Домой

Рабочая программа вступительного испытания по биологии (средне (полное) общее образование)




Скачать 92.44 Kb.
НазваниеРабочая программа вступительного испытания по биологии (средне (полное) общее образование)
Дата19.02.2013
Размер92.44 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Требования к уровню подготовки абитуриента
Тема 1. Ткани
Тема 3. Кровь и кровообращение
Тема 4. Органы дыхания
Тема 5. Пищеварение и обмен веществ
Тема 8. Органы чувств
Тема 9. Нервная система
Тема 10. Основы закаливания
Тема 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни
Тема 3. Основные учения о клетке. Обмен веществ в клетке
Тема 4. Размножение организмов
Тема 5. Основы генетики
Тема 6. Основы экологии
Тема 7. Понятие о биосфере
Подобные работы:

ГОУ СПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ


(средне (полное) общее образование)


Специальность 050144 Дошкольное образование

Заочная форма обучения

050718 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях


2012





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа вступительных испытаний по биологии составлена на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России № 1069 от 05.03.2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.04).


Цель вступительных испытаний – оценить уровень общеобразовательной подготовки абитуриентов по биологии.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования.

Задания на вступительных испытаниях предусматривают проверку усвоения знаний и умений абитуриентов на разных уровнях: воспроизведение знаний, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

На экзамене абитуриенты должны показать знания в областях общей биологии и анатомии по следующим разделам: «Эволюционное учение». «Основы цитологии». «Размножение и индивидуальное развитие организма». «Основы генетики». «Основы экологии». «Основы учения о биосфере». «Опорно-двигательный аппарат». «Кровь и кровообращение». «Органы дыхания». «Пищеварение и обмен веществ». «Кожа». «Основы закаливания». «Железы внутренней секреции». «Органы чувств». «Нервная система».

Содержание программы вступительных испытаний позволяет абитуриенту продемонстрировать умение использовать:

- знания главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов; развития живой природы;

- знания строения и функций организма человека.

^ Требования к уровню подготовки абитуриента


В результате изучения дисциплины в средней (полной) общеобразовательной школе на вступительных испытаниях абитуриент должен продемонстрировать:

знания:

- содержания естественнонаучной картины мира;

- норм и правил здорового образа жизни;

- основных положений теорий и закономерностей.

 

умение:

- применять знания при решении проверочных заданий.


Содержание разделов дисциплины, проверяемые заданиями теста


Раздел I. Человек и его здоровье

^ Тема 1. Ткани

Краткие сведения о строении и функциях тканей. Виды тканей и их характеристика. Эпителиальные. Соединительные. Мышечные. Нервные.

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат

Значение опорно-двигательного аппарата. Строение черепа (скелет мозгового и лицевого отделов). Строение скелета туловища человека. Строение скелета верхних и нижних конечностей. Типы соединения костей и их характеристика (неподвижное, малоподвижное, подвижное). Мышцы, их строение и функции, основные группы мышц.

^ Тема 3. Кровь и кровообращение

Значение сердечно-сосудистой системы. Общая схема кровообращения (большой и малый круги кровообращения), их биологическое значение. Состав и свойства крови. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Группы крови. Понятие об иммунитете, его виды (естественный и искусственный), его роль в сохранении биологической индивидуальности. Прививки, лечебные сыворотки.

Сердце, его строение, расположение. Сердце и его работа. Причины неутомимости работы сердца. Движение крови по сосудам. Артерии, капилляры, вены. Значение физкультуры и спорта для повышения выносливости сердца. Тренировка сердца.

^ Тема 4. Органы дыхания

Значение дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Гигиена дыхания. Способы формирования правильного дыхания.

^ Тема 5. Пищеварение и обмен веществ

Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата. Пищеварение в ротовой полости. Уход за зубами. Гигиена ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике. Понятие о регуляции процесса пищеварения. Витамины и их роль в обмене веществ.

Тема 6. Кожа

Значение и строение кожи человека. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Гигиена кожи. Значение чистоты и целостности кожных покровов.

Тема 7. Железы внутренней секреции

Железы внутренней секреции. Гормоны и их значение.

^ Тема 8. Органы чувств

Понятие об анализаторах. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Свойства анализаторов.

Кожный анализатор. Виды кожной чувствительности.

Обонятельный и вкусовой анализаторы. Их биологическое значение.

Орган слуха, строение, функции. Гигиена слуха. Борьба с шумом.

Орган зрения, значение зрения в жизни человека. Строение глаза. Гигиена зрения. Профилактика травм глаза.


^ Тема 9. Нервная система

Нервная система, значение. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы.

Рефлексы, их классификация. Рефлекторная дуга, ее отделы (периферический, проводящий, центральный, рабочий отдел).

Спинной мозг, значение, строение.

Головной мозг, большие полушария мозга, кора больших полушарий, ее значение.

Стволовой отдел головного мозга. Мозжечок. Их строение и функции.

Сон, физиологическое значение. Гигиена сна.

^ Тема 10. Основы закаливания

Закаливание, значение, оздоровительные задачи. Принципы закаливания.

Раздел II. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Тема 1. Эволюционное учение. Развитие органического мира

Понятие эволюции. Развитие эволюционных представлений. Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Вид и его критерии. Факторы, вызывающие изменения численности видов. Популяция — единица вида и эволюции.

Движущие силы эволюции. Наследственная изменчивость, борьба за существование. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании: географическое и экологическое видообразование.

Понятие о макроэволюции. Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз. Идеоадаптация. Дегенерация. Биологический процесс и биологический регресс. Состояние вида в природе. Охрана редких и исчезающих видов.

Развитие органического мира. Место человека в живой природе. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

^ Тема 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни

История представлений о возникновении жизни на Земле. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Теория вечности жизни, эксперименты Л.Пастера.

Материалистические представления о возникновении жизни на Земле, Современные представления о возникновении жизни: теория А.И.Опарина.


^ Тема 3. Основные учения о клетке. Обмен веществ в клетке

Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории. Структурно - функциональная организация клеток эукариот: органоиды клетки и их функции. Органические вещества клетки, ДНК, РНК и их функции.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Энергетический обмен: этапы энергетического обмена. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белка. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК.

^ Тема 4. Размножение организмов

Деление клетки и его значение. Митотическое деление клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Половое размножение растений и животных. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание, формирование половых клеток.

Мейоз. Биологический смысл мейоза. Оплодотворение.

Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма.


^ Тема 5. Основы генетики

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Многогибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления.

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Генетическое определение пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Эволюционная роль мутаций. Значение мутаций для практики сельского хозяйства.

^ Тема 6. Основы экологии

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.

Биотические факторы среды. Цепи питания.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов на процессы жизнедеятельности. Фотопериодизм.

Формы взаимоотношений между организмами: антибиоз, симбиоз, нейтрализм.


^ Тема 7. Понятие о биосфере

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Биосфера живая оболочка планеты. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Ноосф




Литература



Основная

1.Беляев, Д.К. Бородин, П.М. Воронцов, Н.Н. Общая биология 10-11кл [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / под. ред. Д.К. Беляева. -5-е изд. -М.: Просвещение, 2008. – 304с.

2.Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008. – 492 с.

3. Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. – 640 с.

4.Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.

5. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2009. – Т. 1.2,3.


Дополнительная

1.Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. [Текст]: Перевод с англ. / Айзек Азимов - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.

2. Акимов, С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. [Текст]: Учебно-образовательная серия. / С.И. Акимов. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

3. Борзова, З.В. Дидактические материалы по биологии [Текст]: Методическое пособие. (10-11 кл) / З.В. Борзова, А.М. Дагаев. - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

4. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. [Текст] / Н.Л. Галеева. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.

Интернет-ресурсы

  1. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс]/ - режим доступа: http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm

  2. Сайт Центра экологического обучения и информации [Электронный ресурс]/ - режим доступа: http://www.ceti.ur.ru

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]/ - режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Скачать 92.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты