Домой

Русской Православной Церкви : VIII. Война и мир. 3 Что такое вера? Буддизм, Иудаизм, Христианство (Православие) и Ислам. Служение Родине долг веры лекция




Скачать 121.58 Kb.
НазваниеРусской Православной Церкви : VIII. Война и мир. 3 Что такое вера? Буддизм, Иудаизм, Христианство (Православие) и Ислам. Служение Родине долг веры лекция
Дата17.02.2013
Размер121.58 Kb.
ТипЛекция
Подобные работы:

Практический курс лекций к инновационной муниципальной программе «Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях и войсковых частях ВС РФ района Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы при непосредственном участии Русской Православной Церкви на 2009 год».




п/п


Название темы


Раскрываемые или изучаемые вопросы

Время

Кол-во часов

Учебно-методическое сопровождение, источники, материальное сопровождение

1

Базовое сопровождение

Цели задачи программы


---

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» и Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

2

Война и мир

Взгляд Русской православной Церкви на войну

---

Выписка из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: VIII. Война и мир.

3

Что такое вера? Буддизм, Иудаизм, Христианство (Православие) и Ислам. Служение Родине – долг веры.

Лекция раскрывает понятия о вере как таковой (религиозный фактор жизни человека), а также даются общие понятия основных мировых религий. Заканчивается лекция объяснением смысла в жизни верующего человека как служения своему Отечеству и близким. Раскрываются понятия род, Родина, Отечество, присяги.



2

  1. Тростников В. Православная цивилизация. М., 2004.

  2. Основы религиоведения. Ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

  3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999.

  4. Григорьев А.Б. Вера и верность. М., 2005.

4

Русская государственность и достоинство человека. Великий князь Димитрий Донской.


Лекция рассказывает о становлении государственности в истории России, отношении власти к себе самой (религиозное мировоззрение) и своему народу. Государственно-политическая и религиозная политика великого князя Димитрия Донского, его отношение к Орде и Куликовская битва. Ее значение в истории Российского государства.



2

  1. ПСРЛ. Т.1, Ленинград 1926.; ПСРЛ. Т.2., М., 1962.

  2. Климов А.Ю. Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство в русле церковно-государственных отношений (конец X – середина XVII вв.). дисс. М., 2006.

  3. Памятники духовной литературы времен Великого князя Ярослава I. М., 1844.

  4. Борисов Н.С. Куликовская битва и некоторые вопросы духовной жизни Руси XIV – XVвв. – Вестн. Моск. Ун-та. сер. История, 1975.

  5. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. М. – Л., 1950.

  6. Шмурло Е.Ф. История России: 862 – 1917. Мюнхен, 1932

  7. Иловайский Д.И. История России. Т. III. М., 1890.

5

Праздники Русской Православной Церкви и русской Армии.


Лекция раскрывает понятие годового календарного круга с его повседневной жизнью и праздниками, затем рассказывается о праздниках Русской Православной Церкви и русской Армии.



2

  1. Тессидер Джек. Словарь символов. М. 1999.

  2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону.1997.

  3. Толковый Типикон. Киев. 1913.

  4. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т.1. Казань. 1996.

  5. Громыко М.М. Мир русской деревни. М. 1991.

  6. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

  7. Ляховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы. М., 1996.

  1. Бородин В.П., Логинов А.А. Дни воинской славы России. М., 2006.

6

Судьбоносные лица Руси: эпоха Смуты начала XVII в. (патриархи Иов и Гермоген, К. Минин и Д. Пожарский).

Лекция посвящена трагическим событиям Смуты начала XVII в. и героической защите независимости русского народа в деле освобождения Руси от религиозной и физической экспансии поляков и шведов. На первый план выходят личности: патриарха Гермогена, князя Д. Пожарского и земского старосты К. Минина и др. патриотов русской земли.



2

  1. Климов А.Ю. Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство в русле церковно-государственных отношений (конец X – середина XVII вв.). дисс. М., 2006.

  2. Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского государства в XVI – XVII вв. М., 1978.

  3. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М., 1945.

  4. Соколов А., прот. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Нижний Новгород, Саранск, 2005.

7

Христианские истоки воинского духа – Суворовская школа воспитания.

Лекция рассказывает об истоках воинского духа русского воинства в православной вере, о которых хорошо знал не понаслышке, но на практике генералиссимус А.В. Суворов. Именно веру он поставил одной из основных целей воспитательной работы в русском солдате. Будучи сам глубоко верующим, своим примером воодушевлял воинов к религиозному воспитанию.



2

  1. Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. СПб., русская симфония, 2005.

  2. Александр Суворов. Наука побеждать (с рисунками великого полководца Суворова). Репринтное издание. М. Издательский центр «Анкил – Воин», 1991.

  3. Ивашко М.И., Курылев В.М., Чугунов А.М. Господь – знамя мое! Кн.1., М., 2005.

  4. Полевой Н.А. История князя Италийского, графа Суворова-Рымнинского генералиссимуса российских войск. М., 1900.

  5. Михайлов Г. Психология мужества. Нравственная подготовка юноши. СПб. Общество Русской Православной культуры свт. Игнатия (Брянчанинова), «Издательство Буковского», 1999.

8

Сила воинского духа в православном вероучении – основа Суворовской школы воспитания.

В лекции раскрывается духовная основа русского мужества, православный взгляд на тело и душу, их роли и значении в бою. Православное учение о душе и ее влиянии на тело.

По смыслу христианского учения, влияние духа на личную жизнь христианина, согласно духовной организации человеческой личности, проявляется и осуществляется при непременном участии сердца. Таким образом, анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения. Не только о способности сердца воспринимать воздействия Духа Божиего говорит Писание, но представляет его органом, который совершенствует и исправляет Бог, как Центр нашей духовной жизни Богопознания.

А.В. Суворов учил, что для воина великая честь отдать жизнь на поле брани за православное Отечество. Он учил солдат не бояться смерти потому, что душа у человека бессмертна, и если жизнь отдана «за Веру, Царя и Отечество», то душа сразу же возносится в Царствие Небесное.





2

  1. Во имя России: российское государство, армия и военное воспитание /Уч. Пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков ВС РФ/ род ред. В.А. Золоторева, В.В. Марущенко, С.С. Антюшина. М. 1999.

  2. Левитов П.В. Человеческое тело и его судьба в вечности. М., 1997.

  3. Вышенский паломник. Православный журнал религиозного объединения Братства «Благотворитель» во имя Святителя Феофана Затворника Вышенского. № 3, 1997.

  4. Игнатий Брянчанинов, святитель. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. Собр. Соч. М., 2001.

  5. Ивашко М.И., Курылев В.М., Чугунов А.М. Господь – знамя мое! Кн.1., М., 2005.

  6. Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ. Дух, душа и тело. М., 1997

  7. Человек – храм Божий. - Ярославская обл. г. Любим, 1997.

  8. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога. М., 1994.

  9. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.1. М., 1999.

  1. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учении. М., 1996.

  2. Конспект лекций по догматическому богословию. М. 1993.

  3. Жукова М.Г. «Твой есмь аз Суворов. М., 1998.

  4. Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российская армия. Очерки об истории военного духовенства (Учебное пособие). М., 1995.

9

Церковь и Армия.

Лекция рассказывает о двух организациях: Церкви и армии, их взаимодействии и сотрудничестве с древнейших времен до наших дней. Представлена история о войсковых (полковых) священниках в истории Русской армии.



2

  1. Иван IV – Грозный царь (1530-1584). Сказание о зачатии Царства Казанского. Казань, 1902.

  2. Книги разрядные по официальным оных спискам, изданные с выс. соизволения II Отделением с. е. и. в. канцелярии. Т. 2 (1679 г.). Спб. ., [тип. II Отд-ния с. е. и. в. канц.], 1855

  3. Артикулы воинские русскому флоту. 1710 г.// ПСЗ. — Т.1

  4. Устав воинский. 1716 год // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. V 1830. № 3006.

  5. Соловьев В. Сочинения. – Т.2. – М., 1988.

10

Традиции Русской Армии.

В лекции раскрывается понятие – военная традиция. Одной из традиций является сопровождение русских войск чудотворными иконами «Владимирская», «Донская», «Казанская», «Федоровская», «Знамение» и др.

И, говоря о военных традициях, закладываемых христианской верой, прежде всего, обращается внимание на видных военачальников, не имевших ни одного поражения за свою боевую службу Отечеству. Таковыми явились генералиссимус А.В. Суворов, праведный воин Федор Ушаков и генерал М.Д. Скобелев.

Заканчивается лекция перечислением возрождающихся традиций в русской армии: освящение знамен, благословение воинов на служение и пр.



2

  1. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомилова. – М.: Русский путь, 2000.

  2. Савинкин А.Е., Домнин И.В., Белов Ю.Т. Не числом, а уменьем! Военная система А.В. Суворова. Российский военный сборник, вып. 18. – М.: Военный Университет, Русский путь, 2001.

  3. Морской атлас. Т. 3. – М., 1959.

  4. Жукова М.Г. «Твой есмь аз Суворов. М., 1998.

  5. Моисей (Боголюбов) иеросхимонах, Н.А. Булгаков, А.А. Яковлев-Козырев. Православие. Армия. Держава. – М., Издательство «Русский вестник», 1993.

  6. Иллюстрированная история казачества. Репринтное воспроизведение первого издания 1090 г. с рисунками. Волгоград, «Ведо», 1994.

  7. Морской сборник / Журнал Военно-Морского Флота № 9 (1858) / М., 2001.

  8. Нечволодов А. Сказания о Русской Земле. Части I и II. М.: ЗАО «СВАРОГ и Ко», 1997.

11

Александр Невский – святой, благоверный.

В лекции рассказывается о детстве и юности князя Александра, о его воспитании в духе Православия. Далее раскрывается геополитическое состояние Руси и ее выбор посредством князя Александра Невского в противостоянии западным агрессорам с чуждой культурой и мировоззрением.

Вся деятельность князя Александра свидетельствует о его понимании того значения, которое имела христианская вера и Церковь для русского народа в борьбе за национальное единство и государственный суверенитет. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его память.

В конце лекции рассказывается история учреждения и применения ордена св. Александра Невского.



2

  1. Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. М., 1898.

  2. Трофимов А. Битвы России. М., 2006.

  3. Григорьев А.Б. Вера и верность. М., 2005.

12.

Русская Православная Церковь в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг. Духовная составляющая победы.

В лекции рассказывается о патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. О взаимоотношениях Церкви и власти в советском государстве в годы войны.



2

  1. Григорьев А.Б. Вера и верность. М., 2005.

  2. Золотарев О.В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988-2005 гг. Антология. Кн. 1,2. Челябинск, 2006.

  3. Христолюбивое воинство. М., 2006.

  4. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. – М., 1994.

13.

Чудеса Православной Церкви сегодня.

Куликовская битва.

Вначале лекции раскрывается понятие чуда, его соотношение с научными знаниями. Затем приводятся чудеса в современном мире: благодатный огонь пр.

Одними из самых значительных чудес являются знамения православных икон с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери или ликов святых.

Но самыми почитаемыми иконами на Руси являлись иконы Божией Матери, одна из которых «Донская» способствовала победе русских войск на Куликовом поле 21 сентября 1380 г.

Важнейшим итогом и заветом Куликовской победы для русских людей стало понимание необходимости союза государственной власти с духовной. Благословение Церкви имеет принципиальное значение во всех делах и начинаниях.



2

  1. Борисов Н.С. Куликовская битва и некоторые вопросы духовной жизни Руси XIV – XVвв. – Вестн. Моск. Ун-та. сер. История, 1975.

  2. Григорьев А.Б. Вера и верность. М., 2005.

  3. Золотарев О.В. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988-2005 гг. Антология. Кн. 1,2. Челябинск, 2006.

  4. Трофимов А. Битвы России. М., 2006.

  5. Шафранова О. Герои Куликова поля. М., 2005.

  6. Непознанный мир веры. М., 2005.




14.

Традиции Русской армии и офицерского корпуса.

Православие – щит России.

Лекция посвящена вопросам становления Российской империи как полноправной великой державы благодаря опоре на монолитную и унифицированную армию, созидаемую с начала установления государственности в русских землях.

Выделяется вопрос об одной из важнейших традиций русской армии - личный пример в выполнении своего воинского долга перед Отчизной офицерским составом, одной из наиболее образованных и культурных групп общества.

Уже доказано, что разрушение боеспособности начинается с атаки на традиционные ценности ее культуры, ее духовные нравственные традиции.

И справедливо сегодня утверждение многих представителей русского духовенства о том, что если наша армия возвратится в лоно Православной Церкви, возродит утраченные вековые традиции, укрепляющие и воспитывающие внутренний мир (дух) воина, такая армия будет непобедима во век!

Также рассказывается о традициях применения музыки, строевых смотров и военной формы одежды в воспитании молодого офицерского состава.



2

  1. Боголюбов М. (иеромонах), Н.А. Булгаков, А.А. Яковлев-Козырев. Православие. Армия. Держава. – М., Издательство «Русский вестник», 1993.

  2. Во имя России: российское государство, армия и военное воспитание /Уч. Пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков ВС РФ/ род ред. В.А. Золоторева, В.В. Марущенко, С.С. Антюшина. М. 1999.

  3. Золотарев О. В. Армия и культура. М., 1990.

  4. Ягодинский В. Н. Наш этикет. М., 1988.

  5. Ясюков М. И. Шпага и честь. М., 1992.

  6. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992.

  7. Мессюр Вакар. Российские офицеры. М., 1995.

  8. Раш К. Б. Во славу отечества. М., 1990.

  9. Русский военный костюм. М., 1988.

15.

Православная соборность и западная философия.

Лекция раскрывает философскую и мировоззренческую основу Православия и Запада. Если западная философия характерна постоянной революционной цикличностью («волны революций», направленных против традиции), то русская – актуализацией традиции (подразумевающая наличие незыблемых, духовно проверенных, глубинных мировоззренческих принципов, данных Православием, которые пронизывают всю социальную жизнь, от политической до культурной).

Заканчивается лекция объяснением разницы понимания Востока (Православия) и Запада (Католицизма или Протестантизма) по вопросу соотношения главного ориентира в жизни верующих - Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов).



2

  1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

  2. Православие и патриотизм. // Материалы научно-практической конференции Собора православной интеллигенции (26-27 марта 2004). СПб., 2005.

  3. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М…..

Скачать 121.58 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты