Домой

Тема: Жанр книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (Урок 3) Цели




Скачать 95.82 Kb.
НазваниеТема: Жанр книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (Урок 3) Цели
Дата02.02.2013
Размер95.82 Kb.
ТипУрок
Содержание
Прогнозируемые результаты
Теория литературы
Тип урока
Слово учителя
Постановка проблемы
Тест с иллюстрациями
Связующее слово
Подсказка из критики
Прочтите начало второй главы
Как чувствует себя человек в пустыне?
События детских сказок редко происходят в пустыне
Человек здесь имеет возможность посмотреть на свою жизнь, заглянуть внутрь себя и понять цену и смысл своей жизни.
Музыкальный фрагмент
Самостоятельная работа
Подобные работы:

Тема: Жанр книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (Урок 3)


Цели: создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умения восстанавливать сюжетную линию произведения и анализировать жанровую принадлежность текста, создать условия для развития у обучающихся умения работать во времени, содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; обеспечить развитие у обучающихся монологической речи; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению произведения, помочь осознать личностную и общечеловеческую значимость материала


^ Прогнозируемые результаты

Знание текста:

учащиеся должны восстанавливать на ассоциативном уровне общие сведения о жизни писателя и исторической обстановке появления произведения, восстанавливать сюжетную линию текста, опознавать героев произведения по афористическим фразам.

^ Теория литературы:

учащиеся должны знать роды литературы, называть прозаические эпические жанры, понимать термины сюжет, метафора, афоризм

Развитие аналитических способностей:

учащиеся должны определять жанр текста и аргументировать выбор

Развитие креативности:

учащиеся должны стремиться высказывать свои суждения о прочитанном


^ Тип урока: урок комплексного применения знаний (завершающий этап изучения произведения)


Форма урока: урок-исследование с применением компьютерной презентации Power point


Оборудование: текст, презентация «Антуан де Сент-Экзюпери» (см. электронное приложение к образовательному проекту), «коробка с афоризмами Экзюпери», карточки с высказываниями в коробке, на доске – шаблон высказывания, адрес сайта www. saint-exupery.ru , расчерченная для рефлексии доска



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Прогнозируемый результат

Организа-ционный этап

Вступительное слово

Записывают общую тему и ассоциации

Слайд 1

1. Краткое приветствие учителя, урок в системе уроков, запись темы по слайду

2. Запись ассоциаций к имени Антуан де Сент-Экзюпери

Учащиеся настраиваются на урок, учатся выстраивать ряд ассоциаций

Этап проверки домашнего задания и подготовки к работе на основном этапе

Рассказ и демонстрация слайдов, организация постановки цели

Просмотр, постановка цели деятельности

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

1. ^ Слово учителя

«Чего только не случалось с Сент-Эксом (именно так называли его друзья)! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале. Он садился на воды реки Меконг в Индокитае, падал на скалы в Северной Африке. Тонул в бухте Сен-Рафаэль у аргентинского побережья, погибал от жажды в Ливийской пустыне. Чинил самолёт под пулями арабов-кочевников, пытался выкрасть пленных товарищей у враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери ещё при жизни слагали “героические легенды”. Героические легенды приходили в книги, а многие книге протянули нити своих мыслей в самую загадочную из книг писателя – в книгу «Маленький принц»

 «Самолёт, на котором Бернис совершает свой полёт в «Южном почтовом», имеет тот же номер, что и астероид Маленького принца, - Б-612…

       Пейзажи, которые Сент-Экзюпери видел во время своих путешествий, стали его героями: вулканы он запомнил из Патагонии, баобабы – из Дакара…

«Ты – инопланетянин», - сказал Антуану Альон, ещё не прочитав «Маленького принца». «Да, да, это действительно так. Порой я прогуливаюсь среди звёзд», - признался Сент-Экзюпери. Известно, что он сделал несколько набросков пилота, но затем решил не включать их в книгу…»

Слайд 5

Целеполагание на основе высказываний писателя

«Кто лучше самого писателя знает, для чего читать книгу? «

^ Постановка проблемы:

«Если книгу нельзя читать как забаву, то как?»

Слайд 6

Дополнение темы и формулирование темы «Проблема жанра»

Учащиеся должны уметь ставить цели на основе высказываний автора

Этап применения знаний

Организует актуализацию текста

Отвечают на вопросы

Опрос по теории литературы:

Слайд 7

Назовите роды литературы

Назовите жанры литературы


Учащиеся должны знать сюжет текста, уметь контролиро-вать самостоя-тельно результаты своей работы



Слайд 8

^ Тест с иллюстрациями

«Имеем полное право пользоваться иллюстрациями, поскольку сам писатель сопроводил свою книгу изумительными акварелями»

Слайды 9 – 14

Блок «Сказка» выполняется коллективно

Слайд 15

Самопроверка

^ Связующее слово учителя:

«В поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего он посещает ближайшие астероиды. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры метафоричны: в них намёк на современное разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах».

Слайды 16 - 22

Блок «Повесть»

Слайд 23

Самопроверка

Организует работу по поиску цитаты

Учащиеся работают с текстом

А согласен ли сам писатель с такими жанровыми характеристиками, как сказка и повесть? Найдите подсказку

Слайды 24+ ввод

Учащиеся должны уметь отыскивать ответ в тексте

Организует анализ проблемного вопроса




Блок «^ Подсказка из критики»

Слайды 25 – 30

Самопроверка

Слайд 31




По вопросам анализируют жанровую принадлеж-ность текста

Слайд 32

Определим своими словами каждое из понятий, параллельно докажем принадлежность произведения разным жанрам:

- повесть

Самая «повествовательная» - вторая часть сюжета – путешествие. Здесь всё похоже на реальную жизнь. Разве что усилено, преувеличено.

- сказка

Подобие сказке: волшебство, символика чисел (7-ая планета оказывается Землёй), герой стремится найти друзей – и находит, правда, находит ещё мудрость, истину, понимание любви.

^ Прочтите начало второй главы: “Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам. И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре”. В первом предложении говорится об одиночестве. Во втором — о пустыне. Обратите внимание на связку “и вот”. Получается, что лётчик именно потому оказался один в пустыне, что до этого жил в одиночестве.

^ Как чувствует себя человек в пустыне? /“Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот не был бы так одинок”.

Вспомните предысторию появления книги (Ливийская пустыня, споры о том, кто был на самом деле Маленький принц)

^ События детских сказок редко происходят в пустыне. Нежность цветущих садов и удивительная таинственность замков больше соответствуют детской чувствительности, чем ужасные всепоглощающие пески. Но Экзюпери знает, куда направить своего героя для того, чтобы он нашёл то, что ищет. Достаточно вспомнить, что пустыня как реальность и как символ занимает важное место в Библии: Иисус Христос пребывал 40 дней в пустыне, в посте и молитве перед выступлением на проповеди.

У Экзюпери человек в пустыне свободен истинной свободой. ^ Человек здесь имеет возможность посмотреть на свою жизнь, заглянуть внутрь себя и понять цену и смысл своей жизни.

- притча: краткое повествование с поучением, но изучаемая книга не краткая!

Признаки всех жанров есть, но ни один не передаёт особенностей этого произведения?

В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях, об отношениях людей. Вы когда-нибудь встречали произведения, в котором так же много афоризмов и поучений?

Учащиеся должны отвечать на вопросы, осмысли-вать жанровые особен-ности книги

Организует повторение афоризмов

Актуализируют афористичные мысли

Слайды 33 – 39

«Следуя за мыслью писателя» (устно с восстановлением)

При затруднении обращаемся к учебнику

Должны запоминать афоризмы

Ставит вопросы, предлагает свой вывод

Делают вывод

Слайд 40

Сделайте свой вывод

Вывод учителя о том, что перед нами философская сказка

Должны уметь делать вывод

Обеспечивает переход к творческим заданиям




Слайд 41 – 42

Выполнение творческого задания




Этап самостоятель-ного применения знаний

Организует релаксацион-ную паузу, обеспечивает дифференци-рованный подход к самостоятель-ной работе учащихся

Формулируют вывод в творческой работе

Пересадка за парты

^ Музыкальный фрагмент «Покой» или «Гармония космоса 2» (релакс)

«Глаза отдыхают – мысль работает»: на 2 минуты глаза закрываем – потом рассказываем о своих представлениях памятника книге (с аргументацией)

«Каждому человеку даётся то, что ему необходимо на данный момент: вещи, знания, мысли, советы. Что вы выберете из философского наследия «маленького принца»? Откроем коробку, где каждый найдёт нужную для себя фразу. Ту фразу, с которой он будет работать дальше, соглашаться или отрицать её справедливость.

Отправные фразы высказывания: «Запись высказывания. Это высказывание принадлежит ... Оно сказано в тот момент, когда... В современной жизни оно подтверждается/не подтверждается. Например, ... Я думаю, что ...»

Те, кто боится высказывать свои мысли, могут ответить на вопросы I – Ш уровня на карточке

^ Самостоятельная работа

Чтение отдельных работ

Должны владеть монологи-ческой письменной речью небольшого объёма

Этап обобщения

Обеспечивает плавный выход из урока




«Сказка эта близка и детям и взрослым. Правда, и основной конфликт в ней – это конфликт взрослого и ребёнка внутри каждого человека (нарисовать две пересекающиеся окружности «взрослый» и «ребёнок») Как раз на границе подростки. Ваш возраст для поиска истины!

У Лиса осталось пшеничное поле, которое напоминает ему о друге. У лётчика остались звёзды, которые звенели бубенцами, а у вас теперь будут звёзды, говорящие голосом Антуана де Сент-Экзюпери».




Этап информиро-вания о домашнем задании

Организует, объясняет домашнее задание

Записывают в дневник

Создать один из проектов: книгу мудростей Антуана де Сент-Экзюпери или коллаж из слов и картинок.




Этап подведения итогов







Собрать тетради. Отметку получает каждый за работу в тетради. Кроме того, учитель выставляет поурочный балл.




Этап рефлексии




Высказывают «немое» знаковое суждение о личной ценности материала

Так забава или мудрость – цель, ради которой следует читать эту книгу? Определите своё отношение к произведению, нарисовав звезду на одной из сторон рефлексивной таблицы, объясните свой выбор

Учащиеся должны уметь оценивать личностную значимость произведения







Скачать 95.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты