Домой

Ми сми как образец единства и солидарности еврейского народа, поднявшегося над классовыми, социальными и этническими противоречиями ради «борьбы с общим врагом»




Скачать 302.98 Kb.
НазваниеМи сми как образец единства и солидарности еврейского народа, поднявшегося над классовыми, социальными и этническими противоречиями ради «борьбы с общим врагом»
Дата09.02.2013
Размер302.98 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Восточные евреи в израиле
Голда Меир, премьер-министр Израиля (1)
Передовицасефардской газеты к 40-й годовщине основания государства Израиль.
Подобные работы:




16.09.2011



Израильское общество преподносится нам буржуазными СМИ как образец единства и солидарности еврейского народа, поднявшегося над классовыми, социальными и этническими противоречиями ради «борьбы с общим врагом». Не взывает сомнения, что необходимость подавления населения колонизируемой страны и перераспределения ресурсов на основе происхождения и цвета кожи ведет к консолидации поселенцев. Мощные движения белого пролетариата в Алжире и ЮАР, существовавшие в начале 20 столетия, были сведены на нет с помощью подкупа белой рабочей аристократии за счет угнетенного коренного населения. Вместе с тем, классовые, социальные и этнические противоречия среди колонистов были и остаются существенным фактором, который нельзя игнорировать.

^ ВОСТОЧНЫЕ ЕВРЕИ В ИЗРАИЛЕ

 

Восточные евреи составляют около 35-40% от еврейского населения Израиля – но до сих пор их присутствие более заметно на заводах, в кварталах бедноты и в тюрьмах, чем в кабинетах власти

«Еврей это тот, кто говорит на идиш».

^ Голда Меир, премьер-министр Израиля (1)

«Сегодня 40 лет независимости ашкеназскогогосударства именуемого Израилем – но кто это будет праздновать? Наши восточныебратья в тюрьме? Наши сестры-проститутки в Тель-Барухе? Наши дети в школах –будут ли они праздновать падение уровня образования? Будем ли мы праздноватьашкеназский театр Кишон Саллах? Или рост фанатизма в нашей общине? Отказ отмира? То, что восточная музыка транслируется на периферии СМИ? Безработицу в городахразвития? Похоже, «мизрахим» нечего праздновать. Радость и свет только дляашкеназов и во славу ашкеназского государства».

^ Передовицасефардской газеты к 40-й годовщине основания государства Израиль.

Израильское общество преподносится нам буржуазнымиСМИ как образец единства и солидарности еврейского народа, поднявшегося надклассовыми, социальными и этническими противоречиями ради «борьбы с общимврагом». Не взывает сомнения, что необходимость подавления населения колонизируемойстраны и перераспределения ресурсов на основе происхождения и цвета кожи ведетк консолидации поселенцев. Мощные движения белого пролетариата в Алжире и ЮАР,существовавшие в начале 20 столетия, были сведены на нет с помощью подкупабелой рабочей аристократии за счет угнетенного коренного населения. Вместе стем, классовые, социальные и этнические противоречия среди колонистов были иостаются существенным фактором, который нельзя игнорировать.

Из выпусков новостей может возникнуть впечатление,что Израиль заселен исключительно выходцами из Европы и Америки. Фамилии ивнешний облик большинства израильских министров, политиков и бизнесменов,казалось бы, подтверждают этот тезис. Но если вы отклонитесь от привычныхтуристических маршрутов и приедете в израильские провинциальные городки на югеи севере страны, то увидите множество израильтян восточного и африканскогопроисхождения.

Исторически евреи делятся на две крупныесубэтнические группы – ашкеназов и сефардов. Ашкеназы – это выходцы из Германии(Ашкеназ), которые на исходе Средневековья в своей массе переселились на Восток– в Центральную и Восточную Европу. Сефардами называют выходцев из Испании(Сфарад), изгнанных со своей родины в 15 веке. Большинство сефардовэмигрировало на Восток и расселилось по территории Османской империи – от Салоникдо Маракеша. Но некоторые сефарды обосновались в Западной Европе – например, вГолландии.

В Израиле ашкеназами как правило называют всехевропейских евреев, а сефардами всех восточных евреев, хотя это не совсемверно. Так, многие йеменские евреи – это потомки арабских племен, принявшихиудаизм, а многие марокканские евреи – это обращенные в иудаизм берберы.Поэтому, говоря о восточных евреях, было бы точнее использовать ивритскийтермин «мизрахим» – то есть, «восточные».

На сегодняшний день восточные евреи составляют около35-40% от еврейского населения Израиля – но до сих пор их присутствие болеезаметно на заводах, в кварталах бедноты и в тюрьмах, чем в кабинетах власти.Как можно объяснить это явление в стране «для всех евреев»?

В 1988 году профессор Нью-Йоркского университета,иракская еврейка Элла Шохат, выпустила в свет работу «Израильские внутренниеколонии», в которой был представлен обзор истории интеграции Восточных евреев визраильское общество. Эта статья стала важным этапом в ревизии сионисткоймифологии, созданной вокруг судьбы «мизрахим» в Израиле.

Официальная израильская историография повествует отяжелой жизни восточных евреев в арабском мире, в условии нищеты, невежества ипостоянных гонений. После основания государства Израиль «мизрахим» былиизгнаны арабами из своих домов и нашли прибежище в «земле текущей молоком имедом». Естественно, это соответствовало многовековым сионистским чаяниямвосточных евреев.

Спасенные от жесткого арабского ига эмигрантыоказались в процветающем западном обществе, с его терпимостью, демократией и«человеческими ценностями», которые вошли в противоречие с их левантийскимипривычками и образом жизни. Прибывшие с деспотичного, неграмотного,сексистского Востока «мизрахим» были консервативны, религиозны и реакционны.Кроме того, они были полны ненависти к угнетавшим их арабам, и потому до сихпор выступают против любого разумного урегулирования палестино–израильскогоконфликта. Израильские политические институты, образовательная система исоциальные службы сделали все возможное, чтобы успешно интегрировать своихеврейских братьев c Востока в израильское общество.

Между тем, как отмечает Шохат, с момента своегосоздания сионизм был чисто европейским колониальным движением, и в первыедесятилетия своего существования не проявлял никакого интереса к евреям Востока.Будущий Израиль должен был стать государством эмигрантов из Польши, России,Австро-Венгрии и Германии – «маленькой Швейцарией» на Ближнем Востоке.Присутствие восточных евреев в нем не планировалось.

Со своей стороны евреи Северной Африки, Азии и Палестины,не проявляли никакого интереса к сионистскому проекту. Живя в непосредственнойблизости от Палестины, они никогда не пытались вернуться «на историческуюродину». Будучи представителями мелкой и средней буржуазии, ремесленниками икупцами, представителями свободных профессий, восточные евреи в целом былифинансово обеспеченными людьми. Еврейские семьи Жаке, Бушара, Бакри, Буснаш, втечение многих лет доминировали среди евреев Алжира, а также вфинансово-торговой сфере всей страны. Коэн Бакри, четверо его сыновей изять создали консорциум,контролировавший большую часть алжирской торговли. Еврейские банкиры получилимонополию на торговлю зерном. Агенты Бакри работали в городах Африки, Леванта икрупных центрах Европы. Процессы разложения феодального общества и миграции, вкоторые были втянуты евреи Восточной Европы обошли «мизрахим» стороной. Посленачала европейской колонизации, евреи нашли общий язык с колониальными властямии зачастую, не без выгоды для себя, выступали в качестве посредников между европейцамии коренным населением. Например, в Алжире местные арабоязычные евреи получилифранцузское гражданство в 1870 году – невиданная милость для туземцев! Несмотря на то, что история взаимоотношенийевреев Востока с соседними народами не была безоблачной, она, как пишет Шохат,отнюдь не являлась хроникой погромов. Политэтнический и поликонфессиональныймусульманский мир был гораздо терпимее европейского общества. Более того,либерализация и европеизация 19-начала 20 века ускорила интеграцию «мизрахим» вокружающие их арабское, турецкое и иранское общества. Евреи внесли значительныйвклад в арабскую культуру – и многое из нее заимствовали. Либеральные реформыоткрыли для евреев путь в органы государственной власти. В 1940-х годахминистром финансов Ирака был еврей Исаак Сасон, а министром финансов Египта –Ямас Санау.

Многие «мизрахим» не скрывали своих антисионистскихнастроений. В сионизме они видели, во-первых, религиозную ересь (ведь согласноканонам переселение евреев в Эрец-Исраэль возможно только после прихода Мессии– Машиаха), а во-вторых – фактор, которой может осложнить отношения с соседями.Руководство иракских евреев открыто выступало против сионизма. В 1929 годуверховный раввин Ирака опубликовал открытое письмо, в котором отрицал сионизм идекларацию Бальфура. (2) Не менее активную позицию заняли сефарды Палестины –коренные жители этой страны, которых еще называли «Старым ишувом». В 1920 годуони подписали антисионистскую петицию палестинских арабов к британским властям.В 1923 году среди сефардов раздавались лозунги против «ашкеназского сионизма» ив поддержку Мусульмано-Христианского комитета Муссы Хассам аль Хусейни.Активная оппозиция «Старого иешува» привела в 1924 году к убийству Яакова деХаана, застреленного на ступенях синагоги больницы Шаарей-Цедек заантисионистскую деятельность боевиком «Хаганы», по приказу будущего президентаИзраиля Ицхака Бен-Цви. (3)

Заметим, что палестинское движение на первых порахтоже четко разделяло сионистов и евреев «которые живут в мире между арабов». Впетиции иерусалимских арабов от ноября 1918 говорилось: «Мы хотим жить в…равенстве с нашими братьями-израильтянами, рожденными в этой стране, их права –это наши права, и их обязанности – это наши обязанности» На всесирийскойконвенции 1919 года присутствовали и арабские евреи. На первой антисионистскойдемонстрации 1920 года в Назарете выкрикивали лозунги: «Евреи, люди этойстраны, жившие с нами до оккупации – наши братья, и евреи во всем мире нашибратья!»

Несмотря на то, что «мизрахим» не собирались содействоватьреализации сионистской мечты, а европейские сионисты даже и не думали об ихпривлечении к этому проекту, в начале 20 века восточные евреи все-таки началипереселяться в Палестину. Чем это было вызвано?

Одним из базовых понятий сионизма был принцип «аводаиврит» – «еврейская работа». Он восходит еще к временам еврейского«Просвящения» («Хаскалы») 18-19 вв., и подразумевает переход евреев кпродуктивному, облагораживающему, производительному труду. В контексте сионистскойидеологии «авода иврит» подчеркивала разницу междуэксплуататорами-колонизаторами и еврейскими поселенцами, которые будутзарабатывать кусок хлеба своим трудом. Но практическая реализация этогопринципа привела к конфликту между евреями и арабами, «мизрахим» и ашкеназами и«мизрахим» и арабами.

Еврейские поселенцы стали сгонять с купленных имиземель арабских крестьян, чтобы начать их обработку руками евреев. Эмигранты-социалистыобрабатывали землю сами, но перед землевладельцами-евреями встал вопрос рабочейсилы. Бедные евреи из Восточной Европы, как правило, эмигрировали в Америку, ипоэтому стоимость еврейского труда в Палестине была достаточной высокой. Всоздавшейся ситуации восточные евреи оказались подходящей дешевой рабочейсилой, способной заменить и арабов и европейских евреев.

«Это место для евреев с востока, особенно персидскихи йеменских, профессиональных земледельцев» – писал в 1908 году Яаков Теон. Емувторила газета «Хацви»: «Эти примитивные, естественные рабочие способны делатьлюбую работу, без стыда, без философии, и без поэзии. …Это не моя идея, чтойеменские элементы должны остаться в своем нынешнем статусе. Да – в ихварварском, диком, настоящем статусе. … Йемениты существуют сегодня на том же отсталомуровне, что и феллахи. …Они могут занять место арабов».

Для реализации этих планов в Йемен было направленывербовщики, которым удалось до начала Первой мировой войны завербовать наработу в Палестину около 10 тыс. человек. Людей, приезжавших в «землю текущуюмолоком и медом», селили в хлеву или просто предлагали спать в поле. Этоповлекло за собой массовую смерть младенцев. Еврейские латифундисты заставлялиженщин и детей работать по 10 часов в день. Приехавшие эмигранты из Йемена неимели никакой социальной защиты. Созданные эмигрантами из Европы профсоюзы икооперативы не принимали их в свои ряды. Но уже упомянутый выше Яаков Теон,радостно писал в 1907 году: теперь «мы можем иметь женщин и девочек-подростков, которые будут работать в домашнем хозяйстве и заменят арабскихженщин, которые берут высокую плату. Теперь прислуга будет в доме почти каждогоколониста».

Первая мировая война и эмиграция евреев Европы в1920-х и 1930-х годах надолго закрыли тему эмиграции евреев Востока.Руководство ишува (самоназвание сионистского поселения в Палестине до основаниягосударства Израиль) продолжало строить государство для европейских евреев.Место для «мизрахим» в нем предусмотрено не было. В 1948 году, при формированиипервого израильского кабинета, вопрос участия в нем министра не-европейцавызвал острые дискуссии, сводившиеся к подбору для него наименее значительногопоста. Как говорил Давид Ремез из правящей партии МАПАЙ: «У сефардскогоминистра не должно быть никаких грандиозных претензий». В итоге участники спорарешили укомплектовать правительство исключительно ашкеназами. Но вскоре израильскому правительству пришлось вернуться к теме импорта восточных евреев.

К 1949 году планы «большой европейской алии»потерпели полный крах. Большинство выживших евреев Европы предпочли барачным прелестямжизни в Эрец-Исраэль «страдания» в европейском или американском галуте. Несбылась и мечта об эмиграции советских евреев. Сталин осознал, что финансовозависимая от США страна никогда не будет его союзником и прекратил поддержкусионистского проекта. Израиль испытывалострую нехватку рабочих рук и штыков, для освоения и удержания обширных земель,захваченных в 1947-1949 годах. Вопрос привлечения эмигрантов с Востока снова встална повестку дня.

Идея приема «восточных братьев» не вызвала визраильской верхушке никакого восторга и породила острую полемику. Израильскаяэлита вообще была склонна рассматривать как не вполне полноценных всех«галутных жидков». (4) А уж «черные» восточные евреи, «черные животные» («schwartzechaise»), были для них существами четвертого сорта. Первый премьер–министр Израиля,Давид Бен-Гурион называл их «мусором». В 1949 году журналист АрьеГельблум писал: «Это эмиграция расы, которую доселе мы не знали в нашей стране…Мы имеем дело с людьми, чей примитивизм бьет все рекорды, чей уровень знанийблизок к полному нулю, и что еще хуже, им не дано понять что либо мало-мальскиинтеллектуальное. В целом, они лишь чуть лучше общего уровня арабов, негров иберберов того же региона. В любом случая, их уровень даже ниже тех показателей,что мы видели у бывших арабов Эрец-Исраэля. Эти евреи так же не имеют корней виудаизме и полностью подчинены чувствам и примитивным инстинктам… Так же, как иу африканцев, вы найдете у них карточные игры, алкоголизм и проституцию. Убольшинства из них серьезные глазные, кожные и венерические заболевания…Хроническая лень и ненависть к труду, нет ничего безопасного в этих асоциальныхэлементах…»

И все же, практические соображения взяли верх надрасистскими инстинктами израильской верхушки. В Марокко, Йемен, Ирак и другиевосточные страны были посланы израильские эмиссары. Посланники хорошо понимали,что речь прежде всего идет об импорте дешевой рабочей силы. В их инструкцияхбыло четко прописано, что в Израиль следуют вести только молодых и здоровыхрепатриантов. В Марокко, в начале 50-х годов эмигрантов заставляли выполнятьфизические упражнения, осматривали их зубы и мускулы. Глава миссии в Йемене,Шмуэль Явнели, в открытых документах витиевато слал «нашим братьям Бней-Израэльиз далекой Йеменской земли, приветствие из Эрец-Исраэль». Но в своих отчетах наоснове антропологических данных сравнивал работоспособность различных еврейскихплемен. Ицхак Рафаэль из Национально-религиозной партии успокаивал руководство«Сохнута»: «не стоит беспокоиться касательно приезда [в Израиль] большого числахронически больных, им надо идти пешком [до места посадки в самолеты] околодвух недель. Серьезно больные не способны проделать такой путь».

Но у израильских посланников имелась еще однапроблема. Как мы писали выше, «мизрахим» не стремились в Израиль. В 1950 году,когда иракское правительство предложило евреям свободный выезд в обмен налишение гражданства и имущества, страну покинуло только несколько человек. Мифо том, что арабские страны изгнали своих евреев в ответ на провозглашениеИзраиля является не более чем сказкой «асбары».

Во-первых, значительная часть арабских стран –Марокко, Алжир, Тунис – к моменту основания Израиля являлись колониямиевропейских стран. Во-вторых, арабские режимы не собирались помогать Израилюлюдскими ресурсами и квалифицированными специалистами. Как правило, эмиграцияевреев в арабских странах была запрещена или тщательно контролировалась.Сионистские посланники действовали нелегально.

Правда, нужно отметить, что многие евреи арабскихстран чувствовали себя неуверенно в связи с началом подъема арабского национальногоосвободительного движения. Часто евреев обвиняли в слишком тесных связях сколонизаторами. Но были и другие примеры. Комитет национального освобожденияАлжира дважды специально обращался к «соотечественникам исраэлитам» с призывомпринять участие в борьбе за освобождение родины. Алжирские евреипроигнорировали это послание, и предпочли уехать вместе с «черноногими».Правда, не в Израиль – а, главным образом, во Францию.

Шохат пишет, что для пробуждения «сионистскогосамосознания» израильские агенты использовали различные неординарные методы.Массовый исход иракских евреев начался после череды взрывов бомб у еврейскихобщинных учреждений. 14 января 1951 года взрыв в синагоге Багдада унес жизничетырех человек. За этим терактом стояли агенты израильской разведки ипробританские круги правительства Нури Сади, финансово заинтересованные вотъезде евреев. Как всегда сионисты и антисемиты действовали рука об руку.

Еврейские эмигранты из стран востока попадали втранзитные лагеря для эмигрантов, с нечеловеческими условиями существования.Еврейское Агентство сообщало из Алжира «о более чем 50 людях, живущих в комнатечетыре на пять квадратных метра». Врач, работавший в лагере в Марселе(некоторых эмигрантов везли в Израиль через Францию), писал о причинах массовойдетской смертности: «Я не могу понять, почему эмигранты из европейских странобеспечиваются одеждой, в то время как эмигранты из Северной Африки не получаютничего». Смерть косила и переселенцев в транзитных лагерях Йемена. Заметим, чтои спустя десятилетия, практика транспортировки эмигрантов из стран третьегомира в Израиль не сильно изменилась. Во время отправки в Израиль эфиопскихевреев в начале 80-х годов («Операция Моше») местные координаторы ЕврейскогоАгентства грабили и насиловали репатриантов в аналогичных транзитных лагерях.По прибытию в Израиль эти сионистские активисты были срочно переправлены вКанаду – подальше от тех людей, которых они везли в Израиль.

Эмиграция в Израиль сошла на нет, как только долюдей стала доходить информация, что их ждет впереди. Некоторые вернулись изтранзитных лагерей домой. Другие, по словам сотрудников «Сохнута», «былипосажены на борт корабля силой». Оптимисты полагали, что по прибытию в «Землюобетованную» трудности останутся позади. Но это было не так.

По прибытию в Израиль эмигранты проходилиунизительную процедуру дезинфекции, а затем их судьба оказывалась в рукахчиновников. Сначала у «мизрахим» отнимали их имена – как «не-еврейские» и«арабские». Вместо них в документы вписывались спешно выдуманные ивритскиеимена и фамилии. Затем приехавших в страну отправляли на поселение. Желаниясамих эмигрантов в этом вопросе не учитывались. Воля «богоподобных» чиновниковразделяла общины и целые семьи. «Мизрахим» расселялись прежде всего вприграничных районах, в рамках программы «укрепления границ». Их домамистановились покинутые арабские деревни или барачные городки – «маоборот».

В отличие от хорошо укрепленных приграничныхкибуцев, куда восточных евреев не принимали, «маоборот» были совершеннобеззащитны перед атаками палестинских партизан-федаинов или тех палестинцев,что пытались вернуться в свои дома, чтобы забрать вещи или обработать лежащий уграницы надел земли. Эмигранты с Востока фактически стали живым щитом награнице. Это подтверждают и арабские источники. Так, в отчете о рейде натерриторию Израиля, один из федаинов пишет, что когда они захватили еврейскогопоселенца, тот рухнул на колени и взмолился о пощаде во имя Пророка. Труднопредставить европейского еврея, который молил бы о милости таким образом – даеще, по-видимому, на арабском языке. Разумеется, нападения палестинцевпровоцировали в среди «мизрахим» антиарабские настроения – точно в соответствиис политикой «разделяй и властвуй».

В городах выходцев с востока направляли в кварталы,покинутые арабами. Считалось нормой поселить несколько семей в одну квартиру.Власти никогда не селили в одних районах выходцев из Европы и выходцев сВостока. Инфраструктура, образование, здравоохранение в местах проживания«мизрахим» финансировались по остаточному принципу.

Дешевая, мобильная и манипулируемая сефардскаярабочая сила стала основой для израильского экономического роста 1950-х.Политика занятости еврейского государства в первые годы его существованиястроилась на расовых и этнических принципах. Даже образованный выходец сВостока не мог быть начальником. Он всегда должен был подчиняться европейцу. Писательи публицист Израэль Шамир вспоминал, что в Израиле в начале 70-х годовдиректором, как правило, являлся ашкеназ, десятником – восточный еврей, арабочим – араб. Это соответствует схеме, существовавшей во многих колониальныхстранах, где между белыми «господами» и покоренными народами существоваланеполноценная «цветная» прослойка – индусы, арабы, китайцы, которой отводилисьфункции квалифицированных рабочих, торговцев и мелких служащих.

Большинство эмигрантов стали низкооплачиваемымистроительными рабочими. Сельскохозяйственные поселения, основанные «мизрахим»,получали меньше земли и на худших условиях, чем европейские евреи – и поэтомуредко были конкурентоспособны. «Мизрахим», занятые в сельском хозяйстве, чащевсего становились батраками в кибуцах, выступавших в качестве коллективных эксплуататоров-землевладельцев.Когда в начале 60-х годов в Израиле началась индустриализация, выходцы сВостока стали промышленным пролетариатом. Но израильское профсоюзноеобъединение – «Гистадрут», не спешило принимать восточных евреев в свои ряды.Иностранных инвесторов, прежде всего евреев из США, привлекала дешевизна рабочейсилы «мизрахим». В южных районах страны стали возникать моногорода, обслуживающиефабрики. Еще в конце 80-х годов рабочие на текстильных фабриках получали150-200 долларов в месяц, что сравнимо с зарплатами стран третьего мира.

Сойдя на землю Израиля, сотни тысяч восточных евреевоказались обречены на нищету, утрату своего социального статуса и прозябание.Их кварталы превратились в зоны бедности, безработицы, преступности ипроституции. Это в свою очередь порождало массовое недовольство. Чтобы удержатьконтроль над «мизрахим» правительство применяло различные политические,экономические и идеологические методы. Начнем, пожалуй, с последних.

Тысячи юных марокканцев, иракцев и йеменцев сразу поприезду в Израиль были взяты от родителей (порой принудительно) и направлены винтернаты, где их учили в «правильном» сионистском духе. Элла Шохат пишет, чтоподобно учебникам французской империи, из которых юные вьетнамцы и сенегальцыузнавали о «наших предках галлах – светловолосых с голубыми глазами»,израильские учебники рассказывали юным марокканским, йеменским и иракскимевреям, об «их предках», живших в штетлах (местечках) Восточной Европы.Колонизаторы отнимали у колонизируемых их историю. История евреев Востока истран, где они жили, оказалась вычеркнута из школьной программы. С точки зрениясионистской историографии восточные евреи и арабы появлялись на историческойсцене только после возникновения сионизма, когда евреи обновили библейскиймандат. Ладино (язык сефардских евреев) и еврейско-арабские диалекты оказалисьпод запретом. Имена арабоязычных еврейских писателей и поэтов – Анвара Шауля,Мурада Михаэля, Салим Дарвиша – были вычернуты из учебных программ. Дажегиганты еврейско-арабской культуры – Маймонид, Йехуда-ха-Леви, Ибн Гвироль –трактовались как деятели «европейской» или «испанской» цивилизации.

Учителя объясняли детям, что все «арабское ивосточное» враждебно Израилю. Темная кожа, арабский язык, музыка, и дажегостеприимство были объявлены недостатками. Детей учили стыдиться своихродителей. Этот стыд стимулировался многочисленными случаями, когда восточныхевреев принимали за арабов, арестовывали и избивали. Видя себя глазамиашкеназов, «мизрахим» начали себя ненавидеть. Теперь еврейская «самоненависть»,«selbst-hass», стала и их болезнью. В ней так же кроется и неприязнь выросших вИзраиле восточных евреев к арабам. Видя их, они видят самих себя – точнее,именно то в себе, что их научили ненавидеть.

Уже в аэропорту или в порту эмигрантов ждалипредставители израильских политических партий, в задачу которых входилаинтеграция новоприбывших в израильскую политическую систему. Читатели,наверное, помнят блестящий фильм Мартина Скорцезе – «Банды Нью-Йорка», гдеагенты Тамани-Холла, встречали сходивших на берег голодных переселенцев изИрландии куском хлеба. Власти так же манипулировали эмигрантами через старейшини лидеров общин, чья власть поддерживалась в обмен на мобилизацию избирателейна выборы и пропаганду лояльности израильскому государству.

Немаловажную роль играло и экономическое принуждение.Напомним, что до конца 70-х годов Израиль был фактическим однопартийнымгосударством, где монополия на власть принадлежала партии МАПАЙ. Представителипартии и связанного с ней «Гистадрута» жестко контролировали большинство рабочихмест, и использовали это для укрепления своей власти. Рабочим-«мизрахим»предлагалось голосовать прямо на рабочем месте, причем перед выборами ихпредупреждали, что уже на следующий день количество приехавших на работу людейбудет точно соответствовать числу карточек МАПАЙ, найденных в избирательнойурне. В начале 60-х годов желающим получить работу прямо предлагалось вступатьв правящую партию.

Даже духовная жизнь эмигрантов жестокорегламентировалась. Элла Шохат пишет о парадоксе светского сионизма:ашкеназские евреи страдали от Запада и их взоры были обращены на Восток – ноидеологически и геополитически их государство смотрело исключительно на Запад.Глядя на сефардов, ашкеназы снова увидели, какими они были в прошлом. Эмиграцияиз третьего мира и мусульманских стран вызвала у светских европейских евреевволну антисемитизма. «Традиционная еврейская культура» стала синонимом«отсталого», «восточного», того, от чего следует избавиться.

По этой причине, борьба с религиозностью восточныхевреев велась с такой же энергией, как и борьба с их культурой и историей. Спожилых людей срезали пейсы, им навязывалась светская одежда, детей обучалитолько по светским программам. Там же, где религиозное образование допускалось,оно было поставлено под контроль ашкеназских раввинов с их «правильными»стандартами средневековой Речи Посполитой.

Несмотря на то, что «мизрахим» очень старались стать«правильными» израильтянами и прилежно убивали в себе все «восточно-еврейское»,израильский истеблишмент продолжал открыто высказывать презрение и ненависть к«черным». Элла Шохат отмечает, что это более чем забавная реакция – ведь вЕвропе начала 20 века «черными» называли как раз ашкеназских евреев (так,например, иногда называли евреев в царской России и в СССР в 20-е годы). Теперьже они основали «свое» европейское государство» и у них появились свои «черные»– выходцы с Востока.

Социологические и исторические трудыпротивопоставляли «креативных и идеалистически настроенных» европейских рабочих,приехавших поднимать Эрец-Исраэль, тупым и покорным выходцам из Марокко иЙемена.

Ашкеназы провозглашались «солью земли». С 1950 годовпопулярной темой для обсуждения в израильских вузах стала «этническаяпроблема». Профессор Йозеф Гросс писал о «ментальном регрессе» и «отсутствиисобственного я» у восточных евреев. В 1964 году Кальман Каценельсон опубликовалтрактат «Ашкеназская революция» об опасности пребывания в Израиле большогочисла восточных евреев – так как со временем это приведет к исчезновению чистойевропейской крови в результате смешанных браков.

Даже «дружественно настроенные» газеты,радиопередачи, детские книжки делали упор на «экзотичность» восточных евреев.Как правило, их изображали в традиционных одеждах, в синагогах, на фольклорныхмероприятиях – но никак не за рулем автомобили или на университетской кафедре.Шохат отмечает, что правители Израиля проецировали на восточных евреев своеместечковое прошлое, не вполне осознавая, что такие мегаполисы как Стамбул,Багдад и Александрия несколько отличаются от великих европейских культурныхцентров – Жмеринки, Бердичева и Крыжополя. Даже операции по трансферу восточныхевреев в Израиль носили «ориенталистские» названия – «Али Баба»,«Ковер-самолет».

Но не все «мизрахим» из «любви к Сиону» безропотнойсносили свою участь.

Уже в транзитных лагерях имели место демонстрациипод лозунгами: «хлеба и работы!». Давид Хорвиц, министр финансов приБен-Гурионе, охарактеризовал настроение восточных евреев в лагерях каквзрывоопасное и мятежное. В 1959 году в хайфском квартале Вади-Салиб произошловосстание «мизрахим» против нищеты и дискриминации, под лозунгом: «КорольМарокко, забери нас обратно!». Выступление было подавлено силами армии иполиции.

В начале 1970-х годов в Израиле возникло движение «Черныепантеры», охватившее молодых выходцев из Марокко. Это название былозаимствовано у негритянского движения в Америке – но оно так же намекало накличку «черные животные», данную израильской верхушкой выходцам с Востока.«Черные пантеры» были инициаторами многотысячной демонстрации в Иерусалиме в мае1971 года, года народ забросал полицию камнями и «коктелями Молотова». 170человек было арестовано, еще 35 человек – ранено. Ранения получили 70полицейских.

Власти отреагировали на протесты истерикой в прессе. Она писала о «восстании люмпенов» и «этнических тенденциях, которыераскалывают единство нации». (Как отмечает Элла Шохат, ашкеназские организациии партии никогда не считали себя этническими, и подразумевали, что являются«институтами для всех граждан». Что, вообще говоря, не мешает сефардам говоритьпро «ашкеназские газеты», «ашкеназское телевидение», «ашкеназский суд» и дажепро «ашкеназскую армию»). Недовольство объяснялось подстрекательством изаговором – дескать, воду в транзитных лагерях мутили левые иракские эмигранты,а в Вади Салибе и в Иерусалиме 1971 года протестовали склонные к насилию марокканцы.

Заметим, что «Черные пантеры» были левым движением,близким к компартии. Они призывали к «настоящему диалогу с палестинцами»,которые, по их словам, были «интегральной частью политического ландшафта на БлижнемВостоке». Они были одной из первых израильских групп, встретившихся спредставителями ООП.

В 1982 году беспорядки «мизрахим» в Иерусалимеповторились – после того как полицейские убили сефарда, незаконно выстроившегопристройку в своем бедном районе.

К сожалению, в конечном итоге, протест выходцев сВостока был использован крайне правыми силами. Почему это случилось?

Единственной крупной оппозиционной партией Израиляна протяжение всей послевоенной эпохи был «Херут» Менахема Бегина. Именно эта правая партия стала центром притяжения «протестного голосования» «мизрахим».  Буржуазия и средний класс, оказавшиеся передлицом угрозы люмпенизации или пролетаризации, в большинстве случаев склоняетсяк ультраправым и фашистским настроениям. Так было и в Германии начала 30-х, и вВосточной Европе 90-х. Аналогичные процессы затронули и приехавших в Израильэмигрантов из бывшего СССР. 

За тридцать лет своего правления правящая партияМАПАЙ изрядно дискредитировала слово «социализм». А израильские профсоюзы, какмы уже писали выше, проводили относительно восточных евреев откровеннодискриминационную политику. Достигла своей цели политика «разделяй и властвуй»в отношениях между «мизрахим» и арабами. Как мы видели, восточные евреи былиподставлены под удары арабских атак на границе. «Мизрахим» были вынужденыконкурировать с арабами за низкооплачиваемую работу и зарплату, что позволялоэлитам манипулировать этими двумя группами. Многие восточные евреи изэкономических соображений отправились жить в поселения на оккупированныхтерриториях. Сегрегация позволяла палестинцам и «мизрахим» получать информациюдруг о друге главным образом из контролируемых истеблишментом СМИ. Правда, «мизрахим»говорили по-арабски, и были воспитаны в культуре Востока. Но многие из нихявлялись выходцами из среднего класса – и, к тому же, из крупных городов. Можнопредположить, что здесь кроется еще одна причина неприязни между «мизрахим» ипалестинскими крестьянами.

Голосование восточных евреев в поддержку «Херута»(позднее «Ликуда») в 1977 году привело к завершению эпохи однопартийной системыв Израиле. Это вызвало недовольство в рядах истеблишмента, который на тотмомент ассоциировал себя с партией МАПАЙ (позднее «Авода»). Ситуация еще большеобострилась после начала Ливанской войны 1982 года. Если значительная частьверхушки видела в этой войне ненужную авантюру правительства Бегина, то«мизрахим» восприняли антивоенные настроения как атаку на «свое» правительство.

Начало 1980-х годов стало временем рождения новогопропагандистского мифа о «Прекрасном Израиле, который мы потеряли в 1977 году»и «реакционерах с Востока». Известный либеральный политик Шуламит Алони безколебаний назвала «мизрахим» «дикими племенными силами». Генерал МордехайБар-Он, один из лидеров лево-либерального движения «Шалом Ахшав» (5) рассуждало том, что поведение выходцев с Востока объясняется «сильной ультраправойтенденцией», «лояльностью к персональному руководству Менахема Бегина»,«укоренившейся ненавистью к арабам», «естественной и традиционной тенденцией …следовать за харизматичным лидером». «Мизрахим» это примитивные восточные люди,которые воплощают все то, темное, что есть в Израиле: «они» уничтожилипрекрасный Израиль, превратили его в ультраправое антидемократическоегосударство, они поддерживают оккупацию, выступают против мира и т.д.

В 1983 году выходец из Марокко Иона Аврушми бросилгранату в демонстрацию «Шалом Ахшав». Жертвой теракта стал сотрудник института«Ван-Лир» Эмиль Гринцвайг, эталонный «белый» израильтянин, представительсреднего класса. К тому же, Гринцвайг был правозащитником и пацифистом. Известныйлиберальный журналист Амнон Данкнер откликнулся на случившееся статьей в газете«Ха-Арец», под заголовком: «Нет у меня сестры». Там, в частности, говорилось:

«Эта война [между ашкеназами и сефардами] не идет междубратьями – не потому что нет войны, а потому что нет братьев. Поскольку я –участник войны, которая навязана мне, я отказываюсь называть другую сторону «братьями».Они не мои братья, они не мои сестры, оставьте меня в покое, у меня нет сестры…Они накидывают вонючее одеяло любви к народу Израилю на мою голову, и призываютменя преодолеть культурные различия и чувство дискриминации… Они сажают менявместе с истеричным бабуином и говорят: «Окей, теперь вы вместе, начинайтедиалог». И у меня нет выбора; бабуин против меня и охрана против меня, и пророкилюбви к Израилю стоят около меня и шепчут мне в ухо: «Будь с ним ласков, брось емубанан. В конце концов, вы – братья».

Если бы Амнон Данкнер не был ашкеназскиминтеллектуалом, а был бы простым русским бандитом, он бы, наверно, лаконичнозаметил: «Не брат ты мне, гнида черножопая!». Но Данкнер – интеллигент, поэтомуне стоит винить его в излишнем многословии.

С точки зрения Эллы Шохат, причитания израильскихлевых либералов просто смешны. Речь идет о страдающих нарциссизмом людях,которые начали войну, убивали и мародерствовали, изгнали палестинцев с ихземель, годами навязывали «мизрахим» антиарабскую идеологию – а в итоге винятво всем своих жертв. Их стремление к миру ограничивается болтовней. Ашкеназскиеэлиты, разумеется, готовы заниматься проблемой социального и этническогонеравенства – но «только после заключения мира».

Профессор Шохат видела решение проблемы «мизрахим» всовместной борьбе с палестинцами и диссидентскими группами европейских евреев противсионистского государства. Но политические, социальные и экономические процессыв израильском обществе привели к иным результатам.

В 80-90-х годах наблюдатели отмечали растущуюинтеграцию восточных евреев в израильское общество. Увеличилось количество«мизраихим», получающих высшее образование и занимающих государственныедолжности, культура и история евреев Йемена, Марокко и Ирака получилаотображение в средствах массовой информации и в учебных программах. Израильскаяпропаганда, чуткая к новейшим идеологическим наработкам Запада, заговорила о «мультикультурном обществе», оставив миф о «новом еврейском человеке». Некоторые «мизрахим» смогли использоватьэкономический рост 90-х годов и преуспеть.

Однако, с другой стороны, процесс рыночных реформ привел к массовому закрытию предприятий в городах израильскойпериферии, к прекращению строительства социального жилья и сокращениюсоциальных пособий. И большинство «мизрахим» остаются в нижнейчасти пирамиды израильского общества.

Разочаровавшись в политике «Ликуда», с середины 80-хгодов многие выходцы с Востока стали отдавать свои голоса партии «ШАС» («Всемирноеединство сефардов, соблюдающих Тору»). Эта религиозно-националистическая партияимеет мало аналогов в Европе, но сильно напоминает исламские партии в соседнихарабских странах. Руководство партией осуществляет «Совет мудрецов Торы»,который и формирует партийный список на выборах в парламент. Растущее влияние«ШАС» вызвало сильное беспокойство в израильской верхушке. В 1999 году, послемноголетнего судебного процесса был отправлен за решетку один из самыххаризматичных лидеров этой партии – Арье Дери. Впрочем, беспокойствоизраильских верхов оказалось напрасным. Несмотря на популистские лозунги иритуальные обвинения «ашкеназов» и «русских гоев» во всех смертных грехах,партия «ШАС», во время своего пребывания в различных израильских кабинетах,проводила тот же антисоциальный курс, что и все прочие партии. И после чередыэлекторальных триумфов начала 1990-х избиратели охладели к «ШАС».

Как и раньше, большинство «мизрахим» поддерживаютультраправый лагерь.  «Мирный процесс»90-х годов, в ходе которого многие предприятия в Офакиме, Кирьят-Малахи,Ашкелоне и других периферийных городах были закрыты и вынесены в соседниеарабские страны или в специальные индустриальные зоны на границах спалестинскими землями, лишь укрепили эти настроения.  К тому же лейбористская партия «Авода»,преемница «МАПАЙ», придя к власти в начале 90-хх годов, проводила приватизациюи антисоциальную политику не мене активно, чем «Ликуд». Напомним читателям, чтоубийца премьер-министра Ицхака Рабина, Игаль Амир, также был восточным евреем,выходцем из Йемена.

***

История эмиграции восточных евреев важна не толькодля понимания колониальной и расистской природы израильского государства.Трагедия «мизрахим» может служить для анализа процессов связанных с «русскойалией» в Израиль, на рубеже 80-х и 90-х годов.

Как и «мизрахим», советские евреи были чуждысионистских стремлений, и, по возможности предпочитали эмигрировать в США. Лишь ограничения на эмиграцию в Америку, принятые под нажимомизраильского лобби, направили поток эмигрантов, бегущих из разрушавшегося СССР,в Израиль. Вызывают интерес и распространяемые в конце 1980-х годов слухи о«неминуемых» еврейских погромах. Учитывая практику сионистов в Ираке, вполневозможно, что речь идет о целенаправленной провокации израильских спецслужб.

Прибывшие в Израиль эмигранты рассматривалисьизраильскими властями как дешевая рабочая сила, которая должна была заменитьпалестинцев после начала первой интифады.

Стратегия «разделяй и властвуй», успешноиспробованная истеблишментом по отношению к «мизрахим», была с еще большимуспехом применена по отношению к выходцам из СССР. По приезду в Израиль«русские» должны были конкурировать на рынке дешевой рабочей силы как спалестинцами, так и с восточными евреями. Причем.ю эмигранты сталиконкурировать с «мизрахим» не только за низкооплачиваемую работу, но и за получениегосударственного жилья и социальных пособий.

Как и раньше государство стимулировало расселение эмигрантовв приграничных районах: Сдероте, Ашкелоне, Офакиме, Беер-Шеве на Юге и вКирьят-Шмоне на Севере. Там они становились «живым щитом» против атак палестинцев. Тысячи эмигрантов направилисьна оккупированные территории, где жилье предлагалось на льготных условиях и понизкой цене. За счет эмиграции из бывшего СССР такие поселения как Ариэль,Кирьят-Арба, Маале-Адумим превратились в крупные города, что делаетпалестино-израильское размежевание по линии 1967 года фактически немыслимым.

Правящие круги Израиля с блеском раздувалимежнациональную и межэтническую рознь. Как и раньше, «русские», «мизрахим» иарабы узнавали друг о друге при посредничестве израильских СМИ. Тот, кто читализраильские газеты последние два десятка лет, мог узнать, что эмигранты изстран СНГ – это вообще не евреи (что естественно ставит их на самые низшиеступени израильского общества), а сборище проституток, уголовников с купленнымидипломами, насильников над детьми, балующихся кровосмешением, и физическинечистоплотных личностей. Ора Намир, министр труда и социального обеспечения вправительстве Ицхака Рабина, даже заявила, что в семьях «русских» евреевпрактикуется инцест. (6)   

Естественно, «русские» – закоренелые арабофобы (7),как и восточные евреи. В израильских газетах и те и другие, как правило,противопоставляются добрым и гуманным коренным израильтянам европейскогопроисхождения.

Разумеется, по мнению израильских политиков иученых , эти многочисленные пороки русских евреев не могут быть результатом«абсорбции» в «демократическом» израильском обществе. Политики, эксперты,журналисты от Ури Авнери до Билла Клинтона дружно обличают выходцев из бывшегоСССР как «носителей тоталитарного сознания». Набор претензий в их адрес практически дословно повторяет обвинения вадрес «мизрахим»: «они украли у нас страну; они приехали не воплощать высокиесионистские стремления, а ради «виллы-вольво»; они превратили «либеральный и демократический Израиль» в злобное ультро-правоегосударство, возглавляемое Натаниягу и «Распутиным» – Либерманом».

Профессор Беер-Шевского университета Дан Каспи подчеркивает,что «русские» также являются «носителями кланового сознания» и не понимаютбазовых принципов демократии.  «Можно лиожидать от молдавской иммигрантки-нееврейки или репатрианта из Эфиопиипонимания принципов израильской демократии?» – задается вопросом этотученый. (Кстати, сам профессор Каспи является уроженцем Румынии – страны сдавними демократическими традициями)

Надо отметить, что русскоязычные израильскиегазетчики стали достойными партнерами свои коллег из ивритоязычных изданий, истарательно просвещали своих читателей касательно недочеловеков-арабов и«марокканцев» – русофобов. 

Как и в случае с «мизрахим», эмиграция в Израильоказалась для бывших советских евреев путем по лестнице ведущей вниз.

По данным Академического центра «Рупин», третьячасть русскоязычных израильтян, имеющих третью академическую степень (бакалавр),заняты на «черной» работе, а 50% обладателей второй академической степени(магистр) трудятся на заводах, в сельском хозяйстве и выполняютнизкооплачиваемую работу. 25,7% репатриантов с высшим образованием работают всфере услуг, 12,9% заняты на стройках и в сельском хозяйстве, 7,9% –неквалифицированные рабочие.

Зная современное положение «мизрахим» израильскиечитатели этой статьи могут со скептицизмом отнестись к представленным вышетезисам о том, что многие из восточных евреев до эмиграции в Израиль относилиськ среднему классу.  К сожалению, глядя навосточных евреев, «русские» видят свое будущее. Если у 60% эмигрировавших вИзраиль советских евреев было высшее образование, то по данным журналистаМихаэля Дорфмана, лишь 30-50% их детей получают сегодня… аттестатзрелости.  Единственное, что отличает«русских» подростков в израильских периферийных городах от их «восточных»сверстников – это обилие  ненормативныхрусских выражений, которые теперь обогащают еврейский и арабский языки. Магазиныстарой книги и мусорные свалки Ашкелона, Ашдода и пригородов Хайфы завалены изданиямииз привезенных домашних библиотек; их скоро уже некому будет читать.   

Конечно, в сравнение с «мизрахим», выходцам из СНГсильно повезло. Они все-таки не знали такой дискриминации, издевательств иунижений. В то же время политическая, экономическая и социальная эволюция этойобщины не сильно отличается от пути, который проделали восточные евреи. И та идругая субэтнические группы относится к нижним стратам израильского общества,стоят на ультраправых позициях и являются объектом успешных манипуляцийизраильских верхов.

Сегодня, во время демонстраций против социально-экономического курса режима Натаниягу, наиболееобездоленные слои израильского общества – «мизрахим» и «русские»,дистанцируются от этого протеста, или выражают поддержку правительству. Можно понять процессы, которыепривели к политической, экономической и социально-психологической деградации обеихобщин. Но нельзя не заметить, что дальнейшее движение по этой дороге приведет и«русских» и «мизрахим» к катастрофе.  Порукойтому является печальная судьба судетских немцев и алжирских «черноногих» (7). 

АртемКирпиченок

(1) Это нелепое высказывание звучит еще болееанекдотично, учитывая то обстоятельство, что  в течение десятилетий в Израиле идиш подвергалсягонениям, как конкурент иврита.

(2) «Декларацией Бальфура» называют письмо министраиностранных дел Великобритании лорда Бальфура барону Ротшильду, где говорилосьо согласии английского правительства на создание еврейского национального очагав Палестине. Правда, одновременно англичане пообещали Палестину и своемуарабскому союзнику эмиру Файсалу.

(3) Яакова де Хаан (1881-1924 г.) был голландскимевреем – поэтом и публицистом. Первоначально он состоял в рядах социалистов, нозатем стал ортодоксальным иудеем. Как и многие другие незаурядные людиГолландии де Хаан был гомосексуалистом. Воодушевленный идеями сионизма, онэмигрировал в Палестину – но вскоре разочаровался в увиденном и стал обличатьсионистский проект в европейской либеральной прессе.

(4) Галут – изгнание (иврит).

(5) Либеральное движение, выступающее за заключениемирного договора с палестинцами.

(6) См. материалы выступлений израильских политиков,исследований социологов и статей журналистов касательно темы «русских» евреев.     

(7) Трудно представить, как в России, на Украине, вКазахстане, не видя ни одного живого араба, советские евреи стали лютымиарабофобами.

(8) «Черноногие» – европейские колонисты в Алжире.После обретения страной независимости они были изгнаны из страны. 

 http://liva.com.ua/mizrahim-in-israel.html 

http://www.ua-pravda.com/biblioteka/vostochnie-evrei-v-izraile-2.html

Скачать 302.98 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты