Домой

Коротун Ольгой Владимировной старшим преподавателем кафедры русского языка кандидатом филологических наук программа




Скачать 103.44 Kb.
НазваниеКоротун Ольгой Владимировной старшим преподавателем кафедры русского языка кандидатом филологических наук программа
Дата20.02.2013
Размер103.44 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Лекционный курс (1 семестр)
Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики звуков русского языка.
Лекция 3. Понятие фонемы. Фонологическая система.
Лекция 4. Фонологическая система русского языка. Варьирование фонем в потоке речи.
Лекция 5. Дискуссионные вопросы фонологии.
Лекция 6. Суперсегментные единицы и средства фонетической системы.
Лекция 7. Орфоэпия и русское литературное произношение.
Лекция 8. Графика и орфография.
План практических занятий
Подобные работы:


Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

им. Ф.М. Достоевского

Филологический факультет



Кафедра русского языка

«утверждаю»


Проректор по учебной работе

Д.с.н., профессор В.В. Дубицкий


«_____» _______________ 2007 г.


Программа дисциплины

«Современный русский язык. Фонетика»


цикл ГОС ВПО специальных дисциплин (ОПД.Ф.04.1)

входит в число обязательных дисциплин


к образовательным профессиональным программам подготовки

специалистов филологии, бакалавров филологии по направлению 520313

«Филология»



Специальность

ФИЛОЛОГИЯ


Код специальности

031001.65

Фома обучения

очно-заочная



г. Омск – 2007


Программа дисциплины

«Современный русский язык. Фонетика»

разработана Коротун Ольгой Владимировной старшим преподавателем кафедры русского языка кандидатом филологических наук

Программа рассмотрена на заседании ученого совета факультета


Протокол № от « » ______________________2007 г.


Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: направление 031001.65 – филология, степень – специалист –филолог, бакалавр филологии.


Текущие формы контроля – собеседование, лабораторные работы, контрольные работы по всем разделам курса. Итоговая форма контроля – экзамен.



  1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы

Объем часов (по видам работы)

Аудиторные занятия


Самостоятельная работа студентов

В том числе

В том числе

курс

семестр

Всего

лекции

Практические занятия

семинары

лабораторные

Др.виды занятий


Всего

Курсовая работа

Реферат

Инд. занятия

Др. виды самост. работы (коллоквиум)

1

1

28

22

6










122







40

82


Общая трудоемкость дисциплины - 150 часов

Формы промежуточного и итогового контроля – собеседование, контрольная работа, лабораторная работа; экзамен.


  1. Цели и задачи дисциплины.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Даная дисциплина занимает существенное место в ряду дисциплин специализированного типа, направленных на обучение специалистов-филологов.

Целью курса является формирование общих теоретических представлений о современном развитии фонетической и фонологической системы русского языка и прикладных навыков анализа языковых / речевых явлений в области фонетики и фонологии. Формирование указанных навыков предполагает ознакомление с основами данных разделов науки о языке как в системоцентрической, так и антрополингвистической парадигмах.

Данная дисциплина непосредственно связана с дисциплинами «Лексикология», «Морфология», «Синтаксис», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Историческая грамматика», «История литературного языка».

В результате обучения филолог-специалист будет

    • иметь представления об основных этапах изучения фонетики и фонологии в России и за рубежом;

    • сформирует представление о сущности фонетических процессов языка на сегментном и суперсегментном уровне,

    • получит знания о предмете, объектах фонетики и фонологии, их соотношении с другими разделами науки о языке;

    • усвоит понятия системы и структуры, их единиц применительно к фонетическому и фонологическому уровню языка,

    • научится производить артикуляционный и акустический анализ звуков русского языка, обнаруживать позиционные и комбинаторные оттенки фонем в потоке речи, определять дифференциальные и интегральные признаки гласных и согласных фонем, позиционные и исторические чередования гласных и согласных фонем, характеризовать процессы, происходящие с фонемами в потоке речи, обнаруживать и производить анализ суперсегментных средств и единиц фонетической системы русского языка, различать стили произношения и применять общие правила произнесения звуков современного русского языка, различать принципы русской графики и орфографии.

Изучение курса предполагает проработку наиболее сложных вопросов на семинарских занятиях, дополнительную самостоятельную работу студентов, формами контроля за которой являются собеседования, контрольные и лабораторные работы.


  1. Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах)


Курс

Семестр

Раздел дисциплины,

содержание

Всего

Аудиторные занятия (часов)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

(промежуточного, текущего, итогового)

Лекции

Семинарские (практические) занятия)

Лабораторные занятия

3

6

1. Фонетика как раздел науки о языке.

2. Артикуляционные и акустические характеристики звуков русского языка.

3. Артикуляционные и акустические характеристики звуков русского языка.

4. Понятие фонемы. Фонологическая система.

5. Фонологическая система русского языка. Варьирование фонем в потоке речи.

6. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Варьирование фонем в потоке речи

7. Дискуссионные вопросы фонологии.

8. Суперсегментные единицы и средства фонетической системы.

9. Суперсегментные единицы языка: слог, ударение, интонация, фонетическое слово, речевой так, фраза.

10. Орфоэпия и русское литературное произношение.

11. Современная русская графика и орфография.




















Контрольная работа №1


Собеседование


Контрольная работа №2

Собеседование


Лабораторная работа


Лабораторные работы Лабораторная работа







Всего:




22

6




122






4. Содержание дисциплины

^ Лекционный курс (1 семестр)

Лекция 1. Фонетика как раздел науки о языке. Предмет и задачи фонетики. Методы и аспекты фонетических исследований. Фонетика и фонология. Сегментные и суперсегментные единицы. Понятие транскрипции. Основные и дополнительные знаки фонетической транскрипции. Связь фонетики с другими разделами языкознания.

^ Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики звуков русского языка. Устройство речевого аппарата человека. Понятие артикуляции и ее этапы. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков русского языка. Акустические свойства звучащей речи. Причины появления акустической классификации. Акустическая классификация звуков русского языка и ее соотношение с артикуляционной.

^ Лекция 3. Понятие фонемы. Фонологическая система. Звук и фонема. Функции фонемы. Системообразующие факторы: парадигматический и синтагматический. Понятия фонологической позиции и фонологических оппозиций; дифференциальные и интегральные признаки фонем. Система фонологических позиций Н.С. Трубецкого. Фонемы и ее аллофоны..

^ Лекция 4. Фонологическая система русского языка. Варьирование фонем в потоке речи. Состав гласных фонем. Состав согласных фонем. Понятие потока речи. Комбинаторные и позиционные оттенки фонем. Варьирование гласных и согласных фонем в потоке речи. Общая характеристика фонологической системы русского языка.

^ Лекция 5. Дискуссионные вопросы фонологии. Фонема в трактовке И.А. Бодуэна де Куртэне. Ленинградская, московская и пражская фонологические школ: концепции фонемы, вклад в развитие фонетики и фонологии. Синтагматическая и парадигматическая модели фонетической системы. Синтез различных подходов в концепции Р.И. Аванесова. Фонематическая транскрипция

^ Лекция 6. Суперсегментные единицы и средства фонетической системы. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Понятие слогораздела в разных концепциях. Фонетическая природа ударения. Место ударения в слове. Функциональная нагрузка ударения. Интонация и ее средства. Система интонационных конструкций в русском языке.

^ Лекция 7. Орфоэпия и русское литературное произношение. Орфоэпия как раздел языкознания. Истоки произносительной нормы русского литературного языка. Стили произношения. Общие правила произнесения гласных и согласных звуков русского языка. Характеристика орфоэпических словарей.

^ Лекция 8. Графика и орфография. Графика и орфография как разделы языкознания. Понятие о письме. Слоговой принцип русской графики, отступления от него и его ограничения. Принципы русской орфографии. Характеристика орфографических словарей.


^ План практических занятий

Занятие 1. Артикуляционные и акустические характеристики звуков русского языка.

Занятие 2. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Варьирование фонем в потоке речи.

Занятие 3-4. Суперсегментные единицы и средства языка: слог, ударение, интонация, фонетическое слово, речевой такт, фраза.


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература:

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 2003.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

Кодзасов С.В. Общая фонетика. М., 2002.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

Осипов Б.И. Краткий курс русской фонетики. Омск, 1992.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. Раздел «Фонетика». М., 1999.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2000. Ч. 1.

Дополнительная литература

Бодуэн де Куртэне и современная лингвистика. Казань, 1988.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963.

Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. М., 1981.

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

Черемисина Н.Р. русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1989.

Щерба Л.В. Теория русского письма. Л., 1983.


Учебно-методические пособия

Руководство по фонетической транскрипции: Методические указания для студентов филологического факультета / Сост. Б.И. Осипов. Омск, 1998.

Современный русский язык: Фонетика. Графика. Орфография. Задания к лабораторным работам для студентов филологического факультета / Сост. Б.И. Осипов, Ю.А. Снегирев. Омск, 1991.

Современный русский язык: Фонетика: Методическое пособие к занятиям (для студентов-филологов 1 курса очно-заочного отделения филологического факультета) / Сост. О.В. Коротун. Омск, 2005.

Фонетика: Задания к практическим занятиям и методические указания к их выполнению (для студентов 1 курса филологического факультета) / Сост. Н.В. Орлова. Омск, 1998


6. Техническое обеспечение дисциплины


1. Компьютерный класс - 2. Общее количество посадочных мест. - 24.

2. Мультимедийное оборудование: персональный компьютер, DvD проектор, экран.


Скачать 103.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты