Домой

Программа аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс




НазваниеПрограмма аттестационных испытаний Факультет Славянской и западноевропейской филологии Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература) 2 курс
страница1/16
Дата20.02.2013
Размер2.36 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Имя прилагательное.
Система времен.
Сложное предложение.
Устные темы
Греческая литература
Римская литература
Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения
Основная литература
Учебники, хрестоматии и критическая литература
Грамматический материал.
Устные темы.
Зарубежная литература первой половины ХIХ века. Романтизм.
Немецкий романтизм.
Гейдельбергский этап.
Английский романтизм.
Французский романтизм.
Славянские литературы.
Венгерский романтизм.
Американский романтизм.
Грамматический материал.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Программа аттестационных испытаний

Факультет Славянской и западноевропейской филологии


Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература)


2 курс


«Введение в языкознание»

Введение. Основные функции языка, связанные с созданием, хранением и переработкой информации. Эпистемическая, когнитивная и коммуникативная функции языка. Философские проблемы языкознания. Вопросы природы и сущности языка. Соотношение языка и речи. Отношение языка и мышления. Отношение языка и общества. Вопросы системы и структуры в языке. Знаковый характер языка. Проблема языкового значения. Вопрос о происхождении, эволюции и истории языка. Общее, частное, прикладное языкознание. Цель и задачи общего языкознания. Частное языкознание. Славистика, романистика и другие виды частного языкознания. Цели и задачи прикладной лингвистики. Создание машинных языков и компьютерная обработка лингвистических данных. Общие и всеобщие свойства языков. Понятие языковых универсалий. Типы языковых универсалий. Основные разделы языкознания. Фонетика как раздел языкознания, изучающий строну означающего. Фонология. Грамматика и ее составляющие: словообразование, морфология, синтаксис. Морфемика и дериватология. Способы словообразования. Аффиксальные и безаффиксные способы образования слов. Морфология как наука о частях речи. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Синтаксис. Грамматическое значение предложения. Лексикология, фразеология, семасиология как разделы языкознания, изучающие сторону означаемого. Язык как система. Уровни языка. Минимальные уровневые единицы. Парадигматические, синтагматические, иерархические отношения единиц различных языковых уровней. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и несистемности языка. Язык как знаковая система. Знак как орудие человека для изучения и преобразования окружающего мира. Эволюция знаков. Семиотика как наука о знаках и ее методологические аспекты. Типы знаковых систем. Естественные неинтенциональные системы. Естественные знаки. Образные знаковые системы. Изоморфизм образных знаков. Иконический и ассоциативный изоморфизм. Язык как знаковая система особого рода. Системы записи как знаковые системы.

Свойства языкового знака. Ф. де Соссюр о знаковой природе языка. Означаемое и означающее. Двусторонность, произвольность, линейность, изменчивость и непрерывность языкового знака. Э. Бенвенист о природе языкового знака. Вопрос о неслучайности именований в современной лингвистике. Концепция Ю.С. Степанова. Типы словесных знаков по наличию номинативной функции, по отношению к референту и по способности выражать понятие. Ономатопея, собственные имена, основной лексический фонд, слова вторичной мотивации, дейктические слова, функциональная лексика. Изоморфизм лингвистический. Слова немотивированные и мотивированные. Понятие о внутренней форме слова. Производные слова и слова с переносным значением как носители внутренней формы. А.А. Потебня о внутренней форме слова. История и теория письма. Письмо как вторичная по отношению к языку знаковая система. Значение письма в истории развития общества и языка. Происхождение и основные этапы развития письма. Предметное письмо, пиктограмма, идеограмма, иероглиф. Возникновение фонографии: силлабическое, консонантное, буквенно- звуковое письмо. Индийское письмо деванагари как пример слогового письма. Силлабемы в русской графике. Арабское и еврейское письмо как пример консонантного письма. Русская азбука как иллюстрация консонантно- вокалического письма. Алфавиты и графика. История древнейших письменностей: шумерская клинопись, египетские иероглифы, китайское письмо. Иероглифы идеографические, фонографические и детерминативы. Происхождение греческого алфавита, латиницы, кириллицы и глаголицы. Графика, орфография. Основные принципы графики: слоговой и фонемный. Основные принципы орфографии. Фонематический, морфемный, фонетический, дифференцирующий, традиционный принципы орфографии. Транскрипция, транслитерация. Система пунктуационных знаков. История пункутации.

Язык, мышление и речь. Л.С. Выготский.

Язык и общество. Социологические теории.

Методы изучения и описания языков. Понятие о методе, методике и приеме. Синхронический и диахронический подходы к изучению языковых явлений. Концепции Ф. де Соссюра и И. А. Бодуэна де Куртене. Описательный метод. Сущность, цели, задачи и исследовательские возможности описательного метода. Методика лингвистического эксперимента. Таксономический метод, его сущность. Естественная и искусственная таксономия. Качественная и количественная таксономия. Разграниченные таксоны (классы) и неразграниченные таксоны (поля). Методика таксономического метода (компонентный анализ, валентностный анализ и т.д.). Лингвогенетические методы. Исторический и сравнительно- исторический методы в языкознании. Методика внешней реконструкции. Методика внутренней реконструкции. Методика относительной хронологии и глоттохронологии. Приемы и принципы этимологического анализа. Типологический (сопоставительный) метод. Сущность типологического метода. Основные направления типологических исследований. Классификационная типология. Лингвистическая характерология. Вопросы типологической классификации языков. Сопоставительная и контрастивная лингвистика. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно- историческое языкознание. Я. Гримм, Р. Раск, Ф. Бопп, А. Востоков как основоположники сравнительно-исторического языкознания. Праязык. Сущность генеалогической классификации языков. Понятие языковой макросемьи, семьи, группы. Живые и мертвые языки. Открытие санскрита В. Джоунзом как толчок к развитию сравнительно- исторических исследований. Опыты генеалогических классификаций. Классификации Скалигера, Лейбница. Ностратическая генеалогическая теория В.М. Иллича-Свитыча. Свидетельства генеалогической общности языков народов Северной Африки и Евразии. Лингвистическая карта мира. Ностратическая пранародность и праязык. Восточно- и западно- ностратические языки. Афразийская, картвельская, индоевропейская, эламско- дравидская, уральская, алтайская языковые семьи. Группы языков и языки афразийской семьи. Группы языков и языки картвельской семьи. Группы языков и языки индоевропейской семьи. Группы языков и языки уральской семьи. Группы языков и языки алтайской семьи. Основные языки эламско- дравидской семьи. Сино- кавказская макросемья как условное объединение языков с предполагаемой генетической общностью. Основные китайско- тибетские и северокавказские языки. Языки народов Центральной и Южной Африки. Языки народов Северной, Центральной и Южной Америки. Аустрические языки. Языки, изолированные с точки зрения генетического родства: баскский, эскимосско- алеутские, папуасские. Типологическая классификация языков. Грамматическое значение. Различение вещественного, лексического, деривационного и реляционного значений. Признаки грамматического значения. Грамматические категории. Типы грамматических категорий. Грамматическая форма. Синтетическая и аналитическая форма. Способы выражения грамматического значения. Аффиксация как наиболее продуктивный грамматический способ. Типы аффиксов: префиксы, суффиксы, флексии, постфиксы в русском и ряде европейских языков. Конфиксы в немецком языке, инфиксы в латыни и литовском языке, трансфиксы в арабском языке. Интерфикс как межморфемная прокладка. Другие синтетические способы выражения грамматического значения. Внутренняя флексия (грамматические чередования). Аблаут и умляут в немецком и английском языках. «Русский аблаут». Супплетивизм в падежной системе личных местоимений в русском, французском, английском языках. Другие примеры супплетивизма. Способ ударения в русском и английском языках. Редупликация как наиболее архаичный синтетический способ выражения грамматического значения. Редупликация в языке хауса, в магаласийском языке. Следы редупликации в русском языке. Аналитические способы выражения грамматического значения. Способ служебных слов. Типы служебных слов. Предлоги, союзы, частицы, глаголы- связки, вспомогательные глаголы в русском, немецком, французском, английском языках. Артикли в западноевропейских языках. Послелоги в тюркских языках. Интонация как аналитический способ выражения грамматического значения. Интонация в русском и китайском языках. Порядок слов как способ, актуальный для языков с фиксированным порядком слов. Порядок слов в английском и китайском языках. Способы соединения морфем. Свойства фузии. Характер соединения морфем при фузии. Фонетические изменения на стыках морфем. Многозначность аффиксов. Нестандартность аффиксов при фузии. Русский язык как язык фузионного типа. Свойства агглютинации. Характер соединения морфем при агглютинации. Отсутствие фонетических изменений на стыках морфем. Однозначность аффиксов. Стандартность аффиксов. Примеры агглютинации в тюркских, финно-угорских языках. Агглютинация в русском языке. Агглютинативная тенденция в русском языке. Сущность типологического метода. Типологическая классификация языков. Флективные (фузионные), агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие языки. Русский и английский языки как пример флективных языков. Тюркские и финно- угорские языки как языки агглютинативного типа. Китайский, старовьетнамский языки как языки изолирующего типа. Эскимосские, северокавказские языки, языки индейцев Северной Америки как языки инкорпорирующего типа. Аналитические и синтетические языки. Английский, французский, китайский языки как представители аналитических языков. Русский как язык синтетического типа. Аналитические тенденции в современных языках. Понятие языкового дрейфа (language drift) Б. Уорфа. Типологические классификации А.-В. и Ф. Шлегелей. Ее достоинства и недостатки. Романтизм в языкознании. В. фон Гумбольдт о типах языков. Вклад А. Шлейхера в теорию типологической классификации. Дарвинизм в языкознании. Идея генеалогического древа. Комплексная типологическая классификация Э. Сепира. Квантитативная (количественная) типология Дж. Гринберга. Метод индексирования. Синтаксическая типология языков И.И. Мещанинова. Языки пассивного строя. Языки эргативного строя. Языки номинативного строя. «Типология основного порядка» Дж. Гринберга. S+P+O; S+O+P; P+S+O –языки. Фонологическая типология языков. Консонантические и вокалические языки.

Литература:

а) основная литература:

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М. 2007.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М. 2009.

б) дополнительная литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. М. 1998.

Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М, 2001.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М. 1987.

Звегинцев В.А. История языкознания ХIX и ХХ веков в очерках и извлечениях, ч.ч 1-2, М. 1964.

Зиндер Л.Р. Введение в языковедение. Сборник упражнений. Л. 2001

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М. 2000

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М. 1996

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М. 1983.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М. 1996.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993.

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М. 2006.

Супрун А.Е. Лекции по языковедению. Минск 1978.

Хоккет Ч.Ф. Проблема языковых универсалий. Новое в

лингвистике. Вып.5. М. 1970.

Язык и наука конца ХХ века. Под ред. Степанова Ю.С. М. 1995.

Словари и справочники

Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1991.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. 1976.

Энциклопедический словарь юного филолога. М. 1974.

Энциклопедия “Языкознание”. М. 1998.


«Введение в литературоведение»

Литературоведение как наука. Специфика художественной литературы как искусства, закономерности ее развития. Основные разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, критика, поэтика. Вспомогательные дисциплины: источниковедение, библиография, текстология. Художественная литература и формы сознания. Литература как вид искусства. Связь литературы с другими видами искусства. История возникновения литературоведения как науки. Учение о литературном творчестве. Основные функции художественной литературы.

Художественный образ. Образ и знак. Классификация искусств по средствам материализации образов (звук, цвет, слово) Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие. Невещественность образов в литературе. Образ и символ. Образ автора. Многообразие форм типизации. Система образов-персонажей. Тип и характер в литературе. Многообразие литературных явлений и понятие системности. Взаимосвязь литературных явлений: художественное произведение – литературное творчество – литературный процесс. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Языковые уровни. Образный строй. Внутренняя структура образа. Типология образов. Сюжет и композиция. Тема как объективная основа произведения. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы. Художественный мир и его взаимоотношение с миром реальным. Соотношение и взаимосвязь составляющих системы «литература»: автор – текст – читатель. Художественные средства выразительности. Язык художественного произведения. Речь автора и речь персонажей. Речевая структура лирического высказывания. Понятие стилевого контекста. Язык как средство типизации и индивидуализации. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Поэтические тропы. Многообразие видов эпитетов. Назначение эпитетов: эмоциональная насыщенность и стилизация. Виды сравнений. Понятие развернутой метафоры. Метонимия: ее разновидности. Смысловая роль тропов в художественном произведении. Соотношение тропов. Синтаксические фигуры. Риторические приемы. Смысловые способы выражения. Фонетические приемы.

Основы стихосложения. Определители стиха. История стихосложения. Силлабическая система стихосложения, тоническая (дольник, тактовик и акцентный стих). Проблема верлибра. Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные подразделения стиховедения: метрика, ритмика, строфика, фоника. Отличие стиха и прозы. Понятие стихопрозы. Особенности ритмико-синтаксического строя. Метр и размеры Типы рифм. Клаузула и ее разновидности. Метрика. Двухсложные размеры. Трехсложные размеры. Белый стих. Холостой стих. Верлибр. Дольник.

Роды и виды в литературе. Представления о литературном процессе. Художественная литература как динамическая, исторически изменяющаяся система жанров. Система признаков родового членения. Понятие литературного рода. Первые теоретические работы, обосновывающие родовое деление литературы. Содержание и формы эпоса как литературного рода. Специфика эпоса. Жанры эпоса и их характеристики. Эпопея. Роман. Поэма. Повесть. Рассказ. Очерк. Новелла. Эссе. Сказ. Сказка. Содержание и формы лирики. Специфика лирики. Баллада. Ода. Элегия. Эпитафия. Послание. Эпиграмма. Пародия. Твердые поэтические формы (Сонет. Триолет. Рондо и др.). Новые жанровые формы лирики. «Поэзия для глаза». Композиция лирических произведений. Содержание и формы драмы. Специфика драмы. Трагедия. Комедия. Драма. Эпический и драматический театр. Театр абсурда. Содержание и форма художественного произведения. Специфичность художественного содержания как эмоционально образного отражения жизни. Позиция автора. Тема. Идея. Проблема. Виды пафоса. Художественная форма как способ выражения художественного содержания. Персонаж как категория формы. Виды композиции. Содержательность композиции. Композиционные приемы. Повторы и вариации. Монтаж. Соотношение фабулы и сюжета. Сюжет и конфликт. Природа конфликта. Интерпретации фабулы и сюжета в литературоведении. Основные элементы сюжета. Роль внесюжетных элементов. Литературоведческие школы и методы изучения литературы. Биографический метод. Биографический материал как один из источников создания художественного произведения. Принцип познания творчества писателя через личность творца. Мифологический метод. Истолкования языка и мифологии как концентрированного выражения многообразных сторон мировоззрения. Абсолютизация мифа как исходного и универсального средства познания. Психологический метод. Истолкование литературных явлений как выражение духовной жизни художника, познания творчества через систему мышления творца. Культурно-исторический метод. Стремление связать литературу с действительностью, с обществом и объяснить ее развитие как исторический процесс, обусловленный социальными причинами. Сравнительно-исторический метод. Изучение межнациональных связей, постановка вопроса о закономерностях мирового литературного процесса. Установление близости сюжетных схем, формальных признаков жанров. Роль литературных влияний. Интуитивистский метод. Метод, утверждающий интуицию в качестве высшей и единственной формы постижения истины, вне обобщения и опыта. Писатель свободен от каких-либо внешних влияний. Интуиция – способ художественного познания. Психоаналитический метод. Рассматривали искусство как стихийное проявление бессознательного. Психическая энергия – основа творческой деятельности. Теория сублимации. Формальный метод. Отрицание непосредственной зависимости искусства от реальной действительности, общества, мировоззрения творца. Осознание литературы как выражения «самоценных» приемов, развивающихся по своим собственным законам. Структурализм. Увлечение точными методами анализа, перенесение лингвистической и кибернетической терминологии в область литературоведения. Метод литературной герменевтики. Наука толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. Теория понимания.

Литература:

Основная

Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957

Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Историческая поэтика. – М., 1994

Белинский В.Г. Общее значение слова литература. С.С. в 9 т. Т. 6. М., 1981 Буало. Поэтическое искусство. – М., 1976

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества – М., 1979

Виноградов В.В. Проблема содержания и формы художественного произведения. – М., 1958 Гегель Г. Эстетика. Т. 3. – М., 1971

Теория литературных стилей. В 4-х тт. – М., 1976 – 1982

Теория литературы. В 4-х тт. – М., 2003

Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. М., 2002

Дополнительная

Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования. – Л., 1955

Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989

Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. – М., 1975

Григорьев В.П. Язык художественной литературы. – Л., 1979

Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М., 1975

Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979

Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение. – Н.Новг., 1997

Дремов А. Специфика художественной литературы. Поэтика. Стиль. – М., 1975

Введение в литературоведение. – М., 1999

Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы.- М., 1989

Ильин И.П. Постмодернизм. Деконструктивизм. Сюрреализм.- М., 2001

Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв.-М., 2002 Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996

Милитинский Е.М.Мир. Архетипы и универсалии. – М., 2001

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литератур. Кино. М., 1979

Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М., 1976

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976

Федотов О.И. Начала литературоведческого труда. – М., 1989

Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. – М., 1992

Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990

Уэллек Р. Уоррен О. Теория литературы. – М., 1980

Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999

Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М., 1982

Словари

Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987

Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001

Ильин И.П. Словарь терминов и понятий. М., 2003


«Практический курс английского языка»

Фонетика и орфография. Усвоение и корректировка основных фонетико-орфоэпических навыков. Артикуляция гласных звуков. Редукция. Сочетания гласных. Артикуляция согласных звуков. Ассимиляция. Палатализация. Носовой взрыв, потеря взрыва на стыке двух смычных звуков. Сочетания согласных. Непроизносимые согласные. Изучение знаков транскрипции. Правила слогоделения, типы слогов, гласные диграфы, дифтонги. Ударение в многосложных словах. Начертание английских букв. Основные интонационные модели, нисходяще-восходящий тон, интонация в повествовательных, вопросительный, побудительных предложениях, в сложных предложениях и в вводных конструкциях. Понятие о синтагме, фразовое ударение, английский ритм. Интонация перечисления.

Грамматика. Существительное и артикль. Определенный и неопределенный артикль. Место артикля. Случаи употребления артикля с числительными, степенями сравнения и географическими названиями. Категории существительного - число, падеж, род.

Наречия. Место наречия в предложении. Степени сравнений.

Предлоги. Предлоги места и времени.

Категории глагола - лицо, число, формы, правильные и неправильные глаголы; смысловые, вспомогательные глаголы и глаголы связки. Залог.

^ Имя прилагательное. Степени сравнения. Субстантивация.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Дробные числительные.

Местоимение. Личные, притяжательные, возвратные, взаимные, указательные, вопросительные, относительные, неопределенные местоимения.

^ Система времен. Косвенная речь. Согласование времен. Пассивный залог. Сослагательное наклонение. Условные предложения. Модальные глаголы. Инфинитив. Герундий. Причастие I и П.

Синтаксис. Простое предложение. Члены предложение. Формальное подлежащие. Неопределенное подлежащие. Виды сказуемого. Предложения с вводный "there". Второстепенные члены предложения. Дополнение, определение, обстоятельство. Повествовательное, вопросительное, повелительное и восклицательное предложения. Личные и безличные предложения.

^ Сложное предложение. Виды придаточных предложений.

Знаки препинания.

Лексический материал. 1500 единиц активно усвоенной лексики общеупотребительного и общественно политического слоя, имеющее высокую частотность и широкую сочетаемость, включающие в себя усвоение КЛЯ, РР, лексические единицы общенаучного и терминологического характера. Словообразование.

^ Устные темы:

Знакомство.

Я и моя семья.

Биография.

Моя квартира.

Мой рабочий день. Учеба. Урок иностранного языка. Мой свободный день.

Времена года. Погода. Каникулы. Свободное время.

Хобби.

Еда. Меню. Кухни различных стран.

Университет.

Система образования в России и за рубежом.

Покупки. Одежда, мода.

Отдых. Путешествия. Мой родной город.

Спорт.

Медицина. У врача. Система медицинского обслуживания в России и за рубежом.

Театр.

Традиции России и стран изучаемого языка.

Литература

ОСНОВНАЯ

1. В.Д. Аракин "Практический курс английского языка" части I, II, III, IV, V

2. В.М. Повлоцкий "Read Learn Discuss" части I, II ,Ш, IV. С. Петербург, 1996

3. В.М. Повлоцкий «Знакомься с Британией» СПб 1997

4. В.М. Повлоцкий «Знакомься с Америкой» СПб 1997

5. В.М. Повлоцкий «Практикум английского языка» СПб 2000

6. С.И. Блинова, Е.И. Синицкая, Г.С. Чернышева «Практика английского языка» СПб 1999

7. А.П. Грызулина, Л.К. Голубева и др. «Приктикум английского языка для заочников». Выс. шк. 1992

8. Toefl «Пособие для подготовки к экзамену по английскому языку». США, Небраска 1999

9. Murphy "English Grammar in Use" Cambridge 2001

10. М.Я. Блох и др. «Практикум по грамматике английского языка». Просвещение 1998

11. Л.И. Селянина и др. «Пособие по домашнему чтению». Владис-пресс 2001

12. Э.Л. Хавина "A Book for Reading and Discussion". Менеджер 1997, части 1-4

13. О-В. Зубанова "Guide to English and American Literature" M. Менеджер 1997

14. A. Christie "Why didn't They Ask Evans?" HarperCollins Publishes 1999

15. Карен Хьюит "Contemporary British Stories" Perspective Publications, 1994

16. K.H. Качалова, Е.Е. Израилевич «Практическая грамматика английского языка» Электронное издание.

17. Ларина Г.Н. Пособие «Грамматика английского языка (в табл.)» Просвещение 1999

18. Экерсли «Современный курс английского языка», M. 1998

19. О. Ивитская, О. Самарова «Привет, Британия» (школа Китайгородской), M. 2000

20. Н.П. Алешкина «Английский быстрый и легкий». Просвещение 1997

21. Т.Ю. Дроздова «Английский каждый день». Просвещение 1997

22. В.В. Ощепкова И.Н. Шустилова, «Традиции и обычаи Великобритании» изд. «Т-ОКО» 1996 г.

23. Т.Ю. Дроздова "English through Reading", СПб 1996

24. Beringause A., Jowental D. "The Range of College Reading" NY, 1987

25. Maddox H. "How to study" L, 1971.

26. Fowler W. "Incentive Themes" Surrey, 1980.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Элизабет Лэард «Добро пожаловать в Великобританию и США»

2. Т.Ю. Дроздовой (часть 2) «Английский на каждый день» 2 под ред. СПб 1997

3. В.В. Ощепкова, И. И. Шустилова «О Британии вкратце»

4. Micheal Swan "How English Woks" Oxford 2001

5. Micheal Swan "Practical English Usage" Oxford University Press 2002

6. "Headway" Oxford University Press 1999

7. Rob Nolasco „Street Wise" Oxford University Press 2001

8. E.B. Яковлева, Е.Ю. Вершинина «Об англоязычной культуре на английском языке». Моск. лицей 1996

9. Т.A. Komova "On British / American Cultural Studies" Moscow University Press 1999

Словари

1. И.Р. Гальперин «Большой англо-русский словарь». Высшая школа

2. А.В. Кунин «Англо-русский фразеологический словарь». Русский язык 1998

3. А.В. Кунин «Англо-русский синонимический словарь» Русский язык 1998

4. Лингвострановедческий словарь под ред. Чернова

5. Н.В. Федорова, В.П. Лапчинская «Англо-русский учебно-педагогический словарь». М. 1998

6. ABBY Lingva (электронный словарь). 2000

7. Encyclopedia Britannica: 2001 Deluxe Edition http://www.britannica.com

8. Lingo 5, Context 3.51.

9. Homby A.S., Gatenby E.V., Wakefield H. The Advanced Learner's Dictionary of Current English. (2nd edition). - Lnd., 1967.

10.Longman Dictionary of Contemporary English. ( 3rd edition). - Longman 1995.

11. Longman Dictionary of English Idioms. - Longman 1998.

12. Oxford Dictionary, http ://oxford. dictionary. corn

13. Siede /MacMordie. English Idioms and how to use them. - Oxford University Press 1979.

14. The new American Roget's College Thesaurus in Dictionary Form. -Times Mirror. 1980

15.The New Horizon Ladder Dictionary. - Lnd., 1986.

16. Random House Dictionary of the English Language. College Edition. -N.Y., 1968.


3 курс


«История мировой литературы»

Античная литература

Введение. Античность как колыбель европейской цивилизации. Значительный вклад античности в сферы развития государства, права, науки, литературы и искусства. Формирование в античную эпоху важных представлений о мироздании, человеке, творчестве и т.д. Идеал «калокагатии» как одно из оснований творческого взлета античного духа. Античное общество в его историческом развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Классическая античность как система полисов.

Хронологическая и географическая протяженность античности. Периодизация греческой и римской литературы. Становление в искусстве слова основных родовых и жанрово-видовых форм. Особая роль мифологии на протяжении всего развития античной литературы и культуры. Источники изучения античной литературы. Проблема сохранности памятников античной литературы и античного искусства.

^ Греческая литература

Архаический период. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира, его особенности. Эволюция мифологических представлений. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии. Циклизация мифов.

Троянский цикл как мифологическая основа поэм Гомера «Илиада»и «Одиссея». Особенности раннего эпоса и их отражение в поэтике гомеровских поэм. Гомеровский вопрос. и. От героического эпоса к дидактическому. Поэмы Гесиода и особенности их стиля. Пародийная поэма «Война лягушек и мышей». Становление басенного жанра. Басни Эзопа.

На пути к классике. Возникновение лирики и ее основные разновидности: элегия, ямб, ода и др. Сольная и хоровая поэзия: Сапфо, Алкей, Анакреонт, Пиндар и др. «Анакреонтическая» традиция в последующие эпохи.

Классическая греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы (V  середина IV в. до н.э.) как наиболее значимая часть курса. Древнегреческая трагедия. V век до н.э. как период наивысшего расцвета трагедии. Устройство театра и театральных представлений. Эсхил, Софокл, Еврипид —наиболее прославленные трагики, определившие специфику жанра и основные этапы ее развития.

Древнегреческая комедия и ее происхождение и структура. Творчество Аристофана как отражение особенностей древнеаттической комедии. Художественное своеобразие комедии Аристофана.

Древнегреческая проза (красноречие, историография, географические описания , философия) и ее основные представители: Исократ, Демосфен, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Платон и др. Проблемы искусства и поэзии в «Поэтике»Аристотеля.

Литература эллинистического периода. Развитие новых центров греческой культуры. Александрия как одна из столиц эллинистического мира. Александрийская поэзия и ее особенности на примере творчества Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского. Новые философские школы: эпикурейцы, стоики, киники. «Характеры»Теофраста. Отражение этических идей эллинистического периода в новоаттической комедии. Менандр как яркий представитель новоаттической комедии.

Поздняя греческая литература. Плутарх и его «Параллельные жизнеописания». Диалоги Лукиана. Греческий роман и его стереотипы. Особенности буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

^ Римская литература

Преемственный характер римской культуры. Усвоение древнегреческой мифологии и литературы. Постепенное самоопределение культуры на преемственной основе, в соответствии с обстоятельствами общественной и культурной жизни Рима. Своеобразие римской литературы: трезвый анализ жизни, развитие сатирических жанров, обостренный драматизм, психологизм и т.д.

Архаический период и разновидности римского фольклора. Аппий Клавдий Слепой как один из первых деятелей культуры.

Литература периода республики (III век —3О г. до н.э.)

Усилившаяся экспансия Рима. Пунические войны. Эллинизация Рима. Первые явления римской поэзии на основе греческой. Ливий Андроник как переводчик «Одиссеи». Римская комедия и ее разновидности: паллиата и тогата. Тит Макций Плавт как яркий представитель паллиаты. Комедии Публия Теренция Афра. Традиции Плавта и Теренция в истории европейской драмы.

Философская поэзия Лукреция. Критика мифологии и религии, аллегорический подход к мифологическим сказаниям. Натурфилософские идеи поэмы и своеобразие их художественного выражения.

Литературное направление неотериков. Опора на традиции александрийской поэзии. Гай Валерий Катулл как наиболее яркий представитель неотериков. Жанровое своеобразие поэзии Катулла.

Развитие прозы: красноречия, историографии, мемуарной и эпистолярной литературы. Ораторское искусство Цицерона.

Литература периода империи. Эпоха становления империи. Принципат Октавиана Августа как переходная форма к новому государственному строю. «Золотой век» римской литературы —период между смертью Цезаря (44 г. до н.э.) и смертью Августа (14 г. н.э.). Литературный кружок Мецената.

Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». Жанровое многообразие поэзии Горация. Сатиры и оды Горация как основание римской философской лирики. Осмысление поэтического творчества. «Ода к Мельпомене», ее традиция в ев -ропейской и русской поэзии. «Послания к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация. «Послания» Горация как истоки классицистических идей.

Эпос в древнеримской литературе. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший «пастбища, села, вождей». «Буколики»и «Георгики» Вергилия. Пророчество о «золотом веке»и чудесном младенце в IV эклоге «Буколик». Истолкование этого образа в эпоху Средневековья.

Эпическая поэма «Энеида». Соединение мифа с историческими событиями и лицами Рима. Прославление Августа, империи и исторической миссии Рима. Эней как «человек судьбы». Тема любви в поэме. Вергилий и Гомер.

Поэты-элегики Тибулл и Проперций. Кружок Корвина Мессалы и своеобразие этико-эстетических идей членов кружка. Традиции александрийской поэзии и их развитие в поэзии Тибулла и Проперция.

Публий Овидий Назон как продолжатель традиций Тибулла и Проперция. Своеобразие «Любовных элегий» Овидия. «Героиды». Искусство поэтической вариации в посланиях мифологических героинь. Шутливо-дидактические поэмы Овидия «Наука любви»и «Лекарства от любви». «Метаморфозы» как главное произведение Овидия. Историко-культурное значение поэмы. Поэзия Овидия периода ссылки. Традиции Овидия в русской и европейской поэзии. Пушкин об Овидии.

Послеклассическая римская литература (I век —первая половина II в.). За внешним величием —развитие кризисных явлений. Выдвижение писателей из провинции. Луций Анней Сенека . Сенека как оратор, политический деятель, философ и драматург. Сенека и Нерон. Трагедии Сенеки. Продолжение и развитие традиций Еврипида. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.

Гай Петроний Арбитр. Политическая карьера Петрония. Петроний как автор «Сатирикона». Художественное своеобразие текста. Влияние «Сатирикона» на развитие сатирико-бытового приключенческого романа.

Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традициями и их развитие. Оформление басни как художественного жанра.

Эпиграммы Марка Валерия Марциала и их художественные достоинства. Сатиры Децима Юния Ювенала. Гневный характер сатир и риторические способы достижения критического пафоса.

Публий Корнелий Тацит как талантливый историк. Осуждение форм императорского правления и выражение республиканских идеалов в «Анналах»Тацита. Художественные достоинства стиля Тацита. Пушкин о Таците.

Поздняя римская литература (II —V вв.). Усиление культурной роли провинций. Развитие архаистических и формалистических тенденций. Интерес к филологическим штудиям. Творчество Апулея. Разносторонность Апулея как творческой личности. «Апология» Апулея. Роман Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел». Вставная новелла об Амуре и Психее и ее роль в романе. Судьба романа в последующие века.

Последний литературный подъем в IV в. н.э. Последние языческие поэты. Авзоний. Клавдиан. Укоренение христианства и начало христианской литературы.

Историческое значение античной литературы. Судьба античного наследия в последующие века. Античность в истории русской культуры. Развитие классической филологии как отрасли филологической науки и ее основные достижения.


^ Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

Средневековая литература Европы как первая ступень развития европейской литературы. Переход от Античности к Средневековью. Литература раннего христианства. Патристика. Перевод Библии на латинский язык св. Иеронимом, значение этого труда для последующего развития европейской литературы. Жизнь и труды Августина Блаженного. Проповедь аскетизма. Учение о благодати. «Исповедь» Августина – первый образец жанра исповеди в европейской литературе. Латынь как связующая нить между Античностью и Средневековьем. Развитие средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература: видение, житие, религиозный гимн, молитва и др жанры. Каролингское Возрождение». Алкуин. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание. Поэзия вагантов.

Героический эпос. Первый этап его развития. Ирландский эпос. Уладский цикл. Исландский эпос: «Старшая Эдда» и эпический материал «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. Мифологические представления северных европейских народов. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Английский эпос «Беовульф», его поэтика.

Героический эпос развитого феодализма. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников. Французский эпос. «Песнь о Роланде». Немецкий героический эпос «Песнь о нибелунгах», его поэтика. Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом.

Средневековая рыцарская литература. Куртуазная поэзия. Прованс. Поэзия трубадуров. Жанры поэзии трубадуров: кансона, сирвента, плач, альба, пасторела, тенсона, баллада. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Легндарные биографии трубадуров.

Средневековый рыцарский роман, его отличие от героического эпоса. Понятие «авантюры». Циклы средневековых романов (античный, византийский, бретонский). Состав «бретонских повестей»: бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о святом Граале. «Роман о Тристане и Изольде» в реконструкции Ж. Бедье. Проявление авторского начала в романе. Романы Кретьена де Труа. Спор с куртуазным пониманием любви в романе «Эрек и Энида». Путешествие рыцаря как форма эксперимента в литературе и сюжетная основа «романа дороги». Роман Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь Телеги»: воплощение куртуазного кодекса рыцарского поведения. Роман Кретьена де Труа «Ивен, или Рыцарь Льва». Начало формирования принципа психологизма в европейской литературе. Трансформация трактовки образа рыцаря в романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале».

Система жанров городской литературы. Жанры: фаблио и шванки, сатирический эпос («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»). Рождение средневековой драматургии. Литургическая драма. Мистерия, моралите, фарс.

Литература Предвозрождения. Роль религиозного сознания в литературе этого периода (система образов, аллегоричность, библейская символика). Возможность парадоксального и пародийного использования традиций средневековой культуры. Предвозрождение в Италии. Расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Поэзия «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Новое понимание любви, трансформация образов Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров. Новые поэтические жанры. Сонет, его художественные особенности.

Творчество Данте Алигьери. Биография Данте. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче и традиции поэзии «нового сладостного стиля». Трактаты Данте «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир». Учение о четырёх смыслах произведения в «Пире». «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека.

Предвозрождение в Англии. Английская литература ХIV в. «Видение о Петре-Пахаре» У. Ленгленда. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, отражение в них влияния итальянского Возрождения (Боккаччо) и английский национальный специфики. Художественные особенности произведения.

Предвозрождение во Франции. Творчество Франсуа Вийона. Развитие жанра баллады. Маргинальность Вийона и её художественное отражение в парадоксальном и пародийном началах его поэзии, использовании воровского жаргона. «Малое завещание» и «Большое завещание».

Эпоха Возрождения. Отражение в понятии Возрождение (Ренессанс) представления об историческом развитии человечества. Переход от сельской к городской культуре. Формирование больших государств и наций. Становление национальных языков и национальных культур. Гуманизм – идеология Ренессанса. «Универсальный человек» как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения. Оборотная сторона ренессансного титанизма.

Возрождение в Италии. Раннее Возрождение (Треченто, ХIV в.). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Биография. Его поэтическое новаторство в «Книге песен» – лирической исповеди поэта. Развитие жанра сонета. Проза Петрарки.

Джованни Боккаччо. Биография. Боккаччо как основоположника психологизма в европейской литературе: повесть «Фьяметта». Знакомство с Петраркой. «Декамерон» – один из величайших памятников Возрождения. Боккаччо как создатель жанра новеллы, определивший её тематику, систему образов, композицию, язык. Истоки жанра новеллы. Организация новелл в цикл в «Декамероне» (рамочная новелла о чуме во Флоренции в 1348 г.). Гуманистическая концепция мира и человека, реабилитация плотского начала, защита естественного чувства, оптимизм, комическое и трагическое в раскрытии судьбы человека, мозаическая композиция «Декамерона». Антиклерикальные мотивы. Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения. Боккаччо как основоположник итальянского прозаического литературного языка.

Высокое Возрождение (Кватроченто, ХV в.). Расцвет гуманизма. Пико де ла Мирандола о величии человека. Рыцарская поэма итальянского Возрождения: «Большой Моргант» Луиджи Пульчи, «Влюблённый Роланд» Маттео Боярдо, переосмысление мотивов «Песни о Роланде» в этих произведениях.

Позднее Возрождение в Италии (Чинквеченто, ХVI в.). Судьба поэтической традиции Петрарки. Поэма Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» - крупнейший литературный памятник эпохи. Пасторальный роман Джакопо Саннадзаро «Аркадия» и его влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе. Развитие жанра новеллы. «Венецианский мавр» Джиральди Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источники сюжетов трагедий У. Шекспира «Отелло» и «Ромео и Джульетта». «Освобождённый Иерусалим» Торкватто Тассо – эпическая поэма, в которой подводится итог развития Ренессанса в Италии. Спор с Ариосто и продолжение его традиций. Столкновение Запада и Востока, реального и фантастического, любви и веры.

Северное Возрождение. Смещение центра гуманистического движения на Север Европы. Возрождение в Германии и Нидерландах. Деятельность Мартина Лютера и начало Реформации. Вклад Лютера в развитие немецкой литературы (перевод Библии на немецкий язык, басен Эзопа, стихи, публицистика).

Жизнь и творчество Эразма Роттердамского – вождя европейского гуманизма. Новый латинский перевод Библии, заложивший основы научной критики Библии. Переписка и дружба с европейскими гуманистами.

Крупнейшие памятники литературы Северного Возрождения: «Корабль дураков» Себастиана Бранта, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» Ульриха фон Гуттена и др., связь этих произведений с традициями народной смеховой культуры («литература о дураках») и гуманистическая сатира в них на современную действительность, церковников, схоластов. Народные книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте.

Возрождение во Франции. Итальянское влияние на раннем этапе. Формирование гуманистического движения. Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция. Гротеск в романе. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Теория гуманистического образования и воспитания. Образ Телемской обители как один из ранних примеров утопии в европейской литературе. М. М. Бахтин о романе.

Гуманизм в условиях религиозных войн второй половины ХVI в. Поэзия «Плеяды». Поэтическая теория Жоашена дю Белле (трактат «Защита и восхваление французского языка»). Поэзия Пьера Ронсара. Разработка жанров оды, гимна, французского сонета, введение «ронсаровой строфы», защита александрийского стиха. Трактовка любви. «Пленённая Клеопатра» Этьена Жоделя – первая французская классическая трагедия. Мишель Монтень. «Опыты» как синтез идей эпохи Возрождения. Особенности жанра эссе.

Возрождение в Испании. Исторические судьбы Испании в ХV – ХVI вв.традиции в испанской литературе. Рождение плутовского романа (пикарескного жанра, пикарески): «Жизнь Ласарильо с Тормеса». Понятие «пикаро» (плут). Сюжет, композиция, особенности языка. «Гусман де Альфараче» Матео Алемана. Пасторальный роман «Диана» Монтемайора. Расцвет испанского рыцарского романа. «Амадис Гальский».

Мигель де Сервантес Сааведра. Биография. Драматургия Сервантеса. Трагедия «Нумансия». Пасторальный роман «Галатея». «Назидательные новеллы», развитие жанра новеллы и принципов циклизации новелл.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». История создания романа. Полемика со штампами рыцарского романа. Система образов. Дон Кихот как «вечный образ». Его трактовки. Статья И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Образ Дульсинеи Тобосской. Образ Санчо Пансы. Художественный мир романа. Второй том романа, история его появления. Композиция, художественные средства. Значение «Дон Кихота» для последующего развития жанра романа.

Возрождение в Англии. Влияние итальянского гуманизма на первых английских гуманистов, их связи с Эразмом Роттердамским. «Университетские умы». Томас Мор – крупнейший представитель раннего Возрождения в Англии. «История Ричарда III». «Утопия», защита в книге социальной справедливости, изображение идеального общественного устройства. Книга Мора как источник жанра утопии в новой европейской литературе. Английская поэзия первой половины ХVI в. Томас Уайет и перенесение на английскую почву жанра сонета. Расцвет поэзии. Трактат Филипа Сидни «Защита поэзии» - манифест поэтов-гуманистов, утверждение воспитательной роли поэзии. Сонетный цикл Ф. Сидни «Астрофил и Стелла». «Королева фей» Эдмунда Спенсера – ренессансная эпическая поэма.

Английская ренессансная драматургия «университетских умов» – предшественников Шекспира. Кристофер Марло – создатель английской ренессансной трагедии. «Трагическая история доктора Фауста». Образ Фауста. Развитие категории трагического (в сравнении с жанром «кровавой трагедии» – «Испанская трагедия» Томаса Кида). Разработка белого стиха. Марло и Шекспир.

Уильям Шекспир. «Шекспировский вопрос». Стрэдфордианцы и антистрэдфордианцы. Биография Шекспира. Периодизация его творчества. Шекспир – поэт. Поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Традиции Овидия и Петрарки. Сонеты Шекспира. Главные образы и мотивы. Образ «Смуглой леди сонетов» и переосмысление традиционного образа «Прекрасной Дамы». Художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Художественный мир Шекспира. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.

Первый период. Концепция Единой цепи бытия. Шекспир и история. Исторические хроники. Их объединение в цикл. Магистральный сюжет шекспировской исторической хроники: приоритет общественной жизни. Образ Времени. Образы правителей. Образ Фальстафа и «фальстафовский фон» («Генрих IV») – комедийное начало. Историческая хроника «Ричард III». Образ Ричарда III. Комедии Шекспира. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи». Магистральный сюжет шекспировской комедии: приоритет естественной жизни. Торжество счастливой случайности, жизнерадостность смеха. Драматические повороты действия в «Венецианском купце» и «Много шуму из ничего». Художественные особенности комедий. Ранние трагедии. «Ромео и Джульетта». Источник сюжета. Система образов. Конфликт трагедии.

Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. Открытие истинного лица мира. Эволюция трагического. «Гамлет». Источники сюжета (Саксон Грамматик и др.). Характер конфликта. Система образов. Образ Гамлета, его трактовка у Гёте, Белинского, Тургенева, Выготского, Пинского. Монолог «Быть или не быть?». Проблема мести: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Женские образы: Офелия, Гертруда. Зло в мире: Клавдий. Образы Полония, Розенкранца и Гильденстерна, Озрика. Тень отца Гамлета. Мотив дружбы: Горацио. Проблемы искусства: актёры. Мотив смерти: могильщики, образ Йорика. Композиция трагедии. Сцена «мышеловки». Трактовка финала. Особенности языка трагедии. Её философское звучание. «Отелло». Источники сюжета. Система образов. Отелло. Тема ревности. Дездемона. Яго, его мотивы. Образ Венеции. Характер конфликта. Композиция трагедии. Особенности художественной формы произведения. «Король Лир». Эксперимент короля Лира, его мотивы. Образы дочерей Лира. Параллельная сюжетная линия: Глостер и его сыновья. Художественное мастерство Шекспира в «Короле Лире». «Макбет». Трансформация титанической личности в образе Макбета. Образ леди Макбет. Роль фантастического начала.

Поздние произведения Шекспира. «Мрачные комедии» «Всё хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру», их отличие от ранних комедий. Трагикомедии. «Цимбелин». «Зимняя сказка». «Буря». Соединение трагедии с утопической развязкой. Роль сказочного элемента. Хронотоп «Бури».

Младшие современники Шекспира: Бен Джонсон, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер. Шекспир и маньеризм. Кризис ренессансного мироощущения. Становление мировосприятия ХVII в.
^

Основная литература


i. Античная литература

тексты

Гомер. Илиада. Одиссея.

Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Алкей, Анакреонт и др).

Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.

Софокл. Антигона. Эдип-царь.

Еврипид. Медея. Ипполит.

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки. Мир (на выбор 2— комедии).

Аристотель. Поэтика.

Платон. Пир.

Менандр. Третейский суд. Брюзга.

Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Плавт. Хвастливый воин. Комедия о горшке.

Катулл. Лирика.

Гораций. Сатиры. Оды. Наука поэзии.

Вергилий. Энеида.

Овидий. Метаморфозы. Печальные элегии.

Сенека. Медея. Федра.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел.

Петроний. Сатирикон.


^ Учебники, хрестоматии и критическая литература

Античная литература.-4 е изд. (Под ред. А.А. Тахо-Годи). М.,1986.

Тронский И.М. История античной литературы. —4 е изд. М., 1983.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977 .

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. Л., 1989.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. М., 1981.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Греция: Антология: В 2 х ч. М., 1989.

Дератани Н.Ф., Тимофеева Н.Ф. Хрестоматия по античной литературе в 2 х т. Т.1 —Греция. Т.2 —Рим. М., 1965.

Мифы народов мира: В 2 х т. М., 1998.

Словарь античности /Пер. с нем. / М., 1994.

Мифологический словарь /Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1991.

Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. М., 1998.

Античные писатели: Словарь. СПб., 1999.

Никола М.И. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. Изд.2. М., 2003.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура: В 2 х т. М., 1994.

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 х ч. М.,1997.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957 .

Лосев А.Ф. Гомер. М., 196О.

Античность и современность. М., 1972.

Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 199О.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.

Античная поэтика. М., 1991.

Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 197О.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Боннар А. Греческая цивилизация: в 3 х т. М., 1992.

Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб., 1997.

Античный роман. М., 1969.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967 .


II. Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения

тексты

Августин. Исповедь.

Песнь о Роланде.

Песнь о нибелунгах.

Роман о Тристане и Изольде (в редакции Ж. Бедье).

Данте. Божественная комедия.

Петрарка. Книга песен.

Боккаччо. Декамерон.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Макбет. Одна из комедий. Сонеты.

Сервантес. Дон Кихот.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты