Домой

Рабочей учебной программы по дисциплине Акушерство и гинекология Специальность 060103 педиатрия




Скачать 180.9 Kb.
НазваниеРабочей учебной программы по дисциплине Акушерство и гинекология Специальность 060103 педиатрия
Дата05.02.2013
Размер180.9 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Содержание
Самостоятельная работа
2.2 Семестры изучения, сроки –
Профессиональные компетенции
Краткое содержание дисциплины
Содержание темы
Подобные работы:

АННОТАЦИЯ

рабочей учебной программы по дисциплине

Акушерство и гинекология

Специальность 060103 ПЕДИАТРИЯ


1. Название дисциплины: Гинекология и детская гинекология


2. Трудоемкость:


Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:




лекции

60

семинары, практические занятия

103

экзамен

есть

^ Самостоятельная работа:




История болезни по дисциплине

есть

Самостоятельная работа студентов

89

Общая трудоемкость

252




7 зачетных единиц


^ 2.2 СЕМЕСТРЫ ИЗУЧЕНИЯ, СРОКИ – 9-10 семестры (5 курс)

2.3 ЭКЗАМЕН – 10 семестр

2.4 ОЧНОЕ


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:


3.1.Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции (текст компетенции)

Коды формируемых компетенций

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну



(ОК-1)


(ОК-8)

^ Профессиональные компетенции





Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками;

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка;

способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков;

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля;

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;




(ПК-1)


(ПК-3)


(ПК-5)


(ПК-10)


(ПК-15)


(ПК-29)


(ПК-31)


3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– знать основные вопросы физиологии женской половой сферы, в том числе и в возрастном аспекте;

– знать основные симптомы гинекологических заболеваний в детском возрасте и у взрослой женщины;

– знать основные гинекологические заболевания, вопросы онкогинекологии, контрацепции.


Уметь:

– определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента;

– использовать полученные знания при постановке диагноза, дифференциальной диагностике, выбора лечения;

– уметь распознать и оказать неотложную помощь.


Владеть:

– правильным ведением медицинской документации;

– методами общеклинического обследования;

– интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

– алгоритмом развернутого клинического диагноза;

– методами объективного исследования гинекологических больных – наружным и двуручным;

– осмотром при помощи влагалищных зеркал;

– оказанием экстренной помощи при неотложных состояниях;

– взятием мазков для бактериоскопического и цитологического исследования отделяемого из уретры и половых путей;

– чтением и оценкой результатов рентгенологического исследования гинекологических больных;

– чтением и оценкой результатов гистологического исследования, биопсии шейки матки и соскобов эндометрия;

– оценкой результатов исследования гормонов; оценкой результатов исследования мочи на хорионический гонадотропин.



  1. ^ Краткое содержание дисциплины


Гинекология - специальная отрасль медицины, изучающая нормальную деятельность женского организма, заболевания, связанные с его анатомо-физиологическими особенностями во все периоды жизни, терапию и профилактику этих заболеваний.

Основной целью изучения дисциплины "гинекология и детская гинекология" студентами педиатрами Y курса является овладение ими знаниями и умениями необходимыми как врачу любой специальности, так и педиатрам.

При подготовке педиатра особое значение уделяется тому факту, что многие болезни взрослого организма - это результат воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, перенесенных инфекционных и наследственных заболеваний, неправильное питание, не соблюдение гигиенических правил и др. Имеется тесная взаимосвязь между деятельностью других органов и систем и функцией половых органов.

Врач-педиатр, знакомый с гинекологией, может ориентироваться в заболеваниях ребенка, связанных с патологией анте- и интранатального периода. Врач-педиатр должен уметь оказать экстренную помощь гинекологической больной.


Перечень дисциплины "гинекология и детская гинекология"

  • Общая симптоматология и диагностика гинекологических заболеваний.

  • Консервативная гинекология.

  • Оперативная гинекология.

  • Детская гинекология.


Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах.




Наименование темы

Содержание темы

Объем в час.

1-2.

Состояние и задачи ювенильной гинекологии. Становление репродуктивной системы.

Ювенильная гинекология — раздел гинекологии, включающий вопросы диагностики, лечения, профилактики заболеваний женской половой системы у лиц в возрасте от 10 до 20 лет.

Приказ МЗ России № 186 от 15.11.1991 г. о создании системы гинекологической помощи девочкам и девушкам.

Этапы полового развития. Эмбриогенез половых органов.

Методы обследования девочек подростков.

4

3.

Физиология пубертатного периода.

Современные представления о физиологии полового развития девочек.

Структура и функция репродуктивной системы.

2

4.

Нарушение функции репродуктивной системы. Аменореи.

Классификация и терминология, концепция хронической ановуляции

Классификация аменорей. Гипоталамо-гипофи­зарные формы аменореи. Гипергонадотропные аменорея.

2

5.

Аменореи. Гиперпролактинемия.

Психогенная аменорея. Причины, диагностика, лечение.

Причины гиперпролактинемии. Классификация гиперпролактинемических состояний. Клиническая картина, современные методы диагностики. Дифференцированный подход к лечению.

Препараты для лечения гиперпролактинемии.

2

6.

Нарушение развития репродуктивной системы.

Современные представления о патологии полового развития девочек.

Преждевременное половое созревание. Классификация, причины, клиника, диагностика, лечение.

Запоздалое половое развитие. Классификация, причины, клиника, диагностика, лечение.

2

7-8.

Гиперандрогении.

Гиперандрогения как синдром в гинекологии. Причины, классификация.

Пубертатная и постпубертатная формы адреногенитального синдрома. Клиническая картина, диагностика. Лечение.

Этиология и патогенез синдрома поликистозных яичников. Классификация, клиническая картина, современные методы диагностики. Консервативные и оперативные методы лечения.

4

9.

Ювенильные маточные кровотечения.

Причины маточных кровотечений у подростков. Клиника, диагностика, дифференциальный диагноз. Этапы лечения, реабилитация.

2

10.

Дисфункциональные маточные кровотечения в перименопаузальном периоде. Гиперпластические процессы эндометрия.

Причины маточных кровотечений в перименопаузе. Дифференциальный диагноз. Гиперпластические процессы в эндометрии. Классификация, причины, клиника, диагностика, лечение. Основы гормонотерапии гиперпластических процессов. Эндоскопические методы лечения гиперпластических процессов.

2

11-12

Предменструальный, посткастрационный и климактерический синдромы. Заместительная гормональная терапия.

Предменструальный синдром. Клиника, диагностика, лечение.

Что объединяет посткастрационный и климактерический синдромы. Классификация нарушений в периоде пери- и постменопаузы.

Климактерический синдром. Причины возникновения, клиника, диагностика, лечение.

Урогенитальные нарушения. Клиника, диагностика, лечение.

Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у женщин.

Принципы заместительной гормонотерапии в пери- и постменопаузе. Методы лечения эстрогендефицитных состояний. Современные препараты для заместительной гормональной терапии. Схемы заместительной гормонотерапии.

4

13.

Вульвовагиниты

Причины возникновения вульвовагитов. классификация, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения и реабилитация.

2

14.

ИППП (хламидиоз, микоплазмоз, генитальный герпес и папилломавирусная инфекция).

Роль ИППП в возникновении гинекологических заболеваний. Классификация основных возбудителей ИППП. Хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз. Клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.

Роль вирусных инфекций в возникновении гинекологической патологии. Вирус папилломы человека. Основные заболевания, вызываемые вирусом. Роль вируса папилломы человека в развитии предрака и рака шейки матки. Клиническая картина, диагностика, лечение, профилактика.

2

15

Бактериальный вагиноз и кандидозный кольпит.

Вопросы диагностики, клиники и лечения бактериального вагиноза и кандидозного кольпита.

Роль бактериального вагиноза в возникновении ВЗОТ и осложнений беременности.

2

16-17.

Острые и хронические воспалительные заболевания органов малого таза. Пельвиоперитонит.

Основные вопросы этиологии и патогенеза воспалительных заболеваний половых органов у женщин. Роль макро- и микроорганизма, условий труда и быта, влияние вредных факторов в возникновении и течении воспалительных заболеваний. Особенности течения воспалительных заболеваний в различные периоды жизни женщин (детский, половозрелый, старческий).

Пельвиоперитонит. Клиника, дифференциальная диагностика, терапия.

Физиотерапевтические методы лечения гинекологических больных.

Санаторно-курортное лечение гинекологических больных. Показания и противопоказания.

4

18.

Миома матки.

Современные теории патогенеза миомы матки. Клиника, диагностика. Консервативные и хирургические методы лечения. Показания к выбору метода лечения. Реабилитационные мероприятия. Саркома матки.

2

19.

Эндометриоз.

Определение понятия. Теории возникновения эндометриоза. Классификация. Клиника генитального эндометриоза (эндометриоз тела и шейки матки, маточных труб, яичников, позадишеечный эндометриоз). Клиника экстрагенитального эндометриоза (эндометриоз пупка, послеоперационного рубца и др. органов). Хирургические и консервативные методы терапии эндометриоза. Реабилитация больных.

2

20-21.

Абдоминальный болевой синдром.

Предпосылки для возникновения болевых ощущений у подростков. Хронические юношеские запоры, аппендикулярно-генитальный синдром, дисменорея, межменструальный болевой синдром

4

22.

Бесплодный брак.

Понятие бесплодного брака. Международная классификация причин бесплодия. Дифференциальный диагноз причин бесплодия. Методы индукции овуляции и суперовуляции. Роль ЭКО в лечении бесплодия. Роль лапароскопии в диагностике и лечения бесплодия.

2

23.

Патология молочных желез.

Молочная железа как орган репродуктивной системы женщины. Молочная железа и гормоны. Мастопатия, Классификация, клиническая картина, диагностика. Возможности консервативной терапии диффузной мастопатии.

2

24-25.

Планирование семьи. Методы контрацепции.

Значение службы «Планирование семьи» Классификация, механизм действия и эффективность современных противозачаточных средств. Гормональная контрацепция (эстроген-гестагенные препараты, гестагены). Внутриматочная контрацепция. Барьерные методы контрацепции.

2

26.

Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Рак шейки матки.

Фоновые, предраковые заболевания шейки матки (псевдоэрозия, полип, лейкоплакия, эритроплакия, папиллома). Понятие о дисплазии. Классификация, клиника, диагностика и лечение рака шейки матки. Диагностическая ценность кольпоскопического и цитологического методов исследования. Гиперпластические процессы эндометрия (железистая гиперплазия, полипоз, атипическая гиперплазия). Методы лечения в возрастном аспекте. Рак эндометрия, классификация, клиника, диагностика, методы лечения.

2

27.

Опухолевидные процессы и опухоли яичников. Рак яичников.

Вопросы этиологии, патогенеза. Гистологическая классификация. Клиника, диагностика, лечение доброкачественных опухолей яичников. Рак яичников (первичный, вторичный, метастатический), стадии распространения, диагностика, лечение.

2

28.

Апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли яичника.

Причины неотложных состояний: апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли яичника, разрыв пиосальпинкса. Клиника, дифференциальная диагностика, оперативное лечение. Экстренная помощь при повреждении половых органов.

2

28.

Внематочная беременность.

Причины неотложных состояний: нарушенная трубная беременность. Клиника, дифференциальная диагностика, оперативное лечение. Экстренная помощь при повреждении половых органов.

2

30.

Аборт и его осложнения.

Медицинские показания к прерыванию беременности. Противопоказания к производству аборта. Осложнения и их профилактика. Внебольничный (инфицированный) аборт. Классификация, клиника, терапия. Экстренная помощь в связи с осложнениями внебольничного аборта. Инфекционно-токсический шок. Патогенез, клиника, терапия и профилактика. Послеабортный анаэробный сепсис.

2




Всего:




60


Практические занятия, их содержание и объем в часах.




НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
^

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ


ЧАСЫ

1

Организация работы гинекологического стационара. Методика обследования гинекологических больных. Разбор схемы истории болезни.

Рассматривается организация работы гинекологического стационара. Значение общего обследования для диагностики гинекологических заболеваний. Проводится обследование 2-3 гинекологических больных. Сбор анамнеза, общий осмотр, гинекологическое исследование. Демонстрируются обязательные методы исследования и, по возможности, дополнительные: зондирование полости матки, пункция через задний свод, гистеросальпингография, лапароскопия, диагностическое выскабливание слизистой матки и др. Затем знакомят студентов со схемой истории болезни.

4,5

2-3

Воспалительные заболевания женских половых органов. Роль инфекций, передающихся половым путем.

Обращается внимание студентов на выявление причин заболевания половых органов. Роль инфекций, передающихся половым путем. Производится общее и специальное обследование больных с воспалительными процессами половых органов. При разборе отдельных форм заболевания обращается внимание на стадийность процесса: острый, подострый, хронический. Подчеркиваются общие принципы лечения: а) общее воздействие на организм, б) воздействие на инфекционный процесс, в) патогенетическая терапия, г) физиотерапевтическое, д) хирургическое. Из инфекций, передающихся половым путем особое внимание обращается на изучение хламидиоза, микоплазменной инфекции, кандидоза.

Студентов знакомят с методами диагностики, клиники и терапии.

9

4

Регуляция репродуктивной системы. Дисфункциональные маточные кровотечения (ДМК) в различные возрастные периоды.

Студенты знакомятся с больными с дисфункциональными маточными кровотечениями в различные возрастные периоды женщины: ювенильный, детородный, пременопаузальный. Использование данных гистологии для установления диагноза. При проведении дифференциального диагноза исключаются общие и органические заболевания половой системы. Методы комплексного лечения дисфункциональных маточных кровотечений.

4,5

5

Нарушение функции репродуктивной системы. Бесплодный брак.

Студенты знакомятся с классификацией расстройств менструальной функции. Производится разбор больных с различными формами аменореи (гипоталамо-гипофизарная, яичниковая, маточная). Рассматривается значение тестов функциональной диагностики при различных формах аменореи. Принципы лечения аменореи в зависимости от возраста, сопутствующей патологии и уровня поражения. Разбираются различные нейроэндокринные синдромы. Ознакомить студентов с причинами бесплодия, планом обследования больной и методами лечения бесплодия. Производится клинический разбор больной страдающей первичным или вторичным бесплодием. Рассматриваются методы диагностики: функциональные тесты, намечается план лечения больной.

4,5

6

Миома матки и эндометриоз.

Студенты собирают анамнез у больных с миомой матки, производят специальное обследование. Проводится дифференциальный диагноз с беременностью, опухолью яичника, образованием воспалительной этиологии, аденомиозом. Разбираются осложнения миом, уточняются принципы оперативного и консервативного лечения. Студентов знакомят с этиологией, патогенезом, симптоматологией, методами диагностики и лечения эндометриоза различной локализации. Производится клинический разбор больных, имеющих генитальный эндометриоз различной локализации.

4,5

7

Фоновая и предраковая патология шейки и эндометрия матки. Рак шейки матки и эндометрия.

Изучается классификация фоновых и предраковых заболеваний матки, методы диагностики, проводится дифференциальный диагноз. Проводится разбор больных с эктопией, дисплазией шейки матки. Демонстрируются разные методы лечения (электрокоагуляция и эксцизия, крио- и лазеротерапия) и рациональный подход при выборе метода лечения. Разбирается больная с подозрением на рак матки или с установленным раком шейки и эндометрия. Обратить внимание, что основным симптомом рака эндометрия, нередко, являются кровотечения у женщин в менопаузе. Диагностика рака тела матки по данным анамнеза и объективного исследования. Обсуждаются вопросы лечения.

4,5

8

Доброкачественные опухоли яичников. Рак яичников. Трофобластическая болезнь

Изучается классификация опухолей яичников. Проводится общий и специальный осмотр больных с кистомами яичников, устанавливается диагноз, проводится дифференциальный диагноз, назначается лечение. Разбираются осложнения, встречающиеся при кистомах яичников. Студенты должны усвоить, что лечение кистом может быть только оперативным. Разбор больной или истории болезни с раком яичника; подчеркнуть возможность первичного, вторичного и метастатического рака яичников, четыре стадии рака яичников. Методы лечения: оперативное, химиотерапия, гормонотерапия. В заключении рассматриваются вопросы профилактики рака яичников.

4,5

9

Планирование семьи. Методы контрацепции. Искусственный аборт и его осложнения. Внебольничный аборт.

Студенты знакомятся с проблемой планирования семьи. Разбираются современные методы контрацепции, обращается особое внимание на индивидуальный подбор противозачаточных средств, изучаются их осложнения. Работа проводится в кабинете контрацепции. В абортном отделении демонстрируются методы прерывания беременности разных сроков, изучаются соответствующие приказы, обращается внимание на осложнения, которые могут возникнуть при искусственном аборте. Разбирается классификация внебольничного аборта, методы обследования, тактика лечения.

4,5

10

Острый живот в гинекологии.

Изучается клиника, диагностика и лечение больных с внематочной беременностью, апоплексией яичника, перекрутом ножки опухоли яичника. Ознакомить студентов с мерами оказания экстренной помощи. Производится клинический разбор 2х больных с внематочной беременностью: разрыв трубы, трубный выкидыш или с подозрением на вне- маточную беременность. По возможности демонстрируется техника пункции заднего свода, оценка результатов. Лечение. Разбираются больные с апоплексией яичника и перекрутом ножки опухоли яичника. Производится защита истории болезни.

4,5

11

Аномалии положения женских половых органов. Зачет.

Проводится осмотр больных с неправильным положением половых органов. Разбираются этиология, клиника, диагностика, терапия. Диагностика и терапия опущений и выпадений матки и стенок влагалища. Наиболее типичные операции.

4,5


5. Формы контроля: – экзамен.

Оценочные средства: Клинические задачи по дисциплине; Тестовый контроль знаний; Академическая история болезни.

зав. кафедрой __________________________________

Скачать 180.9 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты