Домой

Рабочая программа учебной дисциплины «источники загрязнения среды обитания»




Скачать 204.17 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «источники загрязнения среды обитания»
Дата01.02.2013
Размер204.17 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Содержание рабочей программы преподавания дисциплины «источники загрязнения среды обитания»
Цель и задачи дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Объем дисциплины и вид учебной работы
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
Самостоятельное изучение.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
9. Рекомендуемый перечень тем практических занятий (по разделам) для студентов дневной полной формы обучения.
11. Дополнительный учебно-методический материал
План-график самостоятельной работы
Карта обеспеченности студентов учебно-методической литературой
Подобные работы:

ГОУ ВПО

«Воронежский государственный технический университет»


«УТВЕРЖДАЮ»


Декан естественно-гуманитарного факультета


__________________/ Пасмурнов С.Н. /


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»


По направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

Естественно-гуманитарного факультета


Воронеж 2008


Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» на основании требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы дисциплины «Источники загрязнения среды обитания», утвержденной 5 апреля 2000 г.


Составитель программы ______________ ст. преподаватель Ашихмина Т.В.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Технологии и обеспечения ГОЧС»

Протокол № _________ от ___________________2008г.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией ЕГФ ВГТУ


Председатель МК _______________ Яскевич О.Г.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»


Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требований к минимуму содержания и уровню подготовки инженера (специалиста) направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности с техносфере»:

Источники загрязнения, виды и состав загрязнений, интенсивность их образования в основных технологических процессах современной промышленности - металлургия, машиностроение, теплоэнергетика, добыча и переработка минерального сырья, химические и нефтехимические производства, бумажная промышленность, транспорт. Характеристики основных газообразных загрязняющих веществ и механизм их образования - соединения серы, азота, углерода, высокотоксичные соединения; характеристики аэрозольных загрязнений. Источники шума, радиации, электромагнитных волн в техносфере и их основные характеристики.

  1. ^ Цель и задачи дисциплины

- ознакомить студентов с основными характеристиками среды обитания человека; овладение учащимися знаниями об основных источниках загрязнения среды обитания человека, средствах и методах защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения;

- обеспечить студентов, получающих высшее техническое образование, теоретическими и практическими навыками, необходимыми для совершенствования механизмов взаимодействия общества и природы, проектирования и изготовления новой техники, внедрения новых технологических процессов в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- освоение студентами методов экологического мониторинга, экспертизы, проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в природной и окружающей человека средах.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины «Источники загрязнения среды обитания» студенты должны знать:

  • основные характеристики природной и техногенных сред;

  • механизм негативного воздействия техносферы на человека и биосферу;

  • способы защиты человека и биосферы от негативного антропогенного воздействия;

  • методы обеспечения экологической безопасности;

овладеть навыками проведения инженерно-экологического анализа между параметрами технологических процессов и изменениями в природной и окружающей человека средах.


^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения дневная (полная)

Срок обучения 5 лет

Курс третий



Вид занятий

Всего часов

Семестры и количество часов

5










Общая трудоемкость

102













Аудиторные занятия

51













Лекции




34










Практические занятия




17










Лабораторные работы
















Семинары
















Другие виды аудит. занятий
















Самостоятельная работа

51













Курсовой проект
















Курсовая работа
















Расчетно-графическая работа
















Реферат
















Работа над темами для самостоятельного изучения
















Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям
















Выполнения домашних заданий
















Подготовка к контрольным мероприятиям
















Другие виды самостоятельной работы
















Рубежи контроля знаний

(экзамен, зачет)




экзамен












4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Форма обучения дневная (полная)

№ п/п

Разделы

дисциплины

Лекции

(час)



Практич

Занятия

(час)

Семинар

занятия

(час)

Лабор

занят.

(час)

Друг. виды ауд. Заня

тий

1.

Среда обитания человека

4

4










2.

Источники, характеристика и классификация загрязнений среды обитания

16

4










3.

Загрязнение среды обитания и здоровье человека

6

4










4.

Охрана окружающей среды

8

5











4.2. Содержание разделов дисциплины


Форма обучения дневная (полная).


РАЗДЕЛ 1. Среда обитания человека (13 часов).

Лекция 1. Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические потребности человека. (2 часа)

Лекция 2. Характерные состояния системы «человек – среда обитания». Основные принципы и методы обеспечения безопасности. (2 часа)

^ Самостоятельное изучение. Онтогенез человека. Популяционные характеристики. Факторы, лимитирующие развитие человечества. (9 часов).


РАЗДЕЛ 2. Источники, характеристика и классификация загрязнений среды обитания (26 часов).

Лекция 3. Характеристика и классификация загрязнений (2 часа)

Лекция 4. Загрязнение атмосферы: источники и последствия (2 часа)

Лекция 5. Загрязнение гидросферы: источники и последствия (2 часа)

Лекция 6. Загрязнение почвенного покрова: источники и последствия (2 часа)

Лекция 7. Влияние отраслей хозяйства на состояние окружающей среды РФ (2 часа)

Лекция 8. Радиоактивное загрязнение (2 часа)

Лекция 9. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды (2 часа)

Лекция 10. Влияние антропогенных чрезвычайных ситуаций, войн на качество окружающей среды (2 часа).


Самостоятельное изучение. Ресурсы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современный экологический кризис. Экологический риск. (10 часов).


РАЗДЕЛ 3. Загрязнение среды обитания и здоровье человека (22 часа)

Лекция 11. Экологические условия проживания и здоровье человека. (2 часа).

Лекция 12. Защитные системы организма человека. Адаптации к экстремальным условиям (2 часа).

Лекция 13. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере.. (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Медико-экологическое районирование. Экотоксикологический мониторинг. Продолжительность и качество жизни современного человека. Проблемы питания и производства продовольствия. Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания».(16 часов).


РАЗДЕЛ 4. Охрана окружающей среды (24 часа)

Лекция 14. Состояние окружающей природной среды в условиях возрастающей антропогенной нагрузки. (2 часа).

Лекция 15. Основные направления защиты атмосферы. Защита гидросферы от промышленных загрязнений. (2 часа).

Лекция 16. Охрана поверхностных и подземных источников водоснабжения населения России питьевой водой. Обезвреживание и утилизация твердых отходов (2 часа).

Лекция 17. Защита человека от воздействия неблагоприятных физических факторов внешней среды. (2 часа).

^ Самостоятельное изучение. Основные природные и климатические условия России. Экологические кризисы и катастрофы. Современные проблемы экологической безопасности. Экологический мониторинг. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды (16 часов).


5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература

Ашихмина Т.В., Федянин В.И. «Источники загрязнения среды обитания» (уч. пос.) 2007г.

Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология: Учебное пособие для вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.

б) дополнительная литература

  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.: Практикум: Учебник – М.: Высш.шк.

2. Рудский В.В. Основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Видеофильмы:

Техногенные воздействия на ландшафт, 180 мин.

Охрана окружающей среды города, 120 мин.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


Материально-техническое обеспечение программы включает в себя специализированные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами, установками, стендами, телевизором, видеомагнитофоном.

Для эффективного усвоения материала и качественного выполнения практических работ используются наглядные пособия – плакаты по тематике, соответствующей темам практических работ, а также видеофильмы.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Реализация программы предполагает использование различных методов и форм преподавания. Теоретический материал преподносится в основном в виде лекций, бесед. Практические умения и навыки отрабатываются в ходе проведения практических занятий, лабораторных практикумов, экскурсий, в результате чего учащиеся знакомятся с основами изыскательской и научно-исследовательской деятельности, ее методическим и технологическим арсеналом.

Методы обучения:

1. Словесные методы обучения (лекции, беседы, диалоги, консультации);

2. Работа с литературой;

3. Методы практической работы

4. Метод наблюдения;

5. Исследовательские методы (лабораторные занятия, эксперименты);

6. Методы программированного обучения:

- объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части материала, предполагающее выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование) и выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).

7. Проектные методы обучения – моделирование ситуаций;

8. Метод игры (деловая игра);

9. Наглядный метод обучения:

- наглядные материалы (рисунки, плакаты, схемы, таблицы, графики, видеофильмы по тематике программы);

- проведение занятий с использованием средств искусства (кино, просмотр, обсуждение, просмотр радио- и телепередач, их обсуждение);

10. Использование на занятиях активных форм познавательной деятельности: семинар, диспут, обсуждение сообщений, докладов, рефератов, последних экологических новостей, конференции, олимпиады, встречи со специалистами, учеными.


^ 9. Рекомендуемый перечень тем практических занятий (по разделам) для студентов дневной полной формы обучения.


№ п/п

Раздел дисциплины

Тема практического занятия

Количество часов

1.

РАЗДЕЛ 1.

Среда обитания человека

Определение максимальной приземной концентрации загрязняющего вещества от одиночного источника.

4

2.

РАЗДЕЛ 2.

Источники характеристика и классификация загрязнений среды обитания

Общие закономерности разбавления сточных вод. Расчет предельно допустимого сброса.

4

3.

РАЗДЕЛ 3.

Загрязнение среды обитания и здоровье человека


Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта.

5

4.

РАЗДЕЛ 4.

Охрана окружающей среды


Оценка степени загрязнения окружающей природной среды при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов

4



10. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий.


Не предусмотрен


^ 11. Дополнительный учебно-методический материал


Большое значение при изучении дисциплины имеет организация самостоятельной работы, направленной на закрепление получаемых на лекциях и практических занятиях, теоретических знаний и создания навыков решения задач, связанных с идентификацией источников техногенного загрязнения среды обитания человека, расчетом параметров такого загрязнения.


Приложение 1


Календарный план чтения лекций


Номер и краткое название темы (лекции)

недели

Лекция 1. Человек как биологический вид. Среда обитания человека. Биологические потребности человека.

1

Лекция 2. Характерные состояния системы «человек – среда обитания». Основные принципы и методы обеспечения безопасности.

2

Лекция 3. Характеристика и классификация загрязнений.

3

Лекция 4. Загрязнение атмосферы: источники и последствия.

4

Лекция 5. Загрязнение гидросферы: источники и последствия

5

Лекция 6. Загрязнение почвенного покрова: источники и последствия.

6

Лекция 7. Влияние отраслей хозяйства на состояние окружающей среды РФ.

7

Лекция 8. Радиоактивное загрязнение.

8

Лекция 9. Транспорт как источник загрязнения окружающей среды.

9

Лекция 10. Влияние антропогенных чрезвычайных ситуаций, войн на качество окружающей среды.

10

Лекция 11. Экологические условия проживания и здоровье человека.

11

Лекция 12. Защитные системы организма человека. Адаптации к экстремальным условиям.

12

Лекция 13. Технологическая цивилизация и здоровье человека. Влияние различных загрязнений на основные показатели здоровья населения.

13

Лекция 14. Состояние окружающей природной среды в условиях возрастающей антропогенной нагрузки.

14

Лекция 15. Основные направления защиты атмосферы. Защита гидросферы от промышленных загрязнений.

15

Лекция 16. Охрана поверхностных и подземных источников водоснабжения населения России питьевой водой. Обезвреживание и утилизация твердых отходов.

16

Лекция 17. Защита человека от воздействия неблагоприятных физических факторов внешней среды.

17



Приложение 2

^ План-график самостоятельной работы




Недели

Виды работы

Норматив

час/задание

Объем

(кол.зад.)

Трудоемкость

за неделю(час)

1

1

Ознакомление с предл. лит. источниками

-

-

-

2

1

Подготовка к лекции №1

4,5

1

4,5

3

2

Подготовка к лекции №2

4,5

1

4,5

4

3

Подготовка к лекции №3

2

1

2

5

4

Подготовка к лекции №4

2

1

2

6

5

Подготовка к лекции №5

1

1

1

7

6

Подготовка к лекции №6

0,5

2

1

8

7

Подготовка к лекции №7

0,5

2

1

9

8

Подготовка к лекции №8

0,5

2

1

10

9

Подготовка к лекции №9

0,5

2

1

11

10

Подготовка к лекции №10

0,5

2

1

12

11

Подготовка к лекции №11

2,5

2

5

13

12

Подготовка к лекции №12

2,5

2

5

14

13

Подготовка к лекции №13

3

2

6

15

14

Подготовка к лекции №14

2

2

4

16

15

Подготовка к лекции

№ 15

2

2

4

17

16

Подготовка к лекции

№ 16

2

2

4

18

17

Подготовка к лекции № 17. Подготовка к зачету

4

весь

4



Приложение 3


^ Карта обеспеченности студентов учебно-методической литературой


Рекомендуемая литература

Кол.эземп.

(библ.)

Год издан.

Ожидаем.

число обучаемых

Обесп.

одного обуч.

Основная литература:

  1. Т.В. Ашихмина, В.И. Федянин «Источники загрязнения среды обитания» (уч.пос.) 2007г.

2. Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология: Учебное пособие для вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.





2007


2003


50


50




Дополнительная литература:

  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.: Практикум: Учебник – М.: Высш.шк.

  2. Рудский В.В. Основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс.





2007


2007


50


50






Зав. кафедрой Федянин В.И.


Директор библиотеки Буковшина Т.И.

Скачать 204.17 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты