Домой

Примерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология




Скачать 341.84 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины биология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология
Дата10.02.2013
Размер341.84 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
1. Цели и задачи изучения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп специалиста
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины)
В результате освоения дисциплины студент должен
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
В том числе
Самостоятельная работа (всего)
5. Содержание дисциплины
Биология клетки
Эволюция систем
Медицинская паразитология
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
Медицинская паразитология
5.5. Практические занятия
5.6. Лабораторные работы не предусмотрены
6. Оценочные средства по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
ЯЙЦЕКЛЕТКА ЧЕЛОВЕКА ПО КОЛИЧЕСТВУ и РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЖЕЛТКА
Генная мутация является причиной
...
Полное содержание
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





БИОЛОГИЯ






Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология













Форма обучения

очная










Москва

2010 г.



^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, необходимых для формирования естественнонаучного мировоззрения и практической деятельности врача.

При этом задачами дисциплины являются:

- изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерности эволюции органического мира, функционирования биологических систем;

- формирование у студентов представления о человеке, как о центральном объекте изучения в медицинской биологии;

- изучение студентами биосоциальной природы человека, его подчиненность общебиологическим законам развития, единства человека со средой обитания;

- изучение студентами представления о современной экосистемы, действия в ней антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания.

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Биология» относится к математическому, естественно-научному и медико-биологическому циклу дисциплин ФГОС по специальности ….Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом, втором семестрах.

Обучение студентов биологии в медицинских ВУЗах осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных в курсе биологии общеобразовательных учебных заведений, а также знаний химии, физики, географии, математики, истории.

^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Выпускник по специальности …………..Стоматология с квалификацией врач должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

^ В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- общие закономерности происхождения и развития жизни, свойства биологических систем, антропогенез и онтогенез человека; знать основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;

- законы генетики ее значение для медицины и стоматологии в том числе; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

- биосферу и экологию, основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания.

Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

- пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом,;

- определять митотическую активность тканей;

- идентифицировать паразитов человека на микро- и макропрепаратах;

- проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

- анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генетические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врождённых нарушений челюстно-лицевого аппарата;

- объяснить характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков;

- выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

- медико-функциональным понятийным аппаратом;

- современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико–генетического консультирования, методами изучения наследственности человека (цитогенетическим, генеалогическим).

^ 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I

II

Аудиторные занятия (всего)

96

48

48

^ В том числе:

-







Лекции (Л)

24

12

12

Практические занятия (ПЗ)

72

36

36

^ Самостоятельная работа (всего)

48

24

24

В том числе:

-







Изготовление учебных таблиц, микроскопирование различных типов тканей, определение митотической активности тканей, решение задач на наследование признаков, составление родословных, составление схем биогеоценоза, определение хронобиологического типа людей, написание рефератов.




24

24

Вид промежуточной аттестации. Экзамен.

Подготовка и сдача экзамена

36




36

Общая трудоемкость часы 180 часов

зачетные единицы 5 зач.ед.



^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.
^

Биология клетки





Основные свойства и уровни организации живых систем. Клеточный и неклеточный уровни организации. Клеточная теория. Типы клеточной организации. Структурная организация клетки. Строение и функции биологической мембраны.

Организация наследственного материала у про- и эукариот. Реализация генетической информации в клетке. Регуляция активности генов у про- и эукариот.

Закономерности существования клетки во времени. Основное содержание и значение периодов жизненного цикла клетки. Варианты клеточного цикла. Особенности клеточных циклов тканей и органов ротовой полости.

2.

Генетика

Уровни организации наследственного материала. Генный уровень организации. Современная теория гена. Закономерности наследования признаков при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Наследование отдельных стоматологических признаков. Хромосомный и геномный уровни. Генотип как система взаимодействующих генов. Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Изменчивость и ее формы. Мутагенез. Антимутагенные механизмы. Проявление мутаций как причины патологий зубочелюстной системы.

Основы медицинской генетики. Методы изучения генетики человека: цитогенетический, близнецовый, генеалогический, популяционно-статистический, биохимический и др. Современные молекулярно-генетические методы, лежащие в основе геномных технологий и ДНК-диагностики.

3.

Биология развития

Онтогенез и его периодизация. Общие закономерности прогенеза. Особенности ово- и сперматогенеза у человека. Морфо-функциональные и генетические особенности половых клеток. Оплодотворение, его фазы, биологическая сущность.

Этапы эмбрионального развития животных: стадия зиготы, дробления, гаструляции, формирования зародышевых листков, гисто- и органогенеза. Провизорные органы анамний и амниот, их функции. Особенности эмбриогенеза человека. Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Теории и механизмы старения. Возрастные изменения лицевого черепа и зубочелюстной системы.

Механизмы регуляции развития на разных этапах онтогенеза. Генетическая регуляция развития , основные клеточные процессы в онтогенезе, дифференцировка, рост, морфогенез, межклеточные взаимодействия. Эмбриональная индукция и её виды. Критические периоды онтогенеза человека. Аномалии и пороки развития.

4.

Гомеостаз

Виды гомеостаза и механизмы его поддержания. Генетический гомеостаз и его нарушения. Репарация. Физиологическая и репаративная регенерация. Особенности регенерации органов ротовой полости человека.

5.

Эволюционное учение

Происхождение жизни. Главные этапы развития жизни. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Дарвиновский период в развитии естествознания. Сущность представлений Ч. Дарвина о механизмах органической эволюции. Современная синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. Человек как объект действия эволюционных факторов. Популяционная структура человечества. Роль системы браков в распределении аллелей в популяции.

Соотношение онто- и филогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах.

6.
^

Эволюция систем


органов

Общие закономерности в эволюции органов и систем. Эволюция начального отдела пищеварительной системы позвоночных (ротовая полость, челюсти, язык, зубы, слюнные железы). Онто-филогенетические пороки зубочелюстной системы человека. Филогенез систем органов хордовых: опорно-двигательной системы, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной и эндокринной. Онто-филогенетические обусловленные пороки развития систем органов.

7.

Антропогенез

Доказательства естественного происхождения человека. Систематическое положение человека в родословном древе животного мира. Характеристика основных этапов антропогенеза. Действие биологических и социальных факторов в процессе становления человека как биосоциального существа. Расы. Морфофункциональные адаптации рас к различным климато-географическим условиям существования. Факторы расообразования.

8.

Экология

Общая экология. Биосфера, ее структура. Экосистема. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Круговорот биогенных элементов в экосистеме.

Экология человека. Среда обитания человека, факторы среды. Виды адаптации организма человека к факторам среды. Экологические типы людей. Антропогенные факторы. Виды антропогенного загрязнения среды. Последствия действия загрязнителей окружающей среды на организм человека. Экологические болезни.

9.
^

Медицинская

паразитология


Понятие паразитизма. Классификация паразитизма и паразитов. Происхождение паразитизма. Взаимодействие в системе паразит-хозяин. Циклы развития паразитов.

Протозоология. Паразитические представители Простейших. Циклы развития, пути инвазии, локализация, лабораторная диагностика, меры профилактики протозойных заболеваний.

Основы гельминтологии. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Морфологические особенности, циклы развития, пути инвазии, локализация, патогенное действие различных представителей гельминтов.

Медицинская арахноэнтомология. Членистоногие – возбудители и переносчики возбудителей инфекционных и инвазионных заболеваний. Класс Паукообразные. Клещи. Класс Насекомые. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.

^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Биологическая химия

+

























2.

Микробиология, вирусология

+

























3.

Анатомия человека







+







+










4.

Нормальная физиология

+







+
















5.

Гистология, эмбриология, цитология

+




+



















6.

Иммунология

+







+
















7.

Дисциплины профессионального цикла (С3)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1.

Биология клетки

3

8

5,5

16,5

2.

Генетика

5

12

8,5

25,5

3.

Биология развития

3

8

5,5

16,5

4.

Гомеостаз

1

4

2,5

7,5

5.

Эволюционное учение

2

4

3

9

6.

Эволюция систем органов

4

12

8

24

7.

Антропогенез


1

2

1,5

4,5

8.

Экология


3

6

4,5

13,5

9.
^

Медицинская паразитология


2

16

9

27

5.4. Лекции

п/п

Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС

Объем по семестрам

I

II

1.

Вводная: Биология. Человек. Медицина.

1 час




2.

Структурно-функциональная организация наследственного материала и его реализация в признак.

1 час




3.

Воспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях. Особенности клеточных циклов тканей и органов ротовой полости человека.

1 час




4.

Генетика. Генный уровень организации наследственного материала. Современная теория гена. Наследование стоматологических признаков при моно- и полигибридном скрещивании.

1 час




5.

Хромосомный и геномный уровни организации наследственного материала. Генотип как система взаимодействующих генов. Хромосомные болезни и их проявления в области лица и зубочелюстной системе.

1 час




6.

Изменчивость и ее формы.

1 час




7.

Мутагенез. Антимутагенные механизмы. Проявление мутаций среди болезней зубочелюстной системы.

1 час




8.

Основы медицинской генетики.

1 час




9.

Воспроизведение на организменном уровне. Особенности репродукции человека. Онтогенез, общие закономерности. Прогенез.

1 час




10.

Онтогенез. Общие закономерности эмбриогенеза. Регуляция эмбриогенеза. Развитие органов ротовой полости человека.

1 час




11.

Постнатальный период онтогенеза. Основные закономерности постнатального этапа онтогенеза человека. Регуляция онтогенеза. Старение и старость. Возрастные изменения лицевого черепа и зубочелюстной системы.

1 час




12.

Гомеостаз. Регенерация как проявление структурного гомеостаза. Особенности регенерации органов ротовой полости человека.

1 час




13.

Теория биологической эволюции.




1 час

14.

Популяционная генетика человека. Последствия родственных браков в проявлении челюстно-лицевой патологии.




1 час

15.

Взаимодействие индивидуального и исторического развития.




1 час

16.

Общие закономерности развития систем органов.




1 час

17.

Эволюция начального отдела пищеварительной системы позвоночных.




1 час

18.

Эволюция начального отдела пищеварительной системы позвоночных (продолжение). Филогенетически обусловленные пороки зубочелюстной системы у человека.




1 час

19.

Антропогенез.




1 час

20.

Основы общей экологии.




1 час

21.

Основы общей экологии. Экологические факторы. Экологические системы. Биосфера.




1 час

22.

Экология человека. Адаптации к среде обитания. Экологические типы людей.




1 час

23.

Медицинская экология. Паразитизм как экологическое явление.




1 час

24.

Основы медицинской паразитологии. Протозоология. Гельминтология. Арахноэнтомология.




1 час

^ 5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

I

II

1.

Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования. Клеточный уровень организации биологических систем.

2 часа




2.

Организация наследственного материала у про- и эукариот. Реализация генетической информации в признак и ее регуляция. Опрос и тестовые задания.

2 часа




3.

Воспроизведение на клеточном уровне. Опрос и тестовые задания.

2 часа




4.

Коллоквиум по теме: «Основные свойства живого».

2 часа




5.

Генотип - эволюционно сложившаяся система генов. Опрос и тестовые задания.

2 часа




6.

Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Опрос и тестовые задания.

2 часа




7.

Изменчивость и ее формы. Опрос и тестовые задания.

2 часа




8.

Методы изучения генетики человека. Опрос и тестовые задания.

2 часа




9.

Методы изучения генетики человека (продолжение). Опрос и тестовые задания.

2 часа




10.

Коллоквиум по теме: «Генетика человека».

2 часа




11.

Онтогенез. Общие закономерности прогенеза. Опрос и тестовые задания.

2 часа




12.

Общие закономерности эмбриогенеза. Опрос и тестовые задания.

2 часа




13.

Закономерности постэмбрионального периода онтогенеза. Опрос и тестовые задания.

2 часа




14.

Регуляция онтогенеза. Опрос и тестовые задания.

2 часа




15.

Гомеостаз. Опрос и тестовые задания.

2 часа




16.

Коллоквиум по теме: «Основные закономерности индивидуального развития». «Гомеостаз».

2 часа




17.

Эволюционное учение. Опрос и тестовые задания. Проверка рефератов. Оценка докладов.

2 часа




18.

Человек как объект действия эволюционных факторов. Популяционная генетика человека. Опрос и тестовые задания.

2 часа




19.

Эволюция пищеварительной системы. Эволюция дыхательной системы. Филогенетически обусловленные пороки пищеварительной и дыхательной систем. Опрос и тестовые задания.




2 часа

20.

Эволюция начального отдела пищеварительной системы позвоночных (ротовая полость, глотка, висцеральный череп, зубы, слюнные железы, язык). Опрос и тестовые задания.




2 часа

21.

Эволюция кровеносной системы. Филогенетически обусловленные пороки сердца и сосудов. Опрос и тестовые задания.




2 часа

22.

Эволюция выделительной системы. Филогенетически обусловленные пороки выделительной системы. Опрос и тестовые задания.




2 часа

23.

Эволюция систем интеграции: нервной, эндокринной. Филогенетически обусловленные пороки систем интеграции. Опрос и тестовые задания.




2 часа

24.

Коллоквиум по теме: «Эволюция систем органов»




2 часа

25.

Антропогенез. Опрос и тестовые задания. Проверка рефератов. Оценка докладов.




2 часа

26.

Общая экология. Опрос и тестовые задания.




2 часа

27.

Экология человека. Опрос и тестовые задания.




2 часа

28.

Экология человека. Медицинская экология. Опрос и тестовые задания.




2 часа

29.

Основы паразитологии. Основы медицинской протозоологии. Опрос и тестовые задания.




2 часа

30.

Основы медицинской протозоологии (продолжение). Опрос и тестовые задания.




2 часа

31.

Основы гельминтологии. Тип Плоские черви. Класс Сосальщики. Опрос и тестовые задания.




2 часа

32.

Основы гельминтологии. Тип Плоские черви. Класс Ленточные черви. Опрос и тестовые задания.




2 часа

33.

Тип Круглые черви. Класс собственно Круглые. Опрос и тестовые задания.




2 часа

34.

Тип Кольчатые черви. Класс Пиявки. Тип Членистоногие. Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные. Подтип Хелицеровые. Класс Паукообразные. Опрос и тестовые задания.




2 часа

35.

Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Опрос и тестовые задания.




2 часа

36.

Коллоквиум по теме «Медицинская паразитология»




2 часа

^ 5.6. Лабораторные работы не предусмотрены

5.7. Семинары не предусмотрены

5.8. Самостоятельная работа

п/п

Название самостоятельной работы

Объем по семестрам

1

2

1

Изготовление учебных таблиц, микроскопирование различных типов тканей, определение митотической активности тканей, решение задач на наследование признаков, составление родословных, составление схем биогеоценоза, определение хронобиологического типа людей, написание рефератов.

24

24

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1.Геном человека.

2. Стволовые клетки, их применение в медицине и стоматологии.

3. Репродуктивное и терапевтическое клонирование человека.

4. Генетическая паспортизация. Значение для профилактики патологий зубочелюстной системы у человека.

5. Евгеника. Возможности изменения генома человека.

6. Современные гипотезы старения.

7. Происхождение и расселение популяций человека по данным молекулярно-генетического анализа ДНК.

8. Естественный отбор в современных популяциях человека.

9.Происхождение и развитие челюстей у позвоночных животных.

10. Атавистические пороки зубочелюстной системы человека. Механизмы образования.

11. «Чёрные курильщики»- особые формы глубоководной жизни.

12. Экологические катастрофы.

13. Мутагенное загрязнение окружающей среды. Влияние на риск развития генетических патологий.


^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

% ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЗУС-КОНФЛИКТА В БРАКЕ Rh- - МАТЕРИ И ГОМОЗИГОТНОГО Rh+ - ОТЦА




0

25

50

75

100 (+)




^ ЯЙЦЕКЛЕТКА ЧЕЛОВЕКА ПО КОЛИЧЕСТВУ и РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЖЕЛТКА




изолецитальная первично

изолецитальная вторично (+)

центролецитальная

телолецитальная умеренно

телолецитальная резко





провизорные органы плацентарных амниот




желточный мешок и плацента

желточный мешок и амнион

желточный мешок, амнион и аллантоис

желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис

желточный мешок, амнион, хорион, аллантоис и плацента (+)




трансплантация происходит наиболее успешно, если донор и реципиент




родитель и ребенок

двуяйцевые близнецы

однояйцевые близнецы (+)

двоюродные сибсы

представители разных видов




^ ГЕННАЯ МУТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ




болезни Дауна

фенилкетонурии (+)

синдрома «кошачьего крика»

синдрома Кляйнфельтера

малярии



^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Жительница сельской местности обратилась к врачу с жалобами на боли в животе, расстройства пищеварения. Ее беспокоят также тошнота, головокружение, сильные головные боли. При опросе больной установлено, что она ела немытые овощи и клубнику со своего огорода. В качестве удобрения она использовала содержимое выгребной ямы. В фекалиях больной обнаружены яйца гельминта, имеющие овальную форму, большие размеры (30-40 мкм х 50-60 мкм) и бугристую оболочку.

Вопросы

  1. Какой гельминтоз можно предположить у больной?

  2. Как происходит инвазия?

  3. Назовите географическое распространение данного паразита. Опишите цикл его развития.

  4. К какой группе гельминтов относится данный паразит?

  5. Какие меры личной и общественной профилактики существуют для данного паразита?


Ответы 1

  1. Аскаридоз.

  2. Алиментарным путем.

  3. Повсеместно. Цикл без смены хозяев с миграцией личинки в организме человека.

  4. Геогельминты.

  5. Личная профилактика: соблюдение правил личной гигиены.

Общественная профилактика: запрещение удобрять огороды фекалиями, не прошедшими компостирование.


Задача 2

Рыбак, систематически употребляющий уху, обратился к врачу по поводу болей в правом подреберье, похудания, головокружения, головных болей, общей слабости. При пальпации выявлено увеличение и уплотнение печени и желчного пузыря. В фекалиях больного обнаружены яйца бледно-желтой окраски с крышечкой на одном полюсе.

Вопросы

  1. Какую инвазию можно предположить в данном случае?

  2. Как происходит заражение?

  3. Какие морфологические особенности имеет данный паразит?

  4. Покажите жизненный цикл паразита.

  5. Назовите меры профилактики.

Ответы 2

  1. Описторхоз.

  2. Алиментарным путем, при употреблении термически необработанной рыбы.

  3. Тело листовидной формы, длина до 13 мм, 2 присоски, определенное расположение органов женской и мужской половой систем.

  4. Со сменой хозяев. Окончательные хозяева – плотоядные млекопитающие и человек, промежуточные – моллюски и рыбы.

  5. Употребление в пищу термически обработанной рыбы.


Задача 3

Повар, у которого была привычка пробовать сырой мясной фарш, обратился к врачу с жалобами на боли в животе, тошноту, рвоту, быструю потерю веса, общую слабость. В фекалиях больного обнаружены членики паразита, с разветвленной маткой и числом боковых ветвей в ней 17-34.

Вопросы:

  1. Заражение каким гельминтом можно предположить?

  2. Как происходит заражение? Назовите инвазионную форму паразита.

  3. Опишите цикл развития паразита. Где локализуется паразит в теле человека?

  4. Назовите морфологические особенности паразита и приспособления к паразитическому образу жизни.

  5. Назовите меры профилактики.

Ответы 3

  1. Бычий цепень.

  2. Алиментарным путем, при употреблении термически необработанной говядины.

  3. Со сменой хозяев. Окончательный хозяин – человек, промежуточный – крупный рогатый скот. Локализуется в кишечнике человека.

  4. Длинное, лентовидное, членистое тело, органы прикрепления (присоски), отсутствие пищеварительной системы.

  5. Использование в пищу только термически обработанной говядины, своевременное выявление и лечение больных людей.


Задача 4

В семье здоровых родителей двое детей. Один ребенок здоров. У второго сына десяти лет отмечается задержка роста и признаки раннего старения (облысение, морщины, атеросклероз). Мальчику поставили диагноз: инфантильная прогерия (синдром Хатчинсона-Гилфорда), аутосомно-доминантный тип наследования.

Вопросы

  1. Чем обусловлено раннее старение ребенка?

  2. Возможно ли остановить процессы старения у больного ребенка?

  3. Какие существуют теории старения?

  4. Зависит ли старение от генотипа, условий и образа жизни?

  5. Какие факторы обуславливают долгожительство?

Ответы 4

  1. Генеративной мутацией у одного из родителей.

  2. Невозможно.

  3. Теория интоксикации организма (И.И. Мечников), теория перенапряжения нервной системы (И.П. Павлов), эндокринная теория (Ж. Броун-Секар), старение соединительной ткани (А.А. Богомолец), теория о пределе клеточных делений (Хейфлик) и другие.

  4. Старение зависит от генотипа. Доказательством является наследственное долгожительство, сходство продолжительности жизни и темпов старения у однояйцевых близнецов.

  5. Социально-экономические условия, рацион питания, условия окружающей среды, отсутствие вредных привычек, правильный образ жизни.


Задача 5

На стадии дробления зародыша происходит деление клеток митозом, приводящее к увеличению количества клеток. Однако, значительного роста объема зародыша не происходит.

Вопросы:

  1. Почему, несмотря на быстрое размножение бластомеров, зародыш на стадии дробления имеет небольшие размеры?

  2. Каков набор хромосом и ДНК в клетках на стадии дробления?

  3. Зависит ли характер дробления от типа яйцеклетки?

  4. Назовите способы дробления и дайте им характеристику.

  5. Какой тип дробления у человека, и что представляет собой его бластула?

Ответы 5

  1. Между делениями дробления отсутствует рост клеток.

  2. 2n2c.

  3. Зависит от количества и характера распределения желтка в цитоплазме.

  4. Полное и неполное. Равномерное и неравномерное, поверхностное и дискоидальное, синхронное и асинхронное.

  5. Полное неравномерное асинхронное.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

а) основная литература

Биология. В 2 кн. /Под ред. В.Н. Ярыгина.- М.: Высшая школа, 2008 .

Руководство к практическим занятиям по биологии. Учебное пособие./ Под ред. В.В. Маркиной.- М.: Медицина, 2006.

Биология. Руководство к практическим занятиям. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета./ Под ред. В.В.Маркиной.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2010.

б) дополнительная литература

Генетика: учебник для ВУЗов/ Под ред. В.И. Иванова.- М.: Академкнига, 2006.

Гора Е.П. Экология человека.- М.: Дрофа, 2007.

И.Ф. Жимулев. Общая и молекулярная генетика.- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.

Паразитарные болезни человека (протозоонозы и гельминтозы): Руководство для врачей/ Под ред. В.П. Сергиева, Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова.- Спб.: Фолиант, 2006.

Чебышев Н.В. Биологический тематический словарь.- М.: Academia ,2006.

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Специально оборудованные кабинеты и аудитории, микроскопы, лупы, таблицы, муляжи, микро- и макропрепараты. Аудитория, оснащенная посадочными местами, столами, доской, мелом.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, проекторы, видеомагнитофон, ПК.

^ 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Изучение дисциплины «Биология» предусматривает освоение девяти разделов (модулей), которые осуществляются в учебном процессе в виде активных, интерактивных форм, самостоятельной работы, лекционного курса с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков.

Важными этапами в изучении дисциплины является освоение студентами основ молекулярной биологии, генетики. В реализации компетентностного подхода при изучении этих модулей студентами с помощью оптических приборов самостоятельно определяются структуры клетки, фазы митотического деления. Проводится разбор конкретных ситуаций, связанных с идентификацией наследственного синдрома (нарушение числа хромосом) по кариограмме, составляются и анализируются родословные и даётся прогноз потомства, осуществляется решение ситуационных генетических задач.

При освоении модулей по экологии и медицинской паразитологии с позиции компетентностного подхода осуществляется идентификация паразитов- представителей типа Простейшие, класса Сосальщики, Ленточные черви, Собственно Круглые черви, а также представителей типа Членистоногие.

Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в устной и письменной форме логически правильно излагать результаты, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию и самореализации. При этом у студентов формируются: способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения и информационно-образовательные технологии.


Разработчики:

^ Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

МГМСУ, кафедра биологии

Зав. кафедрой биологии

В.В. Маркина

МГМСУ, кафедра биологии

Доцент

Н.Г. Лисатова











Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия
















Скачать 341.84 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты