Домой

Ильясовой Лилии Сахиповны Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № от 2010 г. 2010г пояснительная записка




НазваниеИльясовой Лилии Сахиповны Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № от 2010 г. 2010г пояснительная записка
страница1/3
Дата07.02.2013
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Цели обучения
Место предмета в базисном учебном плане
Содержание программы
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 3ч.
З.история развития знаний о человеке .науки, изучающие организм человека 1ч.
4. Общий обзор организма человека 5ч.
5. Координация и регуляция. гуморальная регуляция. эндокринный аппарат. 2ч.
6. Нервная система 5ч.
Лабораторные работы
7. Анализаторы 4ч.
8. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 8ч.
8. Внутренняя среда организма
9. Система органов кровообращения
Лабораторные работы
10. Система органов дыхания
Лабораторные работы
11. Система органов пищеварения
12. Система органов выделения
13. Обмен вещс1в и энергии
14. Покровы тела
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №6


Рабочая программа

по биологии в 8 классе

(базовый уровень)

учителя Ильясовой Лилии Сахиповны


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.


2010г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Биология. Человек.» авторов Н.И. Сонина, М.Р. Сапин /Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М: Дрофа, 2006. - 135c.l /, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обуч­ающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в VI и VII классах соответственно.

^ Цели обучения:

- овладение учащимися знаниями о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности;

-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

-раскрыть двойственную биосоциальную сущность человека;

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
— место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
— основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
— науки, изучающие организм человека;
— особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
— нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
— внутреннюю среду организма, иммунитет;
— обмен веществ и энергии;
— развитие организма человека;
— вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
— оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.


^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для изучения учебного предмета « Биология. 8 класс. Человек»  из расчета   2-х учебных часов в  неделю. C  учетом  этого  составлено  календарно- тематическое  планирование  на  68 часов,  включающее  вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся  и  реализацию  национально - регионального  компонента. Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  средней  школы.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД 2ч.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
^ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 3ч. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
^ З.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ .НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 1Ч.
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
^ 4. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 5Ч.
Клетки, ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
демонстрация схем систем органов человека.
^ 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ. 2Ч.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез,
^ 6. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 5Ч. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
^ Лабораторные работы
Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга. Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.
^ 7. АНАЛИЗАТОРЫ 4Ч.

Анализаторы их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

^ 8. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 8ч.
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей:
трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткали. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.
^ 8. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
^ 9. СИСТЕМА ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Сердце, ею строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. двюкение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
^ Лабораторные работы
Изучение строения клеток крови под микроскопом.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка пульса, измерение артериального давления, оценка степени тренированности исследуемого.
Основы техники и методики самомассажа. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

^ 10. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и вьщоха; приемов искусственного дыхания.
^ Лабораторные работы
Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки.
Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемости помещения).
Дыхательные упражнения для формирования дикции.

^ 11. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины, Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения . Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно - кищечных заболеваний. Гигиена питания,
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы
Воздействие желудочного сока на белки.
Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

^ 12. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЫДЕЛЕНИЯ


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Демонстрация модели почек.

^ 13. ОБМЕН ВЕЩС1В И ЭНЕРГИИ Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

^ 14. ПОКРОВЫ ТЕЛА Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожение, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи
Лабораторные работы
Изучение строения кожи, волос, ногтей .
Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

^ 15. РАЗМНОЖЕНИЕ И НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Контрацепция. Венерические заболевания. СПИД. Медицинское прогнозирование, дородовая диагностика.
Наследственность человека, наследственные заболевания, их причины и профилактика. Диагностика и лечение наследственных заболеваний.
Демонстрация схем, отражающих нарушения хромосомною набора человека.

^ 16. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.


Тематическое планирование

Общая

тема и

кол-во

часов

Дата



Тема урока


Основные

понятия


Межпредметные

связи


Методы

обучения

Формы

организации учебной

деятельности


Приемы

деятельности

учителя


Материал учебника

и д/з



Оборудование

план

факт

I.

Человек как биологический вид









1. Место человека в системе органического мира

Человек, тип хордовые, класс млекопитающие, отряд приматы, семейство люди, род человек, вид человек разумный, эволюция

Общая биология, история

Проблемный. Попробуйте дать определение человека

Вводный урок

Организация работы с учебником, беседа, постановка проблемы урока, ее обсуждение. Организация работы по составлению таблицы «Доказательства эволюции человека»

Учебник стр. 1-3 вопросы стр.8 (1-5)

Скелет человека и кошки, таблицы демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие, торс человека, схема развития органического мира







2. Особенности человека

Рудиментарные органы, атавизмы

Общая биология, история

Проблемный, частично поисковый

Комбинированный урок

Организация работы с учебником и дополнительной литературой, беседа. Организация работы по составлению таблицы «Особенности человека»

Учебник стр. 6-7 вопросы стр.8 (6-7)


Таблицы: «Головной мозг человека», «Мышцы человека». Скелет, рисунки в учебнике.

^ II.

Происхождение человека 3ч







3. Происхождение человека. Этапы его становления

Рамапитек, австралопитек, человек умелый

Общая биология, история, география

Частично поисковый

Работа в парах

Организация работы с учебником и дополнительной литературой, беседа. Организация работы по составлению таблицы «Становление человека»

Учебник стр.10-11 вопросы стр. 14 (1-4)

Скелет человека и кошки, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие, торс человека, схема развития органического мира







4. Происхождение человека. Этапы его становления

Человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец

Общая биология, история, география

Проблемный, частично поисковый

Работа в парах

Организация работы с учебником и дополнительной литературой, беседа.

Учебник стр.12-13 вопросы стр. 14 (5-9)

Карточки №5-7

Скелет человека и кошки, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие, торс человека, схема развития органического мира







5. Расы человека, их происхождение и единство

Раса, расизм,. Экваториальная, евразийская, азиато-американская.

История, искусство, музыка, география

Проблемный

Обобщающий урок по теме «Происхождение человека»

Постановка проблемы, эвристическая беседа, подведение итогов. Организация работы по составлению таблицы «Расы человека»

Учебник стр. 16-17, записи в тетради, вопросы стр. 18-19


Таблица «Расы человека», карта мира, иллюстрации предметов искусства, народных ремесел, музыкальные фрагменты национального фольклора

^ III.

Краткая история развития знаний о человеке.

Науки, изучающие организм человека 1ч







6. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Анатомия, физиология, гигиена, медицина

История, медицина

Проблемный. Почему врачи до сих пор дают клятву Гиппократа?

Урок самостоятельного изучения материала

Помощь в организации и постановке целей работы, организация работы по составлению таблицы «История развития знаний о строении и функциях организма человека», подведение итогов

Учебник стр. 20-23 (для обязательного изучения), стр. 23-27 (дополнительно)


Портреты ученых, книги атласы по теме урока

^ IV.

Общий обзор организма человека









7. Клеточное строение организма.

Клеточная и ядерная мембраны, цитоплазма, органоиды, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, хромосома, ДНК, АТФ

Природоведение, биология растений, цитология, гистология

Проблемный. Клетки животных отличаются от клеток растений, а от клеток человека?

Вводный урок.

^ Лабораторная работа №1

«Строение клетки организма человека

Организация повторения, работы с рисунками и текстом учебника, с микроскопом, подведение итогов

Учебник стр.28-31,

Таблица «Растительная и животная клетки», д/ф «Клетки и ткани многоклеточного организма», микроскоп, микропрепараты животных клеток, инструктивные карточки к л/р.







8. Химический состав и жизненные свойства клетки

Органические и неорганические вещества

Природоведение, химия

Проблемный

Комбинированный

Организация повторения, работы с текстом учебника и содержанием дополнительного материала, выполнение схем и записей в тетради

Записи и схемы в тетради, вопросы:


Фрагмент видеофильма, динамическое пособие «Деление клетки»







9. Жизненные свойства клетки (раздражение, возбудимость, обмен веществ, размножение)

Раздражение, возбудимость, возбуждение, обмен веществ, биосинтез

Цитология

Проблемный

Комбинированный

Рассказ учителя с элементами беседы, выполнение на доске учебного рисунка, записи в тетради

Записи определений в тетради, вопросы:











10. Ткани и органы

Ткани, эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, органы

Цитология, гистология, генетика

Частично поисковый, исследовательский. Почему, имея сходное строение, ткани различных людей оказываются несовместимыми?

Комбинированный с элементами лабораторной работы

^ Лабораторная работа №2

«Ткани организма»

Организация фронтального повторения по строению клетки, рассказ с элементами беседы, выполнение на доске учебного рисунка, организация лабораторной работы, подведение итогов

Учебник стр.32-37, вопросы 1,5


Таблицы: «Ткани», «Органы человека», видеофрагмент, инструктивные карточки к л/р.







11. Органы. Системы органов. Организм.

Системы органов, скелетная, мышечная, мочевыделительная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринный аппарат, функциональная система.

Природоведение, анатомия, физиология

Проблемный. Является ли организм человека системой? Является ли организм человека открытой системой? Является ли организм человека саморегулирующейся системой?

Обобщающий урок

Проведение письменного опроса, эвристическая беседа, подведение итогов

Учебник стр.38-39


Таблицы по системам организма человека, торс человека

^ V.

Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат









12. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Гормоны.

Эндокринный аппарат, железы внешней, внутренней, смешанной секреции, гормоны, гуморальная регуляция

Эндокринология, химия

Проблемный

Урок новых знаний

Краткий анализ проверочной работы, рассказ учителя, эвристическая беседа, записи в тетради

Учебник стр.44-45 до статьи о гипофизе, записи в тетради,

Таблицы: «Железы внутренней секреции», «Кожа»







13. Щитовидная железа, гипофиз. Роль половых желез в развитии организма. Нервно-гуморальная регуляция и ее значение

Щитовидная железе, гипофиз, половые железы

Эндокринология, химия

Частично поисковый, проблемный

Комбинированный

Рассказ учителя, демонстрация таблиц и видеофрагмента, организация самостоятельной работы по завершению заполнения таблицы в тетради «Железы внутренней секреции и их функции»

Учебник стр.45-49


Таблица: «Железы внутренней секреции», видеофрагмент

^ VI.

Нервная

Система









14. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлекс – основа нервной деятельности.

Нервная регуляция, нейрон, нервный импульс, синапс, рефлекс, рефлекторная дуга

Физика

Частично поисковый, проблемный. Какие рефлексы имеют большее значение в жизни человека – условные или безусловные?

Комбинированный с элементами проверочной работы

Организация срезовой проверочной работы по карточкам, рассказ учителя с демонстрацией таблиц, вычерчивание схем: «Строение нейрона», «Типы нейронов», «Строение нервной системы», «Рефлекторная дуга» на доске и в тетр. учащихся, записи определений и особенностей нервной регуляции.

Учебник стр.50-55, вопросы:


Демонстрационные таблицы со схемами строения нервных клеток и тканей, отделов нервной системы, рефлекторной дуги







15. Спинной мозг.

Спинной мозг, серое и белое вещество, задние и передние корешки, смешанные спинномозговые нервы, проводящие пути, спинномозговой канал

Физика

Проблемный

Комбинированный

Организует опрос, эвристическую беседу, рассказ с демонстрацией таблиц и видеофрагмента, организует работу по заполнению таблицы в тетради «Строение и функции спинного мозга»

Учебник стр.56-59, вопросы:


Таблицы: «Нервная система», «Строение спинного мозга», видеофрагмент.







16. Строение и функции головного мозга.

Головной мозг, ствол мозга, продолговатый мозг, мост, мозжечок

Анатомия, физиология

Проблемный

Комбинированный с элементами лабораторной работы

^ Лабораторная работа №3 «Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга»

Организует опрос, эвристическую беседу, рассказ с демонстрацией опытов, таблиц и видеофрагмента, организует работу по заполнению таблицы в тетради «Строение и функции головного мозга» и выполнение лабораторной работы

Учебник стр. 60-62 (статьи), 64-65 (для обязательного изучения), стр. 63-64 (для дополнительного изучения), вопросы:

1,6

Таблицы: «Нервная система», «Строение головного мозга», видеофрагмент, муляж «Головной мозг», инструктивные карточки к л/р.







17. Полушария большого мозга.

Передний мозг, большие полушария, доли: лобная, теменная, затылочная, височная, зоны: двигательная, кожно-мышечная, вкусовая, обонятельная, слуховая, зрительная

Биология животных

Репродуктивный, исследовательский. В чем состоит значение коры больших полушарий для человека и животных? Чем отличается по строению головной мозг человека и приматов?

Комбинированный

Организация опроса, рассказ с демонстрацией таблиц, муляжа и видеофрагмента, записей в таблицу в тетради

Учебник стр.66-67, 70-71, вопросы:

1-5

Таблицы: «Нервная система», «Строение головного мозга», видеофрагмент, муляж «Головной мозг»







18. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на нервную систему.

Наследственные нарушения, нарушения работы мозга, вызванные факторами внешней среды

Гигиена

Исследовательский, проблемный

Комбинированный с элементами самостоятельной работы

Рассказ учителя с элементами беседы, организация самостоятельной работы по заполнению таблицы в тетради «Нарушения деятельности нервной системы»

Таблица в тетради, вопросы:6-8


Статьи из учебника – БИОЛОГИЯ под редакцией А. М. Цузмер «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение» и из книги для чтения по анатомии «Белая смерть»


ЗАЧЕТ №1

1Ч.







19. «Общее знакомство с организмом человека. Нервная система»

Основные понятия тем: «Клетка», «Ткани и органы», «Эндокринный аппарат», «Нервная система»




Повторительно-обобщающий

Обобщающего повторения

Беседа по вопросам, выполнение заданий по карточкам

Карточки , учебник стр.28-71, записи в тетрадях, повторение материала тем входящих в зачет №1

Таблицы по изученным темам

^ VII Анализа-торы









20. Анализаторы (органы чувств), их строение и функции

Анализатор, центральная, проводящая и периферическая части, зона больших полушарий




Проблемный. Почему говорят «береги как зеницу ока»?

Интегрированный

Эвристическая беседа, организация диалога, сообщений учащихся

Учебник стр. 72, записи в тетради, вопросы:

Таблицы: «Кожа», «Железы внутренней секреции», «Строение пищеварительной системы», «Вегетативная нервная система»










21. Анализаторы слуха и равновесия. Гигиена слуха.

Наружное, среднее и внутреннее ухо, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко), улитка, овальное и округлое окно, вестибулярный аппарат, полукружные каналы

Физика, ОБЖ

Частично поисковый, проблемный. Почему не следует постоянно слушать громкую музыку, даже если она нравится?

Комбинированный урок

Организация повторения ранее изученного материала, эвристическая беседа, рассказ учителя и сообщения учащихся, обсуждение проблемы урока

Учебник стр. 80-85, вопросы: 1-3

Таблица «Орган слуха и слуховой анализатор», модель уха, магнитофон, видеофрагмент
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты