Домой

Рабочая программа Наименование дисциплины бизнес-риторика




НазваниеРабочая программа Наименование дисциплины бизнес-риторика
страница1/4
Дата12.02.2013
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
100700.62 -торговое дело
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
Другие виды самостоятельной работы
5. Содержание дисциплины
Тема 2. Речевое общение как специфическая форма человеческой деятельности
Изучение темы направлено на формирование ОК-1
Изучение темы направлено на формирование ОК-1
Изучение темы направлено на формирование ОК -2
Изучение темы направлено на формирование ОК-1
Изучение темы направлено на формирование ОК-1.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
Изучение темы направлено на формирование ОК-1, ОК-2.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

(РГТЭУ)


Кафедра ________РУССКОГО ЯЗЫКА И РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ____________


Одобрено УМС факультета ____МЭиТ____


Протокол №__от «___»___________20__г.


Председатель _________________________


Рабочая программа


Наименование дисциплины___________БИЗНЕС-РИТОРИКА______________________


Рекомендуется для направления подготовки

^ 100700.62 -ТОРГОВОЕ ДЕЛО

по профилям

100700.62/05 МАРКЕТИНГ В ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

100700.62/01 КОММЕРЦИЯ

100700.62/08   ЛОГИСТИКА В ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

100700.62/09 РЕКЛАМА В ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

100700.62/10  ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ


Квалификации (степени) выпускника ___БАКАЛАВР________________



Согласовано:


Учебно-методическое управление

РГТЭУ


«____» ________________20__г.


____________________________



Рекомендовано кафедрой:


Протокол № _8_

От «_12» ___апреля______________2011г.


Зав.кафедрой _____Петрова А.Г.________

(ФИО)


Форма обучения ___ОЧНАЯ___


Москва 2011г.

Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины. 3

  2. Место дисциплины в структуре ООП. 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5

  5. Содержание дисциплины. 6

    1. Содержание разделов и тем дисциплины. 6

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 13

    3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 13

  6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ. 14

  7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) (при наличии) 15

  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 15

а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии);

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 16

10. Образовательные технологии. 16

11. Оценочные средства. (ОС). 17


1. Цель изучения дисциплины – развитие коммуникативных умений и навыков студентов в деловой сфере, овладение современными технологиями общения и эффективного убеждения.

Преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

– дать представление о культуре деловой речи и способах достижения эффективности речевой коммуникации в деловой сфере;

– познакомить с основами психологии и этики делового общения, актуальными для формирования навыков деловой риторики;

– углубить представление об основных устных профессионально значимых речевых жанрах (деловой беседе, деловом телефонном разговоре, публичном выступлении, споре, дебатах и др.)

– сформировать речевые умения и навыки в сфере деловой коммуникации;

– способствовать развитию положительной мотивации студентов во взаимоотношениях с другими людьми в ситуациях делового общения.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:


Дисциплина «Бизнес-риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.В.1.08) балакавриата по направлению 100700 Торговое дело, по профилям Коммерция, Реклама в торговой деятельности и к курсам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.В.1.08) по профилям Товароведение и экспертиза товаров, Логистика в торговой деятельности, Маркетинг в торговой деятельности, и преподается в 1 семестре.

Курс «Бизнес-риторика» занимается изучением основ культуры деловой речи, непосредственно продолжая и углубляя содержание изученной дисциплины «Русский язык ». Поэтому вполне закономерно его включение в учебные планы подготовки дипломированных специалистов – экономистов, менеджеров.

Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и компетенциям студента при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин являются:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

– способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

– умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– овладение орфографической и пунктуационной грамотностью;

– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую дисциплина «Бизнес-риторика» выполняет в системе высшего профессионального образования.

Овладение бизнес-риторикой существенно расширяет профессиональную компетенцию, повышает конкурентоспособность и творческий потенциал молодых специалистов. Практически ориентированные риторические знания и навыки, полученные в процессе вузовской подготовки, позволят им уверенно вести себя в любых ситуациях делового общения, убедительно говорить, спорить, корректно отстаивая свою позицию.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– основы делового общения, способствующие развитию общей культуры и социализации личности;

– специфику использования элементов различных языковых уровней в речи;

– законы, принципы и правила речевого общения;

– основы делового красноречия;

– правила речевого этикета, принятого в обществе;

– способы достижения эффективной речевой коммуникации в деловом общении;

– профессионально значимые формы устной деловой речи;

– национальные особенности современного делового этикета.

уметь:

– оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

– разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

– правильно строить  устное и письменное  высказывание  (в соответствии с требованиями норм языка, культуры речи);

­– анализировать речевую ситуацию, строить речь (устную или письменную) в соответствии с выбранным функциональным стилем;

– адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

– создавать тексты разных функциональных стилей, учитывая специфику каждого из них;

– готовить речь с учетом основных правил подготовки выступления;

– пользоваться различными видами аргументов, доказательно выстраивать систему убеждения;

– создавать текст выступления с учетом требований краткости, логичности, понятности (доступности), красочности;

– анализировать, корректировать собственные тексты  и  тексты других выступающих

– строить деловые и повседневные взаимоотношения в соответствии с принципами бесконфликтного общения.

– анализировать с риторических позиций звучащую деловую речь;

– выступать публично на основе самостоятельно подготовленного текста;

– подготовить и провести деловую беседу, деловой телефонный разговор.

владеть:

– всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

– умением осознавать собственные коммуникативные намерения и строить в соответствии с этим эффективную коммуникацию;

– способами трансформации несловесного материала в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

– нормами современного речевого этикета;

– навыками осознанного чтения;

– культурой мышления, зная его общие законы, в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

1

2

3

4

^ Аудиторные занятия (всего)

54

54

-

-

-

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

20

20










Практические занятия (ПЗ)

34

34










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа (всего)

54

54

-

-

-

В том числе:

-

-




-

-

Курсовой проект (работа)
















Реферат

16

16










^ Другие виды самостоятельной работы

Работа с основной и дополнительной учебной литературой

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера


38

10

6

22



38

10

6

22












Вид промежуточной аттестации

36

Экз.










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144

144

-

-

-

4

4











^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Основы речевого общения

Тема 1. Риторика в её конкретном историческом освещении Предпосылки и условия возникновения «риторической ментальности».

Истоки древнегреческого красноречия, его связь с социальными процессами. Афинская демократия и «интеллектуальная революция» V–го в. до н.э. Софисты и Сократ: исходные философские предпосылки в отношении к «речи». Речь как выражение истины и речь как выражение «воли к власти».

Риторика и софистика; риторика и философия: речь как «убеждение» и речь как «высказывание предмета». Отношение риторики к философскому диалогу. Диалоги Платона.

Ораторы и риторы классической эпохи: Лисий, Исократ, Демосфен. Политическое, судебное и торжественное красноречие. Риторика и новый тип образования. Риторическое учение Аристотеля как теоретическая систематизация риторической практики. «Греческий« вариант риторики как «искусства убеждения «.

Ораторское искусство эпохи эллинизма. Риторика как технология. Римское доцицероново красноречие. Цицерон, его речи и риторические сочинения. Риторика и ораторское искусство ранней Римской Империи. Сенека, Квинтилиан. «Римский» вариант риторики как «искусства говорить хорошо».

Греко-римское красноречие периода «второй софистики». Плутарх, Дион Хрисостом, Элий Аристид, Апулей. Риторика как система и как подход к обобщению действительности.

Конфликт раннехристианского сознания и «риторической ментальности». Неприятие риторики как сердцевины языческой образованности некоторыми раннехристианскими мыслителями. Необходимость освоения риторики в связи с жанром проповеди. Раннехристианская проповедь (по новозаветному канону). Послания Павла, Евангелие от Луки и риторика. Христианская аполегетика и II-III вв. Иустин Философ, Григорий Неокесарийский, Киприан Карфагенский. Проповедь и риторика.

Позднеаттическое красноречие: Либаний, Гимерий. Связь риторики и восточной патристики IV в.: Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Западная патристика IV-го в.; Августин Блаженный.

Средневековая латинская риторика ее влияние на литературу. Схоластическая риторика. Роль риторики в средневековом университетском образовании. Особенности византийской риторики. Риторика в Древней Руси.

Влияние М. В. Ломоносова на формирование стилистики литературного русского языка. Западноевропейские и национальные истоки особенностей красноречия в России XIX в. Академическая риторика. М. Сперанский, А. Мерзляков, Н. Кошанский. Судебная риторика в исследованиях П. Пороховщикова. Речи исторических деятелей как образец красноречия. Риторика в России конца ХIХ - начала ХХ вв.

Риторика в России ХХ века. Социально-политическое красноречие. Парламентская и митинговая речи ( А.Н. Милюков, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский , Н.И. Бухарин , Л.Д. Троцкий и др.). Ленин как оратор.

Российская риторическая культура начала ХХI века. Роль учреждений образования. СМИ в развитии риторической культуры.

Изучение темы направлено на формирование ОК-1
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты