Домой

Программа и планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания Для магистрантов направления подготовки




НазваниеПрограмма и планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания Для магистрантов направления подготовки
страница1/4
Дата01.02.2013
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Цели дисциплины «Философские вопросы естествознания»
Модуль 1. Философия – методология – естествознание. Философские проблемы математики
Место дисциплины в структуре ООП
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философские вопросы естествознания»
Философские вопросы естествознания
Учебно-тематический план дисциплины
ИТОГО:246 час
Содержание лекционного курса
Модуль I. Философские проблемы математики.
Модуль II. Философские проблемы физики
Модуль II. Философские проблемы астрономии и космологии
Модуль III. Философские проблемы химии
Модуль III. Философские проблемы биологии и экологии
Модуль IV. Философские проблемы информатики
Модуль IV. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук.
4.3. Практические занятия
Дополнительная литература
Подобные работы:
  1   2   3   4

5.01 (075)

П 501


№ 4827

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Технологический институт

федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

в г. Таганроге


Программа и планы семинарских занятий

по курсу

Философские вопросы естествознания


Для магистрантов направления подготовки

280700 «Техносферная безопасность»


Таганрог

2012


ББК 5.01(075)


Поликарпова Е. В. Программа и планы семинарских занятий по курсу «Философские вопросы естествознания». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 41 с.


Программа и планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу курса, планы семинарских занятий, образцы творческих и индивидуальных заданий, а также контрольные вопросы по курсу.

Рекомендуется для магистрантов направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность».


Рецензент – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета Шипелик О.В.


^ Цели дисциплины «Философские вопросы естествознания»

Философия занимает особое место в системе гуманитарного образования. Она выявляет, систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты, включенные в различные области естественного и гуманитарного знания. Курс «Философские вопросы естествознания» знакомит магистров с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки, и в частности, естественных наук.

Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры.

Целями дисциплины являются:

1) формирование у студентов научного мировоззрения, целостной непротиворечивой картины мира; способности к философской оценке истории и современного состояния естественнонаучного знания;

2) осмысление основных философско-методологических проблем естественных наук,

3) формирование целостного понимания тенденций и перспектив развития естествознания.

Задачи дисциплины: научить студентов выявлять, анализировать, систематизировать и критически осмысливать философские проблемы в области естествознания; сформировать соответствующую современным требованиям философско-методологическую культуру, позволяющую оценивать развитие естествознания с позиции гуманистической парадигмы.

Изучение дисциплины также направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данная дисциплина состоит из четырех модулей:

^ Модуль 1. Философия – методология – естествознание. Философские проблемы математики

Комплексная цель:

  1. Рассмотреть науку как специализированную сферу культуры, нацеленную на объективное познание мира.

  2. Показать роль философии в естественнонаучной деятельности.

  3. Раскрыть взаимосвязь философии и естествознания.

  4. Продемонстрировать роль математики как языка естествознания.

  5. Рассмотреть природу математического знания и статуса математических объектов, предмета и метода математики.

  6. Рассмотреть философские концепции математики и изучить проблему обоснования математики.


Модуль 2. Философские проблемы физики. Философские проблемы астрономии и космологии

Комплексная цель:

  1. Сформировать представление о месте физики в системе наук.

  2. Показать онтологичность физического знания.

  3. Показать, как происходит трансформация физической картины мира.

  4. Выявить особенности научного познания в астрономии и космологии.

  5. Рассмотреть основные проблемы астрономии и космологии и их философское значение.

  6. Дать представление об антропном принципе во Вселенной.


Модуль 3. Философские проблемы химии. Философские проблемы биологии и экологии

Комплексная цель:

  1. Показать основные тенденции развития химии.

  2. Проанализировать проблемы физикализации химии.

  3. Дать представление о концептуальных системах химии.

  4. Рассмотреть экологический аспект химии окружающей среды.

  5. Показать, в чем сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

  6. Проанализировать проблемы происхождения и сущности жизни.

  7. Дать представление о проблеме системной организации в биологии.

  8. Исследовать проблемы биоэтики в различных культурных контекстах.

  9. Рассмотреть взаимодействие общества и природы.

  10. Проанализировать важнейшие законы экологии и их научный статус.

  11. Показать экологические императивы современной культуры.


Модуль 4. Философские проблемы информатики. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук

Комплексная цель:

  1. Дать картину становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX века.

  2. Рассмотреть основные концепции и подходы в информатике.

  3. Показать философское значение природы информации и виртуальной реальности.

  4. Исследовать проблему искусственного интеллекта и ее эво­люцию.

  5. Ознакомиться с концепцией информационной безопасности.

  6. Показать роль Интернета как инструмента новых социальных технологий.

  7. Показать, как осуществляется взаимодействие фундаментальных наук и какова роль этого взаимодействия в историческом, социальном, политическом, экономическом, экологическом и др. аспектах.

  8. Дать представление о синтезе фундаментальных наук как основы экологических отношений с реальностью.

^ Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП. Дисциплина «Философские вопросы естествознания» является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» изучает закономерности развития науки в культуре современной цивилизации, структуру научного знания, динамику естествознания как процесс порождения нового знания, типы научной рациональности, перспективы научно-технического прогресса, взаимосвязи современной философии и естествознания, методологические проблемы современного естествознания. При изучении дисциплины «Философские вопросы естествознания» используется материал дисциплин, прежде всего «философия», «история науки и техники», а также – «культурология», «логика», «этика», «химия» и «экология». Дисциплина «Философские вопросы естествознания» является одной из основ для дисциплины «история науки и техники» и «философских проблем в области профессиональной деятельности».

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философские вопросы естествознания»

Дисциплина «Философские вопросы естествознания» принимает участие в формировании следующих компетенций:

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

ОК-2 – способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-5 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

ОК-6 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-1 – способность понимать и анализировать направления развития химии и экологии, оценивать эффективность функционирования систем техносферной безопасности, оценивать затраты и риски, формировать стратегию создания систем техносферной безопасности в соответствии со стратегией развития организации;

ПК-6 – способность анализировать фундаментальные и прикладные проблемы техносферной безопасности в условиях становления современного информационного общества.

В результате освоения дисциплины «^ Философские вопросы естествознания» обучающийся должен:

а) знать:

– место естествознания в культуре современной цивилизации, историческую эволюцию естествознания, формирование естественных наук, структуру научного знания, социокультурные предпосылки глобальных проблем современности, противоречивый характер научно-технического прогресса, развитие информационных технологий в области экологии и химии, нанохимии, биотехнологий, проблемы взаимоотношений: человека и природы, роль математики в становлении классического математизированного экспериментального естествознания, эпистемологическое содержание компьютерной революции.

б) уметь:

– формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным философским проблемам естествознания, использовать основные положения и категории философских проблем естественной науки для оценивания и анализа современных процессов дифференциации и интеграции естественных наук, использовать положения данного курса для освоения саморазвивающихся синергетических систем, для осмысления связи социальных и внутринаучных ценностей в качестве условий развития современного естественно-научного знания в конце XX - начале XXI в.в.

в) владеть:

– навыками восприятия и анализа текстов по философским проблемам естествознания, приёмами ведения дискуссий по вопросам научных революций, как точек бифуркации развития знания, навыками аргументированного изложения проблем научных революций, проблем научных исследований, исторической смены типов научной рациональности, естественно-научного знания, методологических проблем химии и экологии.

^ Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Форма аттестации
(по семестрам)

лекц.

лаб.

пр.

КСР

сам.

1

Модуль I. Философия – методология – естествознание

10




6




6




8

Стартовый рейтинг

2

Модуль I. Философские проблемы математики

10




4




4




8

Обсуждение на практическом занятии. Опрос (устно)

3

Модуль II. Философские проблемы физики

10




4




4




8

Обсуждение на практическом занятии. Тест

4

Модуль II. Философские проблемы астрономии и космологии

10




4




4




8

Опрос (письменно)

5

Модуль III. Философские проблемы химии

11




6




14




14

Опрос (устно). Коллоквиум

6

Модуль III. Философские проблемы биологии и экологии

11




6




16




16

Опрос (устно). Контрольная работа

7

Модуль IV. Философские проблемы информатики

11




4




14




14

Опрос (письменно)

Обсуждение на практическом занятии

8

Модуль IV. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук

11




2




10




10

Опрос (устно). Итоговый рейтинг

9

Творческая работа

10/

11
















30-32







^ ИТОГО:246 час

10/

11




36




72




108

зачёт-экзамен

^ Содержание лекционного курса

Модуль I. Философия – методология – естествознание. Генезис науки. Становление первых форм теоретической науки в античности. Наука в средневековых университетах. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы. Естествознание и генезис техногенной цивилизации. Наука и техногенная цивилизация. Наука как сфера институциализированной деятельности. Специфика научного познания. Наука как объективное и предметное знание. Внутренний этос науки. Критерии научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура и основания науки. Динамика науки. Научные традиции и научные революции. Философия естествознания: основные проблемы. Роль философии в естественнонаучной деятельности. Формы взаимодействия философии и естествознания. Исторический очерк развития естествознания. Методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов. Значение философского познания для естественнонаучного исследования. Аспекты и структура естествознания.

^ Модуль I. Философские проблемы математики. Образ математики как науки: философский аспект. Основания сравнения предметов математики, логики и естествознания. Причины и истоки возникновения математических знаний. Математика в древних цивилизациях. Рождение математики как теоретической науки в Древней Греции. Внутренние и внешние факторы развития математики. Философские концепции математики и проблема обоснования математики. Два основных источника математики: прикладное и теоретическое направление. Математическая гипотеза как метод развития физического знания Математическое предвосхищение. «Непостижимая эффективность» математики в физике: проблема рационального объяснения. Понятие истинности в математике. Понятие доказательства в математике и его развитие. Интуиция как синтез потенциально возможного и конкретно реализуемого. Недостатки доказательств, истоки сомнений. Интуиционизм и ультраинтуиционизм в математике.

^ Модуль II. Философские проблемы физики. Естественные науки и культура. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики. Понятие онтологии физического знания. Классическая физика. Проблема пространства и времени в классической механике. Неклассическая физика. Постнеклассические концепции пространства и времени. Новые концепции пространства и времени в современной физике. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

^ Модуль II. Философские проблемы астрономии и космологии. Проблема генезиса нашей Вселенной. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Современная система теоретических знаний о Вселенной и ре­альность. Вселенная как «экологическая ниша» человечества: отношение Человека и Вселенной. Проблема SETI (поиск внеземных цивилизаций). Идея связи астрофизики и биологии. Астроно­мия и перспективы космического будущего человечества.

^ Модуль III. Философские проблемы химии. Проблема предмета химии. Концептуальные системы химии. Специфика философии химии. Историческое осмысление науки как существенный компонент фи­лософских вопросов химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Непосредственная связь хи­мии с технологией и промышленностью. Химическая эволюция и возникновение жизни во Вселенной. Проблема редукции теоретической химии к квантовой механике. Концепция индивидуальности химии в системе естествознания. Экологический аспект химии окружающей среды. Химическая молекулярная инженерия.

^ Модуль III. Философские проблемы биологии и экологии. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Принцип развития в биологии. Креационная доктрина и эволюционная гипотеза. Происхождение биологических видов и проблема эволюции. Проблема системной организации в биологии. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции. Биоэтика в различных культурных контекстах. Философские вопросы генетики. Экологические императивы современной культуры. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества. Важнейшие законы экологии и их научный статус. Модели развития популяций и оценка демографических прогнозов. Устойчивое развитие: мифологический и научный подходы. Методологические проблемы экологизации современной науки.

^ Модуль IV. Философские проблемы информатики. Понятие информатики, разнообразие концепций и подходов. Концепция гипертекста В. Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Х. фон Фёрстера («Окружающая среда в том виде, как мы ее воспринимаем – это наше изобретение») и В. Турчина (человекоразмерность, идея метасистемного перехода). Синергетический подход в информатике. Г. Хакен и Д.С. Чернавский. Теория информации К. Шеннона. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах. Основные концепции и подходы в информатике. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Феномен зависимости от Интернета. Ин­тернет как инструмент новых социальных технологий. Проблема искусственного интеллекта и ее эво­люция. Смена парадигмы в искусственном интеллекте. Ведущие тенденции в современном искусственном интеллекте. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике: виртуальная реальность, понятие информационно-коммуникативной реальности. Социальная информатика.

^ Модуль IV. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук. Основания фундаментальной науки: возможные перспективы. Проблемы фундаментальной науки. О роли взаимодействия фундаментальных наук в историческом, социальном, политическом, экономическом, экологическом и др. аспектах. Причинность в современной естественно-научной парадигме. Основные «стыковки» в лице информатики, математической биологии, математической физики, математической экономики, медицины, техники.

^ 4.3. Практические занятия

Практические занятия имеют своей целью: развитие интеллектуальных, исследовательских и творческих умений студентов; освоение умений использования знаний и методов философии в целях саморазвития; расширение и углубление философских знаний; развитие умений анализировать естественнонаучные знания, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Особую роль практические занятия играют в активизации самоопределения, в поддержке проявлений студента как субъекта учебной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Темы практических занятий

1. Философия – методология – естествознание (6 часов).

2 Философские проблемы математики (4 часа).

3. Философские проблемы физики (4 часа).

4. Философские проблемы астрономии и космологии (4 часа).

5. Философские проблемы химии (14 часов).

6. Философские проблемы биологии и экологии (16 часов).

7. Философские проблемы информатики (14 часов).

8. Философские проблемы взаимодействия фундаментальных наук (10 часов).

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов, посвященных мировоззренческо-методологическому анализу естественнонаучных концепций;

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных проблем естествознания;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем естествознания.

Самостоятельная работа студентов по курсу «Философские вопросы естествознания» предполагает проработку лекций (36 часов) по рекомендуемым педагогом вопросам для самоконтроля, подготовку к практическим занятиям (72 часа) на основе заданий.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой проблеме естествознания. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты