Домой

Методические указания по философии разработаны на основе учебной программы дисциплины «Философия», которая входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федеральной образовательной программы бакалавра,




НазваниеМетодические указания по философии разработаны на основе учебной программы дисциплины «Философия», которая входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федеральной образовательной программы бакалавра,
страница1/3
Дата02.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
Содержание
1 Тематика лекционного курса
2 Планы лекций
3 Планы семинарских занятий и методические рекомендации для подготовки к занятиям
Второй вопрос
Третий вопрос
Второй вопрос
Темы докладов
Первый вопрос
Тема 11. Философия и методология науки (2 часа)
Второй вопрос
4. Контрольные вопросы по курсу философии
3 Планы семинарских занятий и методические рекомендации
Планы лекций и семинарских занятий по философии
Подобные работы:
  1   2   3


МИНОБНАУКИ РОССИИ

____________________________________________________________________________


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

____________________________________________________________________________


Кафедра философии


Планы и методические указания для семинарских занятий

по философии

для студентов всех специальностей


Санкт-Петербург

2012


УДК 101.3 (078)


Планы и методические указания для семинарских занятий по философии: для студентов всех специальностей / В. К. Бойко, В. Е. Быданов, И. В. Кутыкова, Н. А. Селиверстова, О. В. Семенов, А. Н. Токмаков ; под ред. проф. В.Н. Дуденкова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2012. – 38 с.


Методические указания по философии разработаны на основе учебной программы дисциплины «Философия», которая входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федеральной образовательной программы бакалавра, и соответствует ее основным требованиям. Содержание методических указаний направлено на формирование и развитие у студентов основных общекультурных компетенций: владением культурой мышления, способности к восприятию, анализу и обобщению информации, стремлению к самосовершенствованию, повышению своей квалификации и мастерства.

В методических указаниях приводится тематика лекционного курса, вопросы семинарских занятий и методические рекомендации для подготовки к ним. Даны списки основной и дополнительной литературы. К каждому семинарскому занятию предложены темы докладов. Представлен список контрольных вопросов по курсу философии.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневного и вечернего отделений, изучающих философию.


Рецензент:

С.П. Ежов, канд. философских наук, профессор кафедры социологии СПбГТИ (ТУ).


Утверждены на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного отделения 26.04.2011 г.


Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)


ВВЕДЕНИЕ


Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Программа дисциплины составлена в соответствии с разделом Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей.

Программой курса предусматривается изучение философии в течение учебного семестра, по окончании которого сдается экзамен. В методических указаниях приводится тематика лекционного курса, вопросы семинарских занятий и методические рекомендации для подготовки к ним. Даны списки основной и дополнительной литературы. К каждому семинарскому занятию предложены темы докладов. Представлен список контрольных вопросов по курсу философии.

Методические указания предназначены для студентов дневного и вечернего отделений.

Философия, как учебная дисциплина, принадлежит сфере гуманитарного знания. Памятуя о функциональном многообразии и привлекательной специфичности, можно сказать, что философия венчает ряд гуманитарного знания, а если обратиться к философскому наследию Аристотеля, то и знание вообще. Философия носит мировоззренческий характер, выполняя мировоззренческую функцию и являясь одновременно одним из типов мировоззрения. Примечательно, что среди многочисленных функций философии особое значение, как отмечают студенты, приобретают следующие функции: мировоззренческая, познавательная и воспитательная. Привлекательная специфичность философии выражается в том, что наиболее полное представление о ней никак не ограничивается характеристикой ее только как учебного предмета и определенного знания. Философия представляет собой особый духовный мир, одну из форм общественного сознания. Наряду с мифом, религией, наукой, искусством, жизненным опытом, философия отражает мир в присущих ей предельно общих основаниях и выражает свое представление о нем в такого же рода характеристиках, понятиях, категориях. И вместе с тем именно философия, со свойственной ей устремленностью к поиску и созиданию мудрости, способна объединить различные формы общественного сознания, проявить взаимодействие с ними (например, философия религии, философия искусства, философия науки, философия права и т.д.). Философия способна предстать и как искусство мыслить и даже жить. Ее жизненная необходимость, в связи с возникающими проблемами в жизни человека, общества, человечества, становится все более очевидной. Если принять во внимание и то, что каждый человек способен предстать мыслителем, то сфера применения философии еще более расширяется, а интерес к ней растает.

Войти в мир философии и приобщиться к нему помогут лекции и семинарские занятия. На лекциях по философии преподаватель систематично излагает темы курса, раскрывая вопросы, давая рекомендации по литературе и способам овладения материалом, формулируя выводы. Для удобства восприятия текста лекции в конспекте рекомендуется оставлять широкие поля. На полях можно записывать вопросы, возникающие по ходу лекции, отмечать важные моменты, фиксировать дополнительную литературу, делать иные необходимые записи, например, из справочной литературы. Культура ведения конспектов лекций и записей при подготовке к семинарским занятиям весьма существенна для результативности овладения основами философского знания.

Семинары по философии представляет собой вид учебных занятий, на которых его участники обсуждают тему, вынесенную на занятие, и доклады по темам. Задачей семинарского занятия является расширение представлений студентов по той или иной теме, закрепление лекционного материала и знаний, полученных в ходе самостоятельной работы над темой, овладение философской культурой. Участие в работе семинарского занятия позволяет студентам обсуждать актуальные философские и социально-политические вопросы, проявить свою активность, овладеть умением вести диалог, навыками дискутировать, научиться быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументировано излагать собственную позицию по тому или иному вопросу. Кроме того, на семинаре есть возможность принять участие в таких формах освоения знаний, как конференция, диспут, игра.

Подготовка к семинарскому занятию должна быть систематической, записи по вопросам грамотными, четкими, понятными. Готовясь к семинарскому занятию, следует привлечь конспект лекции, основную и дополнительную литературу по теме, хрестоматии, философские словари, энциклопедии, журналы. В качестве напоминания студентам еще раз указываем на литературу справочного содержания. Ее помощь при подготовке к занятиям весьма полезна. Рекомендуется использовать преимущественно новую справочную литературу последних пяти лет издания.

Полезно вырабатывать навыки самостоятельной работы. Ее необходимость обусловлена подготовкой к семинарскому занятию, работой над темой реферата, подготовкой к экзамену. Самостоятельная работа заключается, прежде всего, в стремлении подобрать необходимую литературу и в процессе работы над ней выделить то существенное, что необходимо для раскрытия вопроса. Умение студентов правильно организовать свою самостоятельную работу заключается также в подготовке докладов и написании рефератов. В помощь организации такой работы существуют специальные методические указания, к которым следует обращаться.

Курс философии включает в себя разделы, совокупность которых представляет структуру философского знания. Раскрыть содержание разделов – задача учебного процесса.

Начинается курс философии с темы «Философия, ее предмет и место в культуре». Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку лекция и семинарское занятие по теме формируют представление о философии, ее смысле и значении.

Затем на протяжении четырех последующих лекций внимание студентов сосредоточивается на историко-философских вопросах, которые составляют раздел «Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии». Тематика данного раздела позволяет студентам познакомиться с историей философской мысли, проследить специфику ее развития в различные исторические эпохи и в различных мировых регионах. Хронологические рамки раздела весьма широки: от древности до современности. Знакомство с развитием философской мысли, а также способами ее выражения, характерными для различных философов, философских школ и направлений, необходимо для дальнейшего рассмотрения теоретических вопросов, составляющих суть философских учений. Подготовка к семинарским занятиям по данному разделу включает в себя работу не только с литературой о мыслителях и их воззрениях, но и работу с оригинальным философским текстом. Приобщение к хрестоматийному материалу, содержащему отрывки из произведений, либо непосредственно к произведению философа, наилучшим образом позволяет проникнуть в суть размышлений, проследить ход философских построений того или иного мыслителя, понять особенность философского мировоззрения. В этой связи рекомендуется конспектирование философских текстов. Оно необходимо для более полного освещения вопросов семинарского занятия и их дискуссионного обсуждения. Данный вид работы позволяет приобрести определенные навыки работы с философским текстом, которые необходимы также для работы над докладом и рефератом.

Следующая часть программы – это теория философии. Она включает следующие разделы: «Философская онтология», «Теория познания», «Философия и методология науки», «Социальная философия и философия истории», «Философская антропология». В процессе работы над темами данных разделов следует овладеть категориально-понятийным аппаратом философии, обратить внимание на общетеоретические основы философии (принципы и законы диалектики), на существующие подходы к раскрытию философских вопросов.

Заключительная часть программы – «Философские проблемы области профессиональной деятельности» посвящена рассмотрению актуальных вопросов математики, физики, химии и химической технологии, биологии, экологии. Формы проведения занятия по этой части программы могут отличаться большим творчеством. Рекомендуется проведение диспутов, конференций под руководством преподавателя.

С целью регулярного контроля над полученными знаниями практикуется проведение тестирования по пройденным разделам курса, что не исключает и других видов контроля, которые могут осуществляться в ходе проведения семинарских занятий.


^ 1 ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


  1. Специфика, структура и назначение философского знания.............2 часа

  2. Философия Древнего мира, Средневековья и эпохи

Возрождения…………………………………………………………..2 часа

  1. Философия XVII-XVIII веков..............................................................2 часа

  2. Зарубежная философия XIX-XX веков...............................................2 часа

  3. Специфика русской философии и основные этапы ее развития.....2 часа

  4. Основные проблемы онтологии..........................................................2 часа

  5. Теория познания и основные проблемы методологии науки ..........2 часа

  6. Социальная философия и философия исторического

процесса ……………………………………………………………...2 часа

  1. Философская антропология и актуальные проблемы

современного естествознания………………………………….......2 часа

__________________________________________________________________


Итого..................................................................................................18 часов


^ 2 ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ


Лекция 1. Специфика, структура и назначение философского знания.

  1. Предмет философии, круг ее проблем и место в духовной культуре человечества.

  2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни человека и общества.

  3. Структура и специфика философского знания.

  4. Основные типы философских концепций.


Лекция 2. Философия Древнего мира, Средневековья и эпохи

Возрождения.

  1. Вселенная, общество, человек в религиозно-философских учениях Древнего Востока (Индии и Китая).

  2. Античная философская мысль: от мифа через натурфилософию к Логосу и метафизике.

  3. Философия европейского Средневековья: специфика, этапы эволюции, основные проблемы.

  4. Характерные черты и основные направления развития философии эпохи Возрождения.


Лекция 3. Философия XVII-XVIII веков.

1. Социокультурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.

2. Эмпиризм, рационализм и сенсуализм в новоевропейской гносеологии.

3. Возникновение немецкой классической философии: «критическая философия» И.Канта.

4. Г.Гегель – вершина немецкой классической философии: объективный идеализм и диалектика.


Лекция 4. Зарубежная философия XIX-XX веков.

  1. Появление иррационалистических тенденций в западноевропейской философии. «Философия жизни» в Германии Х1Х века.

  2. Экзистенциальная философия: возникновение, сущность, этапы эволюции.

  3. Идея создания «научной» философии в концепциях позитивизма и марксизма.

  4. Философия психоанализа: от Фрейда к Фромму.


Лекция 5. Специфика русской философии и основные этапы ее

развития.

  1. Возникновение, развитие и специфика русской философии.

  2. Философские идеи в русской литературе Х1Х века.

  3. Философия «положительного всеединства» В.С.Соловьева.

  4. Русский космизм как феномен мировой философской мысли.


Лекция 6. Основные проблемы онтологии.

  1. Проблема бытия в философии; качественное многообразие форм бытия.

  2. Философское учение о материи и ее атрибутах.

  3. Универсальные связи бытия. Принцип детерминизма в философии и естествознании.

  4. Возникновение и сущность сознания как научная и философская проблема.


Лекция 7. Теория познания и основные проблемы методологии науки.

  1. Человек как субъект познания. Познавательные способности человека.

  2. Проблема истины и ее критериев в философии и науке.

  3. Специфика научного познания Многообразие форм познавательной деятельности.

  4. Структура научного познания. Формы и методы эмпирического и теоретического познания.


Лекция 8. Социальная философия и философия исторического процесса

  1. Общество как предмет философского анализа в истории философской мысли: основные подходы и теории.

  2. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная концепции.

  3. Цикличность и линейность в истории. Проблема социального прогресса.

  4. Многовариантность исторического развития. Будущее человечества как философская проблема.


Лекция 9. Философская антропология и актуальные проблемы

современного естествознания.

  1. Современная наука о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез как научная и философская проблема.

  2. Смысл жизни человека; смерть и бессмертие с позиций философии, религии и современной науки.

  3. Человек и Вселенная. Антропный принцип в современной философии и естествознании.

  4. Актуальные философские проблемы современного естествознания.



^ 3 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ


Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре (2 часа)

  1. Структура и специфика философского знания, его роль в жизни человека и общества.

  2. Философский (онтологический) материализм, его исторические типы и роль в развитии научного миропонимания.

  3. Объективный и субъективный идеализм как онтологические концепции, их вклад в развитие мировой философии и культуры.

  4. Основные типы гносеологических учений: агностицизм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, их роль в разработке методологии научного познания.


Темы докладов

  • Философия обыденная и теоретическая: взаимосвязь и различие.

  • Философия и религия.

  • Материализм и идеализм как онтологические и нравственные концепции.



При подготовке к первому вопросу семинарского занятия следует, прежде всего, уяснить содержание таких понятий, как онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, логика – наука о закономерностях человеческого мышления, этика – философское учение о добре и зле, эстетика – философская наука о прекрасном и т.п.

Особое внимание в рамках данного вопроса также необходимо обратить на специфику философского знания. Студенту рекомендуется подумать над его отличием от естественнонаучных теорий, религиозных концепций, от литературно-художественного творчества.

Для изучения второго и третьего вопроса важно понять, что термины «материализм» и «идеализм» в данном случае употребляются в их онтологическом аспекте, то есть, как противоположные ответы на вопрос о сущности бытия, а не как системы ценностей, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни.

Четвертый вопрос семинарского занятия также требует от студента знания и понимания таких базовых философских терминов, как агностицизм – концепция, отрицающая познаваемость мира, сенсуализм и рационализм – противоположные учения об основах человеческого познания (ощущения и разум, соответственно) и иррационализм - направление, отрицающее возможности человеческого разума в познании.

Студентам необходимо учесть, что хорошее знание терминов, которые рассматриваются в рамках данного семинарского занятия, необходимо для успешного усвоения всех последующих разделов курса философии.


Литература

Основная

Алексеев П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2010. – 588 с.

Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2011. – 332 с.

Канке В. А. Философия : исторический и систематический курс / В. А. Канке. – М. : Логос, 2010. – 375 с.

Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Стёпина [ и др. ]. – В 4 т. – М. : Мысль, 2010.

Спиркин Г. А. Философии 6 учебник для вузов / Г. А. Спиркин. – М. : Гардарики, 2009. – 735 с.

Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2009. – 561 с.


Дополнительная

Алексеев А. П. Образная ткань философского произведения (К вопросу о сопоставлении философии и литературы) / А. П. Алексеев // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 37 – 46.

Груздева Е. Н., Калмыкова В. В. «Властелин колец» как миф постиндустриального, сетевого и информационного общества / Е. Н. Груздева. В. В. Калмыкова. // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 75 – 84.

Бабихин В. В. Чтение философии / В. В. Бабихин. – СПб. : Качка, 2009. – 536 с.

Дугин А. Постфилософия : Три парадигмы в истории мысли / А. Дугин. – М. : Евразийское движение, 2009. – 703 с.

Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Модэк, 2009. – 807 с.

Мамардашвили М. К. Философские чтения / М. К. Мамардашвили. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – 832 с.

Постнеклассика : Философия, наука, культура / под ред. Л. П. Киященко, В. С. Степина. – СПб. : Изд. дом «Мiръ», 2009. – 671 с.

Столович Л. Н. Философия и юмор / Л. Н. Столович // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 58 - 68.


Тема 2. Философия Древнего мира (4 часа)

Занятие 1. Философия Древнего Востока

  1. Истоки и специфика древневосточной философии.

  2. Основные философские школы Древней Индии.

  3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.


Темы докладов

  • Веды как источник индийской культуры и философии

  • Проблема смысла жизни в учении буддизма.

  • Социально-философские проблемы в концепциях моизма и легизма.


Анализируя первый вопрос, полезно сравнить философию Древнего Востока с античной философией по таким параметрам как: отношение к мифологии, центральная проблематика, связь с религией и наукой. Подобный анализ поможет студенту глубже понять не только специфику восточной философии, но и причины различий в последующей эволюции Восточной и Западной культур.

Подготовку второго вопроса целесообразно начать с уяснения той роли, которую в философии (и культуре в целом) Древней Индии играют Веды. Необходимо понять, что в этих текстах содержатся главные мировоззренческие категории индийской философии (майя, карма, йога, нирвана и пр.), и что именно отношение к ведическому знанию разделило все древнеиндийские философские школы на ортодоксальные и неортодоксальные. Из последних особое внимание стоит уделить буддизму, ставшему к 1 веку н.э. мировой религией, и чарвакам - единственной материалистической школе в индийской культуре того периода.

При изучении третьего вопроса акцент следует сделать на осмыслении этико-политической направленности древнекитайской философии (в отличие от древнеиндийской). Необходимо также обратить внимание на различия между конфуцианством (рациональном типе философствования, близким к европейскому) и даосизмом (представителем типично восточного иррационалистического мировоззрения).


Занятие 2. Античная философия

  1. Истоки древнегреческой философии. Досократические школы.

  2. Античный атомизм.

  3. Классический период: Сократ, Платон, Аристотель.

  4. Философия эпохи эллинизма.


Темы докладов

  • Учение об идеальном государстве Платона.

  • Гуманистические идеи в философии Эпикура.

  • Проблема истины в учении Сократа и софистов.


При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на термин «досократические» школы («досократики»), который изначально указывает на особую роль Сократа, повернувшего античную философскую мысль к проблеме человека. Поэтому философия «досократиков» - это, главным образом, онтология, в том числе - натурфилософия (философия природы). Вершиной развития материалистической натурфилософии считается атомистическое учение Демокрита из Абдер, знание основ которого необходимо для ответа на второй вопрос семинарского занятия. Стоит обратить внимание на тот факт, что Демокрит вовсе не «открыл» атомы (как иногда ошибочно говорят студенты), а всего лишь ввел в употребление термин, который переводится с древнегреческого как «неделимые», и который европейская наука позже позаимствует для обозначения одного из структурных элементов материи.

Подготовка к третьему вопросу требует от студента особых усилий: Сократ, его ученик – Платон и ученик последнего – Аристотель – центральные фигуры в древнегреческой философии, оказавшие своим творчеством наибольшее влияние на развитие не только античной философии, но и на философскую мысль последующих эпох.

Изучая их концепции, необходимо учесть существенные различия системы Аристотеля (онтологии, гносеологии, социальной философии и пр.) от теории его учителя – Платона.

Успешному освоению учебного материала четвертого вопроса поможет осознание смены познавательных ориентиров (с онтологии и гносеологии - к этико-прикладным вопросам) произошедшее в философии эпохи эллинизма. Студентам стоит поразмышлять о роли эпикуреизма, стоицизма, кинизма и пр. в разработке проблем судьбы человека, его счастья, ценностных ориентаций.


Литература

Основная

Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высш. шк. , 2009. – 400 с.

Брамбо Р. С. Философия Древней Греции / Р. С. Брамбо ; пер. с англ. – М. : Центрполиграф, 2009. – 347 с.

Грядовой Д. И. История философии : древний мир. Античность : учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Кн. 1. – 423 с.

Джонсон Д. Краткая история философии / Д. Джонсон ; пер. с англ. – М. : Астраль, 2010. – 224 с.

Мамардашвили М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. – М. : Прогресс-Традиция, 2009. – 247 с.


Дополнительная

Аристотель Политика / Аристотель ; пер. с древнегреческого. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2010. – 591 с.

И цзин («Книга перемен») / пер. с кит. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 303 с.

Иконникова Г. И. Философия Древнего мира : учебное пособие для вузов / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 247 с.

Индийская философия : энциклопедия / под ред. М. Т. Степаняна. – М. : Ин-т философии РАН Акад. Проект Гаудеамус, 2009. – 950 с.

Кисель В. Я. Галерея античных философов : В 2 т. / В. Я. Кисель, В. В. Риберн. – М. : ФПИР-Пресс, 2002. – Т. 1. – 576 с. – Т. 2. – 576 с.

Малявин В. Конфуций / В. Малявин. – М.: Мол. Гвардия, 2010. – 375 с.

Мартынов Б. Йога. Источники и течения: хрестоматия / Б. Мартынов. – М. : Йогин, 2009. – 436 с.

Мудрость Конфуция : Афоризмы и поучения / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 303 с.

Платон Государство / пер. с латин. / Платон. – М. : Бизнеском, 2010. – 285 с.

Платон : Pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей : антология / сост. О. В. Светлов, В. Л. Селиверстов ; отв. ред. Д. К. Бурлака (Серия «Русский путь») – СПб. : Изд-во РХГИ, 2001. – 646 с.

Сенека Изречения и афоризмы / пер. , сост. С. Ю. Куликовой / Сенека. – СПб. : Паритет, 2009. – 286 с.

Сенека Нравственные письма к Луцилию / Сенека. – М. : Алетейя ; Новый Акрополь, 2000. – 687 с.

Юй Дань Конфуций. От сердца к сердцу : уроки «Луньюя» / пер. с кит. / Юй Дань – М. : АСТ, АСТ Москва, 2010. – 253 с.

Томпсон М. Восточная философия / М. Томпсон ; пер. с англ. – М. : ФАИР-Пресс, 2002. – 384 с.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов / А. Н. Чанышев. – М. : Высшая школа, 2003. – 703 с.


Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

(2 часа)

  1. Специфика средневековой философии, ее проблематика.

  2. Патристика и схоластика. Основные проблемы и главные представители.

  3. Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания.

  4. Социально-политическая и религиозно-философская мысль Ренессанса


Темы докладов

  • Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

  • Алхимия как феномен средневековой культуры.

  • «Похвала глупости» Эразма Роттердамского как образец философской гуманистической сатиры Ренессанса.

  • Проблемы соотношения политики и нравственности в работе Н.Макиавелли «Государь».


Особенностью данного семинара является широкий временной диапазон необходимых для изучения историко-философских концепций, охватывающих две эпохи (почти 15 столетий!). Поэтому, приступая к подготовке первого вопроса, студентам имеет смысл сразу сравнить эпоху Средневековья с Ренессансом, разобраться в специфике каждой из эпох, проанализировав их общие и особенные черты.

Изучая второй вопрос, стоит не просто запомнить названия и содержание основных этапов развития средневековой философии (патристика и схоластика), но и подумать над тем, какой смысл они имеют в современной культуре. Особое внимание следует уделить самым выдающимся представителям средневековой философско-религиозной мысли – Августину Аврелию и схоласту Фоме Аквинскому.

При подготовке к третьему вопросу семинара необходимо акцентировать внимание на роли естествознания ХУ1 в. в развитии ренессансной натурфилософии, а также в последующем возникновении экспериментально-математического естествознания и механистического материализма ХУП в. Следует также уяснить значение термина «пантеизм» - учения о тождестве Бога и природы и понять закономерность появления пантеистических концепций (в частности, Николая Кузанского и Дж.Бруно) именно в этот период.

В ходе подготовке к четвертому вопросу стоит обратить особое внимание на факты возрождения платоновской идеи идеального государства в концепциях Т.Мора (автора термина «утопия») и Т.Кампанеллы и зарождения новой науки – политологии в творчестве Н.Макиавелли.


Литература

Основная

Алексеев П. В. История философии : учебник для вузов / П. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2010. – 237 с.

Бессонов Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М. : Высшее образование, 2009. – 278 с.

Селиверстова Н. А. Основы философии : учебное пособие / Н. А. Селиверстова. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 2011. – 190 с.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков : учебное пособие для вузов / В. В. Соколов. – М. : Акад. Проект, 2009. – 511 с.

Философия : учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Проспект, Изд-во Моск. Ун-та., 2010. – 670 с.


Дополнительная

Августин: Pro et contra: личность и идейное наследие Блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: антология – СПб. : Изд-во РХГИ, 2002. – 974 с.

Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. – М. : ОЛМА-Пресс, 2001. – 448 с.

Антология средневековой мысли : Теология и философия европейского Средневековья. – В 2 т. – СПб. : Изд-во РХГИ, 2002. – Т. 1. – 539 с. – Т. 2. – 635 с.

Жильсон Э. Философия в Средние века : От истоков патристики до конца XIV века / Э. Жильсон ; пер. с франц. – М. : Республика, 2004. – 678 с.

Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли ; пер. с ит. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2006. – 976 с.

Монтень М. Опыты / М. Монтень. – М. : Мир книги, 2007. – 463 с.


Фома Аквинский. Сочинения / Фома Аквинский. – М. : Эдиториал УРСС, 2002. – 264 с.

Хейзинга Й. Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV вв. / Й.Хейзинга. – М. : Айрис-Пресс, 2002. – 544 с.


Тема 4. Философия Нового времени XIV-XVII вв.

Просветительский характер европейской философии

(2 часа)

  1. Эмпиризм в философии Нового времени. (Ф. Бэкон и Т. Гоббс).

  2. Философский рационализм Нового времени. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

  3. Материализм и идеализм в развитии сенсуализма XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли.) Скептицизм Д. Юма.

  4. Идеи Просвещения и метафизический материализм во Франции XVIII в.


Темы докладов

  • «Новая Атлантида» Ф. Бэкона – первая научно-техническая утопия.

  • Философское значение научных открытий И.Ньютона.

  • Теория общественного договора в концепциях Т.Гоббса и Ж.Ж Руссо.

  • «Воинствующий» атеизм П. Гольбаха (по работам «Галерея святых» и «Карманное богословие»).



Приступая к подготовке первого вопроса семинарского занятия, следует обратить внимание на взаимосвязь философии и революции в естествознании ХУП в., что определило коренное изменение проблематики новоевропейской философии. Естественные науки этого периода находились на стадии сбора и обобщения фактического материала, Это обусловило возникновение эмпиризма Ф.Бекона и Т.Гоббса – сторонников опытно-экспериментального знания.

Изучая второй вопрос, следует понять, что мыслители этого периода сосредоточились на гносеологических и логико-методологических проблемах научного познания. Поэтому приверженцы математического мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) становятся на позиции рационализма и настаивают на дедуктивном методе построения научной теории, хотя их онтологические взгляды существенно различаются.

При рассмотрении третьего вопроса, студенту необходимо уяснить, что сенсуализм Дж.Локка явился прямым следствием .и реакцией на декартовский рационализм, особенно на его учение о «врожденных идеях». Стоит, также обратить внимание на тот факт, что именно сенсуализм стал в европейской культуре идейной основой как субъективного идеализма Дж. Беркли, так и гносеологического скептицизма и агностицизма Д.Юма.

Подготовка к четвертому вопросу предполагает наличие у студентов знаний по истории французской буржуазной революции, ее специфики. Это позволит правильно понять цели и задачи французского Просвещения, роль философов-энциклопедистов в идейной подготовке буржуазной революции, а также их вклад в развитие материалистической философии и в разработку социально-политических концепций.


Литература

Основная

Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2011. – 332 с.

Бессонов Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М. : Высшее образование, 2009. – 278 с.

Гриненко Г. В. История философии : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2010. – 689 с.

Данильян О. Г. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М. : Эксмо. 2009. – 511 с.

Хрестоматия по философии : учебное пособие / сост. П. В. Алексеева. – М. : Проспект. 2010. – 574 с.


Дополнительная

Гайденко П. П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М. : Книжный дом «Либроком», 2011. – 376 с.

Мареев С. Н. История философии : учебное пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М. : Академический Проект, 2003. – 880 с.

Канке В. А. История философии : учебное пособие. – М. : Логос, 2005. – 432 с.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4-т. : Новое время ( от Леонардо до Канта) / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб. : ПЕТРОПОЛИС. 1996. – Т. 3. – 710 с.

Ж. - Ж. Руссо : Pro et contra : Идеи Жан - Жака Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей (1752 - 1917) : антология / сост. , вступит. ст. и комментарий А.А.Златопольской. – СПб. : Изд-во РГХИ, 2005. – 829 с.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков : учебное пособие для вузов / В. В. Соколов. – М. : Академический Проект, 2009. – 511 с.

Спиркин Г. А. Философия : учебник для вузов / Г. А. Спиркин. – М. : Гардарики, 2009. – 735 с.


Тема 5 . От Философии Гегеля к диалектическому

материализму (4 часа)

Занятие 1. Возникновение немецкой классической философии.

  1. Основные проблемы «критической» философии И. Канта в трактате «Критика чистого разума».

  2. Нравственная философия И.Канта («Критика практического разума»).

  3. Субъективный идеализм и диалектика Фихте.

  4. Эволюция философских взглядов Шеллинга.


Темы докладов

  • Философская эволюция Ф. Шеллинга.

  • Нравственная философия Канта и современность.

При подготовке к первому вопросу студенту следует, прежде всего, уяснить содержание основных категорий кантианской философии: «вещь-в-себе» - непознаваемая сущность мира; «явления» - чувственно воспринимаемый мир; «априорные формы познания» - «трансцендентальный» слой нашего сознания, заложенные в нас до всякого опыта категории, позволяющие упорядочивать и систематизировать ощущения.

Готовясь ко второму вопросу необходимо обратить внимание, что если в первом трактате Кант разрабатывал гносеологические проблемы, то во втором он обращается к проблемам нравственным. Именно здесь он формулирует основной закон своей этики – «категорический императив», предписывающий человеку поступать не «как все», а так, чтобы его поступок мог стать примером для других.

Изучая материал третьего и четвертого вопросов, следует, во-первых, усвоить, что именно Фихте в трактате «Наукоучение» впервые в европейской философии сознательно разработал и обосновал концепцию субъективного идеализма. Во-вторых, необходимо обратить внимание на сложную эволюцию философских взглядов Шеллинга (от натурфилософии к «философии откровения») и на то обстоятельство, что именно диалектические идеи Шеллинга оказали наибольшее влияние на формирование идеалистической диалектики Гегеля.


Занятие 2. Немецкая классическая философия как теоретический

источник философии марксизма.

    1. Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.

    2. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

    3. Марксистское переосмысление идеалистической диалектики Гегеля и возникновение диалектического материализма.

    4. Материалистическое понимание общества и истории.



Темы докладов

  • Роль гегелевских законов диалектики в объяснении процесса развития.

  • Критика идеализма и религии в антропологической философии Л. Фейербаха.

  • К.Маркс и Ф.Энгельс об исторической необходимости и сознательной деятельности людей.

  • Развитие марксистской философии в России (конец Х1Х – ХХ вв.)



Цель данного занятия – проследить эволюцию немецкой философии Х1Х века от объективного идеализма Гегеля через «антропологический» материализм Фейербаха к диалектическому и историческому материализму Маркса и Энгельса. Поэтому в ходе подготовки к первому вопросу необходимо сосредоточить внимание на содержании идеалистической диалектики Гегеля, составляющей, по словам Энгельса, «рациональное зерно» гегелевской философии.

Изучение второго вопроса предполагает понимание значимости фейербахианства как первой материалистической философской концепции в Германии после длительного периода господства идеализма и той роли, которую Фейербах сыграл в идейной эволюции Маркса и Энгельса.

Подготовка к третьему и четвертому вопросам семинара должна быть направлена на овладение основными положениями марксистской философии, особенно, идеей диалектико-материалистического объяснения общества и исторического процесса. С этой целью студенту необходимо обратить особое внимание на содержание основных категорий марксизма : общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, общественно-экономическая формация.


Литература

Основная

Бессонов Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М. : Высшее образование, 2009. – 278 с.

Гриненко Г. В. История философии : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2010. – 689 с.

Философия : учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Проспект, Изд-во Моск. Ун-та., 2010. – 670 с.

Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2009. – 561 с.


Дополнительная

Бузгалин А. В. Социальная философии XXI века : ренессанс марксизма / А. В. Бузгалин // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 36 - 47.

Гайзман Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм / Г. Гайзман // Вопросы философии. – 2009. – № 12.

Длугач Т. Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом? / Т. Б. Длугач // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 127 - 137.

Кант И. Критика чистого разума / И. Кант ; пер. с нем. – М. : Эксмо, 2010. – 735 с.

Кнабе Г. С. Гегель, Европа и рубеж тысячелетий / Г. С. Кнабе // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 3 - 15.

Кожев А. Гегель, Маркс и христианство / А. Кожев // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 128 - 143.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Нищета философии / К.Маркс ; пер. с фр., нем. – М. : Мир книги, Литература, 2009. – 415 с.

Пантин И. К. Марксизм : историческое самопознание / И. К. Панин // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 12 – 24.

Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм / Т. И. Ойзерман. – М. : Прогресс-Традиция, 2003. – 568 с.

Хрестоматия по философии : учебное пособие / сост. П. В. Алексеева. – М. : Проспект. 2010. – 574 с.


Тема 6. Основные этапы развития русской философии (2 часа)

  1. Основные этапы развития и проблема национальной специфики русской философии.

  2. Славянофилы и западники: проблема национального самоопределения России и философия российской истории.

  3. Философия «всеединства» Вл.Соловьева как первая самобытная система в русской философии.

  4. Русский космизм как феномен мировой философии. Религиозный и естественнонаучный космизм.


Темы докладов

  • Проблема свободы и творчества в философии Н. Бердяева.

  • «Космическая философия» К.Циолковского.

  • Учение о «ноосфере» В.Вернадского и современность.

  • Философские идеи в русской литературе и публицистике Х1Х века

  • Развитие философии в СССР.



Основной задачей данного семинарского занятия является знакомство с главными достижениями отечественной философской мысли, начиная с периода ее зарождения до конца ХХ века. При подготовке к первому вопросу необходимо учесть тот факт, что вопросы о специфике русской философии и времени ее зарождения носят дискуссионный характер, поэтому студент имеет полное право присоединиться к той или иной точке зрения.

При рассмотрении второго вопроса следует понять, что именно в споре славянофилов и западников о истории России и ее месте в мировой цивилизации впервые отчетливо проявились специфические национальные черты российского философствования; кроме того, что именно эти два течения сыграли решающую роль в дальнейшем развитии русской национальной философии.

Изучая третий вопрос, стоит уделить особое внимание концепции В.Соловьева о «всеединстве» как начале и цели мирового процесса, в котором особая роль отведена человеку как главному фактору эволюции. Эта идея, а также учение о нравственной эволюции человечества и превращение его в «богочеловечество» получит впоследствии развитие в философии Н.Бердяева, С.Булгакова и др. Учет этого обстоятельства поможет студенту понять, что философская концепция В.Соловьева стала важным теоретическим источником влиятельного направления в русской философии - русского космизма.

Осваивая материал четвертого вопроса, следует сделать акцент на таких вопросах, как сущность идеи космизма в ее русском варианте, его идейные истоки и социальные предпосылки, отличие религиозного космизма от естественнонаучного. Вместе с тем, студенту необходимо осознать, что философия русского космизма значительно опередила свое время, и что только во второй половине ХХ века пришло понимание значимости философских и научных идей русских мыслителей.


Литература

Основная

Балашов Л. Е. Философия : учебник / Л Е. Балашов. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 612 с.

Гриненко Г. В. История философии : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2010. – 689 с.

Данильян О. Г. Философия : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М. : Эксмо. 2009. – 511 с.

Замалеев А. Ф. Самосознание России : Исследования по русской философии, политологии и культуре / А. Ф. Замалеев. – СПб. : Наука, 2010. – 550 с.

Дополнительная

Алексеева В. И. К. Э. Циолковский: философия космизма / В. И. Алексеева. – М. : Самообразование, 2007. – 318 с.

Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. – М. : Мир книги, Литература, 2010. – 415 с.

Булгаков С. Н. Избранное / С. Н. Булгаков ; сост. , вступ. ст. О. К. Иванцовой ; коммент. В. В. Сапова, Д. С. Новоселова.– М. : РОССПЭН, 2010. – 735 с.

Василенко Л. И. Введение в русскую религиозную философию : учебное пособие / Л. И. Василенко. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2009. – 442 с.

Гельфонд (Клюзова) М. Л. Критика учения Л. Н.Толстого о непротивлении злу насилием в отечественной религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX вв. : три основных аргумента / М. Л. Гельфонд (Клюзова) // Вопросы философии. – 2009. – № 10. – С. 121 - 133.

Дуденков В.Н. Философия космизма в России рубежа XIX-XX веков / В. Н. Дуденков. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 1998. – 277 с.

Евлампиев И. И. История русской философии : учебное пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М. : Высшая школа, 2002. – 584 с.

Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии XIX-XX вв. / А. Ф. Замалеев. – СПб. : Летний сад, 2001. – 322 с.

Зеньковский В. История русской философии / В. Зеньковский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 896 с.

Зеньковский В. Христианская философия / В. Зеньковский. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2010. – 1067 с.

Зернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев / Н. М. Зернов. – М. : Русская симфония, 2010. – 391 с.

Ильин И. А. Избранное / И. А. Ильин ; сост. , коммент. Т. А. Филипповой, П. Н. Баратова ; вступ. ст. Т. А. Филипповой.– М. : РОССПЭН, 2010. – 726 с.

Ильин Н. П. Трагедия русской философии / Н. П. Ильин. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 607 с.

Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде) : история в материалах и документах : в 3 т. – М. : Русский путь, 2009. – Т. 1. – 1907-1909 – 676 с. – Т. 2. – 1909-1914. – 594 с.

Рерих Н. К. Мудрость в сказках и наставлениях / Н. К. Рерих. – М. : Амрита-Русь, 2009. – 316 с.

Рерих Н. К. Шамбала. Сердце Азии / Н. К. Рерих. – М. : Эксмо, 2010. – 475 с.

Российская философия продолжается : из XX века в XXI / под ред. Б. И. Пружинина. – М. : РОССПЭН, 2010. – 446 с.

Соловьев В. С. Оправдание добра : Нравственная философия / В. С. Соловьев. – М. : Академический Проект, 2010. – 671 с.

Федоров Н. Ф. Избранные сочинения / Н. Ф.Федоров ; вступ. ст. С. Г. Семеновой ; сост. А. Г. Гачевой [ и др. ] ; коммент. С. Г. Семеновой. – М. : РОССПЭН, 2010. – 759 с.

Философия России второй половины XX (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С. 3 – 30.

Философия «серебряного века» / составитель Е. В. Бельмис. – СПб. : Паритет, 2009. – 318 с.


Тема 7. Главные направления современной философской

мысли (4 часа)

Занятие 1. Иррационалистические тенденции в зарубежной

философии Х1Х-ХХ вв.

  1. Сущность философского иррационализма, его идейные истоки и социальные предпосылки.

  2. «Философия жизни» в Германии: от «философского пессимизма» А.Шопенгауэра к нигилизму Ф.Ницше.

  3. Основные направления и особенности экзистенциализма. (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю).

  4. Основные направления и тенденции развития западной религиозно-философской мысли XX века.


Темы докладов

  • А. Шопенгауэр как теоретик пессимизма.

  • Ф. Ницше как критик христианства (По работе «Антихрист»).

  • Становление основных идей экзистенциальной философии (С.Кьеркегор).

  • Гуманизм «атеистического» экзистенциализма (По статье Ж.П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»).


Главная цель подготовки к первому вопросу – понять закономерность появления иррационалистических тенденций в зарубежной философии Х1Х – ХХ веков. Стоит продумать ответы на такие вопросы как, почему именно в этот период возникает и усиливается разочарование в возможностях науки и социального прогресса, подвергается сомнению вера в могущество человеческого разума и гуманистические идеалы?

При изучении второго вопроса имеет смысл сравнить концепции Шопенгауэра и Ницше, выявив в них не только общие черты (иррационализм, волюнтаризм и пр.), но и существенные отличия, например, в понимании роли волевого начала в мире и в человеке.

Подготовку третьего вопроса необходимо начать с уяснения содержания основных категорий экзистенциальной философии: «экзистенция», «бытие-к-смерти», «пограничная ситуация», «подлинное бытие» и т.п. Полезно поразмышлять над такими вопросами как, почему А.Камю считал проблему самоубийства главной в философии? Или почему Сартр так уверенно настаивал, что экзистенциализм – это гуманизм?

Четвертый вопрос семинарского занятия требует от студента понимание того факта, что религиозная философия в современном мире не просто некий анахронизм, а достаточно влиятельное течение в зарубежной философии. Это, прежде всего, неотомизм – официальная философия римско-католической церкви, а также иные многочисленные христианские философские концепции (теология «мертвого Бога» Д.Бонхеффера, «теология культуры» П.Тиллиха, неоортодоксальная «теология кризиса» К.Барта и Р.Бультманна и др).


Занятие 2. Научные (рационалистические) тенденции в развитии

зарубежной философии ХХ в.

  1. Возникновение философии позитивизма, его основные принципы и этапы развития.

  2. Постпозитивизм как «философия науки».

  3. Возникновение психоанализа. З. Фрейд о сущности человека и культуры.

  4. Развитие философии психоанализа в работах Э. Фромма и К.Г. Юнга.


Темы докладов

  • .Революция в физике конца Х1Х - начала ХХ вв. и возникновение « второго позитивизма» (эмпириокритицизма).

  • Логический позитивизм и возникновение «принципа верификации».

  • Проблемы развития науки в работе Томаса Куна «Структура научных революций»

  • «Гуманистический» психоанализ Эриха Фромма.


Приступая к изучению материала первого вопроса, студенту необходимо осознать, что позитивизм (как и марксизм) представляет в зарубежной философии традицию научного осмысления мира, рационального подхода к действительности. Кроме того, не следует забывать, что все четыре этапа в эволюции позитивизма объединяют главным образом принципы критического отношения к традиционным философским (мировоззренческим) проблемам, отказа от «метафизики», а «позитивное» содержание концепций мыслителей этого направления весьма различается.

^ Второй вопрос семинара посвящен последнему этапу позитивизма – постпозитивизму, когда главным объектом философского анализа становятся многочисленные проблемы науки. Студенту при подготовке этого вопроса полезно обратить особое внимание на концепцию К.Поппера, разработавшего принцип фальсификации, и на теорию научных революций Т.Куна, который внес в философию науки понятие «парадигма».

Изучая третий и четвертый вопросы, посвященные философии психоанализа, студенту имеет смысл сосредоточить внимание на основных понятиях этого учения. В концепции основателя психоанализа З.Фрейда это структурные элементы психики : «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я», термины «либидо», «сублимация». В учении К.Г.Юнга это «архетипы коллективного бессознательного». Изучая концепцию Э.Фромма, необходимо понять, что его учение – это синтез психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Литература

Основная

Бессонов Б. Н. История философии : учебник для вузов / Б. Н. Бессонов. – М. : Высшее образование, 2009. – 278 с.

Гриненко Г. В. История философии : учебник для вузов / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 2010. – 689 с.

Зотов А. Ф. Современная западная философия : учебное пособие / А. Ф. Зотов. – М. : Проспект. 2010. – 602 с.

Мамардашвили М. Очерки современной европейской философии / М. Мамардашвили. – М. : Прогресс-Традиция. 2010. – 583 с.

Современная западная философия : энциклопедический словарь / сост. В. С. Малахова. В. П. Филатова. – М. : Культ. Революция. 2009. – 392 с.

Философия : учебник для вузов / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Проспект, Изд-во Моск. Ун-та., 2010. – 670 с.


Дополнительная

Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О. Е. Акимов. – М. : Издатель Акишева. 2005. – 279 с.

Батай Ж. О Ницше : Воля к шансу / Ж. Батай ; пер. с фр. – М. : Культурная революция, 2010. – 336 с.

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : АСТ, 2001. – 608 с.

Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б. В. Марков. – СПб. : Владимир Даль ; Русский остров, 2005. – 787 с.

Ницше Ф. Великие афоризмы, изречения, мысли / Ф. Ницше ; пер. с нем. ; сост. А. Г. Ушакова. – М. : Мартин, 2009. – 384 с.

Ницше Ф. Малое собрание сочинений / Ф. Ницше. – СПб. : Азбука, 2011.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто : Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр ; пер. с франц. – М., 2010. – 925 с.

Фрейд З. Философия. Психология / З. Фрейд ; пер. с нем.. – М. : АСТ, 2009. – 468 с.

Фрейд З. Тотем и табу / Пер. с нем. / З. Фрейд. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 255 с.

Фромм Э. Искусство любить / Пер с англ. / Э. Фромм. – М. : АСТ АСТ Москва, 2010. – 221 с.

Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм ; пер. с англ. – М. : АСТ, АСТ Москва, 2010. – 154 с.

Холлингдейл Р. Д. Фридрих Ницше : трагедия неприкаянной души / Р. Д. Холлингдейл. – М. : Центрополиграф, 2004. – 383 с.

Ялом И. Шопенгауэр как лекарство / И. Ялом ; пер. с англ. – М. : Эксмо, 2010. – 543 с.

Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – СПб. : Наука, 2002. – 452 с.

Юнг К. Философское древо / К. Юнг ; пер. с нем. – М. : Акад. Проект, 2008. – 175 с.


Тема 8. Учение о бытии (2 часа)

  1. Проблема бытия в философии, многообразие форм бытия.

  2. Учение о материи в истории философии.

  3. Материя и дух, их единство и противоположность.

  4. Проблема сознания в философии.


Темы докладов

  • Проблема единства мира в современной науке и философии.

  • Проблема единства мира в философии, религии и современной науке.

  • Субстратный, гносеологический и атрибутивный подходы в понимании материи.


Приступая к изучению первого вопроса, студенту полезно вспомнить материал первой темы, в частности, что учение о бытии (онтология) относится к числу фундаментальных разделов философии, что от решения проблемы бытия зависит тип философской концепции в целом (материализм, идеализм и пр.). Кроме того, имеет смысл «освежить» свои знания по истории философии и припомнить различные концепции бытия от древней философии до современной.

При подготовке ко второму вопросу семинара необходимо, прежде всего, понять, что философское понятие «материя» отличается от обыденного употребления этого слова. Следует обратить внимание, что в философии сложились три подхода к определению материи : субстратный, гносеологический и атрибутивный. Студенту стоит поразмышлять над содержанием каждого из них, попытаться оценить их достоинства и (или) недостатки.

^ Третий вопрос семинара посвящен одной из самых сложных проблем в философии: соотношению духовного и материального бытия. Студенту необходимо понять, во-первых, почему нельзя полностью их отождествлять и, во-вторых, как эти два вида бытия взаимосвязаны. Уяснение этого материала поможет лучше понять содержание четвертого вопроса, в частности, проблему сущности сознания как идеальной и субъективной реальности. При подготовке к четвертому вопросу в рамках проблемы происхождения сознания стоит обратить внимание на качественное отличие сознания человека от психики высших животных.


Литература

Основная

Алексеев П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2010. – 588 с.

Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2011. – 332 с.

Кармин А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с.

Марков Б. В. Философия : учебник для вузов / Б. В. Марков. – СПб. : Питер, 2009. – 426 с.

Философия : учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М : Юрайт, 2011. – 495 с.


Дополнительная

Гроф С. Величайшее путешествие : Сознание и тайна смерти / С. Гроф ; пер. с англ. – М. : АСТ, Изд-во Ин-та трансперсональной психологии; Изд-во К. Кравчука, 2008. – 475 с.

Дойдж Н. Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга / Н. Дойдж ; пер. с англ. – М. : Эксмо, 2010. – 540 с.

Дубровин С. И. Материя и сознание (К основному вопросу философии) / С. И. Дубровин. – Калуга : Изд – во Н. Бочкаревой, 2003. – 968 с.

Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 85-97.

Звездкина Э. Ф. Теория философии / Э. Ф. Звездкина, В. Ф. Егоров. – М. : Эксмо. Филолог. «Слово», 2004. – 448 с.

Канке В. А. Философия : исторический и систематический курс / В. А. Канке. – М. : Логос, 2010. – 375 с.

Лебедев С. П. Идеализм : История и логика генезиса / С. П. Лебедев. – СПб. : Изд-во СПбГУ ; Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. академии, 2009. – 828 с.

Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Степина [ и др. ]. – М. : Мысль, 2010

Павлова Е. Д. Сознание в информационном пространстве / Е. Д. Павлова. – М. : Academia, 2007. – 688 с.

Проблема сознания в философии и науке / под ред. Д. И. Дубровского – М. : «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009.- 472 с.


Тема 9. Движение и развитие. Пространство и время (2 часа)

  1. Философское учение о движении. Движение и покой.

  2. Движение и развитие. Диалектическая концепция развития.

  3. Проблема пространства и времени в философии и естествознании. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

  4. Универсальные связи бытия. Необходимость и случайность, причина и следствие, детерминизм и индетерминизм.


Темы докладов

  • Физическое, химическое, биологическое и социальное пространство и время.

  • Диалектическая концепция развития и современная синергетика.

  • Учение Ф.Энгельса о формах движения материи в свете современного естествознания.



Приступая к подготовке к этому семинару, студенту необходимо помнить, что эта тема является логическим продолжением предыдущей, поскольку в ней идет речь об основных атрибутах бытия и его универсальных связях. Поэтому, изучая первый вопрос, надо обратить внимание на неразрывную связь материи и движения, на абсолютность движения и относительность покоя. При этом необходимо учесть, что движение в мире многообразно по своим проявлениям и существует в виде различных форм, которые взаимосвязаны между собой и как этапы эволюции, и как неотъемлемые атрибуты конкретного объекта (в том числе и человека).

^ Второй вопрос семинара предлагает студенту задуматься над соотношением понятий «движение» и «развитие». Необходимо обратить внимание на признаки развития и понять, что в истории философии и науки существовали разные концепции развития : диалектическая и метафизическая ; знание различий между ними – необходимое условие для хорошего ответа на семинаре.

При изучении материала к третьему вопросу полезно сделать акцент на проблеме взаимосвязи пространства и времени с материей, в частности, вникнуть в суть субстанциального и реляционного подходов к этой проблеме и обратить внимание на современные представления о многообразии пространственно-временных связей.

При подготовке к четвертому вопросу семинара студент должен понимать, что речь в нем снова идет о диалектике бытия, но на сей раз в аспекте наличия в нем внутренних универсальных связей и закономерностей. Среди множества категорий, выражающих эти взаимосвязи, в процессе подготовки особо стоит обратить внимание на принцип детерминизма (и индетерминизма) и учение о закономерности в философии и науке. При этом необходимо сделать акцент на понятии «закон», его основных признаках и разновидностях, в том числе, на динамических и статистических законах и закономерностях.


Литература

Основная

Алексеев П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2010. – 588 с.

Канке В. А. Философия : исторический и систематический курс / В. А. Канке. – М. : Логос, 2010. – 375 с.

Кармин А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с.

Марков Б. В. Философия : учебник для вузов / Б. В. Марков. – СПб. : Питер, 2009. – 426 с.


Дополнительная

Балашов Л. Е. Философия : учебник / Л Е. Балашов. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 612 с.

Бузгалин А. В. Диалектика : реактуализация в мире глобальных трансформаций / А. В.Бузгалин // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 20-35.

Губин В. Д. Философия : учебник / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2011. – 332 с.

Репин В. С. Эволюция в свете современной биологии / В. С. Репин // Вопросы философии. – 2010. – № 11. – С. 37-45.

Салин Ю. С. Гносеологический релятивизм категории времени / Ю. С. Салин // Вопросы философии. – 2010. – № 3. – С. 66-79.

Филько В .И. Типология реальностей / В. И. Филько // Философские науки. – М. , 2005. – № 7. – С. 118 - 132.

Философия : учебник для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – М : Юрайт, 2011. – 495 с.


Тема 10. Теория познания (2 часа)

  1. Познаваемость мира как философская проблема. Причины возникновения в европейской философии агностицизма и гносеологического пессимизма.

  2. Человек как субъект познания. Основные формы чувственного и рационального познания, их взаимосвязь.

  3. Понятие истины. Истина как процесс Абсолютность, относительность и конкретность истины.

  4. Практика и ее роль в познании. Проблема критерия истины.



  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты