Домой

Пензенский государственый медицинский институт




Скачать 301.1 Kb.
НазваниеПензенский государственый медицинский институт
Дата08.02.2013
Размер301.1 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ IV курс
Нормативные ссылки
Обязательная аудиторная работа
Самостоятельная работа студента
Внеаудиторная (обязательное экстренное дежурство в клинике с преподавателем в вечерние часы)
В том числе курсовая работа (проект)
Текущий на занятиях
Структура практических занятий
Быть ознакомленным
Цель практических занятий
Место дисциплины в учебном процессе
Практические занятия
Кишечная непроходимость 1
Заболевания органов пищеварения
Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.
Язвенная болезнь желудка.
Кровоточащая язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
Прободная язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
Пилородуоденальный стеноз.
Симптоматические язвы
...
Полное содержание
Подобные работы:


РПД ХИРУРГИЯ 04-2002

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «ХИРУРГИЯ»

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ IV курс

Рабочая программа учебной дисциплины


По подготовке ___________________специалиста_____________________

По направлению _________________060101 – Лечебное дело___________

Специальности __________________060101 – Лечебное дело___________


Экземпляр №____

1. РАЗРАБОТАНА на основе программы по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений, подготовленной сотрудниками хирургических кафедр Российского государственного медицинского университета (ака­демик РАН и РАМН, проф. В.С. Савельев, проф. Ю.А. Нестеренко, проф. М.И. Филимонов, доц. Г.А. Буромская) и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой хирургических болезней № 1 проф. С.А. Дадвани, проф. О.С. Шкроб).

Авторы – докт. мед.наук, профессор Зайцева М.И. и канд. мед. наук, доцент А.В. Нестеров

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Зайцева М.И.)

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Нестеров А.В.)


2. РЕЦЕНЗЕНТ – зав. кафедрой терапии ПГУ, док. мед. наук, профессор В.С. Олейников

«___»_____________ 2002 г. _____________________ (Олейников В.С.)


  1. СОГЛАСОВАНА

с кафедрой нормальной и

топографической анатомии,

зав. кафедрой, док. мед. наук,

профессор О.В.КАЛМИН


кафедрой физиологии,

зав. кафедрой, канд.мед. наук,

доцент Н.И. МИКУЛЯК


кафедрой патанатомии,

зав. кафедрой, канд.мед.наук,

доцент С.А. МОЗЕРОВ


кафедрой фармакологии,

зав. кафедрой, докт. фарм. наук,

профессор И.Я. МОИСЕЕВА


кафедрой акушерства и гинекологии,

зав. кафедрой, канд. мед. наук,

доцент В.Д. УСАНОВ


  1. ВНЕСЕНА (ПОДГОТОВЛЕНА к утверждению) методической группой кафедры хирургии ПГУ. Руководитель - зав. кафедрой хирургии МФ ПГУ, док. мед. наук, профессор А.Н. Митрошин.




  1. УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры хирургии МФ ПГУ «___» _______ 2002 г., протокол № _____ .

Заведующий кафедрой хирургии

медицинского факультета ПГУ,

док. мед. наук, профессор А.Н. МИТРОШИН

УТВЕРЖДЕНА на заседании методической комиссии медицинского факультета ПГУ «____» ____________2002г. протокол №____

«___» __________________ 2002 г.

Председатель методической комиссии

Медицинского факультета ПГУ

Док.мед.наук, профессор О.В.КАЛМИН

^ ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ IV курс

Рабочая программа дисциплины

  1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее – Программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента в области хирургических болезней для студентов медицинских вузов. Была составлена на базе ранее утвержденной программы (МЗ РФ от 1994 г.) с учетом современных достижений медицинской науки и техники и является перечнем нозологических форм, которые должен изучить студент на протяжении обучения на IV курса медицинского вуза. Дополнения были внесены лишь в некоторые разделы тех нозологических форм, где за последние годы были получены новые данные по этиологии, патогенезу, способам лабораторной и инструментальной диагностики, принципам оперативного лечения этих хирургических заболеваний. В программе представлен перечень хирургических болезней, диагностику и лечение которых должен знать студент, и практических умений, которыми он должен овладеть в период до дипломной подготовки для дальнейшего прохождения интернатуры или клинической ординатуры по избранной специальности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по специальности 060101 – Лечебное дело.

  1. ^ Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста 060101 лечебное дело (позиция **.**).

Учебный план ПензГУ по направлению *** и специальности 040100 – Лечебное дело, утвержденный «___» _____________ 200___ г. (блок **, позиция **).

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И 151.30.03 – 2000: Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок подготовки и требования к содержанию.

  1. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 19-недельного семестра в I полугодии и 17-недельного семестра во II полугодии (всего в году / в среднем в неделю):





7 семестр

В неделю

8 семестр

В неделю

^ Обязательная аудиторная работа

57




34




Лекции

21

1

10

1

Лабораторные занятия













Практические занятия (цикловые)

36

24

24

24

Семинары

Не предусмотрено

Курсовое проектирование

История болезни с обзором литературы по патологии курируемого больного.



^

Самостоятельная работа студента













Аудиторная













^

Внеаудиторная (обязательное экстренное дежурство в клинике с преподавателем в вечерние часы)


+




+



^

В том числе курсовая работа (проект)


1,5









Контроль













^

Текущий на занятиях


+




+



Защита курсовой работы (проекта) с оценкой


Не предусмотрено

Зачет


Не предусмотрено

Экзамен





+

^ Структура практических занятий

Практические занятия по темам, предусмотренным учебной программой

Работа в перевязочной и операционной

Курация больных для написания зачетных историй болезни

Участие в клинических разборах профессора, доцента

Работа в палатах по освоению простейших врачебных манипуляций




Итого:

60 час

  1. Цель и задачи дисциплины

4.1. Целью курса "Хирургические болезни IV курс" является научить студентов умению диагностировать хирургические болезни, определять выбор метода их лечения и профилактики.

В результате изучения курса хирургических болезней студенты IV курса обучения должны

Иметь представление о клинических проявлениях основных хирургических синдромов; об основах деятельности медицинского персонала на всех этапах лечения хирургических больных; о диагностических возможностях лабораторных и инструментальных методов обследования хирургических больных; об основах анестезиологии в хирургии;

Знать


  1. Этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний.

  2. Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений.

  3. Современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных.

  4. Способы лечения, показания к их применению.

  5. Деонтологические аспекты в хирургии.
^

Быть ознакомленным


  1. С вопросами организации в России специализированной помощи больным хирургическими заболеваниями.

  2. С вопросами диспансеризации больных, реабилитации после операций, оценкой трудоспособности.

  3. С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными поисками, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения наиболее распространенных хирургических заболеваний.

Уметь


  1. Собрать анамнез, проводить общеклиническое обследование больных с хирургическими заболеваниями. Анализировать данные общеклинического обследования.

  2. Составить план применения лабораторных и инструментальных методов исследования больного. Анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.

  3. Сформулировать развернутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.

  4. Сформулировать показания к консервативному и оперативному лечению.

  5. Выполнять наиболее распространенные врачебные манипуляции.

На изучение курса хирургических болезней учебным планом предусмотрено 91 учебный час (31 лекционных и 60 практических занятий).

Количество учебных часов дает возможность значительно увеличить круг вопросов, освещаемых на лекциях и улучшить закрепление практических умений.

Практические занятия проводятся по цикловому методу. ^ Цель практических занятий – научить студентов умению всестороннего клинического обследования хирургических больных и умению обобщить полученные данные для построения диагноза, проведения дифференциальной диагностики.

Во время практических занятий студенты курируют больных и пишут в седьмом семестре в качестве курсовой работа академическую историю болезни обще хирургического больного, и, кроме того, заполняют карты микрокурации на каждого обследованного в процессе самостоятельных занятий больного.

Для овладевания методами диагностики острых хирургических заболеваний и неотложной помощи, усовершенствования умений в выполнении лечебных манипуляций в каждом цикле организуется 1-2 обязательных дежурства студентов с преподавателем в вечерние часы.

В период прохождения циклов занятий выделены дни для работы студентов в операционной и перевязочных чистого и гнойного отделений. В эти дни выполняются наиболее типичные и распространенные в практике операции (холецистэктомия, грыжесечение, венэктомия, удаление доброкачественных опухолей и др.). Проводятся клинические разборы с профессорами и доцентами, студенты активно участвуют в диагностических процедурах. Студент в эти дни может по своему желанию (с учетом рекомендаций преподавателя) принять участие в том или ином виде работы. Приветствуется активное участие студентов в специальных обследованиях больных (рентгеноскопия, эндоскопические исследования, УЗИ, компьютерная томография и другие методы).

При изучении хирургических болезней обращается внимание на особенности хирургических вмешательств у лиц пожилого возраста.

К таким особенностям относятся:

    • повышенный операционный риск;

    • сопутствующие заболевания, отягощающие общее состояние организма;

    • психический статус;

    • реакция организма на кровотечение;

    • предоперационный и послеоперационный периоды;

    • реакция организма на инфекционный патологический процесс;

    • особенности течения и диагностики острых хирургических заболеваний;

    • тактика при определении показаний к операции, выборе оперативного доступа и характера вмешательства.

Студент должен уметь:

      • собирать жалобы и анамнез;

      • проводить физикальное обследование больного;

      • заполнить историю болезни (амбулаторную карту);

      • составлять план лабораторного и инструментального обследования;

      • формулировать развернутый клинический диагноз.

Студент устанавливает диагноз заболеваний на основании жалоб, анамнеза, данных физикального обследования, основных и дополнительных методов исследования, перечисленных в программе, при типичной клинической картине болезни. Кроме того студент 4-го курса составляет план обследования больного с данным заболеванием, определяет профиль лечебного учреждения, куда должен быть направлен больной для дальнейшего обследования и лечения. Анализируя клиническую картину заболевания, студент оценивает результаты следующих лабораторных методов исследования:

      • анализ крови общий;

      • анализ мочи общий;

      • биохимический анализ крови;

      • пробы по Зимницкому и Нечипоренко;

      • анализ кала;

      • анализ дуоденального содержимого;

      • анализ желудочного сока;

      • посевы крови, мочи, мокроты,

а также диагностировать наличие типичных заболеваний:

      • на рентгенограммах грудной клетки, брюшной полости, костей скелета;

      • сканограммах печени;

      • на ультрасонограммах;

      • на компьютерных томограммах.

Студент должен уметь выполнять следующие манипуляции:

      • подкожные и внутримышечные инъекции;

      • внутривенное переливание кровезаменителей и инфузионных сред;

      • определение группы крови и резус-фактора экспресс-методом;

      • остановку кровотечения в ране;

      • катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

      • введение зонда в желудок;

      • ассистировать на типовых операциях вторым ассистентом.

Студент должен уметь оказать первую помощь и знать принципы тактики на догоспитальном этапе при:

      • профузном желудочно-кишечном кровотечении;

      • напряженном и открытом пневмотораксе;

      • шоке;

      • остром животе,

а также владеть умениями, предусмотренными программами по травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, челюстно-лицевой хирургии, урологии.


  1. ^ Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Хирургические болезни IV курс» относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих подготовку врача-специалиста любого профиля по хирургии.

Полноценная подготовка по хирургии предполагает преподавание на основе современных, постоянно обновляемых научно-практических данных с использованием новых возможностей, которые открывают компьютерные системы и телекоммуникационные сети.

Изучение дисциплины базируется на следующих основных дисциплинах: анатомия, гистология, биология, физиология, патологическая физиология, биохимия, топографическая анатомия, фармакология, общая хирургия. Преподавание хирургических болезней основывается на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний в хирургии с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности. Основные положения дисциплины используются в дальнейшем при переходе к изучению основ клинической и частной хирургии, анестезиологии и реаниматологии, онкологии, травматологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии.

  1. Сводные данные об основных разделах дисциплины

Содержание программы представлено тремя разделами.

  • Экстренная абдоминальная патология;

  • Плановая хирургия (герниология; хирургия язвенной болезни);

Название раздела

Количество часов занятий

Уровни изучения

Аудиторных

Самостоятельных

Лекционных

Практических

Лабораторных

Экстренная абдоминальная хирургия

24

48

-

-

В

Плановая хирургия

и в том числе

  • герниология

  • хирургия язвенной болезни

  • ЖКБ

  • хирургия поджелудочной железы

8


2

2

2


2

12


4

4

2


2

-

-

В

Итого:

32

60

-

-

-

  1. Лекции

Тематический план лекций:

№ п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

Вводная лекция

2

2.

Аппендицит

4

3.

Кишечная непроходимость

4

4.

Желчно каменная болезнь и ее осложнения

4

5.

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

4

6.

Заболевания поджелудочной железы

4

7.

Острый живот (травмы живота)

2

8.

Перитонит

2

9.

Желудочно-кишечные кровотечения

2

10.

Грыжи живота

4




Итого:

32

7.3. Материально-техническое обеспечение лекций: мультимедийный проектор, проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, негатоскоп и рентгенограммы больных, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы.

  1. ^ Практические занятия

Тематический план практических занятий

9 семестр

№ п/п

Тема занятия

Часы



Острый аппендицит 1

2



Острый аппендицит 2

2



Осложнения острого аппендицита 1

2



Осложнения острого аппендицита 2

2



ЖКБ

2



Осложнения ЖКБ 1

2



Осложнения ЖКБ 2

2



Осложнения ЖКБ 3

2



Язвенная болезнь 1

2



Язвенная болезнь 2

2



Язвенная болезнь 3

2



Язвенная болезнь 4

2



Острый панкреатит 1

2



Острый панкреатит 2

2


^

Кишечная непроходимость 1


2


Кишечная непроходимость 2


2



Кишечная непроходимость 3

2



Кишечная непроходимость 4

2

Итого за 9 семестр

36

10 семестр

№ п/п

Тема занятия

Часы


Перитонит 1

2



Перитонит 2

2



Острый живот (травмы живота) 1

2



Острый живот (травмы живота) 2

2




Хронический панкреатит 1

2



Хронический панкреатит 2

2


Грыжи живота 1

2



Грыжи живота 2

2




Грыжи живота 3

2



Грыжи живота 4

2



Желудочно-кишечные кровотечения (не язвенной этиологии)

2



Желудочно-кишечные кровотечения (не язвенной этиологии)

2

Итого за 10 семестр

24

Всего за 9 и 10 семестр 60 часов практических занятий

8.2. Форма проведения практических занятий – традиционная.

8.3. Материально-техническое обеспечение практических занятий: проектор слайдов с набором слайдов по тематике лекций, негатоскоп и рентгенограммы больных, кодоскоп и демонстрационный материал к нему, таблицы и схемы. На практических занятиях студенты курируют больных и пишут в седьмом семестре академическую историю болезни обще хирургического больного.

8.4. Разделы и их содержание

^ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки

Анатомо-физиологические сведения о желудке и двенадцатиперстной кишке. Классификация заболеваний желудка. Методика обследования больных с заболеваниями желудка: секреция, моторика, рентгеноскопия, эзофагодуоденогастроскопия.

^ Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Этиология и патогенез заболевания. Патологоанатомические изменения. Стадии развития яз­венной болезни. Клиника и диагностика. Методы исследования моторики и различных фаз желудочной секреции (базальная, стимулированная). По­казания к хирургическому лечению хронической язвы двенадцатиперстной кишки. Виды операций: резекция желудка, СПВ, дренирующие операции и ваготомия. Методы резекции желудка: Бильрот-1, Гофмейстера–Финстерера, Ру.

^ Язвенная болезнь желудка. Классификация Джонсона: типы желудочных язв (медиогастральная, сочетанная язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвы препилорические и пилорического канала). Особенности этиологии и патогенеза желудочных язв. Показания к операции и виды оперативных вмешательств при желудочных язвах.

Осложнения пептической язвы: кровотечение, перфорация, пилородуоденальный стеноз, пенетрация, малигнизация язвы. Патогенез осложнений.

^ Кровоточащая язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Патологическая анатомия. Патогенез нарушений основных звеньев гомеостаза. Клиника и диагностика желудочно-кишечных кровотечений. Классификация по степени тяжести кровопотери. Дифференциальная диагностика. Консервативное и оперативное лечение кровоточащих язв. Эндоскопические методы остановки кровотечения.

^ Прободная язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация прободений, патологическая анатомия. Клиника прободных язв в свободную брюшную полость (периоды заболевания). Клиника прикрытых и атипичных перфораций. Диагностика и дифференциальная диагнос­ти­ка. Лечебная тактика при различных видах прободных язв. Виды операций.

^ Пилородуоденальный стеноз. Патогенез. Клиника и диагностика. Стадии заболевания, характер нарушений основных звеньев гомеостаза. Показания к операции и виды оперативных вмешательств. Особенности подготовки больных к операции с декомпенсированным пилородуоденальным стенозом.

^ Симптоматические язвы: гормональные и лекарственные язвы, синдром Золлингера–Эллисона. Этиология и патогенез. Клиника и диагнос­тика. Особенности хирургического лечения.

^ Синдром Меллори-Вейсса. Причины развития заболевания. Клиника и диагностика, дифференциальная диагностика. Консервативное и оперативное лечение.

Функциональные нарушения моторики двенадцатиперстной кишки (ХДН). Клиника, диагностика, принципы консервативного лечения. Показания к операции.

Профилактика послеоперационных осложнений: кровотечения, пареза желудка и кишечника, анастомозита, расхождения швов культи двенадцатиперстной кишки и желудочно-кишечных анастомозов, перитонита, легочных осложнений и др.
^

Заболевания кишечника


Аппендицит. Анатомо-физиологические сведения о слепой кишке и червеобразном отростке. Острый аппендицит. Классификация. Патологоанатомические формы. Этиология, патогенез. Клиника и диагностика. Особенности клиники в зависимости от варианта положения червеобразного отростка. Острый аппендицит у детей, беременных и стариков. Лечение, показания и противопоказания к аппендэктомии, выбор метода обезболивания и оперативного доступа. Подготовка больных к операции, ведение послеоперационного периода.

Осложнения острого аппендицита: аппендикулярный инфильтрат, периаппендикулярный абсцесс, межкишечный, поддиафрагмальный и тазовый абсцесс, пилефлебит. Клиника различных осложнений; их диагностика (УЗИ, КТ и др.) и лечение (хирургическое, ультразвуковой метод дренирования абсцессов). Перитонит как осложнение острого аппендицита. Особенности оперативного вмешательства в зависимости от распространенности перитонита. Показания к лапаростомии, методика и ведение больного в послеоперационном периоде.

^ Хронический аппендицит. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания и противопоказания к оперативному лечению.


Анатомо-физиологические данные о кишечнике, классификация заболеваний.

Дивертикулы. Классификация, диагностика, осложнения. Хирургическое лечение. Дивертикул Меккеля. Диагностика, лечение.


^ Кишечная непроходимость

Определение понятия. Классификация (по происхождению, патогенезу, анатомической локализации, клиническому течению). Методы исследования больных.

^ Динамическая (спастическая, паралитическая) кишечная непроходимость. Этиология, патогенез. Динамическая кишечная непроходимость как симптом острых заболеваний органов грудной, брюшной полостей и забрюшинного пространства, хронических интоксикаций. Клиника, дифференциальная диагностика. Принципы лечения.

^ Механическая кишечная непроходимость. Обтурационная, странгуляционная, смешанная. Классификация механической кишечной непроходимости.

Обтурационная кишечная непроходимость. Определение понятия, причины, патогенез. Особенности нарушений водно-электролитного и кислотно-основного состояния. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Предоперационная подготовка и особенности оперативного лечения.

^ Странгуляционная кишечная непроходимость. Определение понятия. Классификация по этиологическим причинам. Особенности патогенеза. Клиника различных видов странгуляционной непроходимости кишечника. Диагностика, дифференциальный диагноз. Виды операций. Показания к резекции кишечника.

Инвагинация. Определение понятия. Виды инвагинации. Причины. Патогенез. Инвагинация как совокупность обтурационной и странгуляционной кишечной непроходимости. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Виды операций. Показания к дезинвагинации и резекции кишки.

Предоперационная подготовка и ведение послеоперационного перио­да у больных с острой кишечной непроходимостью. Борьба с интоксикацией, парезом кишечника, гидроионными нарушениями, изменениями кислотно-основного состояния.

Заболевания кишечника

^ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ,

ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ И ЖЕЛЧНЫХ ПРОТОКОВ

Анатомо-физиологические сведения о печени, желчном пузыре и желчных протоках. Классификация заболеваний. Методы исследования больных с заболеваниями печени, желчного пузыря и желчных протоков.

^ Желчно-каменная болезнь. Эпидемиология, частота. Этиология и па­тогенез камнеобразования. Клиника, диагностика. Дифференциальная ди­агностика. Лечение (экстракорпоральная литотрипсия, медикаментозное растворение камней), показания к операции. Методы операции, показания ним. Значение интраоперационных методов исследования для выбора метода операции. Холецистэктомия лапароскопическая, из мини-доступа.

Осложнения желчно-каменной болезни: холедохолитиаз, рубцовый стеноз большого дуоденального сосочка, протяженные стриктуры желчных протоков. Причины развития этих осложнений. Клиника. Дооперационная и интраоперационная диагностика. Лечение. Показания к операции холедохотомии и методы завершения ее (глухой шов, наружное дренирование, супрадуоденальная холедоходуоденостомия, трансдуоденальная папиллосфинктеротомия). Эндоскопическая папиллотомия.

^ Механическая желтуха как осложнение желчно-каменной болезни, причины развития. Клиника. Диагностика (УЗИ, ЭРХПГ, чрескожная гепатохолангиография). Дифференциальная диагностика, патогенез нарушений основных звеньев гомеостаза (функций печени, почек, системы гемостаза, реологических свойств крови и др.). Медикаментозная терапия при механической желтухе, методы детоксикации. Эндоскопический метод лечения больных с механической желтухой (папиллотомия, литоэкстракция, назо-билиарное дренирование, эндобилиарная литотрипсия). Показания и выбор хирургических операций.

^ Острый холецистит. Этиология и патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика (УЗИ, лапароскопия). Дифференциальный диагноз. Лечение: консервативное, оперативное. Показания к экстренным операции. Методы операции (холецистэктомия, холецистостомия), показания к ним.

Осложнения острого холецистита: перитонит, подпеченочный абсцесс, эмпиема желчного пузыря, холангит. Клиника, диагностика, лечение.

^ Кровотечение из расширенных вен пищевода и кардии. Дифференциальная диагностика, первая врачебная помощь, зонд Блэкмора и др. Консервативное лечение. Методы медикаментозного и хирургического ле­чения (операция типа Таннера, прямые и непрямые портокавальные анастомозы, эндоскопические операции). Синдром Бадда-Киари. Клиника, диагностика, лечение.

^ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Анатомо-физиологические сведения о поджелудочной железе. Классификация заболеваний.

Острый панкреатит. Определение понятия. Этиология и патогенез. Классификация. Патологическая анатомия. Клиника, периоды течения прогрессирующего панкреонекроза. Диагностика: УЗИ, лапароскопия, КТ, ангиография, чрескожные пункции, ферментная диагностика. Консервативное лечение. Роль цитостатиков, стиламина. Лечебная эндоскопия, показания к хирургическому лечению и виды операций. Гнойные осложнения острого панкреатита, диагностика и лечение. Исходы заболевания.

^ Хронический панкреатит, кисты поджелудочной железы. Этиология и патогенез хронического панкреатита. Классифи­кация. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика. Специальные методы диагностики: УЗИ, КТ, ангиография, чрескожная пункция железы. Лечение: консервативное и хирургическое.

^ Кисты поджелудочной железы: истинные и ложные. Этиология и па­тогенез. Клиника. Диагностика и дифференциальный диагноз. Хирургическое лечение: операции наружного и внутреннего дренирования кист. Чрескожное дренирование кист; пломбировка кист.

^ ЗАБОЛЕВАНИЯ БРЮШНОЙ СТЕНКИ

Грыжи живота. Определение понятия. Элементы грыжи живота. Классификация грыж по происхождению, локализации, течению.

Частота грыж передней брюшной стенки. Этиология и патогенез. Общая симптоматика грыж. Диагностика. Принципы хирургического лечения. Основные этапы операции грыжесечения. Противопоказания к опе­рации. Профилактика осложнений грыж.

Осложнения грыж: воспаление, невправимость, копростаз, ущемле­ние. Определение понятия. Клиника, диагностика, лечение.

^ Ущемленная грыжа. Определение понятия. Механизм калового и эластического ущемления. Патологоанатомические изменения в ущемленном органе. Виды ущемления: ретроградное, пристеночное. Клиника ущемленной грыжи. Диагностика и дифференциальная диагностика. Хирургическое лечение ущемленных грыж. Особенности оперативной техники; определение жизнеспособности ущемленной петли кишки. Лечебная тактика при сомнительном диагнозе, при самопроизвольном и насильственном вправлении ущемленной грыжи. Мнимое вправление. Ложное ущемление.

^ Грыжи белой линии живота. Анатомические предпосылки для образования грыжи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы операции.

Пупочные грыжи. Анатомические предпосылки для образования гры­жи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Хирургичес­кое лечение: операции Лексера, Мейо, Сапежко. Особенности лечения пупочных грыж в детском возрасте.

^ Паховые грыжи. Прямая и косая паховые грыжи (анатомические и клинические различия). Врожденная и скользящая паховые грыжи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика паховых грыж. Методы операций: пластика передней и задней стенок пахового канала (Бас­сини, Кукуджанова, Мак-Вея–Венгловского). Пластика синтетичес­кой сеткой, видеоскопические операции. Особенности оперативного вмешательства при врожденной и скользящей паховых грыжах.

^ Бедренные грыжи. Анатомия бедренного канала. Клиника, диагнос­ти­ка и дифференциальная диагностика. Методы операций: Бассини, Руджи.

Послеоперационные грыжи. Причины развития. Клиника, диагностика. Методы операций. Причины рецидива послеоперационных грыж. Хирургическое лечение.

ПЕРИТОНИТЫ

Определение понятия. Анатомо-физиологические сведения о брюшине. Классификация перитонитов (по клиническому течению, локализации, характеру выпота, по характеру возбудителя, по стадии).

^ Острый гнойный перитонит. Источники развития острого гнойного перитонита. Особенности распространения инфекции брюшной полости при различных острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Патологоанатомические изменения при остром гнойном перитоните, патогенез. Значение нарушения всасывания из брюшной полости, пареза кишечника, эндотоксемии, нарушения гидроинного равновесия и микроциркуляции в развитии клинической картины перитонита. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Современные принципы комплексного лечения. Особенности оперативного вмешательства. Показания к дренированию и тампонаде брюшной полости, лапаростомии, проведению программных санаций. Роль антибиотиков в комплексном лечении перитонита. Борьба с нарушениями гемодинамики и микроциркуляции, гидроинными нарушениями, интоксикацией и парезом кишечника в послеоперационном периоде. Методы экстракорпоральной детоксикации организма. Исходы лечения. Роль организации экстренной помощи в ранней диагностике и лечении перитонитов.

^ Гинекологические перитониты. Клиника, диагностика, лечение.

Туберкулезный перитонит. Классификация (по течению, по морфологическим формам). Клиника, диагностика и лечение различных форм.

^ ЗАКРЫТАЯ И ОТКРЫТАЯ ТРАВМА ЖИВОТА.

Классификация. Алгоритм диагностики. Оперативные и неоперативные методы лечения. Роль лапароскопии как диагностического и лечебного метода; диагностическая лапароскопия.

^ Ранения тонкой и толстой кишки. Клиника, диагностика, принципы хирургического лечения.

Травматические повреждения селезенки. Клиника, диагностика, ле­чение.

Ранения печени. Клиника, диагностика, лечение.

Травмы поджелудочной железы. Клиника, диагностика, особенности хирургического лечения.

  1. Лабораторные занятия – не предусмотрено

  2. Семинарские занятия – не предусмотрено

  3. Другие виды аудиторных занятий – не предусмотрено

  4. Курсовой проект (курсовая работа) – написание академической истории болезни и оформление обзора литературы по патологии, диагностированной у курируемого больного.

  5. ^ Контроль знаний студентов осуществляется путем опроса, использования письменных или компьютерных тестовых заданий, решения ситуационных задач, проверки академической истории болезни с собеседованием. Дисциплина «Хирургические болезни IV курс» завершается курсовым экзаменом в 8 семестре, который проводится в три этапа:

1 этап – проверка освоения практических умений;

2 этап – проверка знаний с применением компьютерных тестовых заданий либо использование тестовых заданий на бумажных носителях;

3 этап – собеседование с использованием билетов и ситуационных задач.

  1. Другие виды самостоятельной работы

Оформление электронной истории болезни хирургического больного.

  1. Рекомендуемая литература
^

Основная литература


  1. Атлас онкологических операций / Под ред. Б.Е. Петерсона. – М., 1987.

  2. Гостищев В.К. Общая хирургия. Учебник. – М., 2001 – 150 экз.

3. Дарьялова С.П., Чиссов В.И. Диагностика и лечение злокачественных опухолей. – М., 1993.

5. Кованов В.В. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Изд. второе. – М., 1985.

6. Литтман Н.И. Оперативная хирургия. – М., 1986.

8. Петерсон Б.Е. Онкология. Учебник. – М., 1980.

9. Хирургические болезни. Учебник / Под ред. М.И. Кузина. – Изд. 2-е. – М., 2000. – 150 экз.

Дополнительная литература

Вопросы деонтологии

1. Петровский Б.В. Деонтология в медицине в 2 томах. – М., 1988.

Методика исследования хирургических больных

2. Лопухин И.С., Савельев В.С. Хирургия. Руководство для врачей и студентов. – М., 1997.

  1. Линденбаум И.С. Методика исследования хирургического больного. – М., 1957.

Заболевания органов пищеварения

  1. . Шалимов А.А., Саенко В.Ф., Шалимов С.А. Хирургия пищевода. – М., 1975.

  2. Василенко В.Х., Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Язвенная болезнь. – М., 1987.

  3. Горбашко А.Н. Острые желудочно-кишечные кровотечения. – М., 1982.

  4. . Маят В.С. и др. Резекция желудка и гастроэктомия. – М., 1975.

  5. . Нейрогуморальная регуляция пищеварения / Под ред. В.Х. Василенко, Е.Н. Кочиной. – М., 1973.

  6. Юдин С.С. Этюды желудочной хирургии. – М., 1955.

  7. Колесов В.И. Клиника и лечение острого аппендицита. – Л., 1972.

  8. Ротков И.Л. Диагностические и тактические ошибки при остром аппендиците. – М., 1980.

  9. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости / Под ред. В.С. Савельвева. 2-е. изд. – М., 1986.

  10. Дробни. Хирургия кишечника. – Будапешт, 1983.

  11. Петров В.П., Ерюхин И.А. Кишечная непроходимость. – М., 1989.

  12. Альперович Б.И. Хирургия печени. – Барнаул, 1981.

  13. Нестеренко Ю.А. и др. Острый панкреатит. – М., 1994.

  14. Королев Б.А., Пиковский Д.Л. Экстренная хирургия желчных путей. – М., 1990.

  15. Кузин М.И., Данилов М.В., Благовидов Д.Ф. Хронический панкреатит. – М., 1985.

  16. Савельев В.С., Буянов В.М., Огнев Ю.В. Острый панкреатит. – М., 1983.

  17. Фогорешану И. Заболевания печени и внутрипеченочных желчных путей. – Бухарест, 1970.

  18. Шапкин В.С. Резекция печени. – М., 1967.

  19. Пациора М.Д. Хирургия портальной гипертензии. – М., 1984.

  20. Воскресенский Н.В., Горелик С.Л. Хирургия грыж брюшной стенки. – М., 1965.

  21. Нестеренко Ю.А. и др. Хронический панкреатит. – М., 1997.

  22. Нестеренко Ю.А. и др. Гнойно-некротические осложнения острого панкреатита. – М., 1998.

Заболевания брюшной стенки

  1. Руководство по хирургии. Т.VII. – М., 1960.

  2. Тоскин К.Д. и др. Грыжи живота. – М., 1983.

Перитонит

  1. Гостищев В.К., Сажин В.П. Перитонит. – М., 1992.

  2. Савчук Б.Д. Гнойный перитонит. – М., 1979.

  3. Шалимов А.А. и др. Острый перитонит. – Киев, 1981.

  4. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости / Под ред. В.С. Савельвева. 2-е изд. – М., 1986.

Эндоскопия

  1. Панцирев Ю.М., Галлингер Ю.И. Оперативная эндоскопия желудочно-кишечного тракта. – М., 1984.

  2. Эдоскопическая хирургия / Под ред. В.С. Савельева. – М., 1998.

Пред- и послеоперационный периоды

  1. Аничкин В.В. и др. Послеоперационный период. Учебное пособие. – Минск, 1987.

  2. Макаренко Т.П., Харимонов Л.Г., Богданов А.В. Ведение больных общехирургического профиля в послеоперационном периоде. – М., 1989.

  3. Михельсон В.А., Маневич А. Основы реаниматологии и анестезиологии. – М., 1992.

  4. Хартиг В. Современная инфузионная терапия и парентеральное питание. – М., 1982.

  5. Невашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикотерапия. – М., 1982.

  6. Рябов Г.А. Критические состояния в хирургии. – М., 1974.

  7. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости / Под ред. В.С. Савельвева. 2-е изд. – М., 1986.

  8. Раны и раневая инфекция / Под ред. М.И. Кузина. – М., 1990.

  9. Шанин Ю.Г., Волков Ю.Н. и др. Послеоперационная интенсивная терапия. – Л., 1978.

  10. Войно-Ясенецкий В.Ф. Очерки гнойной хирургии. – Л., 1956.




  1. Методические материалы

Методические рекомендации к практическим занятиям по хирургическим болезням кафедры хирургии медицинского института Пензенского государственного университета.

  1. ^ Сведения о пере утверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный год

Учебная группа

Решение кафедры (№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой)

Решение методической комиссии медицинского факультета ПГУ (№ протокола, дата, подпись председателя МКМФ)

Лектор (разработчик программы)

Номер изменения





























































































Скачать 301.1 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты