Домой

Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки




Скачать 148.67 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки
Дата01.02.2013
Размер148.67 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
5. Содержание дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий, час.
6. Практические занятия и семинары
Геолого-геоморфологическое дешифрирование аэрофотоснимков и топоосновы. (ПЗ)
Физико-географические и ландшафтные карты: способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом м
Химический состав компонентов ландшафта (Сем.)
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Примеры тестовых заданий для итогового контроля.
Примеры вопросов промежуточного контроля.
Подобные работы:


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины - ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ


Рекомендуется для направления подготовки

110500 «Садоводство»


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр



  1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах проектировании и использовании природно-антропогенных ландшафтов.

Задачи дисциплины:

  • изучение ландшафтного анализа территории и установление связи между компонентами ландшафта;

  • выделение и описание структур ландшафта;

  • овладение методами и способами оценки экологического состояния природно-антропогенных ландшафтов и его рационального использования.


2. Место дисциплины в структуре ООП: ландшафтоведение входит в состав базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.

Для изучения дисциплины необходимы знания в области: ботаники, неорганической и аналитической, органической, физической и коллоидной химии, физики, геологии, метеорологии, геодезии.

Ландшафтоведение является предшествующей дисциплиной для почвоведения, общего земледелия, питания и удобрения садовых культур, овощеводства, плодоводства, виноградарства, декоративного садоводства с основами ландшафтного проектирования, лекарственных и эфиромасличных растений.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности пользоваться чертежными и художественными инструментами и материалами;

  • способности к конструктивному рисованию природных форм и элементов ландшафта;

  • способности к оценке пригодности агроландшафтов для возделывания плодовых, овощных культур и винограда;

В результате изучения дисциплины студент должен:

    знать: вертикальную и горизонтальную структуру, компоненты, динамику пространственную дифференциацию, типизацию, основы геохимии и биохимии природных и природно-антропогенных ландшафтов;

    уметь: осуществлять оценку пригодности агроландшафтов для закладки садовых насаждений;

    владеть: методами ландшафтного анализа территории.



^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего

часов

Семестр

2

^ Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)

20

20

Семинары (С)

14

14

^ Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Реферат

10

10

Подготовка к рубежному контролю

12

12

Подготовка к практическим занятиям и семинарам

32

32

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108

3

3


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1.

Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта.

Ландшафты и их морфологическая структура: многомерное понятие ландшафта; компоненты ландшафта; описание горизонтальной и вертикальной структуры ландшафта; генетическая и геохимическая классификации ландшафтов.

Литогенная основа как компонент ландшафта: горные породы; кора выветривания; четвертичные отложения.

Рельеф как свойство литогенной основы: типы рельефа; основные формы мезорельефа; отображение рельефа на топографических картах; агроэкологическая оценка рельефа.

Воздушные массы атмосферы как компонент ландшафта: происхождение, строение, химический состав атмосферы; влияние атмосферы на компоненты ландшафта; радиационный, тепловой и водный баланс атмосферы.

Природные воды как компонент ландшафта: общая характеристика гидросферы: химической состав природных вод; круговорот воды в природе; гидрологическая характеристика рек, озёр, грунтовых вод, ледников и болот.

Центральная часть биосферы, как компонент ландшафта: общая характеристика биосферы; законы функционирования биосферы; химический состав биосферы; классификация живых организмов по типу питания и по типу строения; влияние биосферы на другие компоненты ландшафта.

Почва как компонент ландшафта: процессы почвообразования, состав, свойства и режимы почв; влияние почв на компоненты ландшафта; биопродуктивность ландшафтов.

Физико-географические и ландшафтные карты: методы и способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом материале.

2.

Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов.

Факторы и законы ландшафтной дифференциации: горизонтальная (широтная) зональность; долготная секторность; вертикальная поясность; закон аналогичных топографических рядов; закон зональной геолого-геоморфологической высотно-генетичеcкой ярусности равнинных и горных ландшафтов; закон экспозиционной ассиметрии склонов; закон взаимодействия природных компонентов ландшафтов.

Генезис и функционирование ландшафтов: процессы функционирования ландшафтов; большой геологический и малый биологический круговорот веществ; особенности функционирования агроландшафтов, используемых в садоводстве и овощеводстве.

Основы геохимии и биогеохимии ландшафтов: основные представления о геохимических ландшафтах; классификация элементарных ландшафтов; парагенетические системы; геохимические барьеры.

3

Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость

Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, агроландшафты; особенности функционирования биогеоценозов и агроценозов; последствия обезлесения суши, водной и ветровой эрозии, урбанизации, глобализации, загрязнения земель; классификация и принципы формирования агроэкологических типов земель.

Ландшафты основных природных зон: климатические условия, растительность, литогенная основа, почвы, грунтовые воды основных природных зон России; особенности природно-антропогенных ландшафтов ведущих природных зон России; характеристика ландшафтов засолённых почв; характеристика ландшафтов переменно-влажных, ксерофитно-лесных, влажных лесных, субтропических и тропических областей.

Динамика и устойчивость ландшафтов: внутригодовое и многолетние состояния ландшафтов; динамика природных ритмов; динамика ландшафтных трендов; динамика катастроф; динамика восстановительной сукцессии; антропогенная динамика геосистем; устойчивость ландшафта; виды и механизмы устойчивости ландшафта. Обоснование и выбор агроландшафтов для плодовых и овощных культур и садово-паркового хозяйства.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Почвоведение, общее земледелие, питание и удобрения садовых культур

+

+

+

2.

Овощеводство, плодоводство, виноградарство, лекарственные и эфиромасличные растения

-

+

+

3.

Декоративное садоводство с основами ландшафтного проектирования

+

-

+


^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий, час.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек.

ПЗ

С

СРС

Всего

1.

Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта.

10

14

4

22

50

2.

Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов.

6

2

6

14

28

3

Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость.

4

4

4

18

30


^ 6. Практические занятия и семинары

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических занятий и

семинаров

Трудо-емкость

часы



1

Ландшафтный анализ территории по картам разного масштаба. (ПЗ)

2



1

Выделение границ поверхностей рельефа на планово-картографическом материале. (ПЗ)

2



1

Характеристика вертикального и горизонтального расчленения территории по топографической карте. (ПЗ)

2



1

Составление карты форм и элементов рельефа. (ПЗ)

2



1
^

Геолого-геоморфологическое дешифрирование аэрофотоснимков и топоосновы. (ПЗ)


2



1
^

Физико-географические и ландшафтные карты: способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом материале (Сем.)


2



1
^

Химический состав компонентов ландшафта (Сем.)


2



1

Расчет коэффициента водной миграции для оценки интенсивности перехода элементов из твердой фазы горных пород в раствор. (ПЗ)

2



1

Расчет коэффициента биологического поглощения химических элементов растениями. (ПЗ)

2



2

Анализ перераспределения тепла и влаги на мезоформах рельефа. (ПЗ)

2



2

Элементарные геохимические ландшафты. (Сем)

2



2

Генезис и функционирование ландшафтов. (Сем)

2



3

Физико-географическое районирование. (Сем)

2



3

Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов (ПЗ)

4



3

Динамика и устойчивость ландшафтов. (Сем)

2


^ 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Ганжара Н.Ф., Байбеков Р.Ф., Бойко О.С., Колтыхов Д.С., Арешин А.В. Геология и ландшафтоведение: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Товарищество научн. изданий КМК», 2007. с ил.

  2. Атлас СССР/ Под ред. Т.П. Сидоренкова. М.: «Картография» ГУГК 1985 г. 259 с.

б) дополнительная литература

  1. Антипова А.В. География России. М: Изд-во МНЭПУ, 2001. 208 с.

  2. Иванов Д.А, Тюлин В.А. Практикум по введению в агроландшафтоведение. – Москва-Тверь: Изд-во ЧуДо, 2003.- 48 с.: цв. ил.

  3. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991.

  4. Казаков Л.К. Ландшафтоведение (природные и природно-антропогенные ландшафты): Учеб.пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2004.- 264 с.

  5. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

  6. Кирюшин В.И. Понятия природных ландшафтов и агроландшафтов, их
    устойчивости и экологической емкости. Земледелие на рубеже XXI века.- М, 2003.- С. 53 - 84.

  7. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-480 с.

  8. Николаев В.А. Космическое ландшафтоведение. М., 1993.

  9. Николаев В.А. Ландшафтоведение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 126 с.

  10. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М, 1999 .415с

  11. Яшин И.М., Пузырев С.В., Мухин Е.В. Основы ландшафтоведения (эколого-геохимические аспекты). Уч. пособие. – М.: Изд-во МСХА, 2004 .- 212 с.: ил.

в) программное обеспечение.

Для проведения лабораторно-практических занятий и семинаров рекомендуется использовать следующие программное обеспечение:

- AutoCAD;

- MapInfo Professional;

- Панорама.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для изучения дисциплины рекомендовано пользоваться электронными библиотеками, информационно-справочными и поисковыми системами

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://google.ru

  3. http://yandex.ru

  4. http://elibrary.ru


^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения лекционных и семинарских занятий необходима аудитория с мультимедийным оборудованием.

Для проведения практических занятий необходимо: макеты ландшафтов различных природных зон; комплект географических атласов и специальных карт; топографические карты М 1: 10 000, 1: 25 000, 1:50 000, аэрофотоснимки; космические снимки; стереопары, чертежные принадлежности, миллиметровая бумага, цветные карандаши, микрокалькуляторы.


^ 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Проведение лекций, семинарских занятий осуществляется с использованием интерактивных форм обучения, ролевых игр, разбором ситуаций-заданий.

Рекомендуемые модули внутри дисциплины

Дисциплина состоит из связанных между собой 3 модулей: Модуль 1. «Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта», 1,4 зачетных единиц, 50 час; Модуль 2. «Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов», 0,8 зачетных единиц, 28 часов; Модуль 3. «Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость», 0,8 зачетных единиц, 30 часов.

Рубежный контроль осуществляется в форме тестирования по тестовым заданиям промежуточного контроля.

Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования по тестовым заданиям итогового контроля

^

Примеры тестовых заданий для итогового контроля.


1. Выберите инертные компоненты ландшафта.

1. Литогенная основа (правильно)

2. Гидросфера

3. Биосфера

4. Почва


2. Выберите мобильные компоненты ландшафта

1. Биота (правильно)

2. Литогенная основа

3. Почва

4. Гидросфера


3. Какими вертикальными превышениями характеризуются мезоформы рельефа?

1. Менее 1м

2. От 1метра до сотен метров (правильно)

3. От 100 метров до 3 км

4. Более 10 км


4. По какому содержанию химических элементов выделяют биогеохимические провинции?

1. По общему

2. По высокому

3. По оптимальному

4. По избыточному или недостаточному (правильно)


5. Какие ландшафты относятся к автоморфным?

1. Супераквальные

2. Аквальные

3. Субаквальные

4. Элювиальные (правильно)
^

Примеры вопросов промежуточного контроля.


1. Раскройте понятие ландшафтной оболочки.

2. Дайте определение географического ландшафта.

3. Что такое морфологическая структура ландшафта?

4. Перечислите компоненты ландшафта.

5. Чем отличается подурочище от урочища?

6. Чем отличается балка от оврага?

7. Какое влияние оказывает атмосфера на другие компоненты ландшафта?

8. Дайте определение биогеоценозу.

9. Какой химический элемент преобладает в составе живого вещества?


Разработчики:



РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева


зав.кафедрой геологии и ландшафтоведения

Н. Ф. Ганжара


РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева


доцент кафедры геологии и ландшафтоведения

О. Е. Ефимов

РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева


ассистент кафедры геологии и ландшафтоведения

М. В. Злобина










Эксперты:








РГАУ-МСХА

им. К.А. Тимирязева


зав.кафедрой декоративного растениеводства

А. В. Исачкин

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

зав.кафедрой общего земледелия

П. Н. Балабко



Скачать 148.67 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты