Домой

Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей Барнаул 2001




Скачать 382.8 Kb.
НазваниеМетодические указания и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей Барнаул 2001
страница1/7
Дата09.02.2013
Размер382.8 Kb.
ТипМетодические указания
Содержание
1 Методические указания по подготовке
Рекомендации по работе с текстом
Работа над конспектом и подготовка к выступлению
2 Планы семинарских занятий
Семинар 2. эволюция взглядов на культуру
Семинар 3. развитие культуры
Семинар 4. культурные ценности и нормы
Семинары 5-6. историческая типология культуры
Семинар 7. индо-буддийская культурная традиция
Семинар 8. традиционная китайская культура
Семинар 9. феномен американской цивилизации
Семинар 10. культура и глобальные проблемы
Семинар 11. основные этапы развития
Семинар 12. классическая арабо-мусульманская культура
Семинар 13. язык культуры
Семинар 14. культура и личность
Семинар 15. элитарная и массовая культура
Семинар 16. культура и субкультура
Семинар 17. социальные институты культуры
3 Основные понятия и термины
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный технический университет


Бийский технологический институт


Н.И. Сергеева


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ


для студентов всех специальностей


Барнаул 2001


УДК 37


Сергеева Н.И. Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии для студентов всех специальностей.


Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск.

Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2001 – 33 с.


Методические указания и планы семинарских занятий по куль-турологии, составленные в соответствии с требованиями Государствен-ного образовательного стандарта высшего профессионального образо-вания, содержат рекомендации для самостоятельной работы, планы семинарских занятий и словарь основных понятий и терминов.

Для преподавателей и студентов вузов.






Рассмотрены и одобрены

на заседании




кафедры гуманитарных наук

Протокол №10 от 24.01.2001г.



Рецензент: к.ф.н., доцент каф. философии БПГУ С.М. Илющенко


@ БТИ АлтГТУ, 2001

^ 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар в вузе – это практическое занятие, к которому студент готовится самостоятельно в соответствии с планами занятий. Данная работа предполагает изучение различных источников: статей, научных книг, журнальных публикаций, позволяющих проследить общие зако-номерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур. Семинарские занятия способствуют углубленному изучению проблем структуры и динамики культуры, усвоению вопросов межкультурного общения, развития и формирования субкультур, а также выявлению разнообразных видов и форм культуры. Для облегчения подготовки студентов к зачету дан словарь основных культурологических понятий и терминов.

Работа с первоисточниками – надежная основа культурологичес-ких знаний, в то же время анализ и оценка феномена культуры глубо-кими и оригинальными мыслителями поможет выработать собственное понимание культурных процессов.

При работе с первоисточниками необходимо помнить, что недос-таточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением, просмотром текста, необходимо их основательное изучение.


^ Рекомендации по работе с текстом


1. Сформулируйте для себя общее представление о данном тексте (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст), определите, какой материал вам необходимо использовать из текста для подготовки к семинару.

2. Внимательно прочтите текст, выделяя непонятное. Используйте словари для уточнения незнакомых терминов. При этом чтение должно быть продуманным. Продумать прочитанное – значит найти и понять основную мысль каждой части, выделенной в смысловом отношении; проявить самостоятельный подход к изучаемому материалу, сопоставить обобщения автора с фактами реальной действительности.

3. Еще раз просмотрите текст, составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетрадях, которые помогут лучше понять и запомнить содержание прочитанного. Психологи утверждают, что для прочного запоминания материала необходимо, с одной стороны, чтобы процесс восприятия был как можно дольше, продолжительнее, с другой стороны, необходимо, чтобы в усвоении материала принимало участие как можно больше видов памяти. При чтении обычно участвует зрительная память, при записи – зрительная память дополняется моторной.

Вместе с тем для быстрого восстановления забытого материала, не прибегая к повторному чтению огромного текста при подготовке к контрольной работе, к зачету, можно использовать записи.

4. Для устных выступлений на семинарских занятиях можно использовать тезисную форму записей. Основа тезисов – план, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, а в краткой утвердительной форме раскры-вается их основное содержание.

5. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко включают в конспект и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
^

Работа над конспектом и подготовка к выступлению




Приступать к конспектированию следует после того, как прочитана статья, раздел печатного издания, и составлен план – основа конспекта. Затем нужно своими словами передать смысл прочитанного.

Конспект должен быть кратким, сжатым, ясным и логически последовательным. Он должен передавать содержание конспектируемого источника без искажения. Именно конспект помогает усвоить совершенно незнакомый, трудный материал.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо не только изучить и законспектировать указанную литературу, но и продумать выступление по данной проблеме. Семинарское занятие предполагает рассмотрение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

Для того чтобы убедить оппонента в правильности вашей точки зрения, важно уметь слушать того, с чьей позицией вы не согласны. Сформулируйте его точку зрения и изложите ему («Если я вас правильно понял, то вы полагаете…»). Это позволит вам удостоверится в том, что вы верно его поняли (а он проверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию), даст возможность в ходе спора обойтись без искажений, при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Старайтесь понять вашего собеседника (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождение ваших позиций, но и их тождество.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью; для примеров приведите факты типичные.

^ 2 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ


1. Культурология как система знания.

2. Связь культурологии со смежными науками.

3. Методы культурологических исследований: исторический, срав

нительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типоло-гический, семиотический, структуральный и др.

4. Методы исследования культуры.

5. Культурологическая проблематика.
  1   2   3   4   5   6   7

Скачать 382.8 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты