Домой

М. В. Бахтин Санкт-Петербург




Скачать 85.83 Kb.
НазваниеМ. В. Бахтин Санкт-Петербург
Дата02.02.2013
Размер85.83 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:


М.В. Бахтин

Санкт-Петербург


НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ


Христианское учение о человеке, христианская антропология как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики.

В настоящее время все более актуальное звучание приобретают соци-альные аспекты христианской антропологии. Завершением огромной много-летней работы по выработке основных направлений социальной доктрины Русской Православной Церкви стало принятие Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года Основ социальной концепции РПЦ. С принятием этого эпохального документа теоретический арсенал христианского воззрения на человека обрел более практический, прикладной характер, ориентированный на социальное служение христианина. На первый план все энергичнее выступают сюжеты, связанные с активной жизненной позицией христианина, его общественной миссионерской деятельностью.

Базовые постулаты христианской антропологии явным образом пронизывают все прикладные сферы христианского учения о человеке, в том числе и его социальные аспекты.

Прежде всего, христианский взгляд на человека провозглашает принцип иерархического устройства человеческой личности.

Весь мир устроен и существует на основании определенных строгих законов, принципов и норм. Все они настолько точные и жесткие, что изменение той или иной из них даже на одну сотую процента привело бы к гибели всю Вселенную. Все эти фундаментальные основания существования Вселенной подобны чрезвычайно узким рамкам, выйти из которых не дано никому, кроме той силы, которая создала их. Мудрое и тонкое устройство работы человеческого организма проявляется уже в момент зачатия нового существа. При соединении мужской и женской клеток будущему человеку передается с необыкновенной точностью и скоростью такое количество информации, которое соответствует примерно объему 1000 книг по 500 страниц! И все это — в одной клетке ДНК!

Весь процесс развития человека — это проявление определенных невидимых или видимых универсальных количественных и качественных закономерностей. Строгие нормы характеризуют бытие человека на всех уровнях. Первый, физиологический уровень полностью подчинен действию тех или иных законов, норм. У нас не вызывает сомнения то, что для поддержания нашего здоровья мы должны следовать жестким рамкам: отдыхать должное количество времени, регулярно пить, есть, соблюдать режим работы и т. д. Нам кажется очевидным, что если мы заболели, значит, мы нарушили ту или иную физиологическую норму. Однако мы не всегда задумываемся над тем, что наше физическое здоровье в большей степени зависит не от физиологических норм, а от принципов психической и, в первую очередь, духовной жизни человека.

Нормы более высокого, психического уровня бытия человека, по которым работает наша нервная система, определяют наше психическое здоровье не менее жестко, нежели нормы физиологические. Само психическое развитие человека есть следствие работы определенных количественных и качественных психических закономерностей. Почти все (или даже все) наши физические заболевания начинаются с расстройства нервной системы. Это так, но только отчасти! Сама нервная система является промежуточной инстанцией между душой и телом. Следовательно, нарушения в работе нервной системы — это лишь только следствие отклонений в духовной жизни человека.

Законы высшего, духовного уровня, духовной жизни так же жестко определяют жизнь человека, как и законы физического и психического уровня. Причем, доминирующая роль их состоит в том, что именно духовные законы определяют состояние двух других уровней. Если человек знает и выполняет нормы духовной жизни, то у него будет все в порядке и с нервной системой, и с физическим здоровьем. Если же человек нарушает высшие космические духовные законы, у него начинаются различные невзгоды в личной жизни, в психике и со здоровьем. Сложность восприятия духовных принципов состоит в том, что их действие невидимо нам: от нас чаще всего сокрыто, каким образом, через какие механизмы нарушение духовных законов приводит к отклонениям в нервной системе и физическом здоровье.

Таким образом, христианство принципиально стоит на страже телесного и духовного здоровья человека, культивируя ответственность его за сохранность своего организма и здоровья окружающих людей. Последовательно проводя мысль о неизбежной расплате за всякого рода невоздержанность, христианский взгляд на человека воспитывает чувство меры, воздержания и необходимости соблюдения законов – как естественных, Богоустановленных, так и гражданских. Тем самым христианство воспитывает законопослушных граждан.

Наряду с онтологическим, богочеловеческим синтезом модель Православной Церкви включает в себя также и синтез вселенско - национальный. С одной стороны, миссия Церкви имеет наднациональный характер, и в этом смысле Церковь всегда выступала консолидирующей силой в обществе, не делящей людей ни по национальному, ни по классовому, ни по какому-либо еще признаку: в ней «нет ни Еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

С другой стороны, Вселенский характер Церкви не отрицает национальной специфики, самобытности, национального самовыражения того или иного собрания верующих. Напротив, как божеское начало Церкви органично соединяется в Ней с человеческим, так и начало Вселенское с необходимостью дополняется началом национальным. Собственно, уже Библия дает нам примеры национальной самоидентификации основателей христианской Церкви. Сам Христос отождествлял Себя с еврейским народом, к которому Он принадлежал по человеческому рождению: «Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев» (Ин. 4, 22). Апостол Павел, в своих посланиях учивший о наднациональном характере Церкви Христовой, не забывал о том, что по рождению он — «Еврей от Евреев» (Фил. 3:5), а по гражданству — римлянин (Деян. 22:25 - 29).

Православная Церковь длительный срок была той живоносной стихией, под благотворным влиянием которой в нашем народе выкрасталлизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, создавалось просвещение, процветали искусства, одухотворялась культура, облагораживались традиции, преображалась жизнь.

Возвращение нашего народа к признанию традиционных ценностей православной веры совершается сегодня на фоне углубленного осмысления обществом всего пройденного Россией великого исторического пути. Как основа всей нашей исторически сложившейся действительности, прошлое всегда с нами, оно неотъемлемо от нас, оно присутствует в нашей жизни в целом ее потоке и в отдельных ее проявлениях, направляя и определяя наше развитие, наше движение в будущее. Русский человек живет своей историей, думает историей. Для русской души полны исторических воспоминаний даже реки, дороги и степи. Вся наша отечественная агиография и художественная литература представляют собой грандиозную летопись русской жизни.

Проповедью добра и справедливости Церковь приобрела высочайший нравственный авторитет, а в подвигах прославленных Церковью святых русский человек увидел исполнение чаемого заветного нравственного идеала. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание, хотя православие и не рассматривает веру как один из аспектов национального самосознания. С другой стороны, православной вере всегда был чужд национализм, деление народов на лучшие и худшие, принижение какой - либо нации. Все это противоречит христианской любви. В этом смысле Церковь обладает «догматическим иммунитетом» против национализма. Патриотизм, основанный на православной вере, несовместим с национализмом, поскольку одна из важнейших доктрин христианства — равенство наций. Национализм же искажает образ Божий в человеке, удаляет от христианства к язычеству.

Православное учение о вечной жизни, о воскресении умерших, основывающееся на одиннадцатом и двенадцатом членах Символа веры: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века», рождает в человеке любовь ко всем ближним и соотечественникам, как живущим ныне, так и усопшим (у Бога все живы). Герои и мученики прошлого для православного верующего пребывают с ним в едином пространственно-временном измерении. Общение с насельниками прошедших столетий Российской истории обеспечивает живую, органическую связь человека с историей, а значит, с русской культурой. Являясь традиционной религией русского народа, православие всегда стояло на страже исконных традиций и верований.

Важным элементом государственно - патриотической идеологии является понимание государства как организующего стержня всей общественной жизни. Говоря о такой модели устройства нашего Отечества, где важным скрепляющим духовным звеном является православие, необходимо рассмотреть также позицию Церкви и по отношению к государственной власти вообще. Согласно церковному преданию, нравственный смысл существования всякого государства видится в том, что оно является силой, призванной к поддержанию добра и ограничению зла на земле (Рим. 13:3-4). Государство признается богоустановленной формой организации жизни людей, предоставлением Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из свободного волеизъявления. Власть всегда рассматривалась Церковью как сила, достойная почитания и покорности. По слову апостола Павла, «всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены; посему противящийся власти противится Божьему установлению…» (Рим. 13:1 - 7).

Сложной и насущной задачей, стоящей перед современным российским обществом, является задача консолидации интересов и устремлений различных социальных сил, слоев. В этой связи роль Русской Православной Церкви нельзя назвать иначе, как миротворческой. Выступая всегда в защиту безгласных и бессильных, Церковь призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого.

Наконец, пожалуй, самое болезненное и острое проявление общенациональный кризис обнаруживает в кризисе российской семьи. Консолидирующая сила Церкви в обществе в данной плоскости человеческих взаимоотношений находит предельно яркое звучание. Догматическим основанием цельности семьи и запрещения разводов являются общеизвестные евангельские слова «Что Господь сочетал, того человек да не разлучает», а также церковные установления, определяющие возможности расторжения брачного союза. Следовательно, укрепление позиций Церкви в обществе должно способствовать и укреплению того, что называется «малой церковью» — семьи. Кроме этого, Церковь поддерживает и укрепляет не только отношения супругов в семье, но и отношения поколений, что покоится еще на ветхозаветной заповеди «Почитай отца и мать своих, дабы продлились дни твои на земле». Укрепление связи поколений является принципиально важной задачей современного российского общества.

Ведущая роль православия в возрождении духовного облика нации несомненна. Только Церковь может противостоять окончательному обмирщению и опошлению русского духа, маргинализации общественной жизни. «Из глубины нашего Православия,  писал И.А. Ильин,  родился у нас этот верный опыт, эта уверенность, что священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становится унижением и пошлостью; а Пушкин и Гоголь подарили нам это клеймящее и решающее слово, которого, кажется, совсем не ведают другие языки и народы…»1 Об этом же говорил и Н.А.Бердяев: «Люди, не свободные духовно, оторванные от «исторического», восстают против исторического процесса, как против насилия. Люди, отворачивающиеся от своей истории, от своей культуры, от своих традиций, отворачиваются от самих себя. Они основывают свой выбор на рациональном, а не на некоей внутренней таинственной связи человека с историей его Отечества. Свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной жизни, как свою собственную судьбу».2

Русская Православная Церковь всегда способствовала осознанию Россией ее особого местоположения в мире между Западом и Востоком: достаточно вспомнить концепцию Филофея «Москва — третий Рим». По заключению В.С.Соловьева, России, как православной державе, было отведено среднее место в мире между христианским Западом и нехристианским Востоком. В этой связи осознание места православия в историко-культурной жизни нашего Отечества неизбежно будет способствовать формированию государственно - патриотической идеологии и осмыслению миссии России в современном мире.


Ребёнок в современном мире. Материалы IX Международной конференции. – СПб., 2002.

1 Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1998. С. 132.

2 Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 30.


Скачать 85.83 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты