Домой

Учебнаяпрограмма по дисциплине «Теория и методика воспитания» для специальности «Педагогика-психология»




НазваниеУчебнаяпрограмма по дисциплине «Теория и методика воспитания» для специальности «Педагогика-психология»
страница1/3
Дата02.02.2013
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Изучение дисциплины разбито на 3 семестра
Педагогический тренинг
Деловая (педагогическая) игра
Раздел, тема
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Базовые ТВ и теории развития личности
Закономерности и принципы воспитания
Движущие силы и логика воспитательного процесса
Педагогическое взаимодействие в воспитании
Сущность социализации и воспитания. Механизмы, факторы социализации личности. Институты социализации. Функции, содержание деятел
Понятие о воспитательных системах
Идеология, философия, концепция воспитательной системы.
Понятие о воспитательных системах.
Источники личностного развития. История, современность, образование и личность.
Структура личности. Интегративные качества личности. Образование и развитие структуры личности
Основные подструктуры личности. Диалектичность, изменчивость и противоречивость личности.
Система форм и методов воспитания
Социальные технологии. Подходы к понятию «технология обучения» детей. Особенности и признаки технологии. Применение технологий в
Коллектив как субъект и объект воспитания
Национальное своеобразие воспитания
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «Теория и методика воспитания»


для специальности «Педагогика-психология»


ОЗО


Срок обучения: 5,5 лет и 3,5 лет


Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры

Неволиной И. Я. педагогики протокол № ____ от ______

к.п.н., доцентом Зав. кафедрой___________________

____________________________ _________________________________

(реквизиты разработчика)


Славянск-на-Кубани

2008


  1. Пояснительная записка


1.1. Назначение дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста


«Теория и методика воспитания» в системе подготовки будущего специалиста обеспечивает актуализацию формирования гуманистической позиции учителя уже с первого года обучения в вузе.

В условиях, когда в образовательных системах обозначилась тенденция гуманистического подхода, в основном, лишь декларативного характера, а процесс реформирования образования отражен в новых формах и требованиях, школе необходимы специалисты: с гуманистической системой взглядов; обладающие гуманитарно-эстетической культурой; с антропологическим подходом к воспитательному процессу.

Приоритет в образовании отдан воспитанию и развитию ребенка как основной цели и ценности образования, где содержание знаний и учебный процесс – лишь самое эффективное средство развития и формирования личности.

Будущий учитель, освоив содержание данной дисциплины, должен овладеть фундаментальными знаниями теории воспитания, теоретическими основами общей педагогики, теории развития и формирования личности, четким представлением о существующих воспитательных гуманистических системах и технологиях воспитания.

Курс «Теория и методика воспитания» является системообразующим в подготовке специалиста и нацелен на:

  • формирование научно-профессионального мышления;

  • выработку научно-исследовательской позиции;

  • гуманизацию педагогических взглядов;

  • развитие гуманитарно-эстетической культуры;

  • знание предмета и субъекта воспитательной деятельности;

Курс «Теория и методика воспитания» первого года обучения студентов специальности «Педагогика и психология» состоит из 2 разделов:

    1. теоретические основы воспитания;

    2. теория формирования личности.




    1. Требования к знаниям и умениям студентов


Курс «Теория и методика воспитания» (первый год обучения) формирует у студентов понимание целостности воспитательной системы, единства и взаимосвязи воспитательных задач, принципиальных гуманистических подходов к их решению.

Кроме того, к знаниям и умениям предъявляются следующие требования:

  • обоснование философии и концепции современного образования;

  • антропологические знания субъекта воспитательного процесса;

  • владение системообразующими терминами, понятиями, категориями и установление взаимосвязи между ними;

  • знания теории формирование личности (Я-концепции личности);

  • определение факторов развития и социализации личности;

  • структурирование гуманистической системы воспитания;

  • знание закономерностей и принципов воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, дифференциации, гуманизации и др.;

  • представление о сущности, структуре и подструктуре личности;

  • представление о целостности и системности воспитательного процесса;

  • знание сущности воспитания и его места в целостной структуре образовательного процесса.


1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины


Программа рассчитана на 30 часов лекционной формы общения и 26 часов практических занятий на каждого студента ОЗО с 5,5-летним сроком обучения.

Для студентов ОЗО 3,5-летним сроком обучения: 22 часа лекционных занятий и 20 часов практических.

^ Изучение дисциплины разбито на 3 семестра:

5,5 ОЗО:

  • I семестр – 14 часов лекций, 12 практических занятий, зачет;

  • II семестр – 16 часов лекций, 14 часов практических занятий, контрольная работа;

  • III семестр – экзамен.

3,5 ОЗО:

  • IV семестр – 4 часа лекций, 8 практических занятий, зачет;

  • V семестр – 18 часов лекций, 12 практических занятий;

  • VI семестр – контрольная работа и зачет.


Содержание курса строится на анализе и обобщении наиболее важных актуальных теоретических исследований в области воспитания. В основе логико-структурного построения курса положен системный подход. Идея системности заключается во взгляде на личность как сложную систему и структуру интегративных качеств во взаимосвязи с целостностью воспитательной системы. Такой подход позволяет усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает навык в установлении причинно-следственных связей и системный подход к воспитательному процессу.

Логика построения последовательности подачи материала заключается в изучении общепедагогических научных исследований и проблем, а затем перенесение их в область решения задач в воспитательном процессе.


1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий


С целью развития профессионального научно-исследовательского мышления студентами при изучении курса «Теория и методика воспитания» используются различные виды учебных занятий. Лекционные формы взаимодействия системы «педагог-студент» обеспечивают формирование целостного подхода к воспитательному к процессу, гуманистическую позицию, подтверждающуюся теоретическими научными выводами педагога посредством излагаемого материала.

Практические занятия строятся с учетом включения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. К организации аналитической деятельности студентов на практических занятиях предъявляются следующие требования:

  • изложение фактов, сведений по теме на научном уровне;

  • разработка концептуальной теоретической, технологической, воспитательной модели;

  • выполнение и сообщение о результатах творческих исследовательских заданий;

  • коллективное обсуждение проблемы;

  • формирование и изложение собственных педагогических взглядов и позиций на решение проблем воспитания;

  • изучение основной и дополнительной литературы по вопросам практических занятий;

  • составление словаря системообразующих терминов, понятий, определений;

  • конспектирование и аннотирование литературы по обозначенным проблемам воспитания и др.


1.5. Методические рекомендации преподавателю


Терминологический диктант. Для закрепления прочных знаний и формирования понятийного аппарата студентов рекомендуется написание терминологического диктанта по обозначенным педагогом терминам, понятиям, определениям, раскрывающим содержание изучаемого теоретического материала.

^ Педагогический тренинг – система упражнений по овладению техникой воздействия в организации взаимодействия с учащимися. Педагогический тренинг направлен на формирование прогностических, информационных, коммуникативных, аналитических, конструктивных, организаторских других умений и навыков, необходимых учителю-воспитателю для успешного осуществления педагогической деятельности.

Педагогический тренинг проводится на каждом занятии. Однако овладение основами педагогического мастерства требует соблюдения ряда условий:

  • серьезного отношения к выполнению предлагаемых упражнений;

  • постоянного критического самоанализа своих умений (рефлексия);

  • систематической, последовательной, индивидуальной работы над собой.

^ Деловая (педагогическая) игра – представляет собой имитационную модель, воспроизводящую реальные педагогические объекты и явления, служит эффективным средством получения педагогических знаний и формирования педагогических умений в непосредственной практической деятельности.


1.6. Рекомендации к использованию информационных технологий обучения

Информацию по данным вопросам педагогики можно найти в библиотеке института на СD-ROM «Вопросы ИНТЕРНЕТ образования» (2 электронных носителя).

Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль знаний студентов. Тестовый материал включает в себя содержание 106 вопросов (три варианта) по каждому из обозначенных программой разделов и направлены на:

  • выявление владения понятийно-терминологическим аппаратом курса;

  • понимание основных проблем; знания педагогических концепций, систем, взглядов;

  • знание основных факторов, влияющих на те или иные явления или процессы воспитания;

  • владение теоретико-методологической базой в области воспитания;

  • обладание высоким уровнем компетентности в вопросах воспитания и др.

Каждый вопрос предполагает несколько вариантов ответов, среди которых имеются абсолютно неверный, правильный и в большей или меньшей степени раскрывающий сущность вопроса. В процессе компьютерного тестирования задача студентов определяется как выбор правильного ответа из многообразия вариантов. В тестовых заданиях есть вопросы на соответствие.


  1. Тематический план учебной дисциплины


ОЗО 5,5-летний срок обучения



^ Раздел, тема

Всего часов (ауд)

Лекции

Семинар

СРС

1

^ Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Понятия «образование» и «воспитание». Система ВС «Личность». «Индивид». Воспитание в широких, средне-узком смыслах.

2

2




2

2

^ Базовые ТВ и теории развития личности. Ведущие идеи образования и воспитания. Теория прагматизма Дж. Дьюи. Свободное воспитание. Концепция самовоспитания.


2

2




2

3

^ Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Понятия «закономерность», «принцип». Общепедагогические принципы. Принципы организации и руководства ПП. Принцип неопределенности. Современные гуманные Образованные модели. Личностно-ориентированные и личностно-центрированые. Проектирование педагогического взаимодействия в воспитании.

2

2




2

4

^ Движущие силы и логика воспитательного процесса. Гуманистические образовательные системы и модели. Идея гуманизма как основа современной педагогической науки.

2




2

2

5

^ Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность педагогического взаимодействия в воспитании. Механизмы преднамеренного влияния. Виды педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Стадии коммуникации. Межличностные отношения как результат совместной деятельности педагога и воспитанников.

6

4

2

2

6

^ Сущность социализации и воспитания. Механизмы, факторы социализации личности. Институты социализации. Функции, содержание деятельности.

4

2

2

2

7

^ Понятие о воспитательных системах. Воспитание как основная часть педагогического процесса. Сущность воспитательной системы (функции). Факторы развития воспитательной системы.

2




2

2

8

^ Идеология, философия, концепция воспитательной системы.

2




2

2

9

^ Понятие о воспитательных системах. Направленность ВС.

2

2




2

10

Методология ВС. Понятие метода в воспитании. Классификация методов воспитания. Подходы к классификации методов в 60-е, 70-е,80-е гг. Группа методов стимулирования и коррекции деятельности и отношений детей в ВП.

2

2




2

12

Теория формирования личности. ^ Источники личностного развития. История, современность, образование и личность.

2




2

2

13

Сущность формирования личности. Понятия сущности и процесса формирования личности. Факторы детерминации форм личности. Взаимосвязь факторов и условных форм личности. Этапы детерминации. Потребованных и способных в образовании подструктур личности. Деятельность. Общественность. Интегративные качества личности. Образование подструктур личности.


4

4




2

14

^ Структура личности. Интегративные качества личности. Образование и развитие структуры личности

2




2

2

15

^ Основные подструктуры личности. Диалектичность, изменчивость и противоречивость личности.

2




2

2

16

^ Система форм и методов воспитания. Методы формирования социального опыта детей. Методы осмысления детьми социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребенка

2

2




2

17

Понятие технологии в ВП. ^ Социальные технологии. Подходы к понятию «технология обучения» детей. Особенности и признаки технологии. Применение технологий в образовании и воспитании.

2

2




2

18

Методы воспитания.

2




2

2

19

^ Коллектив как субъект и объект воспитания. Технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Признаки технологизации процесса. Антропологические принципы реализации технологии организации детского коллектива

2

2




2

20

^ Национальное своеобразие воспитания. Особенности воспитательно-образовательной национальной систем. Русская национальная идея воспитания. Черты национальной школы. Особенности воспитания в русской школе. Духовно-нравственное воспитание в России.

2

2




2

21

Сущность социального воспитания. ^ Социализация и воспитание. Сущность, факторы, механизмы социализации ребенка.

2




2

2

22

^ Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

2




2

2

24

^ Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание толерантности, веротерпимости, патриотизма.

2




2

2

25

^ Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с младшими школьниками, подростками, юношами.

2




2

2

26

^ Антропологические безупречные воспитательные системы. Требования к современному воспитателю.

1

2




2




ИТОГО:

56

30

26

56


ОЗО 3,5-летний срок обучения



^ Раздел, тема

Всего часов (ауд)

Лекции

Семинар

СРС

1

^ Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Понятия «образование» и «воспитание». Система ВС «Личность». «Индивид». Воспитание в широких, средне-узком смыслах.

2

2




2

2

^ Базовые ТВ и теории развития личности. Ведущие идеи образования и воспитания. Теория прагматизма Дж. Дьюи. Свободное воспитание. Концепция самовоспитания.


1

1




2

3

^ Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Понятия «закономерность», «принцип». Общепедагогические принципы. Принципы организации и руководства ПП. Принцип неопределенности. Современные гуманные Образованные модели. Личностно-ориентированные и личностно-центрированые. Проектирование педагогического взаимодействия в воспитании.

1

1




2

4

^ Движущие силы и логика воспитательного процесса. Гуманистические образовательные системы и модели. Идея гуманизма как основа современной педагогической науки.

2




2

2

5

^ Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность педагогического взаимодействия в воспитании. Механизмы преднамеренного влияния. Виды педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Стадии коммуникации. Межличностные отношения как результат совместной деятельности педагога и воспитанников.

2

2

2

2

6

Сущность социализации и воспитания. Принципы и механизмы социализации. Классификация факторов социализации. Этнические особенности социализации. Особенности социализации в условиях сельских, поселковых, городских образованиях. Средства массовой коммуникативности и их роль. Институт социального общества сверстников как фактор социальных детских субкультур.

1

1




2

7

^ Понятие о воспитательных системах. Воспитание как основная часть педагогического процесса. Сущность воспитательной системы (функции). Факторы развития воспитательной системы.










2

8

^ Понятие о воспитательных системах. Направленность ВС.




1




2

9

Методология ВС. Понятие метода в воспитании. Классификация методов воспитания. Подходы к классификации методов в 60-е, 70-е,80-е гг. Группа методов стимулирования и коррекции деятельности и отношений детей в ВП.

2

2




2

10

Анализ передовых гуманистических воспитательных систем










2

11

Источники личностного развития. История, современность, образование и личность.

2




2

2

12

Сущность формирования личности. Понятия сущности и процесса формирования личности. Факторы детерминации форм личности. Взаимосвязь факторов и условных форм личности. Этапы детерминации. Потребованных и способных в образовании подструктур личности. Деятельность. Общественность. Интегративные качества личности. Образование подструктур личности.

2

2




2

13

^ Структура личности. Интегративные качества личности. Образование и развитие структуры личности

2




2

2

14

^ Основные подструктуры личности. Диалектичность, изменчивость и противоречивость личности.

2




2

2

15

^ Система форм и методов воспитания. Методы формирования социального опыта детей. Методы осмысления детьми социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребенка.

1

2




2

16

Понятие технологии в ВП. ^ Социальные технологии. Подходы к понятию «технология обучения» детей. Особенности и признаки технологии. Применение технологий в образовании и воспитании.

2

2




2

17

Методика воспитания. Система форм и методов воспитания.










2

18

Методы воспитания.

2




2

2

19

^ Коллектив как субъект и объект воспитания. Технология организации коллективной жизнедеятельности детей. Признаки технологизации процесса. Антропологические принципы реализации технологии организации детского коллектива

2

2




2

21

Основы воспитательной работы классного руководителя. Социализация и воспитание. Сущность, факторы, механизмы социализации ребенка.

2




2

2

22

^ Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

2




2

2

23

^ Национальное своеобразие воспитания. Особенности воспитательно-образовательной национальной систем. Русская национальная идея воспитания. Черты национальной школы. Особенности воспитания в русской школе. Духовно-нравственное воспитание в России.

1

2




2

24

^ Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание толерантности, веротерпимости, патриотизма.

2




2

2

25

^ Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с младшими школьниками, подростками, юношами.

2




2

2

26

Воспитание как антропологический процесс и специальная деятельность. Антропологически безупречные ВС. Особенности безупречной воспитательной системы. Требования к современному воспитателю. Компоненты технологической культуры воспитателя.

2

2




2




ИТОГО:

42

22

20

50



3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Содержание учебного материала


Лекция 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (2 часа). Понятия «образование» и «воспитание». Система ВС «Личность». «Индивид». Воспитание в широких, средне-узком смыслах.

Лекция 2. Базовые ТВ и теории развития личности (2 часа). Ведущие идеи образования и воспитания. Теория прагматизма Дж. Дьюи. Свободное воспитание. Концепция самовоспитания.

Лекция 3. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. (2 часа). Понятия «закономерность», «принцип». Общепедагогические принципы. Принципы организации и руководства ПП. Принцип неопределенности. Современные гуманные Образованные модели. Личностно-ориентированные и личностно-центрированые. Проектирование педагогического взаимодействия в воспитании.

Лекция 4. Движущие силы и логика воспитательного процесса Сущность социализации и воспитания (2 часа). Принципы и механизмы социализации. Классификация факторов социализации. Этнические особенности социализации. Особенности социализации в условиях сельских, поселковых, городских образованиях. Средства массовой коммуникативности и их роль. Институт социального общества сверстников как фактор социальных детских субкультур.

Лекция 5. Понятие о воспитательных системах. Направленность ВС (2 часа).

Лекция 6. Сущность формирования личности (4 часа). Понятия сущности и процесса формирования личности. Факторы детерминации форм личности. Взаимосвязь факторов и условных форм личности. Этапы детерминации. Потребованных и способных в образовании подструктур личности. Деятельность. Общественность. Интегративные качества личности. Образование подструктур личности.

Лекция 7. Педагогическое взаимодействие в воспитании (4 часа). Сущность педагогического взаимодействия в воспитании. Механизмы преднамеренного влияния. Виды педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Стадии коммуникации. Межличностные отношения как результат совместной деятельности педагога и воспитанников.

Лекция 8. Методология ВС (2 часа). Понятие метода в воспитании. Классификация методов воспитания. Подходы к классификации методов в 60-е, 70-е,80-е гг. Группа методов стимулирования и коррекции деятельности и отношений детей в ВП.

Лекция 9. Система форм и методов воспитания (2 часа). Методы формирования социального опыта детей. Методы осмысления детьми социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Методы самоопределения личности ребенка.

Лекция 11. Понятие технологии в ВП (2 часа). Социальные технологии. Подходы к понятию «технология обучения» детей. Особенности и признаки технологии. Применение технологий в образовании и воспитании.

Лекция 12. Коллектив как субъект и объект воспитания. Технология организации коллективной жизнедеятельности детей (2 часа). Признаки технологизации процесса. Антропологические принципы реализации технологии организации детского коллектива.

Лекция 13. Национальное своеобразие воспитания (1 час). Особенности воспитательно-образовательной национальной систем. Русская национальная идея воспитания. Черты национальной школы. Особенности воспитания в русской школе. Духовно-нравственное воспитание в России.

Лекция 14. Воспитание как антропологический процесс и специальная деятельность (1 час). Антропологически безупречные ВС. Особенности безупречной воспитательной системы. Требования к современному воспитателю. Компоненты технологической культуры воспитателя в антропологически безупречной ВС.

3.2. Содержание семинарских занятий


Содержание практических занятия рассчитано программой в общей сложности на 12 часов аудиторного времени. На каждый раздел (модуль) выделено по 4 часа, то есть по 2 семинарских занятия. По завершению освоению каждого из трех разделов (модулей) студенты подвергаются срезовому контролю знаний в форме выполнения тестовых контрольный заданий.


^ Семинарское занятие № 1.


Тема занятия: Движущие силы и логика воспитательного процесса Гуманистические образовательные системы и модели

Педагогические термины, понятия, категории, определения: гуманизм, система, образовательная система, педагогический процесс, воспитательная система, личность, индивидуальность.

Содержание занятия:

      1. Идеи гуманизма как основа современной педагогической науки.

      2. Гуманистические образовательные системы и модели (Е. А. Ямбург, В. А. Караковский, школа радости Щетинина).

      3. Образовательная система Азовского лицея А. А. Остапенко.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Раскройте истоки возникновения гуманизма.

  2. Назовите ведущих представителей зарубежной и российской гуманистической педагогики.

  3. Раскройте сущность адаптивной школы Е. А. Ямбурга.

  4. Назовите основные принципы управления адаптивной школой.

  5. Поясните сущность организации образовательной и воспитательной системы «школы радости» Щетинина.

  6. Рассмотрите положительные и отрицательные тенденции действия системы воспитания Щетинина.

  7. Раскройте воспитательные принципы организации процесса В. А. Караковского.

  8. На каких принципах построена образовательная система Азовского лицея?

Литература:

  1. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2004

  2. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьной воспитательной системы. – М., 1996

  3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В., Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д., 1999

  4. Ямбург Е. А. Управление развитием адаптивной школы – М., 2006


Семинарское занятие № 2.


Тема занятия: Педагогическое взаимодействие в воспитании.

Педагогические термины, понятия, категории, определения: образовательная среда, индифферентная среда, личностно-ориентированная педагогика, педагогика сотрудничества, взаимодействие, психологический статус личности, персонификация, отраженная субъектность.

Содержание занятия:

  1. Условия организации педагогического взаимодействия в ВС.

  2. Гуманистическая направленность образовательной среды.

  3. Личностно-ориентированная педагогика.

  4. Феномены педагогического взаимодействия.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Назовите основные условия организации педагогического процесса при субъект-субъектном взаимодействии.

  2. Определите структуру образовательной среды и ее зонирование.

  3. Назовите известных представителей личностно-ориентированной педагогики (педагогики сотрудничества).

  4. Перечислите феномены педагогического взаимодействия и раскройте их сущность.

Литература:

  1. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2004

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. Сластенина В.А. М., 1999.

  3. Сластенин В. А., Исаев И. В., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М., 2004.


Семинарское занятие № 3.


Тема занятия: Сущность социализации и воспитания: факторы, механизмы социализации

Педагогические термины, понятия, категории, определения: социализация, фактор, адаптация, интеграция, персонификация, интроекция, идентификация, принцип целостности, принцип непрерывности, сублимация, мега- макро- мезо- факторы, этнос, субкультура, референтное лицо, адекватность, когнитивный опыт, фрустрация, фасилитация, эмпатия, перцепция, стратегии педагогического взаимодействия, феномены педагогического взаимодействия, стили педагогического общения.

Содержание занятия:

  1. Сущность социализации. Психологические механизмы социализации личности.

  2. Особенности социализации сельского, поселкового и городского образа жизни.

  3. Детская и юношеская субкультуры.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Чем различаются понятия «социализация» и «адаптация»?

  2. Каково соотношение социализации и воспитания?

  3. Какие механизмы процесса социализации известны?

  4. Обсудите известные вам авторские классификации. Предложите свою классификацию факторов социализации.

  5. Какую роль в социализации играют этнические особенности?

  6. Как влияют на социализацию ребенка средства массовой коммуникации?

  7. Какую роль социализации играет общество сверстников?

Литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. Сластенина В.А. М., 1999.

  2. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2004


Семинарское занятие № 4.


Тема занятия Понятие о воспитательных системах

Педагогические термины, понятия, категории, определения: воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, целеполагание, прогнозирование, система, компоненты ВС, педагогическая диагностика, методика педагогического исследования.

Содержание занятий:

  1. Закономерности, принципы современной ВС, ее структура и компоненты.

  2. Управление ВС.

  3. Целеполагание, прогнозирование, планирование, диагностика ВС
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты