Домой

Чурикова Екатерина Валериевна рабочая программа




Скачать 335.27 Kb.
НазваниеЧурикова Екатерина Валериевна рабочая программа
Дата01.02.2013
Размер335.27 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Содержание рабочей программы
Цель и задача дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды (4 часа).
Самостоятельное изучение.
Раздел 3. Экологические системы (6 часов).
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
Раздел 5. Антропогенное воздействие на биосферу (4 часа).
Самостоятельное изучение.
Раздел 6. Экология человека (6 часа).
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
Раздел 7. Экологическая защита и охрана окружающей среды (8 часов).
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Методические указания по изучению курса для студентов
...
Полное содержание
Подобные работы:


ГОУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет»


«Утверждаю»


декан ЕГФ _____________С.М. Пасмурнов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология

для направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»

специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях»

и 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»


форма обучения очная

(очное, очно-заочное, заочное, экстернат)


срок обучения нормативный

(нормативный, сокращенный)


Воронеж 2008


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальностям 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»


Составитель программы ____________Чурикова Екатерина Валериевна


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Технология и обеспечение гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях»


Протокол № 3 от 25.09.2008 г.


Зав. кафедрой ТО ГО ЧС________________ проф. В.И. Федянин


Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией Естественно-гуманитарного факультета


Председатель методической комиссии_____________ О.Г. Яскевич


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» по специальностям 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»:

биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.


  1. ^ Цель и задача дисциплины

Дисциплина призвана способствовать формированию у студентов представлений о человеке как о части природы, о единстве и ценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Она должна обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в окружающей среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью.

Главной задачей изучения дисциплины дать всесторонние сведения о современном состоянии природного потенциала, перспективах экономического развития и цивилизации в целом, а также формирование у студентов знаний, необходимых инженеру для решения задач рационального природопользования, оценки состояния окружающей природной среды и планирования мероприятий по ее охране.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина «Экология» представляет собой комплекс знаний связывающий воедино основные положения общей и прикладной экологии, природопользования и концепции по экологическому ориентированию социально-экономического развития общества.

Изучив дисциплину, студент должен

иметь представление:

  • об основных терминах и понятиях экологии;

  • биосфере и направлении ее эволюции;

  • причинах обострения экологической ситуации, экологическом кризисе;

  • круговороте элементов, принципах движения потоков энергии, о влиянии деятельности человека на экосистемы;

  • основах экономики природопользования;

  • экологическом мониторинге и экологическом контроле;

  • принципах охраны природы и рационального использования природных ресурсов, ресурсосберегающих технологиях и перспективах их развития;

знать:

  • основные проблемы и задачи экологии;

  • принципы формирования допустимой нагрузки на окружающую природную среду;

  • порядок проведения экологической паспортизации и экологической экспертизы.

уметь:

  • оценивать степень экологической опасности антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

  • выполнять инженерные расчеты устройств по очистке выбросов и сбросов от вредных веществ и других видов антропогенного воздействия на природную среду;

  • определять размеры платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения дневная (полная)

Срок обучения 5 лет Курс второй

Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

третий

Общая трудоемкость

102

102

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия

17

17

Лабораторные работы







Семинары







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

51

51

Курсовой проект







Курсовая работа







Расчетно-графическая работа







Реферат







Работа над темами для самостоятельного изучения

16

16

Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям

14

14

Выполнение домашних заданий







Подготовка к контрольным мероприятиям

21

21

Другие виды самостоятельной работы







Рубежи контроля знаний




Зачет




  1. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции (час)

Практи-ческие занятия (час)

Др. виды ауд. занятий

1.

Экология как наука

2

2




2.

Взаимодействие организма и среды

4

2




3.

Экологические системы

6

2




4.

Учение о биосфере

4

2




5.

Антропогенное воздействие на биосферу

4

2




6.

Экология человека

6

3




7.

Экологическая защита и охрана окружающей среды

8

4





4.2.Содержание разделов дисциплин.

Раздел 1. Экология как наука (2 часа).

Лекция 1. Введение. Предмет, задачи и методы экологии. (2 часа).

Самостоятельное изучение. О взаимоотношениях человека, общества и природы. Роль экологических знаний в подготовке современных специалистов. Наука и практика.


^ Раздел 2. Взаимодействие организма и среды (4 часа).

Лекция 2. Понятие о среде обитания и экологических факторах (2 часа). Самостоятельное изучение. Биогенные вещества как экологические факторы. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты. Ресурсы живых существ как экологические факторы. Экологическое значение пищевых ресурсов. Пространство как ресурс.

Лекция 3. Лимитирующие факторы. Основные представления об адаптации (2 часа).

^ Самостоятельное изучение.Механизмы адаптации организмов к изменению экологических факторов.. Виды адаптации к изменению экологических факторов на экосистемном уровне.


^ Раздел 3. Экологические системы (6 часов).

Лекция 4. Структура, свойства и функции экосистем (2 часа).

Самостоятельное изучение. Продуцирование и разложение в природе. Принцип биологического накопления. Экологические пирамиды.

Лекция 5. Гомеостаз. Экологическая сукцессия (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Суточная, сезонная и многолетняя периодичность. Сукцессионые процессы и климакс.

Лекция 6. Антропогенные экосистемы (2 часа).

Самостоятельное изучение. Природно-технические системы и искусственная среда. Системный подход и моделирование в экологии.

Раздел 4. Учение о биосфере (4 часа).

Лекция 7. Биосфера - глобальная экосистема Земли (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Круговорот веществ – условие существования жизни. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ. Свойства и функции живого вещества. Основные закономерности движения вещества и энергии в биосфере.

Лекция 8. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера.

^ Самостоятельное изучение. Целостность биосферы как глобальной экосистемы. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции. О регулирующем воздействии биоты на окружающую среду.


^ Раздел 5. Антропогенное воздействие на биосферу (4 часа).

Лекция 9. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу (2 часа).

Самостоятельное изучение. Перенос и трансформация загрязнителей в биосфере. Наиболее опасные загрязнители окружающей среды. Экстремальные воздействия на биосферу: воздействие оружия массового уничтожения, воздействия техногенных экологических катастроф и стихийных бедствий.

Лекция 10. Глобальные экологические проблемы современности (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Энергетическая проблема и мировые тенденции развития ядерной энергетики. Энергетический потенциал Земли. Атомные электростанции. Экологические проблемы АЭС. Повышение безопасности АЭС. Проблема захоронения отработанного топлива.

Проблема «чистой воды». Запасы пресной воды. Недостаток чистой пресной воды в развивающихся странах. Неравномерность распределения водных ресурсов. Потребители пресной воды - сельское хозяйство, промышленность. Потенциальные источники пресной воды.

Опыт и достижения развитых стран в преодолении экологических кризисных ситуаций. Масштабные национальные экологические планы. Экологические компенсационные фонды.


^ Раздел 6. Экология человека (6 часа).

Лекция 11. - Динамика численности населения (2 часа).

Самостоятельное изучение.

«Демографический взрыв» как ведущий фактор возникновения глобальных проблем человечества. Региональная неравномерность народонаселения мира. Возможность формирования мировых геополитических кризисов. Предельная численность человечеству. Демографические прогнозы на 21 век и ближайшие столетия. Сравнительный анализ смертности в России и за рубежом.

Лекция 12. Экология и здоровье человека (2 часа).

^ Самостоятельное изучение.

Качество жизни, здоровье и окружающая среда. Заболеваемость населения. Краткая характеристика заболеваемости населения России. Факторы риска и профилактика заболеваний. Воздействие загрязнения среды на здоровье человека. Общетоксические, канцерогенные, мутагенные и другие воздействия химических веществ на здоровье человека. Санитарно- гигиенические нормативы воздействий химических веществ.

Лекция 13. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человечества (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Природно-ресурсный потенциал. Экологические технологии в использовании земель, вод, атмосферного воздуха. Восстановление земель после техногенных нарушений. Охраняемые природные территории. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Задачи охраняемых природных территорий.


^ Раздел 7. Экологическая защита и охрана окружающей среды (8 часов).

Лекция 14. Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды (2 часа).

Самостоятельное изучение. Защита атмосферы, гидросферы, литосферы. Защита биотических сообществ. Защита окружающей среды от особых видов воздействий. Новые технологии и материалы.

Лекция 15. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Проблемы мониторинга. Проблемы воспроизводства природных ресурсов. Рекультивация земель. Государственный контроль за использованием и состоянием природных ресурсов.

Лекция 16. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (2 часа).

Лекция 17. Международное сотрудничество в области экологии (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Экологические права человека. Эколого-правовой опыт развитых стран. Формы и методы воздействия общественных организаций на государственные органы управления в области охраны окружающей среды. Международная Красная книга. Международные природоохранные организации. Принципы устойчивого развития общества. Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Направления развития цивилизации на 21 век.



  1. Лабораторный практикум.

не предусмотрен


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Акимова.Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота- Среда : Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 566 с.

  2. Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Экология: учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ,2002. 188 с.

  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


б) дополнительная литература:

1. Экология и жизнь: Научно-популярный и образовательный журнал. – М., 2000- 2008.

2. Экология и промышленность России (ЭКиП): Ежемесячный общественный научно-технический журнал. – М., 2001, 2005, 2007, 2008

3. Природа и человек (Свет): Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал. – М., 2000-2008.

4. Проблемы региональной экологии: общественно-научный журнал / ООО Издательский дом «Камертон». – Смоленск: ООО «Маджента», 2007 .

5. Экология и промышленность: ежеквартальный научно-производственный журнал. – Харьков: УкрГНТЦ «Энергосталь», 2007.

6. Звягинцева А.В., Калабанов Е.М. Химические опасные вещества в чрезвычайных ситуациях экологического характера: Учебное пособие. – Воронеж: ВГТУ, 2002 г.352 с.

7. Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Экологическая среда-индикатор заболеваний // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз.сб.науч.тр. – Воронеж: ВГТУ, 2004. С.205-208.

8. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 863 с.

9. Естествознание: энциклопедический словарь / Сост. В.Д.Шолле. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 543 с.

10. Экология ХХI век: Международный научный журнал. – М., 2001.


  1. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Видеофильмы:

  1. Техногенное воздействие на ландшафт (180 мин.)

  2. Охрана окружающей среды города (120 мин.)

  3. Охрана окружающей среды в животноводстве.

  4. Город и природа.

  5. Здоровье в наших руках.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Аудитория, оснащенная телевизором и видеомагнитофоном.

Компьютерный класс с возможностью работы в сети Интернет.

Наглядные пособия.


  1. ^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Помимо традиционных лекционных и практических занятий необходимо применение активных методов обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Основная идея методического совершенствования курса заключается в смещении акцентов обучения в сторону проблемно-ориентированного обучения. Курс сохраняет системное теоретическое изложение в рамках лекций, но практические занятия по отдельным темам становятся проблемно-ориентированными. Проблемно-ориентированное обучение подразумевает постановку проблемы с последующим извлечением из многообразия теоретического материала той части, которая необходима для решения данной проблемы. Также на практических занятиях использование метода учебной дискуссии позволяет студентам отстаивать собственную точку зрения, развивает коммуникативные способности и умение находить оптимальные или наиболее простые решения заданной проблемы. Важно использование наглядного материала – схем, карт, таблиц.


^ Методические указания по изучению курса для студентов

Обратите внимание на актуальность курса, которая связана с надвигающейся экологической катастрофой. Основная причина ее в том, что человек, являясь самым сильным существом на планете и не имея поэтому серьезных врагов, выделился из природной среды и противопоставил себя ей. Детально изучите признаки экологической катастрофы, выводы “Римского клуба”, принципы устойчивого развития, выработанные конференцией в Рио-де-Жанейро.

Изучите особенности биосферы и ноосферы. Научитесь пояснять свойства биосферы как централизованной, открытой, саморегулирующейся и отличающейся большим разнообразием системы, обладающей механизмами для круговорота веществ.

Необходимо уяснить отличия живого вещества от косного, биокосного, биогенного, антропогенного. Основными свойствами живого вещества являются высокая химическая активность, высокая скорость протекания реакций и обновления живого вещества, способность быстро занимать все свободное пространство, активность движения вопреки принципу роста энтропии, устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, высокая адаптация. Научитесь пояснять каждое из свойств, как они проявляются у живых организмов. Отличайте свойства и функции живого вещества. Ознакомьтесь с фондами круговоротов вещества. Изучите схемы круговоротов воды, углерода, азота, фосфора. Изучите пути возврата элементов в круговорот.

Свойства энергии определены 1-м и 2-м законами термодинамики. Уясните важное отличие движения вещества и энергии в биосфере, заключающееся в невозможности круговорота энергии, и научитесь обосновывать это утверждение. Важной характеристикой качества энергии является энтропия. Необходимо понять ее физический смысл и уметь объяснять отсутствие противоречия в существовании живых организмов, являющихся открытыми системами, 2-му закону термодинамики. Все процессы в живых организмах сопровождаются ростом внутренней энтропии организма Si >0 и потреблением из окружающей среды отрицательной энтропии Sе <0. В организме остается свободная энергия – разница энтропии продуктов реакции и энтропии исходных компонентов Se=Sпрод-Sисх<0, затрачиваемая на дыхание и создание продукции.

Изучите структуру трофической цепи, ее элементы, две ее основных части – пастбищную и детритную. Уясните отличие автотрофов и гетеротрофов. Энергетические потребности человека, в отличие от остальных живых организмов, в большей части вынесены за пределы человеческого тела в сферу производственной деятельности.

Важнейшее свойство живых организмов – способность создавать и наращивать органическое вещество – продукцию. Уясните понятия “биомасса”, “продуктивность”, отличие первичной от вторичной, чистой от валовой продуктивности. Дополнительное вложение энергии, увеличивающее продуктивность, – энергетическая субсидия. Трофическую структуру экосистемы изображают в виде пирамиды биомассы или энергии. Изучите принципы построения пирамид для различных экосистем. Выявите процессы, происходящие при разложении живого вещества.

Отдельные элементы среды обитания, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), называются экологическими факторами или факторами среды. Среди факторов среды выделяют обычно три группы факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Уясните, какими законами определяется соответствие между живыми организмами и средой обитания, как организмы адаптируются к факторам среды. По степени направленности действия среди факторов среды обитания выделяют периодические факторы (суточные, годовые и т.п.); повторяющиеся без строгой периодичности (наводнения, ураганы, землетрясения и т.п.); факторы однонаправленного действия (изменение климата, заболачивание и т.п.); случайные и неопределенные факторы.

Необходимо отличать виды взаимоотношений: симбиоз (мутуализм, протокооперация), комменсализм, хищничество (паразитизм), конкуренция, аменсализм, нейтрализм, существующие между организмами, – уметь объяснить, как они проявляются в экосистемах.

Любая экосистема постоянно находится в состоянии динамики (изменений), вызванной как изменением факторов среды, то есть внешними возмущениями, так и внутренними процессами. Различают циклическую динамику и поступательную (сукцессию). В зависимости от причин сукцессии различают эндодинамические и экзодинамические сукцессии. Уясните, как изменяет поступательную динамику деятельность человека. Выявите основное отличие гетеротрофной и автотрофной сукцессий. В ходе процесса развития экосистемы происходит изменение энергетики, видового разнообразия, совершенствование круговоротов. Научитесь пояснять данные закономерности.

Изучите, как воздействует человек на биосферу и каков результат этих воздействий. Уровень воздействия достиг такого масштаба, что начал определять эволюционные процессы в экосистемах. Уясните порядок определения темпов роста населения. Рост количественно оценивается следующими показателями: общие коэффициенты рождаемости и смертности (ОКР и ОКС), суммарный коэффициент рождаемости (СКР), время удвоения численности. Изучите порядок построения половозрастных пирамид и их типы. Пути решения проблем народонаселения: увеличение производства продуктов питания, распределение сельскохозяйственной продукции, помощь развивающимся странам, снижение рождаемости.

Инженерная (прикладная) экология занимается вопросами снижения загрязнения в процессе производства, ищет решения проблем: очистка выбросов, повторное использование отходов, совершенствование добывающих и промысловых отраслей промышленности, переход к альтернативным, экологически более чистым источникам энергии, снижение вредности транспорта. Уясните экологические проблемы, вызванные сельским хозяйством, созданием человеком зависимых от энергетических субсидий, неустойчивых экосистем – агроценозов. В результате количество плодородных земель снижается каждый год из-за повышенной эрозии, засоления и уплотнения почв вплоть до полной деградации, загрязнения удобрениями почвы и водоемов, накопления ядохимикатов. Это приводит к сведению лесов, нарушает водный баланс. Экологические проблемы города в том, что это «безопасное поселение», гетеротрофная система с интенсивным метаболизмом, без притока энергии и топлива существовать не может, паразитирует на сельском окружении, не производит пищи и не возвращает в круговорот вещества, имеет собственный микроклимат из-за продуктов функционирования: тепла, пыли, загрязняющих веществ.

Оценку влияния человека на окружающую среду производят, составляя экологические карты, осуществляя мониторинг окружающей среды, одна из задач которого – оценить соответствие загрязнения нормам и нормативам качества окружающей среды.

Экономика – главное препятствие на пути сохранения природной среды, потому что подчиняется законам рынка. Государство противостоит рынку, устанавливая систему законов по охране окружающей среды.

Меры по защите природы эффективны при выполнении требований со стороны всех государств. Международные организации, занимающиеся экологическими проблемами: Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (WWF). В 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН создана Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в 1992 г. в Рио-де-Жанейро принята “Повестка дня на ХХI век”, в которой намечена стратегия глобального устойчивого развития. В июне 1997 г. на специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН принято “Заявление глав государств и правительств” о дальнейших действиях по реализации стратегии глобального устойчивого развития.


  1. Рекомендуемый перечень тем практических занятий.

Раздел № 1. Экология как наука.

Практическое занятие № 1. Предмет, задачи и методы экологии. Системы организмов и биота Земли. (2 часа).

Раздел № 2. Взаимодействие организма и среды.

Практическое занятие № 2. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Лимитирующие факторы. Основные представления об адаптациях организмов. (2 часа).

Раздел № 3. Экологические системы.

Практическое занятие № 3. Структура, свойства и функции экосистем. Гомеостаз. Экологическая сукцессия. (2 часа).

Раздел № 4. Учение о биосфере.

Практическое занятие № 4. Биосфера - глобальная экосистема Земли. Эволюция биосферы. (2 часа).

Раздел № 5. Антропогенное воздействие на биосферу.

Практическое занятие № 5. Виды антропогенных воздействий на биосферу. Антропогенные нарушения на территории Воронежской области.(2 часа).

Раздел № 6. Экология человека.

Практическое занятие № 6. Динамика численности населения. (2 часа).

Практическое занятие № 7.Экология и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания на территории Воронежской области. (2 часа).

Раздел № 7. Экологические защита и охрана окружающей среды.

Практическое занятие № 8. Основные направления экологической защиты окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. (3 часа).


  1. Дополнительный учебно-методический материал.

Большое значение при изучении дисциплины имеет организация самостоятельной работы, направленной на закрепление и углубление знаний, получаемых на лекциях и практических занятиях. При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительную литературу и сеть Интернет: электронная версия журнала «Экология и жизнь» - http://www/ecolife.ru/ index.shtml; “Соросовский образовательный журнал» - http://www.issep.rssi.ru: .Образовательные сайты и порталы –“Инженерная экология» http:// engineering-ecology.narod/ru/.

^ Календарный план чтения лекций


Семестр третий


Курс второй


Номер и краткое название

темы (лекции)


№ недели

Примечание

Лекция 1. Предмет, задачи и методы экологии.


1




Лекция 2. Понятие о среде обитания и экологических факторах.


2




Лекция 3. Лимитирующие факторы. Основные представления об адаптации

3




Лекция 4. Структура, свойства и функции экосистем.


4




Лекция 5. Гомеостаз. Экологическая сукцессия.


5




Лекция 6. Антропогенные экосистемы.


6




Лекция 7. Биосфера - глобальная экосистема Земли.


7




Лекция 8. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера.

8




Лекция 9. Антропогенное воздействие на биосферу.


9




Лекция 10. Глобальные и региональные экологические проблемы современности.

10




Лекция 11. Динамика численности населения.


11




Лекция 12. Экология и здоровье человека.


12




Лекция 13. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человечества.

13




Лекция 14. Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды.

14




Лекция 15. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

15




Лекция 16. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

16




Лекция 17. Международное сотрудничество в области экологии.


17





^ План-график самостоятельной работы


№ неде-ли

Вид работы

Норматив

час/ задание

Объем (количество заданий)

Трудоем-

кость за неделю (час)

1

2

3

4

5

1

Самостоятельное изучение материала к лекции № 1

1,0

1

1,0

2



Самостоятельное изучение материала к лекции № 2

Подготовка к практическому занятию № 1


1,0

1,0


1

1



2,0


3

Самостоятельное изучение материала к лекции № 3

2,0

1

2,0

4



Самостоятельное изучение материала к лекции № 4

Подготовка к практическому занятию № 2


1,0

1,0


1

1



2,0


5

Самостоятельное изучение материала к лекции № 5

1,0

1

1,0

6



Самостоятельное изучение материала к лекции № 6

Подготовка к практическому занятию № 3

Подготовка к контрольной работе


0,5


1,0

4,0


1


1

1



5,5


7

Самостоятельное изучение материала к лекции № 7

1,0

1

1,0

8



Самостоятельное изучение материала к лекции № 8

Подготовка к практическому занятию № 4


1,0

2,0


1

1



3,0

9

Самостоятельное изучение материала к лекции № 9

1,0

1

1,0

10



Самостоятельное изучение материала к лекции №10

Подготовка к практическому занятию № 5


1,0

3,0


1

1



4,0


11

Самостоятельное изучение материала к лекции №11

1,0

1

1,0

12



Самостоятельное изучение материала к лекции №12

Подготовка к практическому занятию №6

Подготовка к контрольной работе


0,5


2,0

5,0


1


1

1



7,5


13

Самостоятельное изучение материала к лекции №13

1,0

1

1,0

1

2

3

4

5

14



Самостоятельное изучение материала к лекции № 14

Подготовка к практическому занятию № 7


1,0

2,0


1

1



3,0


15

Самостоятельное изучение материала к лекции № 15

1,0

1

1,0

16

Самостоятельное изучение материала к лекции № 16

Подготовка к практическому занятию № 8

Подготовка к контрольной работе


0,5

2,0


5,0


1

1

1



7,5

17

Самостоятельное изучение материала к лекции № 17

Подготовка к зачету


0,5

7,0


1

1


7,5

Всего: 51 час



^ Карта обеспеченности студентов учебной

и учебно-методической литературой



Рекомендуемая литература

Кол-во экз. в библио-теке

Год изда-ния

Ожи-даемое число обучаю-щихся

Обеспе-ченность одного обучаю-щегося

1

2

3

4

5


Основная:

1. Акимова.Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-Экономика-Биота- Среда : Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 566 с.

2. Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Экология: учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ,2002. 188 с.

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.



50


100


100


2001


2002


2003


95




0,5


1


1

Дополнительная:

1. Экология и жизнь: Научно-популярный и образовательный журнал. – М., 2000- 2008.


58


2000-2008


-


1

2. Экология и промышленность России (ЭКиП): Ежемесячный общественный научно-технический журнал. – М., 2001, 2005, 2007, 2008.

20

2001-2008

-

1

3. Природа и человек (Свет): Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал. – М.,2000-2008.

86

2000-2008

-

1

4. Проблемы региональной экологии: общественно-научный журнал / ООО Издательский дом «Камертон». – Смоленск: ООО «Маджента», 2007 .

2

2007

-

1

5. Экология и промышленность: ежеквартальный научно-производственный журнал. – Харьков: УкрГНТЦ «Энергосталь», 2007.

1

2007

-

1

6. Звягинцева А.В., Калабанов Е.М. Химические опасные вещества в чрезвычайных ситуациях экологического характера: Учебное пособие. –Воронеж: ВГТУ, 2002. 252 с.

30

2002

-

0,3

7. Промышленная экология: Учебное пособие. – Воронеж: ВГТУ, 2001. 163 с.

60

2001

-

0,6

8. Овчинникова Т.В., Федянин В.И. Экологическая среда-индикатор заболеваний // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз.сб.науч.тр. – Воронеж: ВГТУ,2004. С.205-208.


1

2004

-

1

1

2

3

4

5

9. Проскуряков Ю.Е. Факторы загрязнения окружающей среды г.Воронежа // Системы жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз.сб.науч.тр. – Воронеж: ВГТУ,2004. С.139-147.

1

2004

-

1

10. Фролова Н.Н. Особые виды воздействия на окружающую среду // Вестник Воронежского государственного технического университета. – Воронеж, 2004. – Вып.10.1. С.75-78.

1

2004

-

1

11. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С. Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 863 с.

1

2003

-

1

12. Естествознание: энциклопедический словарь / Сост. В.Д.Шолле. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 543 с.

1

2003

-

1

13. Экология ХХI век: Международный научный журнал. – М., 2001.

2

2001

-

1

14. Мелуа А.И.Российская академия естественных наук: Энциклопедия / А.И.Мелуа; Под ред. О.Л. Кузнецова. – М.; Спб.: Гуманистика, 1998. 704 с.

1

1998

-

1

15. География России: Энциклопедия / гл. ред. А.П.Горкин. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998. 800 с.


1

1998

-

1



Зав. кафедрой ТО ГО ЧС В.И.Федянин


Директор библиотеки Т.И. Буковшина


Скачать 335.27 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты