Домой

Задачи дисциплины




Скачать 157.55 Kb.
НазваниеЗадачи дисциплины
Дата12.02.2013
Размер157.55 Kb.
ТипДокументы
Содержание
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
1.4. Связь с последующими дисциплинами
2. Содержание дисциплины
Объем часов/ зачетных единиц
Самостоятельная работа аспиранта (всего)
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
Объем часов
2.3. Контроль самостоятельной работы
1. Экспликация «логического» знания
2. Понятие как логическая форма
3. Суждение как логическая форма
4. Умозаключение как логическая форма
5. Доказательство. Опровержение
6. Индуктивные умозаключения и их виды
7. Основные законы логики
8. Бинарность как отличительная особенность логических систем
9. Неклассическая логика
10. Логические парадоксы
11. Модальная логика
...
Полное содержание
Подобные работы:




1. Цели и задачи изучения дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины


1.1. Цель изучения дисциплины – формирование культуры логического осмысления реальности. Изучение истории анализа понимания «логического», его истоков и закономерностей.


Задачи дисциплины:

• ознакомить аспирантов с правилами функционирования основных логических систем и выработать умение их использования в практической деятельности;

• сформировать навыки логического мышления и аргументации собственных позиций;

• выработать умения логико-компаративистского анализа событий и процессов;

• развить навыки использования логических методов для исследования социальной реальности.


^ 1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- иметь представление: о содержании логических понятий и терминов; о принципах и законах логики; об основных этапах развития логики; о методах и формах логического мышления;

- знать: основные методы и принципы построения силлогизмов; особенности логического мышления; важнейшие этапы и периоды развития логики; содержание законов и логики; особенности основных логических форм;

- уметь: применять навыки логического мышления в исследовательской деятельности; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссиях; определять ошибки и логические противоречия в высказываниях.


^ 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает у аспирантов знания по математике и иностранному языку в пределах материала средней школы, а также основным философским дисциплинам, информатике и психологии в объеме программы высшего профессионального образования.


^ 1.4. Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 090011 – Социальная философия.


^ 2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины в виде учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Форма обучения (вид отчетности)

2 курс зачет


Вид учебной работы

^ Объем часов/ зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины

108/3

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

16

Лекции

0

Семинары

0

Контроль самостоятельной работы

16

^ Самостоятельная работа аспиранта (всего)

92

Написание реферата

14

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

78

Форма контроля (зачет)





^ 2.2. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Название раздела дисциплины



^ Объем часов

Лекции


Семинары


Контроль сам. раб.

Самостоят. раб.

1.

Экспликация «логического» знания

0

0

1

8

2

Понятие как логическая форма

0

0

1

7

3

Суждение как логическая форма

0

0

1

7

4

Умозаключение как логическая форма

0

0

2

7

5

Доказательство. Опровержение

0

0

1

7

6

Индуктивные умозаключения и их виды

0

0

2

7

7

Основные законы логики

0

0

2

7

8

Бинарность как отличительная особенность логических систем

0

0

2

7

9

Неклассическая логика

0

0

2

7

10

Логические парадоксы

0

0

1

7

11

Модальная логика

0

0

1

7




Написание реферата:










14




ИТОГО:

0

0

16

92


^ 2.3. Контроль самостоятельной работы


Наименование тем

Часы

^ 1. Экспликация «логического» знания

1

Антиметафизичность логики. Правильное рассуждение как предмет изучения логики. Формальность правильного рассуждения и логического анализа. Понятия логической формы и логического закона.

Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика.

Логика как изучение принципов функционирования знаковой системы. Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Естественные и искусственные языки. Язык-объект и метаязык.

Проблема референции и истинность. Теорема о неопределимости истинности в рамках самого объектного языка (Тарский), неполнота любой логической системы, включающей в себя арифметику (Гедель).

Логика как изучение и формирование принципов правильной коммуникации. Нормативный характер логики. Интерсубъективность знаний и процедур оперирования с ними. Стандартизация способов представления знания.

Проблема следования правилу и отрицание индивидуального языка. Понятие «языковая игра». Многообразие «языковых игр».




^ 2. Понятие как логическая форма

1

Представление о понятии. Логические характеристики понятий: содержание, объем, их соотношения. Виды понятий. Отношение между понятиями, их совместимость и несовместимость. Классы и отношения между ними, дуговые диаграммы Эйлера как метод анализа отношений между понятиями. Понятие рода и вида. Ограничение и обобщение понятий. Деление понятий. Виды правила и ошибки деления понятий. Определение (дефиниция) понятий. Номинальные и реальные, явные и неявные определения.




^ 3. Суждение как логическая форма

1

Суждение и его логическая структура. Субъект, предикат, кванторы и их роли в суждениях. Классификации суждений по качеству и количеству. Логическая структура простого категорического суждения. Четыре типа простых категорических суждений. Логический квадрат: отношения, противоположности, противоречия, подчинения, частичной совместимости. Простые и сложные высказывания. Логические связки: конъюнкция, дизъюнкция (слабая и сильная), импликация, эквиваленция, отрицание. Таблицы истинности.




^ 4. Умозаключение как логическая форма

2

Классификация умозаключений. Понятие и виды дедуктивных умозаключений.

Непосредственные умозаключения. Определение непосредственных умозаключений. Умозаключения по логическому квадрату. Умозаключения превращения (обверсии). Умозаключения обращения (конверсии). Умозаключения противопоставления предикату (контрапозиции).

Опосредованные умозаключения. Силлогистика как теория формальных отношений в сфере общих терминов.

Простой категорический силлогизм (ПКС), его определение и логическая структура. Аксиома силлогизма. Распределенность терминов (субъекта и предиката) в суждении. Варианты распреденности терминов и его выражение в круговых схемах. Правила терминов и посылок ПКС. Фигуры категорического силлогизма. Правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Понятие о правильных (заключающих) и неправильных (незаключающих) модусах.




^ 5. Доказательство. Опровержение

1

Основы теории аргументации. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация и их определения. Доказательство и опровержение. Виды доказательств и опровержений. Прямое доказательство: определение, логическая структура. Косвенное доказательство и его виды. Апагогическое доказательство: определение, логическая структура. Разделительное доказательство: определение, логическая структура. Опровержение: определение и виды – критика тезиса, аргументов, демонстрации. Прямое опровержение: определение, логическая структура. Косвенное опровержение: определение, логическая структура. Основные ошибки в процессе доказательства и опровержения.




^ 6. Индуктивные умозаключения и их виды

2

Индукция: ее определение и роль в истории интеллектуальной культуры. Проблема индукции и вероятностный характер индуктивных умозаключений. Понятие, виды индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукции. Научная индукция. Метод сходства, метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Умозаключения по аналогии и понятие о вероятностной силлогистике. Структура и виды аналогии, и её роль в современном научном познании. Условия повышения степени достоверности умозаключений по аналогии. Аналогия как методологическая основа моделирования.




^ 7. Основные законы логики

2

Понятие логического закона.

Основные законы формальной логики, их история (Аристотель, Лейбниц).

Основные законы диалектической логики, их история (Гегель, Маркс, Энгельс).

Проблема информативности логических законов.

Трансцендентальная логика Канта.




^ 8. Бинарность как отличительная особенность логических систем

2

Истинность и ложность как бинарная основа формальной логики. Тождество и отрицание как бинарная основа диалектической логики.

Бинаризм как необходимость построения единой логической системы. Многозначные логики.

Теория воображаемых логик Васильева.




^ 9. Неклассическая логика

2

Принципы классической логики и философские основания их пересмотра в неклассической логике. Основные разделы неклассической логики.

Модальная логика. Виды модальностей.

Философская проблема истинности высказываний о будущих событиях, о возможном и необходимом. Дискуссии о фатализме, детерминизме и индетерминизме в логике и философии. Логический фатализм и способы его опровержения.

Временная логика. Включение фактора времени в логику. Трактовки временного ряда. Виды временных модальностей.

Релевантная логика. Понятия релевантного следования и обобщенных описаний состояний.

Логика пропозициональных установок. Логический анализ высказываний о вере и знании. Высказывания, выражающие знания, полагания, убеждения. Их философский и логический анализ. Парадокс всеведения и проблема его преодоления.

Логические средства описаний действий и целеполаганий. Логические проблемы норм, права и этики.




^ 10. Логические парадоксы

1

Логические ошибки и логические парадоксы. Семантические парадоксы и пути их решения. Парадокс «лжеца» - «король парадоксов», пути его преодоления. Парадокс (антиномия) Рассела (парадокс о парикмахере), пути его преодоления. Другие известные логические парадоксы.

Естественный и искусственный языки. Объектный и метаязык. Перспективы формализации. Теорема о неопределимости истинности в рамках самого объектного языка (Тарский). Теорема о неполноте логической системы (Гедель).




^ 11. Модальная логика

1

Модальная логика. Виды модальностей.

Философская проблема истинности высказываний о будущих событиях, о возможном и необходимом.

Временная логика. Виды временных модальностей.

Логический фатализм и способы его опровержения.

Логика пропозициональных установок.

Релевантная логика. Парадоксы материальной импликации.

Высказывания, выражающие знания, полагания, убеждения – философский и логический анализ. Парадокс всеведения и проблема его преодоления.

Логические средства описаний действий и целеполаганий. Логические проблемы норм, права и этики.




ИТОГО:

16


^ 2.4. Лекционные и практические (семинарские) занятия – не предусмотрены.


3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

3.1. Самостоятельная работа

Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку.

Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:

  • Публикации (в том числе и электронные) по логике и философии логики.

  • Библиография по проблемам логики.

  • Научно-исследовательская литература по актуальным проблемам логики и философии логики.


^ 3.2. Поддержка самостоятельной работы

Список литературы и источников для обязательного прочтения.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ Полнотекстовая БД диссертаций РГД, Научная электронная библиотека РФФИ (Elibrary). Аспирант может использовать и другие ресурсы: Энциклопедический справочник "Все в одном" (справочная информация практически по всем сферам человеческой деятельности), Мир энциклопедий.


^ 3.3. Примерная тематика рефератов


1. Аргументация и доказательства.

2. Виды аргументирования.

3. Виды доказательств.

4. Гипотеза как форма познания

5. Понятие как логическая форма мышления и его виды.

6. Суждение как логическая форма и его виды.

7. Дедуктивные умозаключения и выводы из простых суждений.

8. Нормативность логики: интерсубъективный характер процедур оперирования знаниями.

9. Доказательное рассуждение.

10. Доказательное рассуждение: правила и ошибки.

11. Закон исключения третьего.

12. Законы логики.

13. Индуктивное умозаключение.

14. Дедуктивное умозаключение.

^ 3.4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Метафизика и антиметафизичность логического анализа.

  2. Форма как основа правильного рассуждения.

  3. Дедуктивные возможности формализмов.

  4. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка

  5. Структура формализованных языков и онтологические допущения

  6. Искусственные и естественные языки

  7. Классическое понятие истинности и его роль в логике

  8. Теорема о неопределимости истинности в рамках объектного языка (Тарский).

  9. Теорема о неполноте логической системы (Гедель).

  10. Нормативность логики: интерсубъективный характер процедур оперирования знаниями.

  11. Понятие о «языковых играх» и отрицание индивидуального языка.

  12. Понятие как логическая форма мышления и его виды.

  13. Отношение между понятиями и их анализ в круговых схемах Эйлера.

  14. Ограничение, обобщение и деление понятий.

  15. Суждение как логическая форма и его виды.

  16. Простые категорические суждения. Отношения логического квадрата.

  17. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация как способы построения сложных высказываний.

  18. Понятие и виды дедуктивных умозаключений.

  19. Превращение суждений (обверсия).

  20. Обращение суждений (конверсия).

  21. Противопоставление предикату (контрапозиция).

  22. Простой категорический силлогизм (ПКС). Структура.

  23. Правила терминов и посылок ПКС.

  24. Фигуры категорического силлогизма. Правила фигур.

  25. Доказательство и опровержение. Виды и правила проведения.

  26. Индуктивные умозаключения, их виды. Проблема индукции.

  27. Методы научной индукции.

  28. Метод аналогии как основа социального моделирования.

  29. Основные законы формальной логики.

  30. Основные законы диалектической логики.

  31. Трансцендентальная логика Канта.

  32. Принцип двузначности как основа логических систем.

  33. Теория воображаемых логик Васильева.

  34. Парадокс «лжеца» и пути его преодоления.

  35. Антиномия Рассела и пути его преодоления.

  36. Принципы классической логики и неклассическая логика.

  37. Модальная логика. Виды модальностей.

  38. Проблема истинности утверждений о будущем, возможном и необходимом

  39. Логический фатализм и способы его опровержения.

  40. Семантика возможных миров и интенсиональные контексты

  41. Временная логика. Виды временных модальностей.

  42. Логические проблемы норм, права и этики.


^ 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино-и телефильмов).

Программы пакета Microsoft Office; Сайт научной библиотеки КузГТУ http://elib.kuzstu.ru/ с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных.


^ 5. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты) – не предусмотрены.


6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)

Для проведения тестирования в ГУ КузГТУ имеются компьютерные классы. Кафедра располагает проекционной аппаратурой для чтения или демонстрации лекций и слайдов.


7. Литература

7.1. Основная

  1. Асмус, В. Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль / В. Ф. Асмус. – М. : ЛКИ, 2007. – 240 c/

  2. Ивин, А. А. Логика: учебник для вузов / А. А. Ивин. – 2-е изд. перераб и доп. – М. : ЛКИ, 2007. – 288 с.

  3. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М. : Академический проект, 2007. – 712 с.


7.2. Дополнительная

  1. Войшвилло, Е. К. Логика: учеб. для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 1998.

  2. Грядовой, Д. И. Логика [Текст] : структурированный учебник / Д. И. Грядовой - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2003. - 271 с.

  3. Грязнов, А. Ф. Аналитическая философия / А. Ф. Грязнов. – М. : Высш. шк., 2006. – 375 с.

  4. Гусев, Д. А. Логика: учеб. пособие для вузов / Д. А. Гусев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 270 с.

  5. Демидов, И. В. Логика / И. В. Демидов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : 2006. – 348 с.

  6. Дмитревская, И. В. Логика: учеб. пособие / И. В. Дмитриевская. – М. : Флинта, 2006. – 384 с.

  7. Ивлев, Ю. В. Логика: учеб. для высших учебных заведений / Ю. В. Ивлев. – 2-е изд. перераб и доп. – М. : Логос, 1997. – 272 с.

  8. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2004. – 288 с.

  9. Логика: учеб. пособие / под ред. А. Д. Спирина. – Кемерово : Изд-во ГУ КузГТУ, 2003. – 90 с.

  10. Малыхина, Г. И. Логика: учеб. пособие / Г. И. Малыхина. – 3-е изд., испр. – Мн.: Высш. шк., 2005. – 240 с.

  11. Светлов, В. А. Современная логика. учеб. пособие / В. А. Светлов. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.



Скачать 157.55 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты