Домой

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 География (по направлениям)




Скачать 173.08 Kb.
НазваниеТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 02 01 География (по направлениям)
Дата01.02.2013
Размер173.08 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
1-33 01 02 Геоэкология
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
1.Пояснительная записка
Ii.примерный тематический план
В том числе
III. Содержание учебного материала
2. История развития ландшафтоведения
3. Теоретические вопросы ландшафтоведения
4. Систематика природных ландшафтов беларуси
Возвышенные ландшафты.
Средневысотные ландшафты
Низменные ландшафты
5. Методологические проблемы антропогенного ландшафтоведения
6. Пространственная структура природно-антропогенных ландшафтов беларуси
7. Ландшафтное районирование
Направление в ландшафтоведении
9. Прикладные ландшафтные исследования
Iv. информационно-методическая часть
Примерная тематика практических занятий
Подобные работы:




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

________________

Регистрационный № ТД- ______/тип.

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-31 02 01 География (по направлениям),

^ 1-33 01 02 Геоэкология


СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

____________ В.В.Самохвал

____________


Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию

____________ С.П.Кундас

____________

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

____________ Ю.И. Миксюк

____________


Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

____________ И.В. Казакова

______________




Эксперт-нормоконтролер

____________

______________








Минск 2009


СоставителЬ:

Г.И.Марцинкевич, профессор кафедры географической экологии Белорусского государственного университета, доктор географических наук, профессор.


Рецензенты:

Кафедра физической географии факультета естествознания Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»;


В.С.Хомич, заместитель директора Государственного научного учреждения «Институт природопользования» Национальной академии наук Беларуси, доктор географических наук.


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой географической экологии Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 26.10.2008 г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 1от 01.12.2008 г.);

Научно-методическим советом по специальности I 31 02 01 География Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию


(протокол № 2 от 05.03.2009 г.);


Научно-методическим советом по специальности I 33 0I 02 Геоэкология

Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию

(протокол № 6 от 15.01.2009 г.).


Ответственный за выпуск: Г.И.Марцинкевич.


^ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Ландшафтоведение»– одна из учебных дисциплин, которая в наибольшей степени отвечают принципам комплексного университетского образования. Это наука о ландшафтной сфере Земли и слагающих ее природных и антропогенных комплексах локального и регионального уровней. Она изучает строение и структуру ландшафтов, их классификацию, историю формирования, территориальное распространение, способы и методы рационального использования их ресурсов. Учение о ландшафте входит в систему физико-географических наук и составляет ядро этой системы. Курс направлен на формирование у студентов представления о ландшафтной сфере Земли как целостной глобальной системе, имеющей сложное горизонтальное и вертикальное строение и обладающей таким природно-ресурсным и экологическим потенциалом, который обеспечивает все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека.

Современное ландшафтоведение включает следующие основные разделы: история формирования науки в контексте развития физической географии; методологические и теоретические проблемы учения о природных и антропогенных ландшафтах; пространственная структура ландшафтов; ландшафтное районирование; функционирование, динамика и эволюция ландшафтов; основные направления прикладных ландшафтных исследований.

Рассмотрение сложных теоретических и методологических вопросов ландшафтоведения иллюстрируется на примере системной организации природных и антропогенных ландшафтов Беларуси.

Целью курса является изучение пространственно-временных закономерностей формирования, распространения, строения и развития природных территориальных и антропогенных комплексов. По своему содержанию и месту в учебном плане ландшафтоведение является курсом, из которого студенты впервые получают представление о комплексном подходе к исследованию территориальных объектов.

Задачи дисциплины: показать студентам историю развития ландшафтоведения в контексте развития естественных наук; изучить методологические подходы и теоретические достижения фундаментального ландшафтоведения с целью эффективного использования полученных знаний в различных областях практической деятельности; обучить студентов практическим навыкам работы, включая освоение аналитических, картографических, оценочных и других методов, а также овладению приемами самостоятельного научного исследования, в том числе работы со специальной литературой.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– основные научно-теоретические достижения, методологические подходы, понятия, термины, методы ландшафтоведения, новейшие перспективные направления развития науки и использовать их для решения теоретических и практических задач;

  • правила, критерии и приемы типологии, классификации и районирования ландшафтов;

  • основные приемы осуществления ландшафтно-экологического анализа, разработки диагноза и прогноза;

--этапы проведения и методику исследования прикладных ландшафтных работ;

уметь:

- проводить полевые и экспериментальные ландшафтные исследования, составлять ландшафтные карты разного масштаба, используя методику ландшафтного картографирования;

- анализировать состояние и развитие природных и природно-антропогенных комплексов, оценивать последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;

-оценивать экологическую ситуацию региона, природно-ресурсный потенциал, состояние, устойчивость и разнообразие ландшафтов;

  • подбирать показатели и критерии для прогноза поведения природного или антропогенного комплекса;

  • производить ландшафтное моделирование, в том числе на основе ГИС-технологий.

-осуществлять оценку природных территориальных и природно-антропогенных ландшафтов для различных практических целей, давать рекомендации по их использованию;

Общий объем по типовым учебным планам составляет максимально 172 часа, из них 72 часа аудиторных, в том числе лекционных – 42 часа, лабораторных- 12 часов, практических – 18 часов. После изучения дисциплины рекомендуется проводить экзамен.


^ II.ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п


Название разделов и тем


Всего

часов
^

В том числе


Лек-ций

Практи-

ческих

Лабора-

торных

1.

Общие вопросы ландшафтоведения

4

4

-

-

2.



История развития ландшафтоведения

6


6








3.


Теоретические проблемы ландшафтоведения

12


4


2


6


4.


Cистематика природных ландшафтов Беларуси

6

6







5.

Методологические проблемы антропогенного ландшафтоведения

6

2

2

2

6.



Пространственная структура природно-антропогенных ландшафтов

12

6


4

2

7.

Ландшафтное районирование

10

4

6




8.

Функционально-динамическое направление в ландшафтоведении

6

6







9.

Прикладные исследования

10

4

4

2




ИТОГО

72

42

18

12


^ III. Содержание учебного материала


1.Общие вопросы ландшафтоведения


Ландшафтоведение - наука о природных и антропогенных комплексах локального, регионального и глобального уровней. Место ландшафтоведения в системе географических наук. Понятие о ландшафтной сфере, как структурной части географической оболочки. Географические закономерности (зональность, азональность, провинциальность, метахронность), ресурсы и экологические особенности ландшафтной сферы. Цели и задачи ландшафтоведения. Главные методы ландшафтных исследований (полевой, картографический, статистический, моделирования, районирования и др.). Системный, исторический (генетический), ландшафтный (комплексный) и экологический подходы, их роль в развитии современных фундаментальных и прикладных исследований. Роль ландшафтоведения в формировании новых научных дисциплин – геохимии ландшафта, геофизики ландшафта, ландшафтной экологии и др.
^

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ



Научные и социально-экономические предпосылки зарождения ландшафтоведения на рубеже ХIХ - ХХ вв. Основные этапы развития ландшафтоведения:

- появление общих представлений о природном (географическом) комплексе и взаимосвязи природных компонентов (В.В. Докучаев, Г.Н. Высоцкий, А.Н.Краснов, Г.Ф. Морозов). Зарождение прикладного направления в географических науках (В.В, Докучаев, В.И. Воейков);

- разработка морфологического строения ландшафта (Л.С. Берг, З.Пассарге, Р.А. Аболин, Б.Б. Полынов, Л.Г. Раменский, Н.А. Солнцев). Формирование представлений о развитии ландшафта (Б.Б.Полынов, А.А.Григорьев);

- работы по классификации ландшафтов (З. Пассарге, А.Г. Исаченко, В.А. Николаев). Создание основ антропогенного (Ф.Н. Мильков) и прикладного (А.Г. Исаченко) ландшафтоведения;

- геосистемная концепция, ее значение для развития функционально-динамического направления (В.Б. Сочава, А.А. Крауклис);

- современные ландшафтно-экологические исследования с использованием ГИС-технологий и компьютерного моделирования в странах СНГ (В.А. Николаев, М.Д. Гродзинский, Б.И. Кочуров, Н.Ф.Сдасюк), дальнего зарубежья (К.Тролль, А.Тенсли, Э.Нееф, Е.Кондрацки, А.Рихлинг, Р.Форман, М. Гордон, Р.Банс). Международная Ассоциация ландшафтной экологии.

История развития ландшафтоведения в Беларуси. Ландшафтные работы А.А. Смолича, А.Н. Жирмунского, А.Ф. Блиодухо. Первые ландшафтные исследования В.А. Дементьева. Роль профессора В.А. Дементьева в формировании ландшафтной школы на географическом факультете Белорусского государственного университета. Вклад представителей ландшафтной школы в разработку фундаментальных и прикладных проблем ландшафтоведения. Теоретические, картографические и прикладные ландшафтно-экологические работы Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицуновой, геоэкологические и агроэкологические исследования А.Н. Витченко, ландшафтно-индикационные – Ю.М. Обуховского, изучение геодинамических процессов в ландшафтах В.Н. Губиным (БГУ). Ландшафтно-геохимические работы В.Б. Кадацкого (БГПУ), В.С.Хомича, В.С. Какареки, исследования устойчивости и толерантности геосистем Г.И.Сачка (Институт природопользования НАН Беларуси).


^ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ


Понятие о ландшафте: определения (Н.А.Солнцев, А.Г.Исаченко) и трактовки (региональная. типологическая, общая) термина. Представление о природном комплексе, природно-территориальном комплексе (ПТК), геосистеме. Модели ландшафта по В.С. Преображенскому. Ландшафт – основная единица ландшафтоведения.

Вертикальное строение ландшафта. Ландшафт как взаимосвязанная совокупность природных компонентов и элементов. Ландшафтообразующие компоненты, их взаимосвязи. Прямые и обратные связи между компонентами. Типы обратных связей, их значение для сохранения устойчивости ландшафта. Характеристика компонентов геомы - тектонических структур, геологических отложений, орографических особенностей, типов рельефа, климатических и гидрологических условий. Характеристика компонентов биоты - почвенно-растительного покрова, животного мира. Влияние компонентов геомы и биоты на ландшафт.

Горизонтальное строение ландшафта. Организационные уровни геосистем - локальный, региональный, планетарный. Горизонтальное строение ландшафта на разных уровнях исследования. Морфология ландшафта. Основные и промежуточные морфологические единицы. Элементарная природная геосистема - фация. Понятие о парцелле. Территориальная совокупность фаций - урочище. Простые и сложные, основные и второстепенные урочища.


Подходы к классификации ландшафтов и слагающих их комплексов. Правила классификации, классификационные единицы, принципы их выделения.


^ 4. СИСТЕМАТИКА ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ БЕЛАРУСИ


Классификация ландшафтов Беларуси. Основные (класс, тип, род, вид) и промежуточные (подтип, группа родов подрод) единицы классификации, факторы их выделения.

^ Возвышенные ландшафты. Географическое распространение, особенности геолого-геоморфологического строения, почвенно-растительного покрова. Структура родов, подродов, видов. Ландшафты доминантные, субдоминантные, редкие, их вертикальное и горизонтальное строение.

^ Средневысотные ландшафты. Геологическое строение, рельеф, почвенно-растительный покров. Горизонтальное строение – роды, подроды, виды, их структура. Ландшафты доминантные, субдоминантные и редкие.

^ Низменные ландшафты. Гипсометрическое положение, геологическое строение, особенности рельефа, почвенно-растительного покрова. Структура родов, подродов, видов. Ландшафты доминантные, субдоминантные и редкие, их вертикальное и горизонтальное строение.

Представление о ландшафтном разнообразии. Оценка разнообразия природных ландшафтов Беларуси по методикам различных авторов.


^ 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕННОГО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ


Развитие представления о взаимосвязи природы и общества в XX веке. Идея культурного ландшафта. Представление об антропогенном ландшафте А.Д. Гожева, Ф.Н. Милькова. Определение антропогенного ландшафта, его социально-экономические функции. Роль управления в функционировании антропогенных ландшафтов. Работы по классификации антропогенных ланд­шафтов В.Л. Котельникова, А.Г. Исаченко. Разработки Ф.Н. Милькова в области классификации антропогенных ландшафтов. Система классификационных единиц, факторы их выделения. Становление антропогенного ландшафтоведения. Понятие о природно-антропогенном и техногенном ландшафте. История формирования природно-антропогенных ландшафтов Беларуси.


^ 6. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ БЕЛАРУСИ


Особенности классификации природно-антропогенных ландшафтов, критерии и количественные показатели выделения классификационных единиц. Типы и виды антропогенной трансформации ландшафтов.

Сельскохозяйственные ландшафты, их географическое распространение, горизонтальное строение. Особенности внутренней структуры и использования.

Сельскохозяйственно-лесные ландшафты: пространственная приуроченность, внутреннее строение, специфика структуры и использования, оценка антропогенной трансформации.

Лесные ландшафты: территориальное распространение, качественная и количественная характеристика структуры лесов и ресурсов. Оценка степени антропогенной трансформации.

Охраняемые ландшафты, особенности их распространения и внутреннего строения. Структура природных ландшафтов в пределах национальных парков, заповедников и заказников.

Рекреационные ландшафты: географическое распространение, горизонтальное строение, особенности полифункционального использования.


^ 7. ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ


Ландшафтное районирование, его отличие от других видов отраслевого и комплексного районирования. Основные таксономические единицы районирования (страна, зона, область, провинция, район), факторы их выделения, особенности положения границ. Схема районирования природных ландшафтов Беларуси. Районирование природно-антропогенных ландшафтов Беларуси. Использование единиц ландшафтных классификаций при составлении схем районирования ПТК и ПАЛ. Характеристика ландшафтных провинций Беларуси: особенности природных условий и хозяйственного освоения, структура природных и природно-антропогенных ландшафтов, природные ресурсы, их использование, основные экологические проблемы.

8. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОЕ

^ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТОВЕДЕНИИ


Энергетические, химические, физико-механические процессы в ландшафтах, их воздействие на функции ПТК. Представление о функционировании ландшафта как совокупности процессов перемещения, обмена и трансформации вещества. Внутриландшафные круговороты. Водный, геохимический, биологический, энергетический круговороты, как результат проявления вертикальных связей в ландшафте. Абиотическая миграция вещества, ее проявление в ландшафтах Беларуси.

Динамические процессы в ландшафтах: обратимые и необратимые смены, временные (суточные, сезонные, годичные, многолетние) состояния. Изменчивость, саморегуляция и устойчивость природных геосистем. Роль биоты как стабилизирующего фактора саморегуляции. Хозяйственная деятельность человека, ее влияние на динамические процессы.

Понятие об эволюции ландшафтов, основные фазы эволюционного развития ландшафтов. История развития ландшафтов Беларуси в антропогене. Роль материковых оледенений в формировании литогенной основы ландшафтов. Особенности формирования биоты. Консервативные, прогрессивные и реликтовые черты в ландшафтах Беларуси. Проблемы определения возраста ландшафтов.


^ 9. ПРИКЛАДНЫЕ ЛАНДШАФТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Основные направления прикладных ландшафтных исследований – агроландшафтные, экологические, рекреационные, гидромелиоративные, инженерные, урболандшафтные. Этапы выполнения прикладных ландшафтных работ. Инвентаризация ландшафтов, инвентаризационные карты. Принципы и методы оценки ландшафтов, выбор факторов, критериев и показателей. Ландшафтно-оценочные карты. Карты оценки степени антропогенной трансформации ландшафтов.

Ландшафтно-экологический анализ, как одно из важнейших направлений прикладных исследований, нацеленное на оценку качества среды жизнедеятельности человека. Отбор экологически значимых факторов, выявление экологических функций ландшафта.

Ландшафтно-экологический диагноз. Нарушение механизмов саморегуляции и устойчивости ландшафтов в условиях интенсивной хозяйственной деятельности. Экологический потенциал ландшафта. Оценка экологического состояния ландшафтов. Экологические риски. Классификация, картографирование и оценка экологических ситуаций. Чернобыльская техногенная катастрофа. Влияние ландшафтной структуры на плотность выпадения радионуклидов.

Ландшафтно-экологический прогноз. Организационные уровни и методы прогнозирования.


^ IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература
Основная




  1. Авессаломова И.А. Экологическая оценка ландшафтов. М.: МГУ, 1992. 89 с.

  2. Гродзинский М.Д. Основы ландшафтной экологии. Киев: Вища школа, 1993. 222 с.

3. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. - М.: Высшая школа, 1991. 366 с.

4. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.:

АСАDEMIA, 2004. 396 с.

5. Ландшафты Белоруссии / Под ред. Г.И.Марцинкевич, Н.К.Клицуновой. -Мн.: Университетское, 1989. 239 с.

6. Мамай И.И. Динамика и функционирование ландшафтов. - М.: МГУ, 2005. 138 с.

7. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение. Учебник. Мн.: БГУ, 2007. 206 с.

  1. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. - М.: Мысль, 1973. 224 с.

  2. Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географи­ческая зональность.- Воронеж : Изд-во Ворон.ун-та, 1986. 328 с.

  3. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. - М.: Прогресс, 1982. 272 с.

  4. Солнцев Н.А. Учение о ландшафте (избранные труды). М.: МГУ, 2001. 384 с.
Дополнительная




  1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. - М.: Мысль, 1975. – С. 5-46, 237-274

  2. Беручашвили Н.Л. Геофизика ландшафта. - М.: Высшая школа, 1990. С. 7-40, 121-193.

  3. Витченко А.Н.Геоэкология. Курс лекций.Мн.: БГУ,2002. 101 с.

  4. Исаченко А. Г. Оптимизация природной среды. - М.: Мысль, 1980. С. 154-255.

  5. Исаченко А.Г. Экологическая география России. – СПб, 2001. 328 с.

  6. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. – Смоленск, 1999. 154 с.

  7. Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. - М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

  8. Логинов В.Ф. Основы экологии и природопользования. -Мн., 1998. 323 с.

  9. Ландшафтная карта Белорусской ССР. Масштаб 1: 600 000. М.: ГУГК, 1984.

  10. Николаев В.А. Проблемы регионального ландшафтоведения. - М.: МГУ, 1979. 160 с.

  11. Обуховский Ю.М., Губин В.М., Марцинкевич Г.И. Аэрокосмические исследования ландшафтов Беларуси. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. 175 с.

  12. Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование. М., 1995, 214 с.

  13. Природная среда Беларуси / под ред. В.Ф. Логинова. – Мн., 2002. 424 с.

  14. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск: Наука, 1978. 319 с.

  15. Richling A., Solon J. Ekologia krajobrazu. Warszawa: Naukowe PWNSA, 2002, 317 s.

  16. Forman R.T.T., Gordon M. Landscape Ekology. New York: Wiley and Sons., 1986.



^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


  1. Провести анализ вертикального и горизонтального строения урочищ по составленной карте.

  2. Приобрести навыки подсчета количественных показателей структуры земельных угодий урочищ.

  3. Проанализировать горизонтальное строение и территориальное распространение природно-антропогенных урочищ.

  4. Овладеть навыками описания ландшафтов в границах ландшафтного района.

  5. Приобрести навыки оценки степени антропогенной трансформации и устойчивости ландшафтов.

  6. Изучить методику оценки экологического состояния ландшафтов.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


  1. Составить карту природных территориальных комплексов в ранге урочищ.

  2. Овладеть приемами составления карты природно-антропогенных урочищ, разработать их типологию и создать карту.

  3. Проанализировать структуру ПТК ландшафтного района с помощью самостоятельно составленных графических диаграмм.

  4. Составить карту экологического состояния ландшафтов.




Скачать 173.08 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты