Домой

Васильева Надежда Валерьевна, учитель начальных классов Iквалификационной категории, Герасименко Наталья Васильевна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории Москва 2011 пояснительная записка




Скачать 289.29 Kb.
НазваниеВасильева Надежда Валерьевна, учитель начальных классов Iквалификационной категории, Герасименко Наталья Васильевна, учитель начальных классов 2 квалификационной категории Москва 2011 пояснительная записка
Дата18.02.2013
Размер289.29 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса «литературное чтение» для 3 класса
Цели и задачи курса
Календарно - тематический план
I ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца
Много хватать – своё потерять.
Тайное всегда становится явным.
Унылая пора! Очей очарованье!
Ежели вы вежливы…
Каждый свое получил.
III ЧЕТВЕРТЬ (30 часов)
Жизнь дана на добрые дела.
Снег летает и сверкает.
За доброе дело стой смело.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Весна идет, весне дорогу.
Любовь – волшебная страна.
Чудесное – рядом.
Требования к уровню подготовки учащихся
Работа с текстом и книгой.
...
Полное содержание
Подобные работы:



,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1716 «ЭВРИКА-ОГОНЕК»

(ГОУ СОШ №1716 «ЭВРИКА-ОГОНЕК»)

109451, Москва, ул. Верхние поля, д.40, корпус 2 e-mail:sch1716@mail.ru тел. 658-59-21





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмета «Литературное чтение», 3 «А» и 3 «В» классы

,


 

Составители:

Васильева Надежда Валерьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории,

Герасименко Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

2 квалификационной категории


Москва 2011


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 3 КЛАССА


Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 3 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы к курсу «Литературное чтение» для начальной школы, разработанной кандидатам педагогических наук О.В.Кубасовой.


Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю):

1четверть: (8 недель) 24 часов

2четверть: (7недель) 21 часов

3четверть: (10недель) 30 часов

4четверть: (9 недель) 27 часов


При реализации Рабочей программы используется УМК «Гармония» . В курс «Литературное чтение» входят:

  • Литературное чтение: учебник в 4 частях «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений / Кубасова О.В.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009

  • Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений/ О.В.Кубасова.-Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009

  • Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений./О.В.Кубасова.-Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009.



Цель обучения чтению в начальной школе — формирование основ читательской самостоятельности.

Цель: понимание детьми подтекста произведения, чувствование ими авторского начала и определение своего отношения к прочитанному.


Обучение чтению по данной программе предпола­гает реализацию следующих задач:

  1. Формирование устойчивого желания читать дос­тупную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

  2. Совершенствование у детей навыка чтения: ос­мысленности, правильности, беглости, выразительно­сти. (Техническая основа процесса чтения.)

  3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литератур­ного текста. (Содержательная сторона чтения: непос­редственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замыс­ла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

  4. Усвоение различных способов творческой интер­претации художественного текста: выразительного чте­ния по книге и наизусть, драматизации, словесного ри­сования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, на­хождению опорных слов, выделению смысловых час­тей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволя­ющие логически перерабатывать и усваивать познава­тельную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатле­ний, разнообразных по эмоциональной окраске, тема­тике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературовед­ческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться опреде­ленным программой набором средств внетекстовой ин­формации (обложка, титульный лист и др.), превращаю­щих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо- жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрас­тным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой де­ятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: про­изведения русского и зарубежного фольклора, литератур­ные сказки, басни, лирические и эпические стихотворе­ния, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

В учебнике для 3 класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: по актуальной идейно-нравственной проблематике, что усиливает мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге содержится богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в 3 классе: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Тайное всегда становится явным», «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Ежели вы вежливы...», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «Снег летает и сверкает», «За доброе дело стой смело», «Кто родите­лей почитает, тот вовек не погибает», «Весна идет, вес­не дорогу!.. », «Любовь — волшебная страна», «Чудес­ное — рядом».


^ Цели и задачи курса:

Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу.

Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности.


^ Календарно - тематический план


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них




Контрольные и диагностические материалы(тема)

Примечание

^ I ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)

1.

Труд человека кормит, а лень портит

11 часов




 

1.1

Р.С. Сеф «Лопата». Е.Г. Карганова «Лекарство без ре­цепта»




 

 

1.2

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»




 

 

1.3

«Книги о трудолюбивых и ленивых детях»







Работа с детскими книгами

1.4

«Кому горшок мыть». Русская народная сказка. Р. Берне «Старуха, дверь закрой» (пе­ревод С.Я. Маршака)










1.5

Е.Л. Шварц «Сказка о поте­рянном времени»










1.6

Е.Л. Шварц «Сказка о поте­рянном времени»










1.7

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» Книги Крылова







Работа с детскими книгами

1.8

Р. Киплинг «Отчего у верб­люда горб» (перевод К.И. Чуковского)










1.9

«Лентяйка». Африканская сказка в переводе В. Вологдиной










1.10

«Голубой ковер». Грузин­ская сказка.










1.11

Р.С. Сеф «Стран­ное дело». «Книги о тех, кто любит труд»







Работа с детскими книгами

2.

^ Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца

8 часов







2.1

«Новая юбка» Итальянская сказка. С. Я. Маршак «Не так»










2.2

«Как мужик гусей делил». Русская народная сказка










2.3

«Дочь-семилетка».Русская народная сказка










2.4

«Морской царь и Василиса Премудрая». Русская на­родная сказка в обработке А.Н. Афанасьева










2.5

«Морской царь и Василиса Премудрая». Русская на­родная сказка в обработке А.Н. Афанасьева










2.6

«Золотое яблоко». Армян­ская сказка










2.7

Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».










2.8

«Сказки Ш. Перро»







Работа с детскими книгами

3

^ Много хватать – своё потерять.

3 часа







3.1

«Женщина, которая жила в бутылке». Английская сказка










3.2

Я. Л. Аким «Жадина».

В. В. Зотов «Бабушкин халат».

Дж. Родари «Солнце и туча»










3.3

Кники о щедрых и жадных людях







Работа с детскими книгами

4

^ Тайное всегда становится явным.

6 часов







4.1

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным










4.2

Н.Н. Носов «Огурцы»










II ЧЕТВЕРТЬ (21 час)

4.3

В.А. Осеева «Почему?»










4.4

«Принцесса-лгунья». Швед­ская сказка










4.5

«Принцесса-лгунья». Швед­ская сказка










4.6

Л. Пантелеев «Честное сло­во».










5

^ Унылая пора! Очей очарованье!

6часов







5.1

К.Д. Бальмонт «Осень». И.С. Соколов-Микитов «Ли- стопадничек»










5.2

Ф.И. Тютчев «Листья». А.А. Фет «Ласточки пропа­ли...»










5.3

К.Г. Паустовский «Барсучий нос»










5.4

К.Г. Паустовский «Барсучий нос»










5.5

А.С. Пушкин «Осень». М.Ю. Лермонтов «Осень». А.К. Толстой «Осень! Осы­пается весь наш бедный сад...». Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...». А.Н. Май­ков «Осень».










5.6

«Стихи об осени»







Работа с детскими книгами

6

^ Ежели вы вежливы…

2 часа







6.1

С.Я. Маршак «Урок вежливо­сти». И.М. Пивоварова «Веж­ливый ослик». Б.В. Заходер «Очень вежливый индюк»










6.2

В.А. Осеева «Волшебное слово». Обобщение по теме










7

^ Каждый свое получил.

17 часов







7.1

«Каждый свое получил». Эс­тонская сказка в переводе М. Булатова «Два брата». Ла­тышская сказка в переводе А.Любарской










7.2

Ю.Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро»; «Черепаха и скорпион». Уз­бекская сказка в переводе А.Любарской










7.3

И.А. Крылов «Чиж и голубь». Л.Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»










7.4

«Мак». Индийская сказка в переводе Е. Чистяковой-Вэр










7.5

Г.А. Ладонщиков «В старой сказке». «Баба-яга». Русская народная сказка в обработ­ке А.Н. Афанасьева










7.6

«Падчерица и мачехина доч­ка». Русская народная сказка в обработке И.А. Худякова










7.7

«Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших»







Работа с детскими книгами

7.8

Б.В. Заходер «Серая Звез­дочка»











7.9

«Хромая Молли». Англий­ская сказка в переводе Е. Чистяковой-Вэр











^ III ЧЕТВЕРТЬ (30 часов)

7.10

«Златовласка». Чешская сказка в обработке К.Г. Пау­стовского










7.11

«Дары феи Кренского озе­ра». Итальянская сказка в переводе Ю. Ильина и Э. Казаковой и пересказе Н. Гессе и 3. Задунайской










7.12

«Дары феи Кренского озе­ра». Итальянская сказка










7.13

Л.А. Чарская «Живая пер­чатка». Ю.П. Мориц «Песенка про сказку».

2часа







8

^ Жизнь дана на добрые дела.

5 часов







8.1

Ю.П. Мориц «Разговари­вали вещи».

«Волшебные литературные сказки»


1 час




Работа с детскими книгами

8.2

Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» (перевод А. Ганзен)










8.3

Х.К. Андерсен «Ель» (пере­вод А. Ганзен)

3 часа







8.4

Е.А. Пермяк «Некрасивая елка»

2 часа







8.5

Е.В. Клюев «Сказки простого карандаша». Обобщение по теме

1 час







9

^ Снег летает и сверкает.

7 часов







9.1

С.А. Есенин «Береза». М.М. Пришвин «Деревья в лесу»

1 час







9.2

И.С. Никитин «Весело сия­ет...». А.С. Пушкин «Зимний вечер»

1 час







9.3

Х.К. Андерсен «Девочка со спичками». А.А. Блок «Ветхая избушка»










9.4

И.С. Суриков «Детство». 3. Александрова «Снежок». Саша Черный «На коньках»










9.5

В.Ю. Драгунский «Кот в са­погах»










9.6

Н.Н. Носов «Бенгальские огни»










9.7

С.Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...». К.Д. Баль­монт «Снежинка». С.А. Есе­нин «Пороша». Обобщение по теме. «Книги о зиме»







Работа с детскими книгами

10

^ За доброе дело стой смело.

5 часов







10.1

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Русская на­родная сказка в обработке М.Булатова










10.2

Н.М. Артюхова «Трусиха». Э.К. Кисилева «Мальчик - огонек»










10.3

Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»










10.4

B.C. Высоцкий «Он не вер­нулся из боя». С.А. Баруздин «Страшный клад»










10.5

С.Я. Маршак «Рассказ о не­известном герое». Обобще­ние по теме «Книги о подвигах»







Работа с детскими книгами

11

^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

11 часов







11.1

В.А. Осеева «Печенье», «Ле­карство». Б.В. Емельянов «Мамины руки».




 

 

 11.2

Л.Г. Яковлев «Альбом фотографий». Л.М. Квит­ко «Бабушкины руки». О.О. Дриз «Книга»







 

11.3

Г. Фаллада «История про ма­мину сказку». В.Ю. Драгун­ский «....Бы»










11.4

Н.М. Артюхова «Трудный вечер»










11.5

М.М. Зощенко «Золотые слова». «Милош находит мать». Чер­ногорская сказка










11.6

«Девочка-птичка». Адыгей­ская сказка










11.7

«Птица-правда». Испан­ская сказка










11.8

«Птица-правда». Испан­ская сказка










11.9

А.П. Платонов «Разноцвет­ная бабочка»











IV ЧЕТВЕРТЬ (27 часов)

11.10

Л.С. Петрушевская «Сказка о часах»










11.11

«Подземные царства». Русская народная сказка. Г.П. Виеру «Мамин день». Обобщение по теме. «Книги о семье»







Работа с детскими книгами

12

^ Весна идет, весне дорогу.

7часов







12.1

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...». М.М. Пришвин «Капля и камень». В.К. Железников «Три ветки мимозы»










12.2

И.В. Северянин «Отчего?». Г.М. Новицкая «Подснежник». ВД. Берестов «Мать-и-маче­ха».










12.3

Н.В. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холода­ми...». А.Н. Плещеев «Весна»










12.4

К.Г. Паустовский «Сталь­ное колечко».










12.5

А.Н. Майков «Ласточка примчалась...». А.К. Толстой «Звонче жаво­ронка пенье...». А.А. Фет «Я пришел к тебе с приве­том...










12.6

А.П. Чехов «Весной». Н.И. Сладков «Ивовый пир». ЯЛ. Аким «Апрель».










12.7

А.А. Блок «Вербочки». Л.А. Чарская «Дивные зву­ки». Е.А. Благинина «Чере­муха». Обобщение по теме «Книги о весне»







Работа с детскими книгами

13

^ Любовь – волшебная страна.

10часов







13.1

В.Д. Берестов «Вечер. В мок­рых цветах подоконник...». Н.П. Вагнер «Сказка»










13.2

Братья Гримм «Рапунцель»










13.3

«Красавица и чудовище». Французская сказка










13.4

«Красавица и чудовище». Французская сказка










13.5

Х.К. Андерсен «Ромашка». Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» (перевод с англий­ского Н. Дубровской)










13.6

«Перышко Фениста - ясна сокола». Русская народная сказка в обработке А. Лю­барской










13.7

«Перышко Фениста - ясна сокола». Русская народная сказка в обработке А. Лю­барской










13.8

«Каменный Принц и Пре­красная Померанца». Поль­ская сказка в обработке О.Кубасовой










13.9

«Каменный Принц и Пре­красная Померанца». Поль­ская сказка в обработке О.Кубасовой










13.10

А.А. Фет «Облаком волни­стым...». Я.П. Полонский «Песня». И.С. Тургенев «Во­робей». Обобщение по теме










14

^ Чудесное – рядом.

8 часов







14.1


Р.С. Сеф «Чудо».

А.А. Про­кофьев «Люблю березу русскую...».

К.Г. Паустов­ский «Заботливый цветок».










14.2

А. Жуковский «Родно­го неба милый свет...».

Я.Маршак «О том, как хороша природа». Н.К. Абрамцева «Радуга».










14.3

Ю.Н. Могутин «Берег бродя­чих Каменщиков».

М.М. При­швин «Дятел».










14.4

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»










14.5

О.О. Дриз «Счастье». Б.В. За- ходер «Что красивей все­го?». В.В. Бианки «Музыкант»










14.6

Белорусская сказка «Музыка – чародейник». И.В. Пивоварова «Волшеб­ная палочка».










14.7

«Тайна Флорио». Итальянская сказка. И.А. Мазин «Давайте дру­жить». Ю.Ч. Ким «Летучий ковер». Обобщение по теме










14.8

«Книги об обыкновенных чудесах»







Работа с детскими книгами




Всего в году :

102 часа







 


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Читательские умения.

Навык чтения.

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70-80 слов в минуту.

^ Работа с текстом и книгой.

Обучающиеся должны уметь:

  • понимать содержание текста и подтекст произве­дений более сложных, чем прежде, по художественно­му и смысловому уровню;

  • выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

  • работать с толковым словарем;

  • использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоци­ональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

  • давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выра­жено автором;

  • озаглавливать иллюстрации и тексты;

  • составлять простой план произведения;

  • пересказывать текст подробно, частично, выбо­рочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

  • выделять главное и второстепенное в более насы­щенных информацией текстах, чем в предыдущем учеб­ном году (логическая переработка текста);

  • развивать способность к прогнозированию жанра и со­держания произведений перед чтением и в процессе его;

  • ставить вопросы к прочитанному;

  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.



Литературоведческая пропедевтика.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и опреде­лять их функции в художественной речи;

  • выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лек­сику, отличать сказку от рассказа;

  • использовать в речи элементарные понятия (эпи­зод, олицетворение, сравнение);

  • накопить разнообразные видо-жанровые пред­ставления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и ли­рические стихотворения).


^ Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

  • подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произ­несение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

  • подготовить творческий пересказ;

  • составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

  • принимать участие в конкурсах чтецов;

  • составлять собственные высказывания на основе прочитанного.


Умения, навыки и компетенция:

- осмысленность чтения: выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно; формулировать тему небольшого текста; находить главную мысль в тексте;

- правильность чтения: плавное воспроизведение написанного без искажений звуко - буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами;

- выразительность чтения: передавать эмоциональный тон персонажа, произведения; выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

- соблюдать паузы в зависимости от смысла читаемого;

- скорость чтения: к концу учебного года- 70- 80 слов в минуту.

Скачать 289.29 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты