Домой

История и философия науки




Скачать 271.6 Kb.
НазваниеИстория и философия науки
Дата09.02.2013
Размер271.6 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по научной специальности 09.00.11 Социальная философия
История и философия науки
Цель: Формирование представлений об основных проблемах истории и философии науки. Содержание
Цель и задачи курса
Методические рекомендации
Требования к курсу
Календарный план курса «История и философия науки»
Наука в культуре современной цивилизации
Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Тема 3. Структура научного знания
Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания
Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Тема 7. Наука как социальный институт
Раздел 2. История и философия физио-математических наук
Тема 2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики и физики в культурном контексте
Тема 3. Закономерности развития математики и физики
Тема 4. Философские концепции математики ифизики
Тема 5. Философия и проблема обоснования математики и физики
Тема 6. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки
...
Полное содержание
Подобные работы:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ:

Декан ГФ

__________ В.Г. Рубанов

«___» ____________ 2009 г.


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Рабочая программа аспирантской подготовки для научных специальностей

научной отрасли «Физико-математические науки»

Гуманитарный факультет

Обеспечивающая кафедра – кафедра философии

Распределение учебного времени


Лекции ___50______ часов (ауд.)

Лабораторные занятия ___________ часов (ауд.)

Практические (семинарские) занятия ___50______ часов (ауд.)


Всего аудиторных занятий _____100______ часов

Самостоятельная (внеаудиторная)

работа ___100____ часов


Томск – 2009

Предисловие


^

1. Рабочая программа составлена на основе ГОС по научной специальности 09.00.11 Социальная философия




РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры философии от 16 марта 2009 г. протокол № 7.



2. Разработчики :

Профессор, зав.каф.философии А.А. Корниенко

Доцент кафедры философии Р.Б. Квеско


3. Зав. обеспечивающей кафедрой философии __________ А.А. Корниенко


4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающими кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.


УДК 006.44.378.1


Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение.

_____________________________________________________

© Томский политехнический университет, 2009

^ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Каф. философии ГФ

Профессор Корниенко Алла Александровна

Доцент Квеско Раиса Брониславовна

Тел. 563424

^ Цель: Формирование представлений об основных проблемах истории и философии науки.

Содержание: Наука в культуре современной цивилизации. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Наука как социальный институт.

Всего: 100 ч., в т.ч. лк. – 50 ч., пр. – 50 ч.
^

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА


Целью изучения курса «История и философия науки» является формирование представлений об основных проблемах истории и философии науки.

Задачи представляют собой следующий ряд требований. Преподаватель должен:

  • выработать у аспирантов четкие представления об основных тенденциях развития истории и философии науки;

  • сформировать общую картину исторической эволюции науки и философии науки;

  • иметь представление об истории и философии науки, основных проблемах;

  • изучить виды и структуру научного знания, процесс формирования научного знания.
^

Методические рекомендации


Методической базой успешного освоения курса «История и философия науки» является использование методического аппарата, которым снабжена учебная литература.

^ Требования к курсу

Цель: Выявить качество усвоения содержания теоретической части учебного курса «История и философия науки».

Форма: Лекции и практические занятия, написание рефератов.

^ Календарный план курса «История и философия науки»

Тема

Лекции (ч.)

Пр.занятия (ч.)

Раздел 1. Основы философии науки

34

34

Тема 1. Наука в культуре современной цивилизации

4

4

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

4

4

Тема 3. Структура научного знания

4

4

Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

4

Тема 5. Научные традиции и научные революции

4

4

Тема 6. Типы научной  рациональности

4

4

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки

4

4

Тема 8. Перспективы научно-технического прогресса

4

4

Тема 9. Наука как социальный институт

2

2

Раздел 2. История и философия физико-математических наук

16

16

Тема 1. Образ физико-математических наук в фиософии

2

2

Тема 2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики и физики в культурном контексте

2

2

Тема 3. Закономерности развития математики и физики

2

2

Тема 4. Философские концепции математики и физики

2

2

Тема 5. Философия и проблема обоснования математики физики

4

4

Тема 6. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки

4

4

ИТОГО

50

50

Содержание теоретического раздела дисциплины (50 часов)

Раздел 1. Основы философии науки

Тема 1. ^ Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

^ Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

^ Тема 3. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

^ Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

^ Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

^ Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

^ Тема 7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

^ Раздел 2. История и философия физио-математических наук

Тема 1. Образ физико-математических наук в философии

Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики и физики. Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математика как система моделей. Математика и техника. Различие взглядов на математику и физику философов и ученых (И.Кант, О.Конт, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, Н.Н.Лузин). Физико-математически науки как феномен человеческой культуры. Математика, физика и философия. Математика, физика и религия. Математика, физика и искусство. Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты в истолковании предмета математики. Особенности образования и функционирования математических абстракций. Отношение математики и физики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике и физике. Нормы и идеалы математической и физической деятельности. Специфика методов математики и физики. Доказательство – фундаментальная характеристика математического и физического познания. Понятие аксиоматического  построения теории. Основные типы аксиоматик (содержательная, полуформальная и формальная). Логика как метод математики и как математическая теория. Современные представления о соотношении индукции и дедукции в математике. Аналогия как общий метод развития математической теории. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической теории. Место интуиции и воображения в математике. Современные представления о психологии и логике математического открытия Мысленный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера. Структура математического знания. Основные математические дисциплины. Историческое развитие логической структуры математики. Аксиоматический метод и классификация математического знания.  Групповая классификация геометрических теорий (программа Ф.Клейна). Структурное и функциональное единство математики. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции. Основные проблемы философии и методологии математики: установление сущности математики, ее предмета и методов, места математики в науке и в культуре. Фундаменталистская и нефундаменталистская (социокультурная) философия математики. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики. Разделение истории математики и философии математики: соотношение фактической и логической истории, классификации фактов и их анализа. Методология математики, ее возникновение и эволюция. Методы методологии математики (рефлексивный, проективный, нормативный). Внутренние и внешние функции методологии математики, ее прогностические ориентации.

^ Тема 2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики и физики в культурном контексте

Причины и истоки возникновения математических знаний. Практические, религиозные основания первоначальных математических представлений.

Математика в догреческих цивилизациях. Догматическое (рецептурное) изложение результатов в математических текстах древнего Востока. Проблема влияния египетской и вавилонской математики на математику древней Греции. Рождение математики как теоретической науки в древней Греции. Пифагорейцы. Открытие несоизмеримости. Геометрическая алгебра и ее обоснование. Апории Зенона. Атомизм Демокрита и инфинитезимальные процедуры в античности. Место математики в философии Платона. Математика эпохи эллинизма. Синтез греческих и древневосточных социо-культурных и научных традиций. Аксиоматическое построение математики в «Началах» Евклида и его философские предпосылки. Проблема актуальной бесконечности в античной математике. Место математики в философской концепции Аристотеля. Ценностные иерархии объектов, средств решения задач и классификация кривых в античной геометрии. «Арифметика» Диофанта и элементы возврата к вавилонской традиции. Математика в древней и средневековой Индии. Отрицательные и иррациональные числа. Ритуальная геометрия трактата «Шулва-Сутра». Озарение как способ обоснования математических результатов. Математика и астрономия. Математика в древнем и средневековом Китае. Средневековая математика арабского Востока. «Арабские» цифры как источник новых математических знаний. Выделение алгебры в самостоятельную науку. Философия геометрии в связи с попытками доказать V постулат Евклида. Математика и астрономия.   Математика в средневековой Европе. Практически ориентированные геометрические и тригонометрические сведения у Л.Пизанского (Фибоначчи). Развитие античных натурфилософских идей и математика. Схоластические теории изменения величин как предвосхищение инфинитезимальных методов Нового времени. Дискуссии по проблемам бесконечного и непрерывного  в математике. Математика в эпоху Возрождения. Проблема решения алгебраических 3-ей и 4-ой степеней как основание возникновения новых представлений о математических величинах. Алгебра Ф.Виета. Проблема перспективы в живописи и математика. «Философская теория» мнимых и комплексных чисел в «Алгебре» Р.Бомбелли. Математика и научно-техническая революция начала Нового времени.  Проблема бесконечности. Философский контекст аналитической геометрии. Достижения в области алгебры и их естественнонаучное значение. Первые теоретико-вероятностные представления. «Вероятностная» гносеология в трудах философов Нового времени и проблема создания вероятностной логики (Лейбниц) Философский контекст открытия И.Ньютоном и Г.Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления. Проблема логического обоснования алгоритмов дифференциального и интегрального исчисления. Критика Беркли и Ньютвентвейта. Нестандартный анализ А.Робинсона (1961) и новый взгляд на историю возникновения и первоначального развития анализа бесконечно малых. Развитие математического анализа в XVIII веке. Проблема оснований анализа.  Философские идеи Б.Больцано в области теории функций.  К.Вейерштрасс и арифметизация анализа. Теория и философия действительного числа. Эволюция геометрии в XIX веке и ее философское значение – открытие гиперболической геометрии и ее обоснования, интерпретации неевклидовой геометрии, «Эрлангенская программа» Ф.Клейна как новый взгляд на структуру геометрии. П.-С.Лаплас, его философские взгляды на сущность вероятности и становление теории вероятностей как точной науки. Теория множеств как основание математики: Г.Кантор и создание «наивной» теории множеств. Открытие парадоксов теории множеств и их философское осмысление. Математическая логика как инструмент обоснования математики и как основания математики. Взгляды Г.Фреге на природу математического мышления.  Программа логической унификации математики. «Основания геометрии» Д.Гильберта и становление геометрии как формальной аксиоматической дисциплины. Философские проблемы теории вероятностей в конце XIX – середине XX веков.

^ Тема 3. Закономерности развития математики и физики

Внутренние и внешние факторы развития математической теории. Апология «чистой» математики (Г.Харди). Б.Гессен о социальных корнях механики Ньютона. Национальные математические школы и особенности национальных математических традиций (Л.Бибербах). Математика как совокупность «культурных элементов» (Р.Уайлдер). Концепция Ф.Китчера: эволюция математики как переход от исходной (примитивной) математической практики к последующим. Эстафеты в математике (М.Розов). Влияние потребностей и запросов других наук, техники на развитие математики. Концепция научных революций Т.Куна и проблемы ее применения к анализу развития математики.  Характеристики преемственности математического знания. Д.Даубен, Е.Коппельман, М.Кроу, Р.Уайлдер о специфике революций в математике. Математические парадигмы и их отличие от естественнонаучных парадигм. Классификация революций в математике. Фальсификационизм К.Поппера и концепция научных исследовательских программ И.Лакатоса. Возможности применения концепции научных исследовательских программ к изучению развития математики. Проблема существования потенциальных фальсификаторов в математике.

^ Тема 4. Философские концепции математики ифизики

Пифагореизм как первая философия математики. Число как причина вещей, как основа вещей и как способ их понимания. Числовой мистицизм. Влияние на пифагорейскую идеологию открытия несоизмеримых величин и парадоксов Зенона. Пифагореизм в сочинениях Платона. Критика пифагореизма Аристотелем. Эмпирическая концепция математических понятий у Аристотеля. Первичность вещей перед числами. Объяснение строгости математического мышления. Обоснование эмпирического взгляда на математику у Бекона и Ньютона. Математический эмпиризм XVII-XIX вв. Эмпиризм в философии математики XIX столетия (Дж.Ст.Милль, Г.Гельмгольц, М.Паш). Современные концепции эмпиризма: натурализм Н.Гудмена, эмпирицизм И.Лакатоса, натурализм Ф.Китчера. Недостатки эмпирического обоснования математики. Философские предпосылки априоризма. Установки априоризма. Умозрительный характер математических истин. Априоризм Лейбница. Обоснование аналитичности математики у Лейбница. Понимание математики как априорного синтетического знания у Канта. Неевклидовы геометрии и философия математики Канта. Гуссерлевский вариант априоризма. Проблемы феноменологического обоснования математики. Истоки формалистского понимания математического существования. Идеи Г.Кантора о соотношении имманентной и транзиентной истины. Формалистское понимание существования (А.Пуанкаре и Д.Гильберт). Современные концепции математики. Эмпирическая философия математики. Критика евклидианской установки и идеи абсолютного обоснования математики в работах И.Лакатоса. Априористские идеи в современной философии и методологии математики. Программа Н.Бурбаки и концепция математического структурализма. Математический платонизм. Реализм как тезис об онтологической основе математики. Радикальный реализм К.Геделя. Реализм и проблема неиндуктивистского обоснования теории множеств. Физикализм. Социологические и социокультурные концепции природы математики.

^ Тема 5. Философия и проблема обоснования математики и физики

Проблема обоснования математического знания на различных стадиях его развития. Геометрическое обоснование алгебры в античности. Проблема обоснования математического анализа в  XVIII веке. Поиски единой основы математики в рамках аксиоматического метода. Открытие парадоксов и становление современной проблемы обоснования математики. Логицистская установка Г.Фреге. Критика психологизма и кантовского интуиционизма в понимании числа. Трудности концепции Г.Фреге. Представление математики на основе теории типов и логики отношений (Б.Рассел и А.Уайтхед). Результаты К.Геделя и А.Тарского. Методологические изъяны и основные достижения логицистского анализа математики. Идеи Л.Брауэра по логицистскому обоснованию математики. Праинтуиция как  исходная  база математического мышления. Проблема существования. Учение Л.Брауэра о конструкции как о единственно законном способе оправдания математического существования. Брауэровская критика закона исключенного третьего. Недостаточность интуиционизма как программы обоснования математики. Следствия интуиционизма для современной математики и методологии математики. Гильбертовская схема абсолютного обоснования математических теорий на основе финитной и содержательной метатеории. Понятие финитизма. Выход за пределы финитизма в теоретико-множественных и семантических доказательствах непротиворечивсти арифметики. (Г.Генцен, П.Новиков, Н.Нагорный). Теоремы К.Геделя и программа Гильберта: современные дискуссии.

^ Тема 6. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки

Прикладная математика. Логика и особенности приложений математики. Математика как язык науки. Уровни математизации знания: количественная обработка экспериментальных данных, построение математических моделей индивидуальных явлений и процессов, создание математизированных теорий. Специфика приложения математики в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предлагаемые теорией категорий, теорией катастроф, теорией фракталов, и др. Проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений. Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение. «Непостижимая эффективность» математики в физике: проблема рационального объяснения. Этапы математизации в физике.  Неклассическая фаза (теория относительности, квантовая механика. Проблема единственности физической теории, связанная с богатыми возможностями выбора подходящих математических конструкций. Постклассическая фаза (аксиоматические и конструктивные теории поля и др. Перспективы математизации нефизических  областей естествознания. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания. Вычислительное, концептуальное и метафорическое применения математики. Границы применимости вероятностно-статистических методов в научном познании. «Моральные применения» теории вероятностей – иллюзии и реальность. Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации. Сравнительный анализ математического моделирования в различных областях знания. Математическое моделирование в экологии: историко-методологический анализ. Применение математики в финансовой сфере: история, результаты и перспективы. Математические методы и модели и их применение в процессе принятия решений при управлении сложными социально-экономическими системами: возможности, перспективы и ограничения. ЭВМ и математическое моделирование. Математический эксперимент.

Содержание практического раздела дисциплины (50 часов)

Раздел 1. Основы философии науки

Тема 1. Наука в культуре современной цивилизации

  1. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  3. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

  1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

  2. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

  3. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

  4. Формирование технических наук.

  5. Становление социальных и гуманитарных наук.

Тема 3. Структура научного знания

  1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.

  2. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения.

  3. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

  4. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы.

  5. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

  6. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира.

  7. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

  1. Проблема классификации.

  2. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний.

  3. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

  4. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

  5. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

  1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки.

  2. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций.

  3. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

  4. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

  5. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний.

Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

  1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

  2. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  3. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

  4. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

  5. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд).

  6. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  7. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки.

  8. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

Тема 7. Наука как социальный институт

  1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия).

  2. Научные школы.

  3. Подготовка научных кадров.

  4. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Раздел 2. История и философия математики

Тема 1. Образ математики как науки: философский аспект

  1. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики.

  2. Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия. Математика и религия. Математика и искусство.

  3. Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты в истолковании предмета математики.

  4. Логика как метод математики и как математическая теория.

Тема 2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте

  1. Причины и истоки возникновения математических знаний. Практические, религиозные основания первоначальных математических представлений.

  2. Математика в догреческих цивилизациях.

  3. Рождение математики как теоретической науки в древней Греции.

  4. Математика в древней и средневековой Индии.

  5. Математика в средневековой Европе.

  6. Математика в эпоху Возрождения.

  7. «Вероятностная» гносеология в трудах философов Нового времени и проблема создания вероятностной логики.

  8. Философские проблемы теории вероятностей в конце XIX – середине XX веков.

Тема 3. Закономерности развития математики

  1. Внутренние и внешние факторы развития математической теории.

  2. Концепция научных революций Т.Куна и проблемы ее применения к анализу развития математики.

  3. Характеристики преемственности математического знания. Д

  1. Классификация революций в математике.

  2. Фальсификационизм К.Поппера и концепция научных исследовательских программ И.Лакатоса.

Тема 4. Философские концепции математики

  1. Пифагореизм как первая философия математики.

  2. Эмпирическая концепция математических понятий у Аристотеля.

  3. Обоснование эмпирического взгляда на математику у Бекона и Ньютона.

  4. Математический эмпиризм XVII-XIX вв.

  5. Эмпиризм в философии математики XIX столетия (Дж.Ст.Милль, Г.Гельмгольц, М.Паш).

  6. Современные концепции эмпиризма: натурализм Н.Гудмена, эмпирицизм И.Лакатоса, натурализм Ф.Китчера.

  7. Априоризм Лейбница. Понимание математики как априорного синтетического знания у Канта. Гуссерлевский вариант априоризма.

  8. Проблемы феноменологического обоснования математики. Истоки формалистского понимания математического существования.

  9. Идеи Г.Кантора о соотношении имманентной и транзиентной истины. Формалистское понимание существования (А.Пуанкаре и Д.Гильберт).

  1. Современные концепции математики.

Тема 5. Философия и проблема обоснования математики

  1. Проблема обоснования математического знания на различных стадиях его развития.

  2. Геометрическое обоснование алгебры в античности.

  3. Проблема обоснования математического анализа в XVIII веке.

  4. Поиски единой основы математики в рамках аксиоматического метода.

  5. Открытие парадоксов и становление современной проблемы обоснования математики.

Тема 6. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки

  1. Прикладная математика. Логика и особенности приложений математики.

  2. Математика как язык науки. Уровни математизации знания: количественная обработка экспериментальных данных, построение математических моделей индивидуальных явлений и процессов, создание математизированных теорий.

  3. Специфика приложения математики в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предлагаемые теорией категорий, теорией катастроф, теорией фракталов, и др.

  4. Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение.

  5. Постклассическая фаза (аксиоматические и конструктивные теории поля и др.) Перспективы математизации нефизических областей естествознания. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.

  6. Математическое моделирование: предпосылки, этапы построения модели, выбор критериев адекватности, проблема интерпретации.

Раздел 1. Основы философии науки

Рекомендуемая основная литература

  1. Вебер. Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990.

  2. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М. : Наука, 1978.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и француз. – М. : Прогресс, 1990.

  4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М. : Наука,1985.

  5. Кун Т. Структура научных революций. – М. : Изд. АСТ, 2001.

  6. Малкей М. Наука и социология знания. – М. : Прогресс, 1983.

  7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М. : Дом интеллектуальной книги, 1998.

  8. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М. : Наука, 1988.

  9. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М. : Прогресс, 1983.

  10. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М. : Гардарика, 1996.

  11. Традиции и революции в развитии науки. – М. : Наука, 1991.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. / Под ред. В.И. Купцова. – М. : Аспект-Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М. : Наука, 1987.

  2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М. : Высшая школа, 2001.

  3. Кезин А.В.. Наука в зеркале философии. – М. : Наука, 1990.

  4. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М. : Наука, 1988.

  5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. – М. : Наука, 1989.

  6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М. : Эдиториал УРСС, 2000.

  7. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. –М. : Наука, 1987.

  8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М. : «КОКС», 1995.

  9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М. : Прогресс, 1986.

  10. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. – СПб. : РХГИ, 1999.

  11. Современная философия науки. Хрестоматия / Составитель А.А. Печенкин. – М. : Наука, 1996.

  12. Степин В.С. Теоретическое знание. – М. : Наука, 2000.

  13. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.

  14. Хюбнер К. Истина мифа. – М. : Республика, 1996.

 

Раздел 2. История и философия математики

Рекомендуемая основная литература

  1. Антология философии математики / Отв. ред. и сост. А.Г. Барабашев и М.И. Панов. – М.: Добросвет, 2002.

  2. Бесконечность в математике: философские и методологические аспекты./ Под ред. А.Г. Барабашева. – М.: Янус-К, 1997.

  3. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты / Отв ред. М.И. Панов. – М.: Наука, 1987.

  4. Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990.

  5. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М., «Прогресс  – Традиция» 2002. 



Дополнительная литература

  1. Беляев Е.А., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

  2. Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Н.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. – Киев: Наукова думка, 1976.

  3. Клайн М. Математика. Утрата определенности. – М.: Мир, 1984.

  4. Стили в математике. Социокультурная философия математики / Под ред. А.Г. Барабашева. – СПб: РХГИ, 1999.

  5. Математика и опыт. Под ред. Барабашева А.Г. М., МГУ 2002.

Примерные темы рефератов

  1. Периодизация истории математики А.Н. Колмогорова с позиций математики конца XX в.

2. Математика Древнего Египта с позиций математики XX в.

3. Математика Древнего Вавилона с позиций математики XX в.

4. Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики.

5. Апории Зенона в свете математики XIX—XX вв.

6. Аксиоматический метод со времен Античности до работ Д. Гильберта.

7. Теория отношений Евдокса и теория сечений Дедекинда (сравнительный анализ).

8. Интеграционные и дифференциальные методы древних в их отношении к дифференциальному и интегральному исчислению.

9. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с точки зрения математики XX в.

10. Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания.

11. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в XVII—XIX вв.

12. Рождение математического анализа в трудах И. Ньютона.

13. Рождение математического анализа в трудах Г. Лейбница.

14. Рождение аналитической геометрии и ее роль в развитии математики в XVII в.

15. Л.Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.

16. Спор о колебании струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частными производными.

17. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.

18. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в ХУ1П-Х1Х вв.

19. Качественная теория дифференциальных уравнений в XIX — начале XX в.

20. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.

21. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце XIX — первой половине XX в.

22. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика ХУШ-ХХ вв.

.23. Аналитическая теория дифференциальных уравнений XIX—XX вв. и 21-я проблема Гильберта.

24. Теория эллиптических уравнений и 19-я и 20-я проблемы Гильберта,

25. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.

26. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г. Абеля.

27. Рождение и развитие теории Галуа в XIX — первой половине XX в.

28. Метод многогранника от И. Ньютона до конца XX в.

29. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и математического естествознания.

30. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М. Петерсона до середины XX в.

31. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в XIX — первой половине XX в.


Требования к рефератам

Реферат по объему должен представлять из себя работу 25-35 страниц. Реферат должен быть оформлен согласно требованиям, предъявляемым к форомлению кандидатских диссертаций. Содержание реферата должно представлять из себя личное видение изложенного в литературе материала.


Скачать 271.6 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты