общественное и частное призрение в России во второй половине XIX - начале XX в.

8

2

2

4

14

Система государственного обеспечения в СССР в 1917-1991 гг.: состояние, проблемы, тенденции

10

2

4

4

15

Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в ХХ в.

8

2

2

4

16

Международный исторический опыт социальной работы ХХ в.

8

2

2

4

17

Новейшая история социальной работы в России

8

2

2

4

18

История становления теории социальной работы за рубежом и в России


5

2




3




ИТОГО

135

34

34

67


^ Распределение часов по темам и видам работ

для студентов заочного отделения







Всего

Аудит. занятия

Сам.



Наименование тем и разделов

часов

лекции

семинары

работа

1

Теоретические проблемы истории социальной работы

6







6

2

Зарождение феномена общественной помощи и взаимопомощи в архаический период

7

1




6

3

Социальная работа в контексте исторического развития общества

7

1




6

4

Особенности становления института социальной работы в России в контексте мирового цивилизационного процесса

6







6

5

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах

9

1




8

6

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

10

1

1

8

7

Развитие социальной помощи в средневековой Европе

7




1

6

8

Церковно-государственная помощь в XIV – первой половине XVII в. в России

7

1




6

9

Развитие общественного призрения как области государственного управления в России XVII в.

7




1

6

10

Становление государственной системы общественного призрения в России (вторая половина XVII – первая половина XIX в.)

9

1




8

11

Европейская государственная практика помощи и поддержки нуждающихся в XVII-XIX вв.

7

1




6

12

Североамериканская практика обеспечения и защиты социально уязвимых слоев населения в XVII-XIX вв.

7




1

6

13

Общественное и частное призрение в России во второй половине XIX - начале XX в.

9

1

1

7

14

Система государственного обеспечения в СССР в 1917-1991 гг.: состояние, проблемы, тенденции

9

1




8

15

Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в ХХ в.

7




1

6

16

Международный исторический опыт социальной работы ХХ в.

7

1




6

17

Новейшая история социальной работы в России

7




1

6

18

История становления теории социальной работы за рубежом и в России


7




1

6




ИТОГО

135

10

8

117


^ Распределение часов по темам и видам работ

для студентов заочного отделения (второе высшее)







Всего

Аудит. занятия

Сам.



Наименование тем и разделов

часов

лекции

семинары

работа

1

Теоретические проблемы истории социальной работы

6







6

2

Зарождение феномена общественной помощи и взаимопомощи в архаический период

8

1




7

3

Социальная работа в контексте исторического развития общества

6







6

4

Особенности становления института социальной работы в России в контексте мирового цивилизационного процесса

7







7

5

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах

9




1

8

6

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

9

1




8

7

Развитие социальной помощи в средневековой Европе

6







6

8

Церковно-государственная помощь в XIV – первой половине XVII в. в России

8







8

9

Развитие общественного призрения как области государственного управления в России XVII в.

7







7

10

Становление государственной системы общественного призрения в России (вторая половина XVII – первая половина XIX в.)

9

1




8

11

Европейская государственная практика помощи и поддержки нуждающихся в XVII-XIX вв.

6







6

12

Североамериканская практика обеспечения и защиты социально уязвимых слоев населения в XVII-XIX вв.

7







7

13

Общественное и частное призрение в России во второй половине XIX - начале XX в.

8




1

7

14

Система государственного обеспечения в СССР в 1917-1991 гг.: состояние, проблемы, тенденции

9

1




8

15

Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в ХХ в.

8




1

7

16

Международный исторический опыт социальной работы ХХ в.

7







7

17

Новейшая история социальной работы в России

8




1

7

18

История становления теории социальной работы за рубежом и в России


7







7




ИТОГО

135

4

4

127

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

^

Тема I. Теоретические проблемы истории социальной работы


Понятие и сущность социальной работы, социальная работа как общественно-историческое явление, его генезис и поликультурный характер. Динамика семантического изменения понятия социальной работы в контексте социально-исторического развития. История социальной работы как наука, предмет и объект ее исследования. История социальной работы как учебная дисциплина.

Представление о парадигме социальной работы в России. Парадигма социальной работы в России как предмет исторического анализа. Полисубъектный характер социальной работы и организационно-правовой механизм его обеспечения.

Проблемы периодизации истории социальной работы. Филантропия, благотворительность, общественное призрение, социальное содействие, социальная помощь и социальная работа: проблемы понятийных исторических интерпретаций практики помощи нуждающимся. Подходы к изучению периодизации отечественного и зарубежного опыта к истории общественного призрения в конце XIX в.: В. Герье, Е. Максимов, А. Стог и др. Изучение истории социальной работы в ХХ в. за рубежом и в России.

Основные задачи курса истории социальной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты