Домой

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов




Скачать 254.56 Kb.
НазваниеПрограмма философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов
Дата02.02.2013
Размер254.56 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Раздел 1. общие проблемы истории и философии науки
Раздел 2. философия социально-гуманитарных наук
Раздел 3. история философии
Подобные работы:




Общие положения

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовки к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

Настоящая программа включает 3 раздела: общие проблемы истории и философии науки, философия социально-гуманитарных наук; историю областей наук.

Программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей, относящихся к социально-гуманитарному блоку наук. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Программа составлена кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук, основана на программе, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.

В третьем разделе показано содержание данной философской дисциплины, представляющей философию в ее историческом развитии. В Программе нашли отражение основные историко-философские эпохи и регионы, выдающиеся философы и их произведения. Программа составлена кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук на основе программы, разработанной в Институте философии РАН, отделом истории философии.


Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)


^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

Введение. Значение истории и философии науки в научно-исследовательской деятельности соискателей и аспирантов.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение,


Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования


Тема 4. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура эмпирического знания (эксперимент и наблюдение, эмпирический факт. Проблема теоретической и эмпирической составляющей факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развертывание теории как процесс решения задач. Основания науки: идеалы и нормы в их социокультурной размерности. Особенности философских оснований науки.


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Механизмы порождения научного знания. Воздействие эмпирических фактом на основание науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания, философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX века. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление парадигмы целостности. Применение идеи коэволюции. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Широкое применение философии и ее методов в естественных науках. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента. Широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление дуализма объекта и субъекта. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.


Тема 8. Наука как социальный институт

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.


^ РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Тема 1. Общетеоретические подходы в социально-гуманитарных науках.

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Социально-гуманитарные знания как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.


Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.


Тема 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Аксиология - учение о ценностях. Ценности в качестве смысловых универсалий. Функции и роль ценностей в культуре и науке. Истина и ценности Ценностный подход в науке, его конструктивная и деструктивная роль. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук. Самодостаточная ценность истины в фундаментальных исследованиях и ее инструментальный характер - в прикладных. Факторы, стимулирующие и тормозящие поиск истины в гуманитарных науках. Проблема социальной ответственности ученого за последствия применений его открытий на практике.


Тема 4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

Философия жизни Ницше и Шопенгауэра. Воля к власти и воля к познанию. Философия жизни и жизненный мир человека у Дильтея. Философия жизни О. Шпенглера Модель общества Ю. Хабермаса. Нижний уровень — социокультурный «жизненный мир человека». Жизненный мир человека как господство коммуникативного типа поведения, нацеленного на достижение интерсубъективного понимания. Символические средств обмена: взаимопонимание и солидарность. Жизненный мир как возможность для творческой самореализации личности.


Тема 5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время и пространство в гуманитарном контексте. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Социально-философское осмысление времени и пространства.


Тема 6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

Понятие коммуникативности. Общение ученых как условие создание нового социально-гуманитарного знания. Социокультурная природа научного знания. Научные конвенции. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Понятие индоктринации.


Тема 7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.


Тема 8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Особенности интерпретации в социально-гуманитарном знании.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.


Тема 9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.


Тема 10. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

Классификация наук. Специфика общественных наук и наук о человеке. Понятия «гуманитарный» и «гуманистический». Цивилизационный подход Вебера к истории. Культурно-исторический анализ общества. Единство и различие социального, культурного и антропологического. Специфика методов социально-гуманитарных наук Отличие исторических и естественных наук по Виндельбанду и Риккерту. Ослабление критерия научности применительно к историческим наукам. Опасность исторического релятивизма. Программа создания науки культурологии Л.Уайта.


Тема 11. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания. Междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Понятие социальной трансформации.


^ РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Тема: Введение в историю философии

Двойной смысл термина “история философии” — историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества.

Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе. Философия Запада и Востока, их специфика и взаимодействие.

Философия в России: специфика традиций, форм связи с культурой, особенности периодизации.

Тема 1 Античная философия

Античная философия как исторически первая форма европейской мысли, ее рождение на фундаменте цивилизации и культуры. Периодизация античной философии и источники ее изучения.

Ранняя греческая философия. Философия и философы в системе древнегреческой культуры. Философия и мифология. Первые греческие мудрецы. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. “Милетская школа”: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский и новый образ философской мудрости. Пифагор и пифагорейцы. “Элейская школа”: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Эмпедокл. Левкипп и Демокрит, учение об атомах и пустоте.

Философия в Афинах V в. до н. э.: Анаксагор из Клазомен. Ум (нус) как причина оформления мира и всех вещей. Софисты и софистика. Сократ, его жизнь и мученическая смерть, устное учение.

Платон: жизнь и сочинения. Переосмысление Платоном предшествующей философской традиции и создание самостоятельного философского учения. Умопостигаемый мир вечных “идей” как мир подлинного Бытия. Иерархия идей. Идея Блага. Мир изменчивых вещей. Учение Платона о душе и ее бессмертии. Знание как «припоминание» идей. Структура души. Учение Платона об обществе, государстве, законах. Этическая концепция.

Аристотель: жизнь и сочинения. Учение о познании, логика. Учение о категориях. Наука о природе у Аристотеля. Первая философия Аристотеля (“Метафизика”). Противостояние и связь формы и материи. Понятие “энтелехии”. Этическое и социально-философское учение Аристотеля.

Философия поздней античности.

1. Стоицизм Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Панеций, Посидоний) и внесение изменений в доктрину стоиков. Римский стоицизм. Сенека и развитие этики стоицизма. 2. Эпикуреизм. Физика и этика в чтении Эпикура. 3. Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад). Этика скептицизма. 4. Неоплатонизм. Плотин и его школа. Учение о душе (психология), уме (ноология) и едином (генология) Плотина. Развитие неоплатонической системы в Афинской и Александрийской школах неоплатонизма. Комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля.


Тема 2 Средневековая философия

I. Социально-исторический контекст формирования средневековой философии.

Патристическая философия. Схоластическая философия: Раннее средневековье. 1. Иоанн Скот (Эриугена). Схоластика ХП века. 2. Зрелая схоластика. Сочинения Фомы Аквинского. 3. Августинизм и его роль в развитии схоластики. Поздняя схоластика.


Тема 3 Философия Древнего и Средневекового Востока

Китайская философия: Конфуцианство. Даосизм. Буддизм. Многовековое влияние конфуцианства. Неоконфуцианство XI в.

Древняя и средневековая индийская философия.

Предфилософские элементы памятников дофилософского периода – гимны Ригведы, диалоги Упанишад. . Основные школы-направления индийской мысли (Санкхья. Йога. Вайшешика. Веданта. Джайнизм. Буддизм).

Арабо-мусульманская философия. Основные проблемы и понятия арабо-мусульманской мысли. “Калам”: философские аспекты. Исмаилизм, арабский аристотелизм – фальсафа. Ишракизм (философия озарения), суфизм. Выдающиеся мыслители арабо-мусульманской философии: Ибн Сина (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Ибн Араби.


Тема 4. Философия Эпохи Возрождения

Специфические особенности философии эпохи Возрождения, ее интегральное единство с культурой, искусством, наукой этой эпохи. Микель Анжело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Гуманизм Данте. Научные трактаты и философские идеи Николая Кузанского. Натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Н. Коперник). Социально-философские идеи и концепции эпохи Возрождения. Н. Макиавелли. Христианские гуманисты. Эразм Роттердамский. Томас Мор. “Опыты” М. Монтеня как форма возрожденческого скептицизма.


Тема 5. Русская культура и философия Х-ХVII вв.

Допетровский этап в развитии отечественной мысли. Отношение к античной философии. Образ Софии Премудрости Божией.

Философия Киевской Руси.

Русская культура и философия в XVII в.


Тема 6. Философия Нового Времени

Философия природы и науки Нового времени. Математика, физика и метафизика в картезианстве. Механицизм и его философское обоснование.

Учение о человеке в философии Нового времени. Природное в человеке и человеческая “природа” (сущность).

Исследование проблем познания и метода. Рационализм и его борьба с эмпиризмом.


Тема 7. Русская философия

Философия XVIII-XIX вв. Философия в России в эпоху Просвещения. М.В. Ломоносов – ученый, философ, литератор. Единство научных и философских идей.

А.Н. Радищев. Освоение идей французских и немецких просветителей. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Славянофильство и западничество: И.В. Киреевский и критика отвлеченного знания; А.С. Хомяков и критика материализма;), путешествия на Запад и знакомство с Шеллингом; «Философические письма» П.Я. Чаадаева. В.С. Соловьев — выдающийся философ России. Жизненный путь и сочинения. «Критика отвлеченных начал» и обоснование «цельного знания» . Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева. «Оправдание добра» как главное сочинение и основная проблема философии позднего Соловьева. Влияние В.Соловьева на русскую философию и культуру.

Выдающиеся философы России XX века. Павел Новгородцев: Основные сочинения. Новгородцев – создатель русской школы философии права. Критика марксизма. Проблема демократии и правового государства. Критика издержек демократии. Сознание народа и демократия.

Николай Бердяев: Жизнь и сочинения Бердяева. Критика Бердяевым западной философии за гносеологизм, за противопоставление бытия и мышления, веры и знания. Философия как антроподицея, как «оправдание человека». Поздние произведения Бердяева: этика творчества и экзистенциальная диалектика.

Иван Ильин: Жизнь, сочинения и основные идеи. Исследование и интерпретация философии Гегеля (двухтомное исследование И. Ильина).. И. Ильин о России и российской культуре. «Путь духовного обновления».

Лев Шестов. Жизнь и сочинения Л. Шестова. Специфика философского творчества Л. Шестова. Борьба против культа разума. Новый тип философствования о человеке. «Философия трагедии» Л. Шестова. Л. Шестов о Шекспире и Достоевском. В контексте экзистенциального философствования: Шестов о Кьеркегоре.

Павел Флоренский: Жизнь и сочинения П. Флоренского. Вклад в развитие естествознания и философии. Трагедия жизни и творчества Флоренского после Октября 1917 года. Мученическая смерть в 1937 году. Философская проблематика в книге «Столп и утверждение истины». Учение о Софии.

Семен Франк: Жизнь и сочинения. Основные принципы и идеи философии С. Франка: действительность, реальность, идеальное бытие, бытие и жизнь, «живое знание». Трилогия Франка: «Предмет знания» (1915); «Душа человека» (1917); «Духовные основы общества» (1930). Николай Лосский: Жизнь и сочинения. Философия интуитивизма Н. Лосского. Критика традиционных философских учений. Новая онтология и учение о свободе. Единое философское учение Лосского: гносеология интуитивизма; идеал-реализм как учение об идеальном бытии; обоснование принципа персонализма.


Тема 8. Западная философия XIXXX вв.

Позитивистская философия:

«Первый позитивизм» (Сен-Симон; Конт; Милль; Спенсер). «Второй позитивизм» – эмпириокритицизм. Концепции Р.Авенариуса и Э.Маха.

Неокантианство:

Марбургская школа неокантианства. Г.Коген: анализ трех кантовских «Критик». Этический софиализм Когена. П.Наторп, основные идеи. Фрайбургская (Баденская) школа неокантианства. В.Виндельбанд и Г.Риккерт — основные философские идеи.

III. Неогегельянство.

Гегельянство в Англии и США (Дж. Д. Стерлинг; Ф. Брэдли; Дж. Ройс). 2. Неогегельянство в Германии. Обогащение корпуса сочинений Гегеля, их новые издания Г.Глокнером и Г.Лассоном. Р. Кронер как исследователь философии Канта и Гегеля. 3. Неогегельянство в Италии. Б. Кроче и Дж. Джентиле.

Прагматизм.Ч.С.Пирс: «принцип Пирса» и «методы закрепления веры». 2. У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и попытки обоснования религиозной веры. 3. Дж.Дьюи: бихевиористское толкование познания; прагматизм как инструментализм.

Философия жизни.Отличительные особенности «философии жизни». А.Шопенгауэр как предтеча «философии жизни». Учение Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. Ф.Ницше: жизнь и сочинения; учение о переоценке ценностей, понятие ressentiment (озлобленность, зависть); тезис о «смерти Бога»; учение о «вечном возвращении», принцип «воли к власти». А.Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». Интеллект. Инстинкт. Интуиция. В.Дильтей как основатель философской герменевтики.. Философия жизни О.Шпенглера. Идея кризиса европейской жизни и европейского духа.

Феноменология. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления. Основные проблемы, понятия и принципы феноменологии Гуссерля. Влияние феноменологии Гуссерля на развитие философии XX века.

Психоанализ и его философское содержание.З.Фрейд и рождение психоанализа. Концепция бессознательного психического. Сознание – предсознательное – бессознательное. «Оно» – «Я» – «сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики. Неофрейдизм: К.Г. Юнг и учение о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма и К. Хорни.

Неотомизм. Э. Жильсон и обновление учения Фомы Аквинского. Ж.Маритен и неотомистское учение о бытии, о моральном и поэтическом опыте. Неотомистские философские концепции мира, человека, Бога, их развитие во 2-й пол XX в.

Экзистенциализм. Провозвестники экзистенциализма: Л.Шестов, Н.Бердяев, М. Де Унамуно. Влияние творчества Ф.М. Достоевского. Немецкий экзистенциализм: основные понятия философии К. Ясперса; Мартин Хайдеггер и его «Бытие и время» (1927). Работы 20-30-х гг. «Грехопадение» 1933 г. Поздние работы Хайдеггера. Основные проблемы и понятия философии Хайдеггера. Французский экзистенциализм: Жан-Поль Сартр и его сочинения «Бытие и ничто» (1943), «Критика диалектического разума» (1960; 1985). Художественные и литературно-критические сочинения Сартра. Альбер Камю о проблеме существования и его абсурдности. «Миф о Сизифе» (1942). Тема «Бунтующего человека» (1951). Философское и литературное творчество Габриеля Марселя.

Неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма.

«Венский кружок» (М. Шлик, Р. Карнап), борьба против «метафизики» и философских «псевдопроблем». Аналитическая философия. Дж. Э. Мур и поворот к реализму. Б. Рассел как философ, логик, общественный деятель. Л.Витгенштейн: 1) понятия и проблемы «Логико-философского трактата»); «Философские исследования» и новое учение о сущности языка.. Философия как логика науки у Р. Карнапа, Г. Райла, Дж. Остина. Основные черты и понятия неопозитивизма К. Поппера и его «критический рационализм». Принцип фальсификации.

Философские дискуссии последних десятилетий. Современная “критика” разума и поиски новой модели рациональности. М. Фуко и критика “логоцентризма”. “Деконструктивизм” Ж. Деррида. «Этика ответственности» Х. Йонаса. Философия коммуникативного разума и «этика дискурса» (К.-О. Аппель, Ю. Хабермас). . «Теория справедливости» Дж. Роулса.


Литература к первому разделу:


Основная литература


  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитиенаучных теорий. М., 1985.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  9. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  11. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  12. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  14. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М, 1998.

  15. Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  16. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  17. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  18. Проблема знания в истории науки и культуры / под ред. Молодцовой Е.Н. СПб., 2001

  19. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  20. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  21. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  22. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  23. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

  24. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  25. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002


Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  6. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  8. Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М„ 1995.

  10. Наука в культуре. М, 1998.

  11. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  12. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  13. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  14. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  15. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  16. Степин B.C., Горохов ВТ., Розов МЛ. Философия науки и техники. М, 1991.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  19. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  20. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  21. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  22. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  23. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  24. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  26. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  27. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  28. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Литература ко второму разделу


Основная:

  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарноеявление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  8. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  9. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  11. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  12. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  14. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  15. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  17. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  18. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002

Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  5. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  6. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  7. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  9. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  10. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  11. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  12. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  14. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  15. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  16. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  18. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  19. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Литература к третьему разделу


Основная:

  1. . Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (главы из книги) // Вопросы философии, 1992, 7. .

  2. Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья): В 2-х тт. М., 2001-2002.

  3. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998;

  4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994;

  5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-ХVIII в.в.). М., 1987.

  6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

  7. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990.

  8. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб., 1995

  9. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. I-IV. М., 1995-1998.

  10. Мотрошилова Н.В. Статья “История философии” / Новая Философская Энциклопедия, т. II, с. 180-183;

  11. Новая философская энциклопедия в 4 тт. М., 2000-2001.

  12. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995;

  13. Соловьев В.С. Сочинения. М., 1989. Т. 1-2.

  14. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; М., 2000;

  15. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1972. .

  16. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990;

  17. Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

  18. Фрагменты ранних греческих философов. ч. 1. М., 1989

  19. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1993-1998.

  20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Дополнительная

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2000;

  2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

  3. Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н.О. Лосского / Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995

  4. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв. М., 1999.

  5. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси. Киев, 1988;

  6. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. Л., 1991

  7. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

  8. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993

  9. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

  10. Мотрошилова Н.В. Вл. Соловьев и поиск новых парадигм в западной философии последней четверти XIX в. // История философии. Учебное пособие. М., 2001. С. 44-136.

  11. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990. М., 2000;

  12. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. М., 2000;

  13. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв;

  14. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977 Французское Просвещение и революция. М., 1989.

  15. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001.

  16. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995.

  17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

  18. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.

  19. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. // Сочинения. М., 1989.



Интернет ресурсы:

http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnoe_pos/

http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900773&at=exc&n=0

http://rudocs.exdat.com/docs/index-90765.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-74552.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-27755.html

http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181468872-istoriya-i-filosofiya-nauki.html


Вопросы кандидатского экзамена


Вопросы к первому разделу:

  1. Проблема возникновения науки, интернализм и экстернализм.

  2. Становление основных научно-исследовательских программ в античности.

  3. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

  4. Западная и восточная средневековая наука.

  5. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  6. Становление социальных и гуманитарных наук.

  7. Особенности научно-технической революции

  8. Синергетическое мировидение.

  9. Структура эмпирического знания

  10. Структура теоретического знания.

  11. Механизмы порождения научного знания.

  12. Проблемные ситуации в науке.

  13. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  14. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

  15. Предмет и задачи современной истории и философии науки.

  16. Основные эволюционные подходы к анализу науки.

  17. Основные типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  18. Особенности научного познания. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  19. Значение философского анализа развития науки в определении смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

  20. Глобальные революции и типы научной рациональности.


Вопросы ко второму разделу:


  1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  2. Детерминированность социально-гуманитарных наук социокультурным контекстом.

  3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки и проблемы.

  4. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  5. Функции и роль ценностей в культуре и науке

  6. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук.

  7. Этика современной науки (научный этoc).

  8. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

  9. Объяснение и понимание в гуманитарных науках.

  10. Наука и гуманитаризация современного образования.

  11. Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия.

  12. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

  13. Социокультурная природа научного знания.

  14. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  15. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

  16. Социальная трансформация и ее значение для развития социально-философского знания.

  17. Истинность и рациональность в социально-гуманитарных науках.

  18. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

  19. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  20. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.


Темы рефератов (к третьему разделу):

  1. Периодизация истории философии в связи с крупными историческими периодами в жизни общества. Античная философия

  2. Средневековая философия Сочинения Фомы Аквинского.

  3. Философия Древнего и Средневекового Востока

  4. Специфические особенности философии эпохи Возрождения Христианские гуманисты . Русская культура и философия Х-ХVII вв

  5. Философия Нового Времени Рационализм и его борьба с эмпиризмом. .

  6. Русская философия Славянофильство и западничество:

  7. Всеединство — центральная категория и главный принцип философского учения Соловьева.

  8. Иван Ильин: Жизнь, сочинения и основные идеи

  9. Позитивистская философия Неокантианство Неогегельянство. Философия жизни.

  10. Прагматизм. Феноменология.

  11. Э. Гуссерль как основатель феноменологического направления

  12. Провозвестники экзистенциализма: Л.Шестов, Н.Бердяев, М. Де Унамуно.

  13. Принцип фальсификации.

  14. Философские дискуссии последних десятилетий.



Скачать 254.56 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты