Домой

Нижегородский Государственный Технический Университет. Типография нгту. 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24. © Нижегородский государственный технический университет, 2007 введени е предлагаемое методическое пособие




Скачать 387.29 Kb.
НазваниеНижегородский Государственный Технический Университет. Типография нгту. 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24. © Нижегородский государственный технический университет, 2007 введени е предлагаемое методическое пособие
страница1/3
Дата01.02.2013
Размер387.29 Kb.
ТипМетодическое пособие
Содержание
1. Исходная литература
3. Лекционный курс
2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики.
4.Проблема обоснования математики в различных философских концепциях.
Философские проблемы физики
6. Эпистемологические и методологические проблемы физики: историческая ретроспектива и современность.
7. Проблема пространства – времени: соотношение научного и философского аспектов.
8. Системность как методологический регулятив научного познания: физический и философский аспекты.
Философские проблемы современной химии
10. Химия ХХ века как «наука и производство».
3. Тематика семинарских занятий
Пространство и время
Основные понятия
Тематика докладов и рефератов
Проблема обоснования
3. Социальные факторы научного обоснования.
Основные понятия
Тематика докладов
Причинность и проблема детерминизма
2. Проблема детерминизма в контексте эволюции науки.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА


ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ»


Нижний Новгород 2007

ББК 87я73


Составители: К.Г. Мальцев, А.М. Бекарев, В.И. Казакова, Т.Л. Михайлова, Е.Н. Соснина

/ НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Н.Новгород, 2007. - с.


Представлены методические рекомендации к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей НГТУ, обучающихся по направлению «Философия естествознания и математики». Изложены список основной литературы, тематика семинарских занятий, рекомендации для самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов. Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к подготовке аспирантов и соискателей, изложенных в «Программе-минимум кандидатского экзамена», разработанной Институтом философии РАН и одобренной экспертным советом по философии, социологии и культурологи ВАК в 2004 г.


Ответственный редактор: проф. Мальцев К.Г.


Редактор О.В. Пугина


Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 2. Уч-изд. л. Тираж 500 экз. Заказ

________________________________________________________________________________


Нижегородский Государственный Технический Университет.

Типография НГТУ. 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24.


© Нижегородский государственный

технический университет, 2007


В В Е Д Е Н И Е


Предлагаемое методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей НГТУ в рамках изучения ими курса «История и философия науки» разработан на основе программы-минимум кандидатского экзамена, одобренной президиумом ВАК Минобразования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697. Методические рекомендации разработаны на кафедре «Методология, история и философия науки» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева как результат опыта преподавания дисциплины «История и философия науки» в рамках приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности НГТУ. Тематический план семинарских занятий составлен с учётом специфики научной подготовки обучающихся по специальностям: 01.00.00 – «Физико-математические науки» и 02.00.00 – «Химические науки». Круг рассматриваемых вопросов соответствует разделам I.«Общие проблемы философии науки» и II.«Современные философские проблемы областей научного знания» («Философские проблемы математики», «Философские проблемы физики», «Философские проблемы химии»).

Основной задачей курса ставится выход на качественно новый уровень философско-методологических знаний, способствующий максимальному раскрытию творческого потенциала будущего учёного. Курс ориентирован на тесную связь со специализацией аспирантов и призван представить широкий спектр основных мировоззренческих и методологических ориентиров научной деятельности. Наряду с традиционной философской составляющей в программу кандидатского минимума включена историко-научная тематика, что является, на наш взгляд, одной из наиболее удачных инноваций современного образования. Этот акцент на динамику развития научной мысли, процессы её становления и эволюции представляется чрезвычайно актуальным, главным образом, с точки зрения современных проблем науки.

Пособие включает в себя список основной литературы, рекомендуемую тематику семинарских занятий и программные вопросы курса. Рекомендуемые программы семинарских занятий с необходимостью включают в себя как информативный, так дискуссионный аспекты. Тематика предлагаемых докладов носит полемически-поисковый характер и ориентирована на творческое осмысление тех или иных вопросов, их активное обсуждение в ходе занятия. Подобный подход призван инициировать как формирование собственной точки зрения, так и умение корректно и обоснованно её излагать.


^ 1. ИСХОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Актуальные проблемы философии науки / под ред. Э.В. Гирусова. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 344 с.

  2. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 521 с.

  3. Джегутанов, Б.К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / Б.К. Джегутанов, В.И. Стрельченков, В.В. Балахонский, Г.Н. Хон. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

  4. Ильин, В.В. Философия науки: учебник / В.В. Ильин. – М.: изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

  5. Котенко, В.П. История и философия классической науки / В.П. Котенко. – М.: Академический проект, 2005. – 473 с.

  6. Кохановский, В.П. Философия науки: учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. – М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2006. – 496 с.

  7. Современные философские проблемы естествознания, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  8. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.

  9. Философия науки: учебное пособие / под ред. А.И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.

  10. Философия науки: общие проблемы познания, методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов / - М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.



^ 3. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИКИ


1. Математика как объект философского анализа.

1.1. Математика как наука: особенности предмета и метода.

1.1.1.Математика: «часть теоретической физики» (В.И.Арнольд) или язык науки?

1.1.2.Природа математического мышления. Рациональное и иррациональное в математике: философско-методологические аспекты. Проблема поиска и обоснования исторических закономерностей развития математики.

1.1.3.Понятие метаматематики и метаматематической теории.

1.2.Аксиоматический метод математики: его сущность, периоды становления.

1.2.1.Период содержательной аксиоматизации: «Начала» Евклида.

1.2.2. Период полуформальной аксиоматизации: Н.И. Лобачевский, Бойяи, Гаусс. Неевклидовы геометрии, их общие черты.

1.2.3.Период формальной аксиоматизации: зарождение аксиоматического метода как самостоятельной теории. Д.Гильберт: теоретико-множественная концепция как фундамент всего математического знания.

1.2.4.Парадоксы теории бесконечных множеств как причина появления философии математики.

1.2.5.Особенности языка науки современной математики.


1.3. Фундаменталистское и нефундаменталистское направления как основные направления современной философии науки.

1.3.1. Фундаментализм: проблема сущности математики. Математический объект, его специфика. Математическое доказательство.

1.3.2. Нефундаментализм: проблема поиска законов функционирования математики. И.Лакатос, Р.Уайлдер, Ф.Китчер как представители нефундаменталистского направления.

1.3.3. Прикладные функции нефундаменталистской математики, соотношение теоретических и прикладных исследований.

1.3.4. Историко-математические проблемы как исходная клеточка нефундаменталистского направления.

1.4. Математика как феномен культуры.

1.4.1.Принципы влияния культурной среды на внутренние интенции развития математики. Соотношение внутренних и внешних факторов развития математики.

1.4.2. Математика в контексте научных революций. Проблема возможности выделения «математической парадигмы», и ее соотношение с научной парадигмой.

1.4.3.Социокультурные аспекты математического знания. Национальные математические школы и традиции.

1.4.4. Философские проблемы математики и современное математическое образование. Стили математического мышления в современной науке.


^ 2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики.

2.1. Феномен дедуктивной математики и проблема ее зарождения.

2.1.1.Практический характер математики Древнего Востока.

2.1.2.Влияние европейского социокода на возникновение дедуктивно-аксиоматического метода. Необходимые условия возникновения дедуктивного способа рассуждений. Число как элемент духовной культуры: пифагорейско-платоновская математика. Диалектика числа. Число и проблема смысла. Теорема Евдокса.

2.1.3.Аксиоматика как необходимое условие развития науки. Математический аппарат и мысленное конструирование в дедуктивно-аксиоматической теории.

2.1.4.Система аксиом геометрии Евклида и система аксиом арифметики Пеано: общее и особенное.

2.1.5.Роль теоретической геометрии в становлении идей аксиоматического метода. Неевклидовы геометрии как первый случай диверсификации аксиоматики. Н.И.Лобачевский: возможность открытой дедукции.


2.2. Математизация науки: историческая эволюция и современные тенденции.

2.2.1. Математизация: один из методологических принципов физики или общая черта теоретизации научного знания.

2.2.2. Математизация как теоретический репрезентант научного знания.

2.2.3. Архимедовский тип математики.

2.2.4. Аналитическая механика как первый образец математической физики. 2.2.5. Проблема эквивалентных формализмов классической механики.

2.2.6. Статистическая механика Максвелла и Больцмана.

2.2.7. Математическая теория групп (Лежандр, Абель, Галуа), ее применение в квантовой механике и теории элементарных частиц.

2.2.8. Нелинейная динамика: исторический аспект. Теория нелинейных колебаний А.Пуанкаре, Андронова. «Проблема малых знаменателей» и теория КАМ (Колмогорова, Арнольда и Мозера).


2.3. Особенности развития математики в постиндустриальном обществе.

2.3.1. Компьютерный этап математизации.

2.3.2. Рождение вычислительной физики.

2.3.3. Перспективы математизации нефизических областей научного знания. Эвристические функции математики.

2.3.4. Математическое знание в парадигме нелинейного мира. Математические теории самоорганизации систем.

2.3.5.Проблема соотношения математики и техники. Математическое моделирование: философско-методологические аспекты. Сравнительный анализ математического моделирования в различных науках и технике.

2.3.6. Математическое знание и информация. Математика в сфере высоких технологий.



  1. Закономерности развития математики: философское осмысление.

3.1. Природа математического знания.

3.1.1. Проблема онтологического статуса математического знания. Дискретное и континуальное в математическом знании: онтологический и гносеологический аспекты. Типология онтологических коррелятов математических конструкций, ее методологический и мировоззренческий смысл.

3.1.2. Уровни математического знания и их соотношение. Практический и теоретический уровни.

3.1.3. Проблема эффективности количественных методов практической математики, ее связь с экономическо-социальными условиями.

3.1.4. Тенденция трансформации практической математики в прикладную математику. Философские аспекты прикладной математики.

3.1.5. Теория математического эксперимента, ее мировоззренческое и методологическое основания. Проблемы функционирования теории математического эксперимента в общей системе научного знания.


3.2. Аксиоматико-дедуктивная теория как основа теоретической математики.

3.2.1. Математический аппарат, его роль и функции в дедуктивно-аксиоматической теории. Математическое предвосхищение и математическая гипотеза.

3.2.2. Эстетические аспекты математического знания. Числовая гармония Вселенной: историческая ретроспектива и современные реалии.

3.2.3. Математическая теория и языковые проблемы. Математическое знание в аналитической философии.

3.2.4. Математический аппарат научной теории и его роль в ее обосновании.


3.3. Соотношение математики и логики: философско - методологические аспекты.

3.3.1. Силлогистика и ее законы. Значение формальной логики в жизни человека.

3.3.2.Неклассические логики, их связь с неевклидовыми геометриями и небулевой алгеброй.

3.3.3. Проблема прогресса в математике.

3.3.4. Математический реализм или конструктивизм.


^ 4.Проблема обоснования математики в различных философских концепциях.

4.1. Концептуальное обоснование и его пределы: строгость математических объектов и непротиворечивость математических теорий.

4.1.1. Философские проблемы эмпирического обоснования математики. Математический эмпиризм (Аристотель), его мировоззренческое и методологическое значение.

4.1.2. Философские проблемы феноменологического обоснования математики. Математика как априорное синтетическое знание (И.Кант).

4.1.3.Программы обоснования математики: ХХ век.

4.1.4. Логицизм: сведение понятий математики к логике (Г.Фреге).

4.1.5. Б. Рассел и У. Уайтхед: дедукция математических теорий к логике.

4.1.6. Теоремы Геделя их роль в обосновании математики. Бесперспективность логицистской программы. Программы формализации и математизации науки, их соотношение.

4.1.7. Интуиционизм (Л.Брауэр): конструктивная перестройка математики через редукцию математики к исходным положениям арифметики. Рациональное и иррациональное в математике.

4.1.8. Формалистская программа Д.Гильберта. Проблемы аксиоматизации и формализации теории. Принципы гильбертовского финитизма метатеорий. 4.1.9. Проблема языка: логический и гносеологический анализ.

4.1.10. Проблема бесконечного регресса обоснования математики.

4.2. Индуктивная и дедуктивная методология в математической теории.

4.2.1. Философский смысл теорем о неполноте.

4.2.2. Проблема истины в математическом знании. Логичность, правильность, истинность теории в их соотношении. Истина и непротиворечивость.


^ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ


5. Онтологические проблемы физики: историческая ретроспектива и со- временность.

5.1. Философские основания фундаментальности физики.

5.1.1.Лингвистическая фундаментальность физики. Язык физики как элемент языка любой естественнонаучной теории.

5.1.3. Эпистемологическая фундаментальность: доктрина моно- и полифундаментальности.

5.1.4. Онтологическая фундаментальность: оппозиция редукционизма и антиредукционизма.

5.2.Физическая картина мира: философские принципы физической картины мира.

5.2.1.Механистическая картина мира: борьба декартовской и ньютоновской картины мира.

5.2.2. Электродинамическая картина мира: программы Ампера - Вебера и Фарадея – Максвелла. Принцип близкодействия и дальнодействия.

5.2.3. Квантово-релятивистская картина мира.

5.2.4. Опыт Майкельсона – Морли как «кошмар классического разума».

5.2.5. Становление нерелятивистской картины мира. Развитие квантовой механики. Принцип неопределенности В.Гейзенберга и принцип дополнительности Н.Бора. Частицы и поля как основные виды материи. Корпускулярно-волновой дуализм.

5.2.6. Проблема создания единой теории всех типов взаимодействий в современной физике. Группы симметрий как проблема инвариантности законов природы.

5.2.7. Геометризация физики. Поле как геометрический объект. Пространственно-временной континуум и фундаментальные физические взаимодействия. Проблема типологии взаимодействий.

5.3. Онтологические проблемы соотношения макро- и микромира.

5.3.1. Проблема онтологического статуса объектов.

5.3.2. Виртуальные частицы как проблема физической реальности.

5.3.3. Суперструны и суперсимметрии: проблема нелокальности физических объектов.

5.3.4. Концепция техникварков, или преонная гипотеза как вариант нестандартной модели.

5.3.5. Суперсимметричные теории как вариант непротиворечивого описания всех физических явлений.

5.3.6. Теория твисторов Р.Пенроуза: философские и методологические основания.

5.4. Современная физика и ее влияние на изменение стиля мышления и культуру человека.

5.4.1. Философские аспекты развития физики в постиндустриальном обществе. Информационные аспекты физической картины мира.

5.4.2. Социально - философские проблемы ядерной техносферы. Ядерные технологии и общественное сознание.


^ 6. Эпистемологические и методологические проблемы физики: историческая ретроспектива и современность.

6.1. Проблема объективности научного знания: философское обоснование.

6.1.1. Неоднозначность термина «объективность». Идеал объективности ньютоновской физики и квантово-релятивистской.

6.1.2. Эпистемологическая объективность как объектность квантово-механического и описания. Объектность теоретического описания как недостижимый идеал. Копенгагенская интерпретация квантовой механики. Проблема наблюдателя или история принципа наблюдаемости.

6.1.3. Объективность как адекватность квантовой теории.

6.1.4. Идеал объективности знания: от классической парадигмы к неклассической. Каноны рациональности. «Парадоксы» неклассической физики.

6.1.5. Объектность и объективность описания: ситуация в синергетике.

6.1.6. Не-объектный характер естествознания как общая черта всего научного знания. Предпосылочны й характер научного знания: мировоззренческий, культурный и ценностный аспекты.

6.2. Проблемы детерминизма: онтологический и гносеологический аспекты.

6.2.1.Концепции причинности и закономерности как основа детерминизма: эволюция от классической рациональности к постнеклассической.

6.2.1.2. Модель жесткой детерминации ньютоновско - лаплассовского типа.

6.2.1.3. Позитивизм: трактовки категории причинности как связи между наблюдаемыми величинами.

6.2.1.4. Неопозитивизм и логический позитивизм: возрастание математизации и формализации. Причинность как связь состояний системы.

6.2.1.5. Преобразование учения о детерминизме в классической электродинамике: теория близкодействия.

6.2.1.6. Причинность – через призму теории относительности. Понятие точечного события в контексте причинности.

6.2.1.7. Вероятность как «эпистемологический парадокс» (К. фон Вейцзеккер) и его влияние на доктрину детерминизма. Вероятностный образ мышления как «искусство мыслить на языке и в образах распределений».

6.2.1.8. Принцип неопределенности В.Гейзенберга как наиболее фундаментальное проявление вероятностных идей в познании. Индетерминизм: проблема неполноты вероятностно- статистических методов.

6.2.1.9. Трансформация детерминизма: от вероятностной модели к концепции самоорганизации. Телеономические системы и целевая детерминация контексте эволюционных процессов.

6. 3. Методологические принципы физики и их функционирование в естествознании и обществознании.


^ 7. Проблема пространства – времени: соотношение научного и философского аспектов.

7. 1. Пространство и время: субстанциальная и реляционная концепции.

7.1.1. Основные свойства пространства и времени: трехмерность пространства, необратимость времени, однородность и изотропность пространства, однородность времени.

7. 2. Пространство и время в классической физике и философии (И. Кант).

7.2.1. Инерциальные и неинерциальные системы. Понятие абсолютного времени и абсолютного пространства.

7.2.2. Преобразования Галилея и пространственно-временные представления классической физики. Ковариантность законов механики по отношению к преобразованиям Галилея как выражение принципа относительности классической механики.

7.3. Пространство – время в специальной теории относительности.

7.3.1. Нековариантность электродинамики классическому принципу относительности. Уравнения Максвелла.

7.3.2. Опыт Майкельсона – Морли: эмпирическое подтверждение принципа относительности неклассической механики. Противоречие между новым экспериментальным материалом и основными положениями классической физики как исходная основа развития естествознания.

7.3.3. Преобразования Лоренца как математическая основа специальной теории относительности.

7.3.4. Природа релятивистских эффектов и их интерпретация: различные подходы.

7.3.4.1. Динамическая концепция. Гипотеза релятивистского сокращения (Лоренц, Фитцжеральд): феноменологическое объяснение наблюдаемого факта.

7.3.4.2. Субъективистская концепция и проблема языка описания.

7.3.4.3. Релятивистская концепция и проблема пространственно-временного континуума.

7.4. Пространство – время в общей теории относительности.

7.4.1. Гносеологические особенности возникновения общей теории относительности.

7.4.2. Мысленный эксперимент, его роль в формировании принципа эквивалентности как фундаментального принципа общей теории относительности.

7.4.3. Различные системы геометрий и их характеристика (Евклид, Лобачевский, Риман): непротиворечивость и равнозначность трех систем геометрии.

7.4.4. Проблема геометризации физики. Математический аппарат теоретической и эмпирической физики в их соотношении.

7.4.5. Гносеологические уроки общей теории относительности.


^ 8. Системность как методологический регулятив научного познания: физический и философский аспекты.

8.1. Понятие системы в физике: эволюция и применение в различных парадигмах.

8.1.1. Механическая система классической физики: проблема разработки математического аппарата. Физикализм. Философский смысл редукционизма

8.1.2.Замкнутые системы классической термодинамики. Закон возрастания энтропии.

8.1.3. Квантово-механическая система как объект квантовой механики: кооперативные эффекты. Теория ансамблей Гиббса и Эейнштейна как продолжение теории Больцмана.

8.2. Системность – через призму междисциплинарных исследований.

8.2.1. Попытка создания общей теории систем: Л.фон Берталланфи и А.А.Богданов. Понятие биосистемы. Жизнь – через призму физики (Э.Шредингер).

8.2.2. Кибернетика как наука об управлении сложными динамическими системами. Информация и энтропия. Математические методы.

8.2.3. Самоорганизующиеся системы как новая познавательная модель. Самоорганизация как возникновение неоднородности из однородности. Теоретико-математический базис объяснения процессов самоорганизации. Странный аттрактор как математический образ детерминированного хаоса. Бифуркация и непредсказуемость.

8.2.4. Термодинамика открытых неравновесных систем: внесение идеи эволюции в физику. Необратимость времени. «Стрела времени» (Эддингтон). Необратимость: субъективность интерпретации как следствие технологических проблем измерения.

8.2.5. Теория диссипативных структур И.Пригожина. Антропный принцип.

8.3. Физикализм: проникновение физики в естествознание.

8.3.1. Взаимодействие принципа системности с другими методологическими принципами. Физика как интегратор основных методологических принципов в естествознании.

8.3.2. Фундаментальность физических теорий.


^ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ХИМИИ


9. Предмет и специфика философии химии: проблема рационализации.

9.1.Концептуальные системы химии и их эволюция: четыре системы замкнутых понятий. Учение о химическом элементе и составе вещества. Структурная химия. Учение о химическом процессе. Химия самоорганизации. Роль концептуальных систем в понимании истории развития химии и специфики ее предмета.

9.1.1. Историческое осмысление науки как составляющая философских вопросов химии. Специфика философии химии.

9.1.2. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике. Понятие химической формы движения материи. Идея химического «клина» в физике (Б.М.Кедров). Химия и физика: изучение фрагментов природы или способов познания.

9.1.3. Взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. «Мостиковые» концептуальные построения химии. Проблема рационализации химии. Программа концептуальной системы В.И.Кузнецова.

9.2. Предмет химии: историческая ретроспектива.

9.2.1. Специфика химии: формирование предмета как момента практической деятельности.

9.2.2. Вещество как предмет химии. Индивидуальное и особенное вещества как предмета химии. Индивидуализация химической реакции. Получение вещества с заданными свойствами.

9.2.3. Химия Х1Х века: становление исходной системы понятий. Понятия «химический атом», «химическая связь», «химическое соединение» как центральные идеализации химии.

9.2.3.1. Дальтон: отец химического атомизма. Исследование газовых смесей.

9.2.3.2. Лавуазье А.: кислородная теория. Кислота, ее теоретические характеристики. Металл как химическая идеализация и простое вещество. Понятие «химический элемент», его характеристики.

9.2.3.3. Бойль Р. Как родоначальник научной аналитической химии .Понятие «химический анализ».

9.2.3.4. Менделеев Д.И.: открытие периодической системы элементов. Мировоззренческое и методологическое значение открытия Менделеева.

9.2.3.5. Бутлеров М.И.: становление органической химии. Понятие «структура», зависимость свойств вещества от структуры.

Мировоззренческое и методологическое значение открытия Бутлерова.


^ 10. Химия ХХ века как «наука и производство».

10.1. Квантовая химия как этап неклассической химии: пересмотр исходного категориального аппарата. Понятие физико-химического атома. Физические модели как основание определения химических связей. Связь периодической системы элементов Менделеева и квантово - механической теории атомов. Фриц Панет: два слоя химического элемента.

10.1.2. Возникновение физико–химической аналитической химии. Понятие химической связи как центральное понятие.

10.1.3. Химическая кинетика: индивидуальность химических реакций. Ч.Коулсон: специфика теоретического знания в химии. Понятие екстественного вида.

10.2. Постнеклассическая химия: переход от структурных теорий к саморганизации. Этапы теории самоорганизации.

10.2.1. Реакция Белоусова-Жаботинского: модель колебательной реакции. «Химические часы».Мировоззренческие аспекты химических колебательных реакций.

10.2.2. Нелинейная неравновесная термодинамика И.Р.Пригожина. Нелинейная термодинамика как синтез термодинамики и химической кинетики. Модель «брюсселятора». Физико-математическая база. Понятие диссипативной структуры.

10.2.3. Теория саморазвития открытых каталитических систем А.П.Руденко как теория «прогрессивной» эволюции открытых каталитических самоорганизующихся систем. Информационный принцип как запоминание эволюционной информации в физико-химических изменениях каталитической системы.

10.2.4. Концепции самоорганизации как альтернативные концепции в истории науки: тенденции физикализации и тенденции развития системных представлений.

10.2.5. Тенденции физикализации химии, этапы.

10.3. Первый этап – проникновение физических идей в химию. Переход от понятия силы к понятию химического сродства.

10.3.1. Второй этап – проникновение в химию физических законов. Возникновение химической термодинамики. Гельмгольц, Вант-Гофф, Гиббс: метод термодинамических потенциалов. Химическая термодинамика и электрохимия. Физическая химия.

10.3.2. Третий этап - физическое описание и объяснение химической связи и химического взаимодействия. Гейтлер и Лондон. Квантовая химия.

10.4. Практическое значение современной химии. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью. Химия как «наука о производстве» (Н.Н.Семенов). «Большая химия».


^ 3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


З А Н Я Т И Е 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУК:

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


  1. Взаимодействие наук: мировоззренческие принципы и методологические основания.

1.1. Классификация наук и междисциплинарное взаимодействие.

1.2. Интеграционные процессы в науке: история и современность.

1.3. Дифференциация научного знания: история и современность.

1.4. Механизмы взаимодействия наук, их типология классификация.

  1. Междисциплинарное взаимодействие в динамике развития науки.

2.1. Взаимодействие наук в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах. Механицизм как методологический принцип.

2.2. Этапы взаимодействия наук: взаимопереход понятий, законов и теорий. Проблема концептуальной преемственности в математике и физике.

2.3. Редукция и редукционизм: позитивные и негативные аспекты. Онтологический, гносеологический, прагматический редукционизм в их соотношении. Проблема сводимости химии к физике.

2.4. Математизация как символизация, моделирование, методологический принцип, способ теоретизации. Феноменологическая, модельная, фундаментально-теоретическая математизация.

  1. Взаимодействие наук и коэволюционные процессы.

3.1. Взаимодействие наук в контексте коммуникационных процессов.

3.2. Гуманитарный и антропологический «поворот» современной науки. Проблема «гуманитарного естествознания».

3.3. Коэволюционные тенденции естествознания, техники и технологий.


Основные понятия

Интеграция, дифференциация, взаимодействие наук, междисциплинарный процесс, трансдисциплинарный процесс, мультидисциплинарный процесс, классификация, систематизация, «наука-донор», «наука-акцептор», редукция, редукционизм, единство мира, единство знания, математизация, механицизм, физикализм, коэволюция, гуманизация, гуманитарное естествознание, дисциплина, монодисциплина, полидисциплина, «мягкий» механизм взаимодействия, «жёсткий» механизм взаимодействия.


Тематика докладов

  1. Взаимодействие наук: феномен разнообразия и принцип единства.

  2. Динамика математической мысли как путь за её пределы.

  3. Математизация науки: точность versus диапазон применимости.

  4. Математизация и принцип простоты.

  5. Математизация и поиск гармонии.

  6. Математизация физики как последовательное расширение групп симметрии.

  7. Математизация и принцип единства знания.

  8. Математика как отражение познавательных процессов.

  9. Математика, естествознание и метафизика в трудах И. Канта.

  10. Математическая гипотеза как метод развития физического знания.

  11. Унификация научного знания: за и против.

  12. «Физика в наше время слишком важна, чтобы оставлять её физикам» (Д. Гильберт).

  13. Физикализм как форма философии науки.

  14. Сводима ли химия к физике?

  15. «Пифагорейский синдром» в химии.

  16. Редукционизм и единство знания.

  17. Сравнительный анализ математического моделирования в различных областях знаний.

  18. Конфликты дисциплинарного и междисциплинарного в современном естествознании.

  19. Современные концепции геометризации физики.

  20. Междисциплинарные ландшафты и коммуникации.


Литература

  1. Аронов, Р.А. Два подхода к проблеме взаимоотношения геометрии и физики / Р.А. Аронов, В.М. Шемякин. Философия науки. Вып.7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. – М.: РАН ИФ, 2001. С. 207-225.

  2. Горбань, А.Н. Взаимодействие математики и химии как общение учёных / А.Н. Горбань, Г.С. Яблонский. Взаимодействие наук как фактор их развития. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 284 с. С. 127-136.

  3. Вигнер, Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Историко-математические исследования. М., 1975.

  4. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия / под ред. А.С. Мамзина. – М.: изд-во ЛГУ, 1990. – 200 с.

  5. Кимстач, В.Н. Коэволюция гуманитарной, естественнонаучной и технической культур в исторической ретроспективе: методологический аспект // Лосевские чтения: материалы научно-практической конференции. – Новочеркасск, 2006. С. 33-38.

  6. Кордонский, С.Г. Взаимодействие описывающих и аналитических наук в процессе исследования / Взаимодействие наук как фактор их развития. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 284 с. С. 72-85.

  7. Кочергин, А.Н. Взаимодействие наук как комплексная проблема / Взаимодействие наук как фактор их развития. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 284 с. С. 5-20.

  8. Латыпов, Ф.Р. Человеческий язык с позиций термодинамики (проблема межнаучных аналогий) / Взаимодействие наук как фактор их развития. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 284 с. С. 264-275.

  9. Лось, В.А. Глобальный интегрализм как современная форма взаимодействия наук / Философия науки. Вып.7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. – М.: РАН ИФ, 2001.

  10. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М.: УРСС, 2001. – 255 с.

  11. Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. №3. С. 44-49.

  12. Науки в их взаимосвязи: история, теория, практика / под ред. Б.М. Кедрова. – М.: Наука, 1988. – 285 с.

  13. Печёнкин, А.А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ) / А.А. Печёнкин. – М., 1986.



З А Н Я Т И Е 2

^ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И МАТЕМАТИКЕ


  1. Пространство и время как общенаучные понятия и философские категории.

    1. . Пространство и время в классической, неклассической и постнеклассической парадигмах. Субстанциальная и релятивистская концепции.

    2. . Топологические свойства пространства и времени и фундаментальные физические взаимодействия. Общая и специальная теории относительности как концепции пространства и времени.

    3. . Пространственно-структурный подход в современной науке. Структура и смысл.

  1. Время, его измерения и состояния.

    1. Онтологическая и психологическая интерпретация времени. Время сознания и время бытия.

    2. Специфика осознания времени: память, восприятие, воображение.

    3. Время и философия процесса.

    4. Время и вечные смыслы науки.

  2. Дискретное и континуальное: философско-методологические аспекты.

    1. Принцип непрерывности как условие возможности движения.

    2. Атомизм как методологический принцип и парадигмальный базис: история и современность.



^

Основные понятия


Пространство, время, пространственно-временной континуум, субстанциальная концепция, релятивистская концепция, общая теория относительности, специальная теория относительности, дискретное, континуальное, монада, пустота, атом, вечность, длительность, априорное, трансцендентное.


^

Тематика докладов и рефератов


  1. «Жизнь науки состоит в постоянном перенесении внимания с пространственного аспекта на временной и обратно» (А. Арманд).

  2. Абсолютизация пространства versus абсолютизация времени.

  3. Единство вечности и множественность времени.

  4. Пространственно-временной континуум и эволюция исследовательских программ (по работам К.Р. Поппера).

  5. Бесконечное пространство в математике и философии: сравнительный анализ.

  6. Абсолютное пространство и движение.

  7. Законы Ньютона как философская предпосылка идеи абсолютного пространства.

  8. Пространство в картезианстве и ньютонианстве: сравнительный анализ.

  9. Пространство как сфера деятельности монад (по работам Г. Лейбница и И. Канта).

  10. Пространство и время как трансцендентальные схемы.

  11. Время как априорная форма чувственности.

  12. Вневременное бытие и практический разум.

  13. «Время есть парение силы воображения между двумя несовместимостями» (И.-Г. Фихте).

  14. «Свойства времени – только свойства часов» (А. Пуанкаре).

  15. «Пространство само по себе и время само по себе низводятся до роли теней, и лишь некоторый вид соединения обоих должен ещё сохранить самостоятельность» (Г. Минковский).

  16. Четырёхмерный мир: чувственное и рациональное.

  17. Пространство и время вне материи: за и против.

  18. «Стрела времени» и необратимость законов природы.

  19. Пространственно-временной континуум и гравитационное поле.

  20. Пространственно-временной континуум и вакуум.


Литература

  1. Гайденко, П.П. Время, длительность, вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 464 с.

  2. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 400 с.

  3. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // // Вопросы философии. 2006. №12. С. 147-163.

  4. Качераускас, Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии. 2005. №12. С. 129-136.

  5. Марков, Б.В. Знаки бытия / Б.В. Марков. – М.: Наука, 2001. – 149 с.

  6. Минковский, Г. Пространство и время // Принцип относительности. М.-Л., 1935.

  7. Поппер, К.-Р. Квантовая теория и раскол в физике / К.-Р. Поппер. –

  8. Севальников, А.Ю. Квант и время в современной физической парадигме / Философия науки. Вып.7. Формирование современной естественнонаучной парадигмы. – М.: РАН ИФ, 2001. С. 226-235.

  9. Фихте, И.-Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. / И.-Г. Фихте. – М., 1995.

  10. Том, Р. Структурная устойчивость и морфогенез / Р. Том. – М.: Логос, 2002.

  11. Фуко, М. Другие пространства / М. Фуко. Интеллектуалы и власть. – М.: Праксис, 2006. – С. 191-204.

  12. Шеллинг, Ф. Система мировых эпох / Ф. Шеллинг. – Томск, 1999.



З А Н Я Т И Е 3

^ ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ

В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И МАТЕМАТИКЕ


1. Обоснование логическое, математическое, естественнонаучное: философско-методологические аспекты.

1.1. Концептуальное обоснование: взаимосвязь и пределы достоверности.

1.2. Теоремы Гёделя и проблема обоснования научного знания. Программы формализации науки.

1.3. Концепции обоснования математики: логицизм, интуиционизм, финитизм.

1.4. Феноменологическое обоснование естествознания и математики: сравнительный анализ.

2. Эмпирическое обоснование.

2.1. Экспериментально-практическое обоснование в физике и химии: сравнительный анализ. Проблема «теоретической нагруженности» факта.

2.2. Объектность и объективность физического знания: семантическая и методологическая проблематика. Проблема объективности в квантовой механике.

2.3. Эмпирическое обоснование математики, его преимущества и ограничения.

2.4. Проблемы обоснования и парадоксы.
^

3. Социальные факторы научного обоснования.


3.1. «Научная идеология»: философско-методологические аспекты.

3.2. Критическая традиция и объективность научного знания.

^

Основные понятия

  1   2   3

Скачать 387.29 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты