Домой

Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 уч г. Окружной тур. 5 класс




Скачать 202.52 Kb.
НазваниеМосковский интеллектуальный марафон 2011-2012 уч г. Окружной тур. 5 класс
Дата02.02.2013
Размер202.52 Kb.
ТипДокументы
Содержание
S = 100 см наливают воду объемом V
Подобные работы:



Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 уч. г.
Окружной тур. 5 класс


5.1. «Разрежьте» квадрат на два равных пятиугольника.

5.2. Таня пошла покупать ручки и карандаши. Потратив все деньги, она могла бы купить или 6 ручек, или 12 карандашей. Она решила на все деньги купить поровну ручек и карандашей. Сколько ручек она купит?

5.3. У некоторых деревьев лиственный покров имеется только на верхушке. Как Вы думаете, в каких условиях они обитают? Постарайтесь описать несколько возможных вариантов.

5.4. «Гор подтверждает равновесие.

Анубис провозглашает вердикт.

Тот записывает…»

Кто такие Гор, Анубис, Тот? О каком ритуале идет речь в этом отрывке?

5.5. Герои в сказках проходят разные испытания, которые позволяют добрым достичь цели, злые же герои не выдерживают этих испытаний и либо остаются ни с чем, либо наказываются. Перед Вами отрывки из разных сказок, в которых даны как раз такого рода испытания. Из каких сказок эти отрывки? Какие герои в них проходят испытания? Чем для каждого из героев закончились эти испытания?

1) Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой - и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит.

2) Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

- Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше.

3) Мартынка взвалил мешок на спину и пошел искать другого места; шел-шел и забрел в темный, дремучий лес. Среди леса поляна, на поляне огонь горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Говорит красная девица:

- Мартын, вдовин сын! Если хочешь добыть себе счастья, избавь меня, засыпь это пламя песком, за который ты три года служил.

4) Думал, думал Василий-царевич и "поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь почивать.

Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого...

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

5.6. Прочитайте данные ниже слова.

Лемерчом, сепшей, стекачой, перчей, темжом, велещой, сверкашом, семжем.

Известно, что все эти слова являются именами существительными, состоящими из корня и окончания. Расставьте в них ударения и докажите, что ваш вариант расстановки ударений является единственно правильным.

5.7. Продолжите рассказ на иностранном языке, который начинается так: "Я люблю путешествовать. Я был в ... ".


Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 6 класс



6.1. Расставьте в кружочках числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 так, чтобы ни в каких двух соединённых отрезком кружочках не оказались бы соседние (то есть отличающиеся на 1) натуральные числа.


6.2. Найдите последнюю цифру числа 22012.

6.3. Комнатное растение выпускает воздушные корни и «норовит» запустить их в горшки с другими растениями. В каких условиях это растение растет в природе? Как избежать такого «поведения» растения в доме?

6.4. Некоторые птицы, гнездящиеся на земле, откладывают яйца белого цвета, т.е. очень хорошо заметные. Как Вы думаете, может ли птица спасти яйца от хищников, оставляя гнездо? Если «да», то какими способами?

6.5. Средневековые хронисты рассказывают об удивительных случаях расточительности отдельных господ: один сеньор в присутствии гостей сжег свою конюшню с дорогими скакунами, другой приказал засеять поле золотыми монетами и т.п..

Чем обусловлено такое поведение средневековых сеньоров? Почему в отличие от купцов и «мелкого люда» они не хотели копить богатства, а «швыряли деньги на ветер»?

6.6. Продолжите пословицы:

Скажи мне, кто твой друг – ...

С кем поведёшься,...

В чём сходство и различие смысла данных пословиц? Когда употребляется одна, а когда – другая?

Продолжите пословицы:

Не было печали – ...

Не было у бабы хлопот – ...

В чём сходство и в чём разница в их смысле?

Когда употребляется одна, а когда – другая?

6.7. Какие из данных буквенных сочетаний невозможны в русском языке и почему?

ЛЬО, ВЬИ, ШЬУ, НЬА, НЬЕ, ОЬЯ, ЛЬУ, ЗЬЯ.

Приведите примеры слов с теми сочетаниями, которые Вы посчитали возможными.

6.8. Напишите небольшой рассказ на иностранном языке, который начинается так: "Машина времени перенесла меня ... ".


Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 7 класс.



7.1. В турнире по бадминтону приняли участие 40 спортсменов. Правила соревнований таковы: победитель каждого матча (один на один) продолжает участвовать в турнире. Проигравший один матч также продолжает свое участие, а проигравший второй раз выбывает из соревнований. По итогам турнира был выявлен победитель (который один свой матч проиграл). Сколько матчей было всего сыграно в турнире?

7.2. Близнецы Аня, Маня и Таня испекли на день рождения пирожные. Если бы Аня и Маня испекли в два раза больше пирожных, то общее число пирожных увеличилось бы на 60%. Какую долю пирожных в процентах испекла Таня?

7.3. В высокий сосуд с вертикальными стенками и площадью дна ^ S = 100 см2 наливают воду объемом V = 1 л. Плотность воды ρ = 1000 кг/м3. В воду опускают деревянный брусок массой m = 500 г. Брусок не тонет в воде и не касается стенок сосуда. Чему равно давление р воды на дно сосуда с водой и бруском?

7.4. Школьникам поручили вырастить дома плесень. Объяснили, что для этого нужно смочить водой кусочек хлеба и поместить его в баночке в теплое место. У половины класса опыт не получился – плесень не выросла. Почему?

7.5. Первоклассник Петя взял из библиотеки старшего брата Коли книгу о природных зонах мира. Вконец запутавшись, он пришел к Коле с вопросом: «А степь и саванна – это одно и то же?». Помогите Коле с ответом, приведя аргументы.

7.6.

Звон медный несется, гудит над Москвой;

Царь в смирной одежде трезвонит;

Зовет ли обратно он прежний покой

Иль совесть навеки хоронит?

Но часто и мерно он в колокол бьет,

И звону внимает московский народ,

И молится полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.

……………………………………….

Звонит всей опричнины лютая тьма,

И Васька Грязной, и Малюта.

А.К. Толстой


Дайте исторический комментарий к данному отрывку. О каком государе идет речь? Когда он правил? Опишите важнейшие деяния и дайте психологический портрет этого правителя. Какое название получила политика, о которой идет речь в данном отрывке?

7.7. Продолжите пословицы:

В чужой монастырь...

С волками жить ...

В чём сходство и разница в их значениях? Когда употребляется одна, а когда – другая?

Продолжите пословицы:

На миру и смерть...

Помирать, так...

В чём сходство и различие смысла данных пословиц? Когда употребляется одна, а когда – другая?

7.8. Прочитайте данные ниже слова.

Комуч, бромая, барача, золотучь, правебая, улетожь, таракож, себавы, зибокие, дорощь.

Представьте, что данные слова существуют в русском языке. Найдите среди них те, которые не могут являться краткими прилагательными. Объясните свой выбор.

7.9. Расскажите на иностранном языке о том, что Вы будете делать, чтобы создать в школе фан–клуб, музыкальную группу или дискуссионный клуб.


Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 8 класс.



8.1. 100 яблок раздали нескольким детям так, что у каждого из них оказалось по крайней мере одно яблоко, а у любых двух – различное количество яблок. Какое наибольшее количество детей могли получить яблоки?

8.2. Имеются три земельных участка. Площадь второго на 20% меньше площади третьего и на 20% больше площади первого. На сколько процентов площадь третьего участка больше площади первого?

8.3. Ведро с большим количеством воды и небольшим количеством льда одинаковой температуры 0°С находится в помещении с температурой 0°С. В ведро бросают еще один кусок льда с температурой –20°С. После установления теплового равновесия суммарная масса льда в ведре увеличилась на 10 % по сравнению с суммарной массой старого и нового льда. Во сколько раз масса нового куска льда отличалась от первоначальной массы льда, находившегося в ведре? Удельная теплоемкость льда равна 2100, удельная теплота плавления льда – 330 .

8.4 Как имея только фенолфталеин, определить содержимое пробирок с водой, гидроксидом калия и азотной кислотой?

8.5. Как животные спасаются от хищников, бегающих быстрее них? Предложите несколько возможных способов и приведите примеры животных, использующих эти способы.

8.6. На территории Среднего Урала расположен уникальный памятник природы – Шиханы, представляющие собой узкую цепочку из четырех гор-одиночек, сложенных окаменелостями представителей древнего органического мира: кораллов, губок, иглокожих, водорослей и др. Каким образом можно объяснить наличие останков морских обитателей в горах? Чем, по Вашему мнению, были Шиханы в древности? Где сейчас расположен самый известный объект такого типа?

8.7.

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…


На пути – горючий белый камень.

За рекой – поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

………………………………………….

А. Блок

Как Вы думаете, о каких событиях идет речь в стихотворении? Что такое «Непрядва»? Дайте исторический комментарий этих и последующих лет древнерусской истории, указав наиболее яркие исторические личности.

8.8. Перед Вами отрывок из стихотворения В.А. Жуковского “Вечер”.


Как солнца за горой пленителен закат,

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны;

Когда с холмов златых стада бегут к реке

И рева гул гремит звучнее над водами;

И, сети склав, рыбак на легком челноке

Плывет у брега меж кустами;

Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам,

И веслами струи согласно рассекают;

И, плуги обратив, по глыбистым браздам

С полей оратаи съезжают...

Уж вечер... облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает.

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

1

Какие образы создает поэт, чтобы показать картину наступления вечера? Можно ли сказать, о каком месяце идет речь в стихотворении? По каким приметам Вы сделали этот вывод?

8.9. Прочитайте данные ниже устаревшие слова.

Треуголка, ланиты, зело, выя, карета, зазноба, палица, водомет, ступа, длань.

Предложите, как эти слова можно разделить на две группы. Почему Вы так решили, обоснуйте свой выбор? К тем словам, где это возможно, подберите современный синоним.

8.10. Предположим, что Вас избрали Президентом гимназической / лицейской республики или Председателем Совета Министров Школы / Центра образования и т.п. Каким будет Ваш первый Указ, Ваше первое Постановление? На иностранном языке расскажите, чему оно будет посвящено и почему Вы приняли такое решение.

Московский интеллектуальный марафон 2009-2012 г.
Окружной тур. 5 класс. Ответы.



5.1. Например, такие решения:





Для проверяющих. Важно, чтобы ломаная была симметрична относительно центра квадрата.

5.2. Одна ручка стоит как два карандаша, а ручка и карандаш – как три карандаша. Поэтому Таня может купить четыре

(12 : 3 = 4) комплекта из ручки и карандаша.

5.3. Варианты условий обитания: 1) сильное затенение; лиственный покров имеется там, где достаточно света (северная тайга); 2) нижние ветви и листья постоянно объедаются животными (саванна); 3) избыточная влажность и изобилие эпифитов (влажные тропические леса); 4) крайне бедное питание (сосны на верховом болоте).

5.4. Гор, Анубис, Тот – египетские боги. Гор (с головой сокола) – бог неба. Анубис (с головой шакала) – проводник умерших в загробный мир. Тот (с головой ибиса) – бог мудрости и письма.

Описанный ритуал – это переход души в загробный мир. В «Книге мертвых» описывается посмертный суд Осириса над умершим. В центре зала перед троном Осириса стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного. На одной чаше весов находилось сердце (совесть), а на другой правда в виде пера богини Маат. Если человек много грешил, то сердце весило больше, если вел праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково. Оправданного умершего отправляли в рай, а грешника поедало чудовище Амат.

5.5. 1) “Морозко”, речь идет о падчерице, которая своей скромностью и смирением покорила Мороза, за что он наградил ее прекрасными нарядами.

2) «Царевна-лягушка», Медведь помог Ивану-царевичу вывернуть с корнем дуб, на котором висел сундук со смертью Кощея.

3) «Волшебное кольцо». Мартыну, вдовьему сыну, спасшему от огня красную девицу,которая оказалась пропавшей царской дочерью, в награду было дано волшебное кольцо.

4) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Средний сын, Василий-царевич, угодил в яму, в которой уже сидел его старший брат. Оба они, отправившись за молодильными яблоками и живой водой для отца, выбрали на перепутье дорожку, где не трудности были обещаны, а женитьба. В конце сказки их обоих выгоняют с царского двора.

5.6. ЛемерчОм, сЕпшей, стекачОй, пЕрчей, темжОм, велещОй, сверкашОм, сЕмжем. Такой вариант ударений является единственно правильным, это связано с орфографией данных слов: после шипящей в окончаниях имён существительных буква О может быть только под ударением, а буква Е без ударения.

5.7. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.

Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 6 класс. Ответы.



6.1. Возможны разные варианты решений. Например, такое:


Для проверяющих. Важно, чтобы в двух центральных кружках располагались числа 1 и 8.

6.2. Находя степени 21 = 2, 22 = 4, 23 = 8, 24 = 16, 25 = 32 и т. д., замечаем закономерность: последней цифрой в каждой степени являются 2, 4, 8, 6, а далее они повторяются. Так как 2012 = 503  4, то 22012 оканчивается той же цифрой, что и 24, то есть 6.

«Другое» решение: Так как 2012 = 503  4, то 22012 = (24)503 = 16503. Произведение любых двух чисел, оканчивающихся на 6, также оканчивается на 6, значит, «шесть» и будет последней цифрой заданного числа.

6.3. Функции таких придаточных корней состоят в создании дополнительной опоры растению и дополнительного питания. Как правило, такие воздушные корни образуются у обитателей влажных тропических лесов. Направление роста корней определяется влажностью (почвы в соседних цветочных горшках). «Отучить» растение искать дополнительную опору и питание, как правило, не удается. Однако имеет смысл предоставить ему более широкий горшок, поместив его над поверхностью воды.

6.4. Ответ на вопрос положительный, хотя ни один из способов не гарантирует 100%-ной защиты от всех хищников. Чтобы замаскировать кладку, птицы укрывают яйца собственным пухом или прикрывают гнездо травинками и веточками. Зачастую взлетающая в испуге птица опорожняет кишечник над кладкой. Раскрашенные таким естественным путем яйца становятся менее заметными.

6.5. Такое поведение способствовало росту славы сеньора, а значит, привлекало к нему новых вассалов, следовательно, делало его более могущественными. Могущество феодалов зависело от числа преданных и боеспособных вассалов. Богатства нужны были для раздачи вассалам. Купец мог быть гораздо богаче какого-нибудь сеньора, но общественное и правовое положение знати оказывалось выше, нежели положение незнатного богача из третьего сословия.

6.6. ... и я скажу, кто ты.

... от того и наберёшься.

Общий смысл двух пословиц: между человеком и его окружением существует зависимость. Но в первой пословице свойства человека и его окружение представлены как данность (результат), а во второй – они представлены. Причём во втором случае речь обычно идёт о негативных чертах характера.

... черти накачали.

... купила себе порося.

Обе пословицы употребляются в ситуации, когда на человека нежданно-негаданно сваливаются какие-то хлопоты, напасти, неприятности. Но в первом случае сам человек непричастен к их возникновению, а во втором случае человек сам себе устроил, «спровоцировал» появление этих неприятностей.

6.7. Невозможны сочетания ШЬУ, НЬА, ЛЬУ, т.к. разделительный Ь употребляется после согласной буквы перед гласной йотированной или в иноязычных словах перед О, а буквы У, А не являются йотированными. Невозможно и сочетание ОЬЯ, т.к. разделительный Ь не употребляется после гласной буквы. Сочетания ЛЬО, ВЬИ, НЬЕ, ЗЬЯ возможны. Примеры: бульон, соловьи, варенье, друзья.

6.8. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.


Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 7 класс. Ответы.



7.1. Общее количество сыгранных матчей равно общему количеству поражений у всех участников турнира потому, что каждый матч завершается поражением одного из его участников.

39 спортсменов выбыли из турнира, т. е. потерпели по 2 поражения каждый. Еще одно поражение – у победителя турнира. В итоге количество сыгранных матчей равно 39×2 + 1 = 79. По условию участник выбывает из турнира после двух поражений, а победитель (тоже по условию!) проиграл один матч.

7.2. Дополнительное количество пирожных, которые испекли бы Аня с Маней, составляет 60%, т. е. 0,6 от общего количества испеченного. Ровно столько же Аня с Маней реально испекли, остальное, т. е. 1 – 0,6 = 0,4, или 40% испекла Таня.

7.3. Вода в сосуде находится в равновесии под действием приложенных к ней сил. Это силы упругости стенок Fст и дна Fдн сосуда, сила тяжести ρVg и вес бруска mg. Силы упругости вертикальных стенок направлены горизонтально и уравновешивают друг друга. Силы, направленные вертикально также уравновешены, поэтому их равнодействующая R = FднmgρVg = 0. Следовательно, Fдн = mg + ρVg = 15 Н. Вода действует на дно с такой же силой, поэтому давление на дно равно р = = 1500 Па.

7.4. Варианты:

1. Слишком сильное увлажнение могло препятствовать росту плесени.

2. Недостаточно смоченный хлеб пересох.

3. Хлеб содержал добавки для длительного хранения продукта.

4. Место, где ставился опыт, регулярно и тщательно убиралось с использованием моющих средств: спор плесени попросту не оказалось.

5. Место, выбранное для проведения опыта, оказалось слишком теплым – рядом с отопительным прибором, что могло, например, высушить смоченный хлеб (см. п. 2).

6. От начала эксперимента прошло слишком мало времени, и плесень не успела развиться.

7.5. Степь и саванна – это разные природные зоны, что обусловлено, прежде всего, климатическими различиями. Степи распространены в умеренном поясе, для них характерна четкая смена сезонов года – от жаркого лета до зимы с сильными морозами и снегопадами. В саваннах же, расположенных в тропиках, круглый год жарко, происходит смена сезонов увлажнения. В саваннах также гораздо чаще встречаются деревья и кустарники, образуя целые рощицы, что не характерно для степей. Саванну часто называют «тропической степью» – в обоих случаях преобладающим типом растительности являются различные травы.

7.6. Речь идет об Иване IV Грозном (1533-1584 гг.). Его правление делится два периода: реформаторский и деспотический. В начале царствования Иван IV проводил реформы (Избранная рада). При Иване Грозном сложилась сословно-представительная монархия, хотя власть самого Грозного являлась абсолютной и деспотической. Во внешней политике царь совершил крупные приобретения: захватил Казанское и Астраханское ханства, при нем началось покорение Сибири, на западном же направлении, несмотря на первоначальные успехи, проиграл Ливонскую войну и потерял почти все побережье Балтики.

Известен своими жестокими деяниями: учинял казни бояр и вообще всех, кого подозревал в измене, разорил Новгород. От жестоких казней Иван Грозный резко переходил к демонстративному замаливанию грехов, и невозможно было предположить, что ждет страну завтра.

Политика, описанная в отрывке, получила название «опричнина», от слова «опричь» кроме. Так назывались земли, отобранные царем в свое личное владение. Политика опричнины была направлена на усиление власти царя. Она представляла собой систему мер, центром которой был террор против всех слоев населения страны. Последствием опричнины было разорение Русского государства, ослабление его международного авторитета. Отдаленными последствиями опричнины можно считать пресечение династии Рюриковичей и Смутное время.

7.7. ... со своим уставом не ходят.

... по-волчьи выть.

Обе пословицы обозначают ситуацию, когда человек оказывается в чужой для себя обстановке и вынужден подчиняться принятым там правилам поведения. Но в первой пословице чужая обстановка оценивается говорящим нейтрально (как данность), а во второй – отрицательно(с неодобрением). Поэтому употреблять вторую пословицу следует осторожно: она может вызвать обиду у того, кто относится к представителям этой чужой культуре.

... красна.

... с музыкой.

Они используются в ситуации, когда человек решается на какой-то самоотверженный поступок, в том числе связанный с риском для жизни.

Вторую пословицу говорит человек, который собирается пройти через тяжёлое испытание (связанное со смертельным риском) и хочет привлечь к своему поступку внимание окружающих. Первая пословица описывает примерно ту же ситуацию, но с позиций общественной морали: благородный риск компенсируется общественным признанием.

7.8. Не являются краткими прилагательными слова: бромая, правебая, зибокие, т.к. у них окончания полных прилагательных. Также не являются краткими прилагательными слова: золотучь, улетожь, дорощь, т.к. после шипящей на конце краткого прилагательного не пишется мягкий знак.

7.9. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.

Московский интеллектуальный марафон 2011-2012 г.
Окружной тур. 8 класс. Ответы.



8.1. Занумеруем детей в порядке возрастания количества полученных ими яблок, тогда первый получит не менее одного яблока, 2-й – не менее двух и т.д. Если детей не менее 14, то в сумме им может быть роздано не менее 1 + 2 + 3 + … + 14 = 105 яблок, т.е. больше 100. Но 1 + 2 + … + 13 = 91 < 100, и это дает возможность составить пример, когда яблоки раздаются ровно 13 детям, например, так: 1, 2, 3, …, 11, 12, 22. Сумма этих тринадцати чисел равна 100, искомое количество детей – 13.

8.2. Задачу удобно решать в долях. Пусть площади 1-го, 2-го и 3-го участков равны a, b и c соответственно. Тогда b на 20% меньше c, то есть составляет 80% от c, то есть b = 0,8c. Аналогично b на 20% больше a, то есть составляет 120% от a, то есть = 1,2a. Отсюда получаем: b : 0,8 = 5/4 b; a = : 1,2 = 5/6 b. Значит, c : a = (5/4b) : (5/6 b) = 1,5. Таким образом, площадь 3-го участка больше площади 1-го в полтора раза, или на 50%.

8.3. Если масса воды большая, а масса льда увеличилась слабо, то в ведре часть воды остается незамерзшей и ее температура равна 0°С, следовательно, и температура льда также равна 0°С. Поэтому количество теплоты, выделяющееся при замерзании части воды равно количеству тепла, необходимому для нагревания нового куска льда от –20°С до 0°С, т.е.

cm2∙(0°С – (– 20°С)) = λ∙0,1∙(m1 + m2), где m1 – первоначальная масса льда в ведре, m2 – масса нового куска льда, с – удельная теплоемкость льда, λ – удельная теплота плавления льда.

Отсюда получаем:

= = 3,67.

8.4. 1. Фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет в растворе щелочи. После добавления его к растворам, отобранным из каждой пробирки, определяем пробирку со щелочью. 2. Наливаем в две пробирки раствор щелочи и фенолфталеина (имеет малиновый цвет), добавляем пробы из пробирок с водой и кислотой. Если в пробирке находится вода, окраска исчезать не будет, а если кислота – произойдет обесцвечивание раствора в результате протекания реакции нейтрализации: KOH + HNO3 = KNO3 + H2O

8.5. Из приемов, относящихся собственно к убеганию, укажем запутывание следов, резкую смену направления бега (грызуны, копытные). Самое "беззащитное" животное, будучи загнано в угол, оборачивается и нападает на хищника. Нередко помогает наличие защитных (жестких, колючих, невкусных...) покровов. Животные могут прятаться (быстро закапываются или прячутся в норы, как кроты и сурки) или затаиваться (оленята, зайчата), обитать в недоступных для хищников местах (ленивцы; заселение шерсти водорослями и насекомыми делает их малозаметными). Некоторые животные прячутся в необычных местах (например, африканские оленьки – в воде) или устраивают жилище около жилья хищника (мелкие воробьиные у гнезда орла), т.е. там, где он не охотится. Широко распространены мимикрия (палочники, пяденицы) и имитация ядовитых животных (мухи-журчалки напоминают ос).

8.6. За длительную геологическую историю суша испытывала неоднократные поднятия и опускания. В древности на этом месте находился океан, на дне которого накапливались органические останки, которые при формировании гор оказались высоко над уровнем современного океана. Исходя из формы и состава отложений, Шиханы были рифами. Самые известные рифы расположены вдоль берегов Австралии – Большой Барьерный риф.

8.7. Речь идет о Куликовской битве (8 сентября 1380 г.). Эта знаменательная битва состоялась на Куликовом поле, около реки Непрядва. Русские войска шли под предводительством Дмитрия Ивановича, князя Московского, после битвы получившего прозвище Донской. Ордынские войска возглавлял военачальник Мамай. Князя Дмитрия на битву благословил Сергий Радонежский. В ходе сражения русские войска впервые одержали победу над Ордой и хотя освобождение от дани продолжалось лишь два года, до 1382 г. (до нашествия Тохтамыша) значение этой битвы огромно. Фактически это было начало освобождения от ига.

Персоналии:

Князь Дмитрий Иванович Донской великий князь, сын Ивана Красного, внук Ивана Калиты, взошел нам престол в 9-летнем возрасте, пользовался поддержкой населения Москвы, боярства, митрополита Московского Алексия. Одержал несколько побед над татарами. Передал ярлык на Великое княжение своему сыну Василию I, не спрашивая согласия Орды.

Сергий Радонежский – основатель Троице Сергиевой лавры, создатель монастырского устава, пользовался огромным авторитетом в Русских землях.

Темник (в русской традиции хан) Мамай не принадлежал к роду Чингизидов, сумел захватить власть в Орде и с целью укрепления своих позиций организовал карательный поход на Русь. Потерпев поражение в Куликовской битве, бежал в Крым, где был убит.

Тохтамыш – ордынский хан, которому удалось приостановить процесс распада Золотой Орды и организовать поход на Русь. В результате этого похода Русские земли были разорены, Москва сожжена и восстановлена уплата дани Орде.

Среди персоналий могут быть названы также Боброк-Волынец, Владимир Сепуховской, митрополит Алексий, Пересвет, Ослябя, Челубей и др.

8
C
.8.
В этом отрывке можно увидеть сразу несколько создающих картину вечера образов, которые можно объединить в группы: 1) зрительные образы – закат солнца, погружающиеся в тени поля, отражающееся в воде “багряное” солнце, угасание света (померкнувшие облака, “последний луч”, “потухшее небо”); 2) образы, связанные с трудовой жизнью людей – ведут на вечерний водопой стадо, собравший свои сети рыбак, возвращающиеся домой “пловцы”, закончившие свою пахоту “оратаи” – пахари; 3) звуковые образы – сначала идут слова “рева гул гремит звучнее”, “пловцы шумят, скликаясь”, а затем становится “все тихо”, даже слышно журчание воды; эту же закономерность можно увидеть в сочетании согласных: к последней строфе отрывка становится все больше глухих, шипящих и свистящих согласных. Можно почти точно сказать о месяце, в котором изображена эта картина природы: “холмы злотые” – так выглядят поля с созревшими злаковыми, поэтому пахарь уже пашет землю. Скорее всего, речь идет о конце июля–августе.

8.9. Данные слова можно разделить на две группы: историзмы – ушедшие из употребления вместе со своим предметом и архаизмы – устарели только слова, а предметы получили другие названия. К историзмам относятся треуголка, карета, палица, ступа. К архаизмам относятся ланиты – щеки, выя – шея, зело – очень, зазноба – возлюбленная (любимая), водомет – фонтан, длань – рука (ладонь).

8.10. Задание предполагает творческое содержание и свободную форму ответа.



Скачать 202.52 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты