Домой

Программа дисциплины сд. 01. История музыки




НазваниеПрограмма дисциплины сд. 01. История музыки
страница1/3
Дата06.02.2013
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
Цель курса
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 4. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства.
Тема 9. Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков.
Тема 10. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров.
Тема 13. Стилевое многообразие европейской музыки 20 века.
Тема 18. Музыкальная культура Древней Руси.
Тема 19. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев.
Тема 22. Национальная композиторская школа последней трети
Тема 27. Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды.
Тема 29. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика.
Тема 30. Многообразие жанров, новые жанровые явления.
Тема 31. Многообразие систем композиторской техники.
Тема 32. Индивидуальные особенности ведущих композиторов 20 века.
5. Лабораторный практикум
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СД.01. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ




1. Цели и задачи курса


История музыки является одной из важнейших дисциплин в системе подготовки педагога-музыканта. Предусматривает изучение основных этапов развития музыкального искусства с учетом принципа историзма от древнейших времен по ХХ век. Данный курс формирует у студента установку на осознание музыкально-исторического процесса как целостного явления, в основе которого лежит смена исторических систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов. Курс истории музыки призван вооружить студентов способами анализа явлений музыкального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания.

^ Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями музыкальной культуры различных стран.

Основными задачами курса являются формирование у студентов:

  • знаний общих закономерностей развития мировой музыкальной культуры;

  • представлений о системе средств музыкальной выразительности;

  • знания музыкального материала изучаемых произведений;

  • представлений о жизни и творчестве выдающихся композиторов;

  • умения разбираться в музыке разных эпох, направлений и стилей;

  • системы музыкальных жанров и форм в их творческой эволюции.



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По завершении изучения дисциплины студент должен знать:

  • интонационную природу музыки как вида искусства;

  • закономерности стилеобразования в искусстве в целом и в музыке, в частности;

  • знать основы периодизации истории как зарубежной профессиональной европейской традиции, так и отечественной, русской;

  • особенности каждого исторического этапа развития музыкального искусства во взаимосвязи с социальными, идейными и эстетическими концепциями;

  • разбираться в исторической эволюции системы музыкальных жанров и форм;

  • знать конкретный музыкальный материал изученных произведений на слух;

  • особенности национальных традиций;

  • творческие биографии крупнейших композиторов;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • теоретические основы музыкального искусства, ведущие стилевые тенденции;

  • принципы формообразования и структуры музыкального языка.

По окончании изучения дисциплины студент должен уметь:

  • исполнить на инструменте темы наиболее исторически значимых произведений;

  • давать историко-музыковедческий комментарий к музыкальным произведениям отечественных и зарубежных авторов;

  • преподавать музыкальные теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного музыкального образования, используя классические и современные методики;

  • работать с учебно-методической литературой по дисциплине;

  • пользоваться профессиональной терминологией.



^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

Общая трудоемкость дисциплины

300

104

92

104

Аудиторные занятия

156

54

48

54

Лекции

104

36

32

36

Практические занятия













Семинары

52

18

16

18

Лабораторные работы













Индивидуальные практические занятия













Самостоятельная работа

144

50

44

50

Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат







+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы













Вид итогового контроля

Экзамен, зачет

экзамен

зачет

экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

I.

История зарубежной музыки

54

27




1.

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран

2

1




2.

Музыкальные культуры Запада и Востока

2

2




3.

Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции

2

1




4.

Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства

2

1




5.

Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью

4

2




6.

Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля»

4

2




7.

Возникновение оперы.

2

1




8.

Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка)

4

1




9.

Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков

4

2




10.

Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров

2

2




11.

Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов

8

3




12.

Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца 19 - начала 20 веков

4

2




13.

Стилевое многообразие европейской музыки 20 века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники

4

2




14.

Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты)

6

2




15.

Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны)

2

1




16.

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

2

2




II.

История русской музыки

50

25




17.

Основные этапы развития русской культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европ

2







18.

Музыкальная культура Древней Руси

2

1




19.

Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев

2

1




20.

Барокко в русской музыке.

2

1




21.

Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров

2

1




22.

Национальная композиторская школа последней трети XVIII века

4

1




23.

Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления

2

1




24.

Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке

4

2




25.

Расширение круга ведущих жанров

4

1




26.

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

6

3




27.

Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды

2

2




28.

Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма

4

3




29.

Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика

4

2




30.

Многообразие жанров, новые жанровые явления

4

2




31.

Многообразие систем композиторской техники

2

2




32.

Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов

4

2





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран. История зарубежной музыки как научная дисциплина в системе музыкально-педагогического образования, ее цели и задачи в свете профессиональной направленности процесса обучения. Географическое положение регионов и стран. Национальные черты и традиции. Мировоззрение. Значение культовой (вокальной и инструментальной) музыки в развитии музыкальных культур различных регионов и стран. Теория происхождения музыки. Музыкальные инструменты.


Тема 2. Музыкальные культуры Запада и Востока. Сходство и различия музыкальных культур Востока и Запада. Значение древних цивилизаций в истории мировой культуры и в музыке, в частности. Усовершенствование музыкальных инструментов. Теории происхождения музыки.


Тема 3. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции. Периодизация на основе принципа историзма. Музыковедческий подход к определению границ эпох на основе смены системы музыкального мышления, переинтонирования музыкального языка, общественно-политических и социокультурных преобразований в общественной жизни.


^ Тема 4. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства. Истоки музыкальной культуры античности. Традиции Востока. Песнопения. Музыкальные жанры Древней Греции. Вокальная хоровая лирика. Пифийские игры. Античная трагедия. Инструментарий. Музыкальная культура Рима. Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Каноники. Гармоники.


Тема 5. Музыка эпохи средневековья. Значение Христианства в истории европейского музыкального искусства. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью. Характеристика эпохи феодализма, народное искусство, церковная музыка Западной Европы, её основные жанры. Месса. Григорианское пение. Музыкальная культура средневекового города. Антигригорианские явления в культовой музыке. Народное искусство. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Менестрели. Жанровые разновидности в творчестве менестрелей. Музыкальная эстетика Средневековья. Развитие многоголосия. Органум. Кондукт. Мотет. Ars Nova.


Тема 6. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля». Характеристика эпохи - ее прогрессивных общественных тенденций, породивших идеологию гуманизма. Музыкальное искусство эпохи Возрождения. Музыкальное эстетика и музыкальная теория. Искусство хоровой полифонии (франко-фламандская и итальянская школы). Композиторы. Периодизация. Итальянская школа полифонистов. Дж. Палестрина, Кл. Монтеверди. Полифония «строгого письма». Cantus Firmus как основа всей композиции. Модусная техника. Обзор крупнейших национальных музыкальных культур (Англия, Нидерланды). Музыкальная эстетика и музыкальная теория. Жанр мадригала. Его эволюция. Инструментальная музыка.


Тема 7. Возникновение оперы. Характеристика эпохи - отражение ее острых противоречий в искусстве. Основные тенденции развития музыкального искусства. Музыкальная эстетика. Рождение оперы в Италии ( Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь ). Отличительные черты черты и нововведения. Создание стиля bel canto и основных разновидностей речитатива. Сюжеты опер. Опера серия. К. Монтеверди. Опера во Франции. Ж.. Б. Люлли. Судьба оперы в Англии. Г. Пёрселл. Инструментальная музыка 16-17 вв.


Тема 8. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка). Характеристика ХVШ века – ”века разума и просвещения”. Основные тенденции в развитии музыкального искусства. Стилевые направления (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм), их проявление в музыке. Основные тенденции в развитии инструментальной музыки 16-18 вв. (трио соната, concerto grosso), органная и клавирная музыка. Становление и развитие сонатно-концертных жанров. Немецкая культура первой половины 18 века. Творчество И. Баха. Органные, клавирные оркестровые, кантато-ораториальные произведения И. Баха. Периодизация творчества. Круг образов и эстетические воззрения И. Баха. Ораториальное творчество Г. Генделя. Периодизация творчества. Национальные истоки творчества И. Баха и Г. Генделя. Значение и место их творчества в стилевой системе 18 века. Эстетические воззрения энциклопедистов и их воздействие на развитие художественной культуры ХVШ века. Кризис оперы seria (серия). Рождение оперы buffa (буффа). Рождение французской комической оперы и её эволюция. Опера в Германии и Австрии: судьба Гамбургской оперы, возникновение зингшпиля.

К.В. Глюк и его оперный театр. Эстетические взгляды Глюка и их отражение в оперной реформе.


^ Тема 9. Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков. Формирование венской классической школы. Идейно-эстетические основы венского классицизма. Особенности творческого метода. Новаторство оперной и сонатно-симфонической драматургии. Симфонии И. Гайдна. Эволюция творчества. Установление 4-х частного цикла в симфонии. Оратории Гайдна. Темы и идея. Творчество В. Моцарта. Симфонии. Новаторство в области оперы. Увертюры к операм. Реквием. Историческое значение достижений венской классической школы.


^ Тема 10. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров. Общественно-исторические предпосылки возникновения романтизма. Его место среди других художественных направлений эпохи. Своеобразие романтического метода. Основные принципы романтического метода. Романтизм в музыке (новизна идейно-образного содержания, обновление жанров и композиционных принципов, обогащение выразительных средств). Роль Австрии и Германии в истории романтической музыки (камерная вокальная музыка в творчестве Ф. Шуберта). Идейно-публицистическая и музыкально-просветительская деятельность. Шуман Р., Ф. Мендельсон. Национальные композиторские школы. Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ. Симфоническое творчество И. Брамса.


Тема 11. Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов. Камерная вокальная музыка Шуберта. Симфонии Шуберта. Камерная и вокальная музыка Шумана. Новаторство Ф.Мендельсона в концерте для скрипки с оркестром ми минор. Фортепианное творчество Ф. Шопена. Прелюдии. Транскрипции для фортепиано Ф. Листа. Сравнительная характеристика творчества Шопена и Листа в области фортепианной музыки. Предпосылки возникновения программности у романтиков. Претворение программности в творчестве Г. Берлиоза. Фантастическая симфония. Симфонические поэмы Ф. Листа. Творчество И. Брамса. 4-я симфония. Немецкий реквием и преломление его в творчестве классического и романтического стилей. Романтизм в Норвегии. Э. Григ «Пер Гюнт». Концерт ля минор. Немецкая классическая опера. Черты. Опора на национальные традиции. Вебер К.М. «Вольный стрелок». Р. Вагнер и проблемы музыкальной драмы. Эстетические взгляды и историческое значение. Р. Вагнера. Оперы 40-х годов. Воплощение оперно-реформаторских идей в «Кольце Нибелунга». Итальянская опера. Национально-освободительное движение и его влияние на оперное творчество Дж. Верди. Оперная тематика Дж. Верди. Оперы 50-х годов. Тема, сюжет. Значение творчества. Вокальный стиль bel canto в творчестве Дж. Россини, Беллини В., Г. Доницетти. Веризм. Французский натурализм. Переход от тем патриотизма к темам социальной бытовой драмы простых людей. Масканьи П. «Сельская честь», Р. Леонкавалло «Паяцы». Характерные особенности содержания, музыкальной драматургии и вокального стиля в творчестве Дж. Пуччини. Музыкальная культура Франции. Исторические процессы во Франции и причины возникновения различных жанров в области музыкального театра. Большая французская опера Дж. Мейербера. Признаки. Лирическая опера Ш. Гуно. Оперетта Ж. Оффенбаха.


Тема 12. Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца 19- начала 20 веков. Р. Штраус -продолжатель традиций романтизма (поэмы Листа Ф.). Черты постромантизма в его симфонических поэмах. Черты театральности и тембровой драматургии в поэмах «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель». Изобретательность художественных приемов. Сферы творчества. Место в мировой культуре. Творческая деятельность Г. Малера. Малер — создатель школы дирижеров ( Б. Вальтер, О. Клемперер). Малер — симфонист. Философская проблематика его творчества. Трагедийная направленность его искусства. Развитие Г. Малером жанра симфонии в её бетховенском варианте. Обращение к поэтическому слову в симфониях. Особенность оркестрового письма. Параллель Малер Г.- Д. Шостакович. Место Г. Малера в мировой культуре.


^ Тема 13. Стилевое многообразие европейской музыки 20 века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники. Импрессионизм в музыке. Понятие, черты, его связь с импрессионисткой живописью, символисткой поэзией, с некоторыми тенденциями позднего романтизма; обогащение музыкально-выразительных средств и приемов письма. Творчество К. Дебюсси., М. Равеля. К. Дебюсси — основоположник направления «импрессионизм». Роль, жанровость и современный характер композиторского мышления М. Равеля (импрессионизм, элементы джаза, индивидуальный стиль).

Экспрессионизм в искусстве. Зарождение и его общественно-историческая обусловленность. Идейно-эстетические позиции экспрессионизма. Антитеза «экспрессионизм-импрессионизм». Специфические особенности отражения окружающего мира и человеческой личности. А. Берг «Воццек». Развитие экспрессионизма в творчестве композиторов других стран. Комплекс музыкально-выразительных средств, принципы формообразования (атональность, додекафония, сериальность).

Неоклассицизм в музыкальном искусстве. И. Стравинский «Царь Эдип». Неопримитивизм К. Орф «Кармина Бурана». Неофольклоризм. Б. Барток «Музыка для челесты и ударных». Додекафония А. Шенберга. Атональность А. Берга.


Тема 14. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты). Нововенцы Шенберг А., А. Берг, П. Хиндемит. Шестерка. Композиторы. Роль Ж. Кокто в формировании эстетических позиций группы «шести». Влияние Э. Сати на творчество этих композиторов. Идеалы новой эстетики: отказ от психологизма, урбанизм, приближение к современности в музыке (опора на джаз, мюзик-холл, кафе-концерт). Обращение композиторов к буффонаде, гротеску, пародии. Своеобразие стилистики композиторов «Шести» : жанровая основа мелодии, господство ладотонального мышления, камерность, интерес к фольклору. Творчество А. Онеггера, Ф. Пуленка.

Тема 15. Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны). Особенности формирования музыкальной культуры США в связи с колониальным типом развития страны. Народная музыка Америки. Негритянский фольклор. Жанры (спиричуэл, блюз, регтайм). Особенности их ладовой и метроритмической организации интонационного стиля. Стремление к академичности стиля, высокому профессионализму. Г. Айвз. Творчество Дж. Гершвина — представителя американской композиторской школы. Демократичность искусства Концерт и рапсодия в блюзовых тонах Гершвина. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Сочетание элементов негритянского фольклора и джаза с формами европейской музыкальной классики.


Тема 16. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов. Чешская музыкальная классика 19 века. Сметана Б., А. Дворжак. Национальная самобытность их искусства. Значение их творчества для развития национальной композиторской школы. (Л. Яначек). Опора на народное творчество. Творческая группа «Молодая Польша» (К. Шимановский, Г. Фительберг). К. Пендерецкий-представитель польского авангардизма. Б. Бриттен — представитель английской музыкальной культуры. Обращение к музыке камерного типа. Военный реквием (1961 г.) как продолжение темы о трагедии войны. Б. Барток — музыкант-фольклорист. Особенности стиля. Образная сфера творчества.


Тема 17. Основные этапы развития русской музыкальной культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы. Периодизация истории русской музыки. Сравнительная характеристика с периодизацией истории зарубежной музыки. Особенности периодизации, причины. Установление границ в связи с общественно-социальными преобразованиями.


^ Тема 18. Музыкальная культура Древней Руси. Общеславянские истоки русской культуры. Древнейшие формы и инструменты народного музыкального творчества. Праздники древних славян. Жанры музыки Киевской Руси. Скоморошество, глумотворство. Формы народного музыкального творчества.


^ Тема 19. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев. Музыка христианского культа. Появление местных тенденций в церковной музыке. Особенности новгородского музыкального быта. Колокольные звоны в Новгороде. Идея национального единства в московском музыкальном творчестве, борьба старых и новых музыкальных тенденций. пения.


Тема 20. Барокко в русской музыке. Возникновение многоголосия. Партесный стиль. Возникновение партесного пения и строчного пения. Ранние формы русского церковного многоголосья. Усовершенствование знаменного письма. Социальные и культурные изменения ХVII века и влияние Запада. Партесный концерт. Стилистика. Композиторы. Особенности партесных концертов. Духовные канты. Торжество новых эстетических принципов. Появление новых видов церковного и светского пения. Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры.


Тема 21. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров. Влияние западных традиций на развитие музыкальной культуры. Музыка в театре. Школьные драмы. Театр Алексея Михайловича. Зачатки концертной жизни. Зарождение виватных кантов. Петровские ассамблеи, оркестры, крепостные театры и крепостное музицирование. Значение петровских реформ для развития музыкальной культуры.


^ Тема 22. Национальная композиторская школа последней трети XVIII века. Указ Анны Иоанновны о приглашении в Россию итальянской оперной группы. Значение творчества Арайи на последующее развитие русской оперы. Литературные произведения русских писателей и влияние их произведений на выбор сюжетов опер русских композиторов. Зарождение национальной композиторской школы в 70-х годах 18 века. Творческое наследие Е. Фомина, Пашкевича. Появление типа драматургии, композиции первых русских опер в их творчестве. Трактовка хора в первых русских операх.


Тема 23. Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления. Причины развития светских жанров в русской музыке. Периодизация 19 века с позиции исторических процессов в русском обществе. Доклассический (доглинковский), классический периоды. Музыкальная культура 60-х, музыкальная культура 80-90-х, музыкальная культура рубежа 19-20-х веков. Стилевые направления: классицизм, сентиментализм, реализм. Претворение их в творчестве Березовского М.С. Бортнянского Д.С., Алябьева А., Верстовского А., Варламова А., Гурилева А., Глинки М., Даргомыжского А., Козловского О. Музыкальные жанры: солдатская песня, цыганские хоры, романс, сонаты, вариации. Хоровой духовный концерт. Концертная жизнь. Гитара. Хоровое искусство. Вокальная лирика.


Тема 24. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке. Причины взаимопроникновения направлений в произведениях русских композиторов. Классические хоровые духовные концерты М.С. Березовского. Влияние барочной манеры письма и классических тенденций в русской музыке начала 19 века. Классицизм и романтизм в творчестве Бортнянского Д.С. Его хоровые духовные концерты. Установление причин такого синтеза. Романтические и реалистические тенденции в вокальной лирике, романсы доглинковского периода: Гурилев, Варламов, Алябьев. Классические романсы М. Глинки. Влияние пушкинской поэзии начала 19 века на возникновение классического романса в творчестве М. Глинки. Новые реалистические тенденции творчества А. Даргомыжского.


Тема 25. Расширение круга ведущих жанров. Развитие концертной жизни. Симфоническое творчество М. Глинки. Русская опера как пропагандист новой эстетики и новых передовых идей общества. Оперы М. Глинки и их влияние на развитие 2-х основных направлений в русской опере: исторического и сказочно-эпического. А.С. Даргомыжский – последователь М.И. Глинки. Значение его творчества для развития социально-психологической линии в русской опере. Влияние его эстетики на творчество М. Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева. Жанровые разновидности опер после Глинки и Даргомыжского. Эпическая линия в творчестве Бородина и Глазунова. Сказочно-эпическая линия в творчестве Лядова и Римского-Корсакова. Историческая линия в творчестве Римского-Корсакова, Чайковского.


Тема 26. Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов. Творчество Бородина «Князь Игорь». Драматургия. Принцип композиции. «Богатырская симфония», стиль. Творчество Мусоргского «Борис Годунов». Новаторство. Народная тема в творчестве. Стиль. Творчество Римского-Корсакова. Тема искусства в опере «Снегурочка». Жанровые разновидности его опер. Стиль. Оперное творчество П.И.Чайковского. Философская значимость музыкальных образов Чайковского. Создание нового типа оперы. Симфоническая природа мышления, трагизм мировосприятия. Национальность музыки композитора, связи с западной музыкой. Всемирное значение его оперной музыки. Хоровое творчество на примере кантаты «К радости». А.К. Лядов. Новизна и своеобразие музыкального языка. Миниатюры в симфонической музыке Лядова. «Кикимора». Стиль А.К. Глазунова на примере 5-ой симфонии как яркого произведения героико-эпической линии в русской музыке. С.В. Рахманинов. Творческий портрет. Темы, идеи творчества. Колокольность на примере 2-го концерта для фортепиано с оркестром. Использование знаменного распева во «Всенощном бдении».

Новизна творческих задач в музыке А.Н. Скрябина. Фортепианная и симфоническая музыка. Связи с творчеством западных композиторов. Всечеловеческие масштабы изображения тончайших нюансов внутренней жизни. Тема природы. Новизна творческих приемов. Скрябин – исполнитель.

Связи творчества И.Ф. Стравинского с новейшими явлениями искусства. Модернистские тенденции. Влияние Стравинского на музыку 20 века. Стремление к музыкально – сценическим искусствам. Влияние древнерусского искусства. Балетные произведения Стравинского.


^ Тема 27. Русская музыкальная культура ХХ века. Основные периоды. Возникновение различных течений в искусстве. Модернизм, урбанизм, микрохроматика. Периодизация советской музыки ( муз. культура 10-х, музыкальная культура 20—30-х, 40-50-х, 60-80-х годов).


Тема 28. Стилевое многообразие, тенденции импрессионизма, символизма, экспрессионизма, неоклассицизма, неофольклоризма. Импрессионизм в творчестве С. Прокофьева 10-х годов. «Мимолетности». Символизм в творчестве Н.Я. Мясковского 10-20-х годов. 6-ая симфония. Экспрессионизм в музыкальном театре Прокофьева и Шостаковича. «Нос», «Катерина Измайлова», «Огненный ангел». Апофеоз метода советского реализма в 40-60-х годах. Неофольклоризм 60-х годов. Г. Свиридов «Курские песни». Р. Щедрин 1-й фортепианный концерт. Авангардизм в творчестве С. Губайдуллиной, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Уствольской.


^ Тема 29. Пересечение различных общих стилевых тенденций в рамках одного индивидуального стиля. Полистилистика. Эволюция стиля в симфониях С. Прокофьева. Полистилистичность С. Прокофьева в 10-20-е годы. Сравнительная характеристика творчества Д. Шостаковича в музыкальном театре на примере двух его опер. Творчество Г. Свиридова. Традиции и современность. Жанровое разнообразие вокальных произведений. Использование принципа песенности, декламационности, фольклора в его кантато-ораториальных произведениях.


^ Тема 30. Многообразие жанров, новые жанровые явления. Условия возникновения различных жанров советской музыки. Влияние идеологии. Метод советского реализма. Появление новых жанровых явлений с целью обновления музыкального языка. Поиск новых приемов выразительности с помощью музыки.


^ Тема 31. Многообразие систем композиторской техники. Появление различных систем композиторской техники. Влияние Запада на развитие нового музыкального языка. Серийная техника как возможность выхода за рамки советской идеологии и метода советского реализма. Возникновение идеи «музыка не для всех». Интеллектуальная музыка. Обнищание содержательности музыкальных произведений. Развитие электронной музыки. Метод композиторского мышления Э. Денисова.


^ Тема 32. Индивидуальные особенности ведущих композиторов 20 века. Д.Д. Шостакович - музыкальный гений 20 века. Многообразие тем, сюжетов, образов. Гражданственность, патриотизм и мощь музыкальных образов. Трагедийность содержания. Традиции и новаторство.. Тема блокадного Ленинграда и борьбы с фашизмом. Симфоническое и оперное творчество. Модернистские тенденции. Инструментальная музыка. Музыка для кино.

А.И. Хачатурян. Патриотизм и народность музыки композитора. Романтизм и импровизационность творчества. Песенно-танцевальное начало в музыке. Балеты. Симфоническая музыка.

Д.Б. Кабалевский. Жанровое разнообразие творчества. Гражданская и молодежная тематика. Связь с бытовой и народной музыкой, массовой песней. Педагогическая деятельность.

Т.Н. Хренников. Современность содержания его произведений. Песенно-романсовая музыка. Опера «В бурю». Концертно-симфоническое творчество.

Г.В. Свиридов. Тема Родины в творчестве. Русский песенный склад, демократизм и ясность музыкального языка. Вокальные циклы. Кантаты и оратории.

Р.К. Щедрин. Современность музыки Щедрина. Новизна, оригинальность стиля. Преломление направления «новой фольклорной волны» в 1-ом фортепианном концерте, «Озорных частушках», в опере «Не только любовь». Балет «Анна Каренина». Современная транскрипция оперы Бизе в балете «Кармен-сюита».

А. Шнитке. Современные западные течения в творчестве. Концерт « Нарекаци».

С. Губайдуллина, Э. Денисов — композиторы новой эпохи. Неординарность музыкального языка. Традиции и современность в музыке. Влияние на русскую и мировую культуру.


Практические (семинарские) занятия


Занятие 1. Тема 1, 2.

1. Теории происхождения музыки.

2. Влияние национальных традиций на развитие музыкальной культуры.

3. Географическое положение стран. Тема и содержание музыкального искусства.

4. Происхождение инструментов.


Занятие 2 . Тема 2.

1. Драма-мистерия в Египте.

2. Инструментарий в цивилизациях Древнего Востока.

3. Значение культовой музыки.

4. Китайский театр.

5. Музыкальная культура Индии.


Занятие 3. Тема 3.

1.Эпоха Средневековья.

2.Эпоха Возрождения.

3.Эпоха Барокко.

4.Эпоха Классицизма.

5.Эпоха Романтизма.

6.Направления рубежа 19-20-х веков.

7. Музыкальный авангард.


Занятие 4. Тема 4.

1. Музыкальная культура Древней Греции.

2. Вокальная хоровая музыка (оды, гимны).

3. Музыкальная культура Древнего Рима.

4. Сравнительная характеристика муз. инструментов Древней Греции и Древнего Рима.

5. Значение древнегреческой трагедии. Роль хора.


Занятие 5. Тема 5.

1. Григорианский хорал. Стиль, вид, нотация.

2. Антигригорианские явления в культовой музыке.

3. Месса.

4. Характеристика эпохи Средневековья.

5. Творчество менестрелей. Тема . Сюжеты. Круг образов.

6. Истоки творчества менестрелей.

7. Жанровая система творчества менестрелей.


Занятие 6. Тема 6.

  1. Музыкальная эстетика и музыкальная теория эпохи Возрождения.

  2. Вокальные жанры эпохи Возрождения.

  3. Эволюция мадригала 14-16 вв.

  4. Орландо Лассо. Дж. Палестрина.


Занятие 7. Тема 7.

1.Зарождение оперы в Италии.

2.Оперное творчество Монтеверди.

3. Композиторские школы Италии.


Занятие 8. Тема 8.

1.Основные тенденции в развитии инструментальной музыки.

2.Разновидности трио-сонаты.

3. А. Корелли, Ж. Рамо, Ф. Куперен.

4.Драматургия барочного концерта.

5. Ораториальное творчество Генделя.

6.Периодизация творчества И. Баха.

7.Органное, клавирное творчество И. Баха.

8.Кантаты и пассионы И. Баха.


Занятие 9. Тема 9.

  1. Характеристика эпохи Классицизма.

  2. Музыкальная эстетика и музыкальная теория классицизма.

  3. Эстетические взгляды и оперные реформы Глюка.

  4. Становление сонатно-симфонического цикла.

  5. Симфоническое творчество Моцарта и Гайдна.

  6. Оперное творчество Моцарта.

  1. Значение творчества классиков для дальнейшего развития музыкального искусства.


Занятие 10. Тема 10.

1. Общественно-политическая обстановка после 1889 г.

2. Возникновение романтизма как направления. Принципы эстетики.

3. Л. Бетховен. Классик или романтик?. Симфоническое творчество.

4. Ф. Шуберт. Первый романтик. Вокальный цикл.

5. Появление новых музыкальных жанров.


Занятие 11. Тема 11.

  1. Программность в музыке.

  2. Поэмы Ф. Листа и «Фантастическая» Берлиоза как яркие примеры проявления программности.

  3. Появление национальных композиторских школ.

  4. Музыкальная культура Франции.

  5. Жанровые разновидности опер во Франции.

  6. Музыкальная культура Германии.

  7. Романтическая опера Вебера.

  8. Оперная реформа Р. Вагнера.

  9. Творчество И. Брамса.

  10. Музыкальная культура Италии.

  11. Оперная эстетика Дж. Верди.

  12. Триада 50-х годов. «Аида», «Отелло». Эволюция творчества Дж. Верди.

  13. Стиль бельканто в творчестве композиторов первой половины 19 века в Италии.

  14. Итальянский веризм.

  15. Творчество Дж. Пуччини. Оперный стиль. Значение оперного наследия.

  16. Ф. Шопен. Классик или романтик? Фортепианное творчество и стиль.


Занятие 12. Тема 12.

1. Перерождение традиций романтизма в музыке конца 19-начала 20 века.

2. Импрессионизм в музыке. Дебюсси. М. Равель. Произведения. Творческие портреты.

3. Преломление метода Бетховена в песенном симфонизме Г. Малера.

4. Романтизм в Норвегии. Э. Григ. Концерт ля минор.

5. Симфонические поэмы Р. Штрауса.


Занятие 13. Тема 13.

  1. Стилевое многообразие (экспрессионизм, неоклассицизм, урбанизм, неофольклоризм).

  2. Обновление жанров в творчестве И. Стравинского. «Царь Эдип».

  3. Новые системы в композиторской технике (додекафония Шенберга, атональность А. Берга. Опера «Воццек».


Занятие 14. Тема 14.

1. Нововенская школа.

2. П. Хиндемит — неоклассицизм в творчестве.

3. Сценические кантаты К. Орфа. Неопримитивизм на примере «Кармины Бураны».

4. Группа «Шести». Принципы эстетики в труде Ж. Кокто «Петух и Арлекин».

5. Новый музыкальный язык в кантатах Пуленка.

6. Тема войны в симфониях А. Онеггера.

7. Музыкальная жизнь в США. Американский минимализм.

8. Дж. Гершвин. Обогащение жанров в его музыке. Песни. «Порги и Бесс».


Занятие 15. Тема 15.

1. Музыкальная культура Венгрии. Концертная жизнь. Фольклористика.

2. Влияние немецкого романтизма на творчество венгерских композиторов.

3. Венгерская оперетта. Ф. Легар., И. Кальман.

4. Деятельность З. Кодая и Б. Бартока по собиранию национального фольклора.

5. Народная музыка- основа произведений З. Кодая и Б. Бартока.

6. Музыкальная культура Англии. Б. Бриттен и его камерная музыка.


Занятие 16. Тема 16.

  1. Стиль И. Баха и Генделя. Значение творчества.

  2. Стиль Моцарта. Новаторство.

  3. Стиль Бетховена. Значение его эстетических воззрений на последующих композиторов.

  4. Оперный стиль Верди.

  5. Оперный стиль Дж. Пуччини и Дж. Россини.

  6. Симфонизация оперы в творчестве Р. Вагнера.

  7. Стиль И. Стравинского. Периоды творчества и жанровое многообразие его сочинений.

  8. Фортепианный стиль Ф. Шопена.

  9. А. Дворжак. Стиль музыкального мышления на примере симфонии «Из нового света».


Занятие 17. Тема 17, 18.

Вопросы:

1. Музыкальная культура Древней Руси.

2. Истоки русской музыки.

3. Музыкальные инструменты Древней Руси.

4. Влияние народного творчества на развитие отечественной музыки.


Занятие 18. Тема 19.

Вопросы:

1. Знаменный распев (разновидности), знаменная нотация.

2. Переход от культовой музыки к светскому музицированию.

3. Зарождение многоголосия.

4. Первые хоры в России. Хоровая культура.


Занятие 19. Тема 20, 21.

Вопросы:

1. Хоровая лирика. Канты. Стилистика кантов.

2. Партесное пение и партесный концерт. Происхождение. Стилистика.

3. Композиторы - выдающиеся мастера в области духовных концертов. Прототипы хоровых духовных концертов. Стилистика хоровых духовных концертов. Принцип формообразования и композиционного строения.

4. Мусикийская грамота Н. Дилецкого.


Занятие 20. Тема 22, 23.

Вопросы:

1. Причины появления итальянской оперы в России.

2. Итальянские композиторы в России.

3. Зарождение русского музыкального театра.

4. Зарождение русской композиторской школы.

5.Тема и сюжеты первых русских опер.

6. Композиционное строение первых русских опер. Роль хора.

7. Значение русской композиторской школы для дальнейшего развития отечественной музыки.

8. Общий образ и тенденции в развитии муз. культуры России в 1-ой половине 19 века.

9. Главенствующий жанр 1 половины 19 века.

10. Разновидности романса до 19 века и в 1-ой половине 19 века. Композиторы. Индивидуальные особенности творчества.


Занятие 21. Тема 24.

Вопросы:

1. Причины развития камерной вокальной музыки.

2. М. Глинка- классик русской оперы.

3. М. Глинка- основоположник 2-х направлений в опере.

4. Причины развития камерной инструментальной музыки.

5. Композиторы — представители вокальной и инструментальной музыки

6. Метод реализма в опере «Русалка» Даргомыжского,

7. Новаторство музыкального языка М. Глинки и А. Даргомыжского.


Занятие 22. Тема 25.

Вопросы:

1. Музыкальная культура 60-х - 70-х годов 19 века.

2. Могучая кучка. Эстетические взгляды.

3. Роль хора в русских операх 19 века.

4. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского.

5. Эпическая линия в творчестве А. Бородина.

6. Сказочно-эпическая линия в творчестве Н. Римского-Корсакова.

7. Психологическая линия в творчестве П. Чайковского.

8. Музыкальная культура 80-90-х годов 19 века.

9. Симфонические миниатюры А. Лядова. Балеты А.Глазунова.


Занятие 23. Тема 26.

Вопросы:

1. Жизнь и творческий путь А.П. Бородина. «Богатырская симфония».

2. Оперная эстетика Н. Римского-Корсакова.

3. Типы и жанровые разновидности опер Римского-Корсакова.

4. Особенности трактовки хора в операх.

5. Круг образов в оперном творчестве П.И.Чайковского.

6. Метод симфонизированной оперы на примере «Пиковой дамы».

7. Трагические образы в творчестве С.Рахманинова на примере романса «Островок» и 1-ой симфонии.

8. 2-ой концерт как пример колокольности в русской музыке. Сравнительная характеристика и отличие второго концерта Рахманинова от 1-го концерта Чайковского.

9. Символизм, футуризм, мистицизм и религиозность музыки А.Н. Скрябина.

10. Тембровая драматургия «Поэмы Экстаза» и «Прометея», значение её для раскрытия замысла композитора.

11. Три тембровых пласта в «Прометее» и что они символизируют?

12. Преломление методов, приемов, традиций русской композиторской школы в творчестве И. Стравинского. Влияние Чайковского, Римского-Корсакова на творчество Стравинского на примере «Петрушки».

13. Влияние творчества И. Стравинского на развитие мировой музыкальной культуры.


Занятие 24. Тема 27, 28.

Вопросы:

1. Модернистские искания в русской музыке.

2. Ведущие композиторы 10-х годов.

3. Становление стиля Прокофьева в 10-е годы.

4. Симфония № 1 С. Прокофьева.

5. Периодизация истории советской музыки.

6. Музыкальные организации 20-х годов. Отличие их друг от друга.

7. Метод советского реализма в 40-60-х годах.

8. Новая фольклорная волна.

9. Авангардная музыка конца 20 века.


Занятие 25. Тема 29.

Вопросы:

1. Феномен хоровой массовой песни.

2. Балеты Шостаковича. Причины провала

3. Музыкальный театр С. Прокофьева.

4. Музыкальный театр Д. Шостаковича.

5. Тема войны и революции в творчестве Н.Я. Мясковского.

6. Советская массовая песня 30-х годов. Причины расцвета.

7. Кантаты 30-х годов. Виды.

8. Оперы 30-х годов.

9. Д. Шостакович — симфонист. Программный симфонизм в творчестве.

10. Г. Свиридов. Тема Родины и поэта.

11. Поэзия В. Маяковского в сочетании с песенным складом композиторского мышления Свиридова.

12. А.И. Хачатурян. Влияние классиков и внедрение национального фольклора в симфоническую музыку.

13. Метод советского реализма. Гражданская и молодежная тема. Оптимизм музыки Д. Кабалевского.


Занятие 26. Тема 30, 31.

Вопросы:

1. Музыкальная культура послевоенного периода до 60-х годов.

2. Оттепель. Смена поколений композиторов. Новые жанровые явления в связи со сменой идеологии. Обновление музыкального языка.

3. Гастроли, конкурсы, фестивали.

4. Кантато-ораториальные жанры 50-х годов.

5. Причины официозной помпезности в кантато-ораториальных жанрах.

6. Опера 50-х годов. Тематика.

7. Концерты 50-х.

8. Новая фольклорная волна.

9. Технический прогресс и музыка.

10. Новые тенденции и искания в области электронной музыки.

11. Авангардистские искания. Э. Денисов. С. Губайдуллина.

12. Неоромантизм, ретромузыка, бахианство.

13. Возрождение культовой (духовной) музыки в 80-90-х годах.


Занятие 27. Тема 32.

Вопросы:

1. А. Хачатурян. Концерты для скрипки с оркестром.

2. Преломление национальных истоков музыки Востока в творчестве А. Хачатуряна. Балеты Хачатуряна.

3. Г. Свиридов — лидер в области хоровой и камерно-вокальной музыки 60-х годов.

4. Тема Desh (монограмма) Шостаковича в 10 симфонии.

5. Симфония № 11 Шостаковича.

6. Симфония № 12 Шостаковича.

7. Сравнительная характеристика симфоний Шостаковича.

8. Народные основы музыки Г. Свиридова.

9. Г. Свиридов. Тема поэта и роли искусства в «Патетической оратории».

10. Г. Свиридов. «Курские песни».

11. Р. Щедрин. 1 концерт для фортепиано. Озорные частушки.

12. Р. Щедрин. Поэтория.

13. Проблема выбора сюжета на современную тему в 60-7-х годах. Причины.

14. Р. Щедрин. Не только любовь.

15. Р. Щедрин. Особенности балета «Анна Каренина».

16. В. Гаврилин. «Перезвоны».

17. А. Шнитке. Новый романтизм. Полистилистика.

18. А. Шнитке Концерт Григора Каренаци.

19. Андрей Петров, М. Таривердиев. Музыка и кино.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен


6 .Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Аверьянова, О. И. Отечественная музыкальная литература XX века : учебник для детских музыкальных школ : четвертый год обучения / О. И. Аверьянова. - М. : Музыка, 2007. - 254 с.

  2. История зарубежной музыки : Учебник для музыкальных вузов / ред.-сост. В. В. Смирнов. - СПб. : Композитор. Вып. 6 : Начало XX века - середина XX века. - 2001. - 630 с.

  3. История зарубежной музыки. XX век : учебное пособие для вузов / Н. А. Гаврилова [и др.] ; отв. ред. Н. А. Гаврилова. - М. : Музыка, 2007. - 572 с.

  4. История русской музыки : в 10 томах / [редкол. : Ю. В. Келдыш и др.]. - М. : Музыка : Т. 10Б : 1983-1990 годы [Л. О. Акопян и др. ; общ. науч. ред. Л. З. Корабельникова, Е. М. Лемешев]. - 2004. - 1069 с.

  5. Козлова, Н. П. Русская музыкальная литература : учебник для детских музыкальных школ : третий год обучения / Н. П. Козлова. - М. : Музыка, 2007. - 223 с.

  6. Рапацкая, Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века» : учебник для вузов / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 2001. - 383 с.

б) дополнительная литература:
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты