Домой

Кудрявцева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории п. Судиславль пояснительная записка




Скачать 419.26 Kb.
НазваниеКудрявцева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории п. Судиславль пояснительная записка
Дата12.02.2013
Размер419.26 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Структура документа
Общая характеристика учебного предмета
Цели воспитание
Оканчивая 7 класс, учащиеся должны овладеть общеучебными знаниями и умениями
Русские писатели 40-х и 60-х годов xix века
Жанр короткого рассказа
Русская литература xx века.горький м.
Русские писатели xx века
Зарубежная литература
Календарно-тематическое планирование
Должны знать
Черты характера Ильи Муромца.
Древнерусская литература
Из русской литературы xviii века
Русские писатели xix века. взгляд на прошлое.
Анализ эпизода
Русские писатели 40-х и 60-х годов xix века
Дети и взрослые
Жанр короткого рассказа
Край ты мой, родимый край…
...
Полное содержание
Подобные работы:


МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 7 классе

базовый уровень

2011-2012учебный год


Учитель: Кудрявцева Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей категории


п.Судиславль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное тематическое планирование составлено на основе программы по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной, учебника-хрестоматии «Литература.

7 класс» (автор-составитель В.Я. Коровина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Примерная программа выполняет 2 основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

^ Структура документа

Тематическое планирование включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 7 класса. Количество часов – 68.

^ Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание рецензий на произведения;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

^ Цели

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Оканчивая 7 класс, учащиеся должны овладеть общеучебными знаниями и умениями:

  • отличать художественную литературу от научно-популярной, письменную от УНТ;

  • знать и уметь применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения

  • понятия, связанные с изучением стихотворной речи;

  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведений;

  • определять тему и нравственные проблемы произведения;

  • выделять эпизод и определять его связь с другими событиями;

  • характеризовать героя произведения на основе его поступков;

  • сопоставлять героев;

  • выявлять роль изобразительно-выразительных средств;

  • определять принадлежность произведений к одному из родов и жанров;

  • пользоваться справочными материалами, словарями и т.п.

  • читать наизусть произведения (фрагменты), указанные учителем;

  • пересказывать устно и письменно (изложение) эпические произведения (фрагменты);

  • составлять простой и сложный план;

  • давать устный и письменный развернутый ответ на вопрос;

  • писать сочинение по литературным произведениям (норма 4 сочинения, из них 2 в классе);

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, выражая свое отношение к героям и событиям



Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 - -М.: Просвещение, 2008.

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Coст. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.

  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М. Просвещение, 2004.

  6. Русский фольклор: Словарь - справочник/ Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.

  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.

  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. - М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс. - М.: ВАКО 2002.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - Щ Дрофа, 2007.

  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.

  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвеще­ние, 2001.

  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005

  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

Рабочее место учителя:


оборудование:

  1. персональный компьютер; 2. проектор; 3. фонохрестоматия к учебнику литературы 7 класса

Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1




Устное народное творчество

5




Древнерусская литература

3

1 Домашнее сочинение

Русская литература ХVIII века

2




Из русской литературы I половины ХIХ века

18

1 Контрольное сочинение

1 Домашнее сочинение

^ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 40-Х И 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

6




ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

4




^ ЖАНР КОРОТКОГО РАССКАЗА

2




КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…

2




^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.ГОРЬКИЙ М.

3

1 Контрольное сочинение

БОЛЬ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ. ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ

3




^ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XX ВЕКА

7




ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

3




Из литературы народов России.

1




^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4




Итоговый урок

1




Резервные уроки

3




Итого

68

4



^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




ТЕМА

ЧА

СЫ

^ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

ПОВТОРЕНИЕ

СЛОВАР

НАЯ РАБОТА

КОНТ

РОЛЬ

СРОК

ИКТ

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.

Выразительное чтение, объяснение смысла пословиц, отзыв о прочитанном произведении



















2

Предания как поэтическая биография народа

1

Определение понятия «предание»

Пересказывать текст предания, объяснять особенности жанра
















3

"Поэтическая сила" былины. Былина "Вольга и Микула Селянинович"

1

Особенности построения сюжета былины и обрисовка героев в былине, их роль в раскрытии идеи произведения. Художественный строй, ритм, строение стиха былины

Выразительное чтение былины

Сказка и миф, общее с былиной и отличия в содержа

нии и идее

Нравствен

ные ценности, понятие о личности, о чувстве собствен

ного достоинства










4

Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств

1

Понятие об эпическом герое. Проблематика былины

Анализировать содержание, знать значение слов: оратай, присошечек, обжи и др. Составлять характеристику героя




Понятие о смысле жизни, народных нравственных ценностях







Диск «Шедевры русской живописи»

5

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей- разбойник». ^ Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» - карело-финский миф-кий эпос).




Особенности былин Киевского цикла и Новгородского цикла

самостоятельно

проводить исследование

художественного

своеобразия былин
















6

Народная мудрость пословиц и поговорок

1

Понятие о пословице и поговорке, меткость и точность их языка, их краткость и выразительность, прямой и переносный смысл

Составлять план статьи учебника, устный пересказ

Фольклор, жанр, система фольклорных жанров










Презен

тация «Пословицы и поговорки»

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

7.

"Поучение" Владимира Мономаха". Образ выдающегося общественного деятеля в ДРЛ

1

Понятие о фольклорных традициях в литературе, особенности повествования в жанре «слова»

Выяснять актуальность "поучений" для наших дней. Правила повествования в жанре «слова»




Поучение, слово







Диск «ДРЛ: литература и искусство»

8.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских". (История литературного памятника)

1

Черты канонической литературы в «Поучении», художественная функция правил повествования в раскрытии образа главного героя, канонические черты «Повести…» как житийного жанра

Составлять "Поучения" другу, брату, сестре. Рецензировать.





Каноническая литература, художественная функция, повес-ние, рассуждение, житийный жанр, духовный







9

Подготовка к сочинению «Нравственный облик человека в ДРЛ»

1

Подбирать материал к сочинению

Формирование умений писать сочинения (объем не менее 1,5 страниц). Цитирование.




Нравственные ценности

Сочинение по теме (дом)







^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

10.

1

М.В. Ломоносов - поэт, гениальный учёный и общественный деятель.

Знакомство с литературным творчеством М.В. Ломоносова

1

Художественные средства, помогающие выразить главную мысль в каждом из произведений наиболее ёмко и полно."К статуе Петра Великого", отрывок из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"

Выразительное чтение произведений, отнесение произведений к определенному штилю, чтение наизусть

Понятие о рифме

Сатира, ода, эпиграмма, штиль, филология, уязвить, зрак и др.

Чтение наизусть







11

Державин - гражданин и Державин - поэт. Знакомство с поэзией Державина

1

Понимание Державиным назначения поэзии в служении истине, изменения в содержании и языке поэзии Державина

Видеть особенности поэтической речи Державина

Особенности поэзии М.В.Ло

моносова

Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх










^ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА. ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ.

12

"В творческой лаборатории А.С. Пушкина» Интерес Пушкина к истории Росси в поэме «Полтава» (отрывок).

1

Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Интерес Пушкина к истории Росси в поэме «Полтава» (отрывок). Понятие о лирике, лирическом герое, поэме

Выразительное чтение отрывка. Беседа с элементами анализа. Умение работать с литературоведческим словарем




Эпитет, метафора, олицетворение










13

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Последствия деяний Петра I

1

историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы


Определять отношение автора к героям.

воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок




Экспозиция, высокий слог, божественное провидение










14

А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

1

Понятие о балладе, роль жанра, использование фольклорный и литературных традиций в изображении героев и событий







Вещий, сеча, хозары, броня, отроки, бранное поле, тризна

Комментированное чтение







15

А.С. Пушкин - драматург. "Борис Годунов" (отрывок). Образ летописца

1

Трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина

Чтение в лицах сцены в Чудовом монастыре.

История России времен Годунова

Трагедия совести, своеволие










16-17

1. А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека»

2. Дуня и Минский. ^ Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

2

содержание повести А.С. Пушкина, понятие «образ маленького человека» в русской литературе

воспринимать и анализировать

текст, объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль детали в описании жилища станционного смотрителя), роль автора и рассказчика в повести
















18

"Благородный голос М.Ю. Лермонтова." Лирика Лермонтова

1

Основные биографические сведения о поэте, лирика как род литературы, стихотворение. "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива...", «Ангел»

Составлять план статьи, выборочный пересказ, работать со справочными материалами

Выразительное чтение стихотворений

Роды лит-ры, жанры лирики, стихотво

рение

Преемник, гениальный, кумир, дворянская честь, великосветская жизнь

Определение терминов наиз

Чтение наизусть







19-22

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"


4

Авторское отношение к изображаемому.

Устное высказывание

Поэма, фольк-ные традиции в лит-ре.

Антитеза

Опричник, гой еси, стольник, аргамак, отороченный, яхонт и др.

Домашнее сочинение







23

Н.В.Гоголь. Страницы биографии

1

Основные биографические сведения о писателе

Работать со статьей учебника
















24-29

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба".

6

Освободительное движение на Украине в 16-17 веках. Содержание повести. Образы героев. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей в борьбе за родную землю. Иллюстраторов повести "Тарас Бульба"

Выделение элементов сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Составление рассказа по иллюстрации И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану." Художественный пересказ

Литературные роды. Повесть

Свитки, ляхи, бурса, светлица, зеница, горелка и др.,

Контрольное сочинение


Чтение наиз







^ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ 40-Х И 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

30

"Вся моя биография в моих сочинениях..." Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ "Бирюк". Художественные особенности рассказа.

1

Основные биографические сведения о писателе. Художественные особенности рассказа.

Чтение эпизодов в лицах, устное рисование.

Маст-тво пейзажной живописи













31

Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Мир и человек в стихотворениях и прозе Тургенева

1

Понятие "стихотворения в прозе". Особенности жанра.

Выразительное чтение стихотворений

Эпитет, сравнение

Риторическое восклицание, патриотичес

кий пафос

Чтение наизь







32

Некрасов Н.А. О поэте. «Еду ли ночью по улице темной», «В больнице», «Размышления у парадного подъезда»

1

Особенности лирики поэта. Темы стих-рений. Содержание стих-ний. Сюжетность лирики. Антитеза как основной художественный приём, раскрывающий идейное содержание стих-ния. Сатира. История создания стих-ний.


Выразительное чтение стихотворений. Следить за развитием темы по тексту.

Прототипов вельможи. (М.Н. Муравьёв, министр госимуществ, жестокий палач и граф А.И. Чернышев, член комиссии по делу декабристов

Антитеза

Убогий, пилигрим, лепта, патетика, шелкоперы, идиллия, Аркадия

Чтение наиз







33

Некрасов Н.А. «Русские женщины» Историческая основа поэмы. Тема подвига русских женщин. 2 часть

1

Историческая основа поэмы "Русские женщины". Поэма, сюжет, композиция и её художественная роль. Герой литературного произведения. Драма как род литературы, монолог, диалог, приемы раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении

Анализировать речь действующих лиц.




Вирши, деспотизм, демократизм, психология подвига, Сенатская площадь, клеймо, варнак, ханжество и др.










34

А.К.Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Факты жизни и творческой деятельности Толстого А.К., жанровое своеобразие исторических баллад

Анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведении, композиции баллад

Баллада













35

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки "Для детей изрядного возраста". "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

1

Основные биографические сведения о писателе. Сатирическая сказка, гротеск. Сатира и юмор в "Повести..."


Определять жанр произведений писателя. Находить в сказках применение аллегории, гиперболы, фантастики

Повесть, сказка, басня – жанровые особ-сти, аллегория, гипербола, фант-ика

Оказия, регистратура, каллиграфия

Ответ на вопрос







^ ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

36-37

Лев Николаевич Толстой. "Детство". Главы

2

О жизни писателя в Ясной Поляне. Слово о трилогии Толстого. Автобиографическая повесть.Чтение и пересказ интересных фрагментов из глав "Классы", "Наталья Савишна". Взаимоотношения детей и взрослых. Самоанализ и самооценка персонажа

Работать с материалами учебника-хрестоматии. Понятии: жизненный материал и художественный сюжет. Работать с толковым словарем




Благодар

ность, сочувствие, самопожертвование, преданность










38-39

Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя."Цифры". "Лапти"


2

Основные биографические сведения о писателе. Содержание рассказов «Цифры», «Лапти». Психологический рассказ. Особенности языка и построения рассказов

Работать с биографическими материалами учебника, составлять план. Пересказ-анализ. Сопоставление героев

Герой-повество

ватель. Роль пейзажа

Привязан

ность, уроки жизни, самоотверженный, самопожертвование

Чтение наизусть







^ ЖАНР КОРОТКОГО РАССКАЗА

40-41

Антон Павлович Чехов - писатель и человек. Рассказ "Хамелеон". Живая картина нравов. "Злоумышленник"

2

Основные биографические сведения о писателе. Говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали. Мастерство Чехова-художника

Художественно пересказывать прочитанные рассказы А.П. Чехова. Давать характеристику действующих лиц рассказов. Ролевое чтение рассказа

Характеристика литературного героя

Хамелеонствоневежество, человеческое достоинство

Составление кадров для к/ф




18.02

22.02

^ КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…

42

Поэзия Бунина, Жуковского, А.Толстого

1

Анализ лирического стихотворения

Выразительное чтение стихотворений

Эпитет, метафора, олицетво

рение

Кроткий, благовест, благостный, каяться

Чтение наизусть




24.02

43

Зачет по лирике

1

Особенности лирического рода поэзии. Особенности тематики и поэтического языка пейзажной лирики. Содержание лирических переживаний.

Анализировать лирические стихотворения













26.02

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

44-46

Встреча с Максимом Горьким. Автобиографическая повесть "Детство" (главы из повести)

3

Основные биографические сведения о писателе. Автобиографический характер повести

Художественный пересказ эпизодов. Характеристика литературного героя по плану характеристики

Повесть. Эпитет




Контрольное сочинение




1.03

3.03

5.03

^ БОЛЬ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ. ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ

47

Леонид Андреев "Кусака"

1

Формирования отношения к событиям и героям рассказа

Составлять цитатный план. Написание отзыва

Цитатный план

Одиночество, жестокость, сострадание

Напи

сать отзыв




10.03

548

Платонов А.П. «Юшка», «Неизвестный цветок»


1

Эстетические и нравственно-экологичские проблемы, поднятые писателем в рассказе.

читать платоновские

рассказы, видеть их красоту, воспринимать чувства, передаваемые автором

Рассказ, антитеза













49

Фёдор Александрович Абрамов. "О чём плачут лошади"

1

основные сведения о жизни

Абрамова Ф.А., познакомиться в

произведениях художественной

литературы с проблемой экологической

защиты человека

составлять план

рассказа, готовить краткий,

выборочный, художественный

пересказы
















^ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XX ВЕКА

50-51

Ранние стихотворения Маяковского. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям»

2

Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества. Метафора, «лесенка», «крылатые слова» (афоризмы). Роль поэзии в жизни людей

Наблюдения над композицией, над его образной системой, над языком (выразительная роль гипербол, омонимов, слов-неологизмов). Ритм и рифма. Лексический анализ стихотворения

Лиричес

кое стихотворение

Взорим (от слова заря), занежен, вспоём, донце и др










52

Твардовский А.Т. Лирика

1

Личность и судьба писателя. Тематика пейзажной лирики

выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое стихотворение




Биография, автобиог-ия, честолюбие

Чтение наизусть







53

Час мужества. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.

1

Особенность поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью

выразительно читать стихотворения патриотической напрвленности







Чтение наизусть







54

Е.Н.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». (Обучение целостному анализу произведения)

1

Основные сведения о жизни

Носова Е.И

составлять план

рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный

пересказ.

План










Ответы на вопросы на основе компьютерной презентации как элементы анализа произведения

55

Е.Н.Носов. «Живое пламя»

1

Содержание рассказа

Анализировать текст х/п
















56

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах.

1

Сведения об авторе и его произведения, авторскую позицию в оценке героев.


Видеть смешное и грустное в произведении
















^ ТИХАЯ МОЯ РОДИНА

57

Юрий Павлович Казаков. Рассказ "Тихое утро"

1

Сведения о жизни и литературной деятельности Ю.П.Казакова. Психологизм произведения. Нравственный выбор героя героя и его мотив

Сравнение поведения героев

Рассказ

Призвание, одержимость музыкой, виртуоз, дирижер










58

Человек и природа в стихотворениях С. Есенина, А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

1

основные средства

художественной выразительности


Анализировать лирическое стихотворение

Лирика, эпитет, метафора, сравнение










Прослушивание песен на стихи Рубцова

59

Лихачев Д.С. «Земля родная»

1

Публицистика, публицистическое произведение

Находить черты публицистики в произведении




Духовные ценности










^ Из литературы народов России.

60

Лирика Расула Гамзатова. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».

1

факты жизни и творческой биографии поэта. План анализа поэтического произведения

выразительно читать стихотворения, анализировать лирический текст.
















^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

61


Лирика. Р.Бернс. Байрон -

«властитель дум целого поколения». Судьба и творчество гениального поэта

1

Образ-настроение, образ-представление. «Властитель дум», вольнолюбивая поэзия, бунтарство

Выразительное чтение стихотворений

Антитеза, метафора

Честь, достоинство, гений, тирания, бунтарь, гуманистический пафос

Чтение наиз







62

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

историю возникновения жанра, представителей жанра и их творчество.

Видеть лирические переживания через предметный мир.
















63

Рассказ ОТенри "Дары волхвов".

1

Личность и судьба писателей. Усвоение содержания рассказов

Художественный пересказ рассказа от лица разных героев.
















64

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Зеленое утро». «Каникулы»

1

факты жизненного и творческого пути автора, темы творчества, понятие «фантастический рассказ».



















65

Итоговый урок

1

Рекомендации книг для чтения летом.

















66-68

Резервные уроки

3





















^

НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ


ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

^ Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Ббалл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

^ Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

^

Нормы оценки сочинений


В настоящее время действуют нормы оценки сочинений, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике «Программы средней общеобразовательной школы. Литература» (М., 1988) в разделе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся». Дополнительных норм для оценки медальных работ не существует.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

^ Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.



Скачать 419.26 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты