Домой

Международной школы-семинара




НазваниеМеждународной школы-семинара
страница1/16
Дата14.02.2013
Размер2.97 Mb.
ТипСеминар
Содержание
Е.И. Беляева
I. Корректировки инструкции, направленные на предотвращение ошибок типа ложное обнаружение признака Х.
2. Указания на случаи реализации нейтральных синтаксических конструкций, не содержащих признак Х.
3. Указания на то, какая именно часть реплики подлежит анализу.
II. Корректировки инструкции, направленные на предотвращение ошибок типа пропуск признака Х.
Eben – gone fur the Sheriff
III. Корректировки инструкции, направленные на предотвращение ошибок типа замещение признака X признаком Y.
Ссылки на литературу
Этнос, сознание, язык, культура
Факторы, связанные с культурной традицией
Факторы, связанные с социальной ситуацией и социальными функциями общения
Факторы, связанные с этнопсихологией в узком смысле, т. е. с особенностями протекания и опосредования психических процессов и ра
Факторы, связанные с наличием в тезаурусе данной общности тех или иных специфических реакций, понятий и т. п., т. е. со специфик
Факторы, определяемые спецификой языка данной общности
АП «Русские»
АП «Немцы»
АП «Цыгане»
АП «Лица кавказской национальности»
АП «Китайцы»
АП «Казахи»
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ЯЗЫКОВОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭТНОСА:

КОГНИТИВНЫЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ




МАТЕРИАЛЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА

VI БЕРЕЗИНСКИЕ ЧТЕНИЯ



Выпуск 17





АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНИОН РАН


ЯЗЫКОВОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭТНОСА:

КОГНИТИВНЫЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ




МАТЕРИАЛЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА

VI БЕРЕЗИНСКИЕ ЧТЕНИЯ



Выпуск 17





Москва 2010

ББК 81.002

Я 41


Редакционная коллегия:


доктор филол. наук, профессор В. А. Пищальникова (отв. редактор)

доктор филол. наук, доцент Т. А. Голикова

кандидат филол. наук Е. В. Нагайцева


Рецензенты:

доктор филол. наук, профессор Л. О. Бутакова

доктор филол. наук, профессор Е. В. Лукашевич


Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (VI Березинские чтения). Вып. 17. — М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2010. — с.


Сборник содержит научные статьи, относящиеся к разным направлениям и разделам современной лингвистики. Он подготовлен по материалам VI Международных Березинских чтений «Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты» и потому отражает реальную картину исследования определенных проблем языковедения в разных регионах России. В сборнике представлены статьи по методологии лингвистических исследований, переводу и переводоведению, психолингвистике и этнопсихолингвистике, когнитивной лингвистике, исследующие различные проблемы языкознания в теоретическом и экспериментальном аспектах. Сборник предназначается для широкого круга лингвистов.


^ Е.И. Беляева

К ПРОБЛЕМЕ ОДНОЗНАЧНОСТИ ПРИЗНАКОВЫХ ОПИСАНИЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ


Проблема однозначности любых разрабатываемых классификаций, в том числе и лингвистических, – одна из основных таксономических проблем, с которыми неизбежно сталкивается как создатель классификации, так и любой эксперт, применяющий эту классификацию для практических целей. Однозначной можно признать только такую классификацию, которая позволяет «среднему эксперту» безошибочно группировать предъявляемые объекты в соответствии с классификационными признаками. Представляется, что степень однозначности классификации может быть оценена путем анализа описаний классификационных признаков, которыми руководствуется «средний эксперт», группируя предложенные объекты. Одной из важнейших задач, таким образом, представляется разработка методики тестирования, оценки и повышения степени однозначности подобных признаковых описаний [1].

Попытка разработки такой методики была предпринята на материале анализа степени однозначности классификации синтаксических структур английской аффективной речи [2]. Описания классификационных признаков были вербализованы в виде инструкций, предназначенных для использования «средним» экспертом в данной предметной области. Используя инструкции, группа экспертов (испытуемых) идентифицировала классификационные признаки в предложенном языковом материале (высказываниях, реализуемых говорящим в состоянии эмоционального напряжения). Корректировки, направленные на улучшение признаковых описаний с позиций однозначности, вносились в инструкции на основании анализа ошибок, которые эксперты допускали при идентификации классификационных признаков (подробнее о процедуре тестирования см. в [3]).

Настоящая статья посвящена описанию зарегистрированных при работе с инструкциями типичных ошибок идентификации классификационных признаков в аффективных высказываниях и способов корректировки инструкций с целью повышения их однозначности.

В ходе исследования были выделены два основных типа ошибок идентификации, определяемых на формальном уровне путем сравнения результатов идентификации экспертов с эталонной идентификацией, которая формировалась по мажоритарному принципу из идентификаций всех экспертов, принимавших участие в тестировании:

1) ошибка ложного обнаружения признака Х – высказывание не содержит классификационного признака Х, а эксперт его идентифицирует;

2) ошибка пропуска признака Х – высказывание содержит классификационный признак Х, а эксперт его не идентифицирует.

На основании анализа двух основных типов ошибок и выявления регулярных соответствий типа ложное обнаружение признака Х – пропуск признака Y и ложное обнаружение признака Y – пропуск признака Х можно выделить третий тип ошибок идентификации: ошибку замещения признака Х признаком Y (и наоборот).

Проиллюстрируем основные типы ошибок идентификации признаков тестируемой классификации следующим примером. Экспертам предлагается проанализировать наличие классификационных признаков в высказывании:

Honey (Terrified): I watched… I watched you… you… you ate it all down. (Woolf)

Эталонная идентификация признаков для этого высказывания – A+B, где A – ложный повтор, B – разрыв-паузатор. Сравним теперь эталонную идентификацию с идентификациями экспертов, представленными в таблице:




Эталонная идентификация

Идентификация

1 эксперта

Идентификация

2 эксперта

Идентификация

3 эксперта




A+B

А+B+C

A

C+B

Вывод о сравнении эталонной идентификации и идентификации экспертов



ложное обнаружение признака C

пропуск

признака B

замещение признака A признаком C
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты