Домой

Григорян Марина Артаваздовна, учитель истории моу оош №99 Сочи 2007 ббк 74. 204 ф 79 ф 79 Формирование и развитие логики мышления и элементов психологии на урок




Скачать 416.31 Kb.
НазваниеГригорян Марина Артаваздовна, учитель истории моу оош №99 Сочи 2007 ббк 74. 204 ф 79 ф 79 Формирование и развитие логики мышления и элементов психологии на урок
страница1/2
Дата12.02.2013
Размер416.31 Kb.
ТипУрок
Содержание
Прием осмысления - когда на заданный вопрос ученик направляет все усилия, осмысливая его содержание и направление.
Данные приемы соблюдаются на уроке в прямой последовательности и способствуют формированию и развитию логики мышления учащихся.
Практическое поле деятельности учителя.
Покажите логическую связь между ними и выразите это в форме предложений.
Задания логического характера надолго позволяют сохранять исторические факты в памяти.
А. Определите «числители» и «знаменатели» исторических дробей с помощью следующих слов
1.Тема урока
2.Тема урока
3.Тема урока
4.Тема урока
Вариативные вопросы психологического характера: «Какие эмоции и чувства возникали в обществе в результате событий?»
Начало урока
Учащаяся с последней парты обращается к царю
А. Снаряды разрушат старинные стены
Б. В борьбе на верхах много злобы и споров
А. «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока… я буду императором». (Николай Павлович)
В. «Я вгоню в чахотку всех философов». (Николай Павлович)
Д. «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армиею». (Кутузов)
1. Русско-иранская и русско-турецкие войны
4. Нейтрализация Черного моря России
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2


Управление по образованию и науке

администрации города Сочи


Формирование и развитие логики

мышления и элементов психологии

на уроках истории.


Григорян Марина Артаваздовна,

учитель истории

МОУ ООШ №99


Сочи

2007


ББК 74.204

Ф 79


Ф 79 Формирование и развитие логики мышления и элементов психологии на уроках истории./ Составитель: М.А. Григорян, учитель истории ООШ № 99, СЦРО, ИМЦ, Сочи, 2007. – 40 с.


© Управление по образованию и науке администрации г. Сочи, 2007

© Сочинский Центр Развития Образования, 2007

© Информационно-методический центр, 2007

«Формирование и развитие логики мышления и

элементов психологии на уроках истории.

Разработка дидактического материала».


Цель:

1. С помощью нетрадиционных и разнообразных форм и приемов в работе вызвать глубокий интерес у учащихся к истории и главное – ее «понимание».

2. Подвести учащихся к пониманию исторической преемственности с опорой на психологические факторы развития общества.


Краткие тезисы:


  • Если история – это наука о развитии человечества во все времена, то психология – это наука о «душе» человека.

  • Итак, в центре изучения истории и психологии – «Человек». Однако речь идет в целом не об изучении психологии на уроках истории, а о введении психологических элементов в структуру этих уроков. Интересно наблюдать и анализировать, как человек поступает и действует с точки зрения психологии в той или иной исторической ситуации.

  • А выводом и подведением итогов в данном направлении работы являются результаты деятельности учащихся, то есть постоянно разрабатываемый диагностический материал.


Пролог:


Как жизненно значимы во все времена слова Н.Г.Чернышевского о том, что не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно. Но историю нужно не только любить, но и знать. А знания наши дети получают на уроках истории, которые должны быть качественными по содержанию, доступными в понимании, развивающими и воспитывающими. Целей и задач в творческой деятельности учителя значительно много, но исходить необходимо из основной образовательной задачи курса истории – сформировать у учащихся систему знаний. Для достижения поставленной цели важно следующее: сформировать у учащихся грамотный подход и отношение к историческим проблемам и развивающимся событиям; научить их определять ориентир в исторических событиях и понимать логику их развития; анализировать факты и грамотно выражать собственные взгляды, сопоставляя с общественной точкой зрения.


Содержание:


Сегодня историческая наука пытается дать объективную картину прошлого и настоящего нашей страны, сделать достоянием нынешнего поколения имена и деяния великих предков. Поэтому принципиально важное значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения имеет продуктивное изучение истории. И в этом плане наибольший акцент необходимо сделать на развитие мышления учащихся, на то, как они воспринимают ход развития истории, выражая своё отношение к происходящему.

Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Уметь мыслить – это значит уметь действовать со знаниями. Моя задача как учителя – научить детей понимать и мыслить. Здесь следует иметь в виду следующие алгоритмы работы учащихся: умение анализировать, оценивать, сопоставлять исторические факты и явления, видеть существенные признаки и выявлять причинно-следственные связи. Развитие мыслительных способностей учащихся происходит в учебном процессе эффективнее, когда применяются следующие приемы работы:

  • ^ Прием осмысления - когда на заданный вопрос ученик направляет все усилия, осмысливая его содержание и направление.

  • Прием доказательства - после тщательного осмысления ответа на вопрос аргументируется и на фактах доказывается состоятельность ответа.

  • Прием убеждения - когда конкретность фактов убеждает присутствующих в правильности ответов.

  • Прием выводов и умозаключений, который наступает после тщательного рассмотрения всех вопросов на уроке.


^ Данные приемы соблюдаются на уроке в прямой последовательности и способствуют формированию и развитию логики мышления учащихся.

Разрабатываемые формы и приемы работы по развитию логики мышления способствуют формированию в учащихся наблюдательности и восприятия исторических фактов и событий, оценочных суждений и анализа, но самое важное – понимания истории. А все это вместе взятое есть целая взаимосвязанная система.


^ Практическое поле деятельности учителя.

Предлагаемые варианты заданий

по развитию логики мышления учащихся.


Задания творческого характера:


  • «Отправляясь в путешествие по древнерусскому государству, ознакомься с жизнью и деятельностью русских князей, составь карту древнерусского государства, где наиболее отчетливо видны феодальные замки. Где бы ты разместил и показал на карте свой замок? (6-ой класс)

  • «Представь себе, что без вины виноватого смерда пытаются наказать по законам «Русской правды». Подготовь обвинительную речь судьям» (6-ой класс)

  • «Как известно, самым примечательным явлением в экономике России конца XVII – первой четверти XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности. По счастливой случайности вы становитесь владельцем одной из мануфактур. Для организации ведения всех работ на предприятии, контроля и порядка вам необходимо составить рабочий Устав» (8-й класс).


Задания творческого характера способствуют формированию творческого мышления и познавательных интересов личности; характеризуются такие задания, прежде всего, направленностью целей мыслительной деятельности учащихся. В некоторых случаях необходимо исследовать факт или явление, определить новое понятие; в других – оценить результаты деятельности или сам процесс.

Задания логического характера:


  • «Сложите логическим путем основные события древнерусского государства в период феодальной раздробленности» (6 класс)

  • «Докажите логически на конкретных фактах ухудшение положения крестьянства в России с момента принятия Судебника 1497 г. до вступления на престол Екатерины Великой» (7 класс)

  • «Перед вами следующие слова:

Государство экономика закон

Религия культура внешняя политика


^ Покажите логическую связь между ними и выразите это в форме предложений.

Образец: Законы Хаммурапи, изданные в XVIII в. до н.э. в Вавилонии, стояли на страже государства».


^ Задания логического характера надолго позволяют сохранять исторические факты в памяти.

Задания на составление исторических дробей и ассоциации:


«Развернутая формулировка целей выполняет функцию своеобразного компаса в построении урока» (П.В.Гора)


Цель оправдывает средства; цель оправдывает результат, а результат учебного процесса – это долгий, неутомимый путь создания большого развивающего потенциала урока, который включает в себя современные формы, методы в работе учителя на уроке. И о том, насколько занимательны и многообразны эти формы, будут свидетельствовать включение в учебную работу детей с разным интеллектуальным и познавательным уровнем развития и их активная деятельность по степени возникновения интереса. С этой целью предлагается вариант опроса в 6-ом классе по периоду «Расцвет средневековья».


Задание на ассоциации:


Вопрос: Ответ:

  1. Щедрость, великодушие, честь, долг, достоинство

  2. Мэр, ратуша, городской совет, казна, суд




  1. Ручной труд, «вечные» подмастерья, цехи, мелкое производство, производство изделий на заказ и на продажу

=


=


=

«моральный кодекс рыцаря»

«управление в освободившихся из-под власти сеньоров городах»

«ремесло в средневековом городе»


Задание на составление исторических дробей:


^ А. Определите «числители» и «знаменатели» исторических дробей с помощью следующих слов:

Ремесло – земля – община – феодал – оружие – трехполье – крестьяне – плуг – охота – город.

Ответы:

1. Ремесло

2. Крестьяне

3. Оружие

4. Охота

город


община

феодал

феодал

5. Плуг

6. Земля

7.Крестьяне




трехполье

феодал

земля





Б. Предлагается «числитель»: купцы, ремесленники, крестьяне, духовенство, феодалы, «вечные подмастерья».

Подберите по смысловому значению «знаменатель».


Вариант ответа:

1. Купцы

2. Ремесленники

3. Крестьяне

гильдии


цехи

община

4. Духовенство

5. «Вечные» подмастерья

6. феодалы

церковь

братства

феодальная

лестница



В. Предлагаются «знаменатели» (правители страны): Вильгельм Завоеватель, Людовиг XI, Ричард Львиное Сердце, Филипп IV Красивый, Эдуард III. Укажите «числители» (название страны).


Вариант ответа:


1. Англия 2. Англия 3. Франция 4. Франция

-------------- --------------- ---------------- ---------------

Вильгельм Ричард Филипп Людовиг


Необходимо, чтобы проверка знаний была интересной, вовлекала учащихся в активную работу, обогащала интересными фактами, развивала идейно и духовно; чтобы учащиеся овладевали стереотипом изложения исторического материала.

**********


Одним из направлений работы, способствующих достижению цели привития интереса к предмету, является поисковое исследование слов, одинаковых по звучанию, но глубоко отличающихся по содержанию в зависимости от исторической эпохи.

«Человек в известной степени вырастает, когда он познает самого себя и свою мощь…» (Ф.Шеллинг)


Познаем исторические слова:


Гости

  • привилегированный столичный слой купечества в России

Тюфяк

  • пушка на Руси (XIV в.)

Свинья

  • построение немецких рыцарей в Ледовом побоище

Кулак

  • зажиточный слой крестьянства в советской стране

Мандарины

  • чиновники в Китае

Черепаха

  • построение римской армии (до н.э.)

Скорпион

  • артиллерийское орудие у римлян (до н.э.)

Осел

  • артиллерийское орудие у римлян (до н.э.)

Джентельмен

  • дворянин в Англии

Муж

  • в древнем Риме «чиновник»

Алименты

  • средства, выделяемые сиротам и бедным семьям в древнем Риме на содержание детей

Демагог

  • популярный избранник толпы, извлекавший личную выгоду из предвыборных обещаний

Всадники

  • в древнем Риме лица, связанные с финансовой деятельностью (купцы, ростовщики)

Госпитали

  • дома для странников в Западной Европе, на Ближнем Востоке, Византии XII – XIII в.в.

Папа

  • духовное лицо, возглавляющее католиков всего мира

Доска

  • письменный юридический документ (старославянское)

Рота

  • присяга (старославянское)

Гостинец

  • большая дорога (старославянское)

Червь

  • болезнь у древних славян

Орден

  • организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения

Болт

  • металлическая стрела для стрельбы из самострела

Амброзия

  • в греческой мифологии пища богов

Голова

  • название административной должности в России в XV-XVII в.в.

Приказ

  • орган центрального управления в России в XVI-XVII в.в.

Урок

  • размер дани у славянских племен

Пороки

  • стенобитные орудия, с помощью которых монголо-татарам удавалось пробивать стены укрепленных городов

Ярлык

  • «повеление», «приказ», грамота, которую ордынские ханы выдавали князьям и священнослужителям подвластных земель


Предлагаемый перечень тем уроков с использованием элементов психологии в 7-ом классе.


^ 1.Тема урока:

«Экономическое развитие России в XVII веке»

Элемент психологии:

«Роль крестьянина как личности в истории»


^ 2.Тема урока:

«Русская культура в XVIII веке»

Элемент психологии:

«Психология дворянской и народной культуры»







^ 3.Тема урока:

«Крестьянские войны в России»

Элемент психологии:

«Психология взглядов: К.Булавин, И.Болотников, С.Разин, Е.Пугачев о будущем народа»







^ 4.Тема урока:

«Народные восстания в царствование Алексея Михайловича»

Элемент психологии:

«Что способствует и что мешает созданию благоприятного психологического климата в российском обществе в середине XVII веке?»


^ Вариативные вопросы психологического характера: «Какие эмоции и чувства возникали в обществе в результате событий?»:



  1. У крестьян в России после реформы 1861 года?

  2. У Перикла, избранного стратегом на Афинском народном собрании?

  3. У римлян после падения Западной Римской империи?

  4. У рабов, принимающих участие в гладиаторских боях?

  5. У Солона, после проведенных им реформ?

  6. У русских после окончания Семилетней войны?

  7. У англичан после Английской буржуазной революции?

  8. У французского народа после установления абсолютизма в стране?

  9. У советского народа, вставшего на путь демократии?



Предлагаемые методические разработки уроков с

использованием нетрадиционных приемов и методов

познания истории.


Контрольно-проверочный урок:

«Россия в правление Николая I. 1825 – 1855 г.г.»


Цель урока:

1. Обобщить и закрепить знания, полученные в ходе изучения тем, рассматривающих события в эпоху правления Николая I.

2. Сформировать умения учащихся анализировать исторические события и высказывать аргументированные суждения.

3. Сформировать у учащихся представления о многозначности исторических явлений, о влиянии личности на окружающий социальный мир.

4. Воспитать у учащихся чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому России.


Наглядность:


  • Карта: «Российская империя с начала XIX века по 1861 год»

  • Портрет Николая I

  • Репродукции по рассматриваемому периоду

  • Задания на доске: 1) проанализировать основные вехи правления царя Николая и раскрыть суть преобразований; 2) определить роль Николая I как государственного деятеля; 3) сделать выводы по проанализированным вопросам и выразить отношение к рассматриваемой эпохе.


^ Начало урока:

Учащийся, стоя у портрета царя, обращается к присутствующим следующими словами: «Возможно, настанет время, когда беспристрастная летопись впишет в скрижали все мои деяния, очертит мою личность и скажет, что я соединил в себе блеск и твердость чистейшего алмаза. Долг, строгий долг был для меня законом, а Отечество – Алтарь!»

^ Учащаяся с последней парты обращается к царю:

«Тебя мы долго ожидали,

И светел ты,

Сошел с таинственных вершин,

И вынес нам свои скрижали».


Учитель называет тему и цель урока.

Учитель:

- Совершим воображаемое путешествие Михаила Нострадамуса по будущим судьбам человечества. Зачитанные мною строки предсказаний соотнесите с некоторыми событиями правления Николая.


^ А. Снаряды разрушат старинные стены,

И кровь будет смешана с ярым огнем.

Молись, осажденный, боящийся плена.



(ответ учащихся: Можно соотнести с событиями Крымской войны)

^ Б. В борьбе на верхах много злобы и споров

Кого ж вознесет новый переворот?

Разрушены семьи жестоким обманом

В раз один другого возьмет в оборот.

(ответ учащихся: Смена власти)


Учитель:

- Кого вознесет новый переворот? А пока перед нами Николай Павлович. Царствование императора современники оценивали по-разному. Для одних это была блестящая эпоха русских побед на поле брани (Кавказ, усмирение Польши, Венгрии), идиллии «дворянских звезд». Для других – время «позорного рабства», «жестокой тирании», завершившееся поражением в Крымской войне. Так или иначе, это был сложный период русской истории, звучащий в нас не только эхом «кандального звона», но и отголосками «золотого века» нашей литературы. Оттуда же нам в наследство остались не стихающие споры западников и славянофилов. Там, в недрах «оцепеневшей» николаевской России зазвучали гудки первых паровозов, там выходила на путь осуществления идея «крестьянского освобождения». Там рождалась новая Россия. Итак, перед нами император Николай со своей реформаторской деятельностью.


Задание: «Неужели эти слова произнес «Я»?»


Учитель:

- Внимательно прочитайте высказывания видных государственных деятелей, определите слова, принадлежащие императору Николаю.

^ А. «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока… я буду императором». (Николай Павлович)

Б. «Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия, в чрезвычайном собрании». (Александр Павлович)

^ В. «Я вгоню в чахотку всех философов». (Николай Павлович)

Г. «Не нужны нам конституции, дайте нам 50 умных и добродетельных губернаторов, и все пойдет хорошо». (Карамзин)

^ Д. «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армиею». (Кутузов)

Е. «Но какие бы трудности ни представляло освобождение крестьян, крепостное право до такой степени противоречит здравому смыслу, что на него можно смотреть лишь как на временное зло, которое неминуемо должно иметь свой конец». (Сперанский)


Задание: «Говорят люди XIX века».


Учащиеся на местах говорят от имени выдающихся людей. Ребята определяют «кто же это»?


Ученик 1. «Моя военная эпопея началась еще в конце XVIII века. Я знаменит. Получил 40 ранений, потерял глаз и руку, но не проиграл ни одного сражения. Угадайте меня». (Г.Нельсон)


Ученик 2. «Ну, кто меня не знает? А может быть забыли? Я родился в 1774 году, один из крупных государственных деятелей первой половины XIX века, внес крупный вклад в развитие России. Когда-то мне Александр Павлович поручил представить проект поэтапной отмены крепостного права, рассчитанный сроком на 30 лет. Я всегда отличался тонкими качествами в вопросах экономии государственных средств. Честен и неподкупен. Кто я?»

(министр финансов Канкрин)


Учитель. «Он министр Российской империи, пробыл на посту 40 лет. Ушел с поста по личному прошению или, как тогда метко говорили, «по личному лишению». Несмотря на длительное пребывание на посту министра, его деятельность по руководству внешней политикой России была отмечена скорее провалами, чем успехами. Он прожил необыкновенно долгую жизнь, когда пришло сообщение о его смерти, то все удивились, ибо давно считали министра умершим». (К.Ф. Нессельроде)

Задание: «Химическая лаборатория истории»; задание на выявление причинно- следственных связей.


Учитель: «Допустим, колбу (на доске нарисована колба с пробиркой) с помощью пробирки мы заполним причинами войн, происшедших в первой половине XIX века; через некоторое время температура в ней резко подскочит, и содержимое колбы выльется в следствие. На доске указаны причины войн. Вам необходимо указать следствие».


Причины:


Следствие:

^ 1. Русско-иранская и русско-турецкие войны


присоединение Закавказья к России.

2. Наступление русских войск на Дагестан в 1839 году


взятие аула Ахульго

3. Возникновение движения «мюридизм»

образование в Чечне и Дагестане теократического государства – имамата


^ 4. Нейтрализация Черного моря России


Россия теряет влияние и свои позиции на Балканах и Ближнем Востоке.


Задание: «Определение последовательности событий в Крымской войне»


^ Учитель: «Определите последовательность событий в Крымской войне».

1) вступление в войну Англии и Франции 4);

2) осада Севастополя (5);

3) падение Севастополя (7);

4) Синопское сражение (2);

5) взятие Малахова кургана (6);

6) оккупация русской армией Дунайских княжеств (1);

7) высадка армии союзников в Евпатории (3);

8) заключение Парижского мирного договора (8).


Задание: «Отношение дат к внешней и внутренней политике».


Учитель: «Правильно соотнесите даты».

  1. 1829г.

  2. 1826г.

  3. 1817г.

  4. 1856г.

  5. 1845г.

  6. 1833г.

  7. 1832г.

(Ответы: к внешней политике относятся: 1829г, 1817г., 1856г., 1826г.;

к внутренней политике относятся: 1845г, 1833г, 1832г.)


Задание: «Определение целей внутренней политики»


^ Учитель: «Исходя из высказываний царя, определите цели внутренней политики правительства и социальную опору в стране».


«Революция на пороге России, но, клянусь она не проникнет в нее, пока во мне сохраняется дыхание жизни».

«Вы – моя полиция, каждый из вас мой управляющий».

«Мне кажется, что Россия держится своей полицейской организацией. Помещик – есть верный, недремлющий пес, охраняющий государство».

(Ответ: Цель – борьба с революционным движением в России. Социальная опора власти была выражена в лице помещиков и дворян).


Задание: «Определение мероприятий, проведенных императором, для решения крестьянского вопроса».


Двое учащихся выполняют у доски одинаковое задание.


  1. Принят Указ о вольных хлебопашцах.

  2. Создано более 10 секретных комитетов.

  3. Проведена реформа управления государственными крестьянами.

  4. Отменено крепостное право.

  5. Помещикам дано разрешение отпускать крестьян на волю без земли по обоюдному согласию.

  6. Крестьяне не имели право приобретать недвижимую собственность.

  7. Создание министерства государственных имуществ.


(Ответ: 2, 3, 5, 6, 7)


Во время выполнения предыдущего задания учитель с классом выполняет задание на «утверждение фактов»:


  1. ^ В России в отличие от некоторых стран Запада промышленный переворот начался в условиях сохранения феодально-крепостнической системы хозяйства.

  2. Отсутствие единства и борьба направлений в православной церкви.

  3. Власть императора была ограниченной.

  4. И западники, и славянофилы критически относились к крепостному праву, засилью бюрократии, подавлению прав и свобод личности.

  5. Русским самодержавием предпринимались попытки насильственной христианизации еврейского населения.

  6. В начале XIX века появились в России и активно росли новые социальные слои: промышленная буржуазия и пролетариат.

  7. Для личного контроля над делами министерств и ведомств было создано Третье отделение собственной канцелярии царя.

  8. В России существовали противоречия между помещиками и капиталистами.


(Ответ: 1, 2, 4, 5, 8)


Учитель:

«Формируясь и развиваясь как личность, человек обладает стремлением и имеет способность к личному самосовершенствованию. Если исходить из того, что личность – это человек, деятельность которого социально обусловлена и имеет значение как для него самого, так и для окружающих, то следует сделать вывод о том, что оценить личность Николая I однозначно невозможно. В характеристике государственных деятелей переплетаются сходные черты, однако в каждом из них, а в Николае I особенно, проявляются черты властолюбия и жестокости, решительности и определенного отношения к людям в зависимости от ситуации».

Учащиеся характеризуют Николая Павловича как личность и выражают свое отношение к рассматриваемой эпохе. Одним из учащихся вниманию класса предоставляется дополнительная информация об императоре.


«Во время пребывания императора Николая Павловича в Бобруйске после постройки там оборонительной крепости была поймана шайка разбойников, уличенных в зверском нападении на одну из помещиц.

Государь приказал замуровать атамана шайки в каземат крепости. Преступник жил там много лет, получая пищу через отверстие в стене, обходясь летом и зимой без одеяла.

Будучи снова в Бобруйске в начале 50-х годов, император вспомнил об этом человеке, велел при себе взломать каземат и вывести узника на свет. Тот вышел весь черный, дикий и упал замертво. «Отчего он умер?» - спросил государь у доктора, находившегося тут же. Доктор объяснил, что несчастный умер от страшного потрясения, вызванного неожиданным после многолетней тишины стуком при разрушении каземата, яркого света и свежего воздуха, чего он был лишен, и, конечно, лицезрением императора. «Во всяком случае, - в раздумье сказал Николай, - пора было положить конец его страданиям».


Заключительная часть урока. Двое учащихся читают фрагмент стихотворения А.Блока «Скифы», ставшего своеобразным гимном из века минувшего будущему поколению.


^ О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред сфинксом с древнею загадкой!

Россия – сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!

Да, так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Придите к нам от ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья!

А если нет – нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века – вас будет проклинать

Больное позднее потомство!

В последний раз – опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз – на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!


При разработке урока использовались:

Литература

Блок А. «Скифы».- М., 1996г.

Большаков К.А.. Царь и поручик. Роман.- М.,2003г.

Гуль Р.Б. Скиф в Европе. Роман.- М.,2001г.

^ Новиков И.В. Династия в романах. Романовы. Николай I.- М.:Армада, 1994г.

Соснора В.А.. Николай. Повесть.- М.,199г.5

  1   2

Скачать 416.31 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты