Домой

Рабочая программа факультативной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 031000. 62 филология Красноярск




Скачать 172.06 Kb.
НазваниеРабочая программа факультативной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 031000. 62 филология Красноярск
Дата12.02.2013
Размер172.06 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Пояснительная записка
Цель курса
Задачи курса
Тематический план курса
Список литературы
Подобные работы:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт филологии и языковой коммуникации


Основы теории аргументации

Рабочая программа факультативной дисциплины

для студентов, обучающихся по направлению 031000.62 – филология


Красноярск

2010





УДК (ББК)


Основы теории аргументации: рабочая программа факультативной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 031000.62 – филология / Авт.-сост. А. Н. Смолина. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2010. 18 с.



© СФУ, 2010


© А. Н. Смолина, 2010



^ Пояснительная записка

«Основы теории аргументации» как учебная дисциплина, введенная в Сибирском федеральном университете в учебный план по направлению 031000.62 – филология, входит в круг взаимосвязанных предметов коммуникативного цикла: риторика, деловая риторика, язык рекламы и PR-технологий, имиджелогия, речевой этикет – и является важным дополнением к базовому курсу риторики.

Концепция дисциплины предполагает понимание теории аргументации как области научного знания, в которой изучаются многообразные дискурсивные (рассудочные) приёмы, позволяющие «усиливать или изменять убеждения аудитории» [Ивин 1997: 4]. В курсе теории аргументации синтезируются и облекаются в стройную систему сведения об убеждении, накопленные в других науках : логике, психологии, философии. В результате у студентов формируется целостное представление о взаимосвязи этих наук, о способах обоснования и опровержения убеждений в различных ситуациях, связи между способами убеждения, типами аудитории и обсуждаемыми проблемами.

В данном курсе рассматриваются такие важные аспекты аргументации, как логический (последовательность и связность аргументов), фактуальный (данные о фактах, использующихся в качестве аргументов), риторический (способы убеждения при помощи речи), аксиологический (ценностный подбор аргументов), этический (нравственная приемлемость аргументов); законы логики в риторике и различные виды аргументации (эмпирический, теоретический, аналогический и контекстуальный); вопросы культуры дискутирования и полемизирования, некорректной аргументации, способов защиты от уловок в споре, формулировки своей позиции, этически выдержанного отстаивания своей точки зрения.

^ Цель курса – формирование у студентов представления о современной теории аргументации как области научного знания, а также умений и навыков построения аргументационной речи.

^ Задачи курса:

– ознакомление студентов с различными видами речевого убеждения и основными концепциями аргументации;

– обогащение теоретическими знаниями о технике убеждения, учитывающей все аспекты убедительного речевого поведения в различных ситуациях речевого общения с учётом особенностей аудитории и обсуждаемой проблемы;

– усвоение студентами законов логики, форм логического мышления и формирование представлений о правилах и методах логического доказательства;

– формирование навыков логического анализа и оценки высказываний в структуре рассуждений и доказательств;

– формирование умения точного и уместного употребления понятий, умения доказательно излагать мысли;

– формирование сознательного и ответственного отношения к речи, культуры публичного аргументированного выступления;

– выработка умения распознавать уловки в споре и противостоять им.

На освоение дисциплины по учебному плану отводится 32 лекционных часа.

Итоговая форма контроля – зачёт, который может проводиться в различных формах: устного собеседования, защиты рефератов, письменной контрольной работы, проведения дебатов по нескольким выбранным студентами общественно важным проблемам и т. д. При выставлении зачётной оценки («зачтено» / «не зачтено») учитываются также результаты рубежного и текущего контроля (понимание основных проблем курса, овладение терминологическим минимумом).

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 031000.62 – филология. Она прошла обсуждение на заседании кафедры общего языкознания и риторики Института филологии и языковой коммуникации СФУ и рекомендована к пчеати.

^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА











Отводимое время



Тема

Лекции

Самостоятельная работа

Всего



Теория аргументации как научная и учебная дисциплина. Главные понятия курса «Основы теории аргументации»


4


4


8



Логические аспекты аргументации. Законы логики в риторике

2

2

4



Особенности аргументативного дискурса

2

2

4



Доказательство и опровержение

2


2


4




Объяснение и понимание в аргументации

2

2

4



Анализ и оценка данных аргументации

2


2


4




Теоретическая аргументация

2

2

4



Эмпирическая аргументация. Факты как примеры, иллюстрации и образцы

2

2


4



Аналогическая аргументация

2

2

4

4



Контекстуальная аргументация

2

2

4



Этические аспекты аргументации

2

2

4



Социально-психологические аспекты аргументации

2

2

4



Культура дискутирования и полемизирования

2

2

4



Некорректная аргументация

4

4

8


Итого:


32


32


64




Содержание лекционного курса

Лекция 1-ая (4 часа)

Теория аргументации как научная и учебная дисциплина

Главные понятия курса «Основы теории аргументации»

1.1. Объект и предмет теории аргументации как лингвориторической дисциплины. 1.2. Цели и задачи курса «Основы теории аргументации».
1.3. Что такое аргументация. 1.4. Тезис. 1.5. Требования к тезису.
1.6. Аргумент. 1.7. Умозаключение. 1.8. Силлогизм. 1.9. Энтимема.
1.10. Эпихейрема. 1.11. Сорит. 1.12. Демонстрация. 1.13. Спорное положение. 1.14. Объективные и субъективные причины для спора.
1.15. Современная общественная ситуация и актуальность дисциплины «Основы теории аргументации». 1.16. Роль и значение теории аргументации, практическое применение знаний курса. 1.17. История становления теории аргументации как научной и учебной дисциплины.
1.18. Использование форм и методов убеждения и обоснования в практике аналитической деятельности и социальных коммуникаций. 1.19. Место курса «Основы теории аргументации» в кругу лингвистических дисциплин. 1.20. «Основы теории аргументации» в системе современного знания.

Литература: 1, 3, 6, 9, 10, 15, 16, 20, 25, 27, 29, 34, 35, 39, 42, 44, 46.


Лекция 2-ая (2 часа)

Логические аспекты аргументации. Законы логики в риторике

2.1. Роль законов логики в построении доказательств и корректировке речевого поведения. 2.2. Закон тождества. 2.3. Закон противоречия. 2.4. Закон исключенного третьего. 2.5. Закон достаточного основания. 2.6. Практическое использование законов логики.

Литература: 6, 10, 12, 14, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 32, 35, 41, 43, 45.


Лекция 3-ья (2 часа)

Особенности аргументативного дискурса

3.1. Диалогическая природа аргументации. 3.2. Особенности процедуры обоснования в реальной речевой деятельности. 3.3. Аристотель об аналитическом и диалектическом рассуждении. 3.4. «Предвосхищение оснований» и несовместимость суждений в логике и в аргументации.
3.5. Гармонизация как исходное условие и основа всякой дискуссии.
3.6. Истинность и правдоподобность. 3.7. Способы доказательства Сократа. 3.8. Истинность и приемлемость в аргументации.

Литература: 1, 4, 9, 11, 16, 17, 20, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 34, 42, 46.


Лекция 4-ая (2 часа)

Доказательство и опровержение

4.1. Понятие о доказательстве. 4.2. Структура доказательства. 4.3. Способы демонстрации. 4.4. Способы доказательства. 4.5. Опровержение. 4.6. Правила доказательства. 4.7. Правила опровержения. 4.8. Ошибки, допускаемые в ходе аргументации 4.9. Паралогизмы. 4.10. Софизмы. 4.11. Логические ошибки вследствие неточного определения и деления понятий. 4.12. Логические ошибки в структуре силлогизма. 4.13. Аргументированное высказывание как построение цепочки логически связанных суждений, образующих стройную систему аргументов, подтверждающих тот или иной тезис.

Литература: 1, 3, 9, 11, 17, 20, 25, 27, 35.


Лекция 5-ая (2 часа)

Объяснение и понимание в аргументации

5.1. Особенности объяснения в аргументации. 5.2. Требования к объяснению в аргументации. 5.3. Предсказание в обосновании.
5.4. Понимание как логическая операция. 5.5. Экзегетика и герменевтика. 5.6. Понимание поведения. 5.7. Понимание речи.

Литература: 1, 3, 17, 20, 25, 27, 28, 35, 46.


Лекция 6-ая (2 часа)

Анализ и оценка данных аргументации

6.1. Понятие о данных аргументации. 6.2. Виды данных (конкретные случаи, статистические результаты и оценки, свидетельства).
6.3. Требования, предъявляемые к данным. 6.4. Ценностные ориентации.
6.5. Типы ценностей. 6.6. Методы выявления ценностей. 6.7. Роль доверия в процессе убеждения. 6.8. Непосредственное доверие. 6.9. Вторичное доверие. 6.10. Косвенное доверие. 6.11. Доверие, связанное с репутацией источника информации или аргументации. 6.12. Условия доверительного общения. 6.13. Компетентность и правдивость как факторы, влияющие на убедительность.

Литература: 20, 27, 35.


Лекция 7-ая (2 часа)

Теоретическая аргументация

4.1. Понятие о теоретической аргументации. 4.2. Дедуктивная аргументация. 4.3. Дедуктивное умозаключение. 4.4. Индуктивное умозаключение. 4.5. Системная аргументация. 4.6. Опровержимость и проверяемость как способ теоретического обоснования. 4.7. Условие совместимости как соответствие законам, принципам, теориям, фактическому материалу. 4.8. Понятие о факте. 4.9. Методологическая аргументация.

Литература: 1, 6, 10, 16, 19, 20, 22, 25, 27, 28, 35, 41, 46.


Лекция 8-ая (2 часа)

Эмпирическая аргументация. Факты как примеры, иллюстрации и образцы

7.1. Понятие об эмпирической аргументации. 7.2. Эмпиричекое подтверждение. 7.3. Прямое подтверждение. 7.4. Косвенное подтверждение. 7.5. Подтверждение следствий. 7.6. Факты как примеры. 7.7. Понятие об иллюстрации. 7.8. Факты как иллюстрации. 7.9. Факты как образцы. Апелляция к образцу.

Литература: 1, 19, 20, 25, 27, 35, 39, 46.


Лекция 9-ая (2 часа)

Аналогическая аргументация

9.1. Что такое аналогия. 9.2. Понятие об аналогической аргументации. 9.3. Понятие о рефлективности. 9.4. Признак симметричности. 9.5. Понятие о транзитивности. 9.6. Узнавание как категория риторики. 9.7. Физическая аналогия. 9.8. Пережитая аналогия. 9.9. Метафизическая аналогия. 9.10. Пропорциональная аналогия. 9.11. Атрибутивная аналогия.

Литература: 1, 20, 27, 42.


Лекция 10-ая (2 часа)

Контекстуальная аргументация

10.1. Понятие о контекстуальной аргументации. 10.2. Универсальный и контекстуальный способ аргументации. 10.3. Аргумент к традиции.
10.4. Ссылка на авторитет. 10.5. Интуитивная аргументация. 10.6. Аргумент к вере 10.7. Аргумент к здравому смыслу. 10.8. Аргумент к вкусу.
10.9. Аргумент к моде.

Литература: 17, 20, 27, 35.


Лекция 11-ая (2 часа)

Этические аспекты аргументации

11.1. Правовые и морально-нравственные этические нормы. 11.2. Доброжелательность,честность, скромность, негневливость, тактичность предусмотрительность как этические принципы речевого поведения. 11.3. Христианские этические нормы в диалогических отношениях. 11.4. Описание и оценка. 11.5. Обоснование оценок. 11.6. Моральная интуиция.

Литература: 1, 2, 3, 11, 13, 14, 16, 17, 20, 27, 29, 30, 34, 42, 46.


Лекция 12-ая (2 часа)

Социально-психологические аспекты аргументации

12.1. Цели ведения дискуссии. 12.2. Варианты протекания дискуссии. 12.3 Правила ведения дискуссии. 12.4. Психологические типы потенциальных участников спора, особенности их характера. 12.5. Как можно повлиять на партнёра. 12.6. Как отвечать на обвинения.

Литература: 3, 8, 13, 14, 16, 17, 20, 27, 30, 34, 35, 42.


Лекция 13-ая (2 часа)

Культура дискутирования и полемизирования

13.1. Понятие о споре. 13.2. Виды спора. 13.3. Корректные приёмы ведения спора. 13.4. Некорректные приёмы ведения спора : намеренное запутывание, апелляция к тайным мыслям и невыраженным побуждениям другой стороны, использование насилия и др. 13.5. Уловки в споре и способы защиты от них. 13.6. Требования к спору и его участникам. 13.7. Ошибки в ведении спора. 13.8. Подготовка к спору.

Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 13, 14, 27, 28, 30, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 40, 46.


Лекция 14-ая (4 часа)

Некорректная аргументация

14.1. Некорректные доказательства. 14.2. Нарушение требований логики. 14.3. Логические ошибки формального характера. 14.4. Ошибки в связи аргумента и тезиса. 14.5. Сужение тезиса. 14.6. Расширение тезиса. 14.7. Подмена тезиса. 14.8. Ложные аргументы. 14.9. Софизмы. 14.10. Аргумент к аудитории. 14.11. Аргумент к личности. 14.12. Аргумент к массам. 14.13. Аргумент к человеку. 14.14. Аргумент к тщеславию. 14.15. Аргумент к авторитету. 14.16. Аргумент к силе. 14.17. Аргумент к незнанию. 14.18. Аргумент к жалости.

Литература: 1, 3, 20, 27, 35, 46.

Терминологический минимум

Абсолютное обоснование

Аксиома силлогизма

Аналогия (умозаключение по аналогии)

Аналогия нестрогая

Аналогия строгая

Аргумент

Аргументация

Аудитория

Высказывание

Границы обоснования

Дедукция

Деление понятия

Демонстрация или форма доказательства

Диалог как форма аргументации

Диалог как форма поиска истины

Доказуемость

Закон достаточного основания

Закон исключенного третьего

Закон противоречия

Закон тождества

Индукция

Квантор

Контекстуальные аргументы

Контрадиктность (противоречие)

Контрарность

Критика

Логика

Логическая ошибка

Логическая структура высказываний

Логическое следование

Методологическая аргументация

Некорректная аргументация

Обобщение понятия

Объём понятия

Объяснение в аргументации

Оппонент

Определение понятия

Опровержение

Опровержимость

Паралогизмы

Парадоксы

Подтверждение следствий

Поле аргументации

Понимание в аргументации

Понятие

Понятие видовое

Понятие родовое

Предикат

Проверяемость

Пропонент

Прямое подтверждение

Распределённость терминов в простом суждении

Силлогизм

Содержание понятия

Софизм

Спор

Сравнительное обоснование

Субъект

Суждение (высказывание)

Тезис

Теоретическая аргументация

Уловка

Умозаключение

Условие совместимости

Факт

Форма мышления

Фундаментальные исходные позиции

Эмпирическая аргументация

Энтимема

Эпихейрема


^ Список литературы

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. / А. П. Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991 – 150 с.

  2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань, 1996. – 142 с.

  3. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие / О. А. Баева. – 2-е изд., исправл. – Мн.: новое знание, 2001. – 328 с.

  4. Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики / Н. А. Безменова. – М.: Наука, 1991 – 215 с.

  5. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов / Пер. с англ. Г. Е. Крейдлина; Общ. ред, предисл и примеч. В. А. Смирнова, В. К. Финна. – М.: Прогресс, 1981. – 288с.

  6. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учеб. пособие для вузов / В. Н. Брюшинкин, М.: Интерпракс, 1994 – 360с.

  7. Быкова О.Н. Ложная аргументация (псевдоаргументация, ложное доказательство) / О.Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999. – С. 91 – 96.

  8. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д. Х. Вагапова. – М.: Цитадель, 2001. – 460 с.

  9. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с.

  10. Войшвилло Е. К. Логика: Учебник для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 505 с.

  11. Волков А. А. Основы русской риторики / А. А. Волков. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 345 с.

  12. Гетманова А. Д. Учебник по логике / А. Д. Гетманова. М.: ЧеРо, 2000. – 304 с.

  13. Гордон Д. Постулаты речевого общения / Д. Гордон, Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М., 1985. – С. 276-302.

  14. Грайс Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М., 1985. – С. 217-238.

  15. Гржегорчик А. Популярная логика / А. Гржегорчик. – М.: Наука, 1979. 112 с.

  16. Еемерен ван Ф. Аргументация, коммуникация и ошибки / Еемерен Ван Ф., Р. Гроотендорст. – СПб.: Васильевский остров, 1992.

  17. Ерастов Н. П. Культура мышления лектора / Н. П. Ерастов. – М.:Знание, 1989- 61 с.

  18. Зегет В. Элементарная логика. Пер. с немецкого И. М. Морозовой, под ред. и с предисл. Е. Б. Кузиной / В. Зегет. – М.: Высш.шк., 1985 – 256с.

  19. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: книга для учащихся / А. А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

  20. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник / А. А. Ивин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.

  21. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать: Учеб пособие / А. А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.

  22. Ивлев Ю. В. Логика. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 1999 – 270с.

  23. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия / Л. А. Киселева. – Л: Изд-во ЛГУ., 1978. – 160с.

  24. Кириллов В. И.. Логика: Учебник для юридических вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп / В. И. Кириллов, А. А. Старченко — М.: Юристъ, 1998 – 254с.

  25. Корнилова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи: Учебное пособие / Е. Н. Корнилова. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 208 с.

  26. Курбатов В. И. Логика: учеб.пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1995 – 320с.

  27. Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М. «Издательство ПРИОР», 1999. – 272 с.

  28. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов / Е. В. Клюев. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 224 с.

  29. Михальская А. К. Основы риторики: мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. К. Михальская. − М.: Просвещение, 1996. − 416с.

  30. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике / А. К. Михальская. − М.: Изд.центр «Академия», 1996. − 189 с.

  31. Павлова Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика / Л. Г. Павлова. – М.: Просвещение, 1991 – 320 с.

  32. Петров Ю. А. Азбука логического мышления / Ю. А. Петров. – М.: Изд-во МГУ, 1991 – 104 с.

  33. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. – СПб.: ЛАНЬ, 1996. – 160 с.

  34. Рождественский Ю.В. Теория риторики. Издание 2-е, исправленное / Ю.В. Рождественский. – М.: Добросвет,1999. – 482 с.

  35. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 351с.

  36. Соколов А. Н. Проблемы научной дискуссии: Логико-гносеол. анализ / Под ред. В. Н. Боряза Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. – 157 с.

  37. Сопер П. Основы искусства речи: Пер с англ / П. Сопер . – 3 испр. изд. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995 – 416 с.

  38. Филиппов А. В. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Справочник: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А. В.Филиппов, Н. Н. Романова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

  39. Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: Аверинцев С.С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л.Ф. и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.

  40. Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри; Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. – М.: Наука. 1992. – 152 с.

  41. Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов. Пер. с нем. Б. В. Бирюкова, под ред. З. А. Кузичевой; Введ.,послесл. Б. В. Бирюкова; Коммент. Б. В. Бирюкова, З. А. Кузичевой / Г. Фреге. – М.: Аспект Пресс 2000. – 512с.

  42. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Отв. Ред. Е.Н. Ширяев. – 2-е изд., пераб. и доп. / Т. Г.Хазагеров, Л.С. Ширина. – Ростов н/ Д: Феникс, 1999. – 320 с.

  43. Челпанов Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. – М., 1994. – 241 с.

  44. Шейнов В. П. Риторика / В. П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592 с.

  45. Эйсман А. А. Логика высказываний / А. А. Эйсман. – М.: Юридическая литература, 1971. – 112 с.

  46. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. Редактор М. И. Панов; сост. М. И. Панов, Л. Е. Тумина. – М. : ООО «Агентство «КРПА» Олимп», 2005. – 960 с.



Основы теории аргументации


Рабочая программа


Автор-составитель: Анджелла Николаевна Смолина


Редактор: О. Ф. Александрова


Корректура


Подписано в печать Формат 60×84/16

Усл. печ. л.

Тираж 30 экз. Заказ


Издательский центр СФУ.

660041 Красноярск, пр. Свободный, 82

Скачать 172.06 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты