Домой

Рабочая программа по дисциплине Ландшафтоведение для специальности 020801 Экология Радиоконструкторский




Скачать 91.72 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине Ландшафтоведение для специальности 020801 Экология Радиоконструкторский
Дата01.02.2013
Размер91.72 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Распределение учебного времени
Общая трудоёмкость 100 ч
1. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе
1.2 Задачи изучения дисциплины
1.3 В результате изучения дисциплины студент должен
Место дисциплины в учебном процессе
2 Содержание дисциплины
2.2 Практические занятия
2.3 Самостоятельная работа
Учебно–методические материалы по дисциплине
Четвертый (весенний) семестр
Природно-территориальные комплексы
Общая трудоёмкость: 100 часов
Четвертый (весенний) семестр
Наименование работы
Подобные работы:

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ М.Т. Решетников

«______»____________2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине Ландшафтоведение

для специальности 020801 – Экология

Радиоконструкторский факультет (РКФ)

Профилирующая кафедра – «Радиоэлектронных технологий и

экологического мониторинга» (РЭТЭМ)

Курс – второй

Семестр – четвертый


Учебный план набора 2005 года и последующих лет

^ Распределение учебного времени


Лекции 26 ч

Практические занятия 26 ч


Всего аудиторных занятий 52 ч


Самостоятельная работа 49


^ Общая трудоёмкость 100 ч


Экзамен – четвертый семестр


2007


Предисловие

1 программа составлена с учетом ГОС ВО для специальности 013100 «Экология» утвержденного 10.03.2000 (№ гос. рег. 99 ЕН/СП) и дополненного 18.06.2003 (№ гос. рег. 99 ЕН/СП/1).

программа ОБСУЖДЕНА и УТВЕРЖДЕНА на заседании обеспечивающей кафедры РЭТЭМ 12.09.2007, протокол № 60/2007.

2 Разработчик


ст.преподаватель каф. РЭТЭМ ________ А.О.Сайджафарова


3 Зав. обеспечивающей

кафедрой РЭТЭМ _________ Г.В. Смирнов


4 Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающей и профилирующей кафедрой специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему рабочему плану занятий.


Декан РКФ ________ Г.В. Смирнов


^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ




    1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Ландшафтоведение» нацелена на формирование у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представления о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природно-антропогенных систем.


^ 1.2 Задачи изучения дисциплины

Основной задачей преподавания дисциплины является познакомить студентов с понятием ландшафтной оболочки Земли и ее структурных составляющих. Дать представление о единстве и взаимообусловленности процессов, происходящих в гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере. Познакомить студентов с основными закономерностями вертикальной и горизонтальной неоднородности природных компонентов. Дать представление об основных методах изучения природных и природно-антропогенных комплексов. Показать практическую важность изучения ландшафтов для решения задач охраны природы.


^ 1.3 В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о геосистеме и ее природных компонентах, об иерархии природно-территориальных комплексов;

  • объяснить основные принципы ландшафтной дифференциации суши;

  • знать основные закономерности функционирования природно-антропогенных ландшафтов и иметь представление об устойчивости ландшафтов;

  • используя серию тематических карт, дать комплексное описание территории и мофометрическую характеристику ландшафта.




    1. ^ Место дисциплины в учебном процессе

Базой для изучения дисциплины в учебном процессе являются следующие предметы: география, геология, биология, учение о гидросфере, учение об атмосфере, химия, физика, общая экология.


^ 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Лекции (26 ч, самостоятельная работа 20 ч)

Тема 1. Объект, предмет и основные понятия ландшафтоведения. Природно-территориальные комплексы (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 2. Природные компоненты. Связи природных компонентов (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 3. Иерархия природных компонентов (2 ч, самостоятельная работа 1 ч).

Тема 4. Структура природно-территориальных комплексов (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 5. Закономерности ландшафтной дифференциации суши (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 6. История и генезис геосистем (2 ч, самостоятельная работа 1 ч).

Тема 7. Функционирование природно-территориальных комплексов (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 8. Динамика и эволюция природно-территориальных комплексов. Проблемы устойчивости природно-территориальных комплексов (4 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 9. Природные и природно-антропогенные ландшафты (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 10. Современные природно-антропогенные ландшафты (2 ч, самостоятельная работа 2 ч).

Тема 11. Прикладные аспекты ландшафтоведения (4 ч, самостоятельная работа 2 ч).


^ 2.2 Практические занятия (26 ч, самостоятельная работа 29 ч)

Занятие 1. Ландшафтная интерпретация серии тематических карт (6 ч, самостоятельная работа 6 ч).

Занятие 2. Использование ландшафтных карт в прикладных целях (6 ч, самостоятельная работа 6 ч).

Занятие 3. Решение ландшафтно-экологических задач (6 ч, самостоятельная работа 6 ч).

Занятие 4. Влияние человека на ландшафты Западно-Сибирской равнины. (4 ч, самостоятельная работа 6 ч).

Занятие 5. Этнос и ландшафт (4 ч, самостоятельная работа 6 ч).


^ 2.3 Самостоятельная работа

Наименование работы

Количество часов

Форма контроля

1. Проработка лекционного

материала

20

Опрос, контрольные работы, экзамен

2.Подготовка к практическим

занятиям

29

Опрос, проверка конспектов
Всего часов самостоятельной

работы

49






Темы заданий на самостоятельную проработку:

  1. История и развитие ландшафтоведения.

  2. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов.

  3. Воздействие человека на ландшафты. Измененные ландшафты.

  4. Принципы создания культурных ландшафтов. Рациональное использование ландшафтов.

  5. Принципы охраны ландшафтов. Оценка последствий воздействия человека на ландшафты.


^ УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


3.1 Рекомендуемая литература


а) основная:

  1. Сайджафарова А.О., Горина Н.В. Ландшафтоведение: Учебное методическое пособие. Изд-во ТУСУР, 2007.– 111с. (100 экз.).

  2. Ландшафтоведение. Под редакцией А.И.Голованова; М.: КолосС,2006.–216 с: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. ISBN.

  3. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Семинарские и практические занятия. М.:Изд-во МГУ, 2000.–94 с.


б) дополнительная:

  1. Комарова Н. Г. Геоэкология и природопользование: Учебное пособие для вузов - М.: Academia, 2003. - 189 с. - ISBN (20 экз.)

  2. Смирнов Г.В., Христюков В.Г. Геоэкология: Учебное методическое пособие; МОРФ; ТУСУР; Каф. ТРЭА. - Томск: ТМЦДО, 2001. - 168 с.(5 экз.)

Приложение А

(обязательное)

Учебно-методическая карта дисциплины «Ландшафтоведение»

для специальности 013100 – «Экология»
^

Четвертый (весенний) семестр


Таблица А.1

Номер недели семестра

Лекции

Практические занятия,

семинары

Процедуры контроля (КРКЛ,ТК)*

Кол-во часов самостоятельной работы по всем видам занятий, заданий в нед.

Номер лекции и

наименование темы

Кол-во часов

Номер занятия и

наименование темы

Кол-во часов

1

1. Объект, предмет и основные понятия ландшафтоведения. ^ Природно-территориальные комплексы.

2










3

2

2. Природные компоненты. Связи природных компонентов.

2










4

3

3. Иерархия природных компонентов.

2

1. Ландшафтная интерпретация серии тематических карт

6

КР

6

4

4. Структура природно-территориальных комплексов.

2










4

5

5. Закономерности ландшафтной дифференциации суши.

2










4

6

6. История и генезис геосистем

2










4

7,8,9

7. Функционирование природно-территориальных комплексов.

8. Динамика и эволюция природно-территориальных комплексов. Проблемы устойчивости природно-территориальных комплексов.

6

2. Использование ландшафтных карт в прикладных целях

6

КР

6

10

9. Природные и природно-антропогенные ландшафты

2

3. Решение ландшафтно-экологических задач

6




6

11

10. Современные природно-антропогенные ландшафты

2

4. Влияние человека на ландшафты Западно-Сибирской равнины

4

КР

6

12, 13

11. Прикладные аспекты ландшафтоведения.

4

5. Этнос и ландшафт

4

КР

6

Итого

26




26




49


^ Общая трудоёмкость: 100 часов

5 практических занятий; 4 контрольные работы

*) КР–контрольная работа




Приложение Б

(обязательное)

Рейтинговая раскладка (сводные данные) дисциплины «Ландшафтоведение»

для специальности 013100 – «Экология»
^

Четвертый (весенний) семестр



Порядок формирования текущего рейтинга по дисциплине:

Таблица Б.1


^ Наименование работы

Форма отчетности

и контроля

Рейтинговые

баллы

(максимум)

1. Проработка лекционного материала

Теоретический конспект (11 по 1 баллу)


11


2. Подготовка к практическим занятиям

Контрольная работа (4 по 10 баллов)

Выполнение практической работы (5 по 10 баллов)

40

50

3. Поощрительные баллы.

Рефераты, сообщения, участие в олимпиадах.

19

Всего баллов




120



Разработчик

ст.преподаватель каф. РЭТЭМ А.О. Сайджафарова

Скачать 91.72 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты