Домой

Программа минимума кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 07 «Теория и методика дошкольного обучения» по педагогическим наукам




Скачать 429.13 Kb.
НазваниеПрограмма минимума кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 07 «Теория и методика дошкольного обучения» по педагогическим наукам
страница1/3
Дата08.02.2013
Размер429.13 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
1. Педагогические теории, системы, технологии
1.2. Теоретические основы педагогики
1.3. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
1.4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса
2. Историческое развитие педагогической науки и практики дошкольного воспитания
2.1. История зарубежной педагогической мысли
2.2. История дошкольного воспитания в России
3. Управление дошкольным образованием
4. Дошкольная педагогика
4.2. Педагогический процесс дошкольного учреждения
4.3. Воспитание ребенка раннего возраста
4.4. Умственное воспитание и обучение
4.5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
4.6. Теория и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе
4.7. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
4.8. Эстетическое воспитание
4.9. Игра - ведущая деятельность и средство воспитания
4.10. Детский сад и семья
4.11. Детский сад и школа
5. Развитие речи детей
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Утверждено Приказом

Министерства образования

Российской Федерации

697 от 17.02.2004г.


ПРОГРАММА – МИНИМУМА

кандидатского экзамена по специальности

13.00.07 - «Теория и методика дошкольного обучения»

по педагогическим наукам


Введение

Настоящая программа ставит своей целью подготовить соискателей к кандидатским экзаменам в аспирантуру по специальности 13.00.07 – теория и методика дошкольного обучения.

Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимой будущему исследователю при выполнении научной работы.

Программа поможет сориентироваться в современных тенденциях и перспективах развития методики дошкольного обучения, выявить научные проблемы и в определенной степени обосновать тему будущего исследования.


^ 1. Педагогические теории, системы, технологии

1.1. Педагогика в системе современного человекознания

Педагогика как область гуманитарного знания, её социальные функции. Предмет педагогики. Воспитание как общественное явление и как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность. Основные особенности педагогики: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования. Гуманизм как социально-ценностный комплекс взглядов, убеждений и как философская основа современной педагогики. Воспитание как социально-организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Процесс дифференциации и интеграции в современной педагогике. Расширение границ и отраслей педагогической науки (социальная педагогика, коррекционная педагогика, превентивная педагогика и др.).

^ 1.2. Теоретические основы педагогики

Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического процесса. Обоснование органического единства процессов обучения, воспитания, образования и развития. Основные компоненты целостного педагогического процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика функций, задач, содержания и методов процессов обучения и воспитания. Общие свойства и закономерности педагогического процесса: определяющая роль деятельности и общения в воспитании и обучении, единство воспитания и самовоспитания, преподавания и учения, взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе. Соотношение понятий "закономерность" и "принцип". Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса.

^ 1.3. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Социализация и воспитание. Понятие о процессе воспитания. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса. Проблема цели воспитания в современной педагогике. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные компоненты процесса воспитания (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, медико-биологическое и др.), их взаимосвязь. Институты воспитания: государственные, общественные, частные, церковные и др.

^ 1.4. Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Обучение как составная часть педагогического процесса, его сущность. Двусторонний характер процесса обучения: преподавание, учение. Гуманитаризация обучения. Организационные формы обучения. Содержание образования, исторические и современные подходы к его определению. Теория формального и материального образования. Информационный, операционный, аксиологический компоненты образования: гуманистический характер, целостность, интегративность, преемственность, открытость, вариативность.


^ 2. Историческое развитие педагогической науки и практики дошкольного воспитания

Основные закономерности и тенденции развития образования и дошкольного воспитания в мировой педагогической науке и практике. Взаимовлияние идей зарубежных и отечественных педагогов.

^ 2.1. История зарубежной педагогической мысли

Воспитательные системы Античного мира. Влияние идей древних философов (Платон, Аристотель, Квинтилиан) на теорию и практику раннего воспитания и обучения.

Воспитание в период средневековья. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Влияние взглядов Витторино да-Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского, Людвика Вивеса на развитие образования и воспитания.

Педагогическая теория Я.А. Коменского и её значение для становления дошкольной педагогики как науки. Содержание и методы воспитания и образования детей в "материнской" школе.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж.Локка. Педагогические идей эпохи Просвещения (А.Гельвеций, Д.Дидро и др.) и их влияние на развитие обучения и воспитания. Теория естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо и её влияние на возникновение концепции "свободного воспитания". Обоснование самоценности детства для становления человека. Содержание и методы воспитания на разных этапах развития ребенка.

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци и её значение для построения системы развивающего обучения маленьких детей. Дошкольное воспитание в педагогике филантропистов (И.Б.Базедов, Х.Вольке, Х.Г.Зальцман), Педагогические воззрения И.Ф.Гербарта, А.Дистервега и их влияние на развитие педагогической мысли.

Вопросы содержания и методов воспитания детей в теории и практике Р.Оуэна,

Ф.Фребель и его теория детского сада. Значение системы дошкольною воспитания Ф.Фребеля для обоснования вопросов организации дошкольных учреждений и методики воспитания дошкольников.

Влияние идей "реформаторской педагогики" конца XIX - начала XX вв. на содержание и методы воспитания и обучения детей до начала систематического образования в школе (А.Лай, Д.Дьюи, О.Декроли и др.). Экспериментальные учреждения США и Западной Европы для маленьких детей.

Методы научной педагогики М.Монтессори и влияние её теории на практику работы современных детских садов.

Основные тенденции развития дошкольного воспитания за рубежом в XX веке.

^ 2.2. История дошкольного воспитания в России

Истоки русской педагогической мысли. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. Развитие педагогической науки и практики на Руси. Просветительные реформы начала ХVIII в. Гуманистические педагогические идеи русских просветителей (М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Н.И.Новиков и др.) и возможность их использования в современной педагогической практике. Организация деятельности воспитательных домов в России. Вклад Е.Гугеля в разработку дидактических основ дошкольного воспитания.

В.Ф.Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. Метод развивающей беседы. Создание детских приютов в России.

Особенности педагогических взглядов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.И.Пирогова на необходимость раннего воспитания и обучения детей.

Общественно-педагогическое движение 60-х гг. ХIХ в. и его влияние на развитие идей и практики дошкольного воспитания. Обоснование К.Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности воспитания. Задачи, принципы и методы первоначального образования детей.

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого.

Первые детские сады в России. Общественно-педагогическая деятельность по распространению идей дошкольного воспитания А.С.Симонович.

Характеристика педагогических взглядов Е.Н.Водовозовой, Е.И.Конради и их роль в создании теории дошкольного воспитания.

Деятельность общественных организаций по созданию разных типов дошкольных учреждений, разработке содержания и методов работы в них, подготовки педагогических кадров в конце XIX - начале XX вв.

П.Ф.Лесгафт о значении периода семейного воспитания для становления личности. Педагогическая теория П.Ф.Каптерева. Теория свободного воспитания К.Н.Вентцеля и её влияние на практику работы дошкольных учреждений в России. Педагогические взгляды и практическая деятельность Е.И.Тихеевой. Теоретическое и практическое обоснование Л.К.Шлегер необходимости создания системы "русского детского сада".

Дошкольные учреждения - первая ступень Единой Трудовой Школы Советской России. Педагогические идеи С.Т.Шацкого, П.П.Блонского и их влияние на теорию и практику дошкольного воспитания. Преемственность и особенности становления системы общественного дошкольного воспитания в дореволюционной и Советской России.

Роль Всероссийских съездов и конференций по дошкольному воспитанию в разработке содержания и методов работы с детьми. Характеристика особенностей развития сети разных типов дошкольных учреждений в России в зависимости от социально-экономических условий страны. Деятельность отделов народного образования, журнала "Дошкольное воспитание", опытных дошкольных учреждений, коллективов научных работников по методическому обеспечению дошкольного воспитания. Характеристика первых программ детского сада, руководств по дошкольному воспитанию. Педология и её влияние на деятельность дошкольных учреждений.

Система подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений.

Проблема взаимодействия семейного и общественного воспитания. Детский сад и общественность.

Педагогические взгляды Н.К.Крупской и её деятельность по организации дошкольного воспитания. Педагогическая теория и практика А.С.Макаренко. Возможность использования их идей в современной педагогической практике.

Специфические черты развития отечественной дошкольной педагогики и её место в мировой педагогической практике.

Основные направления реорганизации и развития образования в условиях социально-экономической реформы.


^ 3. Управление дошкольным образованием

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Система образования. Образовательное учреждение как система. Система образования в Российской Федерации, зарубежных странах.

Основные понятия научного управления. Системный и ситуационный подходы как методология управления.

Основы управления социальным коллективом. Педагогический коллектив и его развитие.

Основные функции педагогического управления. Показатели качества педагогического управления. Особенности управления образовательными учреждениями. Управление развитием образования в образовательном учреждении.

Становление и развитие общественного дошкольного образования (задачи, принципы, характер). Структура и организационно-правовая база управления дошкольным образованием. Сущность управленческого труда заведующего дошкольным учреждением, требования к личности, стилю руководства. Целевые и процессуальные функции управления. Механизм реализации функций педагогического анализа, планирования, организации, контроля регулирования. Методы управления.

Методическое руководство педагогическим процессом. Квалификационные требования к методисту по дошкольному образованию. Содержание деятельности: проектирование, моделирование, создание пространственно-предметной среды дошкольного учреждения, условий для самореализации и профессионального роста кадров. Планирование, корректировка образовательного процесса, контроль за ним. Регулирование взаимоотношений между специалистами дошкольного учреждения. Создание психологического микроклимата.

Аттестация педагогических кадров. Подготовка специалистов к управленческой и педагогической работе в системе дошкольного образования.


^ 4. Дошкольная педагогика

4.1. Общие вопросы дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика как наука. Научный аппарат педагогического исследования. Принципы организации педагогического исследования. Его методы, требования к ним. Дошкольная педагогика в системе наук.

Воспитание как общественное явление. Воспитательный процесс, его сущность.

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания. Характеристика основных этапов возрастного развития ребенка. Новая этика отношения к детству.

Программа воспитания и обучения. Принципы построения программ. Вариативные программы, их оценка и возможности использования в практике дошкольных учреждений. Требования к оценке существующих и вновь создаваемых программ.

^ 4.2. Педагогический процесс дошкольного учреждения

Теоретические основы целостного педагогического процесса дошкольного учреждения. Сущность педагогического процесса, структура и составляющие его компоненты. Модели построения педагогического процесса. Их педагогическая оценка. Реализация личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса.

Планирование педагогического процесса. Цели и задачи. Принципы планирования. Моделирование образовательного процесса на принципах гуманизации, индивидуализации, дифференциации и целостности.

Педагогическая деятельность. Её структура и функции. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство.

^ 4.3. Воспитание ребенка раннего возраста

Основы теории воспитания ребенка раннего возраста. Своеобразие и особенности развития ребенка раннего возраста. Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Основные педагогические правила их воспитания. Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению.

^ 4.4. Умственное воспитание и обучение

Развитие теории умственного воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.

Дидактика как теория обучения. Её предмет и задачи.

Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержание, особенности, источники познавательного материала и процесс его усвоения детьми.

Сенсорное воспитание - составная часть умственного воспитания. Его значение в умственном развитии дошкольника, ребенка раннего возраста.

Проблема организации учебно-познавательной деятельности детей. Обучение - сущностная сторона педагогического процесса. Его функции, место в целостном педагогическом процессе, структура, динамика.

Проблема содержания обучения детей дошкольного возраста в теории педагогики. Многообразие форм организации и методов обучения, специфика их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Дидактические основы построения учебного процесса. Принципы обучения.

Межпредметные связи в обучении. Их значение в усвоении знаний детьми дошкольного возраста.

Средства обучения. Современные технические средства обучения и методика их использования в учебном процессе.

Дифференциальное обучение. Сущность, принципиальное отличие от других видов обучения.

Развивающее обучение.

Становление учебной деятельности в дошкольном возрасте. Своеобразие и развитие мотивов учения у дошкольников.

Взаимосвязь воспитания и обучения в процессе занятий.

Анализ педагогических исследований по проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста.

^ 4.5. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Теоретические основы физического воспитания. Понятие "физическая культура". Естественно-научные основы физического воспитания. Биосоциальная природа развития движений. Анализ теорий спонтанного физического развития.

Физическое воспитание как составная часть всестороннего развития ребенка.

Закономерности развития двигательных функций и воспитание физических качеств у детей от рождения до 7 лет.

^ 4.6. Теория и содержание воспитания в целостном педагогическом процессе

Воспитание как ведущая функция педагогики дошкольного детства. Всесторонность и гармоничность воспитательного процесса.

Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания. Сущность и "механизмы" нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы теории воспитания. Развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте и их роль в воспитании.

Формирование основ социального поведения детей дошкольного возраста.

Принцип воспитания в деятельности и его реализация в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Гуманизация воспитания. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческого, конкретно-исторического, национального, индивидуально-ценностного в воспитании.

Система методов воспитания.

Воспитание гуманных чувств и отношений в дошкольном возрасте.

Воспитание нравственно-волевых качеств. Начала самовоспитания в дошкольном возрасте.

Сочетание возрастного, личностного, индивидуального подходов в воспитании. Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.

Критерии нравственной воспитанности ребенка дошкольного возраста.

Проблемы коррекции поведения детей дошкольного возраста.

Проблема формирования взаимоотношений детей, её исследование в трудах отечественных ученых. Создание объективных условий, способствующих развитию взаимоотношений. Воспитание коллективистической направленности личности дошкольника.

Современные исследования по проблемам нравственного воспитания детей.

Взаимодействие педагога с ребенком в воспитательно-образовательном процессе детского сада и его значение в нравственном воспитании дошкольников.

Позиция педагога и возможности её изменения.

Проблема общения педагога с ребенком, его значение в удовлетворении потребностей ребенка, в создании положительного микроклимата в группе.

^ 4.7. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Становление и развитие трудовой деятельности ребенка. Средства трудового воспитания дошкольников. Основные проблемы содержания, методов и форм организации трудовой деятельности детей в детском саду в исследованиях отечественных педагогов. Методика воспитания детей в процессе трудовой деятельности.

^ 4.8. Эстетическое воспитание

Понятия: эстетическое воспитание, эстетическое развитие, художественное воспитание. Эстетика как методологическая основа теории эстетического воспитания. Средства эстетического воспитания.

Становление и развитие теории эстетического воспитания в отечественной педагогике. Проблемы эстетического воспитания. Взаимосвязь с сенсорным, умственным, нравственным и трудовым воспитанием.

Виды эстетической деятельности. Этапы и методы формирования детского творчества. Проблема взаимосвязи обучения и творчества.

Особая роль искусства и художественной деятельности как средства эстетического воспитания.

Развитие творческих и специально-художественных способностей.

^ 4.9. Игра - ведущая деятельность и средство воспитания

дошкольников

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Её сущность. Характеристика основных направлений в исследовании игры в отечественной педагогике (Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, А.К.Бондаренко и др.). Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Развитие игрового творчества детей дошкольного возраста. Воспитание детей в игре. Формирование взаимоотношений в игре. Дидактическая игра детей дошкольного возраста. Её характеристика и значение как средства обучения и воспитания.

^ 4.10. Детский сад и семья

Основные проблемы семьи и воспитания ребенка в семье. Семья глазами ребенка. Условия, способствующие формированию ребенка, как члена семейного коллектива.

Воспитание мальчиков и девочек в семье. Народная педагогика в домашнем воспитании.

Методы формирования у родителей педагогической рефлексии.

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка дошкольного возраста.

^ 4.11. Детский сад и школа

Ребенок в системе "детский сад - школа". Проблема преемственности в работе детского сада и школы.

Готовность ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема. Критерии готовности ребенка к школе. Диагностические методики.


^ 5. Развитие речи детей

Задачи и функции методики управления речевым развитием детей.

Теоретические основы методики развития речи. Методологические характеристики языка и речи. Речевая деятельность, её структура.

Естественнонаучные, психологические и лингвистические основы методики развития речи.

Современные представления об онтогенезе речи. Сравнительный анализ теоретических подходов к речевому развитию детей в современных зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях. Речевое развитие как формирование языковой способности. Механизмы овладения языком детьми дошкольного возраста: подражание, языковое обобщение. Саморазвитие детской речи. Проблемы обучения детей родной речи.

Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью. Психолого-педагогические основы разработки программы речевого развития детей. Ребенок и языковая среда. Речевое общение как фактор освоения социального опыта и родного языка.

Методические принципы развития родной речи в детском саду: взаимосвязь сенсорного, умственного и лингвистического развития; учет индивидуальных особенностей речевого развития; обогащение мотивации речи; организация наблюдений над языком; коммуникативный и деятельностный подход к развитию речи; взаимосвязь различных сторон речевого развития; обеспечение активной речевой практики детей.

Вопросы развития речи и обучения родному языку в истории зарубежной и отечественной педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Е.Н. Водовозова, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина и др.).

Основные направления современных исследований в области методики развития речи: структурное, функциональное, когнитивное.

Структурное направление. Определение задач, содержания и методов формирования в речи разных уровней структуры языка - фонетического, лексического, грамматического.

Анализ исследований по вопросам развития словаря (М.М.Конина, А.М.Бородич, Ф.А.Сохин, В.И.Логинова, Н.П.Савельева, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Ю.С.Ляховская, В.И.Яшина, Г.Н.Бавыкина, Е.М.Струнина, Н.П.Иванова, А.А.Смага и др.), грамматического строя речи (А.Н.Гвоздев, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.Захарова, В.И.Ядэшко, А.Г.Арушанова, Э.А.Федеравичене. М.С.Лаврик. Г.Н.Николайчук и др ), воспитания звуковой культуры речи (Е.И.Радина, М.А.Александровская, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, Г.А.Тумакова и др.).

Функциональное направление. Вопросы обучения родному языку в его коммуникативной функции. Развитие связной речи и речевого общения. Развитие диалогической и монологической речи на протяжении дошкольного детства. Анализ исследований по проблеме формирования связной речи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевска). Развитие словесного творчества детей, его сущность, взаимосвязь обучения и творчества. Руководство детским словесным творчеством. Обзор исследований по проблеме (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, ЕА.Флерина, Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский, Н.Орланова, О.С.Ушакова, А.Е.Шибицкая и др.).

Когнитивное направление. Вопросы взаимосвязи умственного и речевого развития. Особенности представлений детей о языковой действительности: о звуковом строении слова, словесном составе предложений, осознание процесса произнесения и слушания, разложение сложных языковых целых на простейшие единицы, связь между значениями слов и выражений, семантические и фонетические сопоставления. Разработка методов формирования элементарного осознания речи и языка. Обзор исследований (И.А.Бодуэн де Куртене, Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, С.Н.Карпова, Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, Г.П.Белякова и др.).

Ребенок и книга. Литературное образование детей. Влияние художественной литературы на речевое развитие. Особенности восприятия и понимания дошкольниками литературных произведений разных жанров.

Художественно-речевая деятельность детей.

Аналитический обзор педагогической литературы по вопросам приобщения детей к книжной культуре и развития художественно-речевой деятельности (Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, О.И.Соловьева, М.М.Конина, Н.С.Карпинская, Р.И.Жуковская, Л.М.Гурович, С.М.Чемортан и др.).

Диагностика речевого развития детей.

Методики изучения разных сторон речи, критерии оценки их сформированности. Изучение уровня речевой подготовки детей к школьному обучению.

  1   2   3

Скачать 429.13 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты