Домой

Учебно-методический комплекс по курсу История и культура Франции Магнитогорск 2010




НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу История и культура Франции Магнитогорск 2010
страница1/6
Дата17.02.2013
Размер0.87 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Учебная программа курса
Занятие № 1
Занятие № 2
Жана Мелье
Занятие № 3
Занятие № 4
Занятие № 5
Занятие № 6
Занятие № 7
Занятие № 8
Занятие № 9
Занятие № 10
Занятие № 11
Занятие № 12
Обратите внимание на следующую таблицу, отражающую хронологию взаимоотношений двух народов: Франции и России.
Занятие № 13
Занятие № 14
Занятия № 15-16
Моне, Писсарро, Сислей
Занятие № 17
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»


Учебно–методический комплекс по курсу

История и культура Франции


Магнитогорск 2010

Учебно-методическое пособие по курсу «История и культура Франции» / сост. А.П. Снитько. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – с.


Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов II курса, обучающихся по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 031202 «Перевод и переводоведение».

Цель комплекса состоит в обеспечении студентов необходимым материалом по курсу «История и культура страны изучаемого языка».

Теоретический материал раскрывает историю развития французского государства, исторические, географические, этнографические, политические, социологические сведения о стране изучаемого языка, национально-культурные особенности и особенности эстетического воспитания страны изучаемого языка.

Комплекс включает в себя программу данного курса, темы и планы семинарских занятий по истории Франции и истории французской культуры, вопросы для самостоятельного изучения и индивидуальных занятий, темы для рефератов и сообщений, дополняющих лекционный материал.

В конце учебно-методического комплекса прилагаются тесты по стране изучаемого языка и ее культуре, таблицы-схемы и таблицы хронологических событий политической и культурной жизни Франции, с ее зарождения до последних лет, где выделены важнейшие даты, которые необходимо сдать студентам при изучении страны изучаемого языка.


Составитель: доц. А.П. Снитько

Рецензент


© Снитько А.П., 2010

© Магнитогорский государственный

университет, 2010

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Учебная программа

  3. Теоретический материал курса

Тема 1. Франция от античности до XV века.

Тема 2. Франция VXI-XVIII веков.

Тема 3. Великая буржуазная революция 1789 г.

Тема 4. Великая французская буржуазная революция.

Тема 5. Франция 1799-1815.

Тема 6. Рефераты о Наполеоне.

Тема 7. Франция 1815-1870.

Тема 8. Франция 1871-1939 годов. III республика.

Тема 9. Вторая мировая война.

Тема 10. Франция 1944-1958 г.

Тема 11. Пятая республика (1958 – 2010гг.)

Тема 12. Франко-русские союзы.

Тема 13. Искусство Франции (классицизм).

Тема 14. Искусство Франции (романтизм).

Тема 15. Искусство Франции (импрессионизм).

Тема 16. Искусство Франции (пост-импрессионизм).

Тема 17. Искусство Франции конца XIX века и начала XX века.

  1. Семинарские занятия по курсу.

Тема 1. Франция от античности до XV века.

    1. Возникновение Франции.

    2. Франция феодальная.

    3. Обсуждение рефератов о Жанне д,Арк

Тема 2. Франция VXI-XVIII веков.

2.1. Франция – единое государство.

2.2. Реформация и религиозные войны.

2.3. Абсолютизм ХVII века.

2.4. XVIII век – век Просвещения. Краткий обзор эпохи Просвещения.

Тема 3. Великая буржуазная революция 1789 г.

3.1. Начало революции.

3.2. Борьба «Горы» и «Жиронды».

3.3. Нововведения Робеспьера.

Тема 4. Великая французская буржуазная революция.

              1. Якобинская диктатура.

    1. Рефераты о Марате, Дантоне, Робеспьере.

Тема 5. Франция 1799-1815.

5.1. падение первой республики.

5.2. Консульство и Первая Империя.

Тема 6. Рефераты о Наполеоне.

6.1. Жизнь и карьера Наполеона I.

6.2. Наполеон (легенды и реальность).

Тема 7. Франция 1815-1870.

7.1. Франция и период реставрации Бурбонов.

7.2. Июльская монархия (1830-1848).

7.3. Вторая Империя.(1852-1870)

Тема 8. Франция 1871-1939 годов. III республика.

8.1. Парижская коммуна 1871 года.

8.2. Третья республика (1871-1918).

8.3. Франция 1918-1939.

8.4. Угроза фашизма и правительства народного фронта.

Тема 9. Вторая мировая война.

9.1. Франция накануне второй мировой войны.

9.2. Поражение в войне и движение сопротивления.

9.3. Движение Сопротивления во Франции.

Тема 10. Франция 1944-1958 г.

10.1. Временное правительство.

10.2. Четвертая республика.

10.3. Реферат «Шарль де Голль и Алжир».

Тема 11. Пятая республика (1958 – 2010 гг.)

11.1. Франция 1958-1969. Крушение колониальной империи.

11.2. Франция 1969-2010гг.

11.3. Реферат «Шарль де Голль и студенческие волнения 1968-1969 гг.»

Тема 12. Франко-русские союзы.

12.1. Франко-русские альянсы.(XI_XIXв)

12.2. Франко-русские отношения. XX век.

12.3. Франко-русское сотрудничество в области науки и техники, космоса, культуры и образования.

Тема 13. Искусство Франции (классицизм).

13.1. Музыка.

13.2. Живопись.

13.3. Скульптура.

Тема 14. Искусство Франции (романтизм).

14.1. Музыка.

14.2. Живопись.

14.3. Скульптура.

Тема 15. Искусство Франции (импрессионизм).

15.1. Музыка.

15.2. Живопись.

15.3. Скульптура.

Тема 16. Искусство Франции (пост-импрессионизм).

16.1. Музыка.

16.2. Живопись.

16.3. Скульптура.

Тема 17. Искусство Франции конца XIX века и искусство XX века.

17.1. Музыка.

17.2. Живопись.

17.3. Скульптура.

  1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по курсу.

  2. Темы рефератов и курсовых работ.

  3. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу.

  4. АПИМ.

  5. Глоссарий.

  6. Список рекомендуемой литературы.

Основная литература

Дополнительная литература

Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу.


Основная цель предлагаемого учебно-методического комплекса – обеспечить необходимым практическим материалом по курсу «История и культура страны изучаемого языка» студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальности 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 031202 «Перевод и переводоведение».

История и культура страны изучаемого языка уверенно занимает свое место в перечне дисциплин, изучаемых на факультетах иностранных языков.

Включение в учебный план данной дисциплины обусловлено необходимостью подготовить студентов с широким кругозором, а также к эффективной деятельности в педагогической практике.

Появление этой дисциплины объясняется политическими, социально-экономическими и культурными изменениями, происходящими во Франции. Интенсифицируются межкультурные контакты. Следовательно, обучающиеся французскому языку, истории и культуре Франции должны быть готовыми к реальному общению с представителями данной культуры в профессиональной сфере; тем более что в современном мире происходят процессы глобализации экономики, культуры, увеличивается роль межкультурного сотрудничества.

В результате освоения данного курса студенты должны уметь составить представление о развитии французской государственности и культуры.

Для этого студенты должны не только овладеть знаниями об истории и культуре страны изучаемого языка, но и приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного взаимопонимания в процессе общения с представителями данной культуры.

Не менее важным является задача изменения оценок и установок, способности признавать альтернативные ценности.

Данный учебно-методический комплекс призвано помочь студентам в освоении курса истории и культуры страны изучаемого языка, он посвящен проблемам диалога двух культур (Франции и России).

Настоящий учебно-методический комплекс состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка к УМК, в которой раскрывается специфика учебной дисциплины, а также даются методические рекомендации для студентов по ее изучению.

  2. Учебная программа курса, в которой определяются цели, задачи курса и требования к уровню усвоения его содержания.

  3. Теоретический материал курса состоит из 17 тем:

    • Франция от античности до XV века.

    • Франция VXI-XVIII веков.

    • Великая буржуазная революция 1789 г.

    • Великая французская буржуазная революция.

    • Франция 1799-1815.

    • Рефераты о Наполеоне.

    • Франция 1815-1870.

    • Франция 1871-1939 годов. III республика.

    • Вторая мировая война.

    • Франция 1944-1958 г.

    • Пятая республика (1958 – 2010 гг.)

    • Франко-русские союзы.

    • Искусство Франции (классицизм).

    • Искусство Франции (романтизм).

    • Искусство Франции (импрессионизм).

    • Искусство Франции (постимпрессионизм).

    • Искусство Франции конца XIX века и искусство XX века.

В конце каждой темы предлагается библиография по вопросу.

  1. Практические занятия по курсу.

Практические занятия по курсу включают в себя семинарские занятия и индивидуальную работу по географии Франции. Количество и тематика семинарских занятий соответствует программе лекционного материала.

Цель семинарских занятий: студенты должны формировать умения видеть проблемы двух наций и двух культур. Они также должны осознать ситуации диалога двух культур и межкультурного взаимодействия как устойчивого фактора жизни современного общества.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение лекционного материала и знание изложенного в ней материала.

  1. Контрольные вопросы и задания по курсу.

Данный раздел УМК предназначен для самостоятельной и индивидуальной работы студентов.

Цель заданий: помочь студентам определить насколько хорошо они ориентируются в материале темы, и есть ли недостаточно изученные вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

  1. Темы рефератов и курсовых работ.

Темы рефератов соотносятся с изучаемыми темами и предполагают самостоятельное, углубленное изучение культуры Франции (творчества французских композиторов, скульпторов, художников, не рассматриваемых в лекционном материале).

  1. Примерный перечень вопросов к экзамену.

Формой контроля, предусмотренной программой, является экзамен в IV семестре.

Предлагаемый перечень вопросов охватывает все содержание курса и соответствует списку вопросов, необходимых и достаточных для подготовки к сдаче экзамена.

  1. АПИМ. Предлагаемые студентам тесты составлены с учетом требований, предъявляемым к такого рода проверочным материалам. Тесты призваны проконтролировать знания и практические навыки обучающихся в конце курса.

  2. Глоссарий.

В него включены основные сведения, которыми должен овладеть студент в процессе изучения курса. В нем отражена информация, относящаяся к осмыслению событий истории Франции, и их влияние на соседние с Францией страны.

  1. Список рекомендуемой литературы.

Данный список состоит из основной и дополнительной литературы. Основная литература включает учебные издания и труды, отражающие новейшую историю Франции. В дополнительной литературе предлагаются работы, посвященные отдельным эпизодам истории Франции.

^ Учебная программа курса


Данная учебная программа разработана на основе программной дисциплины «Страноведение Франции», составленный Григорьевой Е.А., Сулханшвили И.Н.: М.: Диана, 1996 г.

Основной целью курса «История страны изучаемого языка » является систематизация знаний обучаемых в области истории и культуры Франции.

Данная дисциплина является составной частью общего курса французского языка, которая входит в профессиональную подготовку студентов.

Страноведческие знания, включающие в себя совокупность отобранных исторических, географических, этнографических, политических, социологических сведений о стране изучаемого языка, направлены на развитие у студентов аналитических способностей и умений в сфере научного поиска, направленного на познание процессов, формирующих культуру.

Одной их целей данного курса является также научение студентов составлять данные смежные с историей и культурой лингвистики и лингвострановедческих наук.

В процессе обучения истории и культуре Франции должны быть решены следующие задачи:

  • получение систематических знаний о стране изучаемого языка, ее истории, географии, культуре, искусству, общественно-политическому устройству.

  • расширение кругозора студентов и их компетентности.

  • формирование умений сопоставлять сведения, полученные в курсе истории и культуры страны изучаемого языка с фактами и реалиями собственной страны.

  • формирование способности к правильной интерпретации событий, происходящих в стране, страноведческих интерпретаций различного типа.

К уровню усвоения содержания курса предъявляются определенные требования. В процессе изучения курса, направленного на раскрытие фундаментальных основ истории и культуры Франции. Студенты должны:

  • усвоить определенный объем знаний по основным разделам курса.

  • сформировать представление о значимости истории в системе наук, изучаемых в вузе.

  • умение извлекать, осмысливать, интерпретировать страноведческую информацию различного типа

Теоретический материал курса


^ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Франция от античности до XV века

ПЛАН


  1. Возникновение Франции.

а) Римская Галлия. Христианизация галлов.

б) Франкское государство. Правление династий Меровингов, Каролингов, Капетингов.

  1. Франция феодальная.

а) Города и сельские поселения.

б) Основные классы общества.

в) Преодоление феодальной раздробленности.

г) Столетняя война. Жакерия.

  1. Обсуждение рефератов.

а) Жанна д’Арк (мифы и реальность).

б) Искусство Средневековья.

Литература:

  1. Арзаканян М.Ц. «История Франции», глава I (стр. 5-36), II (стр. 36-64), III (стр.69-94). М.: Дрофа, 2005.

  2. Левандовский Ю.Г. «Жанна д’Арк». М., Политиздат, 1968.

  3. Любимов Л.Д. «Искусство Западной Европы». М., Просвещение, 1976.

  4. Манфред А.З. «История Франции» в трёх томах. М., Наука, 1972.

Том 1: гл. I – стр. 14-52; гл. II – стр. 77-94; гл. III – стр. 121-143


  • При подготовке к данной теме необходимо обратить внимание на даты завоевания Галлии Юлием Цезарем, на характеристику галлов, данную римским проконсулом, отметить восстание галлов под предводительством Верцингеторикса, проследить политику завоевателей по отношению к коренному населению и характер распространения христианизма в Галлии. Дать краткую характеристику правления династий Меровингов, Каролингов и Капетингов.

  • Дать характеристику основных классов феодального общества и объяснить положение: «Вассал моего вассала есть мой вассал». Рассказать о возникновении городов, феодальной раздробленности и причинах Столетней войны 1337-1453 годов. Расскажите, почему Жанна д’Арк является героиней Франции.

Дать характеристику романского и готического искусства.

^ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Франция XVI-XVIII веков

ПЛАН


  1. Франция – единое государство.

а) Основные классы общества – крестьянство, дворянство, буржуазия.

б) Государственный строй абсолютистской монархии. Итальянские войны. Эпоха Возрождения.

  1. Реформация и религиозные войны.

а) Реформация Кальвина и Лютера и её последствия во Франции.

б) Характер религиозных войн в Европе и во Франции.

в) Война трёх Генрихов (Генрих III, Генрих де Гиз, Генрих Бурбонский).

  1. Абсолютизм XVII века.

а) Становление абсолютистского строя при Генрихе IV (Генрихе Бурбонском).

б) Правление Ришелье при Людовике XIII.

в) «Золотой век» Людовике XIV.

  1. XVIII век – Век Просвещения. Краткий обзор эпохи Просвещения.


Литература:

  1. Арзаканян М.Ц. «История Франции», глава IV (стр. 97-123), V(стр.123-144), VI (стр. 149-174 ), VII (174-180). М., Дрофа, 2005.

  2. Любимов Л.Д. «Искусство Западной Европы» М., Просвещение, 1976.

  3. Манфред А.З. «История Франции» в трёх томах. М., Наука, 1972.

Том I: гл. IV – стр. 151-179; гл. X – стр. 181-235; гл. VI – стр. 235-261; гл. VII – стр. 285-380


- При изучении вышеуказанных вопросов рекомендуется обратить внимание на специфику становления абсолютистского режима во Франции, годы Итальянских войн и характеристику эпохи Возрождения во Франции. Необходимо проследить как в эпоху Возрождения французы осваивали опыт, накопленный античной цивилизацией, создавали свою современную литературу (литературу, архитектуру, живопись, музыку).

- При рассмотрении второго вопроса необходимо дать краткую характеристику реформаций Кальвина и Лютера объяснить своеобразие реформ на территории Франции, отметить позицию различных классов в религиозных войнах, объяснить причину противостояния Парижа и провинции и противостояние противников религиозных и политических, появление терминов «паписты и гугеноты» и разделение страны на католиков и протестантов.

- При освещении третьего вопроса следует проанализировать суть протестантизма, ставшего духовной основой Западной цивилизации и охарактеризовать правление Генриха Бурбонского (Генриха IV), правление кардинала Ришелье (для которого «народ – это мул») при малолетнем Людовике XIII, и правление «короля-Солнце» Людовика XIV, царствование которого подчёркивается фразой «богатая нация – бедный народ». Прокомментируйте это высказывание и дайте характеристику 54-летнего царствования Людовика XIV.

- При рассмотрении четвёртого вопроса необходимо назвать имена великих французских просветителей и кратко охарактеризовать их общественно-политическую деятельность. А именно – указать на выступление:

1) ^ Жана Мелье против абсолютизма и частной собственности и на предложенные им 3 формы государственного управления (деспотию, монархию и республику на добродетели);

2) на философию Монтескье;

3) на опубликование антирелигиозного памфлета Гольбаха, где он заявляет, что «социальное неравенство является опорой общества» и появление в печати его «Карманного богословия», где он проявляет себя атеистом XVIII века;

4) на высказывание Мабли – «народ слишком развращён вековой привычкой подчиняться», поэтому он, Мабли, выступает за коммунизм.

  • Прокомментируйте высказывания Вольтера:

1) «Нужны люди, не имеющие ничего, кроме своих рук и доброй воли. Они будут свободно продавать свой труд тому, кто захочет его лучше оплатить. Эта свобода заменит им собственность»;

2) его деистическое высказывание «если бы Бога не было, его стоило бы изобрести».

- Также прокомментируйте высказывание Руссо – зачинателя эгалитаризма: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека». Обратите внимание на то, что он считал собственность «виновницей всех зол». Вот почему проблема равенства для него – главное требование века.

- Объясните, почему теории этих писателей и философов были взяты на вооружение вдохновителями I Великой Французской революции Дантоном, Маратом и Робеспьером.

^ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Великая буржуазная революция 1789 г.

ПЛАН


  1. Начало революции.

а) Парламентская революция – май 1789 г.

б) Взятие Бастилии – июль 1789 г.

в) Свержение монархии.

  1. Борьба «Горы» и «Жиронды».

а) Появление политических клубов и газет.

б) Смена законодательных институтов (Assemblée Nationale, Assemblée Constituante, Assemblée Législative, Convention).

в) Защита отечества.

  1. Нововведения Робеспьера.

а) «Культ верховного существа», «Праздник Федераций».

б) Упразднение титулов, конфискация земель церкви.

в) Разделение территории Франции на департаменты.

г) Введение бесплатного обязательного начального образования и введение республиканского календаря.


Литература:

  1. Арзаканян М.Ц. «История Франции», глава VIII (стр. 181-201). М., Дрофа, 2005.

  2. Манфред А.З. «История Франции» в трёх томах. М., Наука, 1972

Том II, гл. 1, стр. 5-43


– При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на характеристику обстановки в стране накануне первой буржуазной революции, раскрыть причины взятия Бастилии и дать характеристику первого этапа революции как парламентской революции; необходимо подчеркнуть идеи просветителей, взятые на вооружение руководителями первой буржуазной революции и остановиться на основных этапах развития хода революции и смены законодательных органов (Assemblée Nationale, Assemblée Constituante, Assemblée Législative, Convention). Рекомендуется выявить систему ценностей, которую утвердила «Декларация прав человека и гражданина» и охарактеризовать борьбу «Горы» и «Жиронды» (сторонников и противников королевской монархии». Указать, в чём состоят разногласия между Дантоном, Маратом и Робеспьером по вопросу о короле. Уточните, какие страны поддерживали революционную Францию, почему Франция объявила Отечество в опасности. Назовите праздники и новые традиционные песни.

^ ЗАНЯТИЕ № 4

  1   2   3   4   5   6

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты