Домой

Диких Сергей Иванович учитель информатики зато сибирский 2002 год пояснительная записка




Скачать 404.32 Kb.
НазваниеДиких Сергей Иванович учитель информатики зато сибирский 2002 год пояснительная записка
Дата07.02.2013
Размер404.32 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Содержание курса
Информация и информационные процессы
Представление информации
Моделирование и формализация
Алгоритмы и исполнители
Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.
Технология обработки графики. Графический редактор Paint.
Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.
Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде MS Excel.
Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.
Компьютерные коммуникации
Первый год обучения
Информация и информационные процессы.
Представление информации.
Моделирование и формализация.
Алгоритмы и исполнители
Второй год обучения
Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.
Технология обработки графики. Графический редактор Paint.
Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.
...
Полное содержание
Подобные работы:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа


ПРОГРАММА

БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ


для старших классов (10 – 11 классы)

общеобразовательной школы

68 часов


Модификацию программы составил:

Диких Сергей Иванович


учитель информатики


ЗАТО Сибирский – 2002 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с базисным учебным планом (Приказ Минобразования РФ от 9.02.98 № 322) курс информатики включен в инвариантную часть старшего звена образовательных школ и должен изучаться как самостоятельный курс в 10-11 классах. Исходя из особенностей обучения в средней школе нашего поселка и требований «Обязательного минимума содержания образования по информатике (Приказ Минобразования РФ от 30.06.99 № 56) составлена данная программа.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 классов в течении 68 часов (34 часа в год, 1 час в неделю). Отличительной особенностью данной программы является рассмотрение информатики как прикладного предмета, цель которого – освоение учащимися основ и возможностей современной компьютерной технологии.

В образовательной программе нашей школы информатике придается большое значение. Базовый курс информатики преподается в 10-11 классах по уровню А (1 час в неделю), а ученики физико-математического и экономического классов, кроме этого, занимаются информатикой дополнительно в лицеях г. Барнаула. В учебный план, также, для двух классов в каждой параллели (5-9 классы) включены: вводный курс информатики в 5-6 классах и базовый курс информатики в 7-9 классах. Это, так называемые, лицейские классы. Поэтому у учащихся, желающих глубже изучить информатику, есть возможность обучаться в лицейских, а затем профильных классах. Для учащихся, которым достаточно базового курса информатики, предназначена данная программа.

Цель данной программы – создать условия для получения учащимися старших классов базовых знаний по информатике и подготовить их к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Задачи программы:

  • сформировать представление о сущности информации и информационных процессов;

  • развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными программами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий.

Содержание программы подбиралось таким образом, чтобы за период обучения в 10 классе учащиеся ознакомились с теоретическими основами информатики и приобрели навыки работы на ПК, а в 11 классе занимались практической работой по освоению компьютерных технологий. При этом объем теоретических знаний соответствует обязательному минимуму, компьютерные технологии даются немного в расширенном объеме. Это продиктовано необходимостью ознакомить большинство учеников с конкретными компьютерными технологиями, с которыми они столкнутся, окончив школу. Напомню, для более глубокого изучения теоретических основ информатики в школе существуют специализированные классы.

При разработке программы учитывались разные точки зрения на изучение информатики:

  • соотношение между аппаратными платформами IBM РС и Macintosh (Apple). Macintosh (Apple) – отличная платформа, но, по разным оценкам, 90-95% компьютерного парка России занимают IBM PC совместимые компьютеры, да и классы информатики оборудованы ими же. Поэтому компьютеры Macintosh (Apple) только упоминаются, а изучаются аппаратное и программное обеспечение только для платформы IBM PC.

  • соотношение между теоретическими и прикладными аспектами информатики. Как уже указывалось, большинству выпускников средней школы важнее владеть практическими навыками работы на ПК и с конкретными, наиболее распространенными программами, чем досконально знать арифметические основы компьютера и программирование на школьных алгоритмических языках. Тем не менее необходимый уровень теоретических знаний программа предусматривает. Перевес практической части над теоретической обусловлен также и аппаратной поддержкой курса информатики. Компьютерные классы школы оборудованы ПК класса Pentium-II, что позволяет работать, практически, с любыми современными офисными программами. Если бы в школе имелась устаревшая техника, то и говорить о преобладании в курсе информатики современных компьютерных технологий не пришлось бы.

  • соотношения между приложениями DOS и Windows. Еще недавно, 2-3 года назад, операционную систему DOS необходимо было знать, чтобы успешно работать на ПК. Сейчас же от этой системы отказываются производители и программного обеспечения и аппаратных средств, и наблюдается полный переход на Win-приложения. Данная программа предусматривает знакомство с DOS только в объеме, необходимом для восстановления Windows. Изучаемые информационные технологии также являются Win-приложениями. К тому же рассматриваются программы производства фирмы Microsoft, которая и создала Windows, так как они стали практически стандартными офисными приложениями и имеют очень широкое распространение.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Она предполагает работу на ПК как во время теоретических занятий, чтобы учащиеся приобретали практические навыки работы, так и во время практических занятий. При этом общее время, проведенное учеником за ПК, не должно превышать допустимого медицинскими стандартами (для учащихся 10-11 классов 30 минут на первом часу занятий). Промежуточный и текущий контроль рекомендуется проводить на практических занятиях в виде тестов на ПК (дополнительно отрабатываются практические навыки работы на ПК), а также самостоятельной работы по индивидуальным заданиям.

На учебных занятиях необходимо обращать внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм – осанка, расстояние от экрана монитора до глаз, положение клавиатуры и рук и т.д.


ИНФОРМАТИКА
^ Содержание курса


Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. Место информатики в научном мировоззрении.

Организация рабочего места. Требования безопасности в компьютерном классе, а также во время работы на ПК. Правила электрической и пожарной безопасности.

Предмет информатики. Место информатики в научном мировоззрении. Понятие информационной технологии.

^ Информация и информационные процессы

Понятие информации. Информационные процес­сы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Ин­формационные основы процессов управления.

Информационная деятельность человека. Инфор­мационная культура человека. Информационное об­щество: его особенности и основные черты.

^ Представление информации

Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичный алфавит. Двоичная система счисления.

Количество информации. Единицы измерения ин­формации.

Двоичное кодирование различных форм представления информации (текстовой, числовой, графической, звуковой).

Основы логики. Логические выражения и логические операции.

Компьютер

История и перспективы развития ВТ.

Функциональная организация компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Периферийные и внутренние устройства компью­тера: назначение и основные характеристики. Виды памяти в компьютере. Основные носители информа­ции и их важнейшие характеристики. Файлы и каталоги (папки).

Программное управление работой компьютера. Основные виды программного обеспечения компьютера. Классификация ПО.

Операционные сис­темы. Особенности ОС DOS. Программные оболочки. Семейство ОС Windows. Особенности ОС и программного обеспечения для Windows. Структура графического интерфейса. Прикладные и служебные программы Windows.

Операции с файлами. Ввод и вывод данных.

Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита сохранности информации. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика за­ражения. Антивирусные программы.

^ Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Объектно-ориентированное информационное моделирование. Формальная и неформальная пос­тановка задачи. Основные принципы формализации.

Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: поста­новка задачи, построение модели, разработка алго­ритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов.

Построение простой информационной модели. Проведение компьютерного эксперимента. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

^ Алгоритмы и исполнители

Понятие, примеры алгоритмов. Ис­полнители алгоритмов. Система команд исполни­теля. Примеры исполнителей («Робот», «Черепаш­ка»).

Свойства алгоритмов. Формальное исполнение ал­горитмов. Возможность автоматизации деятельнос­ти человека на основе алгоритмов.

Средства представления и записи алгоритмов (словесный, ал­горитмический язык, блок-схемы). Основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов.

Представление о системах программирования: со­став, назначение компонентов. Знакомство с учебным алгоритмическим языком.

^ Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.

Текстовые файлы. Редакторы текстов и документов. Описание и возможности текстового процессора MS Word. Освоение клавиатуры. Работа с текстом. Редактирование и форматирование текста. Вы­бор шрифта. Графика в Word. Таблицы в Word.

^ Технология обработки графики. Графический редактор Paint.

Представление графической информации. Графические примитивы.

Графический редактор Paint. Основные инструменты, операции. Палитры цветов. Создание и редактирова­ние изображений. Различные форматы графических файлов. Печать графических файлов.

^ Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.

Что такое презентация. Общие сведения о MS Power Point. Создание слайдов. Редактирование слайдов. Анимация и графика в презентации. Гиперссылки и управляющие кнопки. Создание презентации.

^ Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде MS Excel.

Электронные таблицы. Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы задач, решаемых с помощью электронных задач.

Программа MS Excel. Окно программы. Подготовка таблиц и основные манипуляции с ними. Типы (числа, фор­мулы, текст) и формат данных. Ввод данных. Формулы. Вычисления с ис­пользованием стандартных функций. Построение диаграмм. Ис­пользование электронных таблиц для решения за­дач.

^ Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.

Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирова­ния. Представление о системах управления базами данных (СУБД). Форма представления баз данных (таблица, картотека).

Описание MS Access. Работа с таблицами в Access. Ввод и редактирование записей. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Запрос-выборка.

^ Компьютерные коммуникации

Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики.

Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные ком­пьютерные сети. Основные услуги компьютерных се­тей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.

Гипертекст. Основы технологии World Wide Web.

Сеть Интернет. Информационные ресурсы. MS Internet Explorer. Поиск информации.


Содержание программы определялось по следующим критериям:

^ Первый год обучения (10 класс) – изучение теоретических основ информатики и правил работы на персональном компьютере в среде Windows.

  • тема 1: Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. Место информатики в научном мировоззрении.

Вводное занятие, рассматриваются два различных вопроса. И вопрос техники безопасности, и вопрос о месте информатики в научном мировоззрении достаточно важны, чтобы их не рассматривать, но выделение на каждый по 1 часу занятий, на мой взгляд, непозволительная роскошь при обучении информатике 1 час в неделю. В «Примерной программе курса информатики» техника безопасности рассматривается в теме «Компьютер», но данный курс предполагает работу и приобретение навыков на ПК с первых занятий, поэтому технику безопасности целесообразно рассмотреть на первом занятии.

  • тема 2: ^ Информация и информационные процессы.

Изучаемые вопросы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, подаются в краткой форме.

  • тема 3: ^ Представление информации.

Изучаемые вопросы также соответствуют обязательному минимуму содержания образования и подаются в краткой форме. Немного подробнее освящается кодирование текстовой информации, так как знание кодировок часто необходимо при работе с текстовыми документами различных форматов и при работе в Интернет. Учащиеся знакомятся с основами логики, логическими выражениями и логическими операциями.

  • тема 4: Компьютер.

Тема соответствует рекомендованной, изучаемые вопросы соответствуют минимуму. Вместе с этим, подробнее рассматривается состав компьютера по современным аппаратным средствам, не вникая в математические и физические принципы работы компьютера. Вопреки бытующему мнению, что «мы не обязаны знать, как устроен телевизор, чтобы его смотреть», знание современных комплектующих достаточно важно, так как у российских пользователей очень часто встает проблемы выбора или модернизации ПК, причем такая – купить как можно мощнее, но как можно дешевле. Данная тема также, подразумевает изучение основ работы в операционной системе Windows, так как она стала по сути дела стандартным программным обеспечением ПК. При этом, особое внимание уделяется работе с файлами и папками.

  • тема 5: ^ Моделирование и формализация.

Изучаемые вопросы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, подаются в краткой форме. Особое внимание при этом уделяется формированию понятия об информационной модели и информационной технологии решения задач.

  • тема 6: ^ Алгоритмы и исполнители.

Вопросы темы также соответствуют минимуму, способствуют формированию понятия алгоритма и знакомству со средствами представления и записи алгоритмов. При этом предусматривается, что ученики смогут иметь представление о системах программирования и ознакомятся с учебным алгоритмическим языком.

^ Второй год обучения (11 класс) – изучение современных информационных технологий, приобретение навыков создания и редактирования различных документов практической направленности.

  • тема 7: ^ Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.

Одна их основных тем. Программа предусматривает ее в расширенном объеме. Ученики знакомятся с различными редакторами и более подробно изучают работу с Microsoft Word. Вопросы темы освещают основные инструменты и возможности программы по созданию различных текстовых документов.

  • тема 8: ^ Технология обработки графики. Графический редактор Paint.

Вопрос обработки графики выделен в отдельную тему, в отличие от «Примерной программы», так как создание и редактирование изображений перешло от профессионалов к обычным пользователям. Рассматривается довольно простой вариант графического редактора, но, пожалуй, самый распространенный, так как входит в состав Windows. Умение работать с графикой часто необходимо при создании различных документов.

  • тема 9: ^ Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.

Дополнительная тема. Необходимость включения в программу изучения среды PowerPoint вызвана широким распространением и применением этого программного продукта.

  • тема 11: ^ Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде MS Excel.

Тема соответствует рекомендованной, при этом рассматривается в достаточно полном объеме. Изучается программа Microsoft Excel, так как она имеет широкое распространение.

  • тема 11: ^ Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.

Тема также соответствует рекомендованной, рассматривается кратко. Изучается программа Microsoft Access, так как она также имеет широкое распространение.

  • тема 12: ^ Компьютерные коммуникации.

Тема соответствует рекомендованной, при этом содержит технологию создания Web-страничек.

Таким образом, программа предусматривает изучение курса информатики в полном соответствии рекомендованному минимуму, а по некоторым вопросам и в более полном объеме, также включает некоторые дополнительные вопросы. При этом, уклон делается на изучение современных информационных технологий, так как именно знание этих вопросов необходимо при практической работе на ПК. И именно поэтому программа предусматривает изучение программного обеспечения фирмы Microsoft, так как оно имеет наибольшее распространение в России.


^
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ



1. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Знать


  1. Требования техники безопасности при работе в компьютерном классе.

  2. Требования безопасности при работе на ПК.

  3. Правила электрической и пожарной безопасности.

  4. Санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК.

Уметь

  1. Правильно организовать рабочее место для работы на ПК.

  2. Пользоваться средствами пожаротушения.


^ 2. Информация и информационные процессы.
Знать


  1. Определение информации.

  2. Основы информационной культуры.

  3. Основные черты информационного общества.

Уметь

  1. Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике.


^ 3. Представление информации.
Знать


    1. Функции языка как способа представления информации;

    2. Уметь представлять высказывания, используя логические операции.

    3. Порядок перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

    4. Определение количества информации.

    5. Основные единицы измерения количества информации.

Уметь

    1. Перечислять особенности и преимущества двоич­ной формы представления

информации.

    1. Решать задачи на определение количества ин­формации.

    2. Кодировать текст и переводить коды в текст.


4. Компьютер.
Знать


  1. Историю и перспективы развития ВТ.

  2. Общую функциональную схему компьютера и принцип его построения.

  3. Назначение и основные характеристики устройств компьютера.

  4. Виды памяти в компьютере.

  5. Основные носители информации и их важнейшие характеристики.

  6. Типы и назначение устройств ввода-вывода.

  7. О программном управлении работой компьютера.

  8. Основные виды программного обеспечения и его классификацию.

  9. Назначение и состав операционной системы.

  10. Особенности операционной системы DOS и назначение программных оболочек.

  11. Преимущества операционной системы Windows и структуру графического интерфейса.

  12. Определение файла и каталога (папки), операции с файлами, организацию файловой структуры.

  13. Особенности файловой структуры различных операционных систем.

  14. Особенности законодательства в отношении охраны программ и данных.

  15. Определение вирусов и их классификацию.

  16. Методы распространения вирусов и способы борьбы с ними.

Уметь

  1. Определить аппаратные средства компьютера.

  2. Работать с носителями информации.

  3. Вводить и выводить данные.

  4. Работать с устройствами ввода – клавиатурой и мышью.

  5. определить установленное программное обеспечение на компьютере.

  6. Работать с файлами и каталогами (папками) – создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск.

  7. Устанавливать программное обеспечение.

  8. Осуществлять профилактику заражения и лечение от вирусов.


^ 5. Моделирование и формализация.
Знать


  1. Что такое модель, в чем разница между материальной и информационной моделью.

  2. Формы представления информационных моделей (графические, табличная, вербальная, математическая).

  3. Основные способы формализации.

  4. Этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.

Уметь

  1. Характеризовать сущность моделирования.

  2. Приводить примеры материальных и информационных моделей.

  3. Приводить примеры формализованного описания объектов и процессов.

  4. Строить простейшие информационные модели.


^ 6. Алгоритмы и исполнители.
Знать


  1. Понятие и свойства алгоритмов.

  2. Средства представления и записи алгоритмов.

  3. Основные алгоритмические конструкции и порядок их использования для построения алгоритмов.

  4. Способы записи алгоритмов: словесный, блок-схемы, учебный алгоритмический язык.

  5. Порядок построения алгоритма на учебном алгоритмическом языке.

Уметь

  1. Приводить примеры алгоритмов и перечислять их свойства.

  2. Уметь определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд.

  3. Строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей («Робот», «Черепашка»).

  4. Составлять блок-схемы и записывать алгоритмы решения простых задач на учебном алгоритмическом языке.



^ 7. Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.
Знать


  1. Порядок представления текстовой информации в памяти ЭВМ.

  2. Назначение текстового редактора, возможности текстового редактора Word.

  3. Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод текста, редактирование и форматирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  4. Порядок работы в Word с таблицами и графическими элементами.

Уметь

  1. Набирать, редактировать и форматировать текст в текстовом редакторе Word.

  2. Применять в текстовых документах таблицы и графические элементы.

  3. Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.


^ 8. Технология обработки графики. Графический редактор Paint.
Знать


  1. Порядок представления графической информации в памяти ЭВМ, понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.

  2. Что такое графический редактор. Основные возможности графического редактора Paint.

  3. Основные инструменты создания рисунка с помощью Paint.

  4. Способы редактирования рисунков в Paint.

  5. Различные форматы графических файлов.

Уметь

  1. Создавать не сложные рисунки в графическом редакторе Paint.

  2. Применять графический редактор Paint для редактирования изображений.

  3. Сохранять рисунки на диске и загружать с диска, выводить на печать.


^ 9. Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.
Знать


  1. Аппаратные средства мультимедийного компьютера, понятие мультимедиа информации.

  2. Что такое презентация.

  3. Возможности программы Power Point по созданию мультимедиа проектов, понятие электронной презентации.

  4. Порядок создания слайдов, использования анимации и звуковых эффектов.

Уметь

  1. Разрабатывать структуру и дизайн презентации.

  2. Использовать основные инструменты Power Point для создания электронной презентации.

  3. Пользоваться гиперссылками и управляющими кнопками.

  4. Настроить автоматический показ презентации.


^ 10. Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде MS Excel.
Знать


  1. Типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц.

  2. Что такое электронная таблица и табличный процессор. Возможности программы MS Excel.

  3. Структуру электронной таблицы: строка, столбец, ячейка, блок.

  4. Типы информации, заносимой в электронную таблицу.

  5. Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул.

  6. Графические возможности табличного процессора.

Уметь

  1. Вводит данные в электронные таблицы, редактировать их.

  2. Вносить изменения в структуру таблиц, добавлять и удалять записи.

  3. Выполнять вычисления с помощью стандартных функций.

  4. Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.

  5. Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


^ 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.
Знать


  1. Что такое база данных, СУБД.

  2. Порядок создания баз данных в Access..

  3. Способы редактирования БД, поиска и сортировки информации и вывода ее на печать в Access..

Уметь

  1. Создавать простейшие БД в Access..

  2. Организовывать поиск информации в БД.

  3. Редактировать содержимое полей БД.

  4. Организовывать поиск информации и сортировку записей в БД.


^ 12. Компьютерные коммуникации.
Знать


  1. Назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней.

  2. Технические и программные средства сетей.

  3. Основные виды услуг глобальных сетей: электронная почта, телеконференции, доски объявлений и др.

  4. Понятие гипертекста, основы технологии WWW.

  5. Порядок создания простейших Web-страничек.

  6. Понятие Интернет. Принципы поиска информации в сети Интернет.

Уметь

  1. Осуществлять обмен информацией с помощью локальной сети.

  2. Создавать простейшие Web-странички.

  3. Пользоваться электронной почтой.

  4. Осуществлять поиск информации в сети Интернет.

  5. Пользоваться программой Internet Explorer.



ПЛАНИРОВАНИЕ



^

УЧЕБНЫЙ ПЛАН







темы

Темы

Количество

часов

10 класс

1.

Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. Место информатики в научном мировоззрении.

1

2.

Информация и информационные процессы.

2

3.

Представление информации.

6

4.

Компьютер.

12

5.

Моделирование и формализация.

4

6.

Алгоритмы и исполнители.

9




ИТОГО

34

11 класс

7.

Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.

6

8.

Технология обработки графики. Графический редактор Paint.

4

9.

Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций MS Power Point.

5

10.

Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде MS Excel.

6

11.

Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.

5

12.

Компьютерные коммуникации.

8




ИТОГО

34




ВСЕГО

68



^

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

Всего

Часы

Примечания

Лекций

Практические занятия

10 класс

^ 1. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. Место информатики в научном мировоззрении.

Организация рабочего места. Требования безопасности в компьютерном классе, а также во время работы на ПК. Правила электрической и пожарной безопасности.

Предмет информатики. Место информатики в научном мировоззрении. Понятие информационной технологии.

1

1







^ 2. Информация и информационные процессы

2

2







2.1 Понятие информации. Информационные процес­сы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Ин­формационные основы процессов управления.

1

1







2.2 Информационная деятельность человека. Инфор­мационная культура человека. Информационное об­щество: его особенности и основные черты.

1

1







^ 3. Представление информации


6

5

1




3.1 Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичный алфавит. Двоичная система счисления.

1

1




Рассмотрение порядка перевода чисел из десятичной в двоичную систему счисления и обратно.

3.2 Количество информации. Единицы измерения ин­формации.

1

1







3.3 Двоичное кодирование различных форм представления информации (числовой, графической, звуковой)

1

1




Определение видеопамяти для различных графических режимов.

3.4 Двоичное кодирование различных форм представления информации (текстовой)

2

1

1

Практика – кодирование текста.

3.5 Основы логики. Логические выражения и логические операции.


1

1




Знакомство с основными понятиями формальной логики.

4. Компьютер


12

4

8




4.1 История и перспективы развития ВТ.


1

1







4.2 Функциональная организация компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Периферийные и внутренние устройства компью­тера: назначение и основные характеристики.

1

1




Просмотр устройств ученических ПК.

4.3 Виды памяти в компьютере. Основные носители информа­ции и их важнейшие характеристики. Файлы и каталоги (папки).

1

1




Выяснение объема ОЗУ и HDD в ученических ПК. Определение информационной емкости различ­ных носителей информации.

4.4 Программное управление работой компьютера. Основные виды программного обеспечения компьютера. Классификация ПО.

1

1







4.5 Операционные сис­темы. Особенности ОС DOS. Программные оболочки.

2




2

Рассмотрение командного интерфейса и работы в Norton Commander.

4.6 Семейство ОС Windows. Особенности ОС и программного обеспечения для Windows. Структура графического интерфейса. Прикладные и служебные программы Windows.

3




3

Практика – работа в прикладных программах Windows. Форматирование дискеты, создание системной дискеты.

4.7 Операции с файлами. Ввод и вывод данных.

2




2

Работа с файлами: копирование, переименова­ние, удаление.

4.8 Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита сохранности информации. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика за­ражения. Антивирусные программы.

1




1

Установка программного продукта. Лечение зараженной компьютерным вирусом дискеты.

^ 5. Моделирование и формализация


4

2

2




5.1 Моделирование как метод познания. Объектно-ориентированное информационное моделирование. Формальная и неформальная пос­тановка задачи. Основные принципы формализации.

1

1







5.2 Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: поста­новка задачи, построение модели, разработка алго­ритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов.

1

1







5.3 Построение простой информационной модели. Проведение компьютерного эксперимента.

1




1




5.4 Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

1




1




^ 6. Алгоритмы и исполнители


9

5

4




6.1 Понятие, примеры алгоритмов. Ис­полнители алгоритмов. Система команд исполни­теля. Примеры исполнителей («Робот», «Черепаш­ка»).

2

1

1

Пошаговое исполнение алгоритма для исполни­теля «Робот» или «Черепашка».

6.2 Свойства алгоритмов. Формальное исполнение ал­горитмов. Возможность автоматизации деятельнос­ти человека на основе алгоритмов.

1

1







6.3 Средства представления и записи алгоритмов (словесный, блок-схемы, учебный ал­горитмический язык,).

2

1

1

Построение блок-схемы алгоритма, записанного на естественном языке.

6.4 Основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов.

2

1

1




6.5 Представление о системах программирования: со­став, назначение компонентов. Знакомство с учебным алгоритмическим языком.

2

1

1




11 класс

^ 7. Технология обработки текста. Текстовый редактор (процессор) MS Word.

6




6




7.1 Описание и возможности текстового процессора MS Word, освоение клавиатуры.

1




1

Правила ввода текста.

7.2 Работа с текстом. Редактирование и форматирование текста. Вы­бор шрифта.

1




1




7.3 Графика в Word.


1




1




7.4 Таблицы в Word.


2




2




7.5 Редактирование и форматирование заданного текста, выбор параметров шрифта.



1




1




^ 8. Технология обработки графики. Графический редактор Paint.

4

1

3




8.1 Представление графической информации. Графические примитивы. Графический редактор Paint. Основные инструменты, операции. Палитры цветов.

2

1

1

Показ действий инструментов Paint.

8.2 Создание и редактирова­ние изображений. Различные форматы графических файлов. Печать графических файлов.

2




2




^ 9. Технология разработки мультимедийных проектов. Программа создания презентаций Power Point.

5




3




9.1 Что такое презентация. Общие сведения о Power Point. Создание слайдов.

1




1




9.2 Редактирование слайдов. Анимация и графика в презентации. Гиперссылки и управляющие кнопки.

2




2

Показ действий на примере создания презентации.

9.3 Создание презентации (Самостоятельная работа).

2




2




^ 10. Технология обработки числовой информации. Электронные таблицы в среде Excel.

6

1

5




10.1 Электронные таблицы. Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц. Программа MS Excel. Окно программы.

1

1







10.2 Подготовка таблицы и основные манипуляции с ней. Типы (числа, фор­мулы, текст) и формат данных.

1




1

Показ на примере создания таблицы.

10.3 Ввод данных. Формулы. Вычисления с ис­пользованием стандартных функций.

2




2

Создание таблиц и работа с готовыми.

10.4 Построение диаграмм. Ис­пользование электронных таблиц для решения за­дач.

1




1




10.5 Ввод данных и вычисления в электронной таб­лице. Решение задачи на построение графика в элек­тронной таблице.

1




1




^ 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных в среде MS Access.

5

1

4




11.1 Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирова­ния. Представление о системах управления базами данных (СУБД). Форма представления баз данных (таблица, картотека). Описание MS Access.

1

1







11.2 Работа с таблицами в Access. Ввод и редактирование записей. Изменение структуры базы данных.


2




2

Показ на примере создания БД и работа в готовых БД.

11.3 Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Запрос-выборка.

1




1

Работа с готовой БД.

11.4 Создание базы данных и запросов с заданными параметрами (Самостоятельная работа).

1




1




^ 12. Компьютерные коммуникации


8

2

5




12.1 Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики.

1

1







12.2 Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные ком­пьютерные сети. Основные услуги компьютерных се­тей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.

1

1







12.3 Гипертекст. Основы технологии World Wide Web.

4




4

Создание простейших Web-страничек.

12.4 Сеть Интернет. Информационные ресурсы. Программа MS Internet Explorer. Поиск информации.

1




1

Поиск информации в глобальной сети Интернет.



^
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ


О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе. Информационно-методическое письмо Минобразования РФ


Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике, - М.: Издательский дом «Дрофа»2002

(Обязательный минимум содержания образования по информатике.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Примерная программа курса информатики.)


Веряев А.А. Педагогика информатики, - БГПУ, 1998.


^ ПО ПРОФИЛЮ ОБУЧЕНИЯ


Шауцукова Л.З. Информатика, 10-11. – М.: Издательство «Просвещение», 2000.


Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001


Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие по ИИТ для 10-11 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001.


Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и информационные технологии”. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001


Веверка П. Microsoft Office 2000 для Windows для «чайников». Учебный курс. 2002. Издательство Диалектика.


^ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2-х частях. 2000. Лаб. Базовых знаний.


Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. 2000. Издательство АСТ.


Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии в 2-х томах. Учебное пособие для старших классов по курсу «Информатика и вычислительная техника». 1998. Москва - АБФ


^
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



Персональные компьютеры класса Pentium II –

CPU AMD K6/2-266, ОЗУ 64Mb, HDD 3Gb, SVGA 1 Mb, FDD.


Принтеры: матричный – Epson 1050, струйный – Epson 440, лазерный – HP 1100.


Сканер – Mustek 1200.


Модем – Rockwell K56.


Локальная вычислительная сеть – Novell NetWare 4.11.


Программное обеспечение – Windows 98, MS Office 2000, AVP и другое.


Учебные программы на CD-ROM, а также учебные пособия, тесты, презентации и другие учебные материалы в электронном виде.


^
ПРИЛОЖЕНИЯ



I. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

(вариант)


Теоретические вопросы

  1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

  2. Язык и информация. Естественные и формальные языки.

  3. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.

  4. Двоичное кодирование информации различных видов информации.

  5. Кодирование текстовой информации.

  6. Количество информации. Единицы измерения количества информации.

  7. Логические выражения и логические операции.

  8. История и перспективы развития ВТ.

  9. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.

  10. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

  11. Виды памяти в компьютере.

  12. Основные носители информации и их важнейшие характеристики.

  13. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.

  14. Классификация программного обеспечения.

  15. Назначение и состав операционных систем.

  16. Особенности операционных систем DOS и Windows.

  17. Прикладные и служебные программы Windows.

  18. Файлы (тип, имя, местоположение). Файловая система, Основные операции с файлами.

  19. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

  20. Компьютерные вирусы и борьба с ними.

  21. Моделирование как метод научного познания.

  22. Формализация. Основные принципы формализации.

  23. Технология решения задачи с помощью компьютера. Схема технологической цепочки (построение описательной модели – формализация – алгоритм – программа - компьютерный эксперимент).

  24. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека.

  25. Средства представления и записи алгоритмов.

  26. Текстовый редактор. Назначение и основные функции. Возможности текстового редактора Word.

  27. Графический редактор. Назначение и основные функции. Форматы графических файлов. Возможности графического редактора Paint.

  28. Назначение и возможности программного средства разработки мультимедийных проектов Power Point.

  29. Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Возможности Excel.

  30. Базы данных. Назначение и основные функции. Системы управления базами данных (СУБД). Возможности Access.

  31. Глобальная сеть Интернет и ее информационные ресурсы (электронная почта, телеконференции, файловые архивы, Всемирная паутина).

  32. Гипертекст. Технология WWW. Создание Web-страничек.



Практические задания и задачи

  1. Практическое задание на перевод десятичного числа в двоичное число.

  2. Практическое задание на перевод двоичного числа в десятичное число.

  3. Практическое задание на измерение количества информации.

  4. Практическое задание на кодирование текстовой информации.

  5. Практическое задание на определение информационной емкости различных носителей информации.

  6. Практическое задание с использованием прикладных программ Windows.

  7. Практическое задание по работе с файлами в Windows (копирование, переименование, удаление и т.д.).

  8. Практическое задание по работе с дисками в Windows (форматирование, создание системной дискеты и т.д.).

  9. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.

  10. Практическое задание на поиск и лечение от компьютерных вирусов.

  11. Практическое задание на построение информационной модели.

  12. Практическое задание на построение блок-схемы простого алгоритма, записанного на естественном языке.

  13. Практическое задание на определение результата выполнения алгоритма по его блок – схеме или записи на алгоритмическом языке.

  14. Практическое задание на создание, редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора Word.

  15. Практическое задание на создание, преобразование, хранение и распечатку рисунка с помощью графического редактора Paint.

  16. Практическое задание на создание презентации с помощью программы Power Point.

  17. Практическое задание на проведение расчетов с помощью электронной таблицы.

  18. Практическое задание на построение графика функции с помощью электронных таблиц.

  19. Практическое задание на поиск информации в базе данных по заданным параметрам.

  20. Практическое задание на сортировку информации в базе данных по заданным параметрам.

  21. Практическое задание на задание правильного адреса электронной почты.

  22. Практическое задание на поиск информации в Интернет.



^
II. БИЛЕТЫ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА

(вариант)

Билет № 1


1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.

2. Решение расчетной задачи с помощью электронных таблиц.

Билет № 2

1. Основные характеристики компьютера (разрядность, объем памяти, быстродействие).

2. Задача на преобразование единиц измерения количества информации.


Билет № 3

1. Формализация моделей. Привести пример формализации (например, преобразования описательной модели в математическую).

2. Создание, редактирование, сохранение заданного текста.

Билет № 4

1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие и жесткие диски, диски CD-ROM и др.).

2. Задача на определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.


Билет № 5

1. Операционная система компьютера. Графический интерфейс.

2. Создание, преобразование, сохранение заданного рисунка.


Билет № 6

1. Папки и файлы (тип и имя файла). Работа с файлами в операционной системе.

2. Построение графика простой функции с помощью электронных таблиц.


Билет № 7

1. Примеры информационных процессов в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека (сбор, хранение, обработка и переда­ча информации). Привести примеры из разных областей деятельности.

2. Задача на определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме, записи на алгоритмическом языке.


Билет № 8

1. История и перспективы развития ВТ.

2. Практическое задание на поиск информации в Интернете.


Билет № 9

1. Текстовый редактор. Назначение и использование. Привести примеры.

2. Задача на определение количества информации.


Билет № 10

1. Графический редактор. Назначение и использование. Привести примеры.

2. Практическое задание на создание, редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора Word.


Билет № 11

1. Электронные таблицы. Назначение и использование. Привести примеры.

2. Практическое задание на создание, преобразование, хранение и распечатку рисунка с помощью графического редактора Paint.


Билет № 12

1. Базы данных. Назначение и использование. Привести примеры.

2. Задача на перевод числа, записанного в десятичной системе счисления, в двоичную систему счисления и обратно.


Билет № 13

1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельно­сти человека. Привести пример.

2. Работа с файлами (поиск, копирование, переименование, удаление).


Билет № 14

1. Назначение и возможности программного средства разработки мультимедийных презентаций Power Point.

2. Практическое задание на создание, редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора Word.


Билет №15

1. Гипертекст. Технология WWW.

2. Работа с дисками (форматирование).


Билет № 16

1. Кодирование информации. Двоичное кодирование. Привести примеры.

2. Поиск информации в базе данных по заданным параметрам.
^

Билет № 17


1. Исполнитель команд (человек, автомат, робот, компьютер). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

2. Работа с дисками («лечение» диска от вирусов).


Билет № 18

1. Основные этапы решения задачи на компьютере (показать на примере).

2. Практическое задание на поиск информации в Интернете.


Билет № 19

1. Компьютерные сети. Электронная почта.

2. Сортировка информации в базе данных по заданным параметрам.


Билет № 20

1. Компьютерные сети. Всемирная паутина.

2. Практическое задание на форматирование дискеты.

Скачать 404.32 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты