Домой

Консультация №1 Как выбрать тему исследования




Скачать 263.11 Kb.
НазваниеКонсультация №1 Как выбрать тему исследования
Дата11.02.2013
Размер263.11 Kb.
ТипИсследование
Содержание
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы
Что такое гипотеза
Примеры гипотез
Цель исследования
Упражнения в умении формулировать цель и задачи исследования
Какой окрас имеют лисы?
План исследования
Спросить у других людей
Познакомиться с кино и телефильмами по теме исследования
Обратиться к компьютеру
Провести эксперимент
Выделить из текста основные понятия и дать им определения
Разъяснение посредством примера
Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы
Ранжировать основные идеи
Предложить сравнения
Сделать выводы и умозаключения
Указать возможные пути дальнейшего изучения
Подготовиться к ответам на вопросы
...
Полное содержание
Подобные работы:

Приложение 5

Консультация №1

Как выбрать тему исследования


Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она подскажет, как сформулировать тему исследования.


Как выявить проблемы

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача исследователя найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности противоречия там, где другим все кажется привычным и ясным. Самый простой способ развивать у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.


^ Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

  • Продолжи незаконченный рассказ;

«В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев …»

«В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и …»

  • Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, школьного врача, Мишиного друга, Мишиной сестры, бабушки…;

«Второй класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дисками с новыми игровыми сюжетами. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…»

  • Расскажи, используя данную концовку;

«… прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; … и зайчонок мирно заснул на руках у Тани»

  • Составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что ты на какое то время превратился в цветок на лугу, в камешек на дороге, дневник в портфеле и др.);

  • Опишите один день воображаемой вами жизни;

  • Определи сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного использования, но при этом реального, например, кирпича, газеты, кусочка мела и др.);

  • Назови как можно больше признаков предмета (например, стола, самолета, школы, книги и др.);

  • Наблюдение очевидного;

  • Ребенку предлагается рассмотреть хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту;

  • Тема одна – сюжетов много;

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; первоклассников идущих в школу; дождь, и многое другое.


Какими могут быть темы исследования



Правила выбора темы

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

  • Зная проблему тебе, легче будет определить тему;

  • Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным;

  • Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.


Если не можешь выбрать тему, задай себе вопросы и ответь на них

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?

  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?


Тренировочные задания

Для того чтобы дети смогли определиться с темой им можно предложить карточки с различными тематическими картинками – темами будущих исследований. Карточки лучше прикрепить к доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы. Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное. Это будет возможно, если предмет исследования позволяет применить большую часть методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, использование методик исследования и др.). Например, при выборе темы «Поведение кита» или «Кто построил пирамиды» мы не будем иметь возможности провести наблюдение или собственный эксперимент. Поэтому ориентировать детей надо на темы, которые можно исследовать максимально широко.


Консультация №2

Гипотеза исследования


^ Что такое гипотеза

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез - предположений по теме твоего исследования.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим …

  • Допустим …

  • Возможно …

  • Что, если …

Гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.


Упражнения в умении вырабатывать гипотезы

  • Подумаем вместе;

Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему летом снег в горах не тает? Почему дети любят играть в компьютерные игры? Почему Луна не падает на Землю? Почему самолет оставляет след в небе?

  • Найдите возможную причину события;

Пожарный вертолет весь вечер кружил над лесом; Друзья поссорились; Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу; Дети отправились на реку; Миша весь вечер провел дома; Трава во дворе пожелтела;

  • Что произойдет если…;

… воробьи станут размером с больших орлов? …слоны станут меньше кошек? …на Земле останутся только дети? …на планете не останется пресной воды? …круглые сутки будет идти дождь? … не станет электричества?

  • При каких условиях каждый предмет будет очень полезным;

Письменный стол, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолет, букет ромашек, охотничья собака;


^ Примеры гипотез

Почему цыплята желтые?

Предположим потому что они загорели на солнышке.

Допустим, что они любят апельсины.

Возможно потому что они долго не вылуплялись.

Что если они вовсе не желтые.


Консультация №3


Цель и задачи исследования


^ Цель исследования

Определить цель исследования – значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель – это конечный результат, который хотелось бы достичь исследователю.

Чаще всего она формулируется словами:

  • Выявить

  • Разработать

  • Уточнить

  • Обосновать

Цель – это идеальное видение результата.


Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Вопросы

Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса.


Упражнения в умении задавать вопросы

  • Показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы;

  • Какие вопросы помогут узнать новое, о предмете лежащем на столе?

  • Найди загаданное слово;

Дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?»;

  • Вопросы незнакомца;

Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (взрослым, маленьким ребенком). Как ты думаешь, какие вопросы он тебе задаст в первую очередь?

  • Вопросы домашних животных;

Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные?


^ Упражнения в умении формулировать цель и задачи исследования

  • Учащимся предлагается ряд проблемных вопросов для решения, которых необходимо сформулировать цель и продумать ряд задач для достижения цели;

^ Какой окрас имеют лисы?

Цель: изучение окраса лис.

Задачи:

выяснить каков окрас лис разных видов;

выяснить, как меняется окрас лис в зависимости от времени года;

узнать зависит ли окрас лис от среды обитания;


Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа похожие на дракона? Почему космонавт надевает в космосе скафандр? Почему главную площадь страны называют Красной?


Консультация №4


Организация исследования

^ План исследования


Методы исследования

Задача исследователя получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Существует много способов добычи информации – «методов исследования». Наша задача, определить какими из них будем мы пользоваться.

Список доступных методов исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.


Тренировочные упражнения

Воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твою гипотезу.


Консультация №5

Сбор материала


Подумать самостоятельно

С этого начинается любая исследовательская работа.

Задай себе вопросы:

  • Что я знаю об этом?

  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

  • Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?


Посмотреть книги о том, что исследуешь

Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Если справочной литературы оказывается недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.


^ Спросить у других людей

Людей, с которыми можно побеседовать по теме исследования можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

Специалисты – профессионалы, неспециалисты – все остальные.


^ Познакомиться с кино и телефильмами по теме исследования

Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные и художественные. Из них можно извлечь массу полезной информации по теме твоего исследования. Посоветуйся с взрослыми, какие фильмы можно посмотреть.

^ Обратиться к компьютеру

Обширные знания по теме твоего исследования можно почерпнуть через сеть Интернет. Кроме Интернета информацию можно найти на дисках. Также с помощью компьютерных программ ты можешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.


Понаблюдать

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом – эксперименты. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки. В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения, реакцию на различные события и т.п.


^ Провести эксперимент

Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент - это значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведешь не один, а несколько экспериментов.


Консультация №6


Обобщение полученных данных


^ Выделить из текста основные понятия и дать им определения

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов, явлений. Самые важные устойчивые свойства и признаки предметов фиксируются в них.

  • ^ Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Вариант описания с использованием приема «разъяснения посредством примера». Пример из книги А.Э.Брэма «Жизнь животных».

«Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты…»

  • Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описать объект – это значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты.

Упражнение

Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом, птицу, животное…), а затем сравнить описание с описанием одноклассников и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

  • Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Упражнение

Дай характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

  • Сравнение позволяет выявить черты сходства и различия предметов.

Упражнения

Подберите сравнения для объектов: лампа, слон, автобус, арбуз, велосипед и др.

Подумайте и скажите, с кем или с чем можно сравнить:

Непослушного ребенка; маленького котенка; осеннее дерево;

Можно попробовать сочинить загадку.

  • Различение помогает установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, арбуз и мяч очень похожи, но арбуз съедобный, а мяч нет и т.п.


^ Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события

Классификация – деление предметов и явлений в зависимости от их общих существенных признаков.

Упражнения

«Четвертый лишний» Яблоко, груша, помидор, банан. Стол, лампа, кресло, шкаф.

Продолжи ряд: игрушки – мяч, кукла …; посуда – кружка, кастрюля …;


^ Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

Парадокс – мнение или утверждение, резко расходящееся или противоречащее общепринятым мнениям или наблюдениям. Парадокс – неожиданный, странный, невероятный.


^ Ранжировать основные идеи

Ранжирование – ранг, чин, звание, разряд, категория. Ранжировать идеи – значит выстроить их по степени важности, значимости: какая идея самая главная, какая на втором, третьем месте …

Упражнения

«Мозговой штурм». Предложим детям высказать свои идеи по ряду проблем и затем ранжируем по значимости. Для этого необходимо выработать критерии значимости.

В какие игры лучше играть? Какой вид транспорта самый лучший? Какой дом самый надежный? Какие растения лучше выращивать в саду? Какое животное лучше держать в доме?


^ Предложить сравнения

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.


^ Сделать выводы и умозаключения

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведет итоги. На основе проведенного исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

Упражнения

Проверь правильность утверждений.

- Все волки серые. Юкон серый. Следовательно, он волк.

- Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

- Настоящие мужчины играют в хоккей. Максим играет в хоккей. Следовательно, Максим настоящий мужчина.

- Все ученики 2 класса В любят играть в компьютерные игры. Коля Петров – любит играть в компьютерные игры. Следовательно, Коля Петров - ученик 2 класса В.


^ Указать возможные пути дальнейшего изучения

Обязательно отметь, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать в дальнейшем (по теме исследования).

Подготовить текст выступления

Текст доклада должен быть кратким и составить его лучше по следующей схеме:

  • почему избрана эта тема;

  • какой была цель исследования;

  • какие ставились задачи;

  • какие гипотезы проверялись;

  • какие использовались методы и средства исследования;

  • каким был план исследования;

  • какие результаты получены;

  • какие выводы сделаны по итогам исследования;

  • что можно исследовать в этом направлении дальше;


Подготовить схемы, чертежи, макеты, презентацию

Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать презентацией, чертежами, макетами.


^ Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы сделать это, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Обычно спрашивают, откуда получена та или иная информация, на каком основании сделан тот или иной вывод.


Консультация №7


Защита работы


Защита работы это ключевой момент конкурса исследовательских работ учащихся. Для устного доклада докладчику дается 6-8 минут. Защита работы может сопровождаться электронной презентацией в «Power Point».

В течение этого времени участник демонстрирует умение кратко и четко изложить суть своей работы.

Для публичного выступления необходимо:

  • знать свой материал и суметь донести его до слушателей;

  • заранее подготовить текст доклада, предварительно отрепетировав выступление;

  • избегать перегрузки сухими перечислениями и цифровой информацией;

  • отвечать на любые вопросы спокойно.



Приложение 6

^ Родительское собрание

«Родителям юного исследователя»

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.


Слайд 2 Учебное исследование и научное исследование

Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.


Слайд 3 Мотивация к исследовательской деятельности

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих желание и склонность заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют родители, которые лучше чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.

Каковы мотивы учащихся заниматься исследовательской работой:

  • интерес к предмету;

  • желание углубить свои знания;

  • расширить кругозор;

  • удовлетворение процессом работы;

  • получить награду на конкурсе.

Слайд 4 Основные типы творческих работ учащихся:

  • Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого трактовку поставленной проблемы.

  • Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

  • Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание, какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

  • Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Слайд 5 Этапы создания исследовательской работы:

  • предварительный этап;

  • собственные исследования;

  • заключительная часть.

Слайд 6 Предварительный этап

  • Постановка проблемы

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она подскажет, как сформулировать тему исследования.

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача исследователя найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности противоречия там, где другим все кажется привычным и ясным. Самый простой способ развивать у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

  • Составление плана работы (пути решения проблемы);

Формулировка цели исследования. Постановка задач для достижения цели.

  • Выбор методов

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

  • Изучение литературы.


Слайд 7 Собственные исследования. Сбор и обработка данных.

Слайд 8 Заключительная часть

  • Анализ результатов (сравнение полученных данных с ожидаемыми);

  • Формулировка выводов;

Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов и не подведет итоги. На основе проведенного исследования надо сделать собственные суждения о том, что исследовалось. Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

  • Поиск дальнейшего развития работы, её перспектив, выявление новых проблем.

Обязательно продумать, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать в дальнейшем (по теме исследования).


Слайд 9 Этапы написания исследовательской работы

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение.


Слайд 10 Введение

  • актуальность проблемы;

  • определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – это процесс, явление и т.д., которое исследуется, а предмет часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы предмет изменился. В предмете исследования указывается, то чему оно посвящено.

  • описание цели и задач исследования

Цель исследования формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах.

Определить цель исследования – значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель – это конечный результат, который хотелось бы достичь исследователю.

Чаще всего она формулируется словами:

  • Выявить

  • Разработать

  • Уточнить

  • Обосновать

Цель – это идеальное видение результата.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

  • формулировка гипотезы, описание и обоснование методики

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез - предположений по теме твоего исследования.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

Обычно гипотезы начинаются словами:

  • Предположим …

  • Допустим …

  • Возможно …

  • Что, если …

Гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.


Слайд 11 Основная часть

  • Обзор источников по проблеме исследования (теория);

  • Описание его этапов и процесса (практика).


Слайд 12 Заключение

  • Перечисление результатов;

  • Формулировка выводов (решена поставленная цель или нет, верна ли первоначальная гипотеза и т. д.);

  • Описание перспективы дальнейшего исследования.


Слайд 13 Список литературы

Слайд 14 Защита работы

  • Почему избрана эта тема;

  • Цель исследования; задачи;

  • Какие гипотезы проверялись;

  • Методы и средства исследования;

  • План исследования;

  • Какие получены результаты;

  • Выводы по итогам исследования;

  • Что можно исследовать в дальнейшем.



Приложение 9

Результаты самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

в 2006-2008 уч. годах


^ Фамилия Имя

Тема

Результат

Школьный уровень

Муниципальный уровень

^ 2006-2007 учебный год

Рожина Анастасия

Породы кошек

участие

участие

Кавка Константин

Опасные болезни ХХI века

участие

участие

Желнин Александр

История цифр

2 место

1 место

Мущинкина Евгения

Самый популярный

город для туризма

1 место

1 место

^ 2007-2008 учебный год

Макурина Наталья

Развитие туризма в Добрянке

2 место

1 место

Леонова Алена

Попугаи

участие

-

Мущинкина Евгения

Кто умнее мальчики или девочки?

3 место

3 место

Гилев Андрей

Страны мира

участие

-

Желнин Александр

Пчеловодство

участие

участие

Дроздова Алина

Восточный танец

участие

участие

Рожина Анастасия

Драгоценные камни


участие

-

Кошелева Ксения

О вреде и пользе шоколада

участие

-

Карабатова Ульяна

Такой знакомый незнакомец кофе

участие

-

Подчезерцев Роман

Исследование искусственной экосистемы на примере аквариума

1 место

2 место

Коротаева Дарья

Малина в нашей жизни

участие

2 место



Приложение 3

^ Урок-исследование по предмету «Мы и окружающий мир» 4 класс

система Л.В. Занкова


Тема урока: «Кожа и ее значение»

Цель: на основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации полученной при анализе дополнительной научной литературы, систематизировать знания учащихся о коже, ее строении и функциях.

Оборудование: таблица «Кожа», лупа, карточки с заданиями для организации исследования, толковый словарь С.И. Ожегова, энциклопедии.

^ Ход урока:

  1. Актуализация знаний

- Посмотрите, какие вы нарядные! На вас красивая одежда. Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться, а через два года станет вам мала. Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет ни промокать, ни мяться, ни станет маленькой.

- А ведь такая одежда у вас есть. Как вы думаете, о чем идет речь?

- Речь идет о коже.

^ Записывается тема урока.

В Италии в 1646 году произошел такой случай.

В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать строение кожи и ее функции.

  1. Открытие нового

- Прежде всего, мы должны выяснить, что такое кожа?

^ Учащиеся работают со словарем.

Кожа – наружный покров тела человека.

- Для того чтобы выяснить каковы функции кожи я предлагаю разбиться на группы и провести исследование. Не забывайте о всевозможных методах, которые можно использовать, проводя исследование.


Памятка

Методы исследования

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.






Командиры групп получают карточку с заданием.

Карточка 1

Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». От чего она защищала человека?



Карточка 2

Пусть кто-то тайно от вас положит несколько предметов. Вы с закрытыми глазами возьмите один из них, опишите и назовите. Какие свойства объекта вы смогли определить? Как называется этот орган чувств?




Карточка 3

Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев. Расскажите о своих наблюдениях.




Карточка 4

Объясните, когда вы потеете, и что происходит с вашим организмом.


^ После проведенного исследования проводится его защита.

Представители групп представляют результаты исследования.


1-й вывод: функция кожи – защита организма.

Кожа - наш верный защитник от многих опасностей. Чувствительные тельца, находящиеся в слое кожи посылают мозгу срочные сообщения: одни – о возникшей боли, другие о тепле, холоде, прикосновении к коже. В ответ мозг принимает решение, чтобы вовремя предохранить организм от неприятностей. Кожа защищает наш организм от переохлаждения и перенагревания. Кроме этого она оберегает нас от возможных толчков и ударов. Микробы не проникают в наш организм тоже благодаря конному покрову. Благодаря свойству надкожицы кожа покрывается загаром, который сильно задерживает ультрафиолетовые лучи, избыток которых оказывает вредное воздействие на организм.

^ 2-й вывод: осязательная функция кожи.

Под эпидермисом находится собственно кожа дерма (1-2 мм). В глубине дермы находятся эластичные волокна, придающие коже упругость. В дерме находятся кровеносные сосуды, капилляры, нервные волокна, заканчивающиеся рецепторами. Рецептор – окончание чувствительных нервов. С их помощью мы чувствуем боль, температуру, механическое давление.

^ 3-й вывод:

У каждого человека рисунок, образованный линиями, индивидуален и является своеобразным «паспортом». Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце 1 к 24 миллионам, т.е. практически невозможна. Поэтому в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для выявления преступников.

Англичанин сэр Эдвард Генри разработал классификацию отпечатков пальцев, на основе которой была создана система, используемая теперь во всем мире. Согласно этой системе все линии человеческих отпечатков классифицируются по типу рисунка на петли, дуги, спирали и случайные фигуры. Называется эта наука дактилоскопия.

^ 4-й вывод: третья функция кожи – выделительная.

Наш организм борется с нагреванием посредством выделения большого количества пота. Испарение пота поглощает большое количество тепла из воздуха, который непосредственно прилегает к коже и тем самым понижает температуру. При большой влажности воздуха отдача тепла путем испарения затрудняется.

^ 5-й вывод: четвертая функция – теплорегуляция (процесс образования и отдачи тепла в организме человека).

В коже расположено много кровеносных сосудов. При понижении температуры окружающей среды сосуды сужаются, к коже притекает меньше крови и теплоотдача уменьшается. При повышении температуры сосуды расширяются, через них протекает больше крови, что вызывает увеличение теплоотдачи.


  1. Первичное закрепление

Учебник стр. 70-71

^ Учащиеся знакомятся с текстом.

- О каких функциях кожи вы узнали?

- Теперь вы сможете объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу.


  1. Творческое применение новых знаний

Приложите палец к стеклу, к зеркальцу. Что вы видите на их поверхности? Почему на всех гладких поверхностях остаются следы от пальцев?

Неграмотные люди вместо подписи ставили на документах отпечаток смазанного краской пальца. У преступников берут отпечатки пальцев. Как вы думаете почему? Проверьте ваш вывод. С помощью акварельной краски сделайте отпечаток пальца на бумаге. Сравните с отпечатками пальцев своих товарищей.

^ Игра «Криминалисты». Заранее подготовить 4-5 отпечатков пальцев и найти, кому из трех участников они принадлежат.

  1. Итог урока

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто может похвалить себя? За что? Расскажите.

- Кто не доволен собой? Что не получилось?

  1. Домашнее задание

Как вы считаете, что вам необходимо закрепить дома? Очертите себе круг домашнего задания.

^ Дети предлагают варианты заданий.


Приложение 4


Творческий проект учащихся 3 класса В

«Устойчивые обороты речи – фразеологизмы»


Цель: создание условий для пополнения активного словарного запаса учащихся устойчивыми оборотами речи - фразеологизмами.

Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

^ Время работы: 1 неделя.

Режим работы: урочно-внеурочное время.

Участие родителей: помощь в создании электронной презентации


Подготовительный этап

ö определение темы;

ö выбор рабочих групп и распределение ролей;

ö определение источников информации, постановка задач;

ö выбор критериев оценки.




Теоретики

Создают справочную страничку:

собирают теоретический материал о фразеологизмах

^ Мастера слова

Собирают фразеологизмы и рассказы, поясняющие смысл

Затейники

Придумывают задания для игр

Оформители

Создают электронную презентацию


Основной этап
Разработка проекта
(сбор и уточнение информации)


Ученики

Самостоятельно работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи.

Оценивают результат

работы


Учитель

Наблюдает и консультирует



Заключительный этап
Защита проекта

Ученики выступают перед одноклассниками

Скачать 263.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты