Домой

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования теория аргументации и гуманитарные исследования по научной специальности 09. 00. 11 Социальная философия




Скачать 191.12 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования теория аргументации и гуманитарные исследования по научной специальности 09. 00. 11 Социальная философия
Дата12.02.2013
Размер191.12 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рассмотрена и одобрена
Рабочая программа учебной дисциплины
Форма обучения очная/заочная
Форма обучения
Аудиторные занятия
Аудиторные занятия
Содержание учебной дисциплины
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: Основная литература
Дополнительная литература
Интернет ресурсы
Подобные работы:


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных наук



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом АГПА

протокол № ___ от «___» _______20__ года






^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.филос.наук, проф.

_____________В.И. Гамов





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Теория аргументации и гуманитарные исследования


по научной специальности 09.00.11 – Социальная философия


^ Форма обучения очная/заочная


Составители:

д.филос.н., проф. В.И. Гамов

д.филос.н., проф. А.Д. Похилько


Армавир

2012 г.


АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины


Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя и преподавателя;

углубленное изучение основ логики, её законов и принципов аргументации, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

оказание помощи аспирантам и соискателям в построении логичной структуры диссертации, способности давать определение понятий;

выявляя специфику теории аргументации в гуманитарных исследованиях, научить аспирантов осознанным приемам аргументации в социогуманитарной сфере, показать типичные ситуации аргументативного процесса в гуманитарных науках.

Задачи курса:

дать представление об истории и современном состоянии теоретической логики;

ознакомить с основами практической логики для гуманитария;

дать аспиранту основы теории аргументации в гуманитарной сфере;

научить аспиранта применять знание логики и аргументологии в области гуманитарных наук.


Место учебной дисциплины в структуре ООП: Теория и практика аргументации относятся к курсам по выбору в системе образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Она позволяет глубже понять специфику мышления в гуманитарной сфере. Аспирант получает возможность совершенствовать интеллектуальный инструментарий для адекватной оценки проблемных ситуаций в науке и принятия самостоятельных творческих решений по их разрешению.


Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности аргументативного процесса а гуманитарной сфере;

        • основы логии и теории аргументации;

        • содержание основных понятий: «термин», «суждение», «умозаключение»;

        • термины: «вопрос», «аргументация», «спор», «дискуссия», доказательство», «опровержение»;

        • суть логических операций определения и деления понятий;

        • правила и типичные ошибки, возникающие в дефинициях;

        • риторические приемы.


Уметь:

        • применять знание логики и аргументологии в области гуманитарных наук;

        • анализировать проблемные ситуации;

        • практически разрешать проблемные ситуации;

        • аргументировать свою позицию в ходе научной дискуссии.


Владеть:

        • навыками аргументации в академической сфере;

        • основами искусства спора;

        • основами публичного выступления.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётных единиц (72 часа)

Основные разделы учебной дисциплины:

Раздел 1. Введение в практическую логику аргументации

Раздел 2. Понятие

Раздел 3 Суждение

Раздел 4 Умозаключение

Раздел 5 Доказательство и опровержение


Авторы РПУД: Гамов В.И., доктор философских наук, профессор

Похилько А.Д., доктор философских наук, профессор

Структура

рабочей программы учебной дисциплины


1. Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного и правильно мыслящего исследователя и преподавателя;

углубленное изучение основ логики, её законов и принципов аргументации, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

оказание помощи аспирантам и соискателям в построении логичной структуры диссертации, способности давать определение понятий;

выявляя специфику теории аргументации в гуманитарных исследованиях, научить аспирантов осознанным приемам аргументации в социогуманитарной сфере, показать типичные ситуации аргументативного процесса в гуманитарных науках.

Задачи курса:

дать представление об истории и современном состоянии теоретической логики;

ознакомить с основами практической логики для гуманитария;

дать аспиранту основы теории аргументации в гуманитарной сфере;

научить аспиранта применять знание логики и аргументологии в области гуманитарных наук.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Теория и практика аргументации относится к курсам по выбору в системе образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Она позволяет глубже понять специфику мышления в гуманитарной сфере. Аспирант получает возможность совершенствовать интеллектуальный инструментарий для адекватной оценки проблемных ситуаций в науке и принятия самостоятельных творческих решений по их разрешению.


3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности аргументативного процесса а гуманитарной сфере;

        • основы логии и теории аргументации;

        • содержание основных понятий: «термин», «суждение», «умозаключение»;

        • термины: «вопрос», «аргументация», «спор», «дискуссия», «доказательство», «опровержение»;

        • суть логических операций определения и деления понятий;

        • правила и типичные ошибки, возникающие в дефинициях;

        • риторические приемы.


Уметь:

        • применять знание логики и аргументологии в области гуманитарных наук;

        • анализировать проблемные ситуации;

        • практически разрешать проблемные ситуации;

        • аргументировать свою позицию в ходе научной дискуссии.


Владеть:

        • навыками аргументации в академической сфере;

        • основами искусства спора;

        • основами публичного выступления.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа)



^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1




72

18

18

-

-

54

зачет

Заочная

2




72

4

4







68

зачет



5. Структура и содержание учебной дисциплины:

очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Введение в практическую логику аргументации

24

6







18

Зачет

2.

Логические операции в аргументации

48

12







36




ИТОГО:

72

18







54






заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Введение в практическую логику аргументации

36

2







34

Зачет

2.

Логические операции в аргументации

36

2







34




ИТОГО:

72

4







68






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)

Очная/заочная форма обучения

п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




Раздел 1. Введение в практическую логику аргументации

24/2

6




18/36




1.

Тема 1. Введение. Предмет аргументации.

2/







6/12







Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логической формы. Основные законы логики. Особенности применения закона в аргументативной деятельности педагога.

Понятие проблемной ситуации и ее разрешения.













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

2.

Тема 2. Определение понятия в гуманитарных науках.

2/1







6/12







Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, деление, определение. Характеристика логических операций и особенности их применения в мыслительном процессе.

Обобщение и ограничение понятии. Правила и пределы обобщения и ограничения.

Определение понятий. Правила и виды определения понятий. Определения номинальные и реальные, явные и неявные, генетические, через родовое понятие и видовое отличие. Контекстуальное и остенсивное определение. Ошибки, возможные при определении понятий. Приемы и операции, сходные с определением: характеристика, описание, сравнение.













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

3.

Тема 3. Деление понятия и классификация

2/1







6/12







Деление понятий: сущность деления. Элементы деления понятия: делимое понятие, члены деления, основание деления. Виды деления: дихотомическое и по видоизменению признака. Правила деления понятий. Основные ошибки, возможные при делении понятий. Классификация и основные операции с классами. Графическое изображение операций с классами.













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование




Раздел 2. Логические операции в аргументации

12/2







36/34




4

Тема 4. Суждение и его формализация

2/







6/6







Условия истинности простых суждений. Суждения сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Определение отношений между сравнимыми суждениями по логическому квадрату. Условия истинности сложным суждений. Таблицы истинности сложный суждений. Сопоставление суждений в дискуссиях. Сложные суждения и толкование норм. Модальность суждений. Понятие и виды модальности. Алетическая модальность и модальные операторы. Логическая и фактическая модальность. Необходимость-случайность, возможность-невозможность. Деонтическая модальность и модальные операторы. Деонтические требования к нормативно-правовым системам. Эпистемическая модальность и модальные операторы. Типы эпистемических суждений. Суждения достоверные и проблематичные.













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

5

Тема 5. Вопрос правила постановки и ответов

4/1







6/4







Логика вопросов и ответов. Вопрос, предпосылка вопроса. Основания деления вопросов на виды. Семантика вопросов. Функции вопросов. Структура вопросов. Степень отношения вопросов к обсуждаемой теме. Ответ: определение. Область поиска ответов. Виды ответов. Деление ответов по семантическому статусу, по области их поиска, по грамматической форме, по объему представленной в ответе информации, по степени определенности (точности).













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

6

Тема 6. Правила простых умозаключений.

2/







6/6







Определение умозаключения как формы мышления. Общая структура умозаключений: состав опосредованных и непосредственных умозаключений. Виды умозаключений и основания деления умозаключений на виды. Демонстративные и недемонстративные; дедуктивные, индуктивные и аналогичные; опосредованные и непосредственные. Виды дедуктивных умозаключений. Преобразование непосредственных умозаключений: обращение, превращение, противопоставление предикату, умозаключения по логическому квадрату. Простой категорический силлогизм: определение, состав. Аксиома силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма: правила терминов и правила посылок. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Особые правила фигур и их познавательное значение. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями. Умозаключение из суждений с отношениями.














Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

7

Сложные умозаключения

2/







6/6







Дедуктивные умозаключения со сложными суждениями. Индуктивные умозаключения: определение и виды. Статистические обобщения как вид индуктивных умозаключений.

Умозаключения по аналогии: определение.













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

8

Тема 8. Логические основы аргументации.

2/1







6/6







Понятие аргументации. Внелогические факторы аргументативного процесса. Цель аргументативного процесса. Определение и виды убеждений. Стихийные и сознательно формируемые убеждения. Доказательство: определение, структура, субъекты. Определение тезиса, аргументов (доводов) и демонстрации. Виды аргументов, используемых при доказательстве. Аргументативная ценность доводов различных видов. Способы аргументации: обоснование и критика. Понятие обоснования и его виды. Прямое и косвенное обоснование. Виды прямого обоснования: дедуктивное, индуктивное и аналогичное. Косвенное обоснование: апагогическое и разделительное. Схемы апагогического и разделительного косвенного обоснования. Оценка уровня убеждающего воздействия различных видов обоснования. Понятие критики. Основания деления критики на виды. Критика явная и неявная, деструктивная, конструктивная и смешанная. Критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. "Сведение к абсурду"













Конспект, решение задач, выступление с пробной речью, собеседование

9

Практика дискуссии и публичного выступления в академической сфере

2







6/6







Правила и ошибки в процессе аргументации. Правила по отношению к тезису. Ошибки по отношению к тезису: потеря и подмена тезиса, "аргумент к личности", "логическая диверсия". Правила по отношению к аргументам. Ошибки по отношению к аргументам: основное заблуждение, самоубийственный довод, предвосхищение основания, круг в демонстрации. Правила и ошибки демонстрации. Правила дедуктивного, индуктивного и аналогичного способа прямой аргументации. Понятие логической ошибки. Софизм и паралогизм. Ошибки мнимого следования. Типичные случаи нарушения демонстрации.













Конспект, решение задач, выступление с пробной устной речью.

Собеседование.




Итого: 74 часа

18







54






^

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:




Основная литература:





  1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Философия". М.: Логос, 2007.

  2. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки ВПО 030100 "Философия" и 030200 "Политология". – М.: Форум, 2007.

  3. Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2007..

  4. Еемерен, Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. - СПб. Васильевский остров, 1992.

  5. Кислов А.Г. Логика в гуманитарных контекстах. - Екатеринбург : ЕАСИ, 2009.

  6. Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  7. Трудные времена философии. Юрий Александрович Петров: борьба против профанации методологии науки, отстаивание философской логики. - М.: Либроком, 2009.

  8. Уэстон Э. Аргументация : десять уроков для начинающих авторов. - М.: Флинта: Наука, 2008.
^

Дополнительная литература





  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

  2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

  3. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М., 2007

  4. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров АЛ. Краткий словарь по логике. М., 1991.

  5. Зегет В. Элементарная логика. М., 1995.

  6. Иванов Е.А. Логика. М., 2007

  7. Ивин А.А. Практическая логика: М., 2002

  8. Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996

  9. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1977.

  10. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н. И. Упражнения по логике. М., 1997.

  11. Кириллов В.И.. Старченко А.А. Логика. М., 1998.

  12. Кузина Е.Б. Практическая логика: Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М.:, 1996

  13. Логика. Логика и риторика. Хрестоматия. М., 1997.

  14. Логика. Логические основы общения. Хрестоматия. М., 1994.

  15. Никифоров АЛ. Книга по логике. М., 1995.

  16. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.

  17. Петров Ю.А. Практическая методология / Петров Ю. А., Захаров А. А. М., 1999

  18. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПБ., 1996.

  19. Рузавин Г.И. Логика и аргументация.- М., 1997.

  20. Светлов В.А. Практическая логика. СПб., 2003



7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Учебная база, методический кабинет, наличие научной, учебно-методической литературы по дисциплине.
^

Интернет ресурсы:


  1. Ивин А.А. Логика.учебник для гуманитарных факультетов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 // http://psylib.ukrweb.net/books/ivina01/index.htm

  2. Аргументация и логика // http://psylib.ukrweb.net/books/ivina01/txt13.htm

  3. Аргументация // http://ctraxi.ru/pyblihnie%203.html

  4. Аргументация, интерпретация, риторика: электронный журнал // http://argumentation.ru/

  5. Лапотько А.Г. Риторическая аргументация. – Воронеж, 2002 // http://www.allbest.ru/ или http://otherreferats.allbest.ru/languages/00143063_0.html



Вопросы к зачету:

  1. Основные законы логики их значение для аргументации.

  2. Правила и виды определения понятий.

  3. Ошибки, возможные при определении понятий.

  4. Приемы и операции, сходные с определением: характеристика, описание, сравнение.

  5. Деление понятий: сущность деления.

  6. Элементы деления понятия: делимое понятие, члены деления, основание деления.

  7. Виды деления: дихотомическое и по видоизменению признака.

  8. Правила деления понятий.

  9. Основные ошибки, возможные при делении понятий.

  10. Логические связки и их выражение в естественном языке. Таблицы истинности.

  11. Логичность вопросно-ответного мышления и ее практическое значение.

  12. Правила категорического силлогизма.

  13. Выводы логики высказываний.

  14. Вероятностные рассуждения.

  15. Основные правила и типичные ошибки в доказательствах и опровержениях.

  16. Виды и правила спора.

  17. Особенности научной дискуссии.

Скачать 191.12 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты