Домой

Программа дисциплины сдм. 05 Драма как род литературы Цели и задачи




Скачать 100.69 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины сдм. 05 Драма как род литературы Цели и задачи
Дата15.02.2013
Размер100.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины
5. Лабораторный практикум
6.2. Средства обеспечения дисциплины
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



СДМ.05 Драма как род литературы


1. Цели и задачи курса:

- углубленное изучение драмы как рода литературы, ее специфических категорий в соотношении с другими родами литературы

- освоение теоретических трудов по проблемам драмы разных исторических эпох,

- знакомство с рефлексией драматургов о формах драмы и своих опытах в соотношении с теориями,

  • выработка навыков анализа конкретных произведений драмы в соотношении с их театральными воплощениями.


2. Требования к освоению содержания курса :

Студенты должны знать

- принципиальные отличия драмы от других родов литературы,

- ее специфические категории ,

- пути развития драмы как художественного явления,

- направления изменений теоретических представлений ,

владеть навыками описания драматического произведения на языке предметной области.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной деятельности

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

80



XI

Аудиторные занятия

36

Лекции

36

Практические занятия




Самостоятельная работа

44

Вид итогового контроля

зачет


^ 4. Содержание дисциплины


Разделы дисциплины

Вид занятий: лекции

1. Родовая специфика драмы.

4

2. Классические теории драмы

10

3. Теории драмы европейских романтиков

6

4. Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в.

8

5. Пути развития драмы, её теории и категориального аппарата в ХХ в.

8



^ 5. Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература:

а. Основная литература:

  1. Давыдова, Т. Т. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. - М. : Логос, 2003. – 229 с.

  2. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учебное пособие для вузов / Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия, 2004. – 400 с.

  3. Теория литературы. Теория художественного дискурса : Учебное пособие для вузов : В 2 тт. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Академия. - (Высшее профессиональное образование). Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. – 2004. – 510 с.

  4. Федотов, О. И. Основы теории литературы : Литературное творчество и литературное произведение : В 2 ч. : Учебное пособие для вузов / О. И. Федотов. - М. : ВЛАДОС. - Ч. 1 : Литературное творчество и литературное произведение. -2003. - 269 с.

  5. Хализев, В. Е. Теория литературы : Учебное пособие для вузов / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - 437 с.

б. Дополнительная литература:

  1. Аникст, А.А. История учений о драме. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века /А. А. Аникст.-М.:Наука,1988.-310 с.

  2. Аристотель. Риторика. Поэтика /Аристотель ; пер. с древнегреч. : О. П. Цыбенко, В. Г. Аппельрота ; [ред. : И. В. Пешков, Г. Н. Шелогурова].-М.:Лабиринт,2000.-221 с.

  3. Бабичева, Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: на материале драматургии М. А. Булгакова : учебное пособие к спецкурсу/Ю. В. Бабичева. - Вологда: Издательство Вологодского государственного педагогического университета,1999.-93 с.

  4. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Белинский, Виссарион Григорьевич. Избранное /В. Г. Белинский; сост., авт. вступ. ст., коммент. Е. Ю. Тихонова ; Институт общественной мысли. - М.:РОССПЭН, 2010. - 710 с.

  5. Бентли, Э. Жизнь драмы =The life of the drama/Эрик Бентли ; пер. с англ. В. Воронина.-М.: Искусство,1978. - 367 с.

  6. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике =Vorlesungen uber die Asthetik:в 2 т./Г. В. Ф. Гегель ; [пер. с нем. Б. С. Чернышев и др.].-СПб.: Наука.-(Слово о сущем). Т.1.-1999.-621с.; Т. 2.-1999.-602

  7. Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века /В. Е. Головчинер ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е, доп. и испр.-Томск: Издательство ТГПУ,2007.- 318 с.

  8. Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.

  9. Громова, М. И. Русская современная драматургия: Учебное пособие/М. И. Громова.-М.:Флинта,1999.-158 с.

  10. Канунникова, И. А. Русская драматургия XX века: Учебное пособие/И. А. Канунникова. - М.: Флинта,2003.- 207 c.

  11. Костелянец, Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец; Сост. и вступ. ст. В. И. Максимова. — М.: Совпадение, 2007. — 503 с. / [электр. ресурс] http://lib.rus.ec/b/307089/read (Дата обращения – 09.02.2012)

  12. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 639 с.

  13. Материалы к размышлениям над пьесой М.Горького «На дне». Учебное пособие для студентов филологических факультетов, учителей-словесников / Сост. Ю.В.Бабичева, В.Е.Головчинер. - Томск. 1999. – 32 с.

  14. Опыты изучения драмы: сборник научных трудов/[сост. Н. Г. Медведева ; отв. ред. Д. И. Черашняя].- Ижевск: Типография Удмуртского государственного университета, 2010. -384 с.

  15. Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: эпоха классицизма/Ю. В. Стенник. - Л.: Наука,1982.-166 с.

^ 6.2. Средства обеспечения дисциплины: книжные фонды кафедры, научной библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины: телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер, проектор

  2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. Методические указания для студентов

8.1.1. Материалы по организации самостоятельной работы

В связи с эксклюзивным характером изучаемого курса, отсутствием опыта преподавания теории и истории драмы в литературоведческом аспекте предлагается основное внимание, время, силы магистрантов направить на самостоятельную работу с источниками:

  • Конспектирование классических работ по теории и истории драмы, статей, пояснений, предисловий драматургов (Приложение 1)

  • Сопоставление разных концепций (Приложение 2),

  • Аргументированное их представление в устной и письменной форме (Приложение 3)

8.1.2. Материалы по реализации контроля

  • Приложения 4, 5

  • Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету):

  1. Концепции происхождения литературных родов

  2. Формирование жанрово-родовой системы. Первые рефлексии о литературе.

  3. Нормативные поэтики о жанрово-родовом делении литературы.

  4. Тенденции развития литературы в ХХ веке. Спор о существовании литературных родов и межродовых образованиях.

  5. Основные категории драмы.

  6. Герой драмы и драматической герой.

  7. Понятия действие и перипетии.

  8. Природа диалога в драме

  9. «Лучшая драма» в «Поэтике» Аристотеля.

  10. Трагедия в ее жанровых доминантах

  11. Комедия и ее разновидности. Перспективы развития комедийных жанров.

  12. Д. Дидро ("Рассуждении о драматической поэзии") и Г.Э. Лессинг

("Лаокоон","Гамбургской драматургии") как теоретики драмы.

  1. Драма в размышлениях немецких романтиков и в истории XIX-ХХ вв.

  2. Теория драмы в эстетике Гегеля.

  3. В.Г.Белинский о драме и её поэтике

  4. Белинский – теоретик и критик драмы

  5. Взгляды А.С.Пушкина на задачи современного ему театра и драмы.

  6. «Театральный разъезд» как манифест Н.В.Гоголя-драматурга

  7. «Новая драма» как исторический тип поэтики. Г. Ибсен и Б.Шоу о драме на рубеже ХIХ -ХХ вв.

  8. Природа действия в чеховской драме: импрессионистические тенденции

  9. Новаторство Горького-драматурга.

  10. Проблема героя и действия в новой драме рубежа 19-20 вв.

  11. Анализ пьесы (по выбору) в соответствии с ее драматической природой.

8.2. Методические рекомендации преподавателю

Внимание, время и силы преподавателя должно направить на проверку самостоятельной работы магистрантов

- в формах письменных и устных ответов, позволяющих видеть степень освоения ими концепций и опытов драмы у драматургов разных поколений в их сопоставлении,

- в формах дискуссий, позволяющих выявить навыки обучающихся в самостоятельной систематизации материал, сопоставлении разных концепции с точки зрения творческого метода, жанровых теорий, исторической поэтики, основных категорий драмы,

- в формах развернутого описания исторических и авторских форм драмы на языке предметной области.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.68 Филологическое образование (магистерская программа: Литературное образование).


Программу составили:

д.ф.н, профессор кафедры литературы ТГПУВ.Е. Головчинер


к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ О.Н. Русанова


Приложение 1


Перечень теоретических работ для конспектирования


  1. Анненский, И. Книги отражений. - М. : Наука, 1979. – С 71-93 (статьи о драме М.Горького, А.П.Чехова, Л.Андреева).

  2. Аристотель. Поэтика (любое изд.)

  3. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое изд.)

  4. Гегель, Г.В.Ф. Эстетике: В 4-х т. М. : Наука, 1968-1973. Т.3. Поэзия. – С.426-585

  5. Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.

  6. Головчинер, В.Е. А.С.Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58.

  7. Гоголь, Н.В. Театральный разъезд ( любое изд.).

  8. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С. 425-433.

  9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. С.126-135, 447-459.

  10. Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)



Приложение 2


Дополнительная литература по отдельным разделам курсу:


  1. Аникст, А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова / А.А. Аникст. – М. : Наука, 1972. – 643 с

  2. Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А.А. Аникст. – М. : 1967. – 456 с.

  3. Аникст, А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А.А. Аникст. – М. : Наука, 1983. – 288 с.

  4. Анненский, И. Книги отражений (главы о драме М.Горького, А.П.Чехова, Л.Андреева) / И. Анненский. - М. : Наука, 1979. – С 71-93.

  5. Бентли, Э. Жизнь драмы /Э. Бентли. - М. : Искусство, 1978. – 368 с.

  6. Варнеке, Б. В. История античного театра. Одесса / Б. В. Вапнеке. - 2003. – 277 с.

  7. Волькенштейн, В. М. Драматургия / В.М. Волькенштейн. - М. :СП, 1969.- 365 с.

  8. Гоголь, Н.В. Театральный разъезд ( любое изд.).

  9. Головчинер, В.Е. А.С.Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58.

  10. Головчинер, В.Е. Топос как основание выделения театральных систем и типов драмы в рефлексии А.С.Пушкина и А.А.Гвоздева // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009. – Вып. VII. – C. 24-37.

  11. Головчинер, В.Е. Визуальный потенциал драматического текста // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2007. – Вып. VI. – C. 7-23

  12. Дживилегов, А.К. Искусство итальянского Возрождения / А.К. Дживилегов. - М. : ГИТИС, 2007. – С.11 - 252

  13. Журавлева, А. Н., Театр А.Н.Островского / А.Н. Журавлева, В.И. Некрасов. – М. : Просвещение, 1986. – 206 с.

  14. История русской драматургии XVII- первая половина XIX века. - Л. : Наука, 1982. – 532 с.

  15. История русской драматургии второй половины XIX - начала XX века (до 1917 года). - Л. : Наука, 1987. – 660 с.

  16. Ищук-Фадеева, Н. И. Жанры русской драмы / Н.И. Ищук-Фадеева – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2003. – 88 с.

  17. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 624 с.

  18. Одесский, М.П. Поэтика русской драмы. Последняя треть XVII- первая треть XVIII в. - М. : РГГУ, 2004. – 397 с.

  19. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - М.: Прогресс 1991.- 480 с.

  20. Поляков, М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы / М.Я.Поляков – М. : Международное агентство « А.Д. и Театр», 2000. – 384 с.

  21. Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)

  22. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. – М. : Наука, 1972. – 368 с.

  23. Савушкина, Н.И. Русский народный театр / Н.И. Савушкина -М. : Наука, 1976. – 150 с.

  24. Театр. Энциклопедия. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 319 с.

  25. Театральные термины и понятия. Материалы к словарю. Вып. I , II. – СПБ. : 2005, 2009. – 250 с.

  26. Шоу, Б. Квинтэссенция ибсенизма (любое изд.)



Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету):


  1. Концепции происхождения литературных родов

  2. Формирование жанрово-родовой системы. Первые рефлексии о литературе.

  3. Нормативные поэтики о жанрово-родовом делении литературы.

  4. Тенденции развития литературы в ХХ веке. Спор о существовании литературных родов и межродовых образованиях.

  5. Основные категории драмы.

  6. Герой драмы и драматической герой.

  7. Понятия действие и перипетии.

  8. Природа диалога в драме

  9. «Лучшая драма» в «Поэтике» Аристотеля.

  10. Трагедия в ее жанровых доминантах

  11. Комедия и ее разновидности. Перспективы развития комедийных жанров.

  12. Д. Дидро ("Рассуждении о драматической поэзии") и Г.Э. Лессинг

("Лаокоон","Гамбургской драматургии") как теоретики драмы.

  1. Драма в размышлениях немецких романтиков и в истории XIX-ХХ вв.

  2. Теория драмы в эстетике Гегеля.

  3. В.Г.Белинский о драме и её поэтике

  4. Белинский – теоретик и критик драмы

  5. Взгляды А.С.Пушкина на задачи современного ему театра и драмы.

  6. «Театральный разъезд» как манифест Н.В.Гоголя-драматурга

  7. «Новая драма» как исторический тип поэтики. Г. Ибсен и Б.Шоу о драме на рубеже ХIХ -ХХ вв.

  8. Природа действия в чеховской драме: импрессионистические тенденции

  9. Новаторство Горького-драматурга.

  10. Проблема героя и действия в новой драме рубежа 19-20 вв.

  11. Анализ пьесы (по выбору) в соответствии с ее драматической природой.

Скачать 100.69 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты