Домой

В. Н. Дегтеревская, доцент кафедры всеобщей истории Яргу им. П. Г. Демидова, руководитель исторического семинар




Скачать 143.56 Kb.
НазваниеВ. Н. Дегтеревская, доцент кафедры всеобщей истории Яргу им. П. Г. Демидова, руководитель исторического семинар
Дата05.02.2013
Размер143.56 Kb.
ТипСеминар
Содержание
Источниковедческий цикл лекций
Историографический цикл лекций
Обзорные лекции
Проблемные лекции
Посещение музеев
Индивидуальные консультации
Программа «Открытие»
Научная конференция
Подобные работы:



Программа семинара “История”

городской программы “Открытие”


В.Н.Дегтеревская,

доцент кафедры всеобщей истории ЯрГУ им.П.Г.Демидова, руководитель исторического семинара городской программы «Открытие»


И.А.Федорчук,

заместитель директора Провинциального колледжа, старший преподаватель кафедры отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им.П.Г.Демидова преподаватель исторического семинара городской программы «Открытие»


Исторический семинар городской программы "Открытие" проводит свои занятия уже много лет. Основной целью его работы является знакомство школьников с горизонтами исторической науки, основами исто­рического научного исследования. Школьников ждут встречи с ведущими преподавателями Ярославского государственного университета, которые расскажут о тех "белых пятнах", что существовали и существуют в науке. Они смогут прослушать лекции и по хорошо изученным, актуальным пробле­мам прошлого нашей страны и крупнейших стран мира. Участники семинара будут посещать все самые интересные выставки, которые открываются в нашем городе, а также музейные экспозиции, где ведущие сотрудники ярославских музеев расскажут о наиболее интересных страницах истории и культуры нашего края. Старшеклассники смогут заниматься изучением сво­их любимых вопросов и тем под руководством специалистов и выступить с докладом на научных конференциях школьников.

Важной методической проблемой в рамках любого вуза является проблема обес­печения преемственности школьного и вузовского уровней образования. Что касает­ся конкретно исторического образования, традиционный разрыв между школьной и вузовской системой преподавания заключался в следующем: в школе процесс изуче­ния истории в основном сводится к наполнению учащихся знаниями на уровне исто­рического факта, заучиванию готовых дефиниций, важнейших дат и персоналий. Byзовские преподаватели нацелены на изложение истории как логически выстроен­ной цепи взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, где совокупность ис­торических фактов является лишь отправной точкой для понимания механизма того или иного исторического явления. Принципиальным отличием школьной и вузовской дидактических систем является ориентация последней на формирование у студентов умения самостоятельно добывать исторические знания. Это достигается за счет при­вития студентам навыков работы с историческими источниками и критического анали­за исследовательской литературы. Разрыв в системе преподавания истории в школе и вузе закономерно создавал проблему адаптации бывших школьников к вузовской системе обучения, особенно на первом и втором курсах.

Программа "Открытие" призвана решить вышеизложенную проблему обеспечения преемственности школьной и вузовско­го уровней образования.

Основными формами его работы исторического семинара являются следующие.

^ Источниковедческий цикл лекций преследует цель познакомить слушателей с основными типами исторических источников, методикой работы с ними, с принципами формирования источникового корпуса по конкретной исторической проблеме. Это очень важно, ибо каждый школьник, как правило, готовит в течение года доклад на научную конференцию, который принципиально отличается от школьного реферата именно тем, что опирается на широкую источниковую базу - от известных опублико­ванных документов до архивных материалов и самостоятельно осуществляемых запи­сей-интервью в духе "устной истории".

^ Историографический цикл лекций направлен на рассмотрение основных этапов развития отечественной и зарубежной науки, на формирование понятия "историческая концепция", на привитие навыков критического анализа исследователь­ской литературы. Таким образом, в сознание школьников внедряется принцип плюра­лизма как принцип многообразия точек зрения на одни и те же явления и процессы в истории. Это помогает слушателям при подготовке докладов, которые обязательно содержат историографический раздел с оценкой степени изученности избранной те­мы и вклада предшественников.

^ Обзорные лекции призваны преодолеть разрыв в изучении отдельных этапов отечественной и зарубежной истории, выстроить целостную картину развития того или иного процесса в сфере экономики, политики, культуры и т.д. Обзорные лекции предшествуют проблемным лекциям, тем самым позволяя вписать конкретную истори­ческую проблему в контекст исторического развития.

^ Проблемные лекции особенно наглядно демонстрируют плюрализм как прин­цип нового исторического мышления. В качестве тем для этих лекций используются наиболее дискуссионные сюжеты преимущественно из отечественной истории. При­мерами тем подобных лекций могут служить следующие: "Проблема отмены крепост­ного права в контексте истории буржуазного реформаторства в России", "Нэп: новые подходы и оценки", "Проблема тоталитаризма в трудах отечественных и зарубежных исследователей" и др. Для чтения таких лекций привлекаются ведущие университет­ские преподаватели, специализирующиеся на разработке соответствующих проблем.

"Круглые столы" в отличие от предыдущих форм работы, где активен препода­ватель, но относительно пассивен слушатель, реализуют принцип "обратной связи". На них также выносятся острые дискуссионные проблемы, однако солирующей сто­роной являются сами школьники, а руководитель лишь направляет обсуждение и обобщает его результаты. Вот некоторые примеры тем "круглых столов": "Великая Французская буржуазная революция и ее влияние на политическую жизнь России конца XVIII веко", "Введение христианства в России: проблема выбора веры" и т.д.

^ Посещение музеев ориентирует учащихся на знакомство с исторической фак­турой и позволяет реализовать очень важный дидактический принцип работы со школьниками - наглядность и интерактивность. Частично эти выходы в музеи (на экспо­зиции, в фонды и на выставки) призваны закрепить пройденный в теории материал. Одновременно они являются и формой профориентационной роботы, так как с 1966 г. на историческом факультете ЯрГУ открыто отделение музеологии. В этой форме занятий активно участвуют ведущие научные сотрудники многочисленных му­зеев г.Ярославля.

^ Индивидуальные консультации направлены на оказание помощи отдельным школьникам в разработке конкретных исторических сюжетов. В ходе подготовки их выступлений на научную конференцию. Тематика докладов определяется еще в нача­ле учебного года, и функция руководителей семинара в рамках этой формы работы сводится к обеспечению контакта между слушателем и потенциальным научным руко­водителем. Далее эта работа выстраивается по индивидуальную графику.

^ Программа «Открытие» дает возможность детям с уже сформировавшимся интересом к истории проявить свои знания и интеллектуальные способности, а выс­шим учебным заведениям - выявить своих потенциальных студентов. Анализ исследовательских работ старшеклассников дает представление об общих тенденциях изучения истории в рамках средней школы и интересах учеников помимо программы.

^ Научная конференция становится своеоб­разным итогом работы семинара в целом и каждого школьника в отдельности.

Данная программа рассчитана на 100-112 часов в год и составлена отдельно для возрастных групп учащихся.


Программа для 9 классов


  1. Типология ранних буржуазных революций. Понятие “революционная ситуация”. Структура революционного процесса. Восходящая фаза развития революции. Формы вооруженного противостояния противоборствующих лагерей. Фаза стабилизации.




  1. Типы поведения людей в ходе революции. Убежденные революционеры. Убежденные защитники старого строя. “Оборотни”. “Профессионалы”. “Страстотерпцы”. Типы поведения социальных масс в революции. Среднеактивные субъекты революционного процесса. Консервативный компонент революции.




  1. Основные факторы формирования человека Нового времени. Роль Реформации и Ренессанса в этом процессе. Научная и мировоззренческая революции XVI-XVII веков. Возникновение рационалистического типа мышления и личностного типа сознания.




  1. Круглый стол по теме “Типы поведения людей в революции”. (каждый участник семинара дает подготовленную дома характеристику одного из лидеров ранних буржуазных революций и пытается соотнести его поведение с одним из типов).




  1. Абсолютизм как неофеодальная форма политического строя. Абсолютизм и третье сословие: политика “выжимания губки”. Абсолютизм и дворянство. Абсолютизм и духовенство. Сущность политики протекционизма и меркантилизма.




  1. Европейское Просвещение XVIII века. Просвещение как социокультурный феномен: общая характеристика. Критика просветителями социально-политических реалий Старого порядка. Политические взгляды просветителей. Просветители о религии и церкви. Региональные особенности просветительских движений.




  1. Геополитическая карта Европы XVII-XVIII веков. Основные территориально-государственные образования этого времени. Упадок испанской гегемонии в Европе. Возвышение Франции со времени Ришелье. Англо-французское соперничество. Усиление Пруссии в германском регионе.

  2. Смена основных внешнеполитических ориентиров. Талейран и рождение новой дипломатии.




  1. Культурная жизнь Европы XVII-XVIII веков. Творцы культурных ценностей и изменение их социального статуса. Потребители культурных ценностей: изменения в этой среде. Барокко и классицизм как основные художественно-эстетические системы первого периода Нового времени.




  1. Экскурсия и Ярославский художественный музей. Знакомство с произведениями русских и европейских мастеров, выполненных в стиле барокко и классицизм. Особенности российского барокко и классицизма.




  1. Великая французская буржуазная революция: время прогресса или “эпоха Большого Ужаса”. Споры современников событий и последующих поколений ученых.




  1. Из истории европейского костюма Нового времени. Испанский вариант барочного костюма. Время господства французской моды на европейском континенте. Костюм как сейсмограф социальных процессов. Начало английского влияния на костюм: “как денди лондонский одет”.




  1. Археология как историческая наука. Ярославская археологическая экспедиция. Экскурсия в археологический кабинет исторического факультета ЯрГУ им. П.Г.Демидова. Встреча с руководителем Ярославской археологической экспедиции В.В.Праздниковым.




  1. Этнография как историческая наука. Традиционная культура русских. Типы жилищ. Предметное окружение. Обычаи и обряды. Русский традиционный костюм. Экскурсия в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Встреча с руководителем этнографической экспедиции ЯрГУ И.Ю.Шустровой.




  1. Фалеристика как вспомогательная историческая дисциплина. Из истории российских наград.




  1. Униформология как вспомогательная историческая дисциплина. Из истории российского военного костюма. Встреча с сотрудником военной лаборатории ЯрГУ А.С.Шестериным.




  1. Научная конференция участников программы “Открытие”. Доклады школьников.




  1. Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина. Встреча с главным хранителем нумизматической коллекции Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника Т.В.Рязанцевой.




  1. Музеология как специальность в системе высшего образования России. История культуры и история искусства как научные дисциплины. Посещение музея истории города Ярославля.




  1. Краеведение как историческая дисциплина. Встреча с сотрудниками краеведческой лаборатории ЯрГУ. Обзор новинок краеведческих изданий.




  1. Охрана памятников истории и культуры – важнейшее направление профессиональной деятельности историков. Встреча с руководителем отдела по борьбе с хищениями памятников истории и культуры майором М.А.Платоновым.




  1. Историческая топонимика как вспомогательная историческая дисциплина. Из истории бытования географических названий на территории Ярославской области. Из истории названий улиц и площадей города Ярославля.




  1. Современные компьютерные технологии в исторической науке и музейной деятельности. Встреча с руководителем информационного центра департамента культуры Правительства Ярославской области М.В.Васильевой.




  1. Основные фазы европеизации России. Реформаторская деятельность Петра I. Екатерина Великая и Западная Европа. Просвещенный абсолютизм. Российские просветители.




  1. Культура России XVIII века. Культурная политика Петра I. Становление системы образования. Русская литература восемнадцатого столетия. Русский портрет. Классицизм в архитектуре. Регулярная планировка. Прогулка по городу.




  1. Участие в Российской научной конференции школьников “Открытие”. Обсуждение докладов.




  1. Круглый стол на тему: “Просвещение монарха бесплодно” (А.Н.Радищев).




  1. Заключительное занятие семинара. Подведение итогов его работы. Обсуждение плана работы на следующий учебный год. Экскурсия в музей-усадьбу “Карабиха”.



Программа для 10 классов


  1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности исторической науки. Понятие исторический источник. Определение понятия “культура”.Структура курса. Сложности в изучении истории культуры России. Основные подходы в отечественной и зарубежной науке к истории российской культуры.




  1. Древнерусская культура. Занятие в художественном музее. Хронологические рамки. Особенности мировоззрения средневекового русского человека. Влияние византийской культуры. Феномен двоеверия.




  1. Принятие христианства и его влияние на культуры стран Центральной и Юго-восточной Европы. Основные типы христианских храмов. Особенности книжной христианской культуры.




  1. Раннехристианское искусство Восточной Европы. Русь и проблемы христианизации.




  1. Занятие в художественном музее. Развитие иконописания в Русском государстве. Положение иконописцев. Понятие “школа”. Выдающиеся памятники живописи Древней Руси. Реставрация древнерусской живописи. История зарождения и развития интереса в русском обществе к изучению иконы. Развитие реставрации икон и современные приемы раскрытия и консервации памятников.




  1. Русская культура XVII века. Переходный характер культуры. Традиционные черты и зарождение нового. Обмирщение культуры.




  1. Семинар. Древнерусская культура.




  1. Культура России петровского времени. Изменение в путях развития. Светская культура. Образование и наука. Развитие изобразительного искусства и архитектуры.




  1. Русское портретное искусство XVIII века. Левицкий. Боровиковский. Рокотов. Экскурсия в Ярославский художественный музей.




  1. Русское градостроительство и архитектура. Оформление облика российских городов. Барокко и классицизм как архитектурные стили. Растрелли. Росси. Баженов. Казаков.




  1. Российская наука. Деятельность Академии наук. М.В.Ломоносов. Русские самородки.




  1. Создание и деятельность российского национального театра. Ф.Г.Волков. Экскурсия в музей академического театра имени Ф.Г.Волкова.




  1. Усадебная культура. Экскурсия в музей-усадьбу “Карабиха”.




  1. Традиционная культура русских. Праздничные обычаи и обряды. Типы жилищ. Предметный мир.




  1. Традиционная культура русских. Национальный костюм. Экскурсия в фонды Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.




  1. Мини-конференция. Доклады школьников.




  1. “Золотой век” русской культуры. Основные особенности культурного процесса в России в первой половине XIX века.




  1. Зарождение и развитие системы образования в России. Из истории Демидовского юридического лицея.




  1. Городская культура. Столичная и провинциальная культура. Досуг горожан. Культурная жизнь городов.




  1. Эпоха великих реформ и культура России. Основные особенности культурного процесса в России во второй половине XIX века.




  1. Культурно-просветительская деятельность земств.




  1. Демократизация художественной жизни в России. Академия художеств и передвижники.




  1. Художественные промыслы. Палех. Гжель. Павлов Посад. Хохлома. Дымковская и богородицкая игрушки. Холмогорская резьба.




  1. Архитектура XIX века. Связь ее с развитием промышленности. Неоклассицизм. “Русский” стиль. Эклектика.




  1. Заключительное занятие. Участие в Российской научной конференции школьников “Открытие”. Обсуждение докладов. Подведение итогов работы семинара.



Программа для 11 классов


  1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности исторической науки. Понятие “исторический источник”. Структура курса. Сложности в изучении истории России ХХ века. Основные подходы в отечественной и зарубежной науке к основным проблемам российской истории.




  1. Политическая структура России к 1894 году. Центральные и местные органы власти. Принципы их формирования и особенности деятельности. Российское самодержавие как исторический феномен. Национальная политика в Российской империи.




  1. Социальная структура российского общества. Перепись 1897 года как основной источник для изучения социальной картины страны. Основные сословия, их права и обязанности. Обобщенные социально-психологические портреты представителей крупнейших сословий.




  1. Круглый стол на тему: “Исторические источники. Восприятие современниками императора Николая Второго”.




  1. Зарождение политических партий в России. Понятие “политическая партия”. Особенности появления политических партий в России. Критерии классификации политических партий и методы их изучения. Образование РСДРП, ее программа, устав и методы деятельности. Образование ПСР, ее программа, устав и методы действия.




  1. Либерализм в России. Образование либеральных партий, их программы и методы деятельности. Лидеры кадетов и октябристов.




  1. Семинар. “Восприятие современниками В.И.Ленина. Специфика источниковой базы”.




  1. Культура России начала ХХ века. Понятие “серебряный век”. Особенности развития российской культуры. Основные процессы в городской и крестьянской культуре начала ХХ века.




  1. Россия и первая мировая война. Международные отношения и внешняя политика России в начале ХХ века. Начало первой мировой войны. Боевые действия. Итоги.




  1. Россия и первая мировая война. Экономика страны в годы войны. Нарастание внутриполитического кризиса. Свержение монархии. Значение Февральской революции. Понятие “двоевластие”. Перспективы и альтернативы развития страны в новых условиях.




  1. Семинар. Культура России начала ХХ века по воспоминаниям современников.




  1. Создание Советского государства. События октября 1917 года. Формирование новых органов власти. Социально-экономическая политика большевиков осенью 1917-весной 1918 года. Оценка этих событий отечественными и зарубежными исследователями.




  1. Формирование административно-командной системы в СССР. Понятия “АКС” и “тоталитаризм”. Причины усиления власти и складывания культа личности Сталина. Основные этапы развития тоталитаризма в СССР. “Режим страха” и “Большой террор”. “Режим маскировки”.




  1. Мини-конференция. Доклады школьников.




  1. СССР и вторая мировая война. Международные отношения накануне и в годы войны. Советско-финская война. Великая Отечественная война и основные ее периоды. Особенности политического режима в 1941-1945 годах.




  1. СССР в послевоенный период. 1945-1953 годы. Восстановление разрушенного хозяйства. Социальные процессы. Проблема тоталитаризма и апогея сталинского режима в исторической науке.




  1. Проблемы “холодной войны”. Понятие и причины осложнения международной ситуации. Этапы противостояния. Мировая система социализма и СССР. Последствия “холодной войны” для нашей страны.




  1. Н.С.Хрущев. Политический портрет советского лидера. Особенности его экономической программы и хозяйственное развитие СССР в 1953-1964 годах. Попытка десталинизации. Обстановка в партии. Место и роль Н.С.Хрущева в истории страны.




  1. СССР в 60-80-е годы. Застой или стабильность. Основные показатели по отраслям экономики. Состояние советского общества. Характеристика КПСС.




  1. Тенденции и противоречия советской культуры. Особенности и этапы формирования советской культуры. Роль государства. Основные достижения. Противоречия в развитии советского искусства. Понятие “большой стиль”. Проблемы в изучении истории советской культуры.




  1. СССР в годы перестройки. Состояние советской экономики к середине 80-х годов. Попытки экономических реформ и причины их неудач. Политическая модернизация. Обострение национальных проблем.




  1. Внешняя политика СССР в годы перестройки. Распад мировой системы социализма. Проблема Россия-Запад. Усиление связи СССР с Востоком. Отношение к России в мире в конце 80-х – начале 90-х годов.




  1. Современная Россия. Формирование российской государственности. Основные экономические, социальные и политические тенденции в развитии страны. Подведение итогов работы семинара.




  1. Посещение Ярославского художественного музея. Лекция о современном искусстве.




  1. Заключительное занятие. Участие в Российской научной конференции школьников “Открытие”. Обсуждение докладов. Подведение итогов работы семинара.

Скачать 143.56 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты