Домой

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика




Название1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика
страница1/7
Дата07.02.2013
Размер1.42 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Объект п-ки
П изучает
П – наука о закономерностях, принципах, формах и методах воспитания и образования людей. Педагогический процесс
Практич аспект
Предмет –
Положительные «наработки»
Болонский процесс
Основные цели Болонского процесса
Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
Национальный проект «Образование»
Принцип систематичности и последовательности в обучении
Принцип наглядности в обучении
1. Учебный план
2. Учебная программа
Структура программ
Компоненты стандарта
Функции стандарта
Учебная программа
Структура программ
Типы уроков
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.


Педагогика – 1) особая сфера человеческой деятельности, связанная с передачей молодому поколению всего человеческого опыта, сохранение преемственности поколений подготовкой к самостоятельной жизни и деятельности 2) система Педагогические категории:

  1. Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс формирования у человека определенных качеств личности (нравственных, эстетических, физических, правовых)

  2. Обучение – двусторонний процесс, складывающийся из преподавания и учения.

  3. Образование – процессии результат обучения, то, что создает интеллект

  4. Развитие


Воспитание – это деятельность по передачи новым поколениям общественного исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения. (научное мировоззрение складывается из двух ответов на два важных вопроса:

-Что есть ч-к и зачем он живет? – в зависимости от мировоззрения ч-ка складываются ответы. На эти вопросы дают ответы либо религия, либо философия, но только не наука) В широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, это воздействие на личность общества в целом. В узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность призванная сформировать систему качеств, взглядов и убеждений.

Т.о. в-е – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира. 2) формирование мировоззрения 3) формирование поведения

Несколько видов воспитание:- Умственное - Нравственное - Физическое - Трудовое - Эстетическое


Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил ч-ка. Развитие личности осуществляется по следующим параметрам: - внешние и внутренние

социальные и природные управляемые и неуправляемые Можно выделить физическое, социальное, духовное развитие.


Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Ядром образования является обучение.


Обучение – это процесс передачи опыта во взаимодействие педагога и учащегося. Как процесс обучение имеет две стороны – преподавание (передача информации) и учение (усвоение информации). Основными факторами развития ч-ка является –само-обучение, само-воспитание, само-развитие и само-образование. Осуществляя обучение люди вступают в воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы сходятся с внутренними факторами человека, и в результате такого взаимодействия и формируется личность.


2. Объект и предмет педагогики и ее задачи.


П-ка изучает закономерности, принципы, методы, содержание, формы образования, и обучения. (По теме образования нет единой концепции и определния. У разных авторов свои трактовки)

^ Объект п-ки - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет п-ки – это воспитательные отношения обеспечивающие развитие ч-ка.


^ П изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

3 осн.задачи поколения: 1) освоить опыт предыдущего поколения 2) обогатить и накопить 3) передать последующим поколениям. 1,2 – происходит развитие и воспитание.

! передача знаний = развитие общества

!необходимость в людях со спец. подготовкой для передачи знаний - возникло целенаправленная передача опыта от поколения к поколению. ! выделение спец. ф-и воспитательных учреждений (позд.период рабовладельческого строя)

Начало педагогической д-ти.

П – от греч. «пайдогогос» - дитя + вести. (в древней Греции – был спец раб, кт сопровождал ребенка по дороге к учителю.)

На Руси первых учителей называли мастерами. (обучение на дому – чтение, письмо, молитва)

! П – как особая наука – выделена в из системы философ знаний в 17 в.

П и как наука, и как искусство.

Теор. аспект явл. предметом научно-педагогического исследования, хар-ся совокупностью методологических, теор и методич.положений по проблемам воспитания и обучения.

^ П – наука о закономерностях, принципах, формах и методах воспитания и образования людей.

Педагогический процесс – это целенаправленная и организованная деятельность людей (педагог и ученик, воспитатель и воспитанник) с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений.

Теории: Т элементарного образования Иоганна Песталоцци, Т воспитывающего обучения И.Гербарта, Общая Т развития личности Ушинского, Т детского воспитательного коллектива Макаренко, Т развивающего обучения Эльконина, Давыдова.

^ Практич аспект – практич. воспит.д-ть ! надо владеть воспит. умениями и навыками, проф-н.опыт педагога.

3 КОНЦЕПЦИИ: 1) П – как междисциплинарная область чел.знания. в П представляются сложные аспекты д-ти (культура, политика)

2) П как прикладная наука ф-я – использование знаний из др.наук(психология)

3) П - наука, кт. имеет свой собств. предмет и О изучения.

ОБЪЕКТ – (шире по содержанию) – человек, кт.развив-ся в рез.воспитательных отношений. Объект познания в П – чел, развивающийся в рез воспитательных отношений.

^ ПРЕДМЕТ – сами воспитательные отношения.

Предметом П явл – иссл-е сущности форм-я и развития чел личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного пед процесса.

П иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет 2 аспекта – теор и практич. Теор аспект воспитания – явл предметом научно-пед исследования. В этом смысле П выступает как наука и представляет собой совокупность теор и метод идей по вопросам воспитания.

Задачи:

1. изучение и обобщение практического опыта

2. познание закономерности воспитания

3. орг-я прикладных и практико-ориентированных исследований

4. разработка и сов-ние содержания, форм, методов воспитания и обучения

5. внедрение результатов в практику

6. разработка теор.основ и новационных процессов

7. рациональные связи теории и практики.

Функции педагогики:

1.     Изучать структуру, функции, содержание педагогического процесса; 2.     Находить закономерности, основные принципы, методы учебно-воспитательной работы;

3.     Разрабатывать новые модели обучения и воспитания с учетом социально-политического и экономического развития общества.

4.     Разрабатывать методику подготовки педагогов и воспитателей.


3. Характеристика современной системы образования РФ.

Современные проблемы образования.

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, особенно высшего, имеет свои достоинства и недостатки.

^ Положительные «наработки»:

— способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

— по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

— отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

— традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой;

Недостатки:

— в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методическую базу;

— бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности, снизился социальный статус специалистов, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;

— чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

— усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привела к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека.

— тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;

— вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

— изолированность от мирового сообщества — с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии;

— экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

^ Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России и Украины.

^ Основные цели Болонского процесса

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.


^ Проблема гуманизации и гуманитаризации образования

Новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

—пересмотреть смысл понятия «фундаментализация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России — это далеко не простая проблема;

—формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков», потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей и знаний, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства. Сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

— единство федерального образовательного пространства;

— открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

— приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

— восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

^ Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России В. Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.

Основные направления проекта

  • Стимулирование инноваций в сфере образования

  • Подключение школ к интернету

  • Поддержка талантливой молодёжи

  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих

  • Организация сети национальных университетов и бизнес-школ

  • Дополнительные выплаты за классное руководство

  • Поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.)

  • Поставка школьных автобусов в сельскую местность

  • Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием


4. Содержание образования. Функции учебного процесса и их реализация.

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Содержание образования - совокупность систематизированных ЗУН, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.


5. Принципы обучения. Характеристика принципов обучения


Основные принципы обучения:

  1. Принцип сознательности в обучении. Нельзя заучивать то, что не понято.

  2. Принцип посильности в обучении. Обучение должно соответствовать возрасту и быть по силам ученику. Каменский разработал свою возрастную периодизацию и придумал для каждого периода свое образовательное содержание. До школы, по мнению Каменского, ребенка должна обучать мать, и для этого он написал пособие «Материнская школа».

  3. ^ Принцип систематичности и последовательности в обучении. Материал обязательно должен быть систематизирован. Если знания не поступают системой, в голове будет хаос. Должна быть и логика построения этой системы учебного материала.

  4. ^ Принцип наглядности в обучении. Бывший сенсуалистом Каменский называл этот принцип золотым правилом дидактики. Под наглядностью он понимал, что должны быть задействованы все органы чувств в восприятии предметов внешнего мира.


6. Стандарты общего образования в РФ. Функции стандарта. Характеристика компонентов стандарта.


Государственный образовательный стандарт.

ГОС – это основные параметры, принимающие в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Существуют 3 уровня:

1) федеральный – определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, интеграцию личности в мировую культуру.

2) национально-ориентировочную – содержит нормативы в области родного языка, литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки. Они относятся к компетентности региональных органов образования.

3) муниципальный (школьный) – нормативы определяет само обазовательное учреждение +прописана суммарная ученая нагрузка по предметам, учитывая интересы и склонности обучающихся +указаны критерии оценки знаний и оценки результативности труда учителя. На основе ГОС разрабатываются учебные планы, программы, литературара.


^ 1. Учебный план состоит из 3-х частей:

1) базисный. Основной нормативный государственный документ, являющийся частью ГОС, служит для разработки типовых и рабочих планов, являющийся исходным документом финансирования школы. Утвержден ГосДумой и минстрством общего и профессионального образования. Нормативы: общая в учебных годах продолжительность обучения; неделимая учебная нагрузка для базовых учебных курсов, занятий по выбору и факультативов (20/22-35 ч/нед.); суммарная оплачиваемая нагрузка учителя (18 ч/нед).

2) типовой план носит рекомендационный характер, утвержденный министерством образования РФ.

3) собственно учебный - составлен с соблюдением типового: а) собственно-учебный план школы (вариант типового), б) рабочий учебный план (утвержден педагогическим советом ежегодно). 3 вида занятий: обязательные занятия (ядро образования), занятия по выбору, факультатив.

^ 2. Учебная программа раскрывает содержание ЗУН по каждому предмету. Типы:

1) типовая учебная программа разработана на основе ГОС и относится к определенной области науки. Утверждена министерством образования и носит рекомендационный характер.

2) рабочие учебные программы утверждены педагогическим советом школы, где, в отличие от типовой, описывается научно-региональный уровень, учитывающий возможности обеспечения учебного процесса школы и уровень подготовки участников.

3) авторские учебные программы учитывающие требования ГОС, но могут содержать иную логику построения учебного материала. Данные программы должны получить рецензии от ученых в данной области.

^ Структура программ:

1) объяснительная записка, в которой прописываются цели, задачи учебного предмета, воспитательные возможности, научные идеи, лежащие в основе построения курса.

2) содержание: учебный календарный план, содержание тем, основные понятия, виды занятий, УН.

3) методические указания по оценке ЗУН, литература, вопросы к тестам, словарь. Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний, видам деятельности обуславливается вариативностью программы.

3. Учебники: Структура.

1) текст – главный компонент. Виды текстов: тексты описания, повествования, рассуждения

2) внетекстовые компоненты: а) аппарат организации усвоения ЗУН (вопросы и задания, инструкции, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям, упражнения), б) собственно иллюстрационный материал, в) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложение, оглавление, указатель). Текст оказывает на учащихся определенное эмоциональное воздействие (определенные языковые обороты и т.д.). Содержит основы наук и одновременно организовывает самостоятельную работу учащихся. Требования к учебнику:

1) дидактические требования – учебный материал содержит текст высокой степени обобщения и оснащения материала.

2) психологические – учебник учитывает особенности возраста, когнитивные процессов.

3) эстетичночть+гигиеничность Наряду с учебниками содержание общего образование раскрывается в учебных пособиях: атласы, карты, сборники упражнений, таблицы, задачники.


^ Компоненты стандарта:

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:


• описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

• требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

• максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.


Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты