Домой

Тема урока: Язык мой друг, а может, враг? Цели урока




Скачать 44.55 Kb.
НазваниеТема урока: Язык мой друг, а может, враг? Цели урока
Дата15.02.2013
Размер44.55 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
Очень хороший аргумент - обращение к известным афоризмам, цитатам, принадлежащим великим людям.
6. Чтение цитаты И.С. Тургенева «Берегите наш язык». ? Что по данной проблеме говорит ваш собственный опыт?
Подобные работы:

Тема урока: Язык - мой друг, а может, враг?

Цели урока:

  1. Проверить основные умения учащихся, составляющие предметные компетенции (в соответствии с критериями ЕГЭ): умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте; умение создавать на основе проанализированного текста собственное связное высказывание, писать сочинение-размышление; умение аргументировать собственное мнение по проблеме.

  2. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

^ Ход урока:


1.

Песня

Вот учитель в школу входит,

Нас на этаже находит,

Заставляет на урок идти.

Но нам русского не надо,

Но мы русскому не рады,

Кому сегодня знания нужны?


В частные предприниматели

Все пойдём, очень старательно

Будем мы посчитывать рубли.

Прикусим мы язык потуже,

Русский нам совсем не нужен

И пару слов нам хватит говорить.


? Так нужен или не нужен нам русский язык?

И даже частным предпринимателям нужна грамотная, красивая речь, чтобы держать на высоком уровне имидж своего предприятия.

Итак, язык – мой друг, а может, враг? Это тема нашего урока.

Основная задача урока – подготовиться к сочинению по форме и образцу ЕГЭ с развёрнутым ответом ограниченного объёма по предложенному тексту.. Давайте Вспомним основные критерии оценивания ответа на задание 3 части экзаменационной работы (С1).

I. 1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

4. Аргументация собственного мнения по проблеме.

II. Речевое оформление сочинения.

III. Грамотность.

Вам были заранее предложены исходные тексты разных авторов. Среди них Д. Лихачёв, К. Паустовский, И.С. Тургенев и др. Всего 12 разных текстов.

? Какая общая тема объединяет все эти тексты? О чём они?

- тема развития русского языка в наше время, о культуре речи.

? Какая главная проблема выдвигается на первый план авторами текстов?

- проблема засорения русского языка.

? Что же происходит с нашим языком, по мнению авторов текстов? Чем он засоряется?

- язык засоряется дворовой, вульгарной, блатной лексикой, грубыми и жаргонными словами, молодёжным сленгом, сквернословием.

2. Юмореска, автор С. Иванов.

- человек злоупотребляет иностранными словами, заимствованной лексикой,

речь изобилует канцелярскими словами, газетными штампами.

? Как об этом говорят писатели, критики, литераторы, высказывая общую озабоченность теми явлениями, которые происходят в языке? Процитируйте, воспользовавшись текстами!

? К чему ведёт безответственное, безнравственное отношение к родному языку?

- к духовной деградации, духовному обнищанию, снижению общей культуры человека.

? Какую ещё важную мысль проводят авторы текстов?

- любовь к языку – составная часть патриотизма, любви к Родине. Не любишь свой язык – не любишь страну, в которой живёшь.

? Какова же позиция авторов исходных текстов? К чему они призывают прямо или косвенно?

- все они за бережное отношение к языку, призывают быть чуткими к слову.

? Зачитайте!

? Согласны ли вы с такой позицией?

? Какие аргументы мы должны привести в доказательства позиции, исходя из последних изменений к данному критерию оценивания?

- опираемся на читательский опыт, знания из разных областей и жизненные наблюдения.

3. Комическая новелла М. Зощенко «Аристократка».

Прочитан универсальный для использования по данной проблеме рассказ.

? Какой основной приём использует автор, чтобы создать комическую ситуацию?

- пёстрый, ломаный язык.

? Хотите ли вы быть похожими на героев рассказа?

? Над чем смеётся Михаил Зощенко?

- над грубоватыми манерами героя, специфической разговорной речью.

? Чем наполнена эта речь?

- грубыми словами, вульгаризмами, канцелярскими оборотами.

? Какой вывод мы делаем для себя, прочитав эту новеллу?

- не попадать в нелепые комические ситуации, не создавать их, не быть посмешищем.

В качестве литературного примера мы используем новеллу М. Зощенко «Аристократка». Впереди у вас встреча с Василием Шукшиным и его рассказом «Срезал», в котором главный герой Глеб Капустин играет словесными клише на основе газетных штампов. И этот рассказ вы сможете использовать в качестве примера на экзамене.

? Какие ещё аргументы можно привести?

4. Индивидуальное задание «Пословицы и поговорки о языке».

^ Очень хороший аргумент - обращение к известным афоризмам, цитатам, принадлежащим великим людям.

5. Чтение наизусть стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Несовременный сегодня вождь русского пролетариата В.И. Ленин когда-то тоже говорил о засорении русского языка. У него есть статья «Как мы портим русский язык». Вот цитата из неё: «Русский язык мы портим, иностранные слова употребляем без надобности. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать «недочёты», или «недостатки», или «пробелы». Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?»

? Что же нужно сделать, чтобы наш язык был нам другом, а не врагом?

- бережно относиться к нему, не злоупотреблять..., знать во всём меру, долой из лексикона ненормативную лексику.

^ 6. Чтение цитаты И.С. Тургенева «Берегите наш язык».

? Что по данной проблеме говорит ваш собственный опыт?

- процветает молодёжный сленг, грубая, дворовая лексика и даже мат.

7. Индивидуальное задание – исследование «Лексика, бытующая среди учащихся нашей школы».

8. Выписки из Административного кодекса и Устава школы.

? Так язык – друг мой или враг?

9. Чтение стихотворения учителем.

Хорошо ли это для России

И для нашего русского народа?

Чтоб слова были модные и красивые,

Бежали от беды, минуя невзгоды.


Хорошо, если знать будем меру

В словотворчестве и употреблении,

Если относиться будем, к примеру,

Аккуратно к языку и с уважением.


Деловая речь будет к месту,

Поменьше слов иностранных,

И борьбу объявим вместе

Слову грязному, слову бранному.


Относитесь к речи бережно,

Сохраните русское слово!

И тогда зазвучит оно нежно,

Позовёт за собою снова.

10. Итак, работа на уроке, я думаю, предоставила вам большой материал для сочинения не менее, чем в 150 слов. Помните, что нельзя злоупотреблять цитатами из текста и не пересказывать его содержание.

Домашнее задание: написать сочинение.

.

Примечание: Песня и стихи написаны Чунихиной Л.П.

Скачать 44.55 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты