Домой

Клетка структурная и функциональная единица живого




Скачать 54.22 Kb.
НазваниеКлетка структурная и функциональная единица живого
Дата06.02.2013
Размер54.22 Kb.
ТипУрок
Содержание
Первый тур
Второй тур
Вопросы ученым секретарям.
Третий тур
Четвёртый тур
Пятый тур
Подобные работы:

Тема урока: Клетка - структурная и функциональная единица живого.




(Обобщающий урок в форме деловой игры 9 -10-классе).


Задачи: Образовательная –проверить усвоение данного

материала.


Развивающая – развивать умение самостоятельно

формулировать гипотезу, устанавливать причинно следственные

связи.

Воспитательная –развивать самостоятельное мышление, познавательный

интерес к предмету.

Оборудование: таблицы – строение животной, растительной

и бактериальной клеток,. микроскопы с препаратами

Методы: беседа, практическая работа.


Ход урока.


^ Первый тур: «Я задаю вопросы».


Учитель. Этот урок начнём как интеллектуальную дуэль

между командами. Команды по очереди задают

вопросы друг другу об органоидах клетки.

«Прокариоты». Что такое избирательная проницаемость

мембраны?

«Эукариоты». Какие бывают типы эндоплазматической сети,

(ЭПС) .и чем они различаются?

«Прокариоты» Какие функции выполняет (ЭПС?

«Эукариоты» Почему рибосомы относят к немембранным органоидам

«Прокариоты» В связи с чем аппарат Гольджи получил такое название?

(Внутриклеточные структуры, названные позже аппаратом Гольджи,

в 1898г. обнаружил итальянский ученый. Камилла Гольджи

(1844-1926); Нобелевская премия 1906 г.

«Эукариоты». Какое отношение к аппарату Гольджи имеют лизосомы?

«Прокариоты» Какова роль лизосом в клетке?

«Эукариоты» Какие существуют виды пластид?

«Прокариоты» Перечислите органоиды движения.

«Эукариоты» Что такое ядро?

«Прокариоты» Какой органоид в растительной клетке самый большой?

«Эукариоты» Почему в растительной клетке митохондрий меньше,

чем в живой

Учитель .Вы хорошо вооружены знаниями о структуре и функциях органоидов

клетки.

Перейдем теперь к процессам, происходящим в клетке.


^ Второй тур: « Я слышу о клетке»


Учитель. Представляю вам определение структур клетки или процессов,

происходящих в ней..

Необходимо подобрать к ним правильные термины. Вам представляется право выбора: правильный ответ на вопрос на красной карточке оценивается на «5»

на зеленой карточке – на «4»

«Прокариоты». Живое содержимое клеток эукариот, состоящее из ядра и

цитоплазмы с органоидами. (Протоплазма)

«Эукариоты» Содержимое клетки за исключением плазмалеммы и

(Цитоплазма).

«Прокариоты». Наружный слой животной и бактериальной клеток,

состоящий из полисахаридов и белков, выполняющих главным

образом защитную функцию. (Гликокаликс)

«Эукариоты». Пористая структура из целлюлозы и пектиновых веществ, придающая клетке прочность и постоянную форму. (Клеточная стенка).

Учитель. Теперь сделаем наоборот: я называю и показываю понятие, а вы даете ему определение. «Эукариоты» Эндоцитоз –это (Поглощение веществ клеткой за счет образования впячиваний или захвата их выростами мембраны).

«Прокариоты». Экзоцитоз –это (Выведение из клетки различных веществ -

гормонов, непереваренных остатков и др.

^ Вопросы ученым секретарям. 1 Какие бывают виды эндомитоза? (Пиноцитоз, фагоцитоз).

2 Дайте определение этим понятиям.

Учитель. Второй тур вы проделали успешно, правильно подобрав определения к терминам. Теперь проверим вашу наблюдательность.


^ Третий тур: «Я наблюдаю за клеткой».


Учитель. Прежде чем приступить к заданиям третьего тура, учёным секретарям предоставляется возможность проявить себя ещё раз выполнить задания, предложенные на доске.

1-й секретарь. Рассказать о строении и функциях митохондрий.

2-й секретарь. Рассказать о строении и функциях хлоропластов.

3-й секретарь. Рассказать о классификации органоидов клетки.

4-й секретарь. Выписать на доске название органоидов, обозначенных

цифрами на пособии «клетка».

После того, как учёные секретари выполнят задание, каждой команде

Предлагается видеосюжет о процессе, происходящем в клетке. Задача

команд -определить, что это за процесс, и ответить на вопрос.

«Эукариоты. Видеосюжет «Циклоз» в клетке». Что такое циклоз?

«Прокариоты» Видеосюжет. «Деление клетки – митоз». Каково

значение митоза в клетке?

Учитель. Ну, что ж, вы и с этим заданием справились отлично. В . следующем туре вам предстоит побывать в роли исследователей.

^ Четвёртый тур: «Я сравниваю и устанавливаю связь».


1.По два представителя от команды устанавливают связь

между строением и функциями клетки. Вам предлагаются микро

препараты, изучив которые с помощью светового микроскопа, нужно

определить: в чем особенность клеток ткани, с какими функциями это

связано; назвать исследуемую ткань. Помните о правилах работы с микро-

скопом предметными стёклами. Ребятам предлагаю микропрепараты

«Эпидермис листа герани», «кровь человека», Поперечно-полосатые «мышцы».

2. Команды получают таблицы, в которых представлена сравнительная

Характеристика клеток растений и животных. Только у эукариот не за-

полнена графа «Особенности клеток животных», а у прокариот-графа

«Особенности клеток растений».Вам предстоит восстановить научные

данные –заполнить пустую графу. В этом вам поможет пособие «Строение

клетки.» Заполненные таблицы положите на стол ученых секретарей. Они

их проверят дадут свою рецензию.

3. В это время обратимся к ученым секретарям. Каждый учёный секретарь

оценивает работу своего партнёра.

4. Представляем слово исследователям, работающим с микроскопом. Каждый

исследователь дает краткий отчёт о проделанной работе.

Учитель: Итак четвёртый тур преодолён, кому-то из вас исследовательские навыки,

приобретенные в школе, помогут в дальнейшем при изучении других наук.

Ведь на нашей Земле действуют единые законы Природы. Однако, в любой

науке есть правило, но есть исключения.

1.Какое исключение при изучении клеточного строения организма можно

сделать? Каким организмам оно относится?

2. Кто такие вирусы? В чём их особенности?

3 Как оценивает значение вирусов человек? Приведите примеры.


^ Пятый тур: «Я делаю выводы.»


«Эукариоты» Так почему же клетка является структурной единицей организма?

«Прокариоты» Почему клетка является функциональной единицей организма?

Учёный секретарь. Я бы хотел добавить: клетка является еще и единицей

развития организмов, обитающих на Земле. Ведь возникающие в ней

изменения (например, мутации) могут привести видоизменениям.

Учитель. После общения с вами в течение нескольких уроков я поняла,

насколько хорошо вы знаете эту уникальную тему. Логическим завершением

нашего урока будет сочинение «Поэма о клетке», которую вы напишите

дома.


Физминутка:


Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Это правая рука.

Это левая рука.

Справа –шумная дорога.

Слева – быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все на оборот.

Слева шумная дубрава

Справа быстрая -река

Неужели стала правой

Моя левая рука.

Вдох и выдох!

Раз присели!

Два привстали,

Чтоб задержки никакой

Три нагнулись.

И достали до носка одной рукой.

Здоровье в порядке

Спасибо зарядке!

Подведение итогов, выставление оценок.

Скачать 54.22 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты