Домой

Герман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица




Скачать 118.04 Kb.
НазваниеГерман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица
Дата19.02.2013
Размер118.04 Kb.
ТипДокументы
Содержание
География мифа.
Боги – герои мифа.
Астрологический аспект мифа.
Историографический аспект мифа. Предположительный период прохождения оси равноденствий через созвездие Тельца – 4 300 год до н.э
Подобные работы:

Герман Ломов «Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица?»


4. КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ (ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДВИГ) = ЭРА ТЕЛЬЦА

Описание мифа по Н.А. Куну. Эврисфей знал, что в Аркадии живёт чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать её и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у неё были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Всё дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от неё герой, он преследовал её, не упуская из виду.

Наконец Геракл достиг в погоне за ланью крайнего севера – страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить ее, но ускользнула она и, как стрела, понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Гераклу удалось только в Аркадии настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись поймать лань, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать ее. Геракл взвалил чудесную лань на плечи и хотел уже нести её в Микены, как предстала пред ним разгневанная Артемида и сказала:

- Разве не знал ты, Геракл, что лань эта моя? Зачем оскорбил ты меня, ранив мою любимую лань? Разве не знаешь, что не прощаю я обиды? Или ты думаешь, что ты могущественнее богов-олимпийцев?

С благоговением склонился Геракл перед прекрасной богиней и ответил:

- О, великая дочь Латоны, не вини ты меня! Никогда не оскорблял я бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе; всегда чтил я небожителей богатыми жертвами и никогда не считал себя равным им, хотя и сам я – сын громовержца Зевса. Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея. Сами боги повелели мне служить ему, и не смею я ослушаться Эврисфея!

Артемида простила Гераклу его вину. Великий сын громовержца Зевса принес живой в Микены керинейскую лань и отдал ее Эврисфею.

^ География мифа. Аркадия, далее на север, пока Геракл не достиг в погоне за нею «крайнего севера – страны гипербореев и истоков Истра» - по мнению Куна, современного Дуная; греки, плохо зная географию, думали, что Дунай берёт своё начало на крайнем севере земли. После чего лань опять устремилась на юг до Аркадии, где была схвачена Гераклом.

^ Боги – герои мифа. Артемида.

Астрономический аспект мифа. Очевидная связь зодиакального созвездия Телец с иным созвездием, в образе ли, мифе ли о котором наличествует образ пугливой лани, как и в случае со стимфалийскими птицами, не прослеживается. Тельца на звёздном небосклоне «окружают» Овен, Кит, Эридан, Орион, Близнецы, Возничий и Персей: никакой лани среди них нет.

Но обратимся к зоологии на предмет выявления «родства» быка и лани. Оба животных относятся к одноимённому царству, хордовому типу, позвоночному подтипу, классу млекопитающих, инфраклассу плацентарных, отряду парнокопытных, подотряду жвачных. Различия обнаруживаются только на уровне семейств, подсемейств, рода и вида. Так, лань принадлежит семейству оленевых, подсемейству настоящих оленей, роду ланей. А бык соответственно семейству полорогих, подсемейству быков, роду настоящих быков. Иными словами, между быком и ланью зоологическая связь есть. И далеко не самая последняя.

А на небе? С «юго-запада» Тельца «подпирает» созвездие Ориона. Как его главный персонаж связан с «тельцовской» тематикой? Прямо и непосредственно! Согласно мифу о рождении героя, Зевс и Гермес посетили жителя Фив Гириея, который после жертвоприношения быка и угощения богов, стал жаловаться на бездетность. Тогда гости потребовали жертвенную шкуру. Когда шкура быка была явлена богам, они наполнили её мочой и наказали Гириею закопать её в землю. Из неё и родился герой мифа, прозванный Урионом, в дальнейшем для благозвучия переименованный в Ориона.



Далее. Западным «соседом» Ориона является созвездие Единорога. Считается «новым» созвездием, так как было «нанесено» на небесный свод в XVI – XVII веках. Однако, Скалигер, например, утверждал, что видел его на памятниках, отражающих античную небесную сферу.

Перемещение исследовательского фокуса «с небес на землю» загадок не уменьшает. В бытовом контексте единорог – мифическое существо в образе белого коня с рогом. Однако в Древней Греции и Древнем Риме единороги считались реально существующими животными. Хотя их образ подчас слишком далёк от белого коня…

Так, первое упоминание единорога на Западе относится к V веку до н. э. Некто Ктесий, прослуживший лекарем при персидском дворе семнадцать лет, по возвращению в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. Описания Ктесия разошлись по античному миру благодаря Аристотелю, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных». В греческой мифологии единорог посвящён Артемиде (!): внимание подвигу поимки Керинейской лани; Артемида в нём – ярчайший персонаж!

Позже римский писатель II – III века Клавдий Элиан в книге «Пёстрые рассказы» поведал о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое».

Кроме этого, в ранних традициях единорог, помимо осла и лошади, изображался также с телом быка и козла. Плиний считал родиной единорогов Индию и страны центральной Африки. Однако уже Юлий Цезарь авторитетно «перемещает» единорога из дальних стран в Европу: в своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом (!), обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).

Наконец, внимание: в 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой десятимесячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент жив, для сохранения перевезён в природоохранный центр Прато.

Судя по изложенному, связь «бык – лань – (единорог) – олень – косуля» имеет место как на земле, так и на небе… Кстати, между Жирафом и Цефеем, почти у самого Северного небесного полюса, в точном «перпендикуляре» относительно Тельца, в первой половине XVIII века находилось ныне отменённое созвездие Северный олень (!).

Напоследок, самое интересное в контексте астрономии. С «северо-запада» к Тельцу примыкает созвездие Возничего. О том, какой «повозкой» управляет этот «кучер», небеса умалчивают. Но Жираф – созвездие к северу от Возничего, Рысь – к западу и Персей – к востоку на вьючных, которых, как правило, впрягает в повозку возница, походят слабо. Но с юга этому качеству прекрасно соответствует и зодиакальный Телец, и Единорог со всеми его ипостасями коней, ослов, быков и козлов.

Кстати, о козлах! Точнее, о козах… Древнегреческий эпос «знает» легендарную козу Амалфею (варианты – Амалтея, Амальтея), вскормившую своим молоком младенца Зевса (Юпитер), когда богиня Рея прятала его от съедения «папашей» Кроносом (Сатурн). В числе прочего Амалфея обладала чудесным бычьим рогом, в дальнейшем прообразом античного «рога изобилия». За помощь в собственном грудном вскармливании Зевс, мол, де, в благодарность «взял на небо» эту козу с двумя козлятами и сделал их созвездием. Центральной «фигурой» этого созвездия является Капелла – шестая по яркости звезда неба, которая переводится как «Козочка» и располагается сейчас в созвездии… Возничего! А ранее, во времена античности, Коза с козлятами была смежным с Возничим созвездием. Именно козу с козлятами «переносит» он по звёздному небу: козу – на плече, козлят – в левой руке. Но куда он их переносит? И кто это вообще такой, этот Возничий?..

Сам Зевс = Юпитер? Нет, Юпитеру на звёздном небе соответствует другой телесный объект – одноимённая планета, которая уж никак не стоит неподвижно относительно созвездия Возничего и когда-то «поглощенной» им Козы с козлятами. Более того, совершая своё путешествие по эклиптике, он орбитой даже не может «коснуться» этих созвездий.

Иные герои античности? Однозначного ответа равно как и общепринятого мифа о его (Возничего) происхождении нет. В нём видят и трезенского царя Ипполита, и Эрихтония (у них даже минимальной связи с каким-либо извозом нет), и Миртила (этот, правда, по преданию, что-то «нахимичил» с повозкой). Но, во-первых, последние слишком уж отстоят от Зевса «по времени», и, главное, во-вторых, никакую живность «тельцовской» природы никуда не переносили…

А кто переносил? Правильно: Геракл! Так не Его ли образ в контексте Эры Тельца (о необоснованности соотнесения Геракла с созвездием Геркулеса, см. ниже, при описаниях подвига «Укрощение пса Цербера»), мы можем наблюдать в созвездии Возничего? Не Он ли это несёт свою добычу Эврисфею, прощённый Артемидой?..

^ Астрологический аспект мифа. Как бы ни хотелось ряду исследователей «притянуть за уши» к «тельцовскому» подвигу Критского быка, но Керинейская лань всё же с Тельцом соотносится больше. Подвиг, как и все предыдущие, кроме Рака, одиночный: совершён Гераклом без посторонней помощи → Телец – знак одиночной природы безоговорочно. Объект подвига – одиночное животное «тельцовской» природы (см. описания в астрономическом аспекте мифа) женского пола необычайной красоты: «лань была необычайно красива, рога у неё были золотые, а ноги медные». → Телец – женский знак, управляемый Венерой, богиней красоты. Домом «радости» Венеры считается V дом гороскопа, символический Лев, который, в числе прочего, «неравнодушен» к золоту («рога у неё были золотые»). А медь, «особенно коринфская и белая», по Лилли, - «канонический» металл Венеры («а ноги медные») [[19], стр. 77]. «Дороговизну» объекта подвига опять же хорошо обозначает Юпитер, являющийся косигнификатором символического II дома, соответствующего Тельцу.

«Он (Геракл) ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать ее». Каждый охотник знает: лучший способ обездвижить беглеца (если, конечно, не стоит задача его физического уничтожения) это поражение нижних конечностей. → Для Тельца Стрелец – символический VIII дом, дом смерти. Стрельцу в теле человека и тушах животных соответствует область бёдер и верхней части ноги (задней конечности) до колена. И хотя миф не конкретизирует место раны, вероятно, стрела, пущенная Гераклом, поразила именно этот участок тела.

Из-за чрезмерной подвижности и прыгучести объекта подвига «целый год преследовал Геракл керинейскую лань» → Телец относится к знакам фиксированного креста; временные промежутки, обозначенные этими (Телец, Лев, Скорпион, Водолей) знаками соответствуют периодам максимальной продолжительности.

Кроме прочего, миф характерен явлением живого бога – богини Артемиды. Так, хотя в Стимфалийских птицах и упоминаются Гефест с Афиной-Палладой, степень их проявленности в подлунном мире неочевидна. Здесь же, как бы выразились современные уфологи, происходит «контакт третьего рода»: Геракл общается с Артемидой! Но кто она? Почему миф являет именно её, а не иную обитательницу Олимпа, уже известную нам Афину-Палладу, Афродиту или Гестию, к примеру? Только ли потому, что Артемида – древнегреческая богиня охоты? Афродита, римское «отражение» Венеры, применимо к Тельцу «смотрелась» бы в мифе более органично. Но миф являет Артемиду…

Дело в том, что Артемида помимо «охотничьей специализации» в древнегреческом культе «курирует» женское целомудрие, счастье в браке (хотя с этими «ипостасями» вполне могла бы справиться Афродита), а также родовспоможение и плодородие (а уже с этими – вряд ли). Она – покровительница всего живого на Земле. Иными словами, она – астрологическое отражение Луны! А как соотносятся Телец с Луной? Конечно же, Телец – знак её экзальтации. Не это ли объяснение личного присутствия Артемиды в мифе?

^ Историографический аспект мифа. Предположительный период прохождения оси равноденствий через созвездие Тельца – 4 300 год до н.э. – 2 150 год до н.э.

Первое, что привлекает внимание в подвиге – описания его объекта: «Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные». Медь уже являлась объектом внимания при рассмотрении подвига изгнания Стимфалийских птиц (Эра Близнецов), когда «они (птицы) нападали и на животных, и на людей и разрывали их своими медными когтями и клювами» и «она (Афина-Паллада) дала Гераклу два медных тимпана». Поэтому здесь от рассмотрения роли меди в развитии цивилизации воздержимся. Отметим лишь, что с IV тысячелетия до н.э. медные орудия практически вытеснили орудия каменные: несмотря на структурную мягкость, медь имела главное преимущество – медное орудие можно было починить, каменное же приходилось делать заново.

В контексте золотых рогов лани интересно именно золото. По заверениям археологов, начало системной золотодобычи было положено на Ближнем Востоке, откуда изделия «первого металла» поставлялись, в частности, и в Египет. Именно там, в гробнице королевы Зер, и гробнице одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были обнаружены первые золотые украшения, датируемые – когда бы Вы думали? – III-им тысячелетием до н. э., относящемся к Эре Тельца, охватывающей подвиг…

Второе. Отсылка на «лань, опустошающую поля, посланную Артемидой в наказание людям» возможно, обозначает проблематику голода: «растущей» цивилизации уже недостаточно материальных ресурсов, добываемых от охоты и рыболовства. Кочевничество заменяет осёдлость, а сидя на одном месте, охотой и рыбалкой «сыт не будешь». Цивилизации нужен новый «квантовый скачок» сознания. И он происходит. На «отгадку» сферы эволюционных преобразований указывает мифотворец: «она (лань) неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки». Иными словами, кардинально меняется причина экспансии новых территорий. Не охота и рыболовство теперь «ей виной», но зарождающееся земледелие.

К окончанию V тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Азии осваивается возделывание риса (основного продукта питания азиатов и в наше время), в «тогдашней» Мексике возделывается кукуруза, в Китае одомашнивается азиатский буйвол, развивается пивоварение. К слову, пиво – больше «лунный» нежели «марсианский» напиток, хотя бы потому, что пьётся холодным и может вызывать ожирение. А Луна и Артемида, как указано выше, «близнецы-братья».

В IV тысячелетии до н.э. в Месопотамии появляются предпосылки к развитию ирригационного хозяйства. В бассейновой системе орошения не «отстаёт» и Египет. А к концу IV тысячелетия в Китае начинают разводить устриц.

Но не Месопотамия, не Египет, не страны Юго-Восточной Азии фигурируют в повествовании. Миф упорно «склоняет» читателя к северным территориям: «Всё дальше и дальше на север бежала лань. Наконец Геракл достиг в погоне за ланью крайнего севера – страны гипербореев и истоков Истра». Вопрос – зачем? Не оттого ли, что именно на этих территориях произойдут какие-то достопримечательные события, оказавшие влияние на развитие цивилизации в Эру Тельца?

Итак, Истр – древнее название Дуная, протекающего через современные Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Болгарию, Румынию и Молдавию. Именно Румыния, Молдавия и «примкнувшая к ним» Украина явились той «площадкой», на территории которой в течении V – III тысячелетий до н.э. существовала т.н. «трипольская культура», основные отрасли хозяйства которой – земледелие (!) и скотоводство (!).

Согласно Википедии [22]: «Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях – 200-450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Религия – аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.

Трипольцы в бассейне Южного Буга создали протогорода – гиганты размерами 250-400 га с населением до 20 тысяч человек и более (Майданецкое – 270 га, Доброводы – 250 га, Тальянка – 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы».

Центральное словосочетание цитаты – «Религия – аграрные культы, почитание Великой Богини». Именно зодиакальный Телец является «небесным пристанищем» двух женских планет, Луны и Венера: для первой он – знак экзальтации, для второй – ночной обители. Именно в Керинейской лани Геракл имеет «контакт третьего рода» с богиней Артемидой.

Согласно трудам большинства этнографов, в истории ни одного достоверно известного по каким-либо надёжным источникам матриархального общества не существовало. Однако даже противники теории существования матриархата, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса на начальном этапе развития культуры земледелия всё-таки наблюдался [23], [24]. По мнению ряда исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства – типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе [24]. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками на юге России, Украины и южной Сибири, которые подтверждают высокую роль женщины в социальной жизни древних скотоводческих племён. Таким образом, в попытках обнаружить матриархальные общества цивилизации основной упор, на авторский взгляд, нужно делать на временных периодах Эры Тельца.

Остался невыясненным вопрос аллегорической «беготни» лани из «страны гипербореев и истоков Истра» обратно, на юг, ибо только «в Аркадии Гераклу удалось настигнуть лань». Не указание ли это на основной ареал наступающей новой Эры, ведь именно Древняя Греция занимает в историографии Эры Овна одну из главенствующих ролей?



Скачать 118.04 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты