Домой

Конспект урока по теме: Рабство в Древнем Риме




Скачать 90.82 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме: Рабство в Древнем Риме
Дата17.02.2013
Размер90.82 Kb.
ТипУрок
Содержание
I.Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний учащихся по теме
III. Переход к изучению новой темы.
IV. Изучение новой темы.
Работа учащихся с текстом учебника.
Сообщение ученика о гладиаторских школах.
V. Закрепление изученного на уроке.
Подобные работы:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №10»


Конспект урока по теме:

Рабство в Древнем Риме


Разработку урока подготовила

Учитель истории – Зайцева О.Б.


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

  • Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

  • Обобщение и систематизация знаний и способов действий, применение их в комплексе и системе.

  • Определение уровня овладения знаниями и способами действий по изученной теме.

  • Развитие умений самостоятельно ставить перед собой цель, планировать способы её достижения, работать с разными источниками знаний.

Оборудование:

    • Карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.»

    • Карта «Римская республика в,III — I вв. до н. э.»,

    • Картина «Продажа рабов».

Ход урока

^ I.Организационный момент.


Эвристическая беседа для создания ситуации успеха.


Подготовка учащихся к восприятию нового материала - через повторение ранее изученного.

Ученик – субьект образования.


Класс приходит к общему выводу. Наиболее выгодной формой охвата всего изученного является комплексная работа с текстом.


Учащиеся с учителем обсуждают тему и цель урока.

Учитель мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей .

Небольшая лекция учителя. Эмоциональный рассказ.


Работа в группах.

При формировании групп учитель учитывает уровни интеллектуального развития учащихся, уровни обучаемости и работоспособности. Группы создаются примерно равноценные по учебным возможностям

Учащиеся думают, предлагают идеи. Учитель помогает группам, высказывает свои предложения.

Идеи от групп обсуждаются коллективно при участии учителя.


Уч-ся обсуждают, задают вопросы защищающемуся. Учитель задает вопросы в роли рядового участника.


Группа учащихся дома подготовили сообщения о жизни гладиаторов в Древнем Риме.


Ребята работают в парах. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью уч-ся

^ II Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.».

  1. Подготовка устного ответа по следующим вопросам:

  • Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н. э.? (воспользуйся картой)

  • Какие технические приспособления использовали римляне?

  • Как были вооружены воины Рима?

  • Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?

2. Работа с картой:

— Каким знаком на карте обозначены направления завоевательных походов римлян? (Красной стрелкой.)

— Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в период республики? (Желтым цветом.)

— Какие территории покорены Римом с середины III в. до н.э. по 31 г. н. э.?

(Испания, Галлия, Греция, западная часть полуострова Малая Азия, Карфаген, Корена, о. Кипр, г. Тир.)

— Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, завоеванные в период Римской империи.)

-Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?

  • Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.

  • Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие - обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

  • Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

  • Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

  • Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.

^ III. Переход к изучению новой темы.

-Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобрели дешевую рабочую силу - рабов.

- Ребята давайте с вами выясним, где применялся труд рабов в Древнем Риме?

^ IV. Изучение новой темы.

План

1) Труд рабов в сельском хозяйстве.

2) Труд рабов в доме рабовладельца.

3) Гладиаторы.

На доске тема урока, новые слова:

Триумф

Император

  1. Работа в группах с историческим документом.

Группа №1

Марк Порций Катон. Земледелие

Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

«Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...

— Где применялся труд рабов?

Группа № 2

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, а летом - по 4,5. на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...»

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.—

С. 194-196.

— Как содержались рабы?

^ Работа учащихся с текстом учебника.

Группа № 3

Прочитать п. 3,

— Какую работу делали рабы в богатом доме?

Критерии оценок ответов учащихся:

«5» – если учащимся дан правильный, развернутый, грамотно сформулированный ответ: приведены необходимые доказательства, речь последовательна, выразительна:

«4» – ответ правилен, грамотен, выразителен, последователен: допускаются небольшие отклонения в формулировках, речевые недостатки:

«3» – ответ правилен, но недостаточно точно сформулирован, доказательства,. речь непоследовательны, допущены незначительные ошибки:

«2» – неправильный ответ, допущены грубые ошибки.

Установление порядка ответов и оценки результатов. Порядок ответов по жребию. При оценке результатов использовать балльную систему и выработанные критерии.

^ Сообщение ученика о гладиаторских школах.

Гладиаторские бои

«Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда - вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои, а также травля зверей были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они, как и гонки на колесницах, происходили в цирках, но затем для них стали возводить каменные здания - так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся... 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков излука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои.

Гладиаторские бои начинались после полудня. Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.»

Маркс Э. Римляне. - М„ 1997.— С. 59.

^ V. Закрепление изученного на уроке.

Решение задач.

1. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпеи в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

— Какие выводы можно сделать из этих данных?

Ответ: Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.

2. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.

— Какие рабы ценились особенно дорого?

Ответ: Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.

VI. Рефлексия

  • Наши впечатления;

  • Что наиболее интересно было на уроке?

  • Как бы вы использовали получены знания о жизни рабов в Древнем Риме?

  • Как бы я оценил свое участие в занятии?


Домашнее задание:

  • Повторить § 38—43

  • Подготовиться к итоговой контрольной работе.

Скачать 90.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты