Домой

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству Тема учебного занятия




Скачать 60.45 Kb.
НазваниеКонспект учебного занятия по изобразительному искусству Тема учебного занятия
Дата03.02.2013
Размер60.45 Kb.
ТипКонспект
Содержание
Уточнение определения. (слайд 1)
История возникновения и развития жанра.
Слово учителя
Практическая работа учащихся.
Подобные работы:

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству


Тема учебного занятия: «Отношение художника к миру вещей».

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: Урок – экскурсия в картинную галерею

Предмет: изобразительное искусство.

Цели: приобщение школьников к художественной культуре; Формирование знания о натюрморте; о художниках, писавших и пишущих натюрморты; отработать навыки составления композиции из предложенных предметов; развивать творческое мышление; воспитывать любовь к прекрасному.

Задачи учебного занятия:

  1. развить воображение, фантазию, логическое и абстрактное мышление;

  2. воспитать любовь к окружающему миру, чувство гармонии, художественно-эстетический вкус;

  3. формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма;

  4. углубить знания учащихся законов композиции;

Оборудование: учебный класс, бумага, карандаш, информационный материал к уроку, проектор, репродукции

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • иллюстрации и зарисовки с изображением предметов,

  • альбомы художников с изображениями натюрмортов,

  • карточки с заданиями

Материалы: альбомная бумага, графитный карандаш, гелиевые ручки, ластик, цветные карандаши.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент.

    • Приветствует учащихся.

    • Проверка готовности к уроку.

    • Настроить на восприятие визуальной информации.

    • Создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя.

    • Настроить учащихся на работу в режиме общения.

  2. Беседа по основному материалу урока

Слово учителя. Ребята сегодня мы посетим виртуальный музей изобразительного искусства, чтобы познакомиться с жанром натюрморта и с художниками, которые работали и работают в этом жанре.

- Что такое натюрморт? (ответы учащихся)

^ Уточнение определения. (слайд 1) НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. — мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точно название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое stilleben— тихая жизнь.

^ История возникновения и развития жанра.

Давным-давно в древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был так искусно написан , так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.

В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале ХVII в. Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас (слайд 2,3), В. Хеда,(слайд 4) , во Фландрии Ф. Снейдерс (слайд 5)и др.).

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых, как на картине Ф. Снейдерса «Фруктовая лавка».

Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной чело вечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.(слайд 6)

Перейдем в следующий зал здесь представлены произведения великих художников XIX века. В ХIХ в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн (слайд 7), Ван-Гог (слайд 8)).

С начала ХХ в. к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников.

В следующем зале мы познакомимся с работами русских художников.

В русском искусстве П. Кончаловский (слайд 9), И. Машков (слайд 10), Р. Фальк (слайд 11), К. Петров-Водкин (слайд 12), М. Сарьян (слад 13) и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств.

1-й учащийся (Показ репродукций) Подойдем к этой картине. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание»(1950) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым и вызывают различные ассоциации. В натюрморте этого же художника «Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, владеющего этими вещами.

2 – й учащийся (слайд 10). В ином типе натюрморта вещи говорят прежде всего о самих себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, цвета, фактуры. Например, полотно И. Машкова «Снедь московская. Хлебы» заставляет нас словно ощутить аромат свежеиспеченного хлеба, полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.

3 –й учащийся Перейдем в следующий зал. И познакомимся с работами художников – дальневосточников. В.Гладкий «Полевые цветы». 2001. г.Биробиджан (слайд 15), В.Красников «Подсолнухи». 1996. г.Благовещенск (слайд 16).

^ Слово учителя. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определенной эпохи. Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.

Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников. Для этого вернемся в учебный класс.

^ Практическая работа учащихся.

Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения ком позиции натюрморта. (карточка № 1)

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника.

Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Ощущение устойчивости, равновесия покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Асимметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.

Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирая схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Оригинальное композиционное решение могут возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины, обеденный стол остался неприбранным, художник разложил для работы свои кисти и краски, актриса забыла убрать Парфюмерию после гримирования т. п. Все богатство предметов окружающего мира может основой для создания натюрморта. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.

Задание1. (Карточка № 2, работа в в парах) Очертите взглядом, а затем рукой контур группы предметов на представленных вам репродукциях. Определите предмет являющийся центром композиции.

Задание 2 (работа в группах по 7 человек) А теперь попробуем сами составить натюрморт. Для этого у вас имеется набор предметов.

Задание 3. Что бы вы поменяли в композиции, составленной другой группой.

Задание 4. А теперь зарисовать понравившуюся композицию.

Подведение итогов урока:

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что называют натюрмортом?

  • какое из увиденных произведений вам понравилось и чем?

  • какие приёмы применяются для передачи образа, настроения?

  • с чего начинается работа над композицией?

Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал по теме «Натюрморт»

Скачать 60.45 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты