Домой

Им. М. А. Шолохова




Скачать 247.18 Kb.
НазваниеИм. М. А. Шолохова
Дата01.02.2013
Размер247.18 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Цели и задачи ООП
Сроки освоения ООП ВПО по данной специальности (направлению)
Трудоемкость ООП ВПО.
Требования к абитуриенту.
Квалификационная характеристика выпускника
Характеристика профессиональной деятельности выпускника МГГУ им.М.А.Шолохова по специальности (направлению)
Ресурсное обеспечение ООП
8. Требования к содержанию и организации практики
Требования к итоговой государственной аттестации
Требования к выпускной квалификационной работе.
Всего часов
Федеральный компонент
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом
Наименование дисциплин и их основные
Дисциплины направления
Современные проблемы экологии и природопользования
Глобальная экология и энергетика
Ландшафтно-геоэкологические системы
Экологический риск и катастрофа
Ритмика природных процессов
...
Полное содержание
Подобные работы:




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный универсиТет

им. М.А. Шолохова»








Утверждаю

Ректор
_____________________

«___» _______________ 20…г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ООП


по специальности/направлению _511100.68_ _Экология и природопользование__

(код) (наименование направления)

квалификация (степень) __Магистр Экологии и природопользования (511101-геоэкология)


СОГЛАСОВАНО:
Проректор по УР
______________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата


Декан факультета ________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата


Заведующий кафедрой _________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Москва

20__ г.



  1. ^ Цели и задачи ООП

Конечным результатом освоения ООП является подготовка выпускника по направлению 511100.68 «Экология и природопользование» (аннотированной магистерской программе 511101-геоэкология) к продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.


В рамках освоения ООП 511100.68 «Экология и природопользование» нужно реализовать следующие задачи:

  1. вооружить выпускника знаниями в профессиональной области

  2. познакомить с современными информационными технологиями

  3. подготовить к применению инноваций в профессиональной деятельности

  4. научить осуществлять процесс обучения экологии и природопользования в соответствии с образовательной программой.




  1. ^ Сроки освоения ООП ВПО по данной специальности (направлению)


Нормативный срок освоения основной образовательной программы магистра по направлению 511100 – Экология и природопользование при очной форме обучения – 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по направлению 511100 – Экология и природопользование (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).


  1. ^ Трудоемкость ООП ВПО.

Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения в виду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра – 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6-10 недель, в том числе, не менее 2 недель в зимний период.


  1. ^ Требования к абитуриенту.

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 511100 – Экология и природопользование, 510900 – Гидрометеорология, 511100 – Экология и природопользование, 511400 – География и картография, а также специалиста по специальностям 013100 – Экология, 013400 – Природопользование, 013600 – Геоэкология, 012500 – География , 012600 – Метеорология, 012700 – Гидрология, 012800 – Океанология зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 511100 – Экология и природопользование.

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению, но не имеющие высшего профессионального образования по направлениям подготовки, указанным выше, допускаются к конкурсу для сдачи экзаменов в объеме подготовки бакалавра по данному направлению. Для выполнения данного требования Научно-методический совет по экологии УМО университетов разрабатывает программу вступительного экзамена.


  1. ^ Квалификационная характеристика выпускника


Магистр по направлению 511100  Экология и природопользование должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследователь-ской и проектно-производственной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

Магистр экологии и природопользования может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. (М., 1999, № 22446), экономиста (№ 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (№ 20603), научного редактора (№ 26039), инженера-исследователя (№ 22488) и др.

При условии освоения соответствующей образовательно-профес-сиональной программы педагогического профиля магистр экологии и природопользования может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя – № 25814, №25813, №25812).


  1. ^ Характеристика профессиональной деятельности выпускника МГГУ им.М.А.Шолохова по специальности (направлению)


- область профессиональной деятельности выпускника

– органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;

– организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;

– проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.

– общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.


- объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности магистра могут быть: геосферы Земли; природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; методы геоэкологического мониторинга, управление в системе охраны природы и природопользования, контроль и прогноз загрязнений природной среды, менеджмент и маркетинг в экологии.


- виды профессиональной деятельности выпускника


- научно-исследовательская;

- проектно-производственная;

- контрольно-экспертная;

-педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).


- задачи профессиональной деятельности выпускника


Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для эколога являются:

в области научно-исследовательской деятельности:

– проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;

– организация геоэкологического мониторинга;

– анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

– выявление и диагностика проблем охраны природы;

в области проектно-производственной деятельности:

– проектирование типовых природоохранных мероприятий;

– обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;

– разработка и использование социальных, экономических и правовых механизмов формирования и реализации государственной экологической политики;

– проведение экологической экспертизы;

– разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

в области контрольно-ревизионной деятельности:

– осуществление контроля и ревизионной деятельности в органах экологической прокуратуры и полиции;

– проведение и организация геоэкологического мониторинга;

в области педагогической деятельности:

– учебно-вспомогательная работа в вузах;

– учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных школах.



  1. ^ Ресурсное обеспечение ООП


- Кадровое обеспечение ООП

Реализация основной образовательной программы магистра экологии и природопользования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины; из них 2/3 должны иметь степень доктора или кандидата наук, иметь опыт практической работы, знать основы компьютерных технологий, систематически заниматься научно-исследовательской и научно-методической деятельностью, иметь монографии, учебники, учебные пособия или публикации в рецензируемых журналах. Обучение должно проводиться на кафедрах, возглавляемых доктором наук или профессором.


- Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП


Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий;

Вуз предоставляет обучающемуся в магистратуре возможность пользоваться научными журналами, издающимися в России; в том числе: Известия Российской Академии наук, серия географическая и биологическая; Известия Русского географического общества; Вестник Московского университета. Серии география, геология, биология; География и природные ресурсы; Вестник Санкт-Петербургского университета. Серии геология и география.

Ввуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методичес-кой литературой в размере 0,5 экземпляра на одного обучающегося: новейшей учебно-методической и монографической литературой по теории и методологии науки, основным направлениям развития географической науки, геоинформационных технологий, а также широким перечнем географических и смежных с географией (биологических, геологических, экологических, экономических и др.) журналов, периодических изданий, в том числе зарубежных;

Вуз обеспечивает возможность доступа обучающихся к: наборам общегеографических карт, включая карты топографические; комплектам тематических карт по основным направлениям географической науки и др. наук о Земле; комплексным научно-справочным, учебным и популярным атласам России, ее регионов и мира; материалам аэрокосмического зондирования (снимки, фотокарты и др.); программному обеспечению для геоинформационного картографирования и обработки изображений (стан-дартные программные пакеты); к фондам научных библиотек.


- Материально-технические условия для реализации образовательного процесса в соответствии с ООП

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста, должно быть обеспечено для проведения учебного процесса современной инструментальной и приборной базой, компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением, включая:

– материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной, дисциплинарной, междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующим действующим санитарно-техническим нормам;

– Интернет-серверы;

– множительную технику:

– стационарные и полевые геохимические лаборатории;

– лабораторную базу,

– компьютерные классы, оснащенные соответствующей техникой (компьютеры, цифрователи, сканеры, печатающие устройства и др.), обеспечивающие геоинформационное картографирование.


^ 8. Требования к содержанию и организации практики

Практики должны проводиться в научных, проектных, научно-производственных, производственных учреждениях и в высших учебных заведениях, в составе которых работают профессиональные географы. Материально-техническое обеспечение должно соответствовать современному уровню.

Практики магистров должны соответствовать основным направлениям научных исследований. Они могут включать:

– преподавательскую деятельность в высших, средних и средних специальных учебных заведениях географического, экономического, реги-онального (любого уровня), экологического профиля и смежных с ними;

– научно-исследовательскую работу в экспедициях, полевых стационарах академических институтов, высших учебных заведений;

– научно-производственную работу в организациях и учреждениях, занятых комплексной оценкой территории, разработки территориальных планов развития регионов и принятием решений по развитию и размещению производительных сил, решением проблем политического, экономического и социального плана и др.;

– работу в административно-управленческих и хозяйственных структурах всех уровней;

– научно-исследовательскую и производственную деятельность в учреждениях широкого экономического и экологического профиля;

– работу в международных организациях экономического и экологического профиля.

Научно-методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения педагогической деятельности.


  1. ^ Требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация магистра экологии и природопользования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра экологии и природопользования к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по географическим специальностям в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта.

По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным специальностям 25.00.36 – Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 – Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 – Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 – Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным специальностям.

Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по перечисленным научным специальностям.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


- ^ Требования к выпускной квалификационной работе.

Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, Государственного образовательного стандарта по направлению 511100 – Экология и природопользование и методических рекомендаций Научно-методичес-кого совета по экологии УМО университетов. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не менее двадцати недель.


- Требования к итоговому государственному экзамену.


Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 511100.68 – Экология и природопользование определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных Научно-методическим советом по экологии УМО университетов, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и Государственного образовательного стандарта по направлению 511100 – Экология и природопользование.

Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для научных специальностей 25.00.36 – Геоэкология, а также по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 – Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафта, 25.00.24 – Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 – Геоморфология и эволюционная география, и другим смежным специальностям.


Структура программы


цикл

Наименование дисциплины

^ Всего часов

ДНМ

Дисциплины направления

1134

ДНМ.Ф.

^ Федеральный компонент

700

ДНМ.Ф.01

Современные проблемы науки и производства в области экологии и природопользования

400

ДНМ.Ф.02

История и методология экологии и природопользования

200

ДНМ.Ф.03

Компьютерные технологии в экологии и природопользовании

100

ДНМ.В.

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые Вузом

434

ДНМ.В.01

Глобальная экология и энергетика/ Ландшафтно-геоэкологические системы

72

ДНМ.В.02

Экологический риск и катастрофа/ Ритмика природных процессов

72

ДНМ.Р.01

Иностранный язык

100

ДНМ.Р.02

Философия

100

ДНМ.Р.03

Теоретические и прикладные аспекты экологии

90

СДМ

Специальные дисциплины

900

СДМ.01

Охрана окружающей среды и заповедное дело

150

СДМ.02

Антропогенное воздействие на литосферу, гидросферу и атмосферу

150

СДМ.03

Методы геоэкологического мониторинга

200

СДМ.04

Геоэкология городов

100

СДМ.В.00

^ Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом

300

СДМ.В.01

Антропогенное загрязнение почв, растений и вод/ Геохимия ландшафтов

150

СДМ.02

Воздействие малых доз излучений и синергетические эффекты/ Устойчивое развитие экосистем

150

НИРМ.00

Работа магистра

2034

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа

90

НИРМ.02

Подготовка магистерской диссертации

1080

НИРМ.03

Научно-исследовательская практика

864

ИГАМ

Итоговая государственная аттестация

108





Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы магистра по направлению 511100 – Экология и природопользование (профиль 511101-геоэкология)
Индекс

^ Наименование дисциплин и их основные

разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 511100 – Экология и природопользование.


Итого часов подготовки бакалавра



ДНМ.00
^

Дисциплины направления


1 134




Федеральный компонент

700

ДНМ. 01

^

Современные проблемы экологии и природопользования


Несущая способность биосферы; основные законы общей экологии; сохранение биоразнообразия; рост численности человечества; обеспеченность развития человечества ресурсами; стратегии ресурсопотребления, в том числе энергопотребления; возможные пути решения продовольственной проблемы; основные причины и пути загрязнения окружающей среды; способы предотвращения негативных эффектов антропогенного воздействия на природу и здоровье людей: технологические, экономические, законодательные, управленческие, образовательные, информационные.

400

ДНМ.02

История и методология экологии и природопользования

История становления экологии как науки. Тенденции интеграции и дифференциации знания в развитии научных направлений современной экологии. Концепция ноосферы В.И.Вернадского. Концепция устойчивого развития. Методологические проблемы природопользования. Классификация видов природопользования. Глобальные экологические проблемы как проблемы природопользования. Проектирование экологического природопользования.

200

ДНМ.03

Компьютерные технологии в экологии и природопользовании

Сетевые технологии сбора и распространения экологической информации, усвоение данных в прогностических моделях, пакеты обработки и графического представления, работа с геоинформационными системами и специализированными базами данных, создание обучающих программ.

100

ДНМ.В.

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые Вузом

434

ДНМ.В.01

^ Глобальная экология и энергетика

Энергия как движущая сила промышленного развития. Энергетические основы глобальных экологических проблем современности. Сжигание углеводородови истощение природных ресурсов. Энергоэкология как новое интегративное направление экологическое науки. Экологическая политика Российской Федерации с сфере энергетики. Энергопотребление и энергоэкологическая безопасность. Экономика и энергетика. Проблемы перехода к «низкоуглеродной» экономике.


^ Ландшафтно-геоэкологические системы

Территориальное планирование, ландшафтная экология, рациональное природопользование, охрана природы как методологическая основа ландшафтно-экологического планирования. Концептуально-методологические основы комплексного ландшафтно-экологического анализа и функционального зонирования пространства для оптимизации хозяйственной деятельности. Ландшафтное проектирование разных уровней и экологическая паспортизация территорий. Критерии и методы оценки природных и природно-антропогенных комплексов. Представление об экологическом каркасе территорий и культурных ландшафтах. Картографические методы и ГИС-технологии в ландшафтно-экологическом планировании. Ландшафтно-экологическое планирование и проектирование в процедурах и регламентах государственных и общественных экологических экспертиз. Ланд-шафтно-экологическое планирование в региональной политике, управлении природопользованием и устойчивом развитии.

72

ДНМ.В.02

^ Экологический риск и катастрофа

Основы теории экологического риска. Особенности экологического риска. Критерии оценки экологического риска. Экономические кризисы и экологические риски. Экологические катастрофы на территории России и в мире. Катастрофы и кризисные явления в современном обществе. Социальные и техногенные катастрофы. Подходы к управлению экологическим риском и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.



^ Ритмика природных процессов

Общие понятия о ритмах в природе. Направленность развития природных и экологических процессов. Классификация ритмов. Универсальный характер космических ритмов. Солнечная активность и её цикличность. Законы Швабе-Вольфа и Шперера. Прогностическая значимость 11-летнего и 22-летнего ритмов солнечной активности в различных процессах. 1850-летний ритм А.В.Шнитникова. Проявление 1850-летнего ритма в различных геосферах Земли. Теория Миланковича и 40700-летний ритм ледниковых и межледниковых эпох. Соотношение тепла и влаги в ритмических процессах (правило Иверсена-Гричук). Ритмическая модель голоцена Е.В.Максимова. Ритмично-пульсационный режим Земли и плейстоцен. Ритмическая сущность плейстоцена. Вековой и внутривековой ритмы. Проявление в экологических процессах. Геологические ритмы и великие ледниковые периоды. Ритмы в космосе. Перспективы развития учения о ритмах. Возможности глобального экологического прогнозирования.

72

ДНМ.Р.01

^ Иностранный язык

100

ДНМ.Р.02

Философия

100

ДНМ.Р.03

^ Теоретические и прикладные аспекты экологии

Экология как комплексное научное направление. Теории, учения и концепции современной экологии. Фундаментальные экологические исследования. Прикладная экология: промышленная (инженерная), технологическая, сельскохозяйственная, химическая, медицинская, промысловая, геохимическая, рекреационная, сторительная экология. Радиоэкология. Создание искусственных экосистем.

90

СДМ

Специальные дисциплины

900

СДМ.01

^ Охрана окружающей среды и заповедное дело

Охрана природы и окружающей человека среды, рациональное использование природных ресурсов, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; функционирование экосистем, влияние роста народонаселения и усиления воздействия человека на естественный растительный покров и животный мир, почвы, воздух, водоемы; загрязнение окружающей среды экотоксикантами; риск и экономические последствия загрязнения; оценка ресурсов биоты; переработка отходов промышленного и сельскохозяйственного производства: использование энергетических ресурсов, отторжение земель под дорожное, городское, промышленное строительство; борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, с биологическим загрязнением водоемов, почв и продуктов питания; особо охраняемые природные территории, охраняемые объекты природы, заповедное дело; составление и ведение красных книг; охрана геологической среды обитания; разработка правовой базы охраны природы; международные соглашения в области охраны природы; всемирная стратегия охраны природы; международный союз охраны природы; программы ООН и ЮНЕП по окружающей среде; концепции устойчивого развития, охраны ландшафтов и биологического разнообразия

150

СДМ.02

^ Антропогенное воздействие на литосферу, гидросферу и атмосферу

Источники и факторы антропогенного воздействия. Их классификации. Антропогенные воздействия на атмосферу. Загрязнение атмосферного воздуха: источники, экологические последствия. Экологические последствия загрязнения гидросферы; истощение подземных и поверхностных вод. Антропогенные воздействия на почвы, недра, горные породы и их массивы. Нормирование качества окружающей среды и защита атмосферы, литосферы, гидросферы.

150

СДМ.03

^ Методы геоэкологического мониторинга

Оценка состояния окружающей среды и прогноз ее изменений. Методы натурного наблюдения и лабораторные методы. Методика экономико-географических исследований производственных объектов. Методика маршрутных наблюдений. Критерии и показатели состояния окружающей среды в целом и её отдельныхкомпонентов. Интегральные показатели и их применение. Методы оценки и возможности их применения. Геоинформационные системы и базы данных; компьютерный анализ информации; геоэкологическое картографирование; международные междисциплинарные научные программы; перспективы глобального мониторинга

200

СДМ.04

^ Геоэкология городов

Природно-экологические факторы и предпосылки расселения, их проявление в историческом контексте; город как экосистема; экологические проблемы городов и пути их решения; планировочная структура региона и города, функциональное зонирование территорий; факторы экологического риска для населения, его предупреждение и компенсация; рекреация; территориальное проектирование, основные виды и стадии проектирования, районная планировка, ландшафтное планирование, генеральные планы городов. Междисциплинарный подход как основа геоэкологических исследований городов.

100

СДМ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ВУЗом

300

СДМ.В.01

Антропогенное загрязнение почв, растений и вод

Источники и факторы антропогенного загрязнения почв, растений, вод Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод. Антропогенные воздействия на почвы и их экологические последствия. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Особые виды воздействия: загрязнение среды отходами производства и потребления; шумовое воздействие; биологическое загрязнение вод и почв; воздействие электромагнитных полей и излучений. Нормирование качества окружающей среды и защита почв, растений, вод.

^ Геохимия ландшафтов

Закономерности формирования ландшафтно-геохимических систем. Средний химический состав земной коры и химический состав объектов окружающей среды. Виды миграции химических элементов в ландшафте. Биологический круговорот элементов в ландшафте. Геохимическая классификация ландшафтов. Основные черты геохимии аридных и гумидных ландшафтов. Геохимия аквальных ландшафтов. Ландшафтно-геохимические карты. Геохимия техногенных ландшафтов. Геохимия горнопромышленных, сельскохозяйственных и городских ландшафтов. Методологические принципы оценки эколого-геохимической оценки природных и техногенных ландшафтов.

150

СДМ.02

^ Воздействие малых доз излучений и синергетические эффекты

Влияние радиации на живые организмы. Проблема порога действия радиации. Действие малых доз облучения на различных уровнях организации живого вещества. Механизмы реакции экосистем на воздействие ионизирующих излучений. Наследование радиационных нарушений. Кумулятивный эффект. Влияние малых доз облучений на человека в процессе производства и в естественных условиях. Совместное действие факторов радиационной и нерадиационной природы.

^ Устойчивое развитие экосистем

Поятие и приоритеты устойчивого развития. Глобальные инициативы и индикаторы устойчивого развития. Концепция устойчивого развития Российской Федерации. Принципы устойчивого развития экосистем: экологические, экономические, социальные, демографические, научно-технические аспекты. Пути достижения устойчивости развития экосистем. Противоречия, препятствующие устойчивому развитию экосистем. Концепция ноосферы.

150

НИРМ.00

Работа магистра

2034

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа

90

НИРМ.02

Подготовка магистерской диссертации

1080

НИРМ.03

Научно-исследовательская практика

864

ИГАМ

Итоговая государственная аттестация

108

Скачать 247.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты