Домой

Лекция Развитие двуязычия в истории общества




Скачать 143.33 Kb.
НазваниеЛекция Развитие двуязычия в истории общества
Дата10.02.2013
Размер143.33 Kb.
ТипЛекция
Содержание
Вопросы по теме
Подобные работы:

Лекция 5. Развитие двуязычия в истории общества.


О некоторых причинах возникновения двуязычия

Очевидно, что причиной двуязычия являются социальные факторы в различные исторические периоды, а его цель – обслуживание разных видов общения или отдельных социальных слоев этнического коллектива или всего коллектива в целом. Столкновение или сосуществование двух языков в одном этническом коллективе (народе, нации) существенно затрагивает интересы коллектива¸ поэтому должно быть всегда тесно связано как с языковой политикой, стихийной или сознательно направляемой, так и с общей политикой, являющейся одним из важных факторов воздействия на судьбы народов.

Природа языка двойственна. С одной стороны, язык представляет собой систему устойчивую, с особыми законами построения, передающуюся от поколения к поколению и не подлежащую замене принципиально иной системой (пока какой-либо конкретный язык существует). С другой стороны, язык – средство общения (вне чего он вообще не может существовать и развиваться), средство накопления и передачи различной информации, орудие культуры. Следовательно, общественные функции языка изменяются в прямой зависимости от общественных изменений. Изменения общественных функций языка небезразличны и для самой структуры языка, хотя между прогрессом общественных функций языка и прогрессом языковой структуры нет тождества.

Двуязычие и многоязычие являются органической частью общественной функции языка, и с историко-лингвистической точки зрения их следует рассматривать в прямой связи с историей общества.

Еще в первобытном обществе столкновение первобытных коллективов несомненно сопровождалось различного рода языковыми контактами между ними. Род мог принимать в члены своего коллектива, например, военнопленных, которые в некоторых случаях усыновлялись членами племени и вынуждены были переходить на язык нового племени. Так возникало двуязычие, которое имело временный характер (двуязычие одного поколения).

Ассимиляция одних племенных группировок другими, что было распространенным явлением в древней истории, приводила к переходу с одного языка на другой, а этот период предполагал временное двуязычие. Известны факты, когда все племена из-за определенных историко-географических условий становилось двуязычным.

В древнерусской летописи 907 г. упоминается восточнославянское племя «тиверци», или «тълковины». Исследователи отмечают, что в местах активных языковых контактов (а таковыми были в 1Х – Х вв. бассейны нижних течений Днепра, Днестра, Ю.Буга и Дуная) более или менее значительные группы населения владели двумя языками, за что и назывались тълковины. Это слово употребляется в «Слове о полку Игореве» (поганые тълковины) применительно к тем половцам-иноверцам, которые знали древнерусский язык. В войске Олега, двинувшемся на Царьград, так же называли воинов, которые были переводчиками-славянами, знавшими и греческий.

Наиболее характерной чертой первичного двуязычия, видимо, следует считать его временный характер. Основная масса жизнеспособных племен сохранила свой язык и говорила только на нем, т.е. была одноязычна (что, разумеется, не исключает, кроме двуязычия, иных контактов и взаимовлияний).

С возникновением рабовладельческого строя и изобретением письма исторические сведения получают прямое фактическое обоснование. Многие рабовладельческие государства в этническом отношении становятся пестрыми (например, Древний Египет, Вавилон и т.д.), включая в себя разноязычные племена и народности. Административному аппарату рабовладельческих государств приходится искать выход, чтобы преодолеть разноязычность. Так возникают надписи-билингвы и трилингвы, идентично передающие один и тот же текст. Как известно, знаменитая Розеттская надпись на камне помогла Шамполиону расшифровать египетские иероглифы.

Другим, более массовым источником двуязычия было рабство. В рабов превращались не только пленные, но и население многих областей. Рабы усваивали язык победителей, но и сохраняли родные языки. Например, Спартак свое повстанческое войско, составленное из рабов, разделил на соединения по этноязыковому признаку (фракийцы, германцы, галлы и др). Завоевание иноязычных стран в некоторых случаях приводило к победе языка завоевателей над языками побежденных. Классическим примером этого является распространение латинского языка на Пиренеях, во Франции, Альпах, отчасти на Балканском полуострове. Переход к новом языку населения этих областей шел через временное двуязычие, в процессе которого латынь видоизменялась, дав начало современным романским языкам.


Функциональное двуязычие культового и народного языков

Христианизация Европы, рассматриваемая в аспекте языка (т.е. как процесс распространения священных книг и богослужения на том или ином языке), шла по двум основным моделям: 1)принятие новой религии в языке, который требует постоянного перевода для массового сознания верующих (как латынь у романских и особенно германских народов); 2)христианизация в родном (или близком, не требующем перевода) языке: как армянский язык с началом армянской церкви в 301 г.; старославянский язык, благодаря миссии святых Кирилла и Мефодия в 863 г., в славянском богослужении.

Переводы Писания часто становились материально-языковой базой наддиалектного (общенационального) литературного языка. Например, именно таким объединяющим текстом стали немецкий перевод Нового Завета Мартином Лютером (1522 г.: 72 издания только до 1558 г.); знаменитая шеститомная Кралицкая Библия «чешских братьев» (1579 – 1593); сербскохорватский Новый Завет Вука Караджича (1847 г). В своих культурах эти тексты не были первыми переводами Писания, однако благодаря авторитету создателей и стилистическому совершенству, они служили образцом правильной (литературной) речи, языковым камертоном для грамматик и словарей.

Воздействие глубоких монотеистических религий в условиях, затрудняющих переводы Писания на новые языки, привело к сложению обширных культурно-религиозных миров – мира индуизма, мира буддизма, христианства (с последующим разделением на православие и католичество), мира ислама.

Религиозные миры были разделены границами распространения своих священных книг и тех языков, на которых они были написаны: индуизм – древнеиндийский язык санскрит; у китайцев, японцев, корейцев, вьетнамцев – вэньянь (древнекитайский) и письменно-литературный тибетский; у мусульманских народов – литературный арабский и классический персидский; у христиан – греческий, латынь, церковнославянский.

В соответствующих регионах в Средние века складываются ситуации функционального двуязычия. Функционально-культурное двуязычие противопоставляется этническому. Этническое двуязычие: использование в одном социуме двух языков связано с соседством и контактом двух народов, говорящих на этих языках. Функциональное двуязычие: два языка используются одним народом: первый – этнический язык данного народа, второй – «ничей», надэтнический, он используется в специальных функциях или особых ситуациях общения.

Для функционального двуязычия было характерно следующее распределение языков: в церкви, образовании, книжно-письменной культуре использовался общий для данного культурно-религиозного мира надэтнический язык (который осознается прежде всего как язык Писания); в повседневном общении, в некоторых жанрах письменности используются многочисленные местные народные языки и диалекты.

Как известно, книжно-литературный язык русского Средневековья – церковнославянский – относится к южнославянским языкам. Он является результатом развития древнеболгарского языка, на который Кирилл и Мефодий перевели в IХ в. ряд конфессиональных книг. По отношению к восточнославянским языкам это близкородственный язык по боковой линии («дядя» и «племянники»; прямое родство – древнерусский язык по отношению к русскому, украинскому и белорусскому, т.е. язык Киевской Руси и три восточнославянских языка). Церковнославянский язык как надэтнический язык на Руси не был ни для кого родным (материнским) языком, ему учились по книгам. Однако восточные славяне воспринимали этот язык как «свой» – язык своей церкви, язык православной образованности. Особенно долго это отношение сохранялось в Московской Руси – до Петровских преобразований.

Противопоставление культового и народного языков определило не только главные черты языковых ситуаций во многих землях на протяжении веков, но также и своеобразие новых (народных) литературных языков. Например, история литературного русского языка может быть понята как история противостояния и взаимодействия церковнославянской (южнославянской) и народной (восточнославянской, позже собственно русской) языковых стихий. До сих пор в русском литературном языке стилистической оппозицией остается противопоставление заимствованных церковнославянских и исконных языковых элементов (извлечь – выволочить, млечный – молочный, град – город и т.д.).

Для диглоссии как особого вида двуязычия характерны следующие признаки: 1)такое функциональное распределение языков, когда один и них используется в «высоких» (небытовых) сферах и ситуациях общения (в церкви, книжно-письменной культуре, науке и образовании) и не принят в повседневном общении; второй язык, напротив, возможен только в повседневном общении и некоторых жанрах письменности, например, в говорах, публичных объявлениях, рекламе, иногда в «низких» жанрах художественной литературы; 2)престижность книжного («высокого») языка (в языковом сознании социума); 3)надэтнический (экзоглоссный) характер престижного языка: ни для одной из этнических или социальных групп населения этот язык не является родным (материнским); 4)искусственный (школьный) характер овладения престижным языком – поскольку такой язык не используется в обиходе, им нельзя овладеть естественным путем (от матери, в семейно-бытовом общении в детстве).

Диглоссия характерна для большинства арабских стран. Единый литературный язык арабов, восходящий к классическому арабскому языку У11 в., имеет только письменную форму. Это язык Корана, книжно-письменной культуры, науки, публицистики, официально-деловой документации, высшего и среднего образования. Однако им владеет только 25‒30% арабского населения. В повседневном общении, в неофициальных программах радио и телевидения, в начальной школе используются многочисленные и далеко разошедшиеся диалекты арабского языка – алжирский, египетский, иракский, йеменский.

Будучи основным языком ислама (наряду с персидским и урду), литературный арабский язык распространен также в неарабских мусульманских странах Африки (Сенегал, Гвинея, Мали, Нигерия, Нигер, Республика Чад). Это приводит к диглоссии генеалогически далеких языков: африканских языков народностей, с одной стороны, и литературного арабского – с другой. При этом в неарабских, но исламских странах Африки языковая ситуация носит особо сложный характер: диглоссия культового арабского и местных африканских языков сочетается с многоязычием, которое образуется двумя-тремя местными языками и европейским языком (французским или английским) – в качестве официального государственного языка и языка межэтнических контактов.

Для диглоссии характерна функциональная иерархия языков, похожая на взаимоотношения «высокого» и «обиходного» стилей; при этом ситуации и сферы их употребления достаточно строго разграничены. Вот почему русско-французское двуязычие дворянской аристократии в России конца ХVIII – начала ХIХ в., как и сосуществование латыни народных языков в средневековой Европе, – это не диглоссные ситуации. И французский язык в России, и латынь широко использовались в повседневном неофициальном обиходе. На латыни существовала сатирическая литература, пародии, анекдоты¸ т.е. «разговоры запросто», как и «легкие» французские стихи в русском дворянском быту, – все это жанры, невозможные для престижного языка в ситуации диглоссии.

Четкое функциональное разделение языков делает диглоссные ситуации достаточно устойчивыми. Такое двуязычие охраняется веками.


Возникновения национальных языков. Типология двуязычия

С зарождением и развитием капитализма возникают нации и национальные языки. В значительной степени изменяется и характер двуязычия. Функции национальных языков серьезно расширяются, что приводит к решительному сокращению сферы культовых языков. Во многих случаях в результате религиозных реформаций (разные виды антикатолических движений на западе и др.) старые культовые языки совсем вытесняются и заменяются культовыми разновидностями национальных языков, т.е. культово-народное двуязычие полностью исчезает. Но резко возрастает двуязычие на основе культурных влияний.

Впервые назревает потребность в международных языках. Неслучайно именно в это время возникают многочисленные искусственные международные языки (эсперанто и др.). На первый план выдвигаются литературные языки передовых стран Европы – сначала французский, затем английский, испанский и немецкий языки.

Возникают новые виды двуязычия:

  • употребление европейских языков наряду с национальными языками создает новый тип двуязычия, характерный для этого периода. Однако это новое двуязычие оказалось ограниченным в социальном и культурном отношении – владение указанными языками стало достоянием господствующих кругов и узких слоев интеллигенции, основная масса населения в местах распространения указанных языков осталась одноязычной;

  • второй тип двуязычия возникает в многонациональных государствах (России, Австро-Венгрии, Оттоманской Турции и др.). В качестве второго языка выдвигается язык господствующей нации, который обычно насильно навязывается побежденным нациям и народностям с таким расчетом, чтобы загнать другие языки в подполье и в конечном счете совсем вытеснить их из жизни;

  • третий тип двуязычия появляется с возникновением обширных колониальных империй в Азии, Африке, Центральной и Южной Америке и т.д. Колониальное угнетение приводит к вытеснению многих языков и господству языка колонизаторов. Население колоний временно становится двуязычным, затем утрачивает свои языки, или же родные языки были обречены на прозябание, в редких случаях сохраняя функции языков массового общения (таково положение языков туземного населения Америки, Австралии и некоторых других районов, где господствующее место заняли английский, испанский, португальский и французский языки).

Следует также указать на возникновение частных типов двуязычия, установившихся в отдельных (обычно небольших) странах:

  • двуязычие или многоязычие с относительным равновесием языков (франко-немецко-итальянско-ретороманское в Швейцарии, довольно распространенное шведско-финское в Финляндии, франко-фламандское в Бельгии и т.д.);

  • двуязычие временное, когда через 2-3 поколения родной язык чаще всего забывается (характерный пример – двуязычие в США, где хотя и имеется около 20 млн человек из иммигрантов, сохранивших свои родные языки, идет непрерывный процесс вытеснения этих языков английским языком, переход от двуязычия к одноязычию).

Социально-политическая неоднородность мира преломляется в социальном статусе языков: языки различны по количеству говорящих на них людей, по своим общественным функциям, по сферам использования, по авторитету в своей стране и за ее пределами.

В каждом государстве СНГ, в каждом штате Индии, в каждом государстве Африки или Латинской Америки сложились свои, во многом неповторимые социальные, культурные и этнические условия существования различных языков.

По мере общественного прогресса возрастает социальная и культурная значимость всех языков: и языков широкого международного значения, и языков, на которых говорит несколько тысяч человек. Сложение письменной традиции на языке народа, развитие образования, приобщение народы к общечеловеческой культуре и внесение своего вклада в общечеловеческую культуру – все это повышает этническое самосознание народа. В таком народе высок престиж родного языка. В нем видят важнейшее культурное достояние, отражение истории и народного духа. Поэтому для народа с развитым самосознанием невозможен бездумный отказ от родного языка, как бывало в дописьменные времена.

Двуязычие (и многоязычие) все шире распространяется в современном мире. При этом совместное функционирование разных языков в одном социуме характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, возрастает объем коммуникации на каждом языке, расширяются их социальные функции. С другой стороны, идет процесс, аналогичный стилистической дифференциации языка в одноязычной ситуации: языки дифференцируются в функциональном отношении. Такая координированность языков, отношения взаимной функциональной дополнительности в рамках социума способствуют превращению двуязычия в единую функциональную систему, что обусловливает целесообразность и поэтому устойчивость двуязычных ситуаций.


Причина наличия несбалансированных языковых ситуаций

И одноязычные, и многоязычные языковые ситуации редко бывают сбалансированными. В одноязычной ситуации баланс функций разных форм существования языка, имеющего письменность, невозможен по определению. Ведь литературный язык, его отдельные стили и противостоящие литературному языку территориальные диалекты и жаргоны различаются именно функциями. Язык, в котором сформировалась его литературная форма, всегда представляет собой определенную иерархию языковых подсистем, при этом его нормативный (литературный) вариант находится в вершине иерархии.

Сбалансированные одноязычные ситуации, по-видимому, были возможны в бесписьменных раннефеодальных обществах, когда территориальные диалекты какого-то языка обладали равным социальным статусом, а наддиалектные койне или литературный язык (т.е. варианты с более высоким статусом) еще не сложились.

Сбалансированные многоязычные ситуации также достаточно редки. 4 языка Швейцарии и 2 языка Бельгии юридически равноправны, используются в государственном управлении, армии, суде, учебных заведениях, массовой коммуникации. Однако юридическое равноправие – необходимое, но далеко не всегда достаточное условие для фактического равновесия языков. В Швейцарии на ретороманском языке говорит 50 тыс. человек – менее 1% населения. При этом в соседней Италии, где ретороманцев 720 тыс.человек, язык официально не признан и считается диалектом итальянского языка). В то же время французский, немецкий, итальянский языки – основные языки в крупных европейских государствах и языки международного общения. Естественно, что социальный статус ретороманского языка фактически не может быть равен положению остальных языков Швейцарии.

В Бельгии фламандский (нидерландский) язык численно преобладает (фламандцев – 5 млн, франкоязычное население – 4,3 млн). Однако в силу большей социальной активности франкоязычного населения Бельгии, а также в силу большей международной престижности французского языка, равновесность ситуации постепенно смещается в его пользу.

Таким образом, редкость и неустойчивость сбалансированного двуязычия объясняется тем, что полной симметрии в социально-этнических условиях сосуществования двух языков в одном обществе практически не бывает. Следует принять во внимание индивидуальные (псиохолингвистические и психологические аспекты двуязычия. Сбалансированная двуязычная ситуация была бы возможна в том случае, если бы большинство членов некоторого социума владели полностью обоими языками, использовали бы их в любых речевых ситуациях, с легкостью переключались с одного языка на другой, не смешивая при этом системы разных языков. Но, по мнению специалистов, полное и автономное (без смешения языков) владение двумя языками превышает обычные возможности человека.

В его языковом сознании отдельные черты неродного языка ошибочно уподобляются строю родного (или основного) языка. Происходит интерференция двух языковых систем, т.е. их частичное отождествление и смешение, что приводит к ошибкам в речи (иногда на одном, иногда на обоих языках).

Следует учитывать и функциональный (социолингвистический) аспект проблемы. В той психологической программе, которая определяет речевое поведение двуязычного индивида, два языка не могут быть функционально тождественны. Например, в семейном общении преобладает какой-то один язык. За пределами семейного общения также наблюдается тенденция к дифференцированному выбору языка в зависимости от ситуации общения, темы, собеседника. Так происходит функциональная специализация языков в индивидуальной речевой практике. Применительно ко всему двуязычному социуму это оборачивается тенденцией к функциональному разграничению языков.


^ Вопросы по теме

  1. Как возникает первичное двуязычие и что является его характерной чертой?

  2. Почему переводы конфессиональных книг в Средние века становились крупнейшими событиями в социальной истории многих языков?

  3. Каковы предпосылки функционального двуязычия культового и народного языков?

  4. Что такое функциональное двуязычие?

  5. Что представляет собой несбалансированная языковая ситуация? В каких странах языковую ситуацию можно считать сбалансированной?

  6. Когда и в связи с чем возникает потребность в международных языках?


Литература

  1. Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917−2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. Изд.2-е, доп. М.: Крафт+, Ин-т востоковедения РАН, 2000.

  2. Аюпова Л.Л., Салихова Э.А. Социолингвистика. Учебное пособие. Уфа: Восточный университет, 2006.

  3. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: Учебное пособие. СПБ.: ИЦ «Гуманитарная Академия»; Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. С.186−196.

  4. Кениг М. Культурное разнообразие и языковая политика // Решение национально-языковых вопросов в современном мире / РАН; Отд-ние языка и лит-ры; Ин-т языкознания; Под ред. акад.Е.П.Челышева. М.СПб.: Златоуст, 2003. С.1019.

  5. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. 2-е изд., испр. М.: Аспект-Пресс, 2000. С.101−110.

  6. Успенский Б. Языковая ситуация и языковое сознание в Московской Руси: восприятие церковнославянского и русского языка // Византия и Русь. М., 1989. С. 206‒226 [Электронный ресурс]// Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/libr_min/u/uspen_b2.html (дата обращения 30.12.2010).

  7. Филин Ф.П. История общества и развитие двуязычия // Социолингвистика: хрестоматия. Федер.агентство по образованию, ГОУ Читин. гос. ун-т ; авт.-сост. Л.М. Любимова и С.Е. Баянова. Чита: Читинский государственный университет, 2005. С.62‒80.



Скачать 143.33 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты